Научная статья на тему 'Социальная политика: инновационные тренды и инструменты реализации на мезоуровне (на примере Ростовской области)'

Социальная политика: инновационные тренды и инструменты реализации на мезоуровне (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / SOCIAL GUARANTEES / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН / SOCIAL SUPPORT OF CITIZENS / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION EMPLOYMENT / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАВА ИНВАЛИДОВ / RIGHTS OF DISABLED PEOPLE / РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF HEALTH CARE / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / DEMOGRAPHIC POLICY / РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ / WELFARE GROWTH / PROVISION OF PENSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашникова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются инновационные тренды и инструменты реализации социальной политики государства на мезоуровне в условиях снижения темпов экономического роста, возможности осуществления государственной поддержки домашних хозяйств, в том числе малообеспеченных слоев населения РФ. Особое внимание уделяется выявлению инновационных инструментов при формировании социальной политики региона в условиях глобальной нестабильности. Подчеркивается необходимость дальнейшей модернизации системы социальной политики на мезоуровне, которая должна обеспечить полноправный доступ граждан к социальным услугам и социальным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кашникова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY: INNOVATIVE TRENDS AND INSTRUMENTS OF REALIZATION AT MESOLEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

In article innovative trends and instruments of realization of social policy of the state at mesolevel in the conditions of decrease in rates of economic growth, possibility of implementation of the state support of house farms, including lower-income strata of the Russian Federation are considered. Particular attention is given to identification of innovative tools in the elaboration of social policy in the region in the context of global instability. The need for further enhancement of social policy at the mesolevel is emphasized, which should provide a full-fledged citizens'' access to social services and social programs

Текст научной работы на тему «Социальная политика: инновационные тренды и инструменты реализации на мезоуровне (на примере Ростовской области)»

4. Koncepcija sovershenstvovanija regional'noj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. M., 2011. // Ministerstvo regional'nogo razvitija Rossijskoj Federacii. Oficial'nyj sajt // http://minregion.ru/466/

5. Morgunova A. Migracija. Problema? Vestnik obshhestvennogo mnenija: Dannye. Analiz. Diskussii. 2010. T. 104. № 2. S. 89-100.

6. Ignatov V.G., Ignatova T.V. Vzaimodejstvie gosudarstva i biznesa na Juge Rossii: jekspertnye ocenki i postkrizisnoe regulirovanie // Izvestija KBNC RAN. 2013. № 1. S. 118-121.

7. Ignatova T.V., Cherkasova T.P. Resursnyj potencial regional'noj politiki postkrizisnogo jekonomicheskogo rosta na Juge Rossii // Jekonomicheskij vestnik JuFU. Terra economicus. 2010. Tom 8. № 1. S. 109-116.

8. Kirillova S.A., Kantor O.G. Regional'noe razvitie i kachestvo jekonomicheskogo prostranstva // Region: jekonomika i sociologija. 2010. № 3. S. 57-80.

9. Ujanaev B.B., Sabanchiev A.H., Abaev R.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovanija zakonomernostej i tendencij social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov // Voprosy jekonomiki i prava. 2011. № 11. S. 73-77.

УДК 364

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ИННОВАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА МЕЗОУРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Кашникова кандидат экономических наук, доцент кафедры Татьяна экономической теории, экономический факультет, Васильевна Южный федеральный университет

(344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42). E-mail: kashnikova@live.ru

Аннотация

В статье рассматриваются инновационные тренды и инструменты реализации социальной политики государства на мезоуровне в условиях снижения темпов экономического роста, возможности осуществления государственной поддержки домашних хозяйств, в том числе малообеспеченных слоев населения РФ. Особое внимание уделяется выявлению инновационных инструментов при формировании социальной политики региона в условиях глобальной нестабильности. Подчеркивается необходимость дальнейшей модернизации системы социальной политики на мезоуровне, которая должна обеспечить полноправный доступ граждан к социальным услугам и социальным программам.

Ключевые слова: социальная политика, социальные гарантии, социальная поддержка граждан, занятость населения, пенсионное обеспечение, права инвалидов, развитие сферы здравоохранения, демографическая политика, рост благосостояния.

В России социальная политика реализуется на макро-, мезо- и микроуровнях посредством различных механизмов, включая специальную законодательную базу в данной сфере, финансирование расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, разработку и реализацию специальных социальных программ по решению важнейших проблем социально-экономического развития. Законодательной основой реализации социальной политики является Конституция РФ, в которой определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Социальная политика представляет собой совокупность механизмов органов государственного управления всех уровней, обеспечивающих повышение благосостояния и качества жизни граждан вследствие эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

В Ростовской области на начало 2014 г. наблюдалась позитивная тенденция по различным показателям развития экономики и социальной сферы. По сравнению с 2013 г. выросли объемы валовой продукции сельского хозяйства, подрядных работ, розничного товарооборота, общественного питания, платных услуг населению, среднедушевые денежные доходы населения [2]. Величина прожиточного минимума за 4-й квартал 2013 г. в регионе составила: в расчете на душу населения - 6988 руб., для трудоспособного населения - 7445 руб., для пенсионеров - 5691 руб., для детей - 7217 руб [3]. По данным территориального органа госстатистики по Ростовской области, стоимость минимального набора продуктов питания (потребительской корзины) в августе 2013 г. в регионе составила 2 621 рубль 4 коп. По сравнению с предыдущим месяцем, она подешевела на 4,5%, а с начала 2014 г. - выросла на 8,9% [4].

В условиях снижения темпов экономического роста основными направлениями, требующими государственного регулирования, в регионе выступают социальное обеспечение малоимущих, меры оказания социальной помощи семьям с детьми, поддержка материнства и детства, занятость, контроль за своевременной оплатой труда, пенсии, социальная помощь лицам с ограниченными возможностями. В целях создания условий для роста благосостояния граждан и повышения доступности социального обслуживания населения в области действует государственная программа на 2014-2020 годы «Социальная поддержка граждан» [5], на реализацию которой запланировано выделить 199,5 млн руб., в том числе в 2014 г. - 26, млн руб. [6]. По истечении срока реализации программы ожидаются следующие результаты: снижение уровня бедности среди малообеспеченных слоев населения посредством усиления адресного характера социальной помощи; удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в направлении возрастания роли социальной защищенности населения; обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении; приращение численности населения; увеличение к 2020 г. семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществление подпрограммы «Мероприятия, направленные на реализацию прав граждан, на социальную поддержку» позволила достичь в 2013 г. следующих результатов: 1 720 человек получили денежную компенсацию на газификацию жилья отдельным категориям граждан - до 20 тыс. рублей на одно домовладение (квартиру) - на общую сумму 32 214,2 тыс. рублей; малоимущим гражданам выплачено 34,5 тыс. социальных пособий на общую сумму 158 470,6 тыс. руб. Средний размер помощи составил 4 544,68 руб., по сравнению с 2012 г. он вырос на 57,3%; в качестве натуральной социальной помощи малообеспеченным гражданам предлагалось бесплатное питание в столовой Министерства труда и социального развития Ростовской области. Предоставлялась адресная социальная выплата 217,8 тыс. гражданам на сумму 110 039,0 тыс. руб., проживающим в муниципальных образованиях Ростовской области, в которых тарифы для населения за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению были установлены выше критериев доступности платы за холодное водоснабжение и водоотведение [5]. Величина прожиточного минимума за первый квартал 2014 года в расчете на душу населения составила 7388 руб., для трудоспособного населения - 7862 руб., для детей - 7690 руб. [7].

Согласно статье 12 областного закона от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» [8] многодетным семьям, имеющим трех и более детей, в том числе приемных детей, в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение -до 18 лет, в порядке, устанавливаемом Правительством Ростовской области, предоставляются: компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50% платы за коммунальные услуги; ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка в размере 332 руб.: детям до шести лет - для приобретения лекарственных препаратов по рецептам врачей, детям - учащимся общеобразовательных школ - для обеспечения школьной или спортивной формой, оплаты проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус городских линий, кроме такси), а также в автобусах при-

городных и внутрирайонных линий. В соответствии с вышеуказанным законом и областным законом от 22.10.2004 № 176-ЗС «О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области» [8] малоимущим семьям, в том числе многодетным, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в области, предоставляются ежемесячные денежные выплаты на детей первого-второго года жизни для приобретения специальных молочных продуктов детского питания в размере 663 руб. и ежемесячное пособие на ребенка в размере 332 руб., на детей одиноких матерей 664 руб. На 1 мая 2014 г. указанные меры социальной поддержки предоставлены более чем 242,9 тыс. детей. В целях улучшения демографической ситуации и во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [9] в регионе с 1 января 2013 г. семьям при рождении третьего или последующих детей предоставляется ежемесячная денежная выплата до достижения ребенком возраста 3 лет. Размер выплаты в 2014 г. составляет 6 862 руб. За первые два квартала 2014 г. адресная социальная помощь оказана 6 014 малоимущим семьям, средний размер помощи составил 4 977,61 руб. [2].

Областным законодательством с 1 января 2012 г. в Ростовской области малоимущим семьям при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей введена дополнительная мера социальной поддержки в виде регионального материнского капитала, размер которого в 2014 г. составил 111 615 руб. [12]. Право на получение регионального материнского капитала подтверждается сертификатом, выдачу которого осуществляют органы социальной защиты населения, начиная с 1 января 2012 г. За период с 1 января 2012 г. по 1 мая 2014 г. выдано 5 354 сертификатов на региональный материнский капитал, в том числе в 2014 г. 1 653 сертификата [10]. В 2013 г. на предоставление жилищных субсидий в бюджете региона было заложено 2,45 млрд руб. Сохранен региональный стандарт максимально допустимой доли собственных платежей граждан за ЖКУ - 15% от совокупного дохода семьи. В целом различными мерами социальной поддержки в Ростовской области пользуются 844 тыс. льготников. За период 2014 года на эти цели будет направлено более 10 млрд рублей из федерального и областного бюджетов [11].

Государственная программа региона «Содействие занятости населения» [12] направлена на сохранение стабильной ситуации на рынке труда Ростовской области. За январь-апрель 2014 г. государственные услуги по содействию в трудоустройстве оказаны 32,9 тыс. гражданам (93,2%), из них 7,5 тыс. безработным (89,3%). Общая численность работников организаций, работающих в режиме неполной занятости, составила 7,8 тыс. чел., из них в режиме неполного рабочего дня работали 6,0 тыс. чел., в простое находились 1,7 тыс. человек, в вынужденных отпусках - 60 чел. На 1 мая 2014 г. численность безработных составила 18,9 тыс. человек, что соответствует уровню безработицы в 0,9 % (год назад 0,8 %) [2].

Комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных услуг предусматривает «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области на 20132018 годы» [13]. В январе-марте 2014 г. среднедушевые денежные доходы населения области составили 18 338,3 рублей, что выше уровня января-марта 2013 г. на 5,6%. Реальные располагаемые денежные доходы за четыре месяца 2014 г. выросли на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (в России - снижение на 1,2%). Среднемесячная начисленная заработная плата работников составила 21 384,4 руб., что на 8,7 % выше, чем год назад. Рост заработной платы наблюдался по всем видам деятельности. Самая высокая оплата труда отмечается у работников, занятых в финансовой сфере - 37 810,5 руб. (в 1,8 раз выше средней по региону). Самый низкий уровень заработной платы наблюдается на предприятиях рыболовства и рыбоводства - 9 891,7 руб. (46,3 % от средней по области), сельского хозяй-

ства, охоты и лесного хозяйства - 12 863,2 руб. (60,2 %), гостиниц и ресторанов - 13 183,1 руб. (61,6 % от средней зарплаты по области). По состоянию на 1 мая 2014 г. просроченная задолженность по заработной плате сложилась на двух предприятиях-банкротах 82,0 млн руб. перед 863 работниками [2].

С целью сокращения безработицы в регионе выросло количество вакансий, представленных в службу занятости. В общегородском банке данных в настоящее время зарегистрировано 15 тыс. вакансий (что на 5% больше, чем в аналогичном периоде 2012 г.). Из них предложения по рабочим профессиям - 72%. Услуги по профессиональной ориентации получили 20,5 тыс. чел., в том числе 7857 безработных. За счет средств бюджета города обеспечена занятость 2760 чел., в том числе 2122 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Социальные выплаты безработным произведены в полном объеме. Социальную поддержку получили более 14 тыс. безработных граждан [14].

В Ростовской области проживает 1 млн 267 тыс. пенсионеров. С 1 февраля 2014 г. трудовые пенсии 37,8 млн российских пенсионеров были проиндексированы на 6,5% исходя из роста потребительских цен за 2013 г. С 1 апреля 2014 г. социальные пенсии более 2,9 млн пенсионеров выросли на 17,1%. Средний размер социальной пенсии после повышения теперь составляет около 7,5 тыс. руб. В результате индексации средний размер трудовой пенсии по старости составляет около 10,6 тыс. рублей [15]. Величина прожиточного минимума за 2-й квартал 2014 г. составила: в расчете на душу населения - 7972 рубля, для трудоспособного населения - 8483 рубля, для пенсионеров - 6474 рубля, для детей - 8307 рублей [16]. По состоянию на 01.05.2014 в области состоят на учете 352,1 тыс. федеральных льготника (ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) ветеранов, инвалиды всех групп, граждане, подвергшиеся воздействию радиации), 505,6 тыс. региональных льготников (ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, граждане, пострадавшие от политических репрессий, сельские специалисты, многодетные семьи, труженики тыла). Особое внимание уделяется инвалидам и другим маломобильным группам населения в обществе. В связи с этим действует долгосрочная целевая программа «Доступная среда» [17], обеспечивающая беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении на территории Ростовской области.

Таким образом, для снижения социально-экономической дифференциации в Ростовской области происходит реализация социальных программ и проектов по всем основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации. Осуществляется реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми, активных форм социальной помощи населению. Совершенствование организации социальной политики проводится на основе формирования инновационных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя. Но в то же время возникает необходимость дальнейшей модернизации системы социальной политики на мезоуровне, которая должна обеспечить полноправный доступ граждан к социальным услугам и социальным программам, что позволит повысить качество и уровень жизни населения региона.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.constitution.ru

2. Информация об итогах социально-экономического развития Ростовской области за январь-апрель 2014 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mineconomikiro.ru

3. Постановление Правительства Ростовской области от 24.02.2014 №111 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Ростовской области за IV квартал 2013 года».[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostov-gorod.ru

4. Стоимость потребительской корзины на Дону снизилась. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostov.er.ru

5. Постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2014 № 291 «Об утверждении отчета о реализации Областной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2014 годы» за 2013 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donland.ru

6. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 597 об утверждении государственной программы Ростовской области «Социальная поддержка граждан». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donland.ru

7. Прожиточный минимум в Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. mintrud.donland. ru

8. Областной закон № 165-ЗС от 22.10.2004 «О социальной поддержке детства в Ростовской области». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donland.ru

9. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

10. Социальный отчет управления адресной поддержки населения Министерства труда и социального развития Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. mintrud.donland. ru

11. В 2014 году на жилищные субсидии в Ростовской области направят 2,45 млрд. рублей // Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donland.ru

12. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 586 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Содействие занятости населения»». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mintrud.donland.ru

13. Постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2013 № 222 « О Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013-2018 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donland.ru

14. О работе Администрации города Ростова-на-Дону в 2013 году // Информационный портал Ростова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.donnews.ru

15. Средняя пенсия в Ростовской области с 1 апреля выросла на 592 рубля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostov.rbc.ru

16. Величина прожиточного минимума. Официальный портал городской Думы и администрации города [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rostov-gorod.ru

17. Постановление Администрации Ростовской области от 15.09.2010 № 184 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Доступная среда на 2011-2014 годы»». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mintrud.donland.ru

Kashnikova Tatiana Vasilyevna, candidate of Economic Sciences, Docent of the Cathedra of

Economic Theory, Department of Economics, Southern Federal University (105/42, Bolshaya

Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: kashnikova@live.ru.

SOCIAL POLICY: INNOVATIVE TRENDS AND INSTRUMENTS OF REALIZATION AT MESOLEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

Abstract

In article innovative trends and instruments ofrealization of social policy of the state at mesolevel in the

conditions of decrease in rates of economic growth, possibility of implementation of the state support

of house farms, including lower-income strata of the Russian Federation are considered. Particular attention is given to identification of innovative tools in the elaboration of social policy in the region in the context of global instability. The need for further enhancement of social policy at the mesolevel is emphasized, which should provide a full-fledged citizens' access to social services and social programs. Keywords: social policy; social guarantees; social support of citizens; population employment; provision ofpensions; rights of disabled people; development of the sphere of health care; demographic policy; welfare growth.

References

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.constitution.ru

2. Informacija ob itogah social'no-jekonomicheskogo razvitija Rostovskoj oblasti za janvar'-aprel' 2014 goda. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mineconomikiro.ru

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 24.02.2014 №111 «Ob ustanovle-nii velichiny prozhitochnogo minimuma na dushu naselenija i po osnovnym social'no-demograficheskim gruppam naselenija v celom po Rostovskoj oblasti za IV kvartal 2013 goda».[Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rostov-gorod.ru

4. Stoimost' potrebitel'skoj korziny na Donu snizilas'. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://rostov.er.ru

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 24.04.2014 № 291 «Ob utverzhde-nii otcheta o realizacii Oblastnoj dolgosrochnoj celevoj programmy «Social'naja podderzhka i social'noe obsluzhivanie naselenija Rostovskoj oblasti na 2010 - 2014 gody» za 2013 god». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.donland.ru

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 25.09.2013 № 597 ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rostovskoj oblasti «Social'naja podderzhka grazhdan». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.donland.ru

7. Prozhitochnyj minimum v Rostovskoj oblasti. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www. mintrud.donland. ru

8. Oblastnoj zakon № 165-ZS ot 22.10.2004 «O social'noj podderzhke detstva v Rostovskoj oblasti». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.donland.ru

9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina ot 07.05.2012 № 606 «O merah po realizacii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru

10. Social'nyj otchet upravlenija adresnoj podderzhki naselenija Ministerstva truda i social'nogo razvitija Rostovskoj oblasti. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.mintrud.donland.ru

11. V 2014 godu na zhilishhnye subsidii v Rostovskoj oblasti napravjat 2,45 mlrd. rublej // Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.donland.ru

12. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 25.09.2013 № 586 «Ob utverzhde-nii gosudarstvennoj programmy Rostovskoj oblasti «Sodejstvie zanjatosti naselenija»». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.mintrud.donland.ru

13. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 24.04.2013 № 222 « O Programme pojetapnogo sovershenstvovanija sistemy oplaty truda v gosudarstvennyh uchrezhdenijah Rostovskoj oblasti na 2013-2018 gody». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.donland.ru

14. O rabote Administracii goroda Rostova-na-Donu v 2013 godu // Informacionnyj portal Rostova. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.donnews.ru

15. Srednjaja pensija v Rostovskoj oblasti s 1 aprelja vyrosla na 592 rublja. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://rostov.rbc.ru

16. Velichina prozhitochnogo minimuma. Oficial'nyj portal gorodskoj Dumy i administracii goroda [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.rostov-gorod.ru

17. Postanovlenie Administracii Rostovskoj oblasti ot 15.09.2010 № 184 «Ob utverzhdenii Oblastnoj dolgosrochnoj celevoj programmy «Dostupnaja sreda na 2011-2014 gody»». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.mintrud.donland.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.