Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Галина Геннадьевна, Мащенко Юлия Александровна, Садовникова Юлия Юрьевна, Тимейчук Людмила Николаевна

Цель работы. На основе анализа современных мировых тенденций в развитии внешнеторговой деятельности предложить направления трансформации стратегического управления развитием экспортного потенциала агропромышленного комплекса региона в условиях неопределенности экономической ситуации в стране. Метод или методология проведения работы. В исследовании использованы общенаучные методы систематизации, индукции, анализа данных о развитии экспортного потенциала агропромышленного комплекса Ростовской области. Результаты. Обосновано, что внешнеторговая деятельность -важнейший стратегический приоритет развития субъектов РФ в условиях глобализации, развитие которой способствует общему социальноэкономическому росту, стимулированию развития инновационной экономики. Региональный внешнеэкономический комплекс выступает, с одной стороны, как подсистема национальной внешнеэкономической системы. С другой стороны, он является подсистемой регионального территориального производственно-хозяйственного комплекса, который обеспечивает рост доли валового регионального продукта, обусловленной внешнеэкономическими связями субъекта Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, которые находятся на его территории. Проведенный анализ показывает, что стратегическим направлением государственного регулирования развития экспортного потенциала РФ и ее регионов в современных условиях является поддержка экспорта, а также улучшение доступа на внешние рынки посредством субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту. Также актуальным направлением государственного регулирования формирования и развития экспортного потенциала российских регионов остается совершенствование торговых ре жимов с зарубежными партнерами, многостороннее сотрудничество и взаимодействие с международными организациями. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке стратегии развития экспортного потенциала регионов страны. Выводы. Повышение эффективности государственного управления обусловливает необходимость выявления стратегических направлений в развитии экономики российских регионов, что позволит обеспечить переход к динамичному экономическому росту на региональном уровне, в том числе за счет эффективного использования имеющегося и формируемого мерами государственной поддержки экспортного потенциала отраслей агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уварова Галина Геннадьевна, Мащенко Юлия Александровна, Садовникова Юлия Юрьевна, Тимейчук Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF STRATEGIC MANAGEMENT TOOLS DEVELOPMENT OF THE REGION'S EXPORT POTENTIAL IN THE CONTEXT OF THE UNCERTAINTY OF THE ECONOMIC SITUATION

Purpose of work. Based on the analysis of current global trends in the development of foreign trade activities, we suggest ways to transform the strategic management of the development of the export potential of the agro-industrial complex of the region in the uncertain economic situation in the country. Method or methodology of the work. The study uses General scientific methods of systematization, induction, and analysis of data on the development of the export potential of the agro-industrial complex of the Rostov region. Results. It is proved that foreign trade is a key strategic priority of the development of Russian regions in the conditions of globalization, the development of which contributes to the overall socio-economic growth, development of innovative economy. On the one hand, the regional foreign economic complex acts as a subsystem of the national foreign economic system. On the other hand, it is a subsystem of the regional territorial production-economic system, which ensures the growth of the share of gross regional product due to the economic ties of the Russian Federation and the subjects which are in its territory. The analysis shows that the strategic direction of state regulation of the development of the export potential of the Russian Federation and its regions in modern conditions is to support exports, as well as to improve access to foreign markets by subsidizing interest rates on export loans and other financing instruments similar to credit. Improving trade regimes with foreign partners, as well as multilateral cooperation and interaction with international organizations, is also an important area of state regulation of the formation and development of the export potential of Russian regions. The scope of the results. The results of the study can be used to develop a strategy for developing the export potential of the country's regions. Conclusions. Improving the efficiency of public administration makes it necessary to identify strategic directions in the development of the economy of the Russian regions, which will ensure the transition to dynamic economic growth at the regional level, including through the effective use of the existing export potential of the agro-industrial complex formed by state support measures.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ»

Региональная экономика

УДК: 332.1 УВАРОВА ГАЛИНА ГЕННАДЬЕВНА

д.полит.н, доцент, профессор кафедры экономики, финансов и природопользования Южно-Российский институт управления —

филиал РАНХиГС при Президенте РФ, e-mail: 2188799@mail.ru

МАЩЕНКО ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

к.э.н, доцент, доцент кафедры экономики, финансов и природопользования Южно-Российский институт управления —

филиал РАНХиГС при Президенте РФ, e-mail: yulia-maschenko@yandex.ru

САДОВНИКОВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики, финансов и природопользования Южно-Российский институт управления —

филиал РАНХиГС при Президенте РФ, e-mail: julia-js16@mail.ru

ТИМЕЙЧУК ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

старший преподаватель кафедры экономики, финансов и природопользования Южно-Российский институт управления —

филиал РАНХиГС при Президенте РФ, e-mail: timeichuk@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Цель работы. На основе анализа современных мировых тенденций в развитии внешнеторговой деятельности предложить направления трансформации стратегического управления развитием экспортного потенциала агропромышленного комплекса региона в условиях неопределенности экономической ситуации в стране. Метод или методология проведения работы. В исследовании использованы общенаучные методы систематизации, индукции, анализа данных о развитии экспортного потенциала агропромышленного комплекса Ростовской области. Результаты. Обосновано, что внешнеторговая деятельность —важнейший стратегический приоритет развития субъектов РФ в условиях глобализации, развитие которой способствует общему социально -экономическому росту, стимулированию развития инновационной экономики. Региональный внешнеэкономический комплекс выступает, с одной стороны, как подсистема наци-

45 45 45 45

ональной внешнеэкономической системы. С другой стороны, он является подсистемой регионального территориального производственно-хозяйственного комплекса, который обеспечивает рост доли валового регионального продукта, обусловленной внешнеэкономическими связями субъекта Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, которые находятся на его территории. Проведенный анализ показывает, что стратегическим направлением государственного регулирования развития экспортного потенциала РФ и ее регионов в современных условиях является поддержка экспорта, а также улучшение доступа на внешние рынки посредством субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту. Также актуальным направлением государственного регулирования формирования и развития экспортного потенциала российских регионов остается совершенствование торговых ре-

жимов с зарубежными партнерами, многостороннее сотрудничество и взаимодействие с международными организациями. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке стратегии развития экспортного потенциала регионов страны. Выводы. Повышение эффективности государственного управления обусловливает необходимость выявления стратегических направлений в развитии экономики российских регионов, что позволит обеспечить переход к динамичному экономическому росту на региональном уровне, в том числе за счет эффективного использования имеющегося и формируемого мерами государственной поддержки экспортного потенциала отраслей агропромышленного комплекса. Ключевые слова: регион, экспортный потенциал, агропромышленный комплекс, конкурентоспособность, стратегическое управление.

UVAROVA GALINA GENNADIEVNA

Dr.Sc. of Polit., associate Professor, Professor, Department of Economics, Finance and nature management of the South Russian Institute — branch of Ranepa under the RF President, e-mail: 2188799@mail.ru

MASHCHENKO YULIA ALEXANDROVNA

Ph. D. in Economics, associate Professor, Department of Economics, Finance and environmental management, South Russian Institute of management - branch of Ranepa under the President of the Russian Federation

e-mail: yulia-maschenko@yandex.ru

SADOVNIKOVA YULIA YURIEVNA

Ph. D. in Economics, associate Professor, Department of Economics, Finance and environmental management, South Russian Institute of management -branch of the Russian presidential Academy of national economy and public Administration,

e-mail: julia -js16@mail .ru

TIMEICHUKLYUDMILA NIKOLAEVNA

senior lecturer, Department of Economics, Finance and nature management of the South Russian Institute — branch of Ranepa under the RF President,

e-mail: timeichuk@mail.ru

TRANSFORMATION OF STRATEGIC MANAGEMENT TOOLS DEVELOPMENT OF THE REGION'S EXPORT POTENTIAL IN THE CONTEXT OF THE UNCERTAINTY OF THE ECONOMIC SITUATION

Abstract. Purpose of work. Based on the analysis of current global trends in the development of foreign trade activities, we suggest ways to transform the strategic management of the development of the export potential of the agro-industrial complex of the region in the uncertain economic situation in the country. Method or methodology of the work. The study uses General scientific methods of systematization, induction, and analysis of data on the development of the export potential of the agro-industrial complex of the Rostov region. Results. It is proved that foreign trade is a key strategic priority of the development of Russian regions in the conditions of globalization, the development of which contributes to the overall socio-economic growth, development of innovative economy. On the one hand, the regional foreign economic complex acts as a subsystem of the national foreign economic system. On the other hand, it is a subsystem of the regional territorial production-economic system, which ensures the growth of the share of gross regional product due to the economic ties of the Russian Federation and the subjects which are in its territory. The analysis shows that the strategic direction of state regulation of the development of the export potential of the Russian Federation and its regions in modern conditions is to support exports, as well as to improve access to foreign markets by subsidizing interest rates on export loans and other financing instruments similar to credit. Improving trade regimes with foreign partners, as well as multilateral cooperation and interaction with international organizations, is also an important area of state regulation of the formation and development of the export potential of Russian regions. The scope of the results. The results of the study can be used to develop a strategy for developing the export potential of the country's regions. Conclusions. Improving the

Уварова Г.Г., Мащенко Ю.А., Сддовниковд Ю.Ю., Тимейчук Л.Н.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕ__ЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ _

efficiency of public administration makes it necessary to identify strategic directions in the development of the economy of the Russian regions, which will ensure the transition to dynamic economic growth at the regional level, including through the effective use of the existing export potential of the agro-industrial complex formed by state support measures.

Keywords: region, export potential, agro-industrial complex, competitiveness, strategic management.

Введение. В условиях неопределенности экономической ситуации развитие глобализации и интеграции в современном мире обуславливает повышение роли региональных экономических систем в мировой экономике. По оценкам экспертов Всемирной торговой организации, замедление мировой торговли - долгосрочное явление, вызванное усилением протекционизма после кризиса, растущей цифровизацией экономики, разрушением цепочек добавленной стоимости и замедлением мировой торговли [18]. При этом следует отметить неравномерность участия субъектов Российской Федерации в системе международного разделения труда. Во многом это обусловлено специализацией регионов РФ. Кроме того, низкая конкурентоспособность большинства регионов РФ, слаборазвитый экспортный потенциал являются факторами, тормозящими наращивание регионального экспорта. В настоящее время у каждого государства имеется свой арсенал методов управления, направленных на защиту национального рынка и конкурентоспособности национального производителя, активизацию международной торговли и привлечение международных ресурсов.

Методы исследования. Текущая мировая рецессия развивается чрезвычайно быстро по сравнению с предшествующими кризисами. Резкое падение и сокращение выпуска связаны с карантинными ограничениями на экономическую деятельность в целом ряде отраслей. По оценкам Минэкономразвития России, в апреле 2020 года ВВП России снизился на 12,0 % в годовом выражении, что сопоставимо со значениями показателей в ведущих странах мира. Международный валютный фонд (МВФ) резко ухудшил прогноз по экономике России. По оценкам экспертов МВФ, в 2020 году отечественная экономика сократится на 6,6 %, что на 1,1 п. п. хуже, чем предполагалось в апреле текущего года. Специфика текущей рецессии связана с сжатием сектора услуг (включая транспорт и рекреацию). Степень сокращения экономической активности определена жесткостью и длительностью ограничений, а также характером государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) и нуждающихся слоев населения. Итоги П-Ш кварталов 2020 года покажут, насколько рецессия в мире окажется длительной. От динамики совместного выхода из спада зависит и международная торговля в целом, а также объемы экспорта [6].

Анализируя проблемы развития внешнеторговой деятельности российских регионов, можно отметить, что в большинстве своем они связаны с обострением геополитической ситуации в России и мире, введением санкций как со стороны стран Запада, так и ответных санкций со стороны России. В итоге, как отмечают эксперты, регионы вынуждены существенным образом модернизовать подходы к регулированию внешнеторговой деятельности, поскольку внешнеторговые связи и развитый внешнеэкономический комплекс региона в целом оказывают положительное влияние на общее социально-экономическое развитие территории [1-6].

Очевидно, что в основе глобальной региональной конкурентоспособности лежат уникальные ресурсы, которыми располагает регион, а также сложные нематериальные активы, имеющиеся в регионе. Последний элемент внешнеэкономической региональной системы является определяющим в условиях развития постиндустриальной мировой экономики и необходимости формирования в России экономики инновационного типа. Нарастание процессов глобализации повышает их влияние не только на национальную экономическую систему, но и на экономику региона. При этом глобализация в ее современном виде далеко не всегда и не во всем совпадает с интересами отдельного региона.

Можно выделить следующие проблемы реализации внешнеторговой деятельности регионов Российской Федерации: низкая конкурентоспособность регионов РФ; слаборазвитый экспортный потенциал субъектов РФ, обусловленный прежде всего низким развитием обрабатывающих производств; противоречивая законодательная база стран-участниц Таможенного Со-

юза и ЕврАзЭС; высокая доля теневой приграничной торговли; географическая удаленность большого количества регионов РФ от торговых путей, неразвитость транспортной инфраструктуры страны. Наличие перечисленных проблем требует разработки и реализации эффективной внешнеэкономической политики региона, под которой следует понимать интересы субъекта РФ, цели и задачи, преследуемые и решаемые им во внешнеэкономической сфере в связи с углублением участия региона в мирохозяйственных связях, а также методы, средства и интересы, с помощью которых эти интересы отстаиваются и защищаются.

Рассматривая сущность и содержание внешнеэкономической политики региона, следует отметить, что возможность ее реализации связана с предоставлением федерацией полномочий регионам в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. На региональном уровне управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) имеет определенную специфику, заключающуюся в осуществлении целенаправленного воздействия государства на внешнеэкономические связи для достижения нескольких взаимосвязанных целей: внешнеторговых, межгосударственных интеграционных процессов и решения внутрихозяйственных проблем региона для его социально-экономического развития.

Эффективность всей создаваемой в настоящее время в РФ системы стратегического управления развитием территорий в рамках реализации государственной политики регионального развития определяется в том числе работоспособностью и согласованностью формирующих ее подсистем. В связи с этим совершенствование механизмов обеспечения стратегического управления социально-экономическим развитием российских территорий на долгосрочную и среднесрочную перспективы, взаимосогласованное с разработкой и реализацией других приоритетных направлений, отвечает общей задаче повышения эффективности государственного управления в субъектах РФ.

В целом система государственного регулирования и поддержки призвана создавать благоприятные условия для формирования экспортного потенциала регионов, развития внешнеторговой деятельности предприятий в субъектах и России в целом и должна быть ориентирована на решение текущих первоочередных задач. Вместе с тем в условиях активного вовлечения экономики страны в структуру мирового хозяйства важнейшим трендом развития отечественных предприятий становится ориентация на внешние рынки сбыта продукции, использование открывающихся широких возможностей в сфере формирования и использования их экспортного потенциала. Неотъемлемым элементом процесса выхода предприятия на внешние рынки является экспортная диагностика [19].

Подобный анализ экспортного потенциала может проводиться как в форме достаточно краткого анкетирования с выбором указанных вариантов ответа, так и в расширенной версии с учетом различных внутренних факторов, отражающих функционирование предприятия, что способствует получению полноценной картины экспортного потенциала предприятия и его продукции. Включение в анализ широкого спектра изучаемых вопросов, часто не относящихся напрямую к экспортной деятельности, обусловлено необходимостью выявления всех основных факторов, способных оказать влияние на успех внешнеэкономической деятельности или же возможные причины недостаточной готовности к полноценной конкурентной борьбе на внешних рынках. В этой связи экспортная диагностика способна детерминировать не только параметры, указывающие на благоприятствование успешному ведению экспортной деятельности, но и на различные аспекты общего функционирования компании, ее сильных и слабых сторон [20].

В рамках осуществления внешнеэкономической деятельности этап подготовки к экспорту является определяющим как с точки зрения успешности дальнейшего внешнеторгового взаимодействия, так и в целом определения сферы деятельности предприятия, конкурентоспособности его продукции (в том числе для предполагаемого целевого рынка) и специфики осуществления ВЭД. На данном этапе речь идет прежде всего о приоритетной работе с потенциальными предприятиями-экспортерами в силу особенностей этапа, носящего общий оценочно -аналитический характер и не касающегося непосредственного заключения внешнеторгового контракта. В то же время этап предконтрактной подготовки неизбежно затрагивает и действующих экспортеров в случае: освоения нового географического рынка или товарной ниши; переформатирования внешнеэкономической стратегии в силу объективных причин сегментиро-

Уварова Г.Г., Мащенко Ю.А., Сддовниковд Ю.Ю., Тимейчук Л.Н.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕ__ЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ _

ванности рынка и конечности жизненного цикла товара, технологических изменений, значительных ценовых флуктуаций, существенных изменений конкурентной среды на внешнем рынке/рынках или в силу причин многоаспектного внутрифирменного характера. При этом, являясь более опытным субъектом экспортной деятельности, действующее предприятие-экспортер с большой долей вероятности может пропустить ряд операций внутри этапа пред-контрактной подготовки, который должен включать в себя последовательность следующих подэтапов:

1. Анализ конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия формирует базовый уровень совокупной конкурентоспособности региона и, соответственно, страны в целом. Ведение экспортной деятельности предполагает наличие комплексного анализа экономической деятельности. Очевидно, что конкуренция на внешних рынках в разрезе поставок несырьевой продукции достаточно высока, что обусловливает необходимость наличия общей конкурентоспособности компании, способной выдержать зачастую сложную и многоплановую борьбу за целевой рынок (особенно в случаях выхода на достаточно освоенный рынок).

2. Анализ конкурентоспособности экспорто ориентированной продукции. Конкурентоспособность продукции является одной из составляющих конкурентоспособности компании, ведущей или намеревающейся начать экспортную деятельность. В целом под конкурентоспособностью продукции понимается комплекс ее потребительских и ценовых характеристик, определяющих успех на рынке. Кроме того, важным является анализ ассортимента продукции (по параметрам ширины, глубины и возможностей расширения), соответствия международным нормам и стандартам, вариаций стандартизации и адаптации экспортного товара, а также при создании новой продукции, выявление уникального предложения (^Р), определение степени правовой защищенности товара (на предмет наличия патентов, лицензий) и степени его инно-вационности. При этом необходимым является определение кода ТН ВЭД для экспортируемого товара (на предмет возможных запретов, ограничений или иных специфических правил и требований, предъявляемых к различным видам экспортируемой продукции).

3. Комплексный маркетинговый анализ зарубежного рынка. Предприятие, планирующее впервые осуществлять экспортную деятельность или намечающее выход на новый рынок, остро нуждается в понимании специфики данного рынка, конкурентной среды, особенностей и предпочтений, таможенно-тарифной и нетарифной политики, применяемой в данном государстве в отношении российских компаний. Комплексный маркетинговый анализ позволяет получить необходимые сведения по проблемам, связанным с емкостью рынка, каналами сбыта, конкурентной средой и ее спецификой и, что немаловажно, определить спектр возможных партнеров. В процессе данной аналитической деятельности оформляются различные аналитические материалы, информационные карты, фирменные досье (на конкурента/ покупателя/ поставщика), конкурентные листы.

4. Проведение рекламной кампании за рубежом (в рамках политики распространения товара). С точки зрения успешности продвижения товара на зарубежный рынок эффективность проведенной рекламной кампании имеет важное значение. До потенциальных иностранных партнеров информация о товаре может быть доведена следующими способами: размещение рекламных материалов в СМИ, сети Интернет; демонстрации товаров на международных выставках и ярмарках (либо заочное участие); участие в зарубежных бизнес-миссиях; включение информации о товаре в торговые/производственные справочники; рассылка потенциальным покупателям информационных материалов. Соответственно, на данном этапе оформляются результирующие материалы: каталоги, проспекты, рекламные информационные материалы, заявки на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

5. Установление контактов с потенциальными контрагентами и выбор торгового партнера. Данный шаг является определяющим с точки зрения перехода от плоскости аналитических исследований к непосредственной работе с выбираемым контрагентом. Результатом данного этапа является оформление оферт, коммерческих предложений, подтверждение заказа импортера, составление проформы внешнеторгового контракта и счета-проформы.

6. Проверка деловой репутации и платежеспособности партнера. Для защиты собственных коммерческих интересов при осуществлении экспортной деятельности необходимо знание

действующей на территории государства-партнера системы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сбор сведений о потенциальном партнере по следующим вопросам: подлинность и актуальность регистрационных данных; подлинность данных об органах управления юридического лица; соответствие видов деятельности с зафиксированными в уставных документах; сведения о действующих счетах; бухгалтерский баланс за последние периоды; наличие постоянных деловых партнеров; проверка деловой репутации руководителей компании на рынке; информация о наличии у компании проблем с поставщиками/контролирующими органами. Подобная информация может быть получена посредством оформления и анализа запросов, справочных материалов, бизнес-справок. В целом данный этап процесса экспортной деятельности является переходным и подготовительным к этапу непосредственного заключения экспортного контракта.

По итогам данных разделов происходит выработка комплексной экспортной стратегии предприятия, обеспечивающей достижение намеченных предприятием целей в рамках осуществления ВЭД. Вместе с тем необходимо учесть, что хозяйственная подсистема внешнеэкономической системы региона как объект государственного управления представляет собой открытую систему, то есть она тесно взаимодействует с региональным рынком с одной стороны и с мировой экономикой - с другой посредством реализации торговых, инвестиционных и иных отношений. При этом именно торговля имеет преобладающее значение в развитии внешнеэкономического комплекса региона на современном этапе развития.

Для решения задач региональной внешнеэкономической политики в целом и внешнеторговой политики в частности органы государственной власти и управления в субъектах Российской Федерации наделены специальными полномочиями, которые позволяют интенсифицировать экспортные и импортные потоки, стимулировать хозяйствующих субъектов региона к реализации внешнеторговой деятельности. Результативное решение данной задачи предполагает, что органы государственной власти субъектов РФ будут опираться на следующие принципы регионального регулирования внешней торговли: адресность, прозрачность, комплексность, эффективность.

Повышение эффективности государственного управления обусловливает необходимость выявления стратегических направлений в развитии экономики субъектов РФ, что позволит обеспечить переход к динамичному экономическому росту на региональном уровне, от им-портозависимости к экспортно ориентированной диверсифицированной экономике, в том числе за счет эффективного использования имеющегося и формируемого мерами государственной поддержки экспортного потенциала отраслей агропромышленного комплекса (АПК).

В федеральном бюджете на 2020 год предусмотрено 15 738,6 млн руб. субсидий и иных межбюджетных трансфертов на развитие и поддержание агропромышленного комплекса субъектов Южного федерального округа. Для АПК Ростовской области в федеральном бюджете предусмотрено 2 440,7 млн руб. (это четвертое место в ЮФО), на первом месте Краснодарский край (4 048,4 млн руб.), замыкает список г. Севастополь (302,0 млн руб.) [11]. В то же время следует отметить, что и в субъектах Российской Федерации принимаются меры по стабилизации ситуации в отраслях АПК, что позволит повысить степень выполнения обязательств по освоению субсидий. Так, например, в Ростовской области успешно реализуются и расширяются направления поддержки малых форм хозяйствования [4, 9, 16]. С 2012 года в регионе работают две грантовые программы: «Поддержка начинающих фермеров» [1] и «Развитие семейных животноводческих ферм» [2]. Вместе с тем, несмотря на некоторые финансовые улучшения в сельском хозяйстве, возможности для его модернизации и инновационного развития остаются довольно ограниченными. Об этом свидетельствует и то, что программой субсидирования было охвачено чуть больше двадцати процентов от всех сельскохозяйственных организаций, что не могло не сказаться на темпах технической и технологической модернизации сельского хозяйства.

Важным шагом является принятие государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельские территорий» [10], приоритеты в реализации которой связаны с повышением качества жизни, уровнем благосостояния сельского населения; формированием сбалансированной системы расселения, включающей различные типы населенных пунктов, с учетом региональной специфики и типов сельских территорий. Вместе с тем решить суще-

Уварова Г.Г., Мащенко Ю.А., Садовникова Ю.Ю., Тимейчук Л.Н.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕ__ЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ _

ствующие проблемы только за счет федеральных и региональных целевых программ будет достаточно сложно. В первую очередь необходима скоординированная работа властей всех уровней, ориентированная на единый конечный результат - стабильное и устойчивое развитие АПК страны, его активное включение в систему мирохозяйственных связей, и в целом - эффективная государственная аграрная политика [17].

Для Ростовской области эффективное функционирование агропромышленного комплекса имеет приоритетное значение в силу того, что данный субъект является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Динамика показателей объема реализации сельскохозяйственных продуктов сельскохозяйственными организациями Ростовской области приведена в таблице 1 [14].

Таблица 1

Показатели объема реализации сельскохозяйственных продуктов сельхозорганизациями Ростовской области в январе-декабре 2019 года

Январь-декабрь 2019, тыс. тонн В % к соответствующему периоду 2018 В том числе: январь-декабрь 2019 в % к январю-декабрю 2018 по крупным и средним сельскохозяйственным организациям

Скот и птица (в живом весе) 83,0 43,5 44,6

Молоко и молочные продукты 122,1 104,0 103,4

Яйца, млн штук 1057,5 91,2 102,1

Необходимость построения областными органами власти эффективной системы управления отраслями АПК обусловлена наличием у них ряда преимуществ: крупных обводнительно-оросительных систем и сооружений, большой площадью искусственных рыбоводных водоемов; системы поддержки сельскохозяйственного производства, реализуемой на основе областных и ведомственных целевых программ; сформировавшейся системы специализированных предприятий, производящих комплексы машин и орудий для применения ресурсосберегающих технологий при возделывании сельскохозяйственных культур; системы научно-исследовательских институтов, обслуживающих агропромышленный комплекс.

Ростовская область является активным участником международных экономических отношений. Оборот внешней торговли Ростовской области, по данным Федеральной таможенной службы РФ за январь-апрель 2020 года, составил 3505,3 млн долларов США. Экспорт сложился в размере 2647,6 млн долларов США, импорт - 857,8 млн долларов США. Сальдо внешнеторгового баланса за период было положительным и составляло 1789,8 млн долларов США (табл. 2) [14].

Таблица 2

Объемы экспортно-импортных операций Ростовской области в январе-апреле 2020 года

Внешнеторговый оборот в том числе

экспорт импорт

млн долл. США в % к январю-апрелю 2019 млн долл. США в % к январю-апрелю 2019 млн долл. США в % к январю-апрелю 2019

Всего, в том числе: 3505,3 100,7 2647,6 106,1 857,8 87,1

дальнее зарубежье 2820,4 105,7 2189,4 110,7 631,1 91,2

страны СНГ 684,9 84,4 458,2 88,3 226,7 77,4

Таким образом, представляется, что формирование положительного сальдо торгового баланса Ростовской области в современных условиях во многом связано с эффективной внешнеэкономической политикой. В целом региональные органы власти и управления Ростовской области реализует внешнеэкономическую политику региона по направлениям: нормативно-

правовое регулирование ВЭД; стимулирование экспорта посредством предоставления субсидий предприятиям, осуществляющим ВЭД; программно-целевое планирование мероприятий в рамках реализации экспорто ориентированной стратегии развития региона; реализация взаимодействия с Министерством экономического развития РФ по продвижению проектов предприятий Ростовской области через торговые представительства; развитие инфраструктуры поддержки экспорта посредством совершенствования деятельности Торгово-промышленной палаты Ростовской области, АНО «Центр поддержки экспорта» и др. Однако наличие негативных тенденций в развитии внешнеторговых связей Ростовской области, а также изменение внешних условий реализации внешнеэкономической политики области требуют реализовать ряд мер по ее совершенствованию.

Результаты. На основе проведенного анализа можно выделить основные направления трансформации инструментария стратегического управления с целью развития экспортного потенциала региона. В связи с этим необходимо: содействовать новым формам ведения внешней торговли; продолжать стимулировать развитие инновационной деятельности экспорто ориентированных предприятий; оказывать финансовую, информационную и административную поддержку предпринимателям, реализующим ВЭД; совершенствовать деятельность основных институтов поддержки предпринимателей, реализующих ВЭД в части расширения информационно-консультационной поддержки экспортеров; сформировать внешнеэкономический кластер в регионе; разработать отраслевые стратегии выхода на зарубежные рынки с целью содействия сельхозпредприятиям в расширении доступа на внешние рынки и повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Выводы. Повышение эффективности стратегического управления развитием экспортного потенциала российских регионов обусловливает необходимость трансформации соответствующего инструментария, направленного в том числе на стабильное и устойчивое развитие агропромышленного комплекса страны, его активное включение в систему мирохозяйственных связей в целом.

Литература

1. В Ростовской области расширились направления поддержки малого агробизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.specagro.ru/news/202001/v-rostovskoy-oblasti-rasshirilis-napravleniya-podderzhki-malogo-agrobiznesa, свободный. - Загл. с экрана.

2. Виды господдержки: грант семейной ферме. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// agrobook.ru/vidy-gospodderzhki-grant-semeynoy-ferme, свободный. - Загл. с экрана.

3. Галикеев Р. Н. Стратегическое управление развитием агропромышленного комплекса региона // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2019. - № 1 (42). - С. 63-70.

4. Государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 652 (годы реализации 2019-2030) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный портал Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области//http://www.don-agro.ru/index.php?id=304, свободный. - Загл. с экрана.

5. Демидова Е. А. Роль экспорта в обеспечении развития АПК России // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 3 (81). - С. 95-97.

6. Динамика и структура ВВП России. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики, июнь 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный портал Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE_62.pdf свободный. - Загл. с экрана.

7. Иванова В. Н., Серегин С. Н. Экспорт продукции АПК: ресурсы и возможности достижения целевых показателей проекта //Мясные технологии. - 2019. - № 2 (194). - С. 62-64.

8. Марков А. К., Мумладзе Р. Г. Вклад регионов в экспорт продукции АПК //Инновации и инвестиции. -2019. - № 6. - С. 369-371.

9. Областной закон от 19.11.2009 № 326-ЭС «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области» // [Электронный ресурс] Режим доступа: Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donland.ru/documents/O-razvitii-selskogo-khozyajjstva-v-Rostovskojj-oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=756, свободный. - Загл. с экрана.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 969 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Комплексное развитие сельских территорий». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный портал Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/552/events/, свободный. -Загл. с экрана.

11. Ростовские аграрии получили 43,1 млн руб. господдержки из федерального бюджета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.specagro.ru/news/202005/v-rostovskoy-oblasti-iz-federalnogo-byudzheta-selkhoztovaroproizvoditeli-poluchili-431, свободный. - Загл. с экрана.

Уварова Г.Г., Мащенко Ю.А., Сддовниковд Ю.Ю., Тимейчук Л.Н.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕ__ЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ _

12. Святова О. В., Зюкин Д. А., Костерина И. В., Овчинникова О. А. Развитие экспортного потенциала сельскохозяйственного сырья и продовольствия Российской Федерации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 3. - С. 181-186.

13. Семяшкин Е. Г. Экспорт продукции АПК России: текущее развитие и тренды // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 4. - С. 33-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2019 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный портал Территориального органа государственной статистики по Ростовской области, http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ resources/88f0a70048a1688ea409b5b3ce167dd4/Binder1.pdf свободный. - Загл. с экрана.

15. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-июне 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный портал Территориального органа государственной статистики по Ростовской области/ https://rostov.gks.ru/storage/mediabank/2Mj47zor/Binder1.pdf, свободный. -Загл. с экрана.

16. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года // Официальный портал Министерства экономического развития Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://don2030.mineconomikiro.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

17. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 -2025 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный портал Правительства Российской Федерации http://government.ru/docs/29004/, свободный. - Загл. с экрана.

18. Carayannis E., Grigoroudis E. (2016) Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 1, pp. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42

19. Gitelman L. D., Sandler D. G., Kozhevnikov M. V. University technology platform of anticipatory learning // Ekonomikaregiona [Economy of Region]. 2016. No. 1. P. 257-266. doi 10.17059/2016-1-20.

20. World Trade Statistical Review 2019. [An electronic resource]. Access mode: https://www.wto.org/english/ res_e/statis_e/wts2019_e/wts2019_e.pdf free. Heading from the screen.

References:

1. VRostovskoj oblasti rasshirilis' napravleniya podderzhki malogo agrobiznesa. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.specagro.ru/news/202001/v-rostovskoy-oblasti-rasshirilis-napravleniya-podderzhki-malogo-agrobiznesa, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

2. Vidy gospodderzhki: grant semejnoj ferme. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://agrobook.ru/vidy-gospodderzhki-grant-semeynoy-ferme, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Galikeev R. N. Strategicheskoe upravlenie razvitiem agropromyshlennogo kompleksa regiona // Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta social'nyh tekhnologij). - 2019. - № 1 (42). - S. 63-70.

4. Gosudarstvennaya programma Rostovskoj oblasti «Razvitie sel'skogo hozyajstva i regulirovanie rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 17.10.2018 № 652 (gody realizacii 2019-2030) //[Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Ofi-cial'nyj portal Ministerstva sel'skogo hozyajstva i prodovol'stviya Rostovskoj oblasti//http://www.don-agro.ru/ index.php?id=304, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Demidova E. A. Rol' eksporta v obespechenii razvitiya APK Rossii // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2019. - № 3 (81). - S. 95-97.

6. Dinamika i struktura VVP Rossii. Byulleten' o tekushchih tendenciyah rossijskoj ekonomiki, iyun' 2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj portal Analiticheskogo centra pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE_62.pdf, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

7. Ivanova V. N., Seregin S. N. Eksport produkcii APK: resursy i vozmozhnosti dostizheniya celevyh pokazate-lej proekta //Myasnye tekhnologii. - 2019. - № 2 (194). - S. 62-64.

8. Markov A. K., Mumladze R. G. Vklad regionov v eksport produkcii APK //Innovacii i investicii. - 2019. - № 6. - S. 369-371.

9. Oblastnoj zakon ot 19.11.2009 № 326-ZS «O razvitii sel'skogo hozyajstva v Rostovskoj oblasti» // [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.donland.ru/documents/O-razvitii-selskogo-khozyajjstva-v-Rostovskojj-oblasti? pageid=128483&mid=134977&itemId=756, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2019 g. № 969 «Ob utverzhdenii gosudar-stvennoj programmy Rossijskoj Federacii Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/rugovclassifier/552/events/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Rostovskie agrarii poluchili 43,1 mln rub. gospodderzhki iz federal'nogo byudzheta. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.specagro.ru/news/202005/v-rostovskoy-oblasti-iz-federalnogo-byudzheta-selkhoztovaroproizvoditeli-poluchili-431, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

12. Svyatova O. V., Zyukin D. A., Kosterina I. V., Ovchinnikova O. A. Razvitie eksportnogo potenciala sel'sko-hozyajstvennogo syr'ya i prodovol'stviya Rossijskoj Federacii // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. - 2019. - № 3. - S. 181-186.

13. Semyashkin E. G. Eksport produkcii APK Rossii: tekushchee razvitie i trendy // Ekonomika sel'skohozyajst-vennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2019. - № 4. - S. 33-36.

14. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Rostovskoj oblasti vyanvare-dekabre 2019 goda. [Elektronnyj

resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj portal Territorial'nogo organa gosudarstvennoj statistiki po Rostovskoj oblasti, http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/

resources/88f0a70048a1688ea409b5b3ce167dd4/Binder1.pdf svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

15. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Rostovskoj oblasti v yanvare-iyune 2020 goda. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj portal Territorial'nogo organa gosudarstvennoj statistiki po Rostovskoj oblasti/ https://rostov.gks.ru/storage/mediabank/2Mj47zor/Binder1.pdf, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

16. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoj oblasti do 2030 goda // Oficial'nyj portal Min-isterstva ekonomicheskogo razvitiya Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// don2030.mineconomikiro.ru/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

17. Federal'naya nauchno-tekhnicheskaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017-2025 gody, ut-verzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 avgusta 2017 g. № 996 «Ob utverzhde-nii Federal'noj nauchno-tekhnicheskoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017-2025 gody». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rossijskoj Federacii http:// government.ru/docs/29004/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

18. Carayannis E., Grigoroudis E. (2016) Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 1, pp. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42

19. Gitelman L. D., Sandler D. G., Kozhevnikov M. V. University technology platform of anticipatory learning // Ekonomikaregiona [Economy of Region]. 2016. No. 1. P. 257-266. doi 10.17059/2016-1-20.

20. World Trade Statistical Review 2019. [An electronic resource]. Access mode: https://www.wto.org/english/ res_e/statis_e/wts2019_e/wts2019_e.pdf free. Heading from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.