Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СКФО / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АЭРОПОРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович

Цель работы: ключевой целью проводимого исследования стал анализ деятельности региональных аэропортов Северо-Кавказского федерального округа и представление предложений по развитию в условиях макроэкономической нестабильности. Методология и методы проведения работы: в статье представлен анализ деятельности аэропортов Северо-Кавказского федерального округа. На основании анализа маркетинговой политики бюджетных авиакомпаний «easyJet» (Великобритания) и «Fly Ar-ystan» (Республика Казахстан) предложена модель развития региональных аэропортов СКФО, выраженная в расширении сотрудничества с бюджетными авиакомпаниями Российской Федерации и зарубежных стран. Результаты: развитие направления бюджетных авиаперевозок способствовало эффективному преодолению последствий мирового финансового кризиса 2008 года на рынке пассажирских авиаперевозок Европы. В основе концепции бюджетной авиакомпании заложен принцип минимизации производственных издержек в сочетании с высокой эксплуатационной эффективностью воздушных судов. Венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air» в 2019 году в день перевозила более 1000 пассажиров одним воздушным судном. При загрузке в 190 пассажиров авиакомпании необходимо выполнить не менее 6 рейсов в сутки с высокой загруженностью. Достижение данного показателя возможно при осуществлении авиаперелетов малой и средней дальности (от 300 до 1500 км). Следовательно, ключевыми игроками на рынке региональных авиаперевозок Европы являются бюджетные авиакомпании. По итогам 2019 года из 6 крупных авиакомпаний и авиахолдингов Европы 3 являются классическими авиакомпаниями, а в структуру холдингов «Lufthansa Group» (Германия) и «LAG» (Великобритания) входят бюджетные авиакомпании. Область применения результатов: результаты исследования могут быть применимы для разработки концепции развития региональных аэропортов Северо-Кавказского федерального округа в условиях преодоления последствий кризиса, вызванного риском распространения COVID-19. Выводы: в условиях макроэкономической нестабильности, временного прекращения авиасообщения с зарубежными государствами регионы Северного Кавказа могут значительно увеличить показатели развития внутреннего туризма. Развитие направления бюджетных авиаперевозок, расширение сотрудничества с российской бюджетной авиакомпанией «Победа», а также с бюджетными авиакомпаниями зарубежных стран могут стать ключевым фактором развития региональных аэропортов и увеличения туристического потока региона в условиях макроэкономической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AIRPORTS IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT IN THE CONDITIONS OF MACROECONOMIC INSTABILITY

Objective: the key goal of the study was to analyze the activities of regional airports in the North Caucasus Federal district and present proposals for development in the context of macroeconomic instability. Methodology and methods of work: the article presents an analysis of the activities of airports in the North Caucasus Federal district. Based on the analysis of the marketing policy of budget airlines "easyJet" (great Britain) and "Fly Arystan" (Republic of Kazakhstan), a model for the development of regional airports in the North Caucasus Federal district is proposed, which is expressed in expanding cooperation with budget airlines of the Russian Federation and foreign countries. Results: the development of low-cost air transportation has helped to effectively overcome the consequences of the global financial crisis in 2008 in the European passenger air transportation market. The concept of a budget airline is based on the principle of minimizing production costs in combination with high operational efficiency of aircraft. Hungarian low-cost airline Wizz Air carried more than 1,000 passengers per day in 2019. When loading 190 passengers, the airline must perform at least 6 flights per day with a high load. Achieving this indicator is possible when performing short-and medium-range air travel (from 300 to 1500 km). Consequently, low-cost airlines are the key players in the regional air transport market in Europe. According to the results of 2019, out of 6 major airlines and air holdings in Europe, 3 are classic airlines, and the structure of the Lufthansa Group (Germany) and LAG (great Britain) holdings includes low-cost airlines. Scope of the results: the results of the study can be used to develop a concept for the development of regional airports in the North Caucasus Federal district in the context of overcoming the consequences of the crisis caused by the risk of COVID-19 spread. Conclusions: in the context of macroeconomic instability and temporary suspension of air traffic with foreign countries, the regions of the North Caucasus can significantly increase the indicators of domestic tourism development. The development of low-cost air transportation, expansion of cooperation with the Russian budget airline Pobeda, as well as with budget airlines of foreign countries can become a key factor in the development of regional airports and increase the tourist flow in the region in the context of macroeconomic instability.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

Транспорт

УДК: 332.024 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

аспирант кафедры

Предпринимательства и логистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (г. Москва) e-mail.: v.v.rublev@yandex.ru

DOI:10.26726/1812-7096-2020-07-36-48 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация. Цель работы: ключевой целью проводимого исследования стал анализ деятельности региональных аэропортов Северо-Кавказского федерального округа и представление предложений по развитию в условиях макроэкономической нестабильности. Методология и методы проведения работы: в статье представлен анализ деятельности аэропортов Северо-Кавказского федерального округа. На основании анализа маркетинговой политики бюджетных авиакомпаний «easyJet» (Великобритания) и «Fly Ar-ystan» (Республика Казахстан) предложена модель развития региональных аэропортов СКФО, выраженная в расширении сотрудничества с бюджетными авиакомпаниями Российской Федерации и зарубежных стран. Результаты: развитие направления бюджетных авиаперевозок способствовало эффективному преодолению последствий мирового финансового кризиса 2008 года на рынке пассажирских авиаперевозок Европы. В основе концепции бюджетной авиакомпании заложен принцип минимизации производственных издержек в сочетании с высокой эксплуатационной эффективностью воздушных судов. Венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air» в 2019 году в день перевозила более 1000 пассажиров одним воздушным судном. При загрузке в 190 пассажиров авиакомпании необходимо выполнить не менее 6 рейсов в сутки с высокой загруженностью. Достижение данного показателя возможно при осуществлении авиаперелетов малой и средней дальности (от 300 до 1500 км). Следовательно, ключевыми игроками на рынке региональных авиаперевозок Европы являются бюджетные авиакомпании. По итогам 2019 года из 6 крупных авиакомпаний и авиахолдингов Европы 3 являются классическими авиакомпаниями, а в структуру холдингов «Lufthansa Group» (Германия) и «LAG» (Великобритания) входят бюджетные авиакомпании. Область применения результатов: результаты исследования могут быть применимы для разработки концепции развития региональных аэропортов Северо-Кавказского федерального округа в условиях преодоления последствий кризиса, вызванного риском распространения COVID-19. Выводы: в условиях макроэкономической нестабильности, временного прекращения авиасообщения с зарубежными государствами регионы Северного Кавказа могут значительно увеличить показатели развития внутреннего туризма. Развитие направления бюджетных авиаперевозок, расширение сотрудничества с российской бюджетной авиакомпанией «Победа», а также с бюджетными авиакомпаниями зарубежных стран могут стать ключевым фактором развития региональных аэропортов и увеличения туристического потока региона в условиях макроэкономической нестабильности.

Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, СКФО, бюджетные авиакомпании, региональные аэропорты, региональные авиаперевозки.

RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH

Post-graduate student of the Department of Entrepreneurship and logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow) e-mail.: v.v.rublev@yandex.ru

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AIRPORTS IN THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT IN THE CONDITIONS OF MACROECONOMIC INSTABILITY

Abstract. Objective: the key goal of the study was to analyze the activities of regional airports in the North Caucasus Federal district and present proposals for development in the context of macroeconomic instability. Methodology and methods of work: the article presents an analysis of the activities of airports in the North Caucasus Federal district. Based on the analysis of the marketing policy of budget airlines "easyJet" (great Britain) and "Fly Arystan" (Republic of Kazakhstan), a model for the development of regional airports in the North Caucasus Federal district is proposed, which is expressed in expanding cooperation with budget airlines of the Russian Federation and foreign countries. Results: the development of low-cost air transportation has helped to effectively overcome the consequences of the global financial crisis in 2008 in the European passenger air transportation market. The concept of a budget airline is based on the principle of minimizing production costs in combination with high operational efficiency of aircraft. Hungarian low-cost airline Wizz Air carried more than 1,000 passengers per day in 2019. When loading 190 passengers, the airline must perform at least 6 flights per day with a high load. Achieving this indicator is possible when performing short-and medium-range air travel (from 300 to 1500 km). Consequently, low-cost airlines are the key players in the regional air transport market in Europe. According to the results of 2019, out of 6 major airlines and air holdings in Europe, 3 are classic airlines, and the structure of the Lufthansa Group (Germany) and LAG (great Britain) holdings includes low-cost airlines. Scope of the results: the results of the study can be used to develop a concept for the development of regional airports in the North Caucasus Federal district in the context of overcoming the consequences of the crisis caused by the risk of COVID-19 spread. Conclusions: in the context of macroeconomic instability and temporary suspension of air traffic with foreign countries, the regions of the North Caucasus can significantly increase the indicators of domestic tourism development. The development of low-cost air transportation, expansion of cooperation with the Russian budget airline Pobeda, as well as with budget airlines of foreign countries can become a key factor in the development of regional airports and increase the tourist flow in the region in the context of macroeconomic instability. Keyword: North Caucasus Federal district, North Caucasus Federal district, low-cost airlines, regional airports, regional air transportation.

Введение. Регионы Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) являются очень привлекательными и перспективными в сфере развития внутреннего туризма. Уникальное историческое наследие, многообразие культур, самобытность малочисленных народов, гостеприимство жителей региона в сочетании с богатыми природными ресурсами и климатическими условиями являются фундаментальными основами туристической привлекательности Северного Кавказа. Одним из препятствующих факторов в развитии туризма является невысокий показатель развитости регионального пассажирского авиасообщения. В условиях макроэкономической нестабильности, по оценкам экспертов Ростуризма, в 2020 году произойдет спад спроса по всем зарубежным туристическим направлениям [14]. Альтернативным решением в сложившейся ситуации может послужить развитие внутренних туристических направлений.

Северо-Кавказский федеральный округ занимает около 1 % территории Российской Федерации и включает в свой состав 7 субъектов (Рисунок-1): Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край. Население региона составляет 9 930 933, в том числе городское - 4 992 570, сельское - 4 938 363 [11].

Регионы Северо-Кавказского федерального округа показывают высокую динамику роста численности населения. Вторым отличительным фактором региона является высокий показатель численности населения, проживающего в сельской местности, - около 50 % (таблица 1).

Северо-Кавказский федеральный округ

1

Рис. 1. Карта Северо-Кавказского федерального округа. Источник: официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в СевероКавказском федеральном округе [11].

Таблица 1

Население регионов Северо-Кавказского федерального округа

Субъект Российской Федерации Население на 1 января 2020 года

Всего Городское Сельское

Республика Дагестан 9 930 933 4 992 570 4 938 363

Республика Ингушетия 3 110 858 1 409 430 1 701 428

Кабардино-Балкарская Республика 507 061 282 147 224 914

Карачаево-Черкесская Республика 868 350 452 093 416 257

Республика Северная Осетия - Алания 465 528 199 631 265 897

Чеченская Республика 696 837 448 301 248 536

Ставропольский край 1 478 726 545 408 933 318

Источник: население регионов России 2020: численность, крупные регионы России и фед. округа, список [10].

Высокий показатель населения, проживающего в сельской местности, характеризует особую роль транспортной инфраструктуры. Транспортная инфраструктура, в том числе пассажирское авиасообщение, является важным фактором социально-экономического развития СКФО. Жителям крупных и мелких населенных пунктов важно иметь возможность приобретения доступных авиабилетов по основным внутренним и международным направлениям. Для жителей регионов Российской Федерации доступность авиасообщения с городами Северного Кавказа может явиться ключевым фактором в выборе туристического направления. Регионы Северного Кавказа имеют развитую сеть дорожного сообщения между городами и малыми населенными пунктами. В структуре регионов значительна доля городов с населением до 100 тысяч жителей (таблица 2).

Таблица 2

Регионы и крупные города в составе Северо-Кавказского федерального округа

Регион Крупные города

Кабардино-Балкарская Республика Баксан Майский Нальчик Нарткала Прохладный Терек Тырныауз Чегем

Карачаево-Черкесская Республика Карачаевск Теберда Усть-Джегута Черкесск

Республика Дагестан Буйнакск Дагестанские Огни Дербент Избербаш Каспийск Кизилюрт Кизляр Махачкала Хасавюрт Южно-Сухокумск

Республика Ингушетия Карабулак Магас Малгобек Назрань

Республика Северная Осетия - Алания Алагир Ардон Беслан Владикавказ Дигора Моздок

Ставропольский край Благодарный Буденновск Георгиевск Ессентуки Железноводск Зелено-кумск Изобильный Ипатово Кисловодск Лермонтов Минеральные Воды Михайловск Невинномысск Нефтекумск Новоалександровск Новопав-ловск Пятигорск (административный центр СКФО) Светлоград Ставрополь

Чеченская Республика Аргун Грозный Гудермес Урус-Мартан Шали

Источник: Северо-Кавказский федеральный округ. Фотоблог «Города России» [15].

Методы исследования. Вопросам социально-экономического развития регионов Северного Кавказа посвящены труды российских и зарубежных авторов. Среди наиболее значимых стоит отметить работу Ашхотова А. М., Хашевой З. М., Нагоева А. Б. «К вопросу экономического положения регионов Северного Кавказа», [2] в которой авторы детально исследуют ключевые проблемы экономики региона в период 2014-2018 годов. В результате исследования авторы делают вывод о том, что развитие транспортной инфраструктуры и туризма является важным фактором развития региона. В статье Арсановой Р. М. «Потенциал и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Чеченской Республики» [1] исследуются вопросы развития туризма на территории Чеченской Республики. Автор исследования заключает, что в период с 2014 по 2018 год прослеживается тенденция увеличения туристического потока из стран ближнего зарубежья и регионов Центральной России. В статье Багдасарян К. А. «Анализ рынка рекреационных ресурсов СКФО» [3] представлен анализ ключевых факторов развития туризма, важными из которых являются богатое культурное и историческое наследие региона, уникальные климатические условия. Среди работ, посвященных развитию наземной авиатранспортной инфраструктуры, необходимо отметить статью Солдатова Я. Н. «Стратегия развития региональных аэропортов» [17], в которой автор детально исследует деятельность региональных аэропортов как важного элемента транспортной инфраструктуры региона. В другой своей статье «Разработка систем генерального планирования региональных аэропортов» [16] автором даны практические рекомендации по построению эффективной модели планирования регионального аэропорта. Важным элементом планирования является высокая пропускная способность и минимизация производственных издержек. В статье Кутепова Г. Н. «Аэропорты России: современные тенденции и перспективы развития» [5] автор представляет сценарии развития региональных аэропортов России. Важнейшей особенностью развития, по мнению автора, станет увеличение количества пассажиров, пользующихся услугами бюджетных авиакомпаний. Региональные аэропорты должны, по мнению исследователя, учитывать мировой опыт и модернизировать систему обслуживания пассажиров и авиалайнеров с учетом требований бюджетных авиаперевозчиков. Необходимо учитывать результаты исследований российских ученых, посвященные деятельности бюджетных авиакомпаний. В статье Мальцева А. А, Матвеевой А. В., Тарасова А. Г. «Лоукост - компании как драйвер роста мирового авиапассажиропотока» [7] проведен анализ развития ведущих европейских бюджетных авиакомпаний в период с 2003 по 2014 год. На основании проведенного исследования авторы заключают, что развитие мирового рынка пассажирских авиаперевозок обусловлено развитием бюджетных авиакомпаний. Бюджетные авиакомпании развивают маршрутную сеть, увеличивают и обновляют парк воздушных судов. Статья Панасюк И. П. и Тертычной А. О. «Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок» [12] основывается на анализе

ключевых показателей деятельности ведущих мировых бюджетных авиакомпаний. Авторы исследования заключают, что авиаперелет, благодаря появлению и развитию бюджетных авиакомпаний, стал одним из наиболее доступных видов передвижения. По мнению авторов, бюджетные авиакомпании будут усиливать свою роль и влияние на рынке, составляя ключевую основу мировой тенденции увеличения пассажиропотока. В статье Мальцева А. А., Матвеевой А. В. «Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста» [6] авторы доказывают, что ключевым фактором развития рынка является развитие направления бюджетных авиаперевозок на расстоянии малой и средней дальности. Минимальная стоимость билета позволяет обеспечивать высокий пассажиропоток, высокая эксплуатационная нагрузка обеспечивает более эффективное использование воздушных судов по сравнению с классическими авиаперевозчиками. Исследование Разумновой Л. Л. «Конкуренция на рынке авиаперевозок: позиции лоукостеров» [13] посвящено анализу конкуренции на рынке пассажирских авиаперевозок. Автор заключает, что бюджетные авиакомпании могут осуществлять более эффективное развитие, однако этому препятствуют законодательные ограничения ряда государств. Политика либерализации нормативно-правового регулирования деятельности авиакомпаний способствует развитию рынка пассажирских авиаперевозок за счет увеличения доли рынка бюджетных авиакомпаний. В статье Гомилевской Г. А., Щур В. В., Щур С. Ю. «Перспективы развития авиатранспортных перевозок в формате лоукост на Дальнем Востоке (на примере Приморского края)» [4] предложена модель создания бюджетной авиакомпании на Дальнем Востоке Российской Федерации. По мнению авторов исследования, развитие направления бюджетных авиаперевозок на Дальнем Востоке позволит ускорить процесс экономической интеграции со странами Азии.

Регионы СКФО имеют развитую сеть объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры. Все регионы, за исключением Карачаево-Черкесской Республики (таблица 3), имеют аэропорты, способные принимать воздушные суда малой и средней дальности (класса SSJ-100), Airbus A-320 (318, 319, 321), Boeing-373. Правительство Карачаево-Черкесской Республики анонсировало строительство аэропорта в перспективе 2023-2025 годов.

Таблица 3

Аэропорты регионов Северо-Кавказского федерального округа

Регион Аэропорты региона

Кабардино-Балкарская Республика г. Нальчик

Карачаево-Черкесская Республика -

Республика Дагестан г. Махачкала (Уйташ)

Республика Ингушетия г. Магас

Республика Северная Осетия - Алания г. Владикавказ

Ставропольский край г. Минеральные Воды г. Ставрополь

Чеченская Республика г. Грозный

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) [18].

Аэропорт г. Минеральные Воды (Ставропольский край) имеет наибольший показатель пассажиропотока по итогам 2019 года (таблица 4). Это обусловлено в первую очередь расположением на территории края значительного числа санаториев, пансионов, оздоровительных комплексов.

Аэропорт г. Махачкала (Уйташ), являющийся вторым по пассажиропотоку в СевероКавказском федеральном округе, осуществил обслуживание 1 275 895 пассажиров в 2019 году. Аэропорт г. Махачкала имеет развитую сеть сообщения со столичными аэропортами и аэропортами регионов Российской Федерации (таблица 5). А аэропорт г. Минеральные Воды осуществляет обслуживание значительного количества сезонных авиарейсов. Сезонные рейсы, выполняемые авиакомпаниями в период с начала июня по начало сентября, значительно увеличивают показатели пассажиропотока аэропорта.

Таблица 4

Пассажиропоток аэропортов Северо-Кавказского федерального округа в 2019 году

Аэропорт Пассажиропоток в 2019 году, пасс.

г. Нальчик 118 429

Карачаево-Черкесская Республика -

г. Махачкала (Уйташ) 1 275 895

г. Магас 333 700

г. Владикавказ 565 581

г. Минеральные Воды г. Ставрополь 2 526 419 392 246

г. Грозный 458 000

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) [18]. Таблица 5 Рейсы, выполняемые из г. Махачкала (уйташ), по состоянию на 21.06.2020

Направление Авиакомпания, выполняющая рейс

Махачкала - Москва «Победа»

Махачкала - Ростов-на-Дону «Азимут»

Махачкала - Москва «Победа»

Махачкала - Москва «Аэрофлот»

Махачкала - Москва «Руслайн», «ЮТэйр»

Махачкала - Москва «Ред Вингс»

Махачкала - Москва «Нордстар»

Махачкала - Санкт-Петербург «Победа»

Махачкала - Москва «Аэрофлот»

Махачкала - Москва «Нордстар»

Махачкала - Тюмень «ЮТэйр»

Махачкала - Сургут «Победа»

Махачкала - Казань «ЮВТ Аэро»

Источник: Махачкала. Международный аэропорт. Онлайн-табло [9].

На основе представленных данных мы можем констатировать, что бюджетная российская авиакомпания «Победа» (входит в структуру Группы «Аэрофлот») выполняет 2 регулярных ежедневных рейса в Москву (аэропорт Внуково), а также два региональных рейса в г. Санкт-Петербург и Сургут. Стоит отметить, что бюджетные авиакомпании предоставляют своим пассажирам возможность приобретения авиабилета по стоимости значительно ниже, чем стоимость билета классической авиакомпании по аналогичному маршруту. При этом пассажир получает право перелета с минимальным набором дополнительных услуг - без питания на борту, без регистрируемого багажа, без возможности выбора места. Все самолеты бюджетных авиакомпаний имеют салон одного класса с максимальной вместимостью 180-200 пассажиров.

Стоит отметить, что авиакомпания «Победа» осуществляет развитие региональной сети. При этом ключевым аэропортом продолжает оставаться хаб авиакомпании - аэропорт Внуково.

«миф — Сна*»» маршруты

• иэ Анапы и Сочи

Рис. 2. Маршрутная сеть бюджетной российской авиакомпании «Победа» в 2020 году. Источник: Маршрутная сеть. Развитие маршрутной сети «Группы Аэрофлот» [8].

Представленные данные свидетельствуют о том, что авиакомпания «Победа» видит перспективным развитие региональной сети пассажирских авиаперевозок. При этом иностранное присутствие бюджетных авиакомпаний в России продолжает оставаться крайне низким (таблица 6). Только 4 иностранные бюджетные авиакомпании осуществляют регулярные рейсы в Россию. Наиболее развитую сеть авиасообщения с регионами Российской Федерации имеет бюджетная авиакомпания из Объединенных Арабских Эмиратов «Fly Dubai». Авиакомпания связывает крупные региональные аэропорты России со столицей ОАЭ. Основными пассажирами авиакомпании являются туристы, осуществляющие самостоятельные путешествия.

Таблица 6

Присутствие иностранных бюджетных авиакомпаний в России (июнь, 2020 год)

Маршрут Авиакомпания Государство

г. Москва (Жуковский) - г. Нур-Султан «Fly Arystan» (Казахстан)

г. Москва (Внуково) - г. Будапешт «Wizz Air» (Венгрия)

г. Москва (Внуково) - г. Дебрецен «Wizz Air» (Венгрия)

г. Москва (Внуково) - г. Лондон (Лутон) «Wizz Air» (Венгрия)

г. Москва (Шереметьево) - Мальта «Air Maita» (Мальта)

г. Москва (Внуково) - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Екатеринбург - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Казань - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Краснодар - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Махачкала - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Минеральные Воды - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Ростов-на-Дону - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Самара - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

г. Сочи - г. Дубай «Fly Dubai» (ОАЭ)

Источник: Яндекс. Расписание [19].

Необходимо отметить, что бюджетные авиакомпании Европы занимают значительную долю рынка. Из 6 крупнейших авиакомпаний Европы, по итогам 2019 года, 3 являются бюджетными авиаперевозчиками (таблица 7), а в структуру холдингов «Lufthansa Group» (Германия) и «LAG» (Великобритания) входят бюджетные авиакомпании.

Таблица 7

Крупнейшие авиакомпании Европы (по состоянию на 21.02.2020) [20]

Название (Страна) Сегмент Количество перевезенных пассажиров (2019 год), млн чел. Количество воздушных судов, ед.

Ryanair (Ирландия) Бюджетная авиакомпания 152 442

Lufthansa Group (Lufthansa, Eurowings, Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines) (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария) «Lufthansa», «Swiss», «Austrian Airlines», «Brussels Airlines» -классические авиакомпании. «Eurowings» -бюджетная авиакомпания. 145 760

LAG (British Airways, Iberia, Vueling, Aer Lingus, LEVEL) (Великобритания, Испания) «British Airways», «Iberia» - классические авиакомпании. «Vueling», «Aer Lingus», «LEVEL» - бюджетные авиакомпании 118 589

EasyJet (Великобритания) Бюджетная авиакомпания 96,1 332

Air France - KLM (Франция, Нидерланды) Классическая авиакомпания 87,6 546

Wizz Air (Венгрия) Бюджетная авиакомпания 39,6 110

Источник: Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр.: Авиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы) [20].

Бюджетные авиакомпании демонстрируют высокие показатели эксплуатационной эффективности. Лидером является венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air», которая перевезла в 2019 году 1 воздушным судном 360 000 человек (таблица 8). Авиакомпания осуществляет эксплуатацию воздушных судов Airbus A-320 вместимостью 190 пассажиров. Таким образом, перевозя за сутки около 1000 пассажиров, одно воздушное судно совершает свыше 6 рейсов с высокой загрузкой. Средняя продолжительность перелета составляет от 1 до 1,5 часов. Ирландская бюджетная авиакомпания «Ryanair» в 2019 году перевезла 1 воздушным судном в среднем 343 891 пассажира. Мы можем заключить, что деятельность бюджетных авиакомпаний сосредоточена на выполнении авиарейсов малой протяженности от 400 до 1000 км. Европейские бюджетные авиакомпании являются показательным примером эффективного развития доступного регионального пассажирского авиасообщения. Развитие направления бюджетных авиаперевозок на региональном рынке может стать ключевым фактором развития рынка пассажирских авиаперевозок в условиях макроэкономической нестабильности.

Отличительной особенностью бюджетной авиакомпании является очень низкая базовая стоимость билета. Пассажир, приобретая билет по низкой базовой цене, имеет возможность приобретения дополнительных услуг за отдельную плату. Такими услугами являются: оплата питания на борту воздушного судна, выбор места с увеличенным пространством для ног, провоз багажа и негабаритного груза. Приведем примеры базовой стоимости авиабилетов бюджетных авиакомпаний «easyJet» Великобритания (таблица 9) и «Fly Arystan» Республики Казахстан (таблица 10) по основным региональным направлениям.

Таблица 8

Эксплуатационная эффективность крупнейших авиакомпаний Европы в 2019 году

Название (Сегмент) Среднегодовая перевозка пассажиров 1 воздушным судном, чел. Количество перевезенных пассажиров (2019 год), млн чел. Количество воздушных судов, ед.

«Ryanair» Бюджетная авиакомпания 343 891 152 442

«Lufthansa Group» (Lufthansa, Eurow-ings, Swiss, Austrian Airlines, Brussels Airlines) (Смешанная группа) 190 789 145 760

«LAG» (British Airways, Iberia, Vueling, Aer Lingus, LEVEL) (Смешанная группа) 200 339 118 589

«EasyJet» (Бюджетная авиакомпания) 289 457 96,1 332

Air France - KLM (Классическая авиакомпания) 160 439 87,6 546

«Wizz Air» (Бюджетная авиакомпания) 360 000 39,6 110

Источник: Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр. Авиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы) [20].

Таблица 9

Ценовая политика бюджетной авиакомпании «easyJet» (Великобритания)

№ Маршрут Расстояние, км. Цена, евро Цена, рубли (14.05.2020 г.)

1 Амстердам - Верона 890 26,49 2 119

2 Верона - Амстердам 890 37,49 2 999

3 Амстердам - Неаполь 1 465 25,99 2 079

4 Неаполь - Амстердам 1 465 58,99 4 719

5 Амстердам - Ницца 980 32,55 2 604

6 Ницца - Амстердам 980 48,49 3 879

7 Берлин - Вена 523 22,99 1 839

8 Вена - Берлин 523 32,52 2 601

9 Брюссель - Женева 533 30,99 2 479

10 Женева - Брюссель 533 24,49 1 959

11 Лондон - Вена 1 235 39,49 3 159

12 Вена - Лондон 1 235 52,72 4 217

13 Милан - Копенгаген 1 161 16,99 1 352

14 Копенгаген - Милан 1 161 60,99 4 879

15 Милан - Майорка 846 20,49 1 639

16 Майорка - Милан 846 52,99 4 239

17 Милан - Мюнхен 348 16,99 1 359

18 Мюнхен - Милан 348 32,52 2 601

19 Мюнхен - Берлин 505 49,05 3 924

20 Берлин - Мюнхен 505 39,52 3 161

Продолжение таблицы 9

№ Маршрут Расстояние, км. Цена, евро Цена, рубли (14.05.2020 г.)

21 Мюнхен - Лондон 918 85,52 6 841

22 Лондон - Мюнхен 918 45,72 3 657

23 Неаполь - Вена 834 16,99 1 359

24 Вена - Неаполь 834 25,49 2 039

25 Ницца - Брюссель 825 39,55 3 164

26 Брюссель - Ницца 825 41,49 3 319

27 Ницца - Венеция 445 23,05 1 844

28 Венеция - Ницца 445 16,99 1 359

29 Париж - Берлин 878 29,40 2 352

30 Берлин - Париж 878 32,52 2 601

31 Париж - Будапешт 1 244 31,90 2 552

32 Будапешт - Париж 1 244 34,49 2 759

33 Париж - Женева 410 29,40 2 352

34 Женева - Париж 410 21,99 1 759

35 Париж - Копенгаген 947 31,90 2 552

36 Копенгаген - Париж 947 19,49 1 559

37 Париж - Лондон 343 31,90 2 552

38 Лондон - Париж 343 32,22 2 577

39 Париж - Неаполь 1 291 31,90 2 552

40 Неаполь - Париж 1 291 44,49 3 559

41 Париж - Ницца 686 25,40 2 032

42 Ницца - Париж 686 24,55 1 964

43 Париж - Рим 1 107 29,40 2 352

44 Рим - Париж 1 107 31,99 2 559

45 Париж - Тель-Авив 3 279 84,94 6 795

46 Тель-Авив - Париж 3 279 111,49 8 919

47 Рим - Женева 698 31,99 2 559

48 Женева - Рим 698 40,49 3 239

49 Рим - Лондон 1 435 49,99 3 999

50 Лондон - Рим 1 435 41,22 3 297

Источник: easyJet Официальный сайт [22].

Примечание: конвертация евро /российский рубль была осуществлена 14.05.2020 по курсу 1 евро - 80 российских рублей. Запрос стоимости был осуществлен 13.05.2020, маршрут «туда - обратно» 01.09.2020 - 05.09.2020.

Таблица 10

Ценовая политика бюджетной авиакомпании «Fly arystan» (Республика Казахстан)

№ Маршрут Расстояние, км. Цена, тенге Цена, рубли (13.05.2020)

1 Актау - Караганда 1 799 11 999 2 079

2 Актобе - Караганда 1 134 8 999 1 559

3 Алматы - Караганда 785 5 999 1 032

4 Алматы - Кокшетау 1 245 8 999 1 559

5 Алматы - Костанай 1 477 8 999 1 559

6 Алматы - Нур-Султан 968 6 999 1 212

7 Алматы - Павлодар 1 004 9 999 1 732

8 Алматы - Петропавловск 871 9 999 1 732

9 Алматы - Семей 834 7 999 1 385

10 Алматы - Уральск 2 109 19 999 3 465

11 Алматы - Шымкент 607 7 999 1 385

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Атырау - Караганда 1 585 11 999 2 079

13 Караганда - Актау 1 799 11 999 2 079

14 Караганда - Актобе 1 134 8 999 1 559

15 Караганда - Алматы 785 6 999 1 212

16 Караганда - Атырау 1 585 11 999 2 079

17 Караганда - Шымкент 878 6 999 1 212

18 Кокшетау - Алматы 1 245 8 999 1 559

19 Костанай - Алматы 1 477 8 999 1 559

20 Костанай - Нур-Султан 579 5 999 1 032

21 Нур-Султан - Алматы 968 8 999 1 559

22 Нур-Султан - Костанай 579 5 999 1 032

23 Нур-Султан - Павлодар 402 3 999 692

24 Нур-Султан - Петропавловск 426 3 999 692

25 Нур-Султан - Семей 625 7 999 1 385

26 Нур-Султан - Шымкент 991 7 999 1 385

27 Павлодар - Алматы 1 004 9 999 1 732

28 Павлодар - Нур-Султан 402 3 999 692

29 Петропавловск - Алматы 871 9 999 1 732

30 Петропавловск - Нур-Султан 426 3 999 692

31 Семей - Алматы 834 6 999 1 212

32 Семей - Нур-Султан 625 7 999 1 385

33 Уральск - Алматы 2 109 19 999 3 465

34 Шымкент - Алматы 607 7 999 1 385

35 Шымкент - Караганда 878 6 999 1 212

36 Шымкент - Нур-Султан 991 9 999 1 732

Источник: Fly Arystan. Официальный сайт [21].

Примечание: конвертация Казахский тенге / российский рубль была осуществлена 13.05.2020 по курсу 1 тенге / 0,18 рублей. Запрос стоимости перелета был осуществлен 13.05.2020 - предложения июнь 2020 года.

Выводы. Представленные данные свидетельствуют о крайне низкой базовой стоимости перелета и о его доступности потребителям в условиях макроэкономической нестабильности. На основании представленных материалов исследования мы можем заключить, что развитие регионального пассажирского авиасообщения в условиях макроэкономической нестабильности возможно с применением стратегии бюджетных авиакомпаний. Бюджетные авиакомпании сконцентрируются на развитии региональной сети, обеспечивающей высокую эксплуатационную эффективность воздушных судов, что, в свою очередь, позволит региональным аэропортам увеличить пассажиропоток, а пассажирам получить возможность приобретения авиабилетов в доступном ценовом сегменте. Регионы Северо-Кавказского федерального округа уделяют особое внимание направлению развития внутреннего туризма. Используя богатый природный, исторический, культурный потенциал, Северный Кавказ ежегодно увеличивает количество туристов, прибывающих из регионов России. Развивая сотрудничество с российской бюджетной авиакомпанией «Победа», а также с иностранными бюджетными авиакомпаниями, аэропорты СКФО могут значительно увеличить количество обслуживаемых пассажиров. В условиях макроэкономической нестабильности увеличение пассажиропотока региональных аэропортов Северо-Кавказского федерального округа является одним из составляющих факторов развития региональной экономики.

Литература

1. Арсанова Р. М. Потенциал и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Чеченской Республики //Вестник экспертного совета. - 2018. - № 1-2 (12-13). - С. 9-14.

2. Ашхотов А. М., Хашева З. М., Нагоев А. Б. К вопросу экономического положения регионов Северного Кавказа //Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 6. - С. 222-226.

3. Багдасарян К. А. Анализ рынка рекреационных ресурсов СКФО // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 12-3. - С. 13-18.

4. Гомилевская Г. А., Щур В. В., Щур С. Ю. Перспективы развития авиатранспортных перевозок в формате лоукост на Дальнем Востоке (на примере приморского края) // КНЖ. - 2018. - № 2 (23). - С. 133-137.

5. Кутепова Г. Н. Аэропорты России: современные тенденции и перспективы развития // ТДР. -2010. - № 3. - С. 82-84.

6. Мальцев А. А., Матвеева А. В. Международные пассажирские авиаперевозки: детерминанты взрывного роста // Управленец. - 2018. - № 3. С. 26-31.

7. Мальцев А. А., Матвеева А. В., Тарасов А. Г. Лоукост-компании как драйвер роста мирового авиапассажиропотока //ПСЭ. - 2016. - № 1 (57). - С. 63-67.

8. Маршрутная сеть. Развитие маршрутной сети «Группы Аэрофлот». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ar2018.aeroflot.ru/reports/aeroflot/annual/2018/gb/Russian/203515/МШ1 (дата обращения: 21.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

9. Махачкала. Международный аэропорт. Онлайн-табло. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.aero/passengers/flights/timetable/ (дата обращения: 21.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

10. Население регионов России 2020: численность, крупные регионы России и фед. округа список. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statdata.ru/largest_regions_russia (дата обращения: 19.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

11. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в СевероКавказском федеральном округе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/ business/news/2020/04/15/828139-rosturizm-otsenil-padenie-dohodov (дата обращения: 21.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

12. Панасюк П. И., Тертычная А. О. Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок //БИ. - 2017. - № 5 (472). - С. 34-39.

13. Разумнова Л. Л. Конкуренция на рынке авиаперевозок: позиции лоукостеров // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2014. - №6 (55). - С. 14-19.

14. Ростуризм оценил падение доходов туристической отрасли из-за короновируса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.skfo.gov.ru/district/ (дата обращения: 21.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

15. Северо-Кавказский федеральный округ. Фотоблог «Города России». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rus-towns.ru/severo-kavkazskij-federalnyj-okrug/ (дата обращения: 21.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

16. Солдатов Я. Н. Разработка систем генерального планирования региональных аэропортов // Символ науки. - 2019. - № 5. - С. 42-50.

17. Солдатов Я. Н. Стратегия развития региональных аэропортов // Символ науки. - 2019. - № 5. - С. 50-56.

18. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Статистические данные 2019 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-stat-pokazately/ (дата обращения: 21.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

19. Яндекс. Расписание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rasp.yandex.ru/ (дата обращения: 21.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

20. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (фр.: Авиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vol-retarde.fr/ blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (дата обращения: 21.06.2020), свободный. - Загл. с экрана.

21. easyJet. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.easyjet.com/ru (Дата обращения 14.05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

22. Fly Arystan. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://flyarystan.com/ (дата обращения: 13. 05.2020), свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Arsanova R. M. Potencial i perspektivy razvitiya turistsko-rekreacionnogo kompleksa CHechenskoj Respu-bliki // Vestnik ekspertnogo soveta. - 2018. - № 1-2 (12-13). - S. 9-14.

2. Ashkhotov A. M., Hasheva Z. M., Nagoev A. B. K voprosu ekonomicheskogo polozheniya regionov Severnogo Kavkaza //Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. - 2018. - № 6. - S. 222-226.

3. Bagdasaryan K. A. Analiz rynka rekreacionnyh resursov SKFO // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2014. - № 12-3. - S. 13-18.

4. Gomilevskaya G. A., SHCHur V. V., SHCHur S. YU. Perspektivy razvitiya aviatransportnyh perevozok v formate loukost na Dal'nem Vostoke (na primere primorskogo kraya) //KNZH. - 2018. - № 2 (23). - S. 133137.

5. Kutepova G. N. Aeroporty Rossii: sovremennye tendencii i perspektivy razvitiya // TDR. - 2010. - № 3. - S. 82-84.

6. Mal'cev A. A., Matveeva A. V. Mezhdunarodnye passazhirskie aviaperevozki: determinanty vzryvnogo rosta // Upravlenec. - 2018. - № 3. S. 26-31.

7. Mal'cev A. A., Matveeva A. V., Tarasov A. G. Loukost-kompanii kak drajver rosta mirovogo aviapassazhi-ropotoka //PSE. - 2016. - № 1 (57). - S. 63-67.

8. Marshrutnaya set'. Razvitie marshrutnoj seti «Gruppy Aeroflot». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ar2018.aeroflot.ru/reports/aeroflot/annual/2018/gb/Russian/203515/.html (data obrashcheniya: 21.06.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

9. Mahachkala. Mezhdunarodnyj aeroport. Onlajn-tablo. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// www.mcx.aero/passengers/flights/timetable/ (data obrashcheniya: 21.06.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

10. Naselenie regionov Rossii 2020: chislennost', krupnye regiony Rossii i fed. okruga spisok. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.statdata.ru/largest_regions_russia (data obrashcheniya: 19.06.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Oficial'nyj sajt polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossijskoj Federacii v Severo-Kavkazskom feder-al'nom okruge. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.vedomosti.ru/business/ news/2020/04/15/828139-rosturizm-otsenil-padenie-dohodov (data obrashcheniya: 21.06.2020), svobodnyj. -Zagl. s ekrana.

12. Panasyuk P. I., Tertychnaya A. O. Rol' byudzhetnyh aviakompanij na rynke aviacionnyh perevozok //BI. -2017. - № 5 (472). - S. 34-39.

13. Razumnova L. L. Konkurenciya na rynke aviaperevozok: pozicii loukosterov // Transport Rossijskoj Feder-acii. ZHurnal o nauke, praktike, ekonomike. - 2014. - №6 (55). - S. 14-19.

14. Rosturizm ocenil padenie dohodov turisticheskoj otrasli iz-za koronovirusa. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.skfo.gov.ru/district/ (data obrashcheniya: 21.06.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

15. Severo-Kavkazskij federal'nyj okrug. Fotoblog «Goroda Rossii». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rus-towns.ru/severo-kavkazskij-federalnyj-okrug/ (data obrashcheniya: 21.06.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

16. Soldatov YA. N. Razrabotka sistem general'nogo planirovaniya regional'nyh aeroportov // Simvol nauki. -2019. - № 5. - S. 42-50.

17. Soldatov YA. N. Strategiya razvitiya regional'nyh aeroportov // Simvol nauki. - 2019. - № 5. - S. 50-56.

18. Federal'noe agentstvo vozdushnogo transporta (Rosaviaciya). Statisticheskie dannye 2019 goda. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-stat-pokazately/ (data obrashcheniya: 21.06.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

19. YAndeks. Raspisanie. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rasp.yandex.ru/ (data obrashcheniya: 21.06.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

20. Compagnies aériennes: Les 8 plus grandes compagnies aériennes d'Europe (fr.: Aviakompanii: 8 krupnejshih aviakompanij Evropy). [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.vol-retarde.fr/ blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes-les-8-plus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (data obrashcheniya: 21.06.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

21. easyJet. Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.easyjet.com/ru (Data obrashcheniya 14.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

22. Fly Arystan. Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://flyarystan.com/ (data obrashcheniya: 13.05.2020), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.