Научная статья на тему 'Оценка региональной экономики с помощью показателей муниципальных образований'

Оценка региональной экономики с помощью показателей муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / SYSTEM OF NATIONAL AND INCOME ACCOUNTS / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / GROSS DOMESTIC PRODUCT / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS REGIONAL PRODUCT / ВАЛОВОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS MUNICIPAL PRODUCT / ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / GROSS VALUE ADDED / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPAL ENTITIES / ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ / GROSS MARGIN / ОРГАНЫ СТАТИСТИКИ / STATISTICAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Очкин Олег Александрович, Киященко Татьяна Андреевна

В статье представлен анализ оценки региональной экономики на основании расчетов муниципальных показателей в муниципальных образованиях. Предлагаются конкретные направления совершенствования системы оценки с подключением муниципального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Очкин Олег Александрович, Киященко Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE REGIONAL ECONOMY THROUGH INDICATORS OF MUNICIPALITIES

The article presents an analysis of the regional economy estimates based on calculations of municipal of indicators in the municipalities. We offer concrete ways of improving the evaluation system based on connecting the of municipal level.

Текст научной работы на тему «Оценка региональной экономики с помощью показателей муниципальных образований»

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 19.12.2013 № 783 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Rostovskoj oblasti "Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika"» // Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru/Default.aspx7pageid

11. Postanovlenie Administracii Rostovskoj oblasti ot 12.10.2007 № 399 «O porjadke okazanija gosudarstvennoj podderzhki sub#ektam innovacionnoj dejatel'nosti» // Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru/Default.aspx?

12. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 23.09.2011 №5 (red. ot 19.09.2013) «Ob utverzhdenii Oblastnoj dolgosrochnoj celevoj programmy innovacionnogo razvitija Rostovskoj oblasti na 2012-2015 gody» // Nashe vremja. № 411-416. 05.10.2011.

13. Oficial'nyj sajt Minjekonomrazvitija Rostovskoj oblasti // Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj ] http ://www. mineconomikiro. ru

14. Ezhegodnyj doklad Gubernatora Rostovskoj oblasti «Investicionnyj klimat i investicionnaja politika Rostovskoj oblasti» // Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. Jelektronnyj resurs [Rezhim dostupa: svobodnyj] http://www.donland.ru

15. Bozharenko O.Ju. Povyshenie investicionnoj privlekatel'nosti Rostovskoj oblasti kak osnovy innovacionnoj aktivnosti regiona // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Serija: Obshhestvennye nauki. 2013. № 2 (174). S. 68-71.

УДК 332.036

ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИК И С ПОМОЩЬЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация

В статье представлен анализ оценки региональной экономики на основании расчетов муниципальных показателей в муниципальных образованиях. Предлагаются конкретные направления совершенствования системы оценки с подключением муниципального уровня.

Ключевые слова: система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, валовой муниципальный продукт, валовая добавленная стоимость, муниципальные образования, валовая прибыль, органы статистики.

Валовой региональный продукт (ВРП) показатель СРС (система регионального счетоводства) характеризует объём созданного продукта и оказанных услуг населению конкретной территории (субъекта) с помощью отчётных данных предприятий и организаций по специальной форме статистической отчётности Ф№1-предприятие.

Киященко

Татьяна

Андреевна

Очкин

Олег

Александрович

кандидат экономических наук, профессор, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: ochkin.oleg@mail.ru кандидат экономических наук, докторант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: syxorykovataina@mail.ru

Методически статистика России (Росстат) предоставляет информацию не только об ВРП, но и о региональной значимости ВРП в объёме валового внутреннего продукта (ВВП) и делит все регионы России на дотационные и донорские. Дотации из федерального бюджета получают 70 субъектов России из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности, в них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. Оставшаяся часть регионов - донорские регионы, за счёт которых, по сути, частично проживают дотационные субъекты.

Деление регионов на донарские и дотационные позволила методология СНС и СРС, которая предусмотрела расчёты структуры созданного продукта регионов в объёме ВВП (например, Москва имеет удельный вес ВРП в ВВП страны около 25%). Т.е. Росстат рассчитывает удельные веса каждого региона в общем объёме созданного продукта и показывает значимость этого региона в стране. Такие расчёты отчасти и позволили определять роль региона.

Возможность определения удельного веса региона в общем объёме созданного продукта появилась после того, как стали рассчитывать ВВП через суммирование ВРП. Иными словами, ВВП - это сумма ВРП всех субъектов РФ с некоторыми федеральными досчётами (до 15% ВВП). Годовые расчёты структуры ВВП по ВРП позволяют определять дифференциацию развития регионов и более точно рассчитывать экономическую и социальную политику.

Согласно методике СНС, СРС, для ВВП базовым показателем является ВРП, а для ВРП, в свою очередь, базовыми показателями являются данные предприятий и организаций, которые отчитываются по валовой добавленной стоимости (ВДС) с налогами перед Росстат. По сути, российская статистика забыла, что существует ещё один уровень управления - муниципальный. А ведь именно в муниципальных образованиях (МО) создаётся весь региональный, следовательно и валовой внутренний продукт, поскольку в конечном счёте ВВП - это сумма ВРП с федеральными досчётами, а сам показатель ВРП рассчитывается по данным предприятий муниципального уровня и поэтому является суммой муниципального продукта.

Почему так незаслуженно забывают об истинном источнике создания общественного продукта и оказания услуг в стране? Есть ли возможность в России оценить ВРП и ВВП через муниципальные продукты и определить значимость и структуру созданной стоимости МО в регионах? Ответ может быть однозначный: несмотря на то, что в России региональный продукт рассчитывается с помощью отчётных данных предприятий и организаций, находящихся на территории муниципальных организаций по Ф№1-предприятий, удельный вес самого муниципального образования в регионе в настоящее время определить невозможно.

Следовательно, показатели ВРП субъектов РФ рассчитываются на основании отчётных данных предприятий и организаций юридических лиц по Ф№1-предприятие, а потом эти расчеты переходят к расчётам ВВП (с федеральными досчётами) с использованием двух методически сложно совместимых подходов. Сначала применяется отраслевой принцип расчёта по отчётам предприятий, поскольку первыми расчётами являются расчёты показателя валовой добавленной стоимости (ВДС - 80 % ВРП). Пример такого расчёта по ВДС на основании отчётных данных предприятий и организаций представлен в табл. 1.

Таким образом, на основании данных предприятий и организаций (отраслевой принцип) территориальные органы статистики рассчитывают территориальный показатель: ВДС предприятий и организаций с добавлением чистых налогов становится стоимостным объемом конкретного региона в виде ВРП не только по ОКАВЭД, но и по КИСИ (институциональным секторам).

Представленные расчеты валовой добавленной стоимости по КИСИ нефинансового сектора свидетельствуют о том, что расчеты валовой добавленной стоимости на основании

отчётных данных по Ф.№1-предприятие имеют достаточную информацию для перегруппировки данных и расчётов валового муниципального продукта (ВМП) по муниципальным образованиям, находящимся на муниципальном уровне в МО.

По Ростовской области количество предприятий и организаций - юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность, представлено в табл. 2.

Таблица 1

Расчет валовой добавленной стоимости по Ростовской области за 2012 гг. по сектору нефинансовых корпораций

Всего продук-

ции и услуг

Всего товаров и услуг 989 602 858

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство A 01 - 02 70 387 627

Рыболовство, рыбоводство B 05 1 005 787

Добыча полезных ископаемых C 10 - 14 13 110 488

Обрабатывающие производства D 15 - 39 374 443 208

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды E 40 - 41 84 833 016

Строительство F 45 100 008 702

Оптовая и розничная торговля; ремонт ав-

тотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного поль- G 50 - 52 132 935 662

зования

Гостиницы и рестораны H 55 10 330 457

Транспорт и связь I 60 - 64 113 674 927

Финансовая деятельность J 65 - 67 727 639

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг K 70 - 74 67 202 690

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное L 75 0

социальное страхование

Образование M 80 5 778 485

Здравоохранение и предоставление соци- N 85 6 519 937

альных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг O 90 - 93 8 644 233

Деятельность домашних хозяйств P 95 0

Промежуточное потребление 542 442 074

Валовая добавленная стоимость в основ- 447 160 784

ных ценах

Таблица 2

Количество предприятий-юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность в Ростовской области

Наименование Юридические лица (кол-во)

всего из них осуществляющие деятельность

Муниципальные образования Ростовской области 38011 34447

Городские округа Ростовской области 28292 25843

Муниципальные районы Ростовской области 9719 8604

*Таблица составлена автором по данным Ростовстата

Из табл. 2 видно, что в Ростовской области предприятий и организаций - юридических лиц муниципальных образований 34447 единиц. Именно эти предприятия через МО создают региональный продукт. Следовательно, МО - главный территориальный орган, где образуется исходный продукт для расчета ВРП и впоследствии и ВВП. Оценивать созданный общий продукт без этого органа, по меньшей мере, неблагоразумно. Для того, чтобы присоединить муниципальный уровень к общей оценке в СНС аналогично расчётов ВВП на основании ВРП и необходимо изменить программу расчётов в Росстат и объединять стоимость созданного продукта сначала на муниципальном уровне, а потом и на региональном. Для этого необходимо изменить систему расчётов.

На схеме 1 представлены возможные варианты расчетов ВРП и ВВП.

В настоящее время методика расчета ВРП выглядит следующим образом:

Первый вариант. ВРП рассчитывается в настоящее время напрямую по отчётным данным Ф№1-предприятие, минуя муниципальный уровень, и сразу от отраслевого принципа переходит к территориальному. В этом случае исключается расчёты структуры МО и расчёты дифференциации развития муниципальных образований.

Второй вариант (предложенный нами). Имеющиеся данные по Ф№1-предприятие используются по другому назначению и на основании этих данных по ВДС с налогами первоначально рассчитываются ВМП по МО. Для этого необходимо изменить систему программирования в территориальных органах статистики и первоначально суммировать объём ВМП по всем муниципальным образованиям. Впоследствии для расчётов ВРП необходимо суммировать не отчётные данные предприятий и организаций, а рассчитывать ВРП по сумме ВМП.

Третий вариант (также предложенный нами, но более дорогостоящий). Рассчитывать ВМП следует не в территориальных органах, а в созданных кустовых организациях муниципальной статистики, объединяющих 20-25 МО по принципу независимых организаций статистики, функционирующих на Западе. Преимущества и недостатки предложенных вариантов расчётов ВРП.

Главный недостаток существующих расчётов ВРП через Ф№1- предприятие заключается в том, что такая методика расчётов не позволяет рассчитать структуру ВРП по МО, следовательно, и дифференцировать уровень развития МО.

Применение отраслевого и территориального принципа не позволяет объединить всю систему оценки результатов экономической деятельности страны. Предложенные варианты решают указанные недостатки и самое главное - можно организовать анализ структуры регионального продукта по муниципальным образованиям и точно знать, сколько создано стоимостного продукта каждым муниципальным образованиям в регионе.

Федеральный уровень

1 2 3

Расчеты ВВП федерального уровня методом суммирования ВДС региональной экономики или посредствам корректировки ВВП - прошлого года по темпам роста или с помощью индексов дефляторов

Расчеты ВВП осуществляются на основании суммирования ВРП. В свою очередь, ВРП рассчитывается по ВМП МО, по данным Ф № 1 - предприятие рассчитывается ВМП в самих МО или в Росстат

Использовать организацию расчетов ВВП из предлагаемой системы

1 7 2 ч/ \ ч/ 7

Региональный уровень

1 2 3

Расчеты ВРП на основании отчетных данных Ф№1-предприятие или посредствам распределения ВРП по регионам методом сверху вниз

1

К ^

Расчеты ВРП производятся только на основании суммирования ВМП по МО. ВМП рассчитывается по данным Ф№1-предприятие

2

Использовать организацию расчетов ВРП из предлагаемой системы

Муниципальный уровень

1 2 3

Результаты стоимостной оценки по МО не фиксируются.

МО не знает своих объемов произведенного продукта. Мониторинг МО осуществляется только по социальным показателям

Осуществить перегруппировку данных по отчетам Ф №1-предприятие просуммировав ВМП по каждому МО и классифицировать эти данные по территориальному признаку

Расчеты ВМП производить не в МО (кусковых центрах), а в территориальном органе статистики, перегруппировав данные по Ф №1-предприятие

3

Схема 1. Несколько способов расчета ВВП, ВРП с подключением муниципального уровня [1]

Литература

1. Киященко Т.А. Особенности современной региональной оценки валового регионального продукта в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. М.: Информсервис, 2014. 228 с.

Ochkin Oleg Aleksandrovich, Candidate of economic sciences, Professor, the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ochkin.oleg@mail.ru.

Kiyashchenko Tatyana Andreevna, Candidate of economic sciences, Doctorant, the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: syxorykovataina@mail.ru.

EVALUATION OF THE REGIONAL ECONOMY THROUGH INDICATORS OF MUNICIPALITIES

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents an analysis of the regional economy estimates based on calculations of municipal of indicators in the municipalities. We offer concrete ways of improving the evaluation system based on connecting the of municipal level.

Keywords: System of National and Income Accounts, gross domestic product, gross regional product, gross municipal product, gross value added, municipal entities, gross margin, statistical authorities.

References

1. Kijashhenko T.A. Osobennosti sovremennoj regional'noj ocenki valovogo regional'nogo produkta v Rossijskoj Federacii // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. M.: Informservis, 2014. 228 s.

УДК 334

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Гончарова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Ольга и предпринимательства,

Юрьевна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: ojug2011@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются сущность и содержание взаимодействия власти и малого предпринимательства, факторы и условия повышения его эффективности на региональном уровне.

Ключевые слова: малое предпринимательство, публичное управление, взаимодействие власти и бизнеса на региональном уровне.

В современных условиях, отличающихся нестабильностью мировой и российской экономики, в государственных структурах, предпринимательском и научном сообществах идет активный, весьма сложный поиск путей повышения эффективности экономики, совершенствования государственного (публичного) управления экономикой, развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.