Научная статья на тему 'Современные формы взаимодействия национальной диаспоры и органов местного самоуправления (на примере армянской общины г. Ростова-на-Дону)'

Современные формы взаимодействия национальной диаспоры и органов местного самоуправления (на примере армянской общины г. Ростова-на-Дону) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
857
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА / ARMENIAN COMMUNITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИАСПОРА / NATIONAL COMMUNITY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PUBLIC ORGANIZATIONS / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ / NATIONAL-CULTURAL AUTONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ароян Ашхен Сергеевна, Клюшников Сергей Сергеевич

В статье анализируются основные формы взаимодействия армянской общины г. Ростова-на-Дону и органов местного самоуправления, изучаются направления деятельности органов местной власти с общественными организациями и национальными диаспорами, рассматриваются пути и механизмы укрепления межнационального и междиаспорального согласия в городе. Делаются выводы о возможных направлениях и перспективах разрешения проблем взаимодействия национальных диаспор и органов местной власти, а также предлагаются некоторые мероприятия, способствующие выстраиванию конструктивного диалога между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ароян Ашхен Сергеевна, Клюшников Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FORMS OF INTERACTION BETWEEN NATIONAL COMMUNITIES AND LOCAL GOVERNMENT (ON the EXAMPLE of the ARMENIAN COMMUNITY of ROSTOV-ON-DON)

The article analyzes the main forms of cooperation of the Armenian community of Rostov-on-don and bodies of local self-government, examines the activities of local authorities, public organizations, and national diasporas, the ways and mechanisms for strengthening inter-ethnic and mediacollege consent in the city. Conclusions about the trends and prospects of resolution of problems of interaction of national diasporas and local authorities, and suggests some activities that contribute to building a constructive dialogue between them.

Текст научной работы на тему «Современные формы взаимодействия национальной диаспоры и органов местного самоуправления (на примере армянской общины г. Ростова-на-Дону)»

2. Курников Е.В. Таможенное администрирование в условиях экономической волатильности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2015. № 2. С. 117-122.

3. Полмира в Уфе // Ведомости. 2015. 9 июля.

Kurnikova Lyudmila Petrovna, PhD Economics, Associate Professor of International economic relations chair; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

INTEGRATION VARIABILITY IN ESTABLISHING RUSSIAN ECONOMIC SECURITY

Abstract

Russian economic security is constantly facing new challenges in no small part due to imbalances in the integration policy. The article discusses major problems of countering these threats and measures necessary for their mitigation. Keywords: integration, EAEU, SCO, BRICS, economic security.

References

1. Kurnikov E.V. Osobennosti transformacii paradigmy vneshnetorgovoj politiki Rossii v HHI veke. Rostov n/D:

JuRIU RANHiGS, 2013.

2. Kurnikov E.V. Tamozhennoe administrirovanie v uslovijah jekonomicheskoj volatil'nosti // Gosudarstvennoe i

municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2015. № 2. S. 117-122.

3. Polmira v Ufe // Vedomosti. 2015. 9 ijulja.

УДК 32

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЫ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ)

Ароян кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики,

Ашхен заместитель декана факультета управления,Южно-Российский институт

Сергеевна управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Клюшников заместитель начальника Федеральной службы управления Росприроднадзора Сергей по г. Сочи, магистрант, Южно-Российский институт управления - филиал

Сергеевич Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируются основные формы взаимодействия армянской общины г. Ростова-на-Дону и органов местного самоуправления, изучаются направления деятельности органов местной власти с общественными организациями и национальными диаспорами, рассматриваются пути и механизмы укрепления межнационального и междиаспорального согласия в городе. Делаются выводы о возможных направлениях и перспективах разрешения проблем взаимодействия национальных диаспор и органов местной власти, а также предлагаются некоторые мероприятия, способствующие выстраиванию конструктивного диалога между ними.

Ключевые слова: армянская община, национальная диаспора, общественные организации, национально-культурные автономии.

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей. Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

В настоящее время разработка вопросов, связанных с определением сущности национальной диаспоры как социокультурного феномена продолжается. Исследование диаспор как самостоятельных субъектов национальных отношений способствует выработке целевых направлений государственной национальной политики РФ, региональных парадигм национальных отношений, а также техник и технологий ситуативного этнополитического менеджмента [1, с. 86].

Армянская диаспора является одной из самых многочисленных в России. Ее формирование охватывает несколько веков, вплоть с переселения армян Екатериной на Дон. Управление армянской диаспорой в России осуществляется Союзом армян России (САР) - общероссийской общественной организацией, объединяющей армян России. Армянская диаспора по числу культурных и общественно-политических объединений в регионах России занимает 4 место после евреев, украинцев и татар [2, с. 13-18].

Следует отметить, что армянская община Дона является одной из крупнейших и древнейших национальных диаспор на территории Российской Федерации. Она играет значительную роль в деле сохранения и укрепления этнокультурной самобытности представителей армянского народа, проживающих на Дону, изучения армянского языка, развития социальных, духовных, культурных связей с Арменией. В рамках выполнения своих задач, она тесно сотрудничает с Правительством Ростовской области, органами местного самоуправления и с другими диаспорами Дона.

В Ростовской области сформирована и периодически заседает Группа общественного сопровождения реализации приоритетных национальных проектов, в состав которой, в частности, входят представители некоторых национальных общин области. Это сопредседатель Ростовской региональной национально-культурной еврейской автономии Михаил Гельфер, Президент Ростовской региональной общественной организации «Ассоциация корейцев Ростовской области» Михаил Ким и председатель совета Ростовской региональной общественной организации «Ново-Нахичеванская-на-Дону армянская община» Арутюн Сурмалян [3].

В экспертных кругах России, занимающихся исследованием политических процессов на Юге России, стало формироваться мнение, о том, что «среди национально-этнических объединений на первый план в Ростовской области выступает армянская община, представляющая национально-культурную автономию. Власти, особенно районные и городские, в большей степени опираются на армянскую диаспору, поэтому можно утверждать, что их влияние на политическую ситуацию, несомненно, присутствует»[4]. Помимо Ростова-на-Дону, институционально организованные армянские общины существуют и в других крупных городах области. В г. Таганроге образована армянская община «Наири», в г.Новочеркасске - армянская община «Ани» (руководитель - Мадлен Согомонян).

Одним из примеров эффективной интеграции армян в общественно-политическую и социально-культурную жизнь области и показателем тесного сотрудничества органов местного самоуправления г. Ростова-на-Дону и местных армянских общин стала передача в пользование Армянской Апостольской Церкви со стороны Администрации города здания церкви бывшего монастырского комплекса «Сурб Хач» (20 марта 2007г.). До последнего времени в стенах церкви располагался Ростовский музей русско-армянской дружбы, действовавший с 1972 года и насчитывающий более 10 тысяч экспонатов [5].

Органы местного самоуправления г. Ростова-на-Дону в рамках решения вопросов местного значения сотрудничают с общественными организациями, в частности, с «РРОО Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общиной».

Данное взаимодействие происходит в различных формах [6]:

1) поддержка деятельности общины;

2) участие общины в разработке и реализации муниципальных программ города или их отдельных мероприятий в порядке, установленном нормативно-правовыми актами;

3) обсуждение и экспертиза проектов социально значимых законов совместно с представителями Национальных диаспор;

4) проведение совместных акций и мероприятий;

5) информационный обмен;

6) методическая, консультативная, организационная помощь;

7) иные формы взаимодействия, предусмотренные нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях укрепления межнационального и межконфессионального согласия, поддержки и развития языков и культуры народов Дона, реализации прав национальных меньшинств, обеспечения социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов, Администрацией города совместно с армянской общиной в Донской государственной публичной библиотеке в 2015 году был проведен круглый стол «Межэтнический диалог на Юге России: современные политические угрозы и социально-экономические проблемы». В ходе круглого стола были рассмотрены вопросы, касающиеся межэтнических проблем в донском регионе. Мероприятие было поддержано Правительством Ростовской области и прошло по оси взаимодействия «Власть-Наука-Общественность». В результате круглого стола был выработан перечень мер по регулированию и профилактике межэтнических конфликтов в Ростовской области, который подлежит реализации совместными действиями органов местного самоуправления и диаспор Дона.

Еще одной формой взаимодействия армянской диаспоры и Администрации города является деятельность в сфере благоустройства. При организационной и финансовой поддержке общины было осуществлено восстановление Кунжинского мемориала павшим воинам. Представители общины, регулярно участвуют в общегородских мероприятиях, таких как: День древонасаждения, субботники, празднования ко дню города, и 9 мая и тому подобное.

Армянская община также активно сотрудничает и местными властями при организации проведении различных социально-значимых общегородских мероприятиях: Празднования дня города, празднование дня Победы, парад и награждение ветеранов Великой Отечественной войны.

Несмотря на то, что сотрудничество общины с органами местного самоуправления находится на достаточно высоком уровне, однако существует ряд проблем, которые препятствуют более тесному взаимодействию национальных диаспор с местной властью. Одной из таких проблем является отсутствие финансирования общественных организаций. Предусмотренные законом средства для поддержания общины, национально культурных автономий, выделяемые на конкурсной основе, тем не менее, не достаточны для решения насущных проблем, реализации задач и расширения деятельности.

Национальные диаспоры в рамках своей деятельности и планов работы проводят мероприятия, направленные на сохранение и развитие: самобытной культуры, традиций; родного языка; изучения их истории и быта; возрождение фольклора, народной обрядности; создание коллективов народного творчества; формирование этнокультурного мировоззрения у детей и молодежи города,; укрепление национальной идентичности.

При этом потенциал этих организаций реализуется не в полной мере, он может использоваться более эффективно. В структуре власти пока нет единого координатора по работе с национальными общественными организациями и диаспорами. Потребность в таком роде едином координационном центре очевидна. Такой центр создан Комитетом Государственной Думы по делам национальностей на федеральном уровне. Представляется полезным создание такого органа, или его подразделения, на местном областном или муниципальном уровнях. Он бы занимался выявлением проблем национальных диаспор, а также выявлял бы и реализовывал значимые для национальных организаций инициативы, направленные на более тесное взаимодействие с органами государственной власти на местах [7].

Также следует отметить, что уже несколько лет решается вопрос с органами местной власти о создании единого центра «Дом национальности», который создал бы условия для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов, полноправного общественного и культурного развития всех народов Дона. Приоритетными задачами такого центра служили бы - сохранение этнокультурного многообразия нашего города, содействие развитию гражданского общества, укрепление российской государственности, единства всех наций Ростова, органичное сочетание общегосударственных интересов и прав граждан на сохранение своей этнокультурной, языковой и религиозной принадлежности [8, с. 110-114].

На наш взгляд еще одной важной проблемой национальных диаспор во взаимодействии и органами власти является недостаточное освещение деятельности общин в СМИ. Требуется проект, который расширит возможности национальных организаций в выходе на СМИ, оптимизирует сотрудничество между СМИ и национальными общинами с тем, чтобы сформировать адекватный информационный фон при освещении «этнической» темы. Наибольший массив информации, освещаемый СМИ относится к публикации криминальных сводок, в описании которых указывается национальность правонарушителей и преступников. Естественно, в обществе формируется мнение, что большая часть преступлений совершается представителями некоренных национальностей региона. Очевидна необходимость создания программ на телевидении, которые рассказывали бы об особенностях национальных общин региона.

Можно согласиться, что общины и национальные общественные организации могли бы играть более существенную роль в жизни города, не ограничивая свою деятельность культурно- массовыми мероприятиями и фестивалями.

В рамках своей деятельности община:

- оказывает методическую, консультативную помощь членам организации;

- организует и проводит семинары, встречи, лекции, выставки, концерты, спортивные мероприятия;

- организует прием и взаимодействие с представителями общественных объединений.

В ходе изучения данной тематики, было выявлено ряд проблем, возникающих в процессе совместной деятельности общины и органов местного самоуправления. Среди которых можно отметить следующие:

1.Отсутствие в структуре органов местного самоуправления единого координатора по работе с национальными общественными организациями и диаспорами.

2. Недостаточное освещение деятельности общин в СМИ.

3. Недостаточное финансирование деятельности национальных общин за счет местного бюджета.

4.Отсутствие организационной, материально-технической поддержки деятельности общин.

Для решения вышеуказанных проблем, исходя из вышесказанного, необходимо осуществить следующие мероприятия:

- создание в структуре органов местного самоуправления единого координатора по работе с национальными общественными организациями и диаспорами, который занимался бы выявлением проблем национальных диаспор, а также реализацией значимых для национальных организаций инициатив, направленных на более тесное взаимодействие с органами государственной власти на местах;

- расширение возможностей национальных организаций при выходе на СМИ, оптимизация сотрудничества между СМИ и национальными общинами с целью формирования адекватного информационного фона при освещении «этнических» тем;

- увеличение расходов местного бюджета на финансирование деятельности национальных общин;

- создание единого центра «Дом национальности», который создал бы условия для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов.

Следует отметить, что армянская диаспора за свою 230 летнюю историю существования на Донской земле сумела внести свой вклад в становление и развитии Дона. Представители армянской диаспоры способствовали росту экономики и промышленности края. Армянская община Ростова является одной из самых многочисленных общин России, которая принимает активную роль в сохранении культуры и традиций армянского народа. Деятельность общины направлена не только на сохранение культуры и традиции, но и реализации крупных проектов, таких как: организация международных и форумов и конференций, сотрудничество с разными органами государственными власти, участие в жизни города и края и многие другие.

Что касается вопроса о современных формах взаимодействия армянской общины и органов местного самоуправления, то можно заметить достаточно позитивную тенденцию и ежегодное расширение направлений и форм их совместной работы, что конечно, не может не сказываться на гармонизации и укреплении межнационального сотрудничества, как в регионах России, так в стране, в целом.

Литература

1. Аствацатурова М.А. Возможности и пределы толерантности диаспор (теоретический аспект) // Диаспора: новые материалы. 2004. № 4.

2. Манукян Е.В. Формы консолидации армян в Российской Федерации: этнополитический анализ // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2014. № 3-4 (8-9). С. 13-18.

3. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. - [2015]. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=82468

4. Политическая ситуация в Ростовской области, Основные игроки/группы и их интересы (Стартовый аналитический обзор, 2003).

5. В Ростове-на-Дону будет восстановлен армянский монастырский комплекс Сурб Хач // Информационное агентство «Regnum» [Электронный ресурс]. - [2015]. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/

6. Официальный сайт Нахичеванской-на-Дону армянской общины [Электронный ресурс]. - [2015]. Режим доступа: http://nnao.ru/

7. Армянская диаспора в России // Кавказский узел. [Электронный ресурс]. - [2015]. Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/194762/

8. Батиев Л.В., Казаров С.С. Становление арменоведения на Дону: итоги и перспективы // Научная мысль Кавказа. 2014. № 2 (78). С. 110-114.

Aroyan Ashkhen Sergeevna, candidate of political Sciences, associate Professor of political science and ethnic politics, Deputy Dean of the faculty of management; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Klyushnikov Sergey Sergeevich, Deputy head of the Federal service of Rosprirodnadzor in Sochi, graduate student; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

MODERN FORMS OF INTERACTION BETWEEN NATIONAL COMMUNITIES AND LOCAL GOVERNMENT (ON the EXAMPLE of the ARMENIAN COMMUNITY of ROSTOV-ON-DON)

Abstract

The article analyzes the main forms of cooperation of the Armenian community of Rostov-on-don and bodies of local self-government, examines the activities of local authorities, public organizations, and national diasporas, the ways and mechanisms for strengthening inter-ethnic and mediacollege consent in the city. Conclusions about the trends and prospects of resolution of problems of interaction of national diasporas and local authorities, and suggests some activities that contribute to building a constructive dialogue between them. Keywords: Armenian community, national community, public organizations, national-cultural autonomy.

References

1. Astvacaturova M.A. Vozmozhnosti i predely tolerantnosti diaspor (teoreticheskij aspekt) // Diaspora: novye

materialy. 2004. № 4.

2. Manukjan E.V. Formy konsolidacii armjan v Rossijskoj Federacii: jetnopoliticheskij analiz // Evrazijskij Sojuz:

voprosy mezhdunarodnyh otnoshenij. 2014. № 3-4 (8-9). S. 13-18.

3. Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. [Jelektronnyj resurs]. - [2015]. Rezhim dostupa: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=82468

4. Politicheskaja situacija v Rostovskoj oblasti, Osnovnye igroki/gruppy i ih interesy (Startovyj analiticheskij obzor,

2003).

5. V Rostove-na-Donu budet vosstanovlen armjanskij monastyrskij kompleks Surb Hach // Informacionnoe agentstvo «Regnum» [Jelektronnyj resurs]. - [2015]. Rezhim dostupa: http://www.regnum.ru/news/

6. Oficial'nyj sajt Nahichevanskoj-na-Donu armjanskoj obshhiny [Jelektronnyj resurs]. - [2015]. Rezhim dostupa:

http://nnao.ru/

7. Armjanskaja diaspora v Rossii // Kavkazskij uzel. [Jelektronnyj resurs]. - [2015]. Rezhim dostupa: http://www.kavkaz-uzel .ru/articles/194762/

8. Batiev L.V., Kazarov S.S. Stanovlenie armenovedenija na Donu: itogi i perspektivy // Nauchnaja mysl' Kavkaza.

2014. № 2 (78). S. 110-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.