Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВЕДУЩИХ ЕВРОПЕЙСКИХ БЮДЖЕТНЫХ АВИАОМПАНИЙ "EASYJET" И "RYANAIR"'

АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВЕДУЩИХ ЕВРОПЕЙСКИХ БЮДЖЕТНЫХ АВИАОМПАНИЙ "EASYJET" И "RYANAIR" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / "EASYJET" / "RYANAIR"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

Цель работы. Ключевой целью проводимого исследования стал анализ маркетинговой политики двух крупнейших бюджетных авиакомпаний Европы - авиакомпании «easyJet» (Великобритания) и авиакомпании «Ryanair» (Ирландия). Методология и методы проведения работы. В статье представлен анализ рынка крупнейших авиакомпаний Европы, определена роль и влияние бюджетных авиакомпаний на структуру рынка. Установлено, что эксплуатационная эффективность авиапарка бюджетных авиакомпаний значительно выше показателя эксплуатационной эффективности классических авиакомпаний. Представлен анализ маршрутной сети исследуемых авиакомпаний на региональном рынке пассажирских авиаперевозок (на примере аэропорта г. Бордо, Франция). Проведен анализ ценообразования бюджетных авиакомпаний по ряду региональных направлений. Результаты. Результатом исследования является выявление основных принципов построения маркетинговой политики бюджетных авиакомпаний. Минимизация производственных затрат, в том числе минимальный рекламный бюджет, лояльность к часто летающим пассажирам, высокая загруженность рейсов (выше показателей классических авиакомпаний), высокая доля доходов от реализации дополнительных услуг (питание на борту, услуга выбора места, услуга изменения даты вылета, услуга по провозу регистрируемого багажа) являются ключевыми отличительными особенностями от классических авиакомпаний. Стоимость авиабилета, являющаяся более низкой по сравнению с авиабилетами по заданным маршрутам классических авиакомпаний, является фундаментальной основой популярности бюджетных авиакомпаний. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке маркетинговых стратегий национальных авиакомпаний России. Европейский опыт развития сегмента бюджетных авиаперевозок доказал свою эффективность в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года, в результате которого влияние бюджетных авиаперевозчиков на рынок пассажирских авиаперевозок Европы заметно возросло. Выводы. В условиях макроэкономической нестабильности, спровоцированной пандемией COVID-19, был нанесен колоссальный ущерб рынку пассажирских авиаперевозок. Значительное количество стран ввели временный запрет и ограничительные меры на авиаперелеты, что спровоцировало падение спроса, по оценкам экспертов, от 60 % до 90 %. В сложившихся условиях, преодолевая последствия макроэкономического кризиса, авиакомпании будут совершенствовать маркетинговые стратегии и внедрять механизмы управления авиаперевозками, доказавшие свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MARKETING POLICIES OF LEADING EUROPEAN COMPANIES BUDGET AIRLINES "EASYJET" AND " RYANAIR"

Purpose of work. The key goal of the research was to analyze the marketing policies of two of the largest budget airlines in Europe - easyJet (great Britain) and Ryanair (Ireland). Methodology and methods of work. The article presents an analysis of the market of the largest airlines in Europe, defines the role and influence of low-cost airlines on the market structure. It is established that the operational efficiency of the fleet of budget airlines is significantly higher than the operational efficiency of classic airlines. The article presents an analysis of the route network of the studied airlines in the regional passenger air transportation market (for example, the airport of Bordeaux, France). The analysis of pricing of low-cost airlines in a number of regional directions is carried out. Results. The result of the study is to identify the main principles of building the marketing policy of budget airlines. Minimization of production costs, including a minimum advertising budget, loyalty to frequent flyers, high flight congestion (higher than the indicators of classic airlines), a high share of revenue from the sale of additional services (on-Board meals, seat selection, departure date change, checked baggage service) are the key distinguishing features from classic airlines. The cost of an air ticket, which is lower in comparison with air tickets on the specified routes of classic airlines, is the fundamental basis of the popularity of budget airlines. The scope of the results. The results of the study can be used in the development of marketing strategies for Russian national airlines. The European experience of development of low cost air carriers has proved its efficiency in the conditions of overcoming of consequences of world financial crisis of 2008, in which the impact of low cost carriers market, passenger traffic in Europe has increased markedly. Conclusions. In the context of macroeconomic instability provoked by the COVID-19 pandemic, the passenger air transportation market was severely damaged. A significant number of countries have introduced temporary bans and restrictive measures on air travel, which caused a drop in demand, according to experts, from 60 % to 90 %. In the current conditions, overcoming the consequences of the macroeconomic crisis, airlines will improve their marketing strategies and implement air transportation management mechanisms that have proven their effectiveness.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВЕДУЩИХ ЕВРОПЕЙСКИХ БЮДЖЕТНЫХ АВИАОМПАНИЙ "EASYJET" И "RYANAIR"»

Маркетинг

УДК: 339.13 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

аспирант кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Москва),

e-mail.: v.v.rublev@yandex.ru

ЛАРИНОЛЕГНИКОЛАЕВИЧ

д.т.н, профессор кафедры Предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва),

e-mail: larin.on@rea

АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОМ ПОЛИТИКИ ВЕДУЩИХ ЕВРОПЕЙСКИХ БЮДЖЕТНЫХ АВИАКОМПАНИЙ «БАБУШ» И <^УАМА№»

Аннотация. Цель работы. Ключевой целью проводимого исследования стал анализ маркетинговой политики двух крупнейших бюджетных авиакомпаний Европы — авиакомпании «easyJet» (Великобритания) и авиакомпании «И.уапа1Г» (Ирландия). Методология и методы проведения работы. В статье представлен анализ рынка крупнейших авиакомпаний Европы, определена роль и влияние бюджетных авиакомпаний на структуру рынка. Установлено, что эксплуатационная эффективность авиапарка бюджетных авиакомпаний значительно выше показателя эксплуатационной эффективности классических авиакомпаний. Представлен анализ маршрутной сети исследуемых авиакомпаний на региональном рынке пассажирских авиаперевозок (на примере аэропорта г. Бордо, Франция). Проведен анализ ценообразования бюджетных авиакомпаний по ряду региональных направлений. Результаты. Результатом исследования является выявление основных принципов построения маркетинговой политики бюджетных авиакомпаний. Минимизация производственных затрат, в том числе минимальный рекламный бюджет, лояльность к часто летающим пассажирам, высокая загруженность рейсов (выше показателей классических авиакомпаний), высокая доля доходов от реализации дополнительных услуг (питание на борту, услуга выбора места, услуга изменения даты вылета, услуга по провозу регистрируемого багажа) являются ключевыми отличительными особенностями от классических авиакомпаний. Стоимость авиабилета, являющаяся более низкой по сравнению с авиабилетами по заданным маршрутам классических авиакомпаний, является фундаментальной основой популярности бюджетных авиакомпаний. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке маркетинговых стратегий национальных авиакомпаний России. Европейский опыт развития сегмента бюджетных авиаперевозок доказал свою эффективность в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса 2008 года, в результате которого влияние бюджетных авиаперевозчиков на рынок пассажирских авиаперевозок Европы заметно возросло. Выводы. В условиях макроэкономической нестабильности, спровоцированной пандемией COVID-19, был нанесен колоссальный ущерб рынку пассажирских авиаперевозок. Значительное количество стран ввели временный запрет и ограничительные меры на авиаперелеты, что спровоцировало падение спроса, по оценкам экспертов, от 60 % до 90 %. В сложившихся условиях, преодолевая последствия макроэкономического кризиса, авиакомпании будут совершенствовать маркетинговые стратегии и внедрять механизмы управления авиаперевозками, доказавшие свою эффективность.

Ключевые слова: бюджетные авиакомпании, региональные авиаперевозки, рынок авиаперевозок, «easyJet», «И.уапа1Г».

RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH

post-graduate student of the Department of Entrepreneurship and logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow),

e-mail.: v.v.rublev@yandex.ru

LARIN OLEG NIKOLAEVICH

Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Entrepreneurship and Logistics of the PRUE G.V. Plekhanov (Moscow),

e-mail: larin.on@rea

ANALYSIS OF MARKETING POLICIES OF LEADING EUROPEAN COMPANIES BUDGET AIRLINES "EASYJET" AND " RYANAIR»

Abstract. Purpose of work. The key goal of the research was to analyze the marketing policies of two of the largest budget airlines in Europe — easyJet (great Britain) and Ryanair (Ireland). Methodology and methods of work. The article presents an analysis of the market of the largest airlines in Europe, defines the role and influence of low-cost airlines on the market structure. It is established that the operational efficiency of the fleet of budget airlines is significantly higher than the operational efficiency of classic airlines. The article presents an analysis of the route network of the studied airlines in the regional passenger air transportation market (for example, the airport of Bordeaux, France). The analysis of pricing of low-cost airlines in a number of regional directions is carried out. Results. The result of the study is to identify the main principles of building the marketing policy of budget airlines. Minimization of production costs, including a minimum advertising budget, loyalty to frequent flyers, high flight congestion (higher than the indicators of classic airlines), a high share of revenue from the sale of additional services (on-Board meals, seat selection, departure date change, checked baggage service) are the key distinguishing features from classic airlines. The cost of an air ticket, which is lower in comparison with air tickets on the specified routes of classic airlines, is the fundamental basis of the popularity of budget airlines. The scope of the results. The results of the study can be used in the development of marketing strategies for Russian national airlines. The European experience of development of low cost air carriers has proved its efficiency in the conditions of overcoming of consequences of world financial crisis of 2008, in which the impact of low cost carriers market, passenger traffic in Europe has increased markedly. Conclusions. In the context of macroe-conomic instability provoked by the COVID-19 pandemic, the passenger air transportation market was severely damaged. A significant number of countries have introduced temporary bans and restrictive measures on air travel, which caused a drop in demand, according to experts, from 60 % to 90 %. In the current conditions, overcoming the consequences of the macroeconomic crisis, airlines will improve their marketing strategies and implement air transportation management mechanisms that have proven their effectiveness. Keywords: low-cost airlines, regional air transportation, air transportation market, "easyJet", "Ryanair".

Введение. Стремительный рост и развитие бюджетных авиакомпаний явились феноменом на рынке пассажирских авиаперевозок. Существовавшая на протяжении десятилетий концепция классической авиакомпании, пассажир которой получает широкий перечень базовых услуг и возможность приобретения дополнительных услуг, постепенно теряет свою актуальность на высокоразвитых региональных рынках авиаперевозок. В классическом определении бюджетная авиакомпания - это авиакомпания, которая чаще всего предлагает дешевые авиабилеты благодаря снижению эксплуатационных расходов [1].

Снижение производственных издержек достигается за счет эксплуатации значительного количества воздушных судов одной категории и модификации (дисконт при приобретении, снижение стоимости обслуживания и ремонта); одноклассовой компоновки салона (увеличение количества кресел по сравнению с двух-трех классовой компоновкой); предпочтения в выборе региональных аэропортов (снижение стоимости обслуживания пассажиров и воздушного судна); высоких эксплуатационных показатели (1 воздушное судно совершает 5-7 рейсов и имеет среднесуточный налет 15-16 часов). Таким образом, снижая производственные издержки, бюджетные авиакомпании предоставляют пассажирам возможность приобретения авиабилета по цене, значительно ниже стоимости авиабилета классического авиаперевозчика. Бюджетные авиакомпании предоставляют широкий спектр дополнительных услуг: услуга платного выбора мест, услуга выбора мест с увеличенным пространством для ног, услуга платного питания, продажа товаров на борту, услуга приобретения места для багажа, услуга коммерческой доставки грузов, реклама на борту воздушного судна и другие услуги. Бизнес-модель бюджетной авиакомпании оказалась крайне востребованной, авиаперелет с базовым набором услуг является

более доступным по сравнению с передвижением на автомобильном и железнодорожном транспорте. Если пассажир выбирает ряд дополнительных услуг (выбор места, питание на борту, регистрируемый багаж), то стоимость авиабилета бюджетной авиакомпании сопоставима со стоимостью авиабилета классической авиакомпании.

Методы исследования. Вопросам анализа деятельности бюджетных авиакомпаний посвящены труды отечественных и зарубежных ученых. В статье Мальцева А. А., Матвеевой А. В., Тарасова А. Г. «Лоукост - компании как драйвер роста мирового авиапассажиропотока» [2] проведен анализ развития ведущих европейских бюджетных авиакомпаний в период с 2003 по 2014 год. На основании проведенного исследования авторы заключают, что развитие мирового рынка пассажирских авиаперевозок обусловлено развитием бюджетных авиакомпаний. Бюджетные авиакомпании развивают маршрутную сеть, увеличивают и обновляют парк воздушных судов. Статья Панасюк И. П. и Тертычной А. О. «Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок» [3] основывается на анализе ключевых показателей деятельности ведущих мировых бюджетных авиакомпаний. Авторы исследования заключают, что авиаперелет, благодаря появлению и развитию бюджетных авиакомпаний, стал одним из наиболее доступных видов передвижения. По мнению авторов, бюджетные авиакомпании будут усиливать свою роль и влияние на рынке, составляя ключевую основу мировой тенденции увеличения пассажиропотока. В статье Мальцева А. А., Матвеевой А. В. «Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста» [4] авторы доказывают, что ключевым фактором развития рынка является развитие направления бюджетных авиаперевозок на расстоянии малой и средней дальности. Минимальная стоимость билета позволяет обеспечивать высокий пассажиропоток, высокая эксплуатационная нагрузка обеспечивает более эффективное использование воздушных судов по сравнению с классическими авиаперевозчиками. Исследование Разумновой Л. Л. «Конкуренция на рынке авиаперевозок: позиции лоукостеров» [5] посвящено анализу конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок. Автор заключает, что бюджетные авиакомпании могут осуществлять более эффективное развитие, однако этому препятствуют законодательные ограничения ряда государств. Политика либерализации нормативно -правового регулирования деятельности авиакомпаний способствует развитию рынка пассажирских авиаперевозок за счет увеличения доли рынка бюджетных авиакомпаний. В статье Гоми-левской Г. А., Щур В. В., Щур С. Ю. «Перспективы развития авиатранспортных перевозок в формате лоукост на Дальнем Востоке (на примере Приморского края)» [6] предложена модель создания бюджетной авиакомпании на Дальнем Востоке Российской Федерации. По мнению авторов исследования, развитие направления бюджетных авиаперевозок на Дальнем Востоке позволит ускорить процесс экономической интеграции со странами Азии. Стоит учитывать концептуальную основу бюджетной авиакомпании, максимальная концентрации бюджетных авиаперевозчиков в регионах с высокой плотностью населения (Европа, США, Китай, Япония). Дальний Восток Российской Федерации является регионом с низким показателем плотности населения и значительной удаленностью населенных пунктов. Создание бюджетной авиакомпании на Дальнем Востоке может оказаться экономически необоснованным решением. При этом развитие маршрутной сети бюджетных авиаперевозчиков из Китая и Японии может иметь положительный эффект и оказать решающее значение в вопросах экономической и социокультурной интеграции региона со странами Азии.

Роль бюджетных авиакомпаний в структуре рынка. Бюджетные авиакомпании занимают особое положение в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок. Из 8 крупнейших авиакомпаний и авиахолдингов Европы 3 авиакомпании являются бюджетными: «Ryanair» (Ирландия), «EasyJet» (Великобритания), «Wizz Air» (Венгрия) (таблица 1). При этом крупнейшие авиахолдинги: «Lufthansa Group» (Германия), LAG (Великобритания), группа «Аэрофлот» (Россия) имеют дочерние структуры (авиакомпании), развивающие деятельность в сегменте бюджетных авиаперевозок. Группа «Аэрофлот» в 2014 году инициировала создание российского бюджетного авиаперевозчика - авиакомпанию «Победа». По состоянию на 2020 год авиакомпания «Победа» входит в ТОП-5 авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров по итогам 2019 года, демонстрируя высокие показатели роста (увеличение количества перевезенных пассажиров) и развития (расширение маршрутной сети, увеличение парка воздушных судов). [7] Авиахолдинг «Air France» - KLM (Франция, Нидерланды) выра-

жает заинтересованность в приобретении и развитии бюджетной авиакомпании «Transavia». Таким образом, в перечне 8 крупнейших авиакомпаний и авиахолдингов классической авиакомпанией остается Turkish Airlines (Турция), это обусловлено региональными особенностями рынка и особыми требованиями пассажиров к уровню комфорта и обслуживания на борту воздушного судна.

Таблица 1

Крупнейшие авиакомпании Европы по итогам 2019 года

Название (Страна) Сегмент Количество перевезенных пассажиров (2019 г.), млн чел. Количество воздушных судов, ед. Среднегодовая перевозка пассажиров 1 воздушным судном, чел.

Ryanair (Ирландия) Бюджетная авиакомпания 152 442 343 891

Lufthansa Group (Lufthansa, Eurowings, Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines) (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария) «Lufthansa», «Swiss», «Austrian Airlines», «Brussels Airlines» - классические авиакомпании. «Eurowings» - бюджетная авиакомпания. 145 760 190 789

LAG (British Airways, Iberia, Vueling, Aer Lingus, LEVEL) (Великобритания, Испания) «British Airways», «Iberia» - классические авиакомпании. «Vueling», «Aer Lingus», «LEVEL» -бюджетные авиакомпании 118 589 200 339

«EasyJet» (Великобритания) Бюджетная авиакомпания 96,1 332 289 457

«Air France» - KLM (Франция, Нидерланды) Классическая авиакомпания 87,6 546 160 439

Turkish Airlines (Турция) Классическая авиакомпания 74,2 346 214 450

Группа «Аэрофлот» (Россия) «Аэрофлот», «Россия» - классические авиакомпании, «Победа» -бюджетная авиакомпания. 60,7 247 245 748

Wizz Air (Венгрия) Бюджетная авиакомпания 39,6 110 360 000

Источник: Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр. Авиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы) [8].

Анализ маршрутной сети бюджетных авиакомпаний «EasyJet» и «Ryanair». Бюджетные авиакомпании демонстрируют высокие показатели эксплуатационной эффективности (таблица 1). Обуславливающими факторами являются: эксплуатация воздушных судов на рейсах малой и средней дальности, высокий показатель средней загруженности пассажирских кресел. Таким образом, венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air» демонстрирует рекордный показатель, составивший в 2019 году 360 тысяч пассажиров, перевезенных 1 воздушным судном парка авиакомпании. Бюджетная авиакомпания «Ryanair», являющаяся лидером по количеству перевезенных пассажиров и величине парка воздушных судов имела в 2019 году показатель 343,8 тыс. пассажиров, перевезенных из расчета 1 воздушным судном авиакомпании.

С целью анализа маркетинговой политики крупнейших бюджетных авиакомпаний Европы «EasyJet» и «Ryanair» приведем данные о государствах - присутствия и количестве аэропортов, полеты из которых осуществляют авиаперевозчики (таблица 3, таблица 4).

Таблица 3

Маршрутная сеть авиакомпании «EasyJet» (Великобритания), 2020 год

Государство Количество используемых аэропортов

Испания 21

Франция 20

Италия 20

Великобритания 18

Греция 14

Германия 13

Австрия 5

Хорватия 4

Турция 4

Португалия 4

Польша 4

Марокко 4

Швейцария 3

Египет 3

Финляндия 2

Кипр 2

Дания 2

Болгария 2

1 эксплуатируемый аэропорт: Эстония, Чехия, Черногория, Словения, Сербия, Норвегия, Нидерланды, Мальта, Косово, Исландия, Иордания, Израиль, Венгрия, Бельгия, Албания.

Итого: авиакомпания осуществляет рейсы из 159 аэропортов

Источник: «EasyJet». Официальный сайт (русскоязычная версия) [9]/

Таблица 4 Маршрутная сеть авиакомпании <^уапат> (Ирландия), 2020 год

Государство Количество используемых аэропортов

Франция 29

Италия 23

Испания 22

Великобритания 12

Германия 12

Польша 9

Ирландия 8

Марокко 6

Австрия 4

Финляндия 3

Швеция 3

Хорватия 3

Дания 2

Литва 2

Нидерланды 2

Португалия 2

Чехия 2

Норвегия 2

1 эксплуатируемый аэропорт: Болгария, Венгрия, Кипр, Мальта, Румыния, Бельгия, Латвия, Словакия, Швейцария.

Итого: авиакомпания осуществляет рейсы из 155 аэропортов Источник: «Ryanair». Официальный сайт (русскоязычная версия) [10]

Представленные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень присутствия бюджетных авиакомпаний демонстрируют Франция, Испания, Италия, Германия, Великобритания, Греция - ведущие государства Европы по численности населения, уровню благосостояния и степени развития сферы туризма. Бюджетные авиакомпании осуществляют свое присутствие практически во всех государствах европейского континента, а общее количество эксплуатируемых аэропортов превышает 150, что, бесспорно, является очень высоким показателем. Маршрутная сеть классических авиакомпаний подразумевает высокую концентрацию в аэропорту столицы государства, развитое направление между столицей и регионами, высоко развитую сеть между столицами государств.

Бюджетные авиакомпании приоритетным направлением развития маршрутной сети считают развитие между региональными городами. Стоимость затрат, осуществляемых на наземное обслуживание воздушного судна в региональном аэропорту, существенно ниже стоимости обслуживания в столичных аэропортах. Стоимость аэропортовых сборов, взимаемых с пассажиров, в региональных аэропортах также существенно ниже, чем в столичных. Ряд регионов в рамках стратегии развития туризма предоставляет бюджетным авиакомпаниям существенные льготы и преференции при условии достижения определенных показателей пассажиропотока. Данными действиями регион обеспечивает приток туристов, что, в свою очередь, увеличивает доходы предприятий малого и среднего бизнеса, задействованных в туристической индустрии. Данная форма поддержки авиакомпаний на региональном уровне получает существенное распространение ввиду экономической эффективности и обоснованности.

Продемонстрируем развитость маршрутной сети ведущих европейских бюджетных авиакомпаний «EasyJet» и <Жуапат> на региональном уровне посредством анализа авиарейсов, выполняемых из аэропорта г. Бордо, Франция (Бордо - Мариньяк) по состоянию на май 2020 года (рисунок 1, рисунок 2).

Рис. 1. Маршрутная сеть авиакомпании «EasyJet» из аэропорта г. Бордо (Франция), 2020 год. Источник: Bordeaux-Merignac Airport. Официальный сайт (фр. Аэропорт Бордо-Мариньяк) [11].

Рис. 2. Маршрутная сеть авиакомпании «Ryanair» из аэропорта г. Бордо (Франция), 2020 год. Источник: Bordeaux-Merignac Airport. Официальный сайт (фр. Аэропорт Бордо-Мариньяк) [11]

Представленные данные свидетельствуют о том, что региональные аэропорты в структуре маршрутной сети бюджетных авиакомпаний занимают особое положение. Значительная доля рейсов, выполняемых из региональных аэропортов - это рейсы малой дальности (до 1000 км). Эксплуатация воздушных судов на рейсах малой дальности занимает от 40 до 90 минут, что позволяет осуществлять более 7-8 рейсов в сутки с учетом времени на наземное обслуживание воздушного судна 30-40 минут. Выполняя 1 рейс по данному направлению, бюджетная авиакомпания имеет возможность формировать структуру маршрутной сети 1 воздушного судна таким образом, чтобы не допускать выполнения «технического рейса «(рейс, осуществляемый экипажем без пассажиров). К примеру, выполнив рейс по маршруту г. Бордо - г. Ницца, воздушное судно выполняет следующий рейс по обратному маршруту или иной рейс из аэропорта г. Ницца согласно плану.

Анализ маркетинговой политики бюджетных авиакомпаний «easyJet» и «Ryanair». Бюджетные авиакомпании осуществляют продажу авиабилетов через собственные ресурсы, что позволяет избежать затрат на услуги агентств, специализирующихся на продаже авиабилетов. Пассажир имеет возможность приобретения авиабилета на официальном сайте авиакомпании методом безналичного расчета. Авиакомпании формируют тарифную политику на основании дальности маршрута и времени выполнения рейса. Рейсы, осуществляемые в вечернее и ночное время, как правило, существенно ниже стоимости рейсов по аналогичным направлениям, выполняемым в утреннее и дневное время. Бюджетные авиакомпании, как правило, формируют тарифную политику на основании наполняемости воздушного судна. К примеру, вместимость авиалайнера составляет 180 пассажиров, первые 30 % - 50 % билетов реализуются по минимальному тарифу, по мере наполняемости воздушного судна тарифы возрастают. Базовый тариф (без услуги выбора места, без регистрируемого багажа и питания на борту) на начальном этапе наполняемости авиалайнера может достигать 20-30 % от стоимости авиабилета классической авиакомпании, в момент 90-100 % наполняемости рейса стоимость базового тарифа может составлять 70-80 % от стоимости авиабилета классической авиакомпании. Данная стратегия, присущая всем бюджетным авиакомпаниям, способствует стимулированию

заблаговременных приобретений авиабилетов и позволяет достигать высокого уровня средней загруженности рейсов. Приведем пример стоимости базового тарифа по 10 выбранным направлениям маршрутной сети ведущих европейских бюджетных авиакомпаний «easyJet» и <Жуапат>, выполняемых из г. Бордо, Франция (Бордо - Мариньяк) (таблица 5, таблица 6). Запрос стоимости авиабилетов был осуществлен 29.05.2020. Предполагаемая дата полета - 1 июля 2020 года. Конвертация евро / российский рубль была осуществлена 29.05.2020 по курсу ЦБ 78 руб. - 1 евро.

Таблица 5

Стоимость авиабилетов авиакомпании «easyJet», из аэропорта г. Бордо (Франция), май 2020 года

Направление Расстояние (км) Базовый тариф, (euro) Базовый тариф, (руб-)

г. Бордо - г. Лондон (Великобритания) 798 29 2 262

г. Бордо - г. Брюссель (Бельгия) 802 56 4 368

г. Бордо - г. Ницца 605 31 2 418

г. Бордо - г. Женева (Швейцария) 541 22 1 716

г. Бордо - г. Берлин (Германия) 1 354 24 1 872

г. Бордо - г. Лиссабон (Португалия) 967 35 2 730

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Бордо - г. Милан (Италия) 753 29 2 262

г. Бордо - г. Глазго (Великобритания) 1 172 35 2 730

г. Бордо - г. Порту (Португалия) 768 29 2 262

г. Бордо - г. Бастия (о. Корсика) 802 55 4 290

Источник: «easyJet». Официальный сайт (русскоязычная версия). Запрос стоимости авиабилетов [12].

Таблица 6

Стоимость авиабилетов авиакомпании «Ryanair» из аэропорта г. Бордо (Франция), май 2020 года

Направление Расстояние (км) Базовый тариф, (euro) Базовый тариф, (руб)

г. Бордо - г. Вена (Австрия) 1 345 46 3 588

г. Бордо - г. Брюссель (Бельгия) 802 25 1 950

г. Бордо - г. Прага (Чехия) 1 277 28 2 184

г. Бордо - г. Неаполь (Италия) 1 248 42 3 276

г. Бордо - г. Дублин (Ирландия) 1 092 49 3 822

г. Бордо - г. Эдинбург (Великобритания) 1 172 30 2 340

г. Бордо - г. Салоники (Греция) 1 938 55 4 290

г. Бордо - г. Лондон (Великобритания) 798 19 1 482

г. Бордо - г. Манчестер (Великобритания) 871 24 1 872

г. Бордо - г. Милан (Италия) 753 14 1 092

Источник: «Ryanair». Официальный сайт (русскоязычная версия). Запрос стоимости авиабилетов [13].

На основании представленных данных мы можем констатировать, что маркетинговые стратегии ведущих европейских авиакомпаний <Жуапат> и «easyJet» имеют ряд фундаментальных сходств. Важным элементом в деятельности бюджетной авиакомпании является эффективно выстроенная маршрутная сеть, позволяющая обеспечивать высокий показатель эксплуатационной эффективности воздушного судна. Концентрация деятельности в региональных аэро-

портах позволяет существенно снижать производственные затраты на обслуживание авиалайнеров и пассажиров (аэропортовые сборы). Регионы, заинтересованные в развитии туризма, могут оказывать дополнительную поддержку деятельности бюджетных авиакомпаний, тем самым стимулируя увеличение пассажиропотока (в том числе туристического). Оказываемая поддержка, выраженная в субсидировании части затрат авиакомпании на аэропортовое обслуживание, предоставляет возможность развития маршрутной сети данного аэропорта, что, в свою очередь, увеличивает пассажиропоток и способствует усилению роли и влияния бюджетного авиаперевозчика на региональном уровне. Опыт европейских стран в построении рынка бюджетных пассажирских авиаперевозок может быть применим на рынке пассажирских авиаперевозок России и стран СНГ. Мировой опыт доказывает, что развитие рынка пассажирских авиаперевозок осуществляется в первую очередь благодаря увеличению доли рынка бюджетных авиакомпаний.

Выводы. Присутствие зарубежных бюджетных авиакомпаний на российском рынке остается крайне низким, уступая показателям европейских государств. По состоянию на май 2020 года только 4 иностранные бюджетные авиакомпании осуществляют регулярные рейсы в Российскую Федерацию: «Fly Arystan» (Казахстан), рейс г. Москва - г. Нур-Султан; «Wizz Air» (Венгрия), рейсы из г. Москва в города Будапешит, Дебрецен, Лондон; «Air Maita» (Мальта), рейсы из Москвы на о. Мальта; «Fly Dubai» (О. А. Э.) рейсы из Дубая в города Москва, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, Краснодар [14].

Развитие направления бюджетных авиаперевозок станет ключевым фактором развития рынка в период макроэкономической нестабильности. Осуществляя перелет, пассажиры все чаще будут выбирать вариант приобретения базового тарифа с минимальными затратами. Развитие бюджетных авиакомпаний будет осуществляться за счет увеличения парка воздушных судов и развития региональных направлений маршрутной сети. Развитие классических авиакомпаний будет достигаться за счет совершенствования маркетинговой стратегии, в основе которой будет заложен принцип минимизации базовых затрат авиаперевозчика и возможность получения дополнительных доходов за счет увеличения объема перевозимых коммерческих грузов в рамках действующей маршрутной сети регулярных рейсов, а также за счет предоставления дополнительных платных услуг пассажирам. Применение зарубежного опыта позволит российским авиакомпаниям повысить производственную эффективность, достигнув оптимального соотношения цены и качества предоставляемой услуги. Активное развитие направления бюджетных авиаперевозок позволил европейскому рынку пассажирских авиаперевозок успешно преодолеть последствия мирового финансового кризиса 2008 года. Увеличение роли и влияния бюджетных авиакомпаний стало ключевым фактором увеличения спроса на авиационную технику в период посткризисного восстановления экономики.

Литература

1. Compagnies low-cost (фр. Бюджетные авиакомпании). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.voyagerenavion.fr/compagnies-low-cost/ (дата обращения: 30.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

2. Мальцев А. А., Матвеева А. В., Тарасов А. Г. Лоукост - компании как драйвер роста мирового авиапассажиропотока //ПСЭ. - 2016. - № 1 (57). - С. 63-67.

3. Панасюк П. И., Тертычная А. О. Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок // БИ. - 2017. - № 5 (472). - С. 34-39.

4. Мальцев А. А., Матвеева А. В. Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста // Управленец. - 2018. - № 3. - С. 26-31.

5. Разумнова Л. Л. Конкуренция на рынке авиаперевозок: позиции лоукостеров // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2014. - № 6 (55). - С. 14-19.

6. Гомилевская Г. А., Щур В. В., Щур С. Ю. Перспективы развития авиатранспортных перевозок в формате лоукост на Дальнем Востоке (на примере приморского края) // КНЖ. - 2018. - № 2 (23). - С. 133-137.

7. Авиакомпания «Победа». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.pobeda.aero/about/company (дата обращения: 30.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

8. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр. Авиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vol-retarde.fr/ blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (дата обращения: 29.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

9. «easyJet». Официальный сайт (русскоязычная версия). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.easyJet.com/ru (дата обращения: 29.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

10. «Ryanair». Официальный сайт (русскоязычная версия). [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://ryanair-ru.com/marshrutnaya-set/marshrutnaja-setj-ryanair.html (дата обращения: 29.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

11. Bordeaux-Mérignac Airport. Официальный сайт (фр. Аэропорт Бордо-Мариньяк). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bordeaux.aeroport.fr/ (дата обращения: 29.05.2020), свободный. -Загл. с экрана.

12. «easyJet». Официальный сайт (русскоязычная версия). Запрос стоимости авиабилетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.easyJet.com/ru (дата обращения: 29.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

13. «Ryanair». Официальный сайт (русскоязычная версия). Запрос стоимости авиабилетов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ryanair-ru.com/marshrutnaya-set/marshrutnaja-setj-ryanair.html (дата обращения: 29.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

14. Яндекс. Расписание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 30.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Compagnies low-cost (fi. Byudzhetnye aviakompanii). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.voyagerenavion.fr/compagnies-low-cost/ (data obrashcheniya: 30.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

2. Mal'cev A. A., Matveeva A. V., Tarasov A. G. Loukost - kompanii kak drajver rosta mirovogo aviapassazhi-ropotoka //PSE. - 2016. - № 1 (57). - S. 63-67.

3. Panasyuk P. I., Tertychnaya A. O. Rol' byudzhetnyh aviakompanij na rynke aviacionnyh perevozok // BI. -2017. - № 5 (472). - S. 34-39.

4. Mal'cev A. A., Matveeva A. V. Mezhdunarodnye passazhirskie aviaperevozki: determinanty vzryvnogo rosta // Upravlenec. - 2018. - № 3. - S. 26-31.

5. Razumnova L. L. Konkurenciya na rynke aviaperevozok: pozicii loukosterov // Transport Rossijskoj Feder-acii. ZHurnal o nauke, praktike, ekonomike. - 2014. - № 6 (55). - S. 14-19.

6. Gomilevskaya G. A., SHCHur V. V., SHCHur S. YU. Perspektivy razvitiya aviatransportnyh perevozok v formate loukost na Dal'nem Vostoke (na primere primorskogo kraya) //KNZH. - 2018. - № 2 (23). - S. 133137.

7. Aviakompaniya «Pobeda». Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.pobeda.aero/ about/company (data obrashcheniya: 30.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

8. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (fr. Aviakompanii: 8 krupnejshih aviakompanij Evropy). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.vol-retarde.fr/blog/2019/06/06/ compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (data obrashcheniya: 29.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

9. «easyJet». Oficial'nyj sajt (russkoyazychnaya versiya). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.easyJet.com/ru (data obrashcheniya: 29.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. «Ryanair». Oficial'nyj sajt (russkoyazychnaya versiya). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// ryanair-ru.com/marshrutnaya-set/marshrutnaja-setj-ryanair.html (data obrashcheniya: 29.05.2020), svobod-nyj. - Zagl. s ekrana.

11. Bordeaux-Mérignac Airport. Oficial'nyj sajt (fr. Aeroport Bordo-Marin'yak). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.bordeaux.aeroport.fr/ (data obrashcheniya: 29.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

12. «easyJet». Oficial'nyj sajt (russkoyazychnaya versiya). Zapros stoimosti aviabiletov. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.easyJet.com/ru (data obrashcheniya: 29.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

13. «Ryanair». Oficial'nyj sajt (russkoyazychnaya versiya). Zapros stoimosti aviabiletov. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ryanair-ru.com/marshrutnaya-set/marshrutnaja-setj-ryanair.html (data obrashcheniya: 29.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

14. YAndeks. Raspisanie. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 30.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.