Научная статья на тему 'Социальный статус этнического лидера (на примере диаспор Ростовской области)'

Социальный статус этнического лидера (на примере диаспор Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
506
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / ЭТНИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / ЭТНИЧЕСКИЙ СТАТУС / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / DIASPORA / ETHNIC LEADER / ETHNIC STATUS / SOCIAL FUNCTIONS / LEGITIMACY / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лубский Анатолий Владимирович, Бедрик Андрей Владимирович, Сериков Антон Владимирович

Анализируется роль лидера национально-культурного объединения (диаспоры) как субъекта реализации приоритетных направлений государственной национальной политики России на современном этапе. На примере диаспор Ростовской области проводится исследование интеграционной, представительной, медиаторской и ресурсной функции этнического лидера, рассматривается дуализм в управлении общинами, привлечение ресурсов конфессиональных групп для внутриэтнической консолидации и т.д. Основным фактором эффективности лидера является уровень его легитимности в глазах этнического сообщества и степень его признания региональным и местным социумами в лице органов управления национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лубский Анатолий Владимирович, Бедрик Андрей Владимирович, Сериков Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL STATUS OF THE ETHNIC LEADER (ON THE EXAMPLE OF DIASPORAS OF THE ROSTOV REGION)

The article analyzes the role of the leader of the national-cultural association (diaspora) as a subject of implementing the priority directions of the state national policy of Russia at the present stage. On the example of the diasporas of the Rostov region, the integration, representative, mediatorial and resource functions of the ethnic leader are studied, dualism in the management of communities, the attraction of the resources of confessional groups for intra-ethnic consolidation, etc. are considered. The main factor in the effectiveness of the leader is the level of its legitimacy in the eyes of the ethnic community and the degree of its recognition by regional and local societies in the person of the bodies of management of the national policy.

Текст научной работы на тему «Социальный статус этнического лидера (на примере диаспор Ростовской области)»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2017. № 4

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

УДК 316.35

DOI 10.23683/0321-3056-2017-4-10-15

социальный статус этнического лидера (на примере диаспор ростовской области)*

© 2017 г. А.В. Лубский a, А.В. Бедрик a, А.В. Сериков a

aЮжный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

the social status of the ethnic leader (on the example of diasporas of the rostov region)

A. V. Lubsky a, A. V. Bedrik a, A. V. Serikov a

aSouthern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Лубский Анатолий Владимирович -доктор философских наук, профессор, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. Е-mail: [email protected]

Бедрик Андрей Владимирович -кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия. Е-mail: [email protected]

Сериков Антон Владимирович -

кандидат социологических наук, доцент, директор,

Институт социологии и регионоведения,

Южный федеральный университет,

ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону,

344006, Россия.

Е-mail: [email protected]

Anatoliy V. Lubsky -

Doctor of Philosophy, Professor,

Institute of Sociology and Regional Studies,

Southern Federal University,

Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don,

344006, Russia.

E-mail: [email protected]

Andrei V. Bedrik -

Candidate of Sociology, Associate Professor, Leading Researcher,

Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, Russia. E-mail: [email protected]

Anton V. Serikov -

Candidate of Sociology, Associate Professor, Director,

Institute of Sociology and Regional Studies,

Southern Federal University,

Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don,

344006, Russia.

E-mail: [email protected]

Анализируется роль лидера национально-культурного объединения (диаспоры) как субъекта реализации приоритетных направлений государственной национальной политики России на современном этапе. На примере диаспор Ростовской области проводится исследование интеграционной, представительной, медиаторской и ресурсной функции этнического лидера, рассматривается дуализм в управлении общинами, привлечение ресурсов конфессиональных групп для внутриэтнической консолидации и т.д. Основным фактором эффективности лидера является уровень его легитимности в глазах этнического сообщества и степень его признания региональным и местным социумами в лице органов управления национальной политики.

Ключевые слова: диаспора, этнический лидер, этнический статус, социальные функции, легитимность, национальная политика.

The article analyzes the role of the leader of the national-cultural association (diaspora) as a subject of implementing the priority directions of the state national policy of Russia at the present stage. On the example of the diasporas of the Rostov region, the integration, representative, mediatorial and resource functions of the ethnic leader are studied, du-

* Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 16-33-00030 «Антропотоки и этнические диаспоры: социальные практики взаимодействия, особенности коллективных идентичностей и национальная безопасность в странах со сложной этнокультурной структурой (Россия и Германия)».

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

alism in the management of communities, the attraction of the resources of confessional groups for intra-ethnic consolidation, etc. are considered. The main factor in the effectiveness of the leader is the level of its legitimacy in the eyes of the ethnic community and the degree of its recognition by regional and local societies in the person of the bodies of management of the national policy.

Keywords: diaspora, ethnic leader, ethnic status, social functions, legitimacy, national policy.

Современные процессы управления сферой межэтнических взаимодействий характеризуются актуализацией роли гражданского потенциала национально-культурных и религиозных объединений в вопросах консолидации поликультурного ландшафта российского общества. В соответствии с текстом Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ № 1666 от 19.12.2012 г. [1], национально-культурные объединения выступают в качестве субъектов реализации национальной политики, деятельность которых должна быть направлена на развитие межнационального и межконфессионального диалога, возрождение семейных ценностей, противодействие экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости. Одновременно Стратегия постулирует цель сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России. Но если в отношении сохранения родной культуры и родного языка коренных народов Российской Федерации мобилизуются ресурсы государства, институтов образования и культуры, а также общественных организаций, то сохранение культуры и языка диаспор-ных народов преимущественно относится к сфере деятельности их национально-культурных сообществ без использования дополнительных институциональных возможностей. В подобных условиях социальный статус лидера диаспоры и его роль в реализации декларируемых целей государственной национальной политики возрастает, как и значение самих национально-культурных объединений, создаваемых диаспорами в местах своего локального расселения.

К категории диаспорных этнических меньшинств относятся группы этнических меньшинств, проживающие за пределами своей исторической родины и образующие на территории своего компактного проживания социально интегрированные сообщества по признаку этнокультурного самоопределения [2, с. 64]. Институционально эти сообщества могут иметь статус региональной/местной общественной организации или национально-культурной автономии [3, с. 27]. В этом смысле диаспорами Ростовской области выступают народы дальнего зарубежья

(греки, евреи, ассирийцы, поляки, афганцы, турки), а также народы постсоветской государственности (украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, грузины, узбеки, таджики, киргизы), которые имеют на территории региона не только демографическую представленность, но и институциональные формы групповой интегрирован-ности (общественные организации, национально-культурные автономии, культурные центры и т.д.). Лидеры их объединений имеют официальный юридический статус, закрепленный уставом сообщества, и политический статус, выражающийся в представительстве своей этнической группы в составе Консультативного совета по межэтническим отношениям при губернаторе Ростовской области.

Исследование социального статуса лидера диаспоры (национально-культурного объединения) осуществлялось двумя вариантами социологических методов. Во-первых, через серию глубинных интервью с руководителями и активистами национально-культурных сообществ Ростовской области, а также государственных служащих региона, ответственных за реализацию мероприятий национальной политики. Во-вторых, путем опроса представителей диаспорных сообществ с помощью стандартизированного анкетного интервью на основе выборки, формируемой методом «снежного кома». Всего было проведено 12 глубинных интервью, а анкетным методом опрошено 124 респондента. Эмпирический этап исследования проходил в мае - октябре 2017 г. в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области.

Результаты его позволяют выделить несколько особенностей социального статуса лидера диаспоры. Прежде всего - сложившийся дуализм в структуре управления общественными объединениями национально-культурного толка, проявляющийся в том, что подавляющее большинство институтов диаспоры имеют одновременно двух руководителей, формальный статус которых закрепляется уставом организации. Лицом, возглавляющим организацию в должности председателя или президента, выступает представитель политического или экономического истеблишмента регионального социума (руководитель крупного бизнеса, известный общественный деятель, депутат,

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

ректор вуза и т.д.). Его роль в деятельности общины сводится преимущественно к двум базовым функциям: протекционной и ресурсной. Второе лицо организации, занимающее должность вице-председателя или исполнительного директора, обеспечивает реальное управление объединением, сосредоточиваясь на осуществлении представительной, интеграционной, коммуникативной и мобилизационной функций. Вице-председатель выступает от лица этнической интеллигенции и основным агентом актуализации этнической идентичности народа диаспоры. Лишь в единичных случаях функциональные роли лидера объединяются деятельностью одного лица (например, в случае с ассирийской или узбекской диаспорами).

История национально-культурных объединений в Ростовской области свидетельствует, что наибольшую жизнеспособность проявляли те общины, в которых удавалось достичь баланса в отношениях между двумя указанными категориями лидеров: политико-экономическим, с одной стороны, и культурно-общественным - с другой. Паритетное распределение функций обеспечивает стабильность диаспоры и удерживает ее от раскола, а конкуренция, наоборот, приводит к дроблению общественных объединений, их дублированию. Данные процессы подрывают авторитет официальных институтов диаспоры в глазах членов этнической общности, создают барьеры во взаимодействии группы и власти, а также с представителями государств исторической принадлежности. В настоящее время формальное членство в диаспорных объединениях итак имеет незначительное количество представителей общности, а в условиях утраты легитимности их число еще более сокращается [4, с. 242].

Одновременно лидерские функции в общины могут осуществлять представители духовенства. Это происходит в тех случаях, когда общность имеет этноконфессиональную природу. К таковым в Ростовской области могут быть отнесены: 1) евреи, в этнической идентичности которых ярко выделяется иудаистский религиозный компонент, а функционирование диаспоры осуществляется на базе ростовской синагоги; 2) поляки, ввиду их традиционной принадлежности к католической конфессии и первоначального возрождения институтов Римской церкви и поло-нейных организаций на базе возрождавшихся в начале 1990-х гг. костелов; 3) армяне, миграционный прирост которых в постсоветский период был максимальным в регионе, а консолидация

общины осуществлялась вокруг возрождавшихся структур Армянской апостольской церкви; 4) греки, ассирийцы и грузины, относящиеся к категории православных народов, но имеющие в странах или регионах своего исторического происхождения автокефальные религиозные организации, подкрепляющие свою национальную идентичность особенностями конфессионального статуса в рамках Русской православной церкви (так в г. Ростове-на-Дону греческая община возродила Благовещенский греческий храм, грузинская - ведет строительство Храма святой Нины - просветительницы Грузии, а ассирийская община в религиозном отношении курируется настоятелем Старо-Покровского храма). Духовные лидеры осуществляют не только религиозно-просветительскую деятельность внутри диаспор, но и прибегают к медиа-торским практикам на внутриобщинном уровне в случае возникновения нескольких параллельных общественных организаций одного этноса.

Конфессиональные лидеры являются дополнительными агентами актуализации диаспорной идентичности, хотя их отсутствие само по себе не служит причиной ее утраты. Так, в регионе довольно существенно в демографическом отношении представлена азербайджанская община (17 961 чел.) [5, с. 7], в которой традиционно придерживаются ислама шиитского толка. Отсутствие шиитских мечетей и шиитского духовенства не стало причиной дезинтеграции общины, а лишь изменило ее конфессиональные ориентации в пользу суннитского ислама. Данная тенденция подкрепляется общей геополитикой Азербайджана и его диаспоры в сторону суннитской Турции, а не мирового шиитского центра -Ирана. Кроме того, диаспорные объединения могут сознательно дистанцироваться от религиозных организаций и наоборот. Так, католическая община Дона, стоявшая у истоков возрождения польской диаспоры, сегодня дистанцируется от деятельности последней.

Деятельность диаспорных лидеров сводится к универсальному набору функций. Во-первых, функция этнической интеграции и актуализации этнической идентичности особенно важна в условиях мемориальной этнической идентичности, среди потомков представителей этнических меньшинств, рожденных в смешанных браках и прошедших этапы аккультурации в регионе. Но и в условиях существенной демографической совокупности группы актуальность этнической интеграции не ослабевает, но переориентируется на

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

представителей этнической интеллигенции, лиц, обладающих ресурсом для продвижения этнических ценностей и повышения этнического имиджа. Кроме того, интеграционная функция непосредственным образам связана с задачами мобилизации диаспорного актива для участия в общественных акциях, научных и культурно-просветительских мероприятиях, организуемых в регионе органами управления и государственными учреждениями.

Во-вторых, функция этнического представительства в органах государственной и муниципальной власти, СМИ, учреждениях образования и культуры, других общественных институтах в настоящее время осуществляется через их вовлеченность в реализацию этнопросветительского проекта «150 культур Дона», в котором именно общины выступают соисполнителями мероприятий этнокультурной и исторической направленности на базе общеобразовательных учреждений Ростовской области. Кроме того, лидеры объединений осуществляют представительство своих этнических групп в отношениях с государствами своей исторической принадлежности, их дипломатическими структурами (встречи сотрудников посольств, организация культурного и экономического сотрудничества, проведение языковых школ для молодежи и т.д.).

В-третьих, ресурсная функция осуществляется как за счет мобилизации ресурсного потенциала самой общины, так и за счет привлечения средств поддержки из бюджета, грантовских фондов, программ поддержки соотечественников из стран исторической принадлежности. Кроме того, ресурсная функция среднеазиатских диаспор проявляется в том, что именно национально-культурные объединения выступают центром распределения трудового потенциала растущей общины за счет оказания помощи новым переселенцам в бытовом обустройстве, поиске работы, оформлении правового статуса и т.д.

В-четвертых, медиаторская функция в наибольшей степени поддерживается государственными институтами. Привлечение лидеров общины или их активистов к решению локальных межэтнических конфликтов в Ростовской области - один из наиболее эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов управления национальной сферой в регионе. Однако актуальность данного инструмента в большей степени характеризует общины народов

Кавказа и Средней Азии и не выражена среди европейских и других классических диаспор региона (например, евреев).

Эффективное осуществление данных функций возможно при условии легитимности лидера общины в своей этнической среде и необходимости сохранения лояльности в отношении действующей власти регионального или местного уровня. В этом случае лояльность власти - ресурс и риск развития этнического сообщества, так как если действия власти идут в разрез национальным интересам членов общности, то конформистская позиция руководства общины негативно оценивается членами группы, подрывая их авторитет и, следовательно, легитимность [6, р. 215]. Последнее ведет к расколу объединения, симулятивному характеру его деятельности, маргинализации и деинституционализации диаспоры [7, с. 78]. Так, фактическая утрата легитимного лидера в случае с немецкой общиной Дона привела к исчезновению самой организации, которая имеет и демографическую основу, отсутствие сложностей с изучением национального языка и культуры, престижность статуса принадлежности общности. Именно легитимность лидера, его харизма, обладание необходимым экономическим и социальным ресурсом выступает базовым фактором институционализации группы [8, с. 54].

Но не только личностный фактор может привести к утрате легитимности института сообщества. В случае с армянской, азербайджанской и некоторыми другими объединениями авторитет руководителя обусловлен внутренней дифференциацией общности. Так, армянская община на Дону разделена по принципу регионального происхождения членов единой армянской общности. Выделение субдиаспорных групп «крымских», «бакинских», «донских», «сухумских», «грузинских», «ереванских», «среднеазиатских» армян проецируется на структуру объединений, их номенклатуру, легитимность лидера. Искусственное навязывание властью принципа «один народ - одна община» в поддержке деятельности национально-культурных организаций играет дисфункциональную роль, так как маркирует субдиаспоры на «свои» и «чужие», «правильные» и «неправильные», подрывает лояльность членов диаспоры, снижает потенциал межэтнической консолидации и т.д. [9, с. 77]. Субдиаспо-ризация может иметь не только региональную природу, но и быть обусловленной конфессио-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2017. No. 4

нальными особенностями различных компонентов этнической группы [10, р. 9570], что создает новый виток выдвижения этнических лидеров, статус которых в этом случае становится более неформальным, а функционал ограничивается преимущественно интеграционной функцией, в то время как его медиаторский, представительный и ресурсный потенциал оказывается нивелирован.

Таким образом, лидер диаспорного сообщества является ключевым агентом актуализации этнической идентичности группы, интегрирующим ее потенциал и обеспечивающим возможности сохранения этнокультурной специфики в условиях иноэт-нического окружения. Эффективность реализации лидером интеграционной, ресурсной, представительной или медиаторской функции зависит от степени его легитимности, уровня институционализа-ции сообщества и лояльности региональной власти. Утрата легитимности этнического лидера приводит к подрыву социального статуса всей национально-культурной общности в рамках регионального социума, провоцирует его маргинализацию, усиливает как ассимиляционный тренды развития исторических диаспор, так и провоцирует изоляционные стратегии адаптации мигрантских меньшинств. Деятельность этнических лидеров дифференцирована по типам сообществ, но обязательно включает коммуникативные элементы через взаимодействие с региональной властью и дипломатическими службами государств исторической принадлежности диаспоры. Выделение из этнической среды лидера, обладающего потенциалом обеспечения баланса этнических, конфессиональных, субэтнических и общенациональных интересов, позволяет с большей степенью результативности решать приоритетные цели национальной политики России - гармонизацию межэтнических отношений поликультурного общества.

Литература

1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http:// base.garant. ru/70284810/ (дата обращения: 01.10.2017).

2. Бедрик А.В., Стукалова Д.Н., Терещенко А.А. Социально-правовой статус диаспоры в современном российском обществе: региональный ракурс // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 61-71.

3. Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов. Сравнительно-правовое исследование. М. : Контракт, 2010. 287 с.

4. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М. : ИС РАН, 2003. 340 с.

5. Национальный состав и владение языками, гражданство. Кн. 3 : стат. сб. Ростов н/Д. : Ро-стовстат, 2013. 400 с.

6. Rudiger A., Spenser S. Social Integration of Migration and Ethnic Minorities. Policies to Combat Discrimination // Conference Jointly organized by The European Commission and the OECD. January, 21-22. Brussels, 2003. P. 214-219.

7. Диаспоры и землячества: опыт регионального измерения: сб. ст. / кол. авт.; под ред. чл.-кор. РАН, проф. А.В. Дмитриева. М. : РУ-САЙНС, 2016. 226 с.

8. Сикевич З.В. Этнические парадоксы и культурные конфликты в российском обществе. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2012. 206 с.

9. Малахов В.С. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М. : Новое литературное обозрение; Ин-т философии РАН, 2014. 232 с.

10. Lubskiy A.V., Bedrik A.V., Stukalova D.N. Confessional factor of ethnic community reproduction in the South of Russia // International Journal of Environmental and Science Education - IJESE. 2016. Vol. 11, Iss. 16. P. 9560-9572.

References

1. UkazPrezidentaRFot 19.12.2012g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 No. 1666 "On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period till 2025"]. Available at: http://base.gar-ant.ru/70284810/ (accessed 01.10.2017).

2. Bedrik A.V., Stukalova D.N., Teresh-chenko A.A. Sotsial'no-pravovoi status diaspory v sovremennom rossiiskom obshchestve: regional'nyi rakurs [Socio-Legal Status of the Diaspora in Contemporary Russian Society: a Regional Perspective]. Gumanitarii Yuga Rossii. 2016, No. 4, pp. 61-71.

3. Khabrieva T.Ya. Sovremennye problemy sa-moopredeleniya etnosov. Sravnitel'no-pravovoe is-sledovanie [Modern Problems of Self-determination of Ethnic Groups. Comparative Legal Research]. Moscow: Kontrakt, 2010, 287 p.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

4. Popkov V.D. Fenomen etnicheskikh diaspor [The Phenomenon of Ethnic Diasporas]. Moscow: IS RAN, 2003, 340 p.

5. Natsional'nyi sostav i vladenie yazykami, gra-zhdanstvo [National Structure and Language Skills, Citizenship]. Vol. 3. Art. col. Rostov-on-Don: Ros-tovstat, 2013, 400 p.

6. Rudiger A., Spenser S. Social Integration of Migration and Ethnic Minorities. Policies to Combat Discrimination. Conference Jointly organized by The European Commission and the OECD. January, 21-22, Brussels, 2003, pp. 214-219.

7. Diaspory i zemlyachestva: opyt region-al'nogo izmereniya [Diasporas and Country Associations: the Experience of the Regional Dimension]. Collection of articles. Ed. by member-cor.

2017. No. 4

RAS, prof. A.V. Dmitriev. Moscow: RUSAINS, 2016, 226 p.

8. Sikevich Z.V. Etnicheskie paradoksy i kul'turnye konflikty v rossiiskom obshchestve [Ethnic Paradoxes and Cultural Conflicts in Russian Society]. Saint Petersburg: Izd-vo SPbGU, 2012, 206 p.

9. Malakhov V.S. Kul'turnye razlichiya i politicheskie granitsy v epokhu global'nykh migratsii [Cultural Differences and Political Boundaries in the Era of Global Migration]. Moscow: Novoe litera-turnoe obozrenie; In-t filosofii RAS, 2014, 232 p.

10. Lubskiy A.V., Bedrik A.V., Stukalova D.N. Confessional factor of ethnic community reproduction in the South of Russia. International Journal of Environmental and Science Education - IJESE. 2016. Vol. 11, Iss. 16, pp. 9560-9572.

Поступила в редакцию / Received 10 октября 2017 г. / October 10, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.