Научная статья на тему 'Межэтнические и межконфессиональные отношения в Краснодарском крае: взаимодействие общественных объединений'

Межэтнические и межконфессиональные отношения в Краснодарском крае: взаимодействие общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1502
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / INTERCONFESSIONAL RELATIONS / PUBLIC ASSOCIATIONS / INTERACTION / KRASNODAR REGION / DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович

В данной статье раскрыты тенденции развития взаимодействий общественных объединений в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в Краснодарском крае (первая половина 2017 г.). Работа выполнена в рамках социального конструктивизма применительно к этно-политологии. Внимание уделено таким факторам направленности межэтнических и межконфессиональных отношений, как влияние экономического кризиса, изменения этнодемографической структуры, миграционные процессы, состав и соотношение сил общественных субъектов этнополитики в регионе. Уделено внимание роли Кубанского казачьего войска в межэтнических и меж-конфессиональных отношениях, в несении государственной и муниципальной службы. Определены тенденции развития межэтнических и меж-конфессиональных отношений в Краснодарском крае. Аргументируются рекомендации органам государственной власти, общественным объединениям и СМИ в сфере реализации этнополитики в Краснодарском крае. Так, в научной статье фиксируется актуальность создания краевого экспертно-аналитического центра, который бы на постоянной основе получал государственные заказы на мониторинг баланса идентичностей, межэтнических и межрелигиозных отношений, проявлений рисков и угроз конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC AND INTERCONFESSIONAL RELATIONS IN KRASNODAR REGION: INTERACTION OF PUBLIC ASSOCIATIONS

In this article the trends in the development of the interaction of public associations in the sphere of interethnic and interconfessional relations in the Krasnodar Region in the first half of 2017 are disclosed. The paper was carried out within the framework of social constructivism with reference to ethnicity researched political science. Attention is paid to such factors of the orientation of interethnic and interconfessional relations as the impact of the economic crisis, changes in the ethnic-demographic structure, migration processes, composition and correlation of forces of social subjects of ethnic-politics in the region. Attention is paid to the role of the Kuban Cossack Army in interethnic and interconfessional relations, in carrying out state and municipal service. Trends in the development of interethnic and interconfessional relations in the Krasnodar Region are determined. The recommendations to state authorities, public associations and the media in the implementation of ethnic-politics in the Krasnodar Region are argued. So, in the scientific paper is fixed the urgency of creation of the regional expert-analytical center that would receive state orders for monitoring the balance of identities, interethnic and interreligious relations, manifestations of risks and threats of conflicts on a permanent basis.

Текст научной работы на тему «Межэтнические и межконфессиональные отношения в Краснодарском крае: взаимодействие общественных объединений»

УДК 316.4 (470+571)

БАРАНОВ Андрей Владимирович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия baranovandrew@mail.ru

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-105-119

Andrew V. BARANOV Kuban State University Krasnodar, Russia baranovandrew@mail.ru

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В данной статье раскрыты тенденции развития взаимодействий общественных объединений в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в Краснодарском крае (первая половина 2017 г.). Работа выполнена в рамках социального конструктивизма применительно к этно-политологии. Внимание уделено таким факторам направленности межэтнических и межконфессиональных отношений, как влияние экономического кризиса, изменения этнодемографической структуры, миграционные процессы, состав и соотношение сил общественных субъектов этнопо-литики в регионе. Уделено внимание роли Кубанского казачьего войска в межэтнических и межконфессиональных отношениях, в несении государственной и муниципальной службы. Определены тенденции развития межэтнических и межконфессиональных отношений в Краснодарском крае. Аргументируются рекомендации органам государственной власти, общественным объединениям и СМИ в сфере реализации этнополитики в Краснодарском крае. Так, в научной статье фиксируется актуальность создания краевого экс-пертно-аналитического центра, который бы на постоянной основе получал государственные заказы на мониторинг баланса идентичностей, межэтнических и межрелигиозных отношений, проявлений рисков и угроз конфликтов.

Ключевые слова: межэтнические отношения, межконфессиональные отношения, общественные объединения, взаимодействие, Краснодарский край, тенденции развития

INTERETHNIC AND INTERCONFESSIONAL RELATIONS IN KRASNODAR REGION: INTERACTION OF PUBLIC ASSOCIATIONS

In this article the trends in the development of the interaction of public associations in the sphere of interethnic and interconfessional relations in the Krasnodar Region in the first half of 2017 are disclosed. The paper was carried out within the framework of social constructivism with reference to ethnicity researched political science. Attention is paid to such factors of the orientation of interethnic and in-terconfessional relations as the impact of the economic crisis, changes in the ethnic-demographic structure, migration processes, composition and correlation of forces of social subjects of ethnic-politics in the region. Attention is paid to the role of the Kuban Cossack Army in interethnic and interconfessional relations, in carrying out state and municipal service. Trends in the development of interethnic and inter-confessional relations in the Krasnodar Region are determined. The recommendations to state authorities, public associations and the media in the implementation of ethnic-politics in the Krasnodar Region are argued. So, in the scientific paper is fixed the urgency of creation of the regional expert-analytical center that would receive state orders for monitoring the balance of identities, interethnic and interreli-gious relations, manifestations of risks and threats of conflicts on a permanent basis.

Keywords: interethnic relations, interconfessional relations, public associations, interaction, Krasnodar Region, development trends

Благодарность. Исследование выполнено в рамках проекта № 28.4500.2017/5.3 «Мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтничных регионах Российской Федерации на основе модели Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем, анализ гуманитарного предметно-дисциплинарного цикла в

школах и вузах в аспекте формирования российской идентичности, воспитания гражданской ответственности и солидарности в регионах Южного федерального округа (Краснодарский край, Республика Адыгея и Волгоградская область)».

Acknowledgment. The research was carried out within the framework of the project No. 28.4500.2017/5.3 "Monitoring of ethnic-confessional situation in the multiethnic regions of the Russian Federation on basis of model of the Distributed Scientific Center of Interethnic and

Interreligious Problems, analysis of humanitarian subject disciplinary cycle in schools and universities in aspect of formation of Russian identity, education of civil responsibility and solidarity in regions of the Southern Federal District (Krasnodar Region, Republic of Adygea, and

Volgograd Region)".

Актуальность темы в том, что Краснодарский край относится к числу стратегически важных и этнополитически стабильных субъектов Российской Федерации. Одновременно сохраняются долгосрочные факторы рисков национальной безопасности в этнической и конфессиональных сферах регионального сообщества, связанные с его пограничным положением и поликультурностью. Тема работы остается относительно малоизученной и дискуссионной, поскольку в жанре краткосрочного мониторинга этносоциальных процессов аналитика устаревает стремительно, а эмпирическая основа выводов достаточно ограниченна.

Цель статьи - определить тенденции развития взаимодействий общественных объединений в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в Краснодарском крае за первую половину 2017 г. Задачи работы: определить влияние внутрирегиональных и международных факторов на этнополитическую ситуацию в крае, оценить основные тенденции развития межэтнических и межконфессиональных отношений на Кубани.

Хронологические рамки статьи ограничиваются первой половиной 2017 г., что определено задачами мониторинга этнополитических и конфессиональных отношений в крае, проводимого автором по проекту Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем Минобрнауки РФ.

Работа выполнена на основе конструктивистской парадигмы этнополитических исследований. Это дает возможность интерпретировать этнополитические процессы и их регулирование в качестве целенаправленных действий и взаимодействий акторов политики, реализующих свои интересы в конкурентном пространстве. С точки зрения политической географии и политико-культурных исследований Краснодарский край является контактной зоной цивилизаций, многосоставным сообществом, в котором «оси» социокультурной сегментации отчасти накладываются, что является конфликтогенным фактором.

Среди новейших научных исследований темы можно выделить работы Т.А. Хагуро-ва и Г.Г. Донцовой [1], М.А. Донцовой [2], Г.И. Подлесного [3], содержащие результаты самостоятельных эмпирических исследований. Вместе с тем остаются малоизученными такие ракурсы, как влияние экономического кризиса на межэтнические отношения и кон-фликтогенность в регионе, этнополитические последствия международной и межрегиональной миграции, роль кубанского казачества в стабилизации этнополитических процессов.

Эмпирическая основа статьи включает в себя: материалы текущей экономической и социально-демографической статистики Росстата и Краснодарстата, администрации Краснодарского края и ее структурных подразделений; ежегодный доклад Общественной палаты Краснодарского края за 2016 г.; отчетные материалы сайта Центра национальных культур Краснодарского края; сведения о зарегистрированных Минюстом РФ неправительственных организациях; опубликованные результаты массовых анкетных и экспертных опросов; информационные сообщения интернет-ресурсов и периодических изданий края.

Динамика показателей уровня жизни за первое полугодие 2017 г. характеризуется сокращением реальных доходов населения. Инфляционные процессы умеренно негативно влияют на денежные доходы. Индекс потребительских цен на рынке края вырос на 2,5% за декабрь 2016 - июнь 2017 гг., прирост цен в сравнении с 2016 г. весомо сократился (с 6,0% до 2,5%) [4].

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке Краснодарстата, в январе - июне 2017 г. по сравнению с сопоставимым периодом 2016 г. сократились на 3,2%, что хуже, чем в первом полугодии 2016 г. (когда спад доходов составил 2,0%) [5]. Среднедушевые денежные доходы в среднем за 2016 г. составили 32671,7 руб. в месяц, что означает номинальный прирост [6], но вследствие инфляции - реальный спад доходов. Из-за этого весомо сокращается удельный вес сбережений в структуре доходов - с 11,7 до 6,1% (в сравнении первых полугодий 2016 и 2017 гг.) [5].

Основным источником доходов трудоспособного населения остается заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (с выплатами социального характера) в мае 2016 г. составила 31 297 руб., что превысило номинальный уровень мая 2016 г. на 3,4%. Реальная заработная плата в мае 2017 г. ниже на 1,4% уровня мая 2016 г. [7].

Дифференциация доходов населения сохраняется достаточно высокой. В 2016 г. на долю 20% наиболее обеспеченного населения приходилось 47,2% общего объема денежных доходов (в 2015 г. - 47,2%), а на долю 20% наименее обеспеченного населения в 2016 г. - лишь 5,3% (в 2015 г. - столько же). На более длительной дистанции 2010-2016 гг. неравенство доходов слабо снижалось. Соотношение денежных доходов 20% населения с наименьшими и 20% населения с наибольшими доходами (коэффициент фондов) составило 15,8 раза (в 2015 г. - столько же). Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения в 2016 г. равен 0,415, то есть немногим выше уровня 2015 г. (0,414) [8]. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 645,4 тыс. чел. Слои населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума составили 11,7% по итогам 2016 г., что равно уровню 2015 г. и выше уровня 2014 г. - 10,1% [6]. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения края за первое полугодие 2017 г. умеренно снижалась.

Дифференциация среднемесячной номинальной начисленной зарплаты по муниципальным образованиям края за январь - май 2017 г. составляет 1,84 раза и незначительно снижается. Она находится в диапазоне от 21 805 руб. в Новопокровском и 22 029 руб. в Курганинском районах до 40 188 руб. в г. Новороссийске и 39 968 руб. в Краснодаре [9]. Низкий уровень доходов фиксируется в предгорных и северных районах Кубани, а высокий - в крупнейших городах и курортных местностях. Наименьший прирост номинальной зарплаты за первые пять месяцев 2017 г. отмечен в Апшеронском, Брюховецком, Крымском, Кущёвском, Усть-Лабинском районах.

Численность экономически активного населения (ЭАН) в возрасте 15-72 лет за март - май 2017 г. составила 2 747,9 тыс. чел. (49,3% общей численности населения края) и снизилась с учетом старения постоянного населения. В том числе 2 588,0 тыс. чел. (94,2% рабочей силы) заняты в экономике и 159,9 тыс. человек (5,8%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной Организации Труда классифицировались как безработные. Уровень безработицы немногим ниже такового (5,9%) за март - май 2016 г. [10]. Численность безработицы во втором квартале 2017 г. снижалась, что можно объяснить сезонными обстоятельствами. Уровень регистрируемой безработицы (соотношение численности зарегистрированных безработных граждан к численности экономически активного населения) в июне 2017 г. вдвое ниже, чем в среднем по России [10].

Важна пространственная дифференциация уровня безработицы в крае. Она достигает 3 раз [11]. Наихудшая ситуация - в северо-восточных степных районах (Белоглин-ском и Крыловском), а также по востоку края и в ряде западных сельских районов (Славянском, Абинском, Крымском, Темрюкском). Специфика безработицы в крае определяется уровнем и структурой занятости населения, обусловленных отраслевой специализацией (агропромышленный комплекс, пищевая и строительная промышленность, санаторно-курортная сфера) хозяйства. Для региона характерны структурная безработица и повышенный уровень сельской безработицы в сравнении с городской, ее сезонный характер. Наилучшая ситуация - в крупных городах (Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Армавире) и на Черноморском побережье. Опасным может быть территориальное наложение зон экономической депрессии, безработицы и этнической миграции.

Численность населения края, по расчетным данным Краснодарстата на 1 июня 2017 г. - 5 578,7 тыс. чел., что на 9,3% больше, чем по переписи 2010 г. [12]. В регионе проживают не менее 124 этнических групп. По переписи 2010 г., этнический состав края таков. Русские составляют 86,5%; армяне - 5,4%; украинцы - 1,6%, остальные: поволжские тата-

ры - 24,8 тыс. чел., греки - 22,6 тыс., грузины - 17,8 тыс., белорусы - 16,9 тыс., адыгейцы - 13,8 тыс. и др. За 1989-2010 гг. доля армян в населении выросла с 3,7 до 5,4 % [13]. Наиболее значительное сокращение численности характерно для немцев и евреев, а умеренное - для адыгейцев, греков и поволжских татар. Этнический состав трех субрегионов - Степной Кубани, Закубанья и Черноморского побережья - по итогам переписи населения 2010 г. значительно различается. На Степной Кубани (севернее рек Кубани и Лабы) русские превышают 90% постоянного населения, а в г. Сочи русских только 67,1% и в Ту-апсинском районе - 69,5% [13]. Наиболее высока процентная доля армян в г. Сочи (19,5% постоянных жителей), Туапсинском районе (13,7%), г. Армавире - 9,3% и г. Анапe - 9,0%

[14].

Плотность населения 0 73,9 чел./км2 - находится на четвертом месте в РФ после Москвы, Санкт-Петербурга и Ингушетии [13]. Прирост численности населения воспринимается общественным мнением края как чрезмерный. Опережающими темпами растет население крупнейших (экономически привлекательных) городов - Краснодара, Сочи, Новороссийска, Анапы, Армавира, а также муниципалитетов Черноморского побережья. Это создает повышенную плотность повседневных контактов в этнической и конфессиональной сферах.

Уровень урбанизации в Краснодарском крае низок по российским меркам и возрастает медленно. 3 052,9 тыс. чел. (54,7%) - горожане и 2 525,7 тыс. чел. (45,3%) - сельские жители [12]. Для сельских поселений края вследствие благоприятных климатических условий и высокой плотности населения характерна высокая людность. Преобладают станицы и села с населением более 10 тыс. чел., есть даже районные центры - станицы с населением по 30-45 тыс. чел. Опережающими темпами растет население крупнейших, экономически привлекательных городов - Краснодара, Сочи, Новороссийска, Анапы, Армавира, а также малых городов Черноморского побережья. Это создает повышенную плотность повседневных контактов в этнической и конфессиональной сферах.

Во всех 44 муниципальных образованиях края за первое полугодие 2017 г. отмечено сокращение числа родившихся, а в 16 - рост числа умерших. Это означает значительное ухудшение в сравнении с аналогичным периодом 2016 г. В целом по краю число умерших превысило число родившихся на 17,9% (в январе - мае 2016 г. - на 5,2%), в том числе в 23 муниципальных образованиях превышение составило 1,5-2,3 раза (год назад - только в 10 м/о). Относительно благоприятные тенденции роста рождаемости отмечены в крупнейших городах - Краснодаре и Сочи [12].

По данным Краснодарстата, за весь 2016 г. коэффициент рождаемости составил 13,2 на 1000 постоянных жителей, что незначительно меньше уровня за 2015 г. Коэффициент смертности - 12,9 на 1000 жителей несколько сократился в сравнении с уровнем 2015 г. - 13,1 [12].

Естественный прирост населения края за январь - май 2017 г. (в расчете на 1000 постоянных жителей) составил -2,0%, что хуже показателей за соответствующий период 2016 г. (-0,7%). Отрицательный естественный прирост населения в Краснодарском крае наблюдается впервые с 2012 г. [12] Это объясняется сочетанием долгосрочных демографических факторов (в фазу активного деторождения вступает малочисленная когорта рожденных в 1990-х гг.) и влияния экономического кризиса.

Краснодарский край - один из наиболее привлекательных для заселения регионов России. Сравнение общих коэффициентов миграционного прироста 2005-2016 гг. показывает, что Краснодарский край имеет самый высокий коэффициент в Южном федеральном округе (наивысший коэффициент в крае составлял +135 на 10 000 чел. постоянного населения в 2013 г. и +100,5 - в 2016 г.) [15]. Для сравнения, вся РФ в 2014 г. имела общий положительный коэффициент миграционного прироста +19, весь Южный федеральный округ - +67, а весь Северо-Кавказский федеральный округ - отрицательный коэффициент: -21 [16]. За 2016 г. общий коэффициент миграционного прироста в Краснодарском крае оставался на 3-м месте по России и вырос с 89,0 до 100,5 на 10 000 чел. постоянных жителей, что выше уровня 2014 г. [17; 15].

По данным Краснодарстата, за январь - май 2017 г. миграционный прирост населения составил +21 467 чел., что в 1,7 раза меньше, чем за тот же период 2016 г. Это произошло за счет снижения числа прибывших в край на 12,6%. Число мигрантов внутри края за январь - май 2017 г. уменьшилось на 3 043 чел., или на 11,7%, по сравнению с соответствующим периодом 2016 г. [18].

За январь - май 2017 г. в регион прибыли 69 834 мигранта, а выбыли - 57 513, что дало снижение миграционного прироста на 42,6% в сравнении с теми же месяцами 2016 г. Это весомый тренд уменьшения притока переселенцев. Из прибывших мигрантов 89,9% - внутрироссийские (в том числе 32,8% всего прироста - внутрирегиональные и 57,1% - межрегиональные), 10,1% - зарубежные (в том числе 8,6% граждан стран СНГ и 1,5% граждан иных стран) [18]. В сравнении с 2016 г. удельный вес внутрироссийских миграций немного вырос (с 88,9 до 89,9%) (см. табл.), как и внутрирегиональных миграций, а межрегиональных внутрироссийских - незначительно снизился (с 57,5 до 57,1 %) [18].

Число внутрирегиональных мигрантов за пять месяцев 2017 г. снизилось на 11,7% по сравнению с периодом предыдущего года. Миграционный прирост за счет обмена с государствами - участниками СНГ за пять месяцев 2017 г. сократился на 26,6%, с иными зарубежными государствами - на 17,2% [18]. Можно предположить, что данная тенденция объясняется принятыми строгими антитеррористическими мерами в местностях проведения Кубка конфедераций по футболу и отбытием в свои страны трудовых мигрантов, работавших на спортивных объектах.

Табл. 1. Общие итоги миграции в Краснодарском крае, январь - май 2017 г. (чел.). Table. 1. The overall results of the migration in the Krasnodar Region, January - May 2017 (pers.).

Январь-май

2017 г. 2016 г.

Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост (+), снижение (-) Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост (+), снижение (-)

Миграция - всего 69 834 57 513 +12 321 79 659 58 192 +21 467

из нее: в пределах России 62 807 52 014 +10 793 70 245 54 372 +15 873

в том числе: внутрирегиональная 22 911 22 911 - 25 954 25 954 -

межрегиональная 39 896 29 103 +10 793 44 291 28 418 +15 873

международная миграция 7 027 5 499 +1 528 9 414 3 820 +5 594

в том числе: со странами СНГ 6 023 4 895 +1 128 8 201 3 139 +5 062

с другими зарубежными странами 1 004 604 +400 1 213 681 +532

Внешняя для края миграция 46 923 34 602 +12 321 53 705 32 238 +21 467

Источник: Общая характеристика миграционной ситуации в Краснодарском крае // Сайт Краснодарстата. 2017. URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/8e2e790041ecbb 0f8ef7fe27f9898572/%D0%BC%D0% B8%D0%B3%D1%80.htm (дата обращения: 02.08.2017).

Source: The overall characteristics of the migration situation in the Krasnodar Region // Web-site of Krasnodarstat. 2017. URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/8e2e790041ecbb 0f8ef7fe27f9898572/%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80.htm (date of reference: 08/02/2017).

Положительное сальдо миграции наблюдалось со всеми странами СНГ, в том числе 58,0% миграционного прироста приходилось на Украину, 14,4% - на Армению, 9,8% - на Казахстан [18]. Среди стран СНГ миграционный прирост был положителен: с Украиной +89,6%, с Казахстаном +26,5%, с Беларусью +11,8%. Отрицательное сальдо миграции отмечено с Азербайджаном, Арменией, Молдовой, Таджикистаном и Узбекистаном.

За весь 2016 г. в совокупности внутрироссийский межрегиональный миграционный прирост вырос с + 41 668 до +42 006 чел., а международный - снизился с +16 068 до +13 699 чел. Идет все более ощутимое снижение динамики Украины в миграционных потоках (с 8 454 до 7 116 чел.), Армении (с 2 167 до 1 773 чел.), Казахстана - с 1 290 до 1 200 чел., Узбекистана - с 998 до 506 чел., Молдовы - с 510 до 437 чел. и др. [18]. Обратим внимание на спад числа прибывших в край граждан Украины, Казахстана, Узбекистана и Молдовы наряду с ростом прибытия граждан Армении, Азербайджана, Беларуси, Киргизии, Таджикистана. Но страновая структура международной иммиграции в край остается относительно неизменной. Она сложилась в 2014 г. вследствие украинского кризиса, до этого преобладала иммиграция из Армении и стран Средней Азии. Мотивами международной иммиграции в край выступают, прежде всего, желание заработать и повысить свой статус.

По данным Краснодарстата, за весь 2016 г. жители Сибирского федерального округа составили 28,3%, Дальневосточного - 16,5%, Уральского - 15,0%, Приволжского - 15,0%, Северо-Кавказского - 11,2%, Южного - 8,5% числа переселившихся в край жителей других регионов России. Это означает рост удельного веса переселенцев из Сибири, Дальнего Востока, Урала, Поволжья, Северного Кавказа, а также некоторый спад межрегиональных миграций внутри Южного федерального округа [15]. Для категорий мигрантов, прибывающих в край, характерны устойчивые процентные соотношения.

Если анализировать территориальные распределения внутрироссийской иммиграции на Кубань на уровне субъектов федерации, то лидеры за 2014-2015 гг. - Ингушетия (3,8% всего миграционного потока), Адыгея (3,1%), Дагестан (2,7%), Тюменская область (2,2%), Ямало-Ненецкий АО (1,5%), Чечня (1,4%), Ставропольский край (1,3% всего миграционного потока), по расчетам Т.А. Мясниковой и К.В. Гетманцева. Этнический состав всего потока мигрантов за весь 2015 г. (86% переселенцев - русские, 5% - украинцы, 3% - поволжские татары) [19, с. 151-152] пропорционален составу постоянного населения Краснодарского края.

На 2017 г. для Краснодарского края установлена квота на выдачу разрешений на работу с учетом корректировок на 3 500 чел., что в 2,33 раза больше квоты 2016 г. [20]. Это означает возврат к размерам квоты на 2015 г. Причина, очевидно, в значительном спросе строительства и пищевой промышленности края, сферы обслуживания на дешевую рабочую силу из стран СНГ.

Устойчивым фактором миграционной ситуации за 2014-2017 гг. является приток вынужденных переселенцев из Украины. В 2014 г. в связи с войной на Украине число граждан этой страны в Краснодарском крае превышало 100 тыс. чел. и составляло 27% от

общего числа иностранцев и апатридов, поставленных на миграционный учет. В 2016 г. граждане Украины оставались самой многочисленной категорией иностранных мигрантов, пребывающих в Краснодарском крае. За 2016 г. разрешение на временное проживание в регионе получили 4 252 гражданина Украины, вид на жительство оформили 4 788 чел., временное убежище предоставлено 1 098 переселенцам. Из 1 190 обладателей украинских паспортов, обратившихся за получением российского гражданства, его получили 340 чел. [21].

По сведениям администрации края, на 20 марта 2017 г. в Краснодарском крае размещено 34 824 гражданина Украины (на 7,3 тыс. чел. меньше, чем год назад), в том числе детей младше 17 лет - 9 713 чел., а также учащейся молодежи от 18 до 25 лет - 2 180 чел. В том числе размещены в резервном жилом фонде администраций 1 173 чел. (емкость временных мест размещения в крае рассчитана на 5 073 чел.), а разместились у родственников и знакомых 33 651 чел. [22]. Краснодарский край занимает в РФ 2-е место по числу граждан Украины вслед за Ростовской областью. Численность граждан Украины в крае медленно сокращается.

В сравнении с 2015 г. перечисленные параметры показывают значительный спад, за исключением роста обращений для оформления вида на жительство (на 22%) и получения гражданства РФ (на 14%). Регистрирующие органы власти в 2016 г. стали более охотно предоставлять гражданам Украины вид на жительство в сравнении с 2015 г. (удовлетворено 90,9%, а не 45,1% обращений). Но гражданство РФ предоставляется гражданам Украины все реже (удовлетворено 28,6%, а не 80,2% обращений, как год назад) [22]. Вероятно, такая линия связана с профессиональным и возрастным составом обратившихся.

Масштаб проблемы велик: именно граждане Украины составляют 58% миграционного притока иностранцев в Краснодарский край, а также 93,1% обратившихся за предоставлением временного убежища и статуса беженца [22]. Для граждан Украины предусмотрена ускоренная процедура получения статусов. Больше всего граждан Украины находится в г. Краснодаре (5 722 чел.), Сочи (4 572 чел.), Новороссийске (1 796 чел.), Дин-ском районе (1 279 чел.). Меньше всего переселенцев из Украины в Абинском, Староминском и Отрадненском районах [21].

Кроме государственных и муниципальных органов, значительную помощь беженцам оказывает Кубанское казачье войско, политические партии, благотворительные общественные организации. В крае создано несколько интернет-ресурсов и групп в социальных сетях, объединяющих переселенцев, в основном из Донбасса, оказывающих им социальную и информационную помощь.

По информации сайта Министерства юстиции РФ, на 24 июля 2017 г. в Краснодарском крае зарегистрированы 6 556 некоммерческих организаций, в том числе 132 национально-культурных объединения и 20 национально-культурных автономий, 5 общественных движений, 1 общественное объединение - Союз общественных объединений Краснодарского края «Союз славян Кубани», а также 791 религиозная организация [23].

Национально-культурные объединения края функционируют как автономно, так и ведут диалог между собой посредством Центра национальных культур Кубани и ряда аналогичных центров в крупных городах, Общественной палаты Краснодарского края, Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по межнациональным отношениям, Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

С начала 1990-х годов работает краевой Центр национальных культур (в настоящее время председатель правления В.Ч. Чанба), в котором сотрудничают 32 национально-культурных общественных объединения [24]. В г. Армавире, Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Туапсинском районе также действуют межмуниципальные центры национальных

культур. Они объединяют более 100 национальных общественных организаций и являются важной площадкой для диалога власти и общества [25]. Задачами центра являются: поддержание эффективной деятельности национальных общественно-культурных объединений в сохранении и пропаганде национальных культур народов, населяющих Краснодарский край, а также развитие межкультурного диалога и укрепление межнационального мира и согласия. Центр организует проведение круглых столов и семинаров по проблемам межнациональных отношений, защите прав национальных меньшинств, участвует в международных встречах и конференциях, встречах с делегациями, прибывающими в край, в разрешении межэтнических конфликтов. Центр национальных культур участвует в работе программ: «Стратегия развития национальных объединений России», «Взаимодействие национальных объединений, администрации и правоохранительных органов с изучением опыта регионов России и международных организаций».

Одним из институтов взаимодействия администрации Краснодарского края и общественных объединений является с 2005 г. Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (председатель - А.А. Зайцев, председатель правления КРПОО «Общество "Знание"»). Среди его мероприятий в 2017 г. - проведение круглого стола «Родной язык - источник национальной гордости», приуроченного к Международному дню родного языка; проведение акции «День православной молодежи»; молодежный фестиваль «Песни и танцы народов мира»; встречи с иностранными диаспорами в Краснодарском клубе интернациональной дружбы; празднование Дня славянской письменности и культуры, международного Дня единения славян; открытие военно-исторического маршрута «Дорогами казачьей славы» [26].

При главе администрации Краснодарского края в 2015 г. образован Совет по межнациональным отношениям (под председательством губернатора В.А. Кондратьева). Совет является совещательным консультативным органом, формируется губернатором. В состав Совета вошли: первый заместитель губернатора, директор департамента внутренней политики администрации Краснодарского края, начальник управления по работе с политическими партиями, общественными объединениями и межнациональным отношениям, начальник Центра по противодействию экстремизму Главного управления МВД РФ по краю, руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в крае, руководитель департамента молодежной политики края, начальник Управления Министерства юстиции РФ по краю, министр культуры края, министр образования и науки края, руководитель департамента труда и занятости населения края, секретарь Общественной палаты края, официальный представитель Республики Адыгея при главе администрации Краснодарского края, руководители национально-культурных и религиозных организаций, представители научного сообщества. Срок полномочий - 2 года.

Задачи Совета - рассмотрение вопросов реализации государственной национальной политики РФ, определение способов, форм и этапов ее реализации в крае; подготовка предложений губернатору; обеспечение взаимодействия органов власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных, научных и других организаций; профилактика межэтнических конфликтов и обеспечение межнационального согласия [27].

19 сентября 2013 г. постановлением главы администрации Краснодарского края был утвержден состав первого созыва Общественной палаты Краснодарского края (в том числе представители национально-культурных организаций и казачества). В составе Общественной палаты края действует комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, развитию общественной дипломатии [28]. Общественная палата ежегодно публикует доклады губернатору края о состоянии гражданского общества в крае, содержащие разделы о состоянии и тенденциях развития межэтнических отношений, о противодействии этническому и религиозному экстремизму, о воспитании

российского патриотизма [29]. Созданы и действуют также 8 общественных палат межмуниципального уровня (например, Совет национальных объединений г. Сочи). Решениями губернатора и Законодательного собрания края утверждены 30 из 45 членов нового, третьего созыва Общественной палаты края, а полностью ее состав и руководство комиссий будут сформированы к октябрю 2017 г. [30].

Активным участником этнополитических процессов является кубанское казачество. С середины 1990-х годов в движении доминирует Кубанское казачье войско (ККВ) - реестровая организация. Это отличает край от Ростовской области и Ставропольского края, где казачество расколото. Активизировалось влияние ККВ на принятие законодательных актов. Губернатор края В.А. Кондратьев предложил в 2016 г. наделить атаманов районных обществ полномочиями заместителей глав муниципальных образований. Это будет способствовать патриотическому воспитанию и увеличит численность казачества [31]. Н.А. Долуда на заседании Совета атаманов реестровых казачьих войск России в мае 2016 г. сообщил, что члены казачьих обществ будут наделяться землей без прохождения конкурсных торгов. Такое решение принято органами власти края, а также Адыгеи и Карачаево-Черкесии [32]. По выступлению Н.А. Долуды на отчетном сборе Ейского отдела ККВ в мае 2017 г. Генеральный штаб Вооруженных сил РФ поддержал инициативу формирования казачьих подразделений и воинских частей [33]. Предлагается также сформировать казачьи пограничные заставы в системе Пограничного управления ФСБ России и казачьи подразделения Национальной гвардии [34].

По сведениям Министерства юстиции РФ, в Краснодарском крае на 24 июля 2017 г. зарегистрирована 791 религиозная организация. Они представляют 32 конфессии. В том числе зарегистрированы 370 православных организаций (среди них доминирует РПЦ Московского патриархата), 220 - протестантских, 12 - Армянской апостольской церкви, по 9 - римско-католических и иудаистских, 5 - исламских и т.д. [35]. Количество религиозных организаций умеренно сократилось в связи с законодательным запретом в 2017 г. организации «Свидетели Иеговы». При краевой администрации работает Координационный совет по взаимодействию с религиозными организациями, в нем участвуют представители епархии Русской Православной Церкви, Армянской церкви, Ислама, других конфессий.

По данным Духовного управления Республики Адыгея и Краснодарского края, численность мусульман в Краснодарском крае составляет около 180 тыс. чел., действует 7 мечетей [36]. Среди мусульман края преобладают татары, чеченцы, даргинцы, ингуши, представители дальнего зарубежья - студенческих диаспор. В Сочи 22 мая 2017 г. открыт Исламский культурный центр. Таким образом, увеличены возможности вероисповедания для 10 тыс. местных мусульман. Муфтий Адыгеи и Кубани А. Карданов назвал открытие центра гарантом спокойствия в регионе [37].

Постоянно проходят контакты руководителей религиозных организаций как под эгидой Общественной палаты края, Центра национальных культур Кубани, так и в инициативном порядке. Регулярно проводятся встречи прокурора края с представителями духовенства по вопросам состояния законности в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, роли религиозных объединений в патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи. Действует Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю.

Подведем итоги. Экономический кризис повышает неравномерность территориального развития и уровень неравенства доходов. Повышенный уровень миграции также конфликтогенен для Краснодарского края. Сосредоточение трудовых мигрантов в крупных городах и курортных местностях политически рискованно. Необходимо поощрять дисперсное размещение мигрантов при соблюдении критериев экономической, социальной и этнополитической стабильности принимающего сообщества. Перспективным

направлением миграционной политики можно признать информационную политику, нацеленную на культурную и политическую адаптацию беженцев в принимающее сообщество. С учетом приграничного расположения края и возможных диверсионных действий Украины предоставление российского гражданства реализуется целевым порядком и не носит массового характера. Нереально ожидать серьезного оттока беженцев из края. Их адаптация должна быть долгосрочной и хорошо финансируемой программой.

В регионе проводится этнополитика на основе укрепления российской идентичности, согласования и представительства этнических интересов. Институциональная система взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями края в этноконфессиональной сфере обретает все более осмысленные черты.

Направления политической активности кубанского казачества в контексте межэтнических и межконфессиональных отношений в регионе (первая половина 2017 г.) следующие: институционализация ККВ как общественной организации, выполняющей ряд функций государственной и муниципальной службы; наращивание ресурсов экономического и социокультурного влияния ККВ; поддержка власти в обеспечении правопорядка и противодействии экстремизму; патриотическое и религиозное воспитание молодежи.

Необходимость укрепления российской нации делает полезным создание краевого экспертно-аналитического центра, который бы на постоянной основе получал государственные заказы на мониторинг баланса идентичностей, межэтнических и межрелигиозных отношений, проявлений рисков и угроз конфликтов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Хагуров Т.А., Донцова Г.Г. Межэтническая конфликтность и протестные настроения в молодежной среде полиэтничного региона: опыт социологического исследования / / Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. - С. 34-43.

2. Донцова М.А. Конфликтогенные факторы развития этнополитической ситуации в Краснодарском крае и Республике Адыгея / / Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности. К 100-летию Великой русской революции: Сб. статей междунар. науч.-просвет. конф., 26-30 мая 2017 г. - Краснодар: Традиция, 2017. - С. 118-124.

3. Подлесный Г.И. Современное понимание патриотизма жителями Краснодарского края в свете данных социологических исследований // Духовно-нравственные основы идеологии российской государственности на современном этапе. Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар - Сочи, 13-15 марта 2017 г. - Краснодар: Диапазон-В, 2017. - С. 256-259.

4. Индексы потребительских цен на товары и услуги по Краснодарскому краю за 1998-2017 годы // Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/243853004fa8bd75a5 a0a7f73a3a624e/1998-2017_07.htm (дата обращения: 01.08.2017).

5. Денежные доходы населения и их использование / / Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/45986a004 aa565b0a776af4b 782e6f0a/denez_doxod_06_2017_dk.htm (дата обращения: 01.08.2017).

6. Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения / / Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/

krsdstat/resources/87c1da8048894df38d8bddf7eaa5adf2/osn_pokaz_uroveny_jizni_2016.htm (дата обращения: 01.08.2017).

7. Заработная плата // Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/0e76f90041ecbd1f8f68 ff27f9898572/zpl.htm (дата обращения: 02.08.2017).

8. Основные показатели дифференциации доходов населения в 2016 году / / Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ resources

/ba735e804846727c8b7fafed3bc4492f/osn_pokaz_diffir_doxod_2016_dk.htm (дата обращения: 02.08.2017).

9. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата // Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ resources/8de3f58041ecbe0f8f8eff27f9898572/zp_rn.htm (дата обращения: 02.08.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Динамика численности рабочей силы // Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/e315d20041ecbb978f22 ff27 f9898572/zan0617.htm (дата обращения: 02.08.2017).

11. Государственная программа Краснодарского края «Содействие занятости населения». Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 № 1036 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd= 140066890&intelsearch=&firstDoc=1 (дата обращения: 01.08.2017).

12. Общая характеристика воспроизводства населения в крае // Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] -

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/ 08f07a8041ecb9d08eaafe27f9898572/%D0%B5%D0%B4%D0%BD.htm (дата обращения: 01.08.2017).

13. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации. Перепись 2010 // Сайт Всероссийской переписи населения 2010 г. 2017 / [Электронный ресурс] - www.perepis-2010.ru/ results_of_the_census/tab7.xls (дата обращения: 01.08.2017).

14. Итоги всероссийской переписи населения 2010 г. - М.: Росстат, 2013. - Т. 4. - С. 20-71.

15. Общие итоги миграции населения в Краснодарском крае в 2016 году // Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/ news/rss/28d4fe804029cf24ac90eec7692f4691 (дата обращения: 01.08.2017).

16. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2015 г. Коэффициенты миграционного прироста (на 10 000 человек населения // Сайт Госстата. 2017 / [Электронный ресурс] -URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (дата обращения: 01.08.2017).

17. Общие коэффициенты миграционного прироста населения (на 10 000 человек населения) // Сайт Краснодарстата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/d9cfЪe004886e79db01ef0f7eaa5adf2/Миграция.htm (дата обращения: 15.05.2017).

18. Общая характеристика миграционной ситуации в Краснодарском крае // Сайт Краснодар-стата. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ re-

sources/8e2e790041ecbb0f8ef7fe27f9898572/%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80.htm (дата обращения: 02.08.2017).

19. Мясникова Т.А., Гетманцев К.В. Формирование волн миграции в Краснодарском крае в условиях трансформации миграционных потоков // Современная экономика: проблемы и решения. - Воронеж, 2016. - № 9 (81). - С. 151-152.

20. Распределение квот на РВП на 2017 год: квоты на получение разрешения на временное проживание в России // Сайт «МигрантМедиа.ру». 2017 / [Электронный ресурс] - URL: https://migrantmedia.ru/raspredelenie-kvot-na-rvp-na-2017-god-kvoty-na-poluchenie-razresheniya-na-vremennoe-prozhivanie-v-rf/ (дата обращения: 02.08.2017).

21. Беженцы из Донбасса предпочитают Краснодар и Сочи // Сайт «Голос Кубани». 2017 / [Электронный ресурс] - URL: https://golos-kubani.ru/bezhency-iz-donbassa-predpochitayut-krasnodar-i-sochi/ (дата обращения: 02.08.2017).

22. Справочная информация о ситуации по оказанию гуманитарной помощи гражданам Украины, прибывающим в Краснодарский край 20.03.2017 г. // Сайт администрации Краснодарского края. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://admkrai.krasnodar.ru/ content/21/show/68788/ (дата обращения: 02.08.2017).

23. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях / / Сайт Министерства юстиции РФ. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 02.08.2017).

24. Краснодарский краевой Центр национальных культур // Сайт Краснодарского краевого Центра национальных культур. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: https://www.krasnodar.ru/content/339/show/31842/ (дата обращения: 02.08.2017).

25. В мире и согласии // Кубанские новости. - Краснодар, 2016. - № 174 (6138). - 2 нояб.

26. План работы Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека на 2017 год / / Сайт Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://sovet-nko.ru/?p=2303 (дата обращения: 02.08.2017).

27. О Совете при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по межнациональным отношениям. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 сентября 2015 г. № 838 // Портал «Гарант». 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/krasnodar/653479/#ixzz4ogdEidYI (дата обращения: 02.08.2017).

28. Структура Общественной палаты Краснодарского края // Сайт Общественной палаты Краснодарского края / [Электронный ресурс] - URL: http://www.op-kk.ru/company/struc/ (дата обращения: 02.08.2017).

29. Доклад о состоянии гражданского общества в Краснодарском крае за 2016 год / рабоч. гр.: Л.В. Попова, А.А. Зайцев, А.А. Полиди и др. - Краснодар: Обществ. палата Краснодарского края, 2017. - 146 с.

30. Депутаты ЗСК выбрали 15 членов Общественной палаты Кубани // Сайт Общественной палаты Краснодарского края / [Электронный ресурс] - URL: http://www.op-kk.ru/info/news/deputaty-zsk-vybrali-15-chlenov-obshchestvennoy-palaty-kubani/?clear_ cache=Y (дата обращения: 02.08.2017).

31. Триандофилова О. Важные вопросы надо решать сообща // Кубанские новости. - Краснодар, 2016. - 14 мая.

32. Щербакова А. Перемены нужны как воздух // Кубанские новости. - Краснодар, 2016. - 2 апр.

33. Левина В. Теперь важно оправдать доверие // Кубанские новости. - Краснодар, 2017. - № 77 (6247). - С. 5-6.

34. Долуда Н.А. В ХХ1 веке идеи казачества по-прежнему актуальны // Кубанские сти. - Краснодар, 2017. - 1 февр. - № 15 (6185). - С. 6-7.

35. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. Религиозные организации. Краснодарский край // Сайт Министерства юстиции РФ. 2017 / [Электронный ресурс] -URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 02.08.2017).

36. Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. Деятельность

/ / Сайт Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://islam.maykop.ru/work/index.html (дата обращения: 02.08.2017).

37. Кравченко С. Мусульмане Сочи с открытием Исламского центра получили три комнаты для молебна // Сайт «Кавказский узел». 2017 / [Электронный ресурс] - URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/303118/ (дата обращения: 02.08.2017).

REFERENCES

1. Hagurov T.A., Doncova G.G. Mezhetnicheskaya konfliktnost' i protestnye nastroeniya v molodezhnoi srede polietnichnogo regiona: opyt sociologicheskogo issledovaniya. [Interethnic conflicts and protest moods in the youth environment of a polyethnic region: the experience of sociological research]. Protivodeistvie ekstremizmu i terrorizmu: filosofskie, sociologicheskie i politologicheskie aspekty: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf. Krasnodar: Krasnodarskii universitet MVD Rossii, 2016. P. 34-43. (in Russian)

2. Doncova M.V. Konfliktogennye faktory razvitiya etnopoliticheskoi situaciiv Krasnodarskom krae i Respublike Adygeya. [Conflictogenic factors of the development of the ethnopolitical situation in the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea]. Problemy nacional'noi bezopasnosti Rossii: uroki istorii i vyzovy sovremennosti. K 100-letiyu Velikoi russkoi revolyucii: Sbornik statei mezhdunar. nauch.-prosvet. konf., 26-30 maya 2017 g. Krasnodar: Tradiciya, 2017. P. 118-124. (in Russian)

3. Podlesnyi G.I. Sovremennoe ponimanie patriotizma zhitelyami Krasnodarskogo kraya v svete dann-yh sociologicheskih issledovanii. [Modern understanding of patriotism by the inhabitants of the Krasnodar Territory in the light of the data of sociological research]. Duhovno-nravstvennye osno-vy ideologii rossiiskoi gosudarstvennosti na sovremennom etape. Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Krasnodar - Sochi, 13-15 marta 2017 g. Krasnodar: Izd-vo «Diapazon-V», 2017. P. 256-259. (in Russian)

4. Indeksy potrebitel'skih cen na tovary i uslugi po Krasnodarskomu krayu za 1998-2017 gody. [Consumer price indices for goods and services in the Krasnodar Territory for 1998-2017]. Sait Krasno-darstata. 2017. URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/243853004fa8bd75a5a 0a7f73a3a624e/1998-2017_07.htm (accessed: 01.08.2017). (in Russian)

5. Denezhnye dohody naseleniyai ih ispol'zovanie. [Monetary incomes of the population and their use]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/45986a004aa565b0a77 6af4b782e6f0a/denez_doxod_06_2017_dk.htm (accessed: 01.08.2017). (in Russian)

6. Osnovnye social'no-ekonomicheskie pokazateli urovnya zhizni naseleniya. [Basic socio-economic indicators of living standards of the population]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/

87c1da8048894df38d8bddf7eaa5adf2/osn_pokaz_uroveny_jizni_2016.htm (accessed: 01.08.2017). (in Russian)

7. Zarabotnaya plata. [Wage]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/0e76f90041ecbd1f8f68ff 27f9898572/zpl.htm (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

8. Osnovnye pokazateli differenciacii dohodov naseleniya v 2016 godu. [Basic indicators of differentiation of incomes of the population in 2016]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/ba735e804846727c8b7f afed3bc4492f/osn_pokaz_diffir_doxod_2016_dk.htm (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

9. Srednemesyachnaya nominal'naya nachislennaya zarabotnaya plata. [Average monthly nominal accrued wages]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL:

http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/8de3f58041ecbe0f8f8eff 27f9898572/zp_rn.htm (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

10. Dinamika chislennosti rabochei sily. [Labor force dynamics]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/e315d20041ecbb978f22 ff27f9898572/zan0617.htm (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

11. Gosudarstvennaya programma Krasnodarskogo kraya «Sodeistvie zanyatosti naseleniya». Utver-zhdena postanovleniem glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 16.11.2015 No 1036. [The state program of Krasnodar Region "Promotion of employment of the population". Approved by the resolution of the head of the administration (governor) of the Krasnodar Territory of 16.11.2015 № 1036].0ficial'nyi internet-portal pravovoi informacii. 2017. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd= 140066890&intelsearch=&firstDoc=1 (accessed: 01.08.2017). (in Russian)

12. Obshaya harakteristika vosproizvodstva naseleniya v krae. Sait Krasnodarstata. 2017. http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/08f07a8041ecb9d08eaaf e27f9898572/%D0%B5%D0%B4%D0%BD.htm (accessed: 01.08.2017). (in Russian)

13. Nacional'nyi sostav naseleniya po sub'ektam Rossiiskoi Federacii. Perepis' 2010. [General characteristics of the population reproduction in the province]. Sait Vserossiiskoi perepisi naseleniya 2010 g. 2017. www.perepis-2010.ru/ results_of_the_census/tab7.xls (accessed: 01.08.2017). (in Russian)

14. Itogi vserossiiskoi perepisi naseleniya 2010 g. [National composition of the population by subjects of the Russian Federation. Census 2010]. Moscow: Rosstat, 2013. Vol. 4. P. 20-71. (in Russian)

15. Obshie itogi migracii naseleniya v Krasnodarskom krae v 2016 godu. [General results of population migration in the Krasnodar Territory in 2016]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL:

http://krsdstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ ru/ news/ rss/28d4fe804029cf24ac90eec7692f4691 (accessed: 01.08.2017). (in Russian)

16. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli - 2015 g. Koefficienty migracionnogo prirosta (na 10000 chelovek naseleniya. [Regions of Russia. Socio-economic indicators - 2015. Migration growth rates (per 10000 population]. Sait Gosstata. 2017. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm(accessed: 01.08.2017). (in Russian)

17. Obshie koefficienty migracionnogo prirosta naseleniya (na 10000 chelovek naseleniya). [General coefficients of migration growth (per 10000 population)]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ re-

sources/d9cfbe004886e79db01ef0f7eaa5adf2/Migraciya.htm (accessed: 15.05.2017). (in Russian)

18. Obshaya harakteristika migracionnoi situacii v Krasnodarskom krae. [General characteristics of the migration situation in the Krasnodar Territory]. Sait Krasnodarstata. 2017. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/

8e2e790041ecbb0f8ef7fe27f9898572/%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80.htm (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

19. Myasnikova T.A., Getmancev K.V. Formirovanie voln migracii v Krasnodarskom krae v usloviyah transformacii migracionnyh potokov. [Formation of waves of migration in the Krasnodar Territory in conditions of transformation of migration flows]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheni-ya. Voronezh, 2016. No 9 (81). P. 151-152. (in Russian)

20. Raspredelenie kvot na RVP na 2017 god: kvoty na poluchenie razresheniya na vremennoe prozhivanie v Rossii. [Distribution of quotas for RWP for 2017: quotas for obtaining a permit for temporary residence in Russia]. Sait «MigrantMedia.ru». 2017. URL: https://migrantmedia.ru/raspredelenie-kvot-na-rvp-na-2017-god-kvoty-na-poluchenie-razresheniya-na-vremennoe-prozhivanie-v-rf/ (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

21. Bezhency iz Donbassa predpochitayut Krasnodar i Sochi. [Refugees from Donbass prefer Krasnodar and Sochi]. Sait «Golos Kubani». 2017. URL: https://golos-kubani.ru/bezhency-iz-donbassa-predpochitayut-krasnodar-i-sochi/ (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

22. Spravochnaya informaciya o situacii po okazaniyu gumanitarnoi pomoshi grazhdanam Ukrainy, pribyvayushim v Krasnodarskii krai 20.03.2017 g. [Background information on the situation of humanitarian assistance to Ukrainian citizens arriving in the Krasnodar Territory 03/20/2017.]. Sait administracii Krasnodarskogo kraya. 2017. URL:

http://admkrai.krasnodar.ru/content/21/show/68788/ (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

23. Informaciya o zaregistrirovannyh nekommercheskih organizaciyah. [Information on registered non-commercial organizations]. Sait Ministerstva yusticii RF. 2017. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

24. Krasnodarskii kraevoi Centr nacional'nyh kul'tur. [Krasnodar Regional Center of National Cultures]. Sait Krasnodarskogo kraevogo Centra nacional'nyh kul'tur. 2017. URL: https://www.krasnodar.ru/content/339/show/31842/ (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

25. V mire i soglasii. [In peace and harmony]. Kubanskie novosti. Krasnodar, 2016. No 174 (6138). 2 noyabr. (in Russian)

26. Plan raboty Soveta pri glave administracii (gubernatore) Krasnodarskogo kraya po razvitiyu gra-zhdanskogo obshestva i pravam cheloveka na 2017 god. [Work plan of the Council under the head of the Krasnodar Territory administration (governor) for the development of civil society and human rights for 2017]. Sait Soveta pri glave administracii (gubernatore) Krasnodarskogo kraya po razvitiyu grazhdanskogo obshestva i pravam cheloveka. 2017. URL: http://sovet-nko.ru/?p=2303 (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

27. Sovete pri glave administracii (gubernatore) Krasnodarskogo kraya po mezhnacional'nym otnosheniyam. Postanovlenie glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 10 sentyabrya 2015 g. No 838. [About the Council under the head of the administration (governor) of the Krasnodar Territory on interethnic relations. Resolution of the Head of Administration (Governor) of the Krasnodar Territory of September 10, 2015 No. 838]. Portal «Garant». 2017. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/krasnodar/653479/#ixzz4ogdEidYI(accessed: 02.08.2017). (in Russian)

28. Struktura Obshestvennoi palaty Krasnodarskogo kraya. [Structure of the Public Chamber of Krasnodar Region]. Sait Obshestvennoi palaty Krasnodarskogo kraya. URL: http://www.op-kk.ru/company/struc/(data obrasheniya: 02.08.2017). (in Russian)

29. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshestva v Krasnodarskom krae za 2016 god. [Report on the state of civil society in the Krasnodar Territory for 2016]. Raboch. gr.: L.V. Popova, A.A. Zaicev, A.A. Polidi i dr. Krasnodar: Obshestv. palata Krasnodarskogo kraya, 2017. 146 p. (in Russian)

30. Deputaty ZSK vybrali 15 chlenov Obshestvennoi palaty Kubani. [ZKK deputies elected 15 members of the Public Chamber of the Kuban]. Sait Obshestvennoi palaty Krasnodarskogo kraya. URL: http://www.op-kk.ru/info/news/deputaty-zsk-vybrali-15-chlenov-obshchestvennoy-palaty-kubani/?clear_cache=Y (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

31. Triandofilova 0. Vazhnye voprosy nado reshat' soobsha. [Important issues must be resolved jointly]. Kubanskie novosti. Krasnodar, 2016. 14 maya. (in Russian)

32. Sherbakova A. Peremeny nuzhny kak vozduh. [Change is needed as air]. Kubanskie novosti. Krasnodar, 2016. 2 apr. (in Russian)

33. Levina V. Teper' vazhno opravdat' doverie. [Now it is important to justify the trust]. Kubanskie novosti. Krasnodar, 2017. No 77 (6247). P. 5-6. (in Russian)

34. Doluda N.A. V XXI veke idei kazachestva po-prezhnemu aktual'ny. [In the XXI century the ideas of the Cossacks are still relevant]. Kubanskie novosti. Krasnodar, 2017. 1 fevr. No 15 (6185). Pp. 6-7. (in Russian)

35. Informaciya o zaregistrirovannyh nekommercheskih organizaciyah. Religioznye organizacii. Kras-nodarskii krai. [Information about registered non-commercial organizations. Religious organizations. Krasnodar region]. Sait Ministerstva yusticii RF. 2017. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

36. Duhovnoe upravlenie musul'man Respubliki Adygeya i Krasnodarskogo kraya. Deyatel'nost'. [Spiritual Administration of Muslims of the Republic of Adygea and the Krasnodar Territory.]. Sait Duhovnogo upravleniya musul'man Respubliki Adygeya i Krasnodarskogo kraya. 2017. URL: http://islam.maykop.ru/work/index.html (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

37. Kravchenko S. Musul'mane Sochi s otkrytiem Islamskogo centra poluchili tri komnaty dlya molebna. [Muslims of Sochi with the opening of the Islamic Center received three rooms for the prayer]. Sait «Kavkazskij uzel». 2017. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/303118/ (accessed: 02.08.2017). (in Russian)

Информация об авторе:

Баранов Андрей Владимирович, доктор политических наук, доктор исторических наук, профессор, кафедра политологии и политического управления, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия baranovandrew@mail.ru

Получена: 02.08. 2017

Для цитирования: Баранов А.В. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Краснодарском крае: взаимодействие общественных объединений. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 4. Часть 2. с.105-119.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-105-119.

Information about the author:

Andrew V. Baranov, Doctor of Political Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor, Political Science and Political Management Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia baranovandrew@mail.ru

Received: 02.08. 2017

For citation: Baranov A.V. Interethnic and inter-confessional relations in Krasnodar region: interaction of public associations. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.4. Part. 2. Pp. 105-119.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-105-119. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.