Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ «COVID-19» НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИТАЛИИ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ «COVID-19» НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК ИТАЛИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АЭРОПОРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

Цель работы. Фундаментальной целью проводимого исследования стал анализ рынка пассажирских авиаперевозок Италии. Италия отличается развитой сетью региональных аэропортов и высокой долей бюджетных авиаперевозок в структуре рынка. На территории Италии осуществляют деятельность все крупнейшие европейские бюджетные авиакомпании, а доля направлений бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети региональных аэропортов составляет от 60 % до 90 %, что является высоким показателем. Развитие рынка авиаперевозок оказывает положительное влияние на развитие национальной системы туризма, на протяжении многих лет Италия входит в число самых посещаемых стан мира. Методология и методы проведения работы. При проведении анализа рынка пассажирских авиаперевозок были применены следующие методы: метод анализа статистических данных, анализ нормативноправового регулирования национального рынка, анализ деятельности национальных авиакомпаний - их роль и влияние на рынок. Работа с источниками на итальянском и французском языках позволила включить в аналитическую часть исследования материалы, ранее не использованные российскими учеными. Результаты. Результатом проведенного исследования является заключение о том, что с целью успешного преодоления кризиса 2020 года рынку пассажирских авиаперевозок необходимы значительные структурные изменения. Реструктуризация финансово неэффективной национальной авиакомпании «Alitalia» одним из ключевых факторов посткризисного развития. Создание национальной бюджетной авиакомпании позволит Италии усилить свои позиции в сегменте бюджетных авиаперевозок. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития рынка пассажирских авиаперевозок Российской Федерации в условиях преодоления кризиса 2020 года, вызванного негативным влиянием пандемии COVID-19. Докризисное развитие российского рынка доказало эффективность бюджетных авиакомпаний, в период посткри-зисного развития доля бюджетных авиаперевозок в структуре российского рынка может продемонстрировать показатель значительного роста. Выводы. Усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка является наиболее вероятным сценарием посткризисного развития. Итальянский рынок пассажирских авиаперевозок является одним из наиболее перспективных в структуре европейского рынка. При реализации комплекса мер, направленных на повышение финансовой эффективности национальной авиакомпании «Alitalia», а также при развитии сегмента бюджетных авиаперевозок итальянский рынок пассажирских авиаперевозок может продемонстрировать высокие темы посткризисного роста и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE MARKET PASSENGER AIR TRANSPORT IN ITALY

The purpose of the work. The fundamental purpose of the research was to analyze the Italian passenger air transportation market. Italy has a well-developed network of regional airports and a high share of low-cost air transportation in the market structure. All major European budget airlines operate in Italy, and the share of budget airline destinations in the structure of the route network of regional airports ranges from 60 % to 90 %, which is a high indicator. The development of the air transport market has a positive impact on the development of the national tourism system, for many years Italy has been among the most visited countries in the world. Methodology and methods of work. The following methods were used in the analysis of the passenger air transportation market: the method of statistical data analysis, the analysis of the regulatory regulation of the national market, the analysis of the activities of national airlines - their role and impact on the market. Working with sources in Italian and French made it possible to include in the analytical part of the study materials not previously used by Russian scientists. Results. The result of the study is the conclusion that in order to successfully overcome the crisis of 2020, the passenger air transportation market needs significant structural changes. The restructuring of the financially inefficient national airline Alitalia is one of the key factors in the post-crisis development. The creation of a national budget airline will allow Italy to strengthen its position in the segment of low-cost air transportation. The scope of the results. The results of the study can be applied in the development of a strategy for the development of the passenger air transportation market of the Russian Federation in the context of overcoming the crisis of 2020 caused by the negative impact of the COVID-19 pandemic. The pre-crisis development of the Russian market has proved the effectiveness of low-cost airlines, and in the period of post-crisis development, the share of low-cost air transportation in the structure of the Russian market can demonstrate a significant growth indicator. Conclusions. Strengthening the role and influence of budget airlines in the structure of the European market is the most likely scenario of post-crisis development. The Italian passenger air transport market is one of the most promising in the structure of the European market. With the implementation of a set of measures aimed at improving the financial efficiency of the national airline "Alitalia", as well as with the development of the low-cost air transportation segment, the Italian passenger air transportation market can demonstrate high levels of post-crisis growth and development.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ «COVID-19» НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИТАЛИИ»

Транспорт

УДК 656.078 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

аспирант кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),

e-mail: v.v.rublev@yandex.ru

ЛАРИНОЛЕГНИКОЛАЕВИЧ

д.т.н., профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва), Академик Российской и Международной академий транспорта, e-mail: larin.on@rea.ru

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -5-67-77 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ «COVID-19» НА РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ИТАЛИИ

Аннотация. Цель работы. Фундаментальной целью проводимого исследования стал анализ рынка пассажирских авиаперевозок Италии. Италия отличается развитой сетью региональных аэропортов и высокой долей бюджетных авиаперевозок в структуре рынка. На территории Италии осуществляют деятельность все крупнейшие европейские бюджетные авиакомпании, а доля направлений бюджетных авиакомпаний в структуре маршрутной сети региональных аэропортов составляет от 60 % до 90 %, что является высоким показателем. Развитие рынка авиаперевозок оказывает положительное влияние на развитие национальной системы туризма, на протяжении многих лет Италия входит в число самых посещаемых стан мира. Методология и методы проведения работы. При проведении анализа рынка пассажирских авиаперевозок были применены следующие методы: метод анализа статистических данных, анализ нормативно-правового регулирования национального рынка, анализ деятельности национальных авиакомпаний — их роль и влияние на рынок. Работа с источниками на итальянском и французском языках позволила включить в аналитическую часть исследования материалы, ранее не использованные российскими учеными. Результаты. Результатом проведенного исследования является заключение о том, что с целью успешного преодоления кризиса 2020 года рынку пассажирских авиаперевозок необходимы значительные структурные изменения. Реструктуризация финансово неэффективной национальной авиакомпании «Alitalia» одним из ключевых факторов посткризисного развития. Создание национальной бюджетной авиакомпании позволит Италии усилить свои позиции в сегменте бюджетных авиаперевозок. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития рынка пассажирских авиаперевозок Российской Федерации в условиях преодоления кризиса 2020 года, вызванного негативным влиянием пандемии COVID-19. Докризисное развитие российского рынка доказало эффективность бюджетных авиакомпаний, в период посткризисного развития доля бюджетных авиаперевозок в структуре российского рынка может продемонстрировать показатель значительного роста. Выводы. Усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка является наиболее вероятным сценарием посткризисного развития. Итальянский рынок пассажирских авиаперевозок является одним из наиболее перспективных в структуре европейского рынка. При реализации комплекса мер, направленных на повышение финансовой эффективности национальной авиакомпании «Alitalia», а также при развитии сегмента бюджетных авиаперевозок итальянский рынок пассажирских авиаперевозок может продемонстрировать высокие темы посткризисного роста и развития.

Ключевые слова: антикризисное управление, рынок авиаперевозок Италии, региональные авиаперевозки, бюджетные авиакомпании, региональные аэропорты.

RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH

Postgraduate Student of the Department of Entrepreneurship and Logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), e-mail: v.v.rublev@yandex.ru

LARIN OLEG NIKOLAEVICH

Dr.Sc of Technics, Professor of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), Academician of the Russian and International Academies of Transport, e-mail: larin.on@rea.ru

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE MARKET PASSENGER AIR TRANSPORT IN ITALY

Abstract. The purpose of the work. The fundamental purpose of the research was to analyze the Italian passenger air transportation market. Italy has a well-developed network of regional airports and a high share of low-cost air transportation in the market structure. All major European budget airlines operate in Italy, and the share of budget airline destinations in the structure of the route network of regional airports ranges from 60 % to 90 %, which is a high indicator. The development of the air transport market has a positive impact on the development of the national tourism system, for many years Italy has been among the most visited countries in the world. Methodology and methods of work. The following methods were used in the analysis of the passenger air transportation market: the method of statistical data analysis, the analysis of the regulatory regulation of the national market, the analysis of the activities of national airlines — their role and impact on the market. Working with sources in Italian and French made it possible to include in the analytical part of the study materials not previously used by Russian scientists. Results. The result of the study is the conclusion that in order to successfully overcome the crisis of 2020, the passenger air transportation market needs significant structural changes. The restructuring of the financially inefficient national airline Alitalia is one of the key factors in the postcrisis development. The creation of a national budget airline will allow Italy to strengthen its position in the segment of low-cost air transportation. The scope of the results. The results of the study can be applied in the development of a strategy for the development of the passenger air transportation market of the Russian Federation in the context of overcoming the crisis of 2020 caused by the negative impact of the COVID-19 pandemic. The pre-crisis development of the Russian market has proved the effectiveness of low-cost airlines, and in the period of post-crisis development, the share of low-cost air transportation in the structure of the Russian market can demonstrate a significant growth indicator. Conclusions. Strengthening the role and influence of budget airlines in the structure of the European market is the most likely scenario of post-crisis development. The Italian passenger air transport market is one of the most promising in the structure of the European market. With the implementation of a set of measures aimed at improving the financial efficiency of the national airline "Alitalia", as well as with the development of the low-cost air transportation segment, the Italian passenger air transportation market can demonstrate high levels of post-crisis growth and development.

Keywords: crisis management, Italian air transport market, regional air transport, budget airlines, regional airports.

Введение. Рынок пассажирских авиаперевозок Италии занимает важное место в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок. Согласно принятой международной классификации, европейский рынок пассажирских авиаперевозок - это совокупный показатель пассажиропотока стран ЕС, Швейцарии, Великобритании, а также стран Скандинавии (не входящих в структуру ЕС). Площадь Италии составляет 301 тыс. кв. км. (11-е место среди стран Европейского континента). Население по состоянию на 2020 год насчитывало 60,5 млн жителей [3]. Экономическая структура территории Италии неравномерна: ведущие промышленные предприятия сконцентрированы на территории северной Италии, южная часть страны, а также острова Сардиния и Сицилия имеют более высокий уровень развития предприятий сельского хозяйства. Республика Италия входит в мировой рейтинг самых посещаемых стран мира. Так,

по итогам докризисного 2019 года Францию посетило 82,7 млн туристов, США - 76,4 млн туристов, Испанию - 75,3 млн туристов, Китай - 59,3 млн туристов, в Италии побывало 52,4 млн иностранных туристов [4].

Развитость рынка пассажирских авиаперевозок - это один из важных составляющих элементов в развитии национальной системы туризма. Столичные аэропорты Великобритании, Франции, Нидерландов, Испании и Италии являются ведущими авиатранспортными узлами Европы, осуществляющими обслуживание значительного объема зарубежного авиационного трафика, а также хабами для национальных авиакомпаний. Италия отличается развитой сетью региональных аэропортов (рисунок 1). Ключевыми национальными авиатранспортными узлами являются столичный аэропорт Рим - Фьюмичино и Милан - Мальпенса, расположенный на севере страны, в провинции Ломбардия. Согласно принятой итальянской классификации «Епас», региональными аэропортами считаются аэропорты, способные осуществлять обслуживание регулярных и чартерных рейсов национальных и зарубежных авиакомпаний, выпол-

Рис. 1. Аэропорты Италии по состоянию на 2021 год.

Источник: Nella mappa sono segnalati gli aeroporti commerciali italiani il cui numero puó variare in funzione delle autorizzazioni rilasciate da Enac [18].

Согласно данным рисунка 1, мы можем заключить, что все регионы Италии (за исключением Базиликаты) имеют на своей территории один или несколько действующих региональных аэропортов. На территории острова Сардиния действует 3 аэропорта, на территории Сицилии - 4, и, кроме этого, действующие региональные аэропорты расположены на островах Пан-телерия и Лампедуза.

Особую роль авиасообщения в развитии национальной системы туризма подчеркивают российские и итальянские эксперты. Так, по итогам 2019 года Италию посетило более 1 млн туристов из России, и важным фактором увеличения пассажиропотока эксперты считают развитие авиасообщения между Российской Федерацией и Республикой Италия. Российская бюджетная авиакомпания «Победа» (входит в структуру «Группы Аэрофлот») имеет развитую сеть регулярного авиасообщения между Москвой (Внуково) и итальянскими городами Пиза,

Генуя, Бергамо, Бари, Палермо, стоимость авиаперелетов, по которым не превышает 100 евро в базовом тарифе [10]. Российская авиакомпания «S7» выполняет регулярные рейсы из Москвы (Домодедово) в Верону, Милан, Турин, Ольбию, Катанию, Кальяри, Бари, Пизу и Рим [12]. Российская авиакомпания «Аэрофлот» выполняет регулярные рейсы из Москвы (Шереметьево) в Рим - Фьюмичино. Итальянская авиакомпания «Alitalia» имеет регулярное авиасообщение из аэропорта Рима (Фьюмичино) по направлениям Москва (Шереметьево) и Санкт-Петербург (Пулково).

Методы исследования. Вопросам развития итальянского рынка пассажирских авиаперевозок посвящен ряд работ российских и зарубежных учёных. В статье Тонни Дж. «Российский туризм в Италии: тенденции, сезонность, особенности» [8] автор исследования заключает, что увеличение туристического потока из Российской Федерации возможно за счет расширения маршрутной сети российских авиакомпаний. В качестве аргументирующих факторов автор приводит примеры действующих маршрутных сетей российских авиакомпаний и приходит к выводу, что развитие прямого регулярного авиасообщения между крупными городами РФ и регионами Италии станет одним из главных факторов увеличения туристического потока из Российской Федерации. В другой статье автора, посвященной развитию взаимодействия в области туризма между РФ и Республикой Италия «Обмен туристами между Италией и Россией» [9], автор делает вывод о том, что для граждан Италии наиболее перспективными направлениями туризма в России являются: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Сочи, а также посещение озера Байкал. Развитие авиасообщения может стать важным фактором в увеличении туристического потока граждан Италии, прибывающих в Россию в качестве самостоятельных туристов и в организованных группах.

В статье Алексеенковой Е. С. «Италия в восточном средиземноморье: между экономикой и геополитикой» [1] автор исследования считает, что в результате преодоления кризиса 2020 года Италия понесла значительные потери доходов от туризма и в условиях посткризисного развития будет вынуждена проводить политику эффективной диверсификации экономики.

Важно отметить, что в результате преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года, когда падение рынка пассажирских авиаперевозок составило около 10 %, в последующий период с 2009 по 2014 год рынок пассажирских авиаперевозок развивался достаточно динамичными темпами. На рынке авиасообщения получило развитие направление бюджетных авиаперевозок, бюджетные авиакомпании увеличили долю рынка, которая в 2008 году не превышала 15 %, до показателя 50 % по итогам 2019 года [5]. Если по итогам работы за 2008 год пассажиропоток европейского рынка авиаперевозок составлял 808 млн пасс., то по итогам работы за 2019 год он достиг показателя в 1 млрд 144 млн пасс. [19]. Таким образом, мы можем констатировать, что рынок авиаперевозок в условиях посткризисного развития с 2009 по 2019 год продемонстрировал стабильно высокий показатель роста, обусловленный увеличением доли бюджетных авиаперевозок в структуре рынка. В структуре пассажиропотока европейских бюджетных авиакомпаний значительную долю занимают туристы стран ЕС, осуществляющие самостоятельные и организованные путешествия в рамках Шенгенской зоны.

Название авиакомпании

Государство

Парк воздушных судов (на конец 2019 года)

Пассажиропоток по итогам 2019 года, млн пасс.

«Ryanair»

Ирландия

442

152

«easyJet»

Великобритания

332

96,1

«Vueling»

Испания

124

47,7

«Wizz Air»

Венгрия

110

39,6

«Volotea»

Испания

33

7,6

Источник: Compagnies aeriennes: Les 8 plus grandes compagnies aeriennes d'Europe [14].

Анализ рынка авиаперевозок Италии. Итальянский рынок пассажирских авиаперевозок является одним из наиболее развитых рынков государств ЕС. Европейские бюджетные авиакомпании имеют развитую маршрутную сеть на базе региональных и столичных аэропортов Италии.

Покажем данные о количестве аэропортов на территории Италии, из которых европейские

бюджетные авиакомпании выполняют регулярные рейсы (таблица 2).

Таблица 2

Авиакомпания Количество аэропортов базирования

«Ryanair» 23

«easyJet» 20

«Vueling» 18

«Wizz Air» 16

«Volotea» 21

Источник: Рублев В. В. Т енденции и перспективы развития европейских бюджетных авиакомпаний в условиях макроэкономической нестабильности (на примере «Ryanair», «easyJet», «WizzAir», «Transavia», «Vueling») [6].

Италия не имеет собственной бюджетной авиакомпании, поэтому весь пассажиропоток в сегменте бюджетных авиаперевозок контролируется зарубежными бюджетными авиаперевозчиками.

Итальянский рынок авиаперевозок является перспективным направлением развития для европейских бюджетных авиакомпаний. Важно отметить, что пассажиропоток бюджетных авиакомпаний в структуре региональных аэропортов Италии составляет от 30 % до 80 %, что является высоким показателем на европейском уровне. Так, к примеру, по состоянию на январь 2021 года в структуре маршрутной сети итальянского регионального аэропорта г. Генуя из 13 направлений регулярные рейсы по 12 направлениям осуществлялись бюджетными авиакомпаниями «Ryanair» и «Volotea», и только по 1 направлению, связывающему Геную с Римом, рейсы выполняет национальная итальянская авиакомпания «Alitalia» [13].

Важной отличительной особенностью итальянского рынка пассажирских авиаперевозок является неэффективность национальной авиакомпании «Alitalia». История и структурные особенности итальянского рынка пассажирских авиаперевозок подробно изложены в статье «Il trasporto aereo, il mercato concorrenziale e gli aiuti di Stato. Riflessioni a margine del caso Alitalia» (ит. Воздушный транспорт, конкуретный рынок и государственная поддержка. Размышления о «Alitalia») [16] профессора Пармского университета Стефании Петрабизи (ит. Stefania Pedrabissi). Автор исследования заключает, что неэффективность национального авиаперевозчика - авиакомпании «Alitalia» - стала основной причиной усиления роли и влияния зарубежных авиакомпаний на структуру национального рынка. Еще одним негативным фактором, по мнению исследователя, является устаревающий парк воздушных судов, который не позволяет конкурировать «Alitalia» по направлениям Европа - Азия и Европа - Америка. Действительно, авиакомпании из Китая, Японии и Южной Кореи осуществляют регулярные рейсы в Италию (аэропорты Рим - Фюмичино, Милан - Мальпенса) на лайнерах Airbus A-350 и Boeing 787 Dreamliner, в то время как «Alitalia» на данных маршрутах эксплуатирует более устаревшие модели Airbus A-330-200, средний возраст которых составляет более 11 лет, а также Boeing-777-200, средний возраст которых - более 15 лет.

По данным российского издания «Самолеты: схемы, отзывы, билеты», по состоянию на январь 2021 года авиакомпания «Alitalia» [7] располагает парком воздушных судов в количестве 98 ед., средний возраст которых составляет более 13 лет. Устаревающий парк воздушных судов, отсутствие обновления парка ввиду затруднительного финансового положения повышают издержки авиакомпании и не позволяют эффективно конкурировать с зарубежными авиаперевозчиками. В 2014 году авиакомпания «Etihad Airways» (ОАЭ) приобрела 49 % акций авиакомпании «Alitalia», [15] но это не способствовало выходу из кризиса. Правительство Италии предпринимало неоднократные попытки стабилизации финансового состояния авиаперевозчика, которые не способствовали усилению авиакомпании на национальном рынке. В мае 2020 года было анонсировано, что авиакомпания «Alitalia» [11] получит более 3 млрд евро государственной финансовой поддержки для стабилизации финансового положения в связи со сложившейся глобальной негативной ситуацией на рынке в 2020 году, а также с целью выхода из кризиса и усиления позиций на рынке. Эффективным сценарием посткризисного развития может стать создание национальной итальянской бюджетной авиакомпании, входящей в

структуру «AHtalia», а также принятие долгосрочной программы обновления парка воздушных судов.

Рассмотрим данные авиационного трафика ведущих аэропортов Италии: Рим - Фьюмичино (таблица 3) и Милан - Мальпенса (таблица 4) в 2019 году. Показатель авиационного трафика

Месяц

Количество рейсов

%, 2019 год / 2018 год

январь

21 482

- 0,69

февраль

21 485

+ 8,42

март

23 917

+ 2,03

апрель

23 317

+ 3,99

27 233

+ 0,61

28 412

+ 2,95

29 912

+ 0,48

август

29 901

+ 2,33

сентябрь

28 073

- 0,58

октябрь

26 355

■ 3,78

ноябрь

19 718

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 15,81

декабрь

Источник: Ministere de la transition ec

22 499 - 4,9

ologique (фр. Министерство транспорта и экологии Франции) [17].

Таблица 4

Месяц

Количество рейсов

%, 2019 год / 2018 год

январь

13 411

- 0,37

февраль

13 667

+ 8,95

март

15 964

+ 7,95

апрель

17 328

+ 15,74

18 232

+ 13,88

19 088

+ 11,22

21 467

+ 19,1

август

27 198

+ 57,11

сентябрь

27 461

+ 56,41

октябрь

24 523

+ 45,28

ноябрь

14 096

6,13

декабрь

Источник: Ministere de la transition ec

16 492

ologique (фр. Министерство транспорта

+ 9,05

и экологии Франции) [17].

Мы видим, что аэропорт Милан - Мальпенса за 2019 год имел высокий показатель роста авиационного трафика. Обуславливающим фактором этому стали: модернизация терминалов аэропорта, направленная на увеличение пропускной способности, а также расширение сети регулярного авиасообщения европейских и зарубежных авиакомпаний.

Далее представим данные авиационного трафика этих двух ведущих аэропортов Италии: Рим - Фьюмичино (Таблица 5) и Милан - Мальпенса (таблица 6) в 2020 году.

Таблица 5

Месяц

Количество рейсов

%, 2020 год / 2019 год

январь

21 186

■ 7,72

февраль

19 280

10,26

март

8 620

- 63,96

апрель

2 389

90,92

2 714

- 90,03

3 529

■ 87,58

7 816

73,87

август

10 113

- 66,18

сентябрь

8 665

■ 69,13

октябрь

8 239

- 68,74

ноябрь

5 286

■ 73,19

декабрь

Источник: Mimste^v de У tm>lsition e¿

5 430

0logique (фр. Министерство транспорта

- 75,87 и экологии Франции) [17].

Таблица 6

Месяц

Количество рейсов

%, 2020 год / 2019 год

январь

15 330

+ 7,39

февраль

14 504

+ 6,12

март

4 722

- 70,42

апрель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 153

93,35

2 393

86,87

4 357

- 77,17

9 568

55,43

август

10 015

- 63,18

сентябрь

8 997

67,24

октябрь

7 728

- 68,49

ноябрь

5 653

- 59,9

декабрь

Источник: Ministere de У transition ec

5 517

ologlque (фр. Министерство транспорта

- 66,55

и экологии Франции) [17].

Снижение авиационного трафика в 2020 году стало рекордным за всю историю развития рынка пассажирских авиаперевозок и гражданской авиации. Как было отмечено выше, кризис 2008 года послужил причиной падения мирового рынка авиаперевозок на 10 %, последствием же кризиса 2020 года стало снижение авиационного трафика и падение пассажиропотока более чем на 60 %.

Сравним статистические данные пассажиропотока аэропортов Италии по итогам 2019 и 2020 годов (таблица 7).

Значительная часть аэропортов Италии в докризисный 2019 год имела положительный показатель роста пассажиропотока. Как было отмечено выше, рост пассажиропотока региональных аэропортов достигается благодаря развитию маршрутных сетей европейских бюджетных авиакомпаний. Результатом деятельности за 2020 год стало колоссальное снижение пассажиропотока ведущих национальных и региональных аэропортов Италии. Так, аэропорт г. Рим -Фюмичино, имевший до кризиса наиболее развитую маршрутную сеть регулярного внутрен-

него и международного авиасообщения, получил снижение пассажиропотока на 71,7 %, второй по величине аэропорт Италии г. Милан - Малпенса сократил пассажиропоток на 65,8 % к показателю 2019 года. Средний показатель падения пассажиропотока региональных аэропортов Италии в 2020 году составил более 60 %.

Аэропорт Пассажиропоток, 2019 год, чел. % 2019 год / 2018 год % 2020 год / 2019 год

Alghero 1 390 379 + 1,8 - 60,3

Ancona 489 835 + 8,2 - 44,4

Bari 5 545 588 + 10,2 - 67,9

Bergamo 13 857 257 + 7,1 - 70,7

Bolognia 9 405 920 + 10,6 - 53,1

Bolzano 10 780 - 41,7 - 100

Brescia 17 003 + 98 - 64,5

Brindisi 2 697 749 + 8,8 - 66,1

Cagliari 4 747 749 + 8,6 - 60,8

Catania 10 233 113 + 2,9 - 62,2

Comiso 352 095 - 17,1 - 82,6

Crotone 169 780 + 102,5 - 70,5

Cuneo 92 401 - 19,1 - 36,7

Firence 2 874 233 + 5,7 - 73

Foggia 387 - 25,9 н.д.

Genova 1 536 136 + 5,5 - 63,5

Grosseto 3 055 - 71,3 - 28,4

Lamesia Terne 2 978 110 + 8,1 - 66

Lampedusa 276 972 + 2,6 - 42,8

Milano - Linate 6 570 984 - 28,8 - 60,9

Milano - Malpensa 28 846 299 + 16,7 - 65,8

Napoli 10 860 068 + 9,3 - 67,4

Olbia 2 978 769 - 0,7 - 52,7

Palermo 7 018 087 + 5,9 - 61,4

Parma 75 007 - 5,1 н.д.

Perugia 219 183 - 1,9 - 61,1

Pescara 703 386 + 5,5 - 74,8

Pisa 5 387 558 - 1,4 - 64,4

Reggiao Calabria 365 391 +2 - 75,3

Rimini 395 194 + 28,3 - 100

Roma Ciampino 5 879 496 + 0,7 - 66,1

Roma Fiumicino 43 532 573 + 1,3 - 71,7

Taranto - Grottagi 899 + 146,3 н.д.

Torino 3 952 158 - 3,3 - 57

Trapani 411 437 - 14,4 - 50,3

Treviso 3 254 731 - 1.6 - 86,5

Trieste 783 179 + 1,4 - 70,2

Venezia 11 561 594 + 3,4 - 47

Verona 3 638 088 + 5,2 - 57,1

Источник: Statistiche aeroporti italiani per il 2019 (ит. Статистика итальянских аэропортов за 2019 год) [19].

Региональные проблемы преобразования экономики, № 5, 2021

Выводы. В условиях преодоления кризиса 2020 года необходимо учитывать ряд структурных особенностей национального рынка авиаперевозок Италии. Ключевым фактором успешного преодоления кризиса может стать государственная поддержка в размере 3 млрд евро, анонсированная Правительством Италии в мае 2020 года, о чем было написано выше. Важно помнить, что рынок авиаперевозок является ключевым элементом в развитии туризма, а Италия является одним из европейских лидеров туристической индустрии. Развитость маршрутной сети ведущих национальных и региональных аэропортов Италии, наряду с расширением сегмента бюджетных авиаперевозок, может стать основополагающим фактором посткризисного развития туристической отрасти Италии. При этом ключевой проблемой является неэффективность национальной авиакомпании «Alitalia» и отсутствие национального бюджетного авиаперевозчика. При решении создания национальной итальянской бюджетной авиакомпании Правительство Италии должно учесть опыт зарубежных государств. Приведем один из таких примеров. В 2017 году на базе национальной авиакомпании «AZAL» (Республика Азербайджан) была создана бюджетная авиакомпания «Buta Airways», флот которой на этапе создания составили 4 ед. лайнера Embraer ERJ-190, ранее принадлежавших «AZAL». По итогам деятельности за 2019 год доля «Buta Airways» в структуре пассажиропотока аэропорта Баку

2019-CU ¡UN SS. YANVAR-DEKABR STATISTIKASI

BEYNOLXALQ REYSL9RD9

4,10

MLN.

АиАгабМ 4X

СЭМ/ SBRNiçiN

4,73 MLN.

2019-CU Ild9 top-io IstIqambt

Antalya

2. Moskva 5. Sorja

3. Noxçrvon 6. Kiyev

7. Tbilisi

СЭМ/ AViA$iRKBTL9R

37

Рис. 2. Направления в структуре маршрутной сети аэропорта Баку (Республика Азербайджан) за 2019 год.

Пример Республики Азербайджан в создании национальной бюджетной авиакомпании является показателем эффективного управления рынком пассажирских авиаперевозок. В условиях преодоления кризиса 2020 года, с учетом падения потребительской активности, спрос на услуги бюджетных авиакомпаний будет возрастать. Несколько слов о других примерах. «Группа Аэрофлот» в 2014 году инициировала создание российской бюджетной авиакомпании «Победа», которая за 6 лет своего существования вошла в ТОП крупнейших (по пассажиропотоку) авиакомпаний России. Национальная авиакомпания Республики Казахстан в 2018 году инициировала создание бюджетной авиакомпании «Fly Arystan», маршрутная сеть которой за 2 года охватила все региональные аэропорты Казахстана и заняла второе место (по пассажиропотоку) на рынке пассажирских авиаперевозок республики.

На основании анализа рынка пассажирских авиаперевозок Италии, а также учитывая зарубежный опыт развития сегмента бюджетных авиаперевозок, мы можем констатировать, что создание итальянской национальной бюджетной авиакомпании может стать ключевым факто-

Литература

1. Алексеенкова Е. С. Италия в восточном средиземноморье: между экономикой и геополитикой // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2020. - № 5. - С. 68-75, свободный. - Загл. с экрана.

2. Аэропорты Азербайджана в 2019 году побили новый рекорд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.baku.ws/hot_news/ii5i20 (дата обращения: 22.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

3. Названы самые посещаемые страны в 2019 году. Рамблер - Путешествия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://travel.rambler.ru/news/43489296-nazvany-samye-poseschaemye-strany-v-20i9-godu/ (дата обращения: 22.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

4. Население Италии в 2020 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://countrymeters.info/ru/ Italy (дата обращения: 22.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

5. Рублев В. В. Анализ влияния бюджетных авиакомпаний «Volotea» и «Vueling» на рынок пассажирских авиаперевозок Испании в условиях макроэкономической нестабильности // Теоретическая экономика. Ярославский государственный технический университет. - 2020. - № 11 (71) (ноябрь). - С. 6878.

6. Рублев В. В. Тенденции и перспективы развития европейских бюджетных авиакомпаний в условиях макроэкономической нестабильности (на примере «Ryanair», «easyJet», «Wizz Air», «Transavia», «Vueling») // Экономика устойчивого развития. - Краснодар. - 2020. - № 4 (44) (декабрь). - С. 226-234.

7. Самолеты: схемы, отзывы, билеты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samolety.org/ alitalia/ (дата обращения: 22.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

8. Тонини Дж. Обмен туристами между Италией и Россией //Вестник РМАТ. - 2013. - № 3 (9). - С. 78 -82.

9. Тонини Дж. Российский туризм в Италии: тенденции, сезонность, особенности //Вестник РМАТ. -2018. - № 1. - С. 122-132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Турпоток в Италию резко вырос в 2019 году благодаря расширению авиаперевозки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/63824/ (дата обращения: 22.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

11. «Alitalia» получит три миллиарда евро господдержки. [Электронный ресурс] URL:https:// countryscanner.ru/news/alitalia-poluchit-tri-milliarda-yevro-gospodderzhki/ (дата обращения: 22.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

12. «S7 Airlines». Карта полетов. [Электронный ресурс] URL:https://www.s7.ru/ru/info/routes.dot (дата обращения: 22.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

13. Aeroporto di Genova - Sito Ufficiale: voli, orari e offerte (ит. Аэропорт Генуи - Официальный сайт: рейсы, расписание, предложения). [An electronic resource]. Access mode: https://www.airport.genova.it/ (дата обращения: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

14. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр. Авиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы). [An electronic resource]. Access mode: https://www.vol-retarde.fr/ blog/20i9/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (дата обращения: 22.01.2021), свободный. - Загл. с экрана.

15. Etihad Airways приобрела 49 % акций авиакомпании Alitalia. [An electronic resource]. Access mode: http://www.ato.ru/content/etihad-airways-priobrela-49-akciy-aviakompanii-alitalia (дата обращения: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

16. Il trasporto aereo, il mercato concorrenziale e gli aiuti di Stato. Riflessioni a margine del caso Alitalia (ит. Воздушный транспорт, конкуретный рынок и государственная поддержка. Размышления о «Alitalia»). [An electronic resource]. Access mode: http://www.dirittolavorovariazioni.com/trasporto-aereo-mercato-concorrenziale-aiuti-stato-alitalia (дата обращения: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

17. Ministere de la transition ecologique (фр. Министерство транспорта и экологии Франции). Ежемесячной трафик европейского воздушного пространства. [An electronic resource]. Access mode: http:// salledelecture-ext.aviation-civile.gouv.fr/externe/mouvementsDavions/index.php (дата обращения: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

18. Nella mappa sono segnalati gli aeroporti commerciali italiani il cui numero pud variare in funzione delle au-

torizzazioni rilasciate da Enac. (ит. Карта аэропортов Италии, которые имеют разрешение «Enac» на обслуживание пассажирских регулярных и чартерных рейсов). [An electronic resource]. Access mode: https:// assaeroporti.com/aeroporti-italiani/mappa/(дата обращения: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

19. Number of passengers carried by air in the European Union (EU-28) from 2008 to 2019, (англ. Статистика европейского рынка пассажирских авиаперевозок с 2008 по 2019 год). [An electronic resource]. A ccess mode: https://www. statista. com/statistics/1118397/air-passenger-transport-european-union/ (дата обращения: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

20. Statistiche aeroporti italiani per il 2019 (ит. Статистика итальянских аэропортов за 2019 год). [An electronic resource]. Access mode: https://assaeroporti.com/dati-annuali/ (дата обращения: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

References:

1.Alekseenkova E. S. Italiya v vostochnom sredizemnomor'e: mezhdu ekonomikoj i geopolitikoj // Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN. - 2020. - № 5. - S. 68-75, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

2. Aeroporty Azerbajdzhana v 2019 godu pobili novyj rekord. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// ru.baku.ws/hot_news/115120 (data obrashcheniya: 22.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Nazvany samye poseshchaemye strany v 2019 godu. Rambler - Puteshestviya. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://travel.rambler.ru/news/43489296-nazvany-samye-poseschaemye-strany-v-2019-godu/ (data obrashcheniya: 22.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

4. Naselenie Italii v 2020 godu. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://countrymeters.info/ru/Italy (data obrashcheniya: 22.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

5. Rublev V. V. Analiz vliyaniya byudzhetnyh aviakompanij «Volotea» i «Vueling» na rynokpassazhirskih avia-perevozok Ispanii v usloviyah makroekonomicheskoj nestabil'nosti // Teoreticheskaya ekonomika. YAroslavskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet. - 2020. - № 11 (71) (noyabr). - S. 68-78.

6. Rublev V. V. Tendencii i perspektivy razvitiya evropejskih byudzhetnyh aviakompanij v usloviyah makroekonomicheskoj nestabil'nosti (na primere «Ryanair», «easyJet», «Wizz Air», «Transavia», «Vueling») // Ekonomika ustojchivogo razvitiya. - Krasnodar. - 2020. - № 4 (44) (dekabr). - S. 226-234.

7. Samolety: skhemy, otzyvy, bilety. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://samolety.org/alitalia/ (data obrashcheniya: 22.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

8. Tonini Dzh. Obmen turistami mezhdu Italiej i Rossiej // VestnikRMAT. - 2013. - № 3 (9). - S. 78-82.

9. Tonini Dzh. Rossijskij turizm v Italii: tendencii, sezonnost', osobennosti // Vestnik RMAT. - 2018. - № 1. - S. 122-132.

10. Turpotok v Italiyu rezko vyros v 2019 godu blagodarya rasshireniyu aviaperevozki. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/63824/ (data obrashcheniya: 22.01.2021), svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.

11. «Alitalia» poluchit tri milliarda evro gospodderzhki. [Elektronnyj resurs] URL:https://countryscanner.ru/ news/alitalia-poluchit-tri-milliarda-yevro-gospodderzhki/ (data obrashcheniya: 22.01.2021), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

12. «S7 Airlines». Karta poletov. [Elektronnyj resurs] URL:https://www.s7.ru/ru/info/routes.dot (data obrashcheniya: 22.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

13. Aeroporto di Genova - Sito Ufficiale: voli, orari e offerte (it. Aeroport Genui - Oficial'nyj sajt: rejsy, raspisanie, predlozheniya). [An electronic resource]. Access mode: https://www.airport.genova.it/ (data obrashcheniya: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

14. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (fr. Aviakompanii: 8 krupnejshih aviakompanij Evropy). [An electronic resource]. Access mode: https://www.vol-retarde.fr/ blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (data obrashcheniya: 22.01.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

15. Etihad Airways priobrela 49 % akcij aviakompanii Alitalia. [An electronic resource]. Access mode: http:// www.ato.ru/content/etihad-airways-priobrela-49-akciy-aviakompanii-alitalia (data obrashcheniya: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

16. Il trasporto aereo, il mercato concorrenziale e gli aiuti di Stato. Riflessioni a margine del caso Alitalia (it. Vozdushnyj transport, konkuretnyj rynok i gosudarstvennaya podderzhka. Razmyshleniya o «Alitalia»). [An electronic resource]. Access mode: http://www.dirittolavorovariazioni.com/trasporto-aereo-mercato-concorrenziale-aiuti-stato-alitalia (data obrashcheniya: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

17. Ministere de la transition ecologique (fr. Ministerstvo transporta i ekologii Francii). Ezhemesyachnoj trafik evropejskogo vozdushnogo prostranstva. [An electronic resource]. Access mode: http://salledelecture-ext.aviation-civile.gouv.fr/externe/mouvementsDavions/index.php (data obrashcheniya: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

18. Nella mappa sono segnalati gli aeroporti commerciali italiani il cui numero pud variare in funzione delle autorizzazioni rilasciate da Enac. (it. Karta aeroportov Italii, kotorye imeyut razreshenie «Enac» na obslu-zhivanie passazhirskih regulyarnyh i charternyh rejsov). [An electronic resource]. Access mode: https:// assaeroporti.com/aeroporti-italiani/mappa/ (data obrashcheniya: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

19. Number of passengers carried by air in the European Union (EU-28) from 2008 to 2019, (angl. Statistika evropejskogo rynka passazhirskih aviaperevozok s 2008 po 2019 god). [An electronic resource]. Access mode: https://www.statista.com/statistics/1118397/air-passenger-transport-european-union/ (data obrashcheniya: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

20. Statistiche aeroporti italiani per il 2019 (it. Statistika ital'yanskih aeroportov za 2019 god). [An electronic resource]. Access mode: https://assaeroporti.com/dati-annuali/ (data obrashcheniya: 22.01.2021), free. Heading from the screen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.