Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционная сфера Ростовской области как интеграционный ресурс и полюс роста'

Инновационно-инвестиционная сфера Ростовской области как интеграционный ресурс и полюс роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ИМИДЖ / INVESTMENT IMAGE / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INVESTMENT PROCESS / АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ / THE INVESTMENT PROMOTION AGENCY OF ROSTOV REGION / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / DEVELOPMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENT SUPPORT / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ / AN INNOVATIVE PORTAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сологуб Владимир Антонович, Хашева Ирина Анатольевна

В статье рассматривается инновационно-инвестиционный потенциал региона, возможности предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, а также ключевые проблемы, сдерживающие в настоящее время инновационное развитие и реализацию конкурентных преимуществ Ростовской области. Особое внимание уделяется динамике инвестиционной активности и выявлению инновационных факторов при формировании региональной экономической политики. Определяется комплекс мер, необходимых для достижения стратегической цели развития инновационно-инвестиционной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сологуб Владимир Антонович, Хашева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE INVESTMENT SCOPE ROSTOV REGION AS A RESOURCE INTEGRATION AND GROWTH POLES

This article discusses innovation and investment potential of the region, the possibility of providing state support to the subjects of innovation, as well as the key challenges currently hindering innovation development and implementation of competitive advantages of the Rostov region. Particular attention is paid to the dynamics of investment activity and identify innovation factors in the formation of regional economic policy. Defined set of measures necessary to achieve the strategic goal of innovation and investment spheres.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционная сфера Ростовской области как интеграционный ресурс и полюс роста»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.1

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ С ФЕРА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНТЕГРАЦИОННЫЙ РЕСУРС И ПОЛЮС РОСТА

Сологуб доктор социологических наук, профессор кафедры

Владимир государственного и муниципального управления,

Антонович Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: sva@aaanet.ru Хашева кандидат экономических наук, доцент кафедры

Ирина государственного и муниципального управления,

Анатольевна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: ihasheva@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается инновационно-инвестиционный потенциал региона, возможности предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, а также ключевые проблемы, сдерживающие в настоящее время инновационное развитие и реализацию конкурентных преимуществ Ростовской области. Особое внимание уделяется динамике инвестиционной активности и выявлению инновационных факторов при формировании региональной экономической политики. Определяется комплекс мер, необходимых для достижения стратегической цели развития инновационно-инвестиционной сферы.

Ключевые слова: инвестиционный имидж, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, Агентство инвестиционного развития Ростовской области, развитие инновационной инфраструктуры, инновационная система, государственная поддержка, инновационный портал.

Последовательная ориентация экономики России на формирование производства с учетом использования высоких технологий требует от отечественных экономических субъектов различных иерархических уровней выбора инновационного вектора развития. Однако имеющийся значительный научно-технический потенциал российской экономики является практически невостребованным на рынке ввиду отсутствия необходимых для его развития инвестиционных ресурсов, а также неразвитости адекватной рыночным требованиям инвестиционной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности с особым позиционированием данной проблемы на мезоуровне.

Построение успешно функционирующей национальной инновационной системы, а на ее основе - региональных инновационных систем невозможно без развития и совершенствования форм и методов инвестирования инновационной деятельности, а также эффективно действующих институтов инновационно-инвестиционной инфраструктуры.

В обозначенном контексте представляется очевидной необходимость соответствующей переориентации инвестиционных ресурсов региона в инновационную сферу с целью комплексной активизации деятельности, направленной на вовлечение достижений научно-

технического прогресса в хозяйственную деятельность бизнес-сектора. Не исключением стала и Ростовская область.

Современная инвестиционная политика Ростовской области строится в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года [1], Областной долгосрочной целевой программой «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы» [2], а также с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Как видим, действующая система управления инвестициями в Ростовской области включает комплекс организационных механизмов и инструментов, программно-стратегических документов субъектов инвестиционной инфраструктуры. Более того, в Ростовской области создана и функционирует трехуровневая система привлечения инвестиций, предусматривающая организацию работы по реализации государственной инвестиционной политики на межведомственном областном и муниципальном уровнях, а также по отраслевым направлениям.

Формирование позитивного инвестиционного имиджа является важной частью инвестиционной политики Ростовской области. Привлекательный инвестиционный имидж Ростовской области подтверждают достаточно высокие рейтинги, присвоенные региону авторитетными международными и национальными рейтинговыми организациями. Так, журнал «Forbes» провел в 2013 году экспертизу «Лучшие регионы для бизнеса», по результатам которой в рейтинге 30 регионов России Ростовская область заняла 10-е место. При этом в разрезе социальных показателей Ростовская область занимает 2-е место среди субъектов Южного федерального округа. В совместном докладе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса в России - 2012» опубликованы результаты мониторинга ситуации, связанной с особенностями ведения бизнеса в 30 крупнейших городах РФ. Город Ростов-на-Дону занял 4-е место в рейтинге по ключевым показателям делового климата территории. Ростову-на-Дону удалось продемонстрировать одну из лучших практик по процедурам и скорости подключения к системам электроснабжения и регистрации собственности [3].

Показанные результаты характеризуют Ростовскую область как регион достаточно высокой обеспеченности факторами производства и инфраструктурой, а также высокими потенциалом потребительского спроса и уровнем институционального развития, конкурентоспособными позициями на финансовом рынке. Вместе с тем следует отметить относительное снижение совокупного рейтинга инвестиционной привлекательности Ростовской области в 2013 г. (10-я позиция) по сравнению с результатами 2011-2012 гг., что, безусловно, требует мобилизации и активизации совместной деятельности в инвестиционной сфере власти, бизнеса и общественных институтов региона.

В инвестиционной деятельности Ростовской области в 2013 г. отмечались тенденции, определяемые ростом объемов инвестиций в основной капитал при некотором снижении объемов иностранных инвестиций. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2013 году характеризовалась уменьшением доли собственных средств на инвестиционную деятельность при увеличении доли привлеченных средств. Так, доля средств, привлеченных крупными и средними организациями на инвестиционные цели, составила 71 %, доля собственных средств - 29 % [4, с. 298].

Среди муниципальных образований значительная часть собственных средств как источника инвестиционной деятельности приходится на г. Ростов-на-Дону (39,8% от общего объема собственных средств крупных и средних организаций по области), г. Таганрог (12,5%), г. Новочеркасск (5,9%), Красносулинский район (3,9%). Существенную бюджетную поддержку в инвестиционной деятельности среди муниципальных территорий Ростовской области имели крупные и средние организации г. Ростова-на-Дону (45,3% от общего

объема бюджетных средств по области), из них на долю средств федерального бюджета приходилось более 53% объема областных инвестиций.

В рамках исполнения областного закона № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» 30 сентября 2011 г. заключён трехлетний государственный контракт с НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области» на оказание услуг по организации инвестиционного процесса и привлечению инвестиций в Ростовскую область. При участии Агентства в Ростовской области стартовали около 40 инвестиционных проектов с общим объёмом заявленных инвестиций 3,8 млрд долларов США. В соответствии с госконтрактом Агентство до 31 декабря 2014 г. должно привлечь в Ростовскую область $1,525 млрд инвестиций. В настоящее время в активной работе Агентства находится 42 инвестиционных проекта с общим объемом заявленных инвестиций - $2,9 млрд. и планируемым объемом около 7630 новых рабочих мест [5, с. 41].

Рассмотренные параметры инвестиционной привлекательности в целом свидетельствуют о положительно сформированном имидже Ростовской области в рамках РФ. В то же время в связи с нарастанием конкуренции регионов за привлекаемый капитал необходимо не только поддерживать благоприятный инвестиционный имидж, но и разрабатывать стратегию механизма его улучшения. В целях повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области сформирован Реестр инвестиционных проектов. В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 5 июля 2012 г. № 578 «О порядке формирования Реестра инвестиционных проектов Ростовской области» [6] ответственное ведомство обеспечивает сопровождение инвестиционных проектов на всех этапах их реализации и при решении вопросов, связанных с техническими условиями, формированием инженерной инфраструктуры и т.д. По итогам 2013 г. в Реестр включено 384 реализуемых инвестиционных проекта на общую сумму 698,2 млрд руб. На основе Реестра сформирован перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов», который обеспечивает реализацию основных приоритетов инновационно-инвестиционного стратегического развития Ростовской области. По состоянию на 01.03.2013 перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов» включал 56 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 321 млрд рублей, реализуемых в 25 муниципальных образованиях области [7, с. 116].

Отмечая положительные результаты динамики привлечения инвестиций в экономику Ростовской области, следует выделить ряд системных проблем в инвестиционной сфере, на решение которых необходимо мобилизовать ресурсы и усилия всех заинтересованных участников инвестиционного процесса в ближайшей перспективе. К числу наиболее важных проблем относятся:

- недостаточно эффективное взаимодействие участников инвестиционного процесса и уровней управления исполнительных органов власти региона;

- отсутствие в отраслевых министерствах и городских округах отстроенной системы работы с инвесторами в режиме он-лайн с целью оперативного решения их проблем;

- ориентация органов государственного управления и специализированных инвестиционных организаций на привлечение крупных инвесторов при недостаточном стимулировании инвестиционной активности субъектов среднего и быстрорастущего малого бизнеса.

Исследуем динамику инновационных характеристик Ростовской области, включая объемы отгруженной инновационной продукции, развитие инновационной инфраструктуры, а также информированность населения об инновационных процессах в области. Так, объем отгруженной инновационной продукции за последние 3 года увеличился в 2,3 раза и составил по итогам 2012 г. 40,5 млрд рублей, затраты на технологические инновации выросли в 4,3 раза и составили 18,4 млрд рублей, соответственно. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции области по итогам первого полугодия 2013 г. составила 7,2 % [8, с. 61-69].

В рамках развития инновационной инфраструктуры в 2013 году зарегистрировано некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области», деятельность которого направлена на формирование условий для эффективного взаимодействия всех участников инновационного процесса [9]. На базе Центра планируется создание дополнительных объектов инновационной инфраструктуры, в том числе центра кластерного развития, учебно-инновационного центра, центра прототипирования. На их развитие государственной программой Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной в декабре 2013 г., предусмотрены финансовые средства на 2014-2015 годы в объеме 28 млн рублей - за счет областного бюджета [10].

Проведем анализ инновационных характеристик развития региона через призму информированности населения об инновационных процессах в области. В целях выявления отношения населения к уровню инновационного развития региона в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области за период март-апрель 2012 г. был проведен социологический опрос. Результаты опроса показали, что информированность населения о программах, проводимых в Ростовской области, довольно низкая. Большинство опрошенных не могли точно сказать, что означают термины «инновация» (58 %) и «экономический рост» (53 %), а только слышали о них в СМИ (рис. 1).

80 60 40 20 0

58

53

19

22

23

25

□ Инновации ■ Экономический рост

знаю

примерно знаю

затрудняюсь ответить

Рис. 1. Знаете ли Вы значение терминов «инновация» и «экономический рост»?

Однако взаимосвязь между экономическим ростом и внедрением инноваций видят практически 90% опрошенных, правда, не все из них определяют причинно-следственную взаимосвязь между данными понятиями. Мнение респондентов распределилось почти поровну между вариантами «инновации - следствие экономического роста» и « инновации -фактор экономического роста» (рис. 2).

Рис. 2. Видите ли Вы взаимосвязь инноваций и экономического роста?

Порядок предоставления государственной поддержки инновационным предприятиям за счет средств областного бюджета устанавливается областными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Ростовской области [11]. Согласно официальным данным, руководством области ставится задача увеличить долю инновационно

активных, выпускающих инновационную продукцию предприятий к 2015 г. почти до 12 %. Этому способствует недавно принятая областная долгосрочная целевая программа инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы [12]. Однако, несмотря на принятие региональных целевых программ, опрос жителей г. Ростова-на-Дону показал довольно низкую информированность населения о проводимых региональными властями проектах по поддержке инновационной активности в Ростовской области. Только треть опрошенных указала, что им известны такие мероприятия, однако не все считают их эффективными (рис. 3). Если опрошенных выделить в отдельную группу индивидуальных предпринимателей, то процент осведомленных о проводимых государственных мероприятиях несколько повышается.

Рис. 3. Знаете ли вы о государственных мероприятиях в сфере инноваций ?

Опрос респондентов также показал, что почти 60% опрошенных не знают о существовании инновационных предприятий в Ростовской области, или не могут их назвать (рис. 4).

Рис. 4. Знаете ли Вы о наличии инновационных предприятий в Ростовской области?

О существовании инновационного портала Ростовской области знают скорей предприниматели, нежели остальные респонденты, занятые другими видами деятельности. Однако процент его использования одинаково низок всего 9 %, хотя данный ресурс позволяет получить основную информацию по инновационному развитию области (рис. 5). Об упоминаемой нами областной долгосрочной целевой программе инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы знают только 14 % опрошенных, хотя это основной документ для инновационного развития области в ближайшие годы. Большинство респондентов сами оценили свою информированность как низкую.

На основании изложенного можно сделать вывод, что население Ростовской области недостаточно информировано об инновационных процессах, происходящих в регионе. Большая часть опрошенных не имеет точного представления о государственных мерах

по поддержке инновационной активности, не знает о мерах органов власти по формированию инновационной активности и не может назвать инновационные предприятия Ростовской области. Недостаточны знания о факторах экономического роста. Однако в целом респонденты оценивают уровень текущего экономического развития области как средний, с возможностью дальнейшего развития, что соответствует действительности. На основании оценки ситуации в реальном секторе экономики этот факт подтверждает и Министерство регионального развития Российской Федерации, включив Ростовскую область во вторую группу регионов со средним уровнем развития [13].

Рис. 5. Используете ли Вы инновационный портал Ростовской области в своей деятельности?

Результаты приведенного выше опроса свидетельствуют о необходимости осуществлять реализацию мероприятий по информационному обеспечению населения Ростовской области. Информацией об инновационных мероприятиях должны обладать не только специалисты, которым это необходимо в профессиональной деятельности, но и любой житель Ростовской области.

По словам губернатора В. Голубева, «ключевой вопрос для Ростовской области - это активизация инновационно-инвестиционной политики, создание более привлекательных условий, более благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. Области нужны новые, прорывные идеи» [14]. Можно согласиться с точкой зрения экспертов, полагающих, что для решения ключевых проблем и достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы необходима реализация комплекса мер [15, с. 68]:

- стимулирование инновационной активности предприятий Ростовской области, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ;

- формирование механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР;

- создание в области генерации знаний «центров компетенции» на базе ведущих донских университетов через создание национальных исследовательских центров;

- обеспечение достаточного уровня информационного поля инновационной сферы и эффективной обратной связи органов власти с предпринимателями, инвесторами, населением.

Нам представляется, что глубокое понимание сложившихся проблем инновационно-инвестиционной сферы региона, согласованный взгляд на них отраслевых министерств области, органов местного самоуправления, специализированных инновационных организаций и крупных инвесторов позволит правильно сформулировать стратегические приоритеты инвестиционной политики Ростовской области и определить её ключевые инновационные направления на ближайшую и среднесрочную перспективу.

56%

■ да □ иногда □ нет

Литература

1. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 (в ред. от 24.11.2011 № 1752) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года» // Официальный портал Правительства Ростовской области. Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85424

2. Областная долгосрочная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012 - 2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 23.09.2011 № 6 // Официальный портал Правительства Ростовской области. Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=104273

3. Доклад «Ведение бизнеса в России - 2012» (Всемирный банк) // Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://russian.doingbusiness.org/reports/subnational-reports/russia

4. Щербакова Т.А., Дамирчари М.Р. Инвестиционная политика Ростовской области: эффективность реализации, приоритетные направления // Экономика и менеджмент систем управления. 2013. Т. 7. № 1.2. С. 298-309.

5. Машко В.С. Основы инвестиционной политики и практики региональной экономики (на примере Ростовской области) // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. № 2 (10). С. 41-48.

6. Постановление Правительства Ростовской области от 5 июля 2012 года № 578 «О порядке формирования Реестра инвестиционных проектов Ростовской области» // Официальный портал Правительства Ростовской области. Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.donland.ru

7. Тяглов С.Г., Пономарева М.А. Совершенствование деятельности региональных органов управления по улучшению инвестиционной привлекательности муниципальных образований Ростовской области // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4-2. С. 116-119.

8. Кашникова Т.В. Инновационный потенциал региона и стратегия его развития (на примере Ростовской области) // Вопросы регулирования экономики. 2012. № 2. С. 61-69.

9. В Ростовской области создан единый региональный центр инновационного развития // Электронный журнал «Реальный бизнес: стратегия и тактика успеха». Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.real-business.ru

10. Постановление Правительства Ростовской области от 19.12.2013 № 783 «Об утверждении Государственной программы Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика"» // Официальный портал Правительства Ростовской области. Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid

11. Постановление Администрации Ростовской области от 12.10.2007 № 399 «О порядке оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности» // Официальный портал Правительства Ростовской области. Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.donland.ru/Default.aspx?

12. Постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2011 №5 (ред. от 19.09.2013) «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы» // Наше время. № 411-416. 05.10.2011.

13. Официальный сайт Минэкономразвития Ростовской области // Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.mineconomikiro.ru

14. Ежегодный доклад Губернатора Ростовской области «Инвестиционный климат и инвестиционная политика Ростовской области» // Официальный портал Правительства Ростовской области. Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.donland.ru

15. Божаренко О.Ю. Повышение инвестиционной привлекательности Ростовской области как основы инновационной активности региона // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2013. № 2 (174). С. 68-71.

Sologub Vladimir Antonovich, doctor of sociological sciences, professor of the Department of state and municipal management, the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: sva@aaanet.ru

Hasheva Irina Anatolievna, candidate of economic sciences, docent of the Department of state and municipal management, the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ihasheva@mail.ru

INNOVATIVE INVESTMENT SCOPE ROSTOV REGION AS A RESOURCE INTEGRATION

AND GROWTH POLES

Abstract

This article discusses innovation and investment potential of the region, the possibility of providing state support to the subjects of innovation, as well as the key challenges currently hindering innovation development and implementation of competitive advantages of the Rostov region. Particular attention is paid to the dynamics of investment activity and identify innovation factors in the formation of regional economic policy. Defined set of measures necessary to achieve the strategic goal of innovation and investment spheres.

Keywords: investment image, investment, investment process, the Investment Promotion Agency of Rostov region, the development of innovation infrastructure, innovation system, government support, an innovative portal.

References

1. Postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobranija Rostovskoj oblasti ot 30.10.2007 № 2067 (v red. ot 24.11.2011 № 1752) «Ob utverzhdenii Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Rostovskoj oblasti na period do 2020 goda» // OficiaTnyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85424

2. Oblastnaja dolgosrochnaja celevaja programma «Sozdanie blagoprijatnyh uslovij dlja privlechenija investicij v Rostovskuju oblast' na 2012 - 2015 gody». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 23.09.2011 № 6 // OficiaTnyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=104273

3. Doklad «Vedenie biznesa v Rossii - 2012» (Vsemirnyj bank) // Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://russian.doingbusiness.org/reports/subnational-reports/russia

4. Shherbakova T.A., Damirchari M.R. Investicionnaja politika Rostovskoj oblasti: jeffektivnost' realizacii, prioritetnye napravlenija // Jekonomika i menedzhment sistem upravlenija. 2013. T. 7. № 1.2. S. 298-309.

5. Mashko V.S. Osnovy investicionnoj politiki i praktiki regional'noj jekonomiki (na primere Rostovskoj oblasti) //Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. 2014. № 2(10). S. 41-48.

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 5 ijulja 2012 goda № 578 «O porjadke formirovanija Reestra investicionnyh proektov Rostovskoj oblasti» // OficiaTnyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru

7. Tjaglov S.G., Ponomareva M.A. Sovershenstvovanie dejatel'nosti regional'nyh organov upravlenija po uluchsheniju investicionnoj privlekatel'nosti municipal'nyh obrazovanij Rostovskoj oblasti // Terra Economicus. 2012. T. 10. № 4-2. S. 116-119.

8. Kashnikova T.V. Innovacionnyj potencial regiona i strategija ego razvitija (na primere Rostovskoj oblasti) // Voprosy regulirovanija jekonomiki. 2012. № 2. S. 61-69.

9. V Rostovskoj oblasti sozdan edinyj regional'nyj centr innovacionnogo razvitija // Jelektronnyj zhurnal «Real'nyj biznes: strategija i taktika uspeha». Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj ] http ://www. real-business.ru

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 19.12.2013 № 783 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Rostovskoj oblasti "Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika"» // Oficial'nyj portai Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid

11. Postanovlenie Administracii Rostovskoj oblasti ot 12.10.2007 № 399 «O porjadke okazanija gosudarstvennoj podderzhki sub#ektam innovacionnoj dejatel'nosti» // Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru/Default.aspx?

12. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 23.09.2011 №5 (red. ot 19.09.2013) «Ob utverzhdenii Oblastnoj dolgosrochnoj celevoj programmy innovacionnogo razvitija Rostovskoj oblasti na 2012-2015 gody» // Nashe vremja. № 411-416. 05.10.2011.

13. Oficial'nyj sajt Minjekonomrazvitija Rostovskoj oblasti // Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.mineconomikiro.ru

14. Ezhegodnyj doklad Gubernatora Rostovskoj oblasti «Investicionnyj klimat i investicionnaja politika Rostovskoj oblasti» // Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru

15. Bozharenko O.Ju. Povyshenie investicionnoj privlekatel'nosti Rostovskoj oblasti kak osnovy innovacionnoj aktivnosti regiona // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Serija: Obshhestvennye nauki. 2013. № 2 (174). S. 68-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 332.036

ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИК И С ПОМОЩЬЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация

В статье представлен анализ оценки региональной экономики на основании расчетов муниципальных показателей в муниципальных образованиях. Предлагаются конкретные направления совершенствования системы оценки с подключением муниципального уровня.

Ключевые слова: система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, валовой муниципальный продукт, валовая добавленная стоимость, муниципальные образования, валовая прибыль, органы статистики.

Валовой региональный продукт (ВРП) показатель СРС (система регионального счетоводства) характеризует объём созданного продукта и оказанных услуг населению конкретной территории (субъекта) с помощью отчётных данных предприятий и организаций по специальной форме статистической отчётности Ф№1-предприятие.

Киященко

Татьяна

Андреевна

Очкин

Олег

Александрович

кандидат экономических наук, профессор, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: ochkin.oleg@mail.ru кандидат экономических наук, докторант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: syxorykovataina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.