Транспорт
УДК 656.078 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
аспирант кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
e-mail: [email protected]
D0l:10.26726/1812-7096-2021 -2-48-58 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ ШВЕЙЦАРИИ В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ЦЮРИХ-КЛОТЕН,
ЖЕНЕВА, БАЗЕЛЬ-МЮЛУЗ
Аннотация. Цель работы: фундаментальной целью проводимого исследования стал анализ деятельности международных аэропортов Швейцарии (Цюрих —Клотен, Женева и Базель-Мюлуз). В условиях кризиса 2020 года, обусловленного негативным влиянием пандемии COVID-19, произошло рекордное снижение авиационного трафика и, как следствие, падение пассажиропотока. Кризис на рынке авиаперевозок, обусловленный введением временных ограничительных и запретительных мер, стал крупнейшим за всю историю развития гражданской авиации. Методология и методы проведения работы. В статье представлена карта аэропортов Швейцарии, позволяющая сделать вывод о том, что Швейцария является государством с развитой сетью аэропортов. Приведенные статистические данные авиационного трафика и пассажиропотока трех международных аэропортов демонстрируют динамику роста и развития рынка авиаперевозок Швейцарии. Детальный анализ авиационного трафика за 2019—2020 годы позволяет оценить влияние пандемии COVID-19 на падение пассажиропотока аэропортов. Материалами для проведения исследования стали статистические данные и аналитические источники на французском и немецком языках, ранее не переводимые на русский язык и не представленные в трудах российских исследователей. Результаты. Результатом проведенного исследования стала оценка влияния пандемии COVID-19 на рынок пассажирских авиаперевозок Швейцарии. Спад авиационного трафика и, как следствие, падение пассажиропотока в 2020 году превысили показатель 60 %, что более чем в 6 раз превосходит показатель кризиса 2008 года на европейском рынке пассажирских авиаперевозок. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития российских региональных аэропортов в условиях преодоления кризиса 2020 года, а также российскими авиакомпаниями, осуществляющими регулярное авиасообщение между Российской Федерацией и Швейцарией. Выводы. Результатом преодоления кризиса 2020 года, вызванного негативным влиянием пандемии COVID-19, может стать усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети международных аэропортов Швейцарии. Доля пассажиропотока бюджетных авиакомпаний в структуре аэропортов Цюрих-Клотен, Женева, Базель-Мюлуз может превысить 50 % в перспективе 2021—2022 годов. Ключевые слова: аэропорты Швейцарии, региональные аэропорты, региональные авиаперевозки, рынок авиаперевозок, антикризисное управление.
RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH
Postgraduate Student of the Department of Entrepreneurship and Logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow),
e-mail: [email protected]
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SWISS AIRPORTS IN THE CONDITIONS OF MACROECONOMIC INSTABILITY: ZURICH-KLOTEN, GENEVA, BASEL-MULHOUSE
Abstract. The fundamental purpose of the research was to analyze the activities of the interna-
tional airports of Switzerland (Zurich —Kloten, Geneva and Basel-Mulhouse). In the context of the crisis of 2020, due to the negative impact of the COVID-19 pandemic, there was a record decline in aviation traffic and, as a result, a drop in passenger traffic. The crisis in the air transportation market, caused by the introduction of temporary restrictive and prohibitive measures, has become the largest in the history of the development of civil aviation. Methodology and methods of work. The article presents a map of airports in Switzerland, which allows us to conclude that Switzerland is a state with a developed network of airports. These statistics on air traffic and passenger traffic at the three international airports demonstrate the dynamics of growth and development of the Swiss air transport market. A detailed analysis of aviation traffic for 2019-2020 allows us to assess the impact of the COVID-19 pandemic on the decline in airport passenger traffic. The materials for the study were statistical data and analytical sources in French and German, which were not previously translated into Russian and were not presented in the works of Russian researchers. Results. The result of the study was an assessment of the impact of the COVID-19 pandemic on the Swiss passenger air transport market. The decline in air traffic and, as a result, the drop in passenger traffic in 2020 exceeded the figure of 60 %, which is more than 6 times higher than the indicator of the 2008 crisis in the European passenger air transport market. The scope of the results. The results of the study can be applied in the development of a strategy for the development of Russian regional airports in the context of overcoming the crisis in 2020, as well as by Russian airlines operating regular flights between the Russian Federation and Switzerland. Conclusions. The result of overcoming the crisis of 2020 caused by the negative impact of the COVID-19 pandemic may be the strengthening of the role and influence of budget airlines in the structure of the route network of international airports in Switzerland. The share of passenger traffic of budget airlines in the structure of airports Zurich-Kloten, Geneva, Basel-Mulhouse may exceed 50 % in the future 2021-2022.
Keywords: Swiss airports, regional airports, regional air transportation, air transportation market, crisis management.
Введение. Швейцарская конфедерация занимает особое место в структуре экономической системы Европы. Располагая незначительной по площади территорией, государство имеет один из самых высоких показателей уровня и качества жизни населения. ВВП Швейцарии за 2020 год составил 707 млрд долл. США, что является достаточно высоким показателем (рост + 0,43% к показателю 2019 года) и более 81 тыс. долл. США из расчета на душу населения [9]. Население Швейцарской Конфедерации по состоянию на 2020 год составляло 8 847 020, или всего 0,11% населения Земли [5]. Швейцария не входит в состав государств-участников Европейского союза, но является государством, входящим в состав Шенгенского соглашения 1985 года. Таким образом, граждане Европейского союза имеют возможность беспрепятственного пересечения границы и временного пребывания на территории Швейцарии без оформления разрешительных документов.
Благодаря развитой экономике и благоприятному налоговому режиму, минимальному уровню преступности и коррупции, Швейцария является государством с наибольшим количеством зарегистрированных транснациональных корпораций на территории Европы. Швейцарские банки «Credit Swiss» и «UBS» являются старейшими финансовыми институтами Европы со стабильно высокими темпами роста и развития. Среди крупнейших транснациональных корпораций, зарегистрированных на территории Швейцарской Конфедерации, следует указать: Nestle, Novartis, Hoffman La Roche, Glencore International, ABB, Holcim, Richemont, Wol-celey, Transocean, Geberit, Coca-Cola HBC и др. [3].
Швейцария является европейским деловым центром. Туристическая сфера страны имеет устойчивое развитие. В докризисный 2019 год Швейцарию посетило более 1,5 млн зарубежных туристов (без учета делового туризма), что можно считать низким показателем по сравнению с другими европейскими странами. Так, к примеру, в 2019 году Францию посетило свыше 90 млн туристов, Испанию - более 83 млн иностранцев, а Италию - более 64 млн человек [8]. Значительную часть пассажиров, пребывающих в Швейцарию, составляют граждане стран ЕС и Великобритании, находящиеся в краткосрочной рабочей командировке, а также граж-
дане Швейцарии, временно пребывающие с территории государств ЕС. Так как Европейский союз для Швейцарии является ведущим торговым партнером, доступность и развитость авиасообщения являются важным фактором развития и укрепления экономического взаимодействия.
На территории Швейцарской Конфедерации расположены три международных аэропорта: Цюрих-Клотен, Женева, Базель-Мюлуз (рисунок 1). Аэропорт Женевы расположен на границе Швейцарии и Франции, а аэропорт Базель-Мюлуз на территории Франции. Пассажирами обоих аэропортов являются как граждане Швейцарии, так и граждане близлежащих регионов Франции. Помимо этого, на территории Швейцарии расположена разветвленная сеть региональных аэропортов, способных осуществлять обслуживание бизнес-джетов и региональных
Рис. 1. Карта аэропортов Швейцарии (2021 год).
Источник: крупнейшие компании Швейцарии, предприятия [3].
Методы исследования. Проблемам развития аэропортов в условиях преодоления макроэкономической нестабильности посвящены труды российских и зарубежных ученых. В статье Мальцева А. А., Матвеева А. В. «Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста» [8] авторы дают заключение тому, что развитие направления бюджетных авиаперевозок является важным фактором роста и развития рынка пассажирских авиаперевозок в условиях преодоления кризиса. Авторами приведены статистические данные преодоления кризиса 2008 года и динамики роста и развития российского и мирового рынка в посткризисный период. В статье Пархимовича А. В. «Некоторые аспекты рынка авиационных услуг» [4] автор констатирует, что высокие темпы роста и развития мирового рынка пассажирских авиаперевозок обусловлены фактором доступности авиаперелета для граждан развитых и развивающихся государств. На этапе становления рынка, в период с 1950 по 1980 год, стоимость авиаперелета была значительно выше ввиду неразвитой конкуренции на рынке. С появлением бюджетных авиакомпаний конкуренция усилилась, стоимость авиаперелета сравнялась (или стала значительно ниже) стоимости билетов на железнодорожном транспорте. Демпинг на рынке, по заключению автора, может привести к банкротству авиакомпаний, что,
в свою очередь, станет причиной кризисного явления на рынке.
Важно отметить, что бюджетные авиакомпании не применяют технологию демпинга. Более низкая стоимость авиабилетов бюджетных авиакомпаний по сравнению с классическими перевозчиками достигается благодаря снижению операционных затрат (воздушные суда одной модификации, одноклассовая компоновка салона воздушного судна, платное питание на борту, платный провоз регистрируемого багажа).
В статье Алимовой И. О. и Цунаевой Е. Ю. «Повышение инвестиционной привлекательности российских аэропортов» [2] авторы на примере анализа российского рынка пассажирских авиаперевозок делают вывод о том, что в условиях макроэкономической нестабильности и снижения пассажиропотока, региональные аэропорты сталкиваются с проблемой инвестиционной привлекательности. Авторы исследования подчеркивают особую роль государственной поддержки аэропортов как эффективного инструмента в преодолении кризиса. В статье Абильпатта Е. и Каировой Ш. Г. «Проблемы развития авиатранспортной системы в Республике Казахстан (на примере авиакомпании "Air Astana")» [1] авторы проводят системное исследование рынка пассажирских авиаперевозок Республики Казахстан. В результате исследования даны рекомендации о необходимости расширения маршрутной сети национальной авиакомпании «Air Astana» с целью развития внутренней и международной маршрутной сети и укрепления ее на региональном рынке пассажирских авиаперевозок.
Выбор темы исследования был обусловлен отсутствием на русском языке информации о рынке пассажирских авиаперевозок Швейцарской Конфедерации. При проведении исследования основными источниками послужили статистические и нормативно-правовые акты на немецком и французском языках, а также результаты научных исследований швейцарских и европейских ученых.
Анализ авиационного трафика аэропортов Швейцарии. Представим данные авиационного трафика и пассажиропотока трех международных аэропортов Швейцарии: Цюрих-
Год Авиационный трафик, кол-во рейсов Пассажиропоток, чел.
2000 291 044 22 450 494
2001 274 234 20 818 271
2002 247 897 17 747 440
2003 234 759 16 882 190
2004 231 100 17 133 859
2005 229 982 17 877 978
2006 220 391 19 298 560
2007 223 830 20 717 105
2008 231 754 22 075 378
2009 223 333 21 914 287
2010 227 815 22 854 358
2011 238 569 24 313 250
2012 233 064 24 789 083
2013 228 314 24 853 679
2014 230 652 25 451 017
2015 231 095 26 251 507
2016 235 931 27 630 699
2017 236 418 29 361 201
2018 244 430 31 069 873
Источник1 L'Office f ederal de laviationCVile^-fOFAC) [13]. 31 478 748
Таблица 2
Аэропорт Женевы (2020-2019 годы): авиационный трафик и пассажиропоток
Год Авиационный трафик, кол-во рейсов Пассажиропоток, чел.
2000 118 950 7 677 763
2001 113 369 7 430 389
2002 115 471 7 509 932
2003 115 276 8 022 379
2004 112 866 8 564 653
2005 116 545 9 360 621
2006 117 615 9 816 477
2007 127 909 10 734 901
2008 130 852 11 316 567
2009 123 050 11 175 056
2010 123 173 11 748 972
2011 133 755 13 003 611
2012 140 329 13 785 309
2013 138 503 14 328 107
2014 143 265 15 057 335
2015 146 440 15 682 128
2016 148 185 16 444 335
2017 147 615 17 259 942
2018 144 721 17 577 577
2019 145 527 17 862 513
Источник: L'Office fédéral de l'aviation civile (OFAC) [13]. Таблица 3
Год Авиационный трафик, кол-во рейсов Пассажиропоток, чел.
2000 99 590 3 699 194
2001 94 458 3 497 431
2002 83 284 2 980 887
2003 59 878 2 403 187
2004 53 606 2 487 962
2005 57 901 3 261 762
2006 56 168 3 984 957
2007 57 141 4 236 519
2008 56 868 4 234 874
2009 52 013 3 818 984
2010 53 933 4 087 931
2011 62 169 5 020 987
2012 61 752 5 322 516
2013 63 094 5 843 927
2014 66 218 6 489 654
2015 67 814 7 028 970
2016 68 672 7 287 084
2017 70 368 7 868 537
2018 73 225 8 559 352
2019 76 388 9 068 206
Источник: L'Office fédéral de l'aviation civile (OFAC) [13].
Из представленных данных мы видим, что за период с 2000 по 2019 год пассажиропоток: аэропорта Цюрих-Клотен увеличился с 22,5 млн пассажиров до 31,5 млн пассажиров (рост составил 40 %), аэропорта Женевы - с 7,7 млн пассажиров до 17,9 млн пассажиров (+132,65%), аэропорта Базель-Мюлуз - с 3,7 млн пассажиров до 9,1 млн пассажиров (+145,15 %). Обуславливающими факторами такого значительного роста пассажиропотоков аэропортов Женева и Базель-Мюлуз стали: расширение маршрутной сети британской бюджетной авиакомпании «easyJet». Аэропорт Цюрих-Клотен и Женева являются хабами (базовыми аэропортами) для швейцарской национальной авиакомпании «SWISS». При этом аэропорт Женевы в период с 2009 по 2015 год начинает активно расширять сотрудничество с «easyJet», увеличивая количество направлений, соединяющих Женеву с крупными городами Франции, Италии, Великобритании. А аэропорт Цюриха в условиях преодоления кризиса 2008 года продолжает оставаться ведущим аэропортом Швейцарии (по пассажиропотоку), расширяющим сотрудничество с классическими европейскими и зарубежными авиакомпаниями.
Важно отметить, что в структуре региональных аэропортов Франции, Италии и Испании доля направлений бюджетных авиакомпаний в структуре аэропортов достигает 50 % - 60 %. Ведущие европейские бюджетные авиакомпании «Ryanair» (Ирландия), ««asy^» (Великобритания), «Wizz Air» (Венгрия), «Vueling» и «Volotea» (Испания), а также франко-голландская «Transavia» активно расширяют маршрутную сеть на базе региональных аэропортов вышеперечисленных стран. Обслуживание воздушных судов и аэропортовые сборы для пассажиров в региональных аэропортах ниже, чем в столичных, что позволяет авиакомпаниям предоставлять своим пассажирам более низкую базовую стоимость авиабилетов
[7].
Одним из ключевых критериев в оценке швейцарского рынка пассажирских авиаперевозок, согласно европейской классификации, является показатель авиационного трафика: количество рейсов, обслуживание которых осуществляет аэропорт за отчетный период [12]. Рассмотрим данные авиационного трафика швейцарских аэропортов Цюрих-Клотен (таблица 4), Женева (таблица 5), Базель-Мюлуз (таблица 6) в докризисный 2019 год.
Месяц Количество рейсов %, 2019 год / 2018 год
январь 19 886 - 3,41
февраль 19 117 + 3,18
март 21 481 - 0,15
апрель 22 724 + 1,15
май 23 964 + 0,85
июнь 24 041 + 0,27
июль 25 102 - 0,03
август 24 544 - 1,57
сентябрь 23 892 - 0,71
октябрь 23 640 - 3,8
ноябрь 19 517 - 6,2
декабрь 19 942 - 5,26
Источник: Ministere de la transition ecologique (OFAC) [14].
Таблица 5
Месяц Количество рейсов %, 2019 год / 2018 год
январь 14 376 - 6,82
февраль 14 327 - 1,1
март 16 638 + 2,56
апрель 14 829 - 0,35
май 15 164 - 0,93
июнь 15 319 + 0,66
июль 15 685 + 0,46
август 14 890 - 0,35
сентябрь 15 219 - 0,06
октябрь 14 804 - 3,17
ноябрь 12 398 - 3,83
декабрь 14 513 /Г)Т?ЛГ\ Г1/11 + 0,11
Таблица 6
Месяц Количество рейсов %, 2019 год / 2018 год
январь 5 124 - 3,94
февраль 5 417 + 2,61
март 6 494 + 2,28
апрель 7 266 + 9,92
май 7 839 + 10,25
июнь 8 190 + 6,29
июль 8 106 + 4,78
август 7 890 + 2,02
сентябрь 7 925 + 1,84
октябрь 7 877 + 2,79
ноябрь 5 727 - 5,06
декабрь Источник: Mimste^v de 1а ЬшмШоп ее 5 965 Ologique (OFAC) [14].- - 0,08
Мы видим, что по отношению к данным 2018 года в 2019 году отмечались незначительные отклонения статистики авиатрафика, но в целом наблюдался его рост и, как следствие, увеличение пассажиропотока. С целью оценки влияния пандемии «COVГО-19» на рынок авиаперевозок Швейцарии покажем авиационные трафики аэропортов Цюрих-Клотен (таблица 7), Женева (таблица 8), Базель-Мюлуз (таблица 9) в 2020 году.
По итогам деятельности за 2020 год падение авиационного трафика аэропортов Швейцарии превысило показатель в 60 %, что стало наихудшим показателем в истории развития национального рынка пассажирских авиаперевозок. Следует отметить, что результатом преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года стало мировое падение рынка пассажирских авиаперевозок на уровне 10 %.
Таблица 7
Месяц Количество рейсов %, 2020 год / 2019 год
январь 20 101 - 4,34
февраль 18 236 - 4,61
март 10 863 - 49,43
апрель 1 594 - 92,99
май 2 312 - 90,35
июнь 4 389 - 81,74
июль 9 140 - 63,59
август 10 203 - 58,43
сентябрь 8 952 - 62,53
октябрь 8 044 - 65,97
ноябрь 5 311 - 72,79
декабрь 6 194 - 68,94
Источник: Ministere de 1а transition ecologique (OFAC) [14].
Таблица 8
Месяц Количество рейсов %, 2020 год / 2019 год
январь 15 123 - 1,02
февраль 14 839 + 3,57
март 9 812 - 41,03
апрель 850 - 94,27
май 1 411 - 90,7
июнь 2 895 - 81,1
июль 6 584 - 58,02
август 7 978 - 46,42
сентябрь 6 209 - 59,2
октябрь 5 084 - 65,66
ноябрь 3 251 - 73,78
декабрь 4 615 - 68,2
Источник: Ministere de 1а transition ecologique (OFAC) [14].
Таблица 9
Месяц Количество рейсов %, 2020 год / 2019 год
январь 5 352 - 1,87
февраль 5 108 - 5,7
март 3 457 - 46,77
апрель 801 - 88,99
май 889 - 88,66
июнь 1 167 - 85,75
июль 3 241 - 60,02
август 4 145 - 47,47
сентябрь 3 391 - 57,21
октябрь 3 016 - 61,71
ноябрь 1 674 - 70,77
декабрь 2 132 - 64,26
Источник: Ministere de 1а transition ecologique (OFAC) [14].
Выводы. Швейцарские аналитики заключают, что пассажиропоток аэропортов Швейцарии в 2020 году стал равным по уровню с пассажиропотоком 1945 года. Совокупные потери аэропорта Женевы от падения пассажиропотока в 2020 году составили более 130 млн фр. [11]. Оценивая влияние пандемии «COVID-19» на пассажиропоток аэропорта Цюрих-Клотен, эксперты считают, что падение пассажиропотока по итогам 2020 года составило 73 %, а выход на докризисный уровень будет возможен не ранее, чем через 2-3 года. Планы по строительству нового терминала аэропорта Цюрих-Клотен будут отложены ввиду значительного падения рынка авиаперевозок и прогнозируемых убытков аэропорта в 2020-2021 годах [17]. Аэропорт Базель-Мюлуз, как было указано выше, обслуживает граждан Швейцарии и Франции, так как находится на границе двух государств (имеет статус «Евроаэропорт»). В условиях посткризисного развития аэропорта Базель-Мюлуз, по оценкам экспертов, [10] может произойти консолидация финансовых ресурсов региональных органов исполнительной власти Франции и Швейцарии с целью стабилизации его финансового состояния. Необходимо подчеркнуть, что аэропорт Базель-Мюлуз является единственным в мире аэропортом, управляемым двумя государствами.
В условиях преодоления кризиса 2020 года, вызванного негативным влиянием пандемии «COVID-19», обусловленного введением временных запретительных и ограничительных мер на выполнение авиасообщений, рынок пассажирских авиаперевозок Швейцарской Конфедерации имеет риск столкнуться с рядом структурных изменений. Возможным сценарием посткризисного развития международных аэропортов этой страны может стать усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний. Так, ирландская бюджетная авиакомпания «Ryanair», располагающая крупнейшим флотом ВС и являющаяся лидером европейского рынка по количеству перевезенных пассажиров (свыше 152 млн по итогам 2019 года), заключила соглашение с американской авиастроительной корпорацией «Boeing» на приобретение 75 ед. Boeing 737 MAX, что позволит увеличить парк ВС на 18 % к 2025 году. Испанская бюджетная авиакомпания «Volotea» приобрела в 2020 году 3 ед. Airbus A-319-100. Венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air» анонсировала проведение переговоров с европейской авиастроительной корпорацией Airbus SE по приобретению лайнеров Airbus A-321. В этой связи следует также отметить, что развитие региональных аэропортов Франции, Италии и Испании в период посткризисного развития (с 2009 по 2019 год) происходило за счет увеличения количества направлений бюджетных авиакомпаний. Так, если в 2008 году пассажиропоток бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка не превышал 15 %, то по итогам деятельности за 2019 год пассажиропоток бюджетных авиакомпаний достиг показателя 50 % в структуре европейского рынка. По итогам за 2008 год пассажиропоток европейского рынка авиаперевозок составлял 808 млн пассажиров, по итогам 2019 года он превысил показатель 1 млрд 144 млн пасс. [15]. В результате преодоления кризиса 2020 года доля бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка может превысить 60 % к 2025 году. Швейцарская Конфедерация не является государством - участником Европейского союза, но является достойной составляющей европейского рынка авиаперевозок. Поэтому посткризисное развитие рынка авиаперевозок Швейцарии будет происходить по плану посткризисного развития рынка авиаперевозок Европы.
Литература
1. Абильпатта Е., Каирова Ш. Г. Проблемы развития авиатранспортной системы в Республике Казахстан (на примере авиакомпании «Air Astana») // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2018. -№ 8. - С. 19-23.
2. Алимова И. О., Цунаева Е. Ю. Повышение инвестиционной привлекательности российских аэропортов //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5. - С. 31-34.
3. Крупнейшие компании Швейцарии, предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.oborudunion.ru/switzerland/company (дата обращения: 19.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
4. Мальцев А. А., Матвеева А. В. Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста // Управленец. - 2018. - № 3. - С. 26-31.
5. Население Швейцарии - 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://countrymeters.info/ ru/Switzerland (дата обращения: 19.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
6. Пархимович А. В. Некоторые аспекты рынка авиационных услуг // Научный вестник МГТУ ГА. -2018. - № 6. - С. 113-123.
7. Рублев В. В. Европейский опыт развития бюджетных авиакомпаний на рынке региональных авиаперевозок: тенденции и перспективы развития // Региональные проблемы преобразования экономики. -
Махачкала. - 2020. - № 6 (116) (сентябрь). - С. 24-33.
8. Самые посещаемые туристические направления в мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aviapages.ru/docs/114-camye-poseschaemye-turisticheskie-napravleniya-v-mire?f=rxea (дата обращения: 19.0l.2021), свободный. - Загл. с экрана.
9. Швейцария - валовой внутренний продукт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// knoema.ru/atlas/ (дата обращения: 19.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
10. Aéroport Bâle-Mulhouse: 70 % de passagers en moins (фр. Аэропорт Базель-Мюлуз: падение пассажиропотока на 70% ежемесячно). [An electronic resource]. Access mode: https://www.estrepublicain.fr/ sante/2020/10/27/aeroport-bale-mulhouse-70-de-passagers-en-moins (дата обращения: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
11. Christmas traffic down 84 % at Geneva airport (фр. Рождественский трафик в аэропорту Женевы сократился на 84 %). [An electronic resource]. Access mode: https://lenews.ch/2020/12/28/christmas-traffic-down-84-at-geneva-airport/ (дата обращения: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
12. Civile aviation (фр. Гражданская авиация). [An electronic resource]. Access mode: https:// www.bfs. admin. ch/bfs/en/home/statistics/mobility-transport/cross-sectional-topics/civil-aviation. html (дата обращения: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
13. L'Office fédéral de l'aviation civile (OFAC). (фр. Конфедеральное авиационное агентство Швейцарии. Статистика рынка авиаперевозок). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bazl.admin.ch/ bazl/fr/home/politique/statistique.html (дата обращения: 19.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
14. Ministere de la transition ecologique (фр. Министерство транспорта и экологии Франции). Ежемесячной трафик европейского воздушного пространства. [An electronic resource]. Access mode: http:// salledelecture-ext.aviation-civile.gouv.fr/externe/mouvementsDavions/index.php (дата обращения: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
15. Number of passengers carried by air in the European Union (EU-28) from 2008 to 2019, (англ. Статистика европейского рынка пассажирских авиаперевозок с 2008 по 2019 год). [An electronic resource]. A ccess mode: https://www. statista. com/statistics/1118397/air-passenger-transport-european-union/ (дата обращения: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
16. Plan sectoriel des transports, Partie Infrastructure aéronautique (PSIA) (фр. План развития авиатранспортной инфраструктуры. Карта аэропортов Швейцарии). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bazl.admin.ch/bazl/fr/home/politique/politique-aeronautique/plan-sectoriel-de-l-infrastructure-aeronautique--psia-.html (дата обращения: 19.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.
17. Zurich Airport postpones new terminal due to Covid-19 (англ. Аэропорт Цюриха откладывает строительство нового терминала из-за Covid-19%). [An electronic resource]. Access mode: https:// www.swissinfo.ch/eng/zurich-airport-postpones-new-terminal-due-to-covid-19/46290366 (дата обращения: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
References:
1. Abil'patta E., Kairova SH. G. Problemy razvitiya aviatransportnoj sistemy v Respublike Kazahstan (na pri-mere aviakompanii «Air Astana») //Nauka i turizm: strategii vzaimodejstviya. - 2018. - № 8. - S. 19-23.
2. Alimova I. O., Cunaeva E. YU. Povyshenie investicionnoj privlekatel'nosti rossijskih aeroportov //Mezhdu-narodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2017. - № 5. - S. 31-34.
3. Krupnejshie kompanii SHvejcarii, predpriyatiya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.oborudunion.ru/switzerland/company (data obrashcheniya: 19. 01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
4. Mal'cev A. A., Matveeva A. V. Mezhdunarodnye passazhirskie aviaperevozki: determinanty vzryvnogo rosta // Upravlenec. - 2018. - № 3. - S. 26-31.
5. Naselenie SHvejcarii - 2020 god. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://countrymeters.info/ru/ Switzerland (data obrashcheniya: 19.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
6. Parhimovich A. V. Nekotorye aspekty rynka aviacionnyh uslug // Nauchnyj vestnik MGTU GA. - 2018. - №
6. - S. 113-123.
7. Rublev V. V. Evropejskij opyt razvitiya byudzhetnyh aviakompanij na rynke regional'nyh aviaperevozok: tendencii i perspektivy razvitiya // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - Mahachkala. -2020. - № 6 (116) (sentyabr'). - S. 24-33.
8. Camye poseshchaemye turisticheskie napravleniya v mire. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www. aviapages.ru/docs/114-camye-poseschaemye-turisticheskie-napravleniya-v-mire?f=rxea (data obrashcheniya: 19.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
9. SHvejcariya - valovoj vnutrennij produkt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://knoema.ru/atlas/ (data obrashcheniya: 19.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. Aéroport Bâle-Mulhouse: 70 % de passagers en moins (fr. Aeroport Bazel'-Myuluz: padenie passazhiropo-toka na 70% ezhemesyachno). [An electronic resource]. Access mode: https://www.estrepublicain.fr/ sante/2020/10/27/aeroport-bale-mulhouse-70-de-passagers-en-moins (data obrashcheniya: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
11. Christmas traffic down 84 % at Geneva airport (fr. Rozhdestvenskij trafik v aeroportu ZHenevy sokratilsya na 84 %). [An electronic resource]. Access mode: https://lenews.ch/2020/12/28/christmas-traffic-down-84-at-geneva-airport/ (data obrashcheniya: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
12. Civile aviation (fr. Grazhdanskaya aviaciya). [An electronic resource]. Access mode: https:// www.bfs.admin.ch/bfs/en/home/statistics/mobility-transport/cross-sectional-topics/civil-aviation.html (data obrashcheniya: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
13. L'Office fédéral de l'aviation civile (OFAC). (fr. Konfederal'noe aviacionnoe agentstvo SHvejcarii. Statisti-ka rynka aviaperevozok). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.bazl.admin.ch/bazl/fr/home/
politique/statistique.html (data obrashcheniya: 19.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. Ministere de la transition ecologique (fr. Ministerstvo transporta i ekologii Francii). Ezhemesyachnoj trafik evropejskogo vozdushnogo prostranstva. [An electronic resource]. Access mode: http://salledelecture-ext.aviation-civile.gouv.fr/externe/mouvementsDavions/index.php (data obrashcheniya: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
15. Number of passengers carried by air in the European Union (EU-28) from 2008 to 2019, (angl. Statistika evropejskogo rynka passazhirskih aviaperevozok s 2008 po 2019 god). [An electronic resource]. Access mode: https://www.statista.com/statistics/1118397/air-passenger-transport-european-union/ (data obrashcheniya: 19.01.2021), free. Heading from the screen.
16. Plan sectoriel des transports, Partie Infrastructure aéronautique (PSIA) (fr. Plan razvitiya avia-transportnoj infrastruktury. Karta aeroportov SHvejcarii). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.bazl.admin.ch/bazl/fr/home/politique/politique-aeronautique/plan-sectoriel-de-l-infrastructure-aeronautique--psia-.html (data obrashcheniya: 19.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
17. Zurich Airport postpones new terminal due to Covid-19 (angl. Aeroport Cyuriha otkladyvaet stroitel'stvo novogo terminala iz-za Covid-19%). [An electronic resource]. Access mode: https://www.swissinfo.ch/eng/ zurich-airport-postpones-new-terminal-due-to-covid-19/46290366 (data obrashcheniya: 19.01.2021), free. Heading from the screen.