Научная статья на тему 'ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самойлова Карина Николаевна, Такмазян Аида Самвеловна

Цель работы. Объективные экономические трудности, вызванные новыми экономическими условиями, обусловили необходимость реализации антикризисных мер, направленных на поддержку как экономической деятельности, особенно малого и среднего предпринимательства, так и определенных категорий граждан. В статье рассмотрены вопросы финансирования мер, направленных на сглаживание последствий пандемии COVID-19. Метод или методология проведения работы. В процессе исследования применялся системный подход, основанный на общих принципах и методах научного анализа. В основе данной работы лежат нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы финансового обеспечения антикризисных мер в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Результаты. Социальные и экономические последствия пандемии новой коронавирусной инфекции потребовали беспрецедентных действий как мирового сообщества в целом, так и отдельных государств. Вместе с тем качественную оценку реализуемых мер государственной финансовой поддержки дать достаточно сложно, так как объемы экономического ущерба и на уровне отдельных территорий, и государства в целом сложно прогнозировать по причине неопределенных сроков продолжительности ограничительных мероприятий. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в процессе реализации антикризисных мер в условиях эпидемиологической угрозы, а также гражданами, имеющими право на поддержку. Выводы. Рассмотренные в статье меры поддержки направлены на нивелирование экономических и социальных последствий пандемии новой коронавирусной инфекции. Эти последствия проявились в растущей безработице, падении доходов населения, сокращении рабочих мест, что потребовало как разработанной комплексной системы государственных мероприятий, так и соответствующего финансового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самойлова Карина Николаевна, Такмазян Аида Самвеловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT OF ANTI-CRISIS MEASURES IN THE CONDITIONS OF PANDEMIC CORONAVIRUS INFECTION

The purpose of the work. Objective economic difficulties caused by the new economic conditions made it necessary to implement anti-crisis measures aimed at supporting both economic activity, especially small and medium-sized businesses, and certain categories of citizens. The article deals with the issues of financing measures aimed at mitigating the consequences of the COVID-19 pandemic. The method or methodology of the work. A systematic approach based on the general principles and methods of scientific analysis was used in the research process. This work is based on the normative legal acts regulating the issues of financial support of anti-crisis measures in the context of the coronavirus pandemic. Results. The social and economic consequences of the new coronavirus pandemic have required unprecedented action by both the global community as a whole and individual States. At the same time, it is quite difficult to give a qualitative assessment of the implemented measures of state financial support, since the volume of economic damage both at the level of individual territories and the state as a whole is difficult to predict due to the indefinite duration of restrictive measures. The scope of the results. The results of the study can be used by the state authorities and the administration of the subjects of the Russian Federation in the process of implementing anti-crisis measures in the context of an epidemiological threat, as well as by citizens who have the right to support. Conclusions. The support measures discussed in the article are aimed at leveling the economic and social consequences of the new coronavirus pandemic. These consequences were manifested in growing unemployment, falling incomes of the population, and job losses, which required both a developed comprehensive system of state measures and appropriate financial support.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

УДК 336.13 САМОЙЛОВА КАРИНА НИКОЛАЕВ-

НА

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

e-mail: [email protected]

ТАКМАЗЯНАИДА САМВЕЛОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

e-mail: [email protected]

D0l:10.26726/1812-7096-2020-12-135-140 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Аннотация. Цель работы. Объективные экономические трудности, вызванные новыми экономическими условиями, обусловили необходимость реализации антикризисных мер, направленных на поддержку как экономической деятельности, особенно малого и среднего предпринимательства, так и определенных категорий граждан. В статье рассмотрены вопросы финансирования мер, направленных на сглаживание последствий пандемии COVID-19. Метод или методология проведения работы. В процессе исследования применялся системный подход, основанный на общих принципах и методах научного анализа. В основе данной работы лежат нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы финансового обеспечения антикризисных мер в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Результаты. Социальные и экономические последствия пандемии новой коронавирус-ной инфекции потребовали беспрецедентных действий как мирового сообщества в целом, так и отдельных государств. Вместе с тем качественную оценку реализуемых мер государственной финансовой поддержки дать достаточно сложно, так как объемы экономического ущерба и на уровне отдельных территорий, и государства в целом сложно прогнозировать по причине неопределенных сроков продолжительности ограничительных мероприятий. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в процессе реализации антикризисных мер в условиях эпидемиологической угрозы, а также гражданами, имеющими право на поддержку. Выводы. Рассмотренные в статье меры поддержки направлены на нивелирование экономических и социальных последствий пандемии новой коронавирусной инфекции. Эти последствия проявились в растущей безработице, падении доходов населения, сокращении рабочих мест, что потребовало как разработанной комплексной системы государственных мероприятий, так и соответствующего финансового обеспечения.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, малое и среднее предпринимательство, социальная защита населения, пандемия коронавирусной инфекции._

SAMOILOVA KARINA NIKOLAEVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Finance, Rostov State University of Economics (RINH) e-mail: [email protected]

TAKMAZYANAIDA SAMVELOVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Finance, Rostov State University of Economics (RINH) e-mail: [email protected]

FINANCIAL SUPPORT OF ANTI-CRISIS MEASURES IN THE CONDITIONS OF PANDEMIC CORONAVIRUS INFECTION

Abstract. The purpose of the work. Objective economic difficulties caused by the new economic conditions made it necessary to implement anti-crisis measures aimed at supporting both economic activity, especially small and medium-sized businesses, and certain categories of citizens. The article deals with the issues of financing measures aimed at mitigating the consequences of the COVID-19 pandemic. The method or methodology of the work. A systematic approach based on the general principles and methods of scientific analysis was used in the research process. This work is based on the normative legal acts regulating the issues of financial support of anti-crisis measures in the context of the coronavirus pandemic. Results. The social and economic consequences of the new coronavirus pandemic have required unprecedented action by both the global community as a whole and individual States. At the same time, it is quite difficult to give a qualitative assessment of the implemented measures of state financial support, since the volume of economic damage both at the level of individual territories and the state as a whole is difficult to predict due to the indefinite duration of restrictive measures. The scope of the results. The results of the study can be used by the state authorities and the administration of the subjects of the Russian Federation in the process of implementing anti-crisis measures in the context of an epidemiological threat, as well as by citizens who have the right to support. Conclusions. The support measures discussed in the article are aimed at leveling the economic and social consequences of the new coronavirus pandemic. These consequences were manifested in growing unemployment, falling incomes of the population, and job losses, which required both a developed comprehensive system of state measures and appropriate financial support.

Keywords: financial support, small and medium-sized businesses, social protection of the popu-

Введение. Кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции, затронул практически все сферы жизни современного общества и все слои населения. К наиболее уязвимым социальным группам можно отнести пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц с доходами на уровне и ниже прожиточного минимума, семьи с детьми, безработных.

Международной организацией труда для уменьшения негативных последствий коронави-русной инфекции для наиболее уязвимых членов общества определены следующие направления:

- стимулирование экономики и создание рабочих мест (включая активную фискальную политику, кредитование и финансовую поддержку отдельных секторов, включая здравоохранение);

- поддержка предприятий, обеспечивающих занятость и доходы населения (расширение мероприятий социальной защиты, осуществление мер по поддержке занятости);

- защита работников на рабочем месте (усиление меры по охране труда, применение удаленного формата работы, равный доступ к здравоохранению для всех);

- развитие социального диалога между правительством, работодателями и работниками для поиска решений [5].

Национальной аспект применения данных мероприятий весьма различен. В целях нивелирования негативных последствий ограничительного режима, вызванного распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19, мировым сообществом предпринимается комплекс мер социально-экономической поддержки. Ограничения экономической деятельности вследствие пандемии нанесли существенный ущерб экономикам всех стран, что в дальнейшем внесло коррективы в их финансовую и социальную политику. В то же время государства по всему миру принимают масштабные меры поддержки различных групп и слоев населения в первую очередь наиболее уязвимым перед эпидемиологической угрозой.

Материалы и методы исследования. Информационной базой выполненного исследования явились открытые данные Правительства Российской Федерации и Ростовской области. В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные методы познания: системный логико-смысловой анализ, сравнение, синтез теоретических и практических материалов, позволившие проанализировать и систематизировать антикризисные меры в

условиях эпидемиологической угрозы как на федеральном, так и на региональном уровне.

К основным видам помощи относятся выплата социальных пособий, поддержка занятости, льготное медицинское обслуживание, создание условий для снижения риска заражения инфекцией.

В наименее развитых странах основная проблема, которую должно решить правительство, - это обеспечение доступным питанием наиболее уязвимых групп населения, которые лишились источников дохода, а также доступа к медицинскому обслуживанию.

Рис. 1. Финансовое обеспечение антикризисных мер в разных странах (в процентах к ВВП) [15].

Финансовое обеспечение антикризисных мер, по данным Рейтингового агентства «Эксперт РА», в разных странах составляет от 3 до 16 % от ВВП в европейских странах, около 3 % - в

Рис. 2. Основные направления финансового обеспечения антикризисных мер в разных странах (в процентах к ВВП) [15].

Лидером среди стран Европы по объемам финансового обеспечения антикризисных мер является Швеция.

Результаты. Рассмотрим направления финансового обеспечения антикризисных мер в условиях пандемии. Объективные экономические трудности, обусловившие необходимость поддержки бизнеса и граждан, потребовали грамотного и оперативного перераспределения

всех финансовых ресурсов [3, 6, 17, 18]. В Российской Федерации, как и большинстве стран, пакет мер направлен главным образом но помощь малому бизнесу, домохозяйствам (социальная защита) и поддержку здравоохранения.

В РФ к основным мерам господдержки бизнеса и граждан в период пандемии COVID-19 относятся:

- перенос сроков уплаты налогов и взносов;

- поддержка микропредприятий;

- отсрочка по уплате кредитов;

- мораторий на банкротство;

- снижение ставок страховых взносов;

- беспроцентные займы на выплату заработной платы;

- прямая безвозмездная финансовая помощь;

- отсрочка по уплате арендных платежей;

- мораторий на проверку бизнеса и другие [11].

Для минимизации негативного воздействия коронавирусной инфекции в РФ сохранены действовавшие ранее налоговые льготы и преференции для бизнеса. Кроме того, они дополнены важной мерой - снижением ставок по всем специальным налоговым режимам для наиболее пострадавших отраслей экономики в течение 2020 года. Результатом будет уменьшение объемов налоговых платежей и, соответственно, налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Так, в пакете мероприятий по поддержке малого бизнеса предусмотрены:

- предоставление отсрочек малому и среднему бизнесу (410 млрд руб.);

- предоставление широкого сектора налоговых льгот (в частности, по оплате страховых взносов - 285-350 млрд рублей);

- прямая помощь, направленная на сохранение рабочих мест (122 млрд руб.) [1, 10, 12].

Поддержка здравоохранения включает:

- увеличение коечного фонда инфекционного профиля (36,9 млрд руб.);

- оснащение больниц медицинским оборудованием, необходимым для лечения COVID-19 (22,5 млрд руб.);

- выплаты медицинским работникам (59,2 млрд руб.);

- исследование вируса COVID-19 и разработка вакцины (например, только центру имени Гамалеи было выделено более 2 млрд руб.) [13].

Социальная поддержка населения осуществляется в основном с помощью прямых выплат:

- семьям с детьми (64,7 млрд руб.);

- пожилым людям (42,4 млрд руб.);

- безработным (33,4 млрд руб.) [11].

Аналогичные меры принимаются в каждом субъекте РФ. Источником финансового обеспечения данных мер являются средства региональных бюджетов. Бюджет Ростовской области из -за пандемии COVID-19 недополучил 5,3 млрд рублей. На бюджет оказало влияние падение налоговых и неналоговых доходов из-за снижения деловой активности в регионе. Часть недополученных финансовых ресурсов компенсируют транши из федерального бюджета, которые уже выделены регионам (100 млрд рублей), из которых Ростовская область получила 1,7 млрд рублей. По прогнозам министерства финансов Ростовской области, региональный бюджет из-за пандемии потеряет от 17 до 21 млрд рублей [8, 12].

В Ростовской области для предпринимателей снижены налоговые ставки на имущество организаций, осуществляется мораторий на аренду регионального и муниципального имущества, действует запрет на надзорные проверки бизнеса, реструктуризировано почти 13 тысяч действующих банковских займов предпринимателей, выдано беспроцентных кредитов на выплату зарплат на сумму 1,2 млрд рублей [2, 16].

Одним из ключевых приоритетов работы региональной власти остается поддержка малого и среднего предпринимательства, на которую из областного бюджета в период пандемии было выделено свыше 440 млн рублей. Донской бизнес активно воспользовался предложенными формами поддержки [2, 14]. Так, в текущем году снижением ставок по страховым взносам на

фонд оплаты труда воспользуются 12 тысяч предпринимателей, отсрочкой по уплате страховых взносов - около 50 тысяч, субсидиями в размере 1 МРОТ - 46,7 тысячи бизнесменов, максимальным снижением ставки по специальным налоговым режимам - упрощенной системе налогообложения и патентам - около 34 тысяч. Данные меры реализованы с помощью современных цифровых сервисов и в удобной дистанционной форме [16]. Ключевые же параметры дальнейших мер социально-экономической поддержки должны быть синхронизированы с бюджетным планом на предстоящий трехлетний период.

Выводы. Пандемия СОУГО-19 внесла достаточно серьезные коррективы в экономику стран и их регионов. Органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях разработаны и реализуются меры, направленные на преодоление последствий пандемии. Вместе с тем отметим, что качественную оценку масштабов экономического

Литература

1. Богославцева Л. В. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии //Право, экономика и управление: актуальные вопросы // сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии. Чебоксары, 2020. - С. 96-100.

2. Бюджетное послание губернатора Ростовской области В. Ю. Голубева от 26.08.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.donland.ru /governor/speech/295/, свободный. -Загл. с экрана.

3. Вовченко Н. Г., Сопченко А. А. Меры поддержки финансового сектора, компаний и населения в целях предотвращения системных рисков и смягчения экономических последствий пандемии COVlD-19 // Современные проблемы экономики, права и бизнеса посткоронавирусного кризиса: сборник научных трудов Международной научно-практической онлайн-конференции - Москва: Знание-М, 2020. - С. 140 -147.

4. Дайджест «Социальные последствия пандемии COVlD-19 и инклюзивность». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru /upload/pdf /Covid-19-inclusion.pdf свободный. - Загл. с экрана.

5. Данные официального сайта МОТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // unrussia.ru>ги/ agencies...organizatsiya-truda-mot, свободный. - Загл. с экрана.

6. Иванова О. Б., Костоглодова Е. Д. Меры бюджетной консолидации в условиях пандемии коронави-русной инфекции // Современные проблемы экономики, права и бизнеса посткоронавирусного кризиса: сборник научных трудов Международной научно-практической онлайн-конференции. - Москва: Знание -М, 2020. - С. 174-179 .

7. Информационно-аналитический сборник: Пандемия COVlD-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.viniti.ru/docs/covid-l9/sbornik.covid-19.04_2020.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

8. Карепина О. И. Региональный аспект сбалансированности бюджетов //Аудит. - 2020. - № 6. - С. 46 -48.

9. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/support_measures/, свободный. - Загл. с экрана.

10. О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции. [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

11. Основные меры государственной поддержки бизнеса и граждан в период пандемии COVlD-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/77398919/paragraph/138:0, свободный. - Загл. с экрана.

12. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://donland.ru, свободный. - Загл. с экрана.

13. Официальный сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. Режим доступа: //https://raexpert.ru/researches/national_project_2020, свободный. - Загл. с экрана.

14. Распоряжение губернатора Ростовской области от 04.04.2020 № 73 (редакция от 7 окт. 2020 г.) «Об утверждении Плана мероприятий по поддержке населения Ростовской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVlD-19)». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.donland.ru>documents/11653/, свободный. - Загл. с экрана.

15. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» «Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/national_project_2020/, свободный. - Загл. с экрана.

16. Ростовская область: меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции (по состоянию на 13.08.2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// mineconomikiro.donland.ru /documents/active/41824/, свободный. - Загл. с экрана.

17. Самойлова К. Н., Такмазян А. С., Рукина С. Н. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» как инструмент популяризации предпринимательской деятельности в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 10 (108). - С. 195-201.

18. Самойлова К. Н., Такмазян А. С., Рукина С. Н., Герасимова К. А. Инвестиционная привлекательность региона как результат государственной поддержки инвестиционной деятельности // Регио-

нальные проблемы преобразования экономики. - 2020. - № 7 (117).

19. Dzyuba L. M., Fedorenko N. V., Fedorenko Yu. V., Hegetova S. E., Korolenko I. I., Kuzmenko O. V. State Support Measures for the Russian Economy in Connection with Coronavirus Infection // International Journal of Economics and Business Administration. Vol. VIII, Issue 4, 719-724, 2020.

20. Samoylova K. N., Muzaev M. Z., Rukina S. N., Denisova I. P., Takmazyan A. S. Regional Investment Policy in The Context of Economic Growth, Employment and Income of the Population // International Journal of Economics and Business Administration, Volume VIII, Issue 4, 691-699, 2020.

References:

1. Bogoslavceva L. V. Napravleniya finansovoj podderzhki malogo i srednego biznesa v usloviyah pandemii // Pravo, ekonomika i upravlenie: aktual'nye voprosy // sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. BOU VO «CHuvashskij gosudarstvennyj institut kul'tury i iskusstv» Minkul'tury CHuvashii. CHeboksary, 2020. - S. 96-100.

2. Byudzhetnoe poslanie gubernatora Rostovskoj oblasti V. YU. Golubeva ot 26.08.2020. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.donland.ru /governor/speech/295/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Vovchenko N. G., Sopchenko A. A. Mery podderzhki fnansovogo sektora, kompanij i naseleniya v celyah predotvrashcheniya sistemnyh riskov i smyagcheniya ekonomicheskih posledstvij pandemii COVID-19 // Sov-remennye problemy ekonomiki, prava i biznesa postkoronavirusnogo krizisa: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii - Moskva: Znanie-M, 2020. - S. 140-14 7.

4. Dajdzhest «Social'nye posledstviya pandemii COVID-19 i inklyuzivnost'». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ach.gov.ru /upload/pdf/Covid- 19-inclusion.pdf, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Dannye oficial'nogo sajta MOT. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https: // unrussia.ru>ru/agencies... organizatsiya-truda-mot, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

6. Ivanova O. B., Kostoglodova E. D. Mery byudzhetnoj konsolidacii v usloviyah pandemii koronavirusnoj in-fekcii // Sovremennye problemy ekonomiki, prava i biznesa postkoronavirusnogo krizisa: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii. - Moskva: Znanie-M, 2020. - S. 174-179 .

7. Informacionno-analiticheskij sbornik: Pandemiya COVID-19. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.viniti.ru/docs/covid-19/sbornik.covid-19.04_2020.pdf svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

8. Karepina O. I. Regional'nyj aspekt sbalansirovannosti byudzhetov //Audit. - 2020. - № 6. - S. 46-48.

9. Mery Pravitel'stva RF po bor'be s koronavirusnoj infekciej i podderzhke ekonomiki. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/support_measures/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. O podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii v usloviyah izmenivshejsya ekonomicheskoj situacii, vyzvannoj rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Osnovnye mery gosudarstvennoj podderzhki biznesa i grazhdan v period pandemii COVID-19. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/document/77398919/paragraph/138:0, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

12. Oficial'nyj portal Pravitel'stva Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// don-land.ru, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

13. Oficial'nyj sajt Rejtingovogo agentstva «Ekspert RA». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: //https:// raexpert.ru/researches/national_project_2020, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

14. Rasporyazhenie gubernatora Rostovskoj oblasti ot 04.04.2020 № 73 (redakciya ot 7 okt. 2020 g.) «Ob ut-verzhdenii Plana meropriyatij po podderzhke naseleniya Rostovskoj oblasti v usloviyah rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)». [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https:// www.donland.ru>documents/11653/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

15. Rejtingovoe agentstvo «Ekspert RA» «Nacional'nye proekty: ozhidaniya, rezul'taty, perspektivy». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://raexpert.ru/researches/national_project_2020/, svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Rostovskaya oblast': mery podderzhki biznesa dlya preodoleniya posledstvij novoj koronavirusnoj infekcii (po sostoyaniyu na 13.08.2020). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://mineconomikiro.donland.ru / documents/active/41824/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

17. Samojlova K. N., Takmazyan A. S., Rukina S. N. Nacional'nyj proekt «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noj predprinimatel'skoj iniciativy» kak instrument populyarizacii predprinimatel'skoj deyatel'nosti v regione // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2019. - № 10 (108). - S. 195201.

18. Samojlova K. N., Takmazyan A. S., Rukina S. N., Gerasimova K. A. Investicionnaya privlekatel'nost' re-giona kak rezul'tat gosudarstvennoj podderzhki investicionnoj deyatel'nosti //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2020. - № 7 (117).

19. Dzyuba L. M., Fedorenko N. V., Fedorenko Yu. V., Hegetova S. E., Korolenko I. I., Kuzmenko O. V. State Support Measures for the Russian Economy in Connection with Coronavirus Infection // International Journal of Economics and Business Administration. Vol. VIII, Issue 4, 719-724, 2020.

20. Samoylova K. N., Muzaev M. Z., Rukina S. N., Denisova I. P., Takmazyan A. S. Regional Investment Policy in The Context of Economic Growth, Employment and Income of the Population // International Journal of Economics and Business Administration, Volume VIII, Issue 4, 691-699, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.