Научная статья на тему 'Проблемы регулирования межнациональных отношений в Ростовской области и перспективы их решения'

Проблемы регулирования межнациональных отношений в Ростовской области и перспективы их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1361
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / : INTERNATIONAL RELATIONS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА / ETHNOPOLITICAL SPHERE / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЭТНОС / ETHNOS / НАЦИЯ / NATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ароян Г. С.

В статье анализируются основные проблемы регулирования межнациональных отношений в г.Ростове-на-Дону, изучаются направления деятельности органов власти в сфере этнических вопросов на уровне региона, рассматриваются сферы взаимодействия религиозных объединений с областными и местными органами власти. Делаются выводы о возможных направлениях и перспективах разрешения проблем межнациональных отношений на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ароян Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATION OF THE INTERNATIONAL RELATIONS IN THE ROSTOV REGION AND PROSPECTS OF THEIR DECISION

In article the main problems of regulation of the international relations in Rostov-on-Don are analyzed, activities of authorities in the sphere of ethnic questions at the level of the region are studied, spheres of interaction of religious associations with regional and local authorities are considered. Conclusions about the possible directions and prospects of solution of problems of the international relations at the regional level are drawn

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования межнациональных отношений в Ростовской области и перспективы их решения»

УДК 323.1

PROBLEMS OF REGULATION OF THE INTERNATIONAL RELATIONS IN THE ROSTOV REGION AND PROSPECTS OF THEIR

DECISION

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ИХ РЕШЕНИЯ

Ароян Г. С.

Магистрант

ЮРИУ РАНХиГС

Aroyan G. S.

Master 3 courses

YURIU of a RANEPA

В статье анализируются основные проблемы регулирования межнациональных отношений в г.Ростове-на-Дону, изучаются направления деятельности органов власти в сфере этнических вопросов на уровне региона, рассматриваются сферы взаимодействия религиозных объединений с областными и местными органами власти. Делаются выводы о возможных направлениях и перспективах разрешения проблем межнациональных отношений на региональном уровне.

Ключевые слова: межнациональные отношения, национальная политика, этнополитическая сфера, миграция, этнос, нация.

In article the main problems of regulation of the international relations in

Rostov-on-Don are analyzed, activities of authorities in the sphere of ethnic

questions at the level of the region are studied, spheres of interaction of religious

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

associations with regional and local authorities are considered. Conclusions about the possible directions and prospects of solution of problems of the international relations at the regional level are drawn.

Key words: international relations, national policy, ethnopolitical sphere, migration, ethnos, nation.

В современном мире национальные границы становятся более открытыми, процесс взаимодействия у различных народов и культур более интенсивным и динамичным. В мире практически не осталось моноэтнических государств. Однако наряду с этим существуют и противоположные тенденции, проявляющиеся в межнациональном противостоянии и национальном обособлении.

Проблема государственного регулирования межнациональных отношений не только не потеряла свою актуальность, но и является достаточно востребованной. От того как разрешатся проблемы межнациональных отношений в значительной мере зависит спокойствие и благополучие людей, судьба государства. Поэтому государству нужно принимать меры по приведению сложившихся межнациональных отношений в норму, решению проблем, скопившихся в этой сфере, на основе установления сотрудничества и развития дружбы народов. Ни один человек не должен мириться с различными проявлениями национализма и с фальшивым национальным противостоянием. Необходимо следовать главному критерию: человек, какой бы нации он не был, должен ощущать себя на любой территории Российской Федерации, где бы она находилась, равноправным гражданином, обладать возможностью пользоваться всей совокупностью прав, гарантированных государством.

Единые подходы и комплексное взаимодействие различных ведомств и структур, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, а также профилактику экстремистских проявлений действуют и на территории

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

Ростовской области. На данный момент разработан и проходит согласование плана мероприятий на 2014 - 2016 годы по реализации федеральной Стратегии национальной политики [1]. Приняты и последовательно выполняются, в том числе, и на муниципальном уровне, программа профилактики экстремизма и терроризма, комплексный план мероприятий по обеспечению межэтнического согласия. Сфера межэтнических отношений в Ростовской области в целом характеризуется властью как стабильная и управляемая.

При этом в нескольких районах области, где значительную долю составляет некоренное население, периодически возникают проблемы межэтнических отношений. Установлено, что конфликты возникали на бытовой почве и в сфере хозяйственных отношений. Причинами их становились вопросы аренды земли, потравы посевов, соблюдения установленных норм нагрузки сельскохозяйственных животных на единицу площади пастбищ.

"Этническая палитра Ростовской области - это наше культурное богатство, стратегический потенциал, но это и "тонкая нить", от крепости которой зависят мир и согласие, традиционно царившие на Дону. Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей надо с самого детства", - считает заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров [2].

Для качественного анализа сложившей межнациональной ситуации в Ростовской области необходимо рассмотреть основные этно-демографические, миграционные, межконфессиональные факторы, влияющие на межнациональные отношения и реализацию межнациональной политики в регионе.

Ростовская область включает в себя 43 района и 23 города. Ростовская область занимает шестое место среди субъектов Российской Федерации по численности постоянного населения после г. Москвы, Московской области,

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

Краснодарского края, г. Санкт-Петербурга и Свердловской области. На 1 января 2014 г. численность населения Ростовской области составила 4245,5 тыс. чел., в т. ч.: городское население - 2878,4 тыс. чел.; сельское население -1367,1 тыс. чел. Плотность населения составляет 42,05 чел. на 1 кв. км. [3].

Таблица 1

Численность населения

По состоянию на год Население, тыс. чел. в том числе:

городское сельское

2006 4332,4 2891,6 1440,8

2007 4314,6 2882,5 1432,1

2008 4297,6 2872,7 1424,9

2009 4292,5 2874,5 1418,0

2010 4284,8 2873,1 1411,7

2011 4275,2 2875,4 1399,8

2012 4260,6 2874,2 1386,4

2013 4254,6 2878,3 1376,3

2014 4245,5 2878,4 1367,1

Половозрастная структура населения области за последние годы имеет относительно стабильные характеристики. Доля женщин в общей численности населения - 53,6% (по России в среднем - 53,7%), доля мужчин - 46,4% (по России в среднем - 46,3%). Трудоспособное население области составляет 53% населения области, в т. ч. 73,3% в городах и 26,7% в сельской местности. В 2012 г. в Ростовской области родилось 49935 чел., что на 3416 детей больше, чем в предыдущем году (рост рождаемости - 7,3%). Число умерших составило 59598 чел., их количество в целом по области

сократилось на 2,0% по сравнению с 2011 г. Но коэффициент естественной убыли населения выше (по области - 2,3 промилле, по России - 0,02). Данные о динамике численности населения Ростовской области за период 2006 г. - конец 2014 г. показывают тенденцию устойчивого снижения числа жителей области, а также изменение соотношения городского и сельского населения в пользу первого [3].

В настоящее время в области проживают представители 158 национальностей. Этническая структура выглядит следующим образом: заметно снизилась доля славянских народов (92,4%), до 2,6% увеличилась доля армянского населения, появились достаточно крупные диаспоры турок-месхетинцев, азербайджанцев, цыган, чеченцев, корейцев, грузин, даргинцев и молдаван, резко сократилась численность немцев и евреев [4, с. 173].

Следует отметить, что официальные данные не фиксируют присутствия большого количества иноэтничных трудовых мигрантов, достаточно длительное время находящихся на территории области и, безусловно, влияющих на общий фон межэтнических отношений. Например, по данным Переписи населения 2010 г., в Ростовской области зарегистрировано 1648 киргизов, в то время как председатель киргизской национально-культурной автономии «Киргизия-Дон» сообщает о более 8 тыс. киргизов, проживающих в регионе. Поэтому можно предположить, что аналогичная ситуация характерна и для представителей других центрально-азиатских государств. В целом этно-демографическая и миграционная ситуация в Ростовской области характеризуется следующими особенностями: с 2006 г. сокращается абсолютная численность населения; по прогнозу Росстата предполагаемая численность области к 2031 г. составит менее 4 млн чел.; сокращается доля сельского населения области, происходит его старение, в сельских районах области численность трудоспособного населения сократилась до 26,7%; в области рождаемость ниже, а смертность и коэффициент естественной убыли населения выше общероссийских

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

показателей; с 2008 г. область имеет отрицательное сальдо миграции, при этом идет активный процесс замещения старожильческого (в основном славянского) населения мигрантами из северокавказских республик и постсоветских государств Южного Кавказа и Центральной Азии; изменение этнической структуры населения осуществляется не только за счет переселения граждан на постоянное место жительства в Ростовскую область, но и за счет длительного пребывания на ее территории трудовых легальных и нелегальных мигрантов из других регионов РФ и постсоветских государств [5].

Считаем необходимым исследовать причины и факторы миграционного оттока старожильческого населения и разработать первоочередную систему мер по его сокращению, разработать прогноз изменения этнической структуры населения области с учетом:

а) особенностей репродуктивного поведения различных этнических групп;

б) всех видов миграционных потоков; в) структуры расселения и основных сфер занятости этнических групп. Следует также включить Ростовскую область в число субъектов Российской Федерации - участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию проживающих за рубежом.

Сфера управления межэтническими отношениями в Ростовской области начала складываться еще в 1992 г., с созданием специализированного подразделения в структуре областной администрации - Комитета по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям, в настоящее время это отдел по национальным вопросам Управления по национальным вопросам и работе с общественными объединениями [6].

Во всех муниципальных образованиях области есть ответственные работники администраций, курирующие сферу межнациональных отношений. В полиэтничных районах области при местных администрациях созданы и успешно действуют общественные советы межнационального

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

согласия, советы старейшин и другие общественные формирования, обеспечивающие сотрудничество местных этнических групп с органами власти и управления.

Кроме того, Правительство области периодически организует краткосрочные семинары для работников администраций городов и районов, отвечающих за этот участок работы, на которых осуществляется информирование о новых нормативных актах, регулирующих межнациональные отношения, о проблемах, существующих в этой сфере, методах работы и т. д. Еще в 1992 г. при администрации области создан Консультативный совет, в состав которого наряду с руководителями областной администрации вошли лидеры всех существовавших в тот момент национально-культурных объединений, областной бюджет предусматривал возможность выделения финансовых средств на поддержку его деятельности. Под эгидой Консультативного совета в 2002 г. была принята Концепция формирования культуры межнационального общения, действующая до настоящего времени. Документ исходил из того, что «в целом этнополитическая ситуация является неустойчивой, находится под воздействием многих факторов, порождающих негативные проявления в межнациональных отношениях и служит важным основанием для проведения активной работы по формированию культуры межнационального общения. В Концепции под культурой межнационального общения понимается совокупность личностных идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает мир, согласие, стабильность, сотрудничество в сфере межнациональных отношений».

Различные аспекты проблемы обеспечения этнополитической стабильности включены в такие концептуально-политические документы, как: Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года; Программа социально-экономического развития Ростовской

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

области на 2013-2016 годы; Концепция демографической политики Ростовской области на период до 2025 года; Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года; Концепция развития культуры Ростовской области на период до 2020 года; Концепция реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области; Концепция реализации государственной молодежной политики в Ростовской области на период до 2020 года.

Этим же вопросам уделено немало внимания в государственных программах Ростовской области, перечень которых утвержден распоряжением областного правительства [7]: «Развитие образования»; «Молодежь Ростовской области»; «Социальная поддержка граждан»; «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»; «Развитие культуры и туризма»; «Экономическое развитие и инновационная экономика»; «Информационное общество»; «Региональная политика»; «Поддержка казачьих обществ Ростовской области».

Таким образом, можно говорить о достаточно развитой инфраструктуре национальной политики в Ростовской области, но в то же время решены далеко не все проблемы в межэтнической сфере. Локальные межэтнические конфликты периодически возникают в разных муниципальных образованиях. Одним из последних резонансных конфликтов стала массовая драка в ст. Вешенская в августе 2013 г., произошедшая между представителями местного населения и строителями-мигрантами из Чечни, которую сотрудники правоохранительных органов своевременно не пресекли. Ставшая привычной квалификация конфликта как бытового не удовлетворила местное население, об этом было заявлено на сходе в ст. Вёшенской, а затем на митинге в Ростове-на-Дону, участники требовали активизации борьбы с этнопреступностью и отставки глав района и области. Немногочисленность митингов не снимает проблемы, которую они поднимают. Более того, на митинге в Ростове-на-Дону был образован

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

Организационный комитет Российского общественного движения «За Честь и Достоинство».

Принципиальная позиция администрации Ростовской области состоит в том, что ее деятельность направлена на строгое соблюдение законности в сфере религиозной жизни, на создание и поддержание межконфессионального мира и религиозной терпимости, налаживание диалога между религиозными и другими социальными институтами общества, между последователями различных религий. Наиболее тесное сотрудничество отмечается с представителями традиционных для региона религий. Так, Донская митрополия и Центральное духовное управление мусульман Ростовской области сотрудничают с областными органами власти и органами местного самоуправления на основе целого ряда соглашений. Законом Ростовской области все религиозные организации освобождены от областного налога на собственность. Ежегодно выделяются средства на ремонт и реставрацию храмов - памятников истории и культуры.

Приоритетными направлениями совместных действий являются:

- участие в проведении мероприятий общенационального значения, посвященных памятным событиям истории Российского государства, Русской православной церкви;

- участие в региональных семинарах и симпозиумах по вопросам вероисповедания, роли религии в повышении эффективности деятельности правоохранительных органов;

- организация духовно-нравственного просвещения сотрудников органов внутренних дел.

Форма существования ислама на Дону исторически имела традиционный характер в виде ханафитской школы суннитского толка, характерной для татарского населения. Но в последние годы резко изменился этнический состав мусульманского сообщества; как отмечает Р. Силантьев,

«по нему прошла граница зон влияния поволжской и кавказской уммы» [8, с. 296], заметную роль стали играть и среднеазиатские мусульмане.

Непрекращающееся соперничество исламских лидеров, представляющих традиционный ислам, является одним из факторов, способствующих распространению влияния сект экстремистской направленности. Главным объектом деятельности проповедников радикального ислама является студенческая молодежь кавказского происхождения. Социологические исследования, проведенные в вузах Ростовской области в 2011 г., показали наличие устойчивой связи между конфессиональной и этнической самоидентификацией студентов и уровнем толерантности в межнациональных и межконфессиональных отношениях.

Традиционной формой работы стали встречи студентов с представителями правоохранительных органов, руководителями образовательных учреждений, руководителями землячеств студентов-выходцев из республик Северного Кавказа, полномочными представителями президентов республик Северного Кавказа в Ростовской области, на которых обсуждаются вопросы противодействия экстремистской деятельности.

Ряд учреждений среднего профессионального образования осуществил коррекцию учебных программ и тематических планов с целью обязательного включения вопросов о противодействии экстремизму в предметы гуманитарного цикла, дополнения ими тематики классных часов.

Рост этнического состава населения области находит свое отражение и в росте числа этнических общественных объединений. Концепции, программы и планы, с одной стороны, с другой - конфликты и неудовлетворенность действиями власти. Причина этого положения видится в том, что содержательно принимаемые документы не включают такого важнейшего раздела, как «предотвращение и профилактика бытовых межэтнических конфликтов». Есть разделы, посвященные воспитательной и образовательной работе с молодежью, проведению совещаний с работниками администраций,

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

работе консультативных советов, мониторингу конфликтов, профилактике экстремизма, проведению акций патриотической направленности и презентации национальных праздников, информационному обеспечению проводимых в соответствии с планом мероприятий.

Межконфессиональные отношения на Дону можно в целом охарактеризовать как относительно спокойные, мирные и веротерпимые. Этот вывод основан на том, что открытых массовых конфликтов на этнорелигиозной почве не было, хотя некоторые конфессиональные объединения Ростовской области имеют четко выраженный этнический характер, что юридически закреплено в их названиях: «Русская православная церковь», «Татарская мусульманская община. Взаимоотношения администрации Ростовской области с религиозными объединениями строятся в строгом соответствии с российским законодательством о свободе совести и о религиозных объединениях. Основными направлениями взаимодействия религиозных объединений с областными и местными органами власти являются:

- вопросы, связанные с хозяйственными нуждами религиозных организаций (эксплуатация, ремонт зданий и помещений, тарифы на коммунальные услуги, аренда помещений и др.);

- правовые вопросы по поводу регистрации и перерегистрации религиозных организаций, собственности религиозных организаций и земли;

- обеспечение общественного порядка силами правоохранительных органов в местах массового проведения культовых мероприятий в праздничные дни, вовремя крестных ходов, конгрессов и др.;

- вопросы духовно-нравственного просвещения, воспитания и образования детей, подростков и взрослых, в т. ч. в учебных заведениях;

- вопросы благотворительной деятельности и милосердия;

- работа в учреждениях исполнения наказаний ГУВД Ростовской области;

- обеспечение прав религиозных организаций и физических лиц на международные контакты.

- Таким образом, в Ростовской области сложилась сложная система взаимодействия органов власти с этническими общественными объединениями со сформированной нормативно-правовой базой и осуществляющимся Комплексным планом мероприятий по гармонизации межэтнических отношений. Идет активная работа органов власти с целевыми группами, ориентированными на межэтническое согласие и толерантное отношение к иноэтничным культурам. В тоже время каналы взаимодействия с общественными силами, критически оценивающими этнополитическую ситуацию в области, нуждаются в совершенствовании.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, № 52, ст. 7477.

2. В Ростовской области обсудили пути гармонизации межэтнических отношений. [Электронный ресурс] Сайт информационного агентства REGNUM — Режим доступа:http://www.regnum.ru/news/society/

1745970.html http - Дата обращения: 28.12.2014 г.

3. Официальный портал Ростовской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //www.donland.ru - Дата обращения: 13.01.2015 г.

4. Артюх Ю.В. Межнациональные отношения в столичном мегаполисе: опыт и перспективы регулирования в современных условиях // Коммуникология. 2014. Т. 4. № 2. С. 173.

5. Сайт Росстата [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:gks.ru- Дата обращения: 29.12.2014 г.

6. Управление по национальным вопросам и работе с общественными объединениями [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mvip.donland.ru. - Дата обращения: 10.01.2015 г.

7. Распоряжение Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 297 «Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области» - Режим доступа: http://www.donland.ru/ БеГаик^р x?pageid=121900. - Дата обращения: 12.01.2015 г.

8. Силантьев Р. Новейшая история исламского сообщества России. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.