Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ ЮФО / ИННОВАЦИИ / РЕГИОНЫ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пудеян Любовь Овагемовна

Цель работы. Целью работы является исследование ключевых аспектов развития инновационного потенциала в экономическом пространстве региона на примере Ростовской области, обозначить сущность и факторы инновационного потенциала, принципы и методы оценки инновационного потенциала региона. Дать оценку инновационного потенциала и деятельности органов государственной власти в сфере поддержки инвесторов региона. Метод или методология проведения работы. В процессе написания статьи автором были использованы общенаучные и специальные методы: системный подход, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистикоэкономический метод, сравнительно-правовой, а также методы графического анализа для систематизации и визуализации информации. Результаты. В результате проведенного анализа было разработано два направления повышения инновационной привлекательности Ростовской области: 1) Совершенствование поддержки малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) в сфере микрофинансирования инновационных стартапов путем расширения доступа к получению микрофинансирования инновационных стартапов и расширения возможностей развития для предприятий малого и среднего бизнеса (в том числе микропредприятий), получающих микрофинансирование. 2) Внедрение цифровой платформы «Стратегия РФ в Ростовской области», которая позволит предпринимателям получать всю необходимую информацию о госуслугах и заниматься их оформлением при помощи дистанционных технологий. Внедрение цифровой платформы «Стратегия РФ» в Ростовской области. Платформа позволит объединить бизнес, власть, инвесторов на едином информационном поле, что в значительной степени повысит прозрачность деятельности органов государственной власти в регуляторной среде и снизит издержки предпринимателей на реализацию своей деятельности в рамках получения различных разрешений, оформления документов, отчетности и т. д. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться Правительством Ростовской области при формировании системы управления инновационным развитием Ростовской области. Выводы. Предложены рекомендации по совершенствованию направлений повышения инновационной привлекательности Ростовской области, также автором на основе результатов исследования теоретического и прикладного опыта и проблематики отечественного трансферта технологий с участием стартап-компаний ЮФО предложены направления совершенствования инновационного потенциала в экономическом пространстве региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пудеян Любовь Овагемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL IN THE ECONOMIC SPACE THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION

The purpose of the work. The purpose of the work is to study the key aspects of the development of innovative potential in the economic space of the region on the example of the Rostov region, to identify the essence and factors of innovative potential, principles and methods of assessing the innovative potential of the region. To assess the innovative potential and activities of public authorities in the field of investor support in the region. The method or methodology of the work. In the process of writing the article, the author used general scientific and special methods: a systematic approach, induction and deduction, logical thinking techniques, statistical and economic method, comparative legal, as well as methods of graphical analysis for systematization and visualization of information. Results. As a result of the analysis, two directions were developed to increase the innovative attractiveness of the Rostov region: Improving support for small and medium-sized businesses (including microenterprises) in the field of microfinance for innovative startups by expanding access to microfinance for innovative startups and expanding development opportunities for small and medium-sized businesses (including microenterprises) receiving microfinance. The introduction of the digital platform "Strategy of the Russian Federation in the Rostov region", which will allow entrepreneurs to get all the necessary information about public services and engage in their registration using remote technologies. Implementation of the digital platform "Strategy of the Russian Federation" in the Rostov region. The platform will allow to unite business, government, investors in a single information field, which will significantly increase the transparency of the activities of state authorities in the regulatory environment and reduce the costs of entrepreneurs for the implementation of their activities in the framework of obtaining various permits, paperwork, reporting, etc. The results of the conducted research can be used by the Government of the Rostov region in the formation of the innovative development management system of the Rostov region. Conclusions. Recommendations for improving the directions of increasing the innovative attractiveness of the Rostov region are proposed, and the author also suggests directions for improving the innovative potential in the economic space of the region based on the results of a study of theoretical and applied experience and the problems of domestic technology transfer with the participation of start-up companies of the Southern Federal District.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 332.146.2:142.2 ПУДЕЯН ЛЮБОВЬ ОВАГЕМОВ-

НА

старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Донской государственный

технический университет», e-mail: [email protected]

DOI:1ü.26726/1812-7096-2021 -5-105-113 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование ключевых аспектов развития инновационного потенциала в экономическом пространстве региона на примере Ростовской области, обозначить сущность и факторы инновационного потенциала, принципы и методы оценки инновационного потенциала региона. Дать оценку инновационного потенциала и деятельности органов государственной власти в сфере поддержки инвесторов региона. Метод или методология проведения работы. В процессе написания статьи автором были использованы общенаучные и специальные методы: системный подход, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод, сравнительно-правовой, а также методы графического анализа для систематизации и визуализации информации. Результаты. В результате проведенного анализа было разработано два направления повышения инновационной привлекательности Ростовской области: 1) Совершенствование поддержки малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) в сфере микрофинансирования инновационных стартапов путем расширения доступа к получению микрофинансирования инновационных стартапов и расширения возможностей развития для предприятий малого и среднего бизнеса (в том числе микропредприятий), получающих микрофинансирование. 2) Внедрение цифровой платформы «Стратегия РФ в Ростовской области», которая позволит предпринимателям получать всю необходимую информацию о госуслугах и заниматься их оформлением при помощи дистанционных технологий. Внедрение цифровой платформы «Стратегия РФ» в Ростовской области. Платформа позволит объединить бизнес, власть, инвесторов на едином информационном поле, что в значительной степени повысит прозрачность деятельности органов государственной власти в регуляторной среде и снизит издержки предпринимателей на реализацию своей деятельности в рамках получения различных разрешений, оформления документов, отчетности и т. д. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться Правительством Ростовской области при формировании системы управления инновационным развитием Ростовской области. Выводы. Предложены рекомендации по совершенствованию направлений повышения инновационной привлекательности Ростовской области, также автором на основе результатов исследования теоретического и прикладного опыта и проблематики отечественного трансферта технологий с участием стартап-компаний ЮФО предложены направления совершенствования инновационного потенциала в экономическом пространстве региона.

Ключевые слова: инвестиции ЮФО, инновации, регионы, Южный федеральный округ, Ростовская область, инновационный потенциал, инновационная активность, инновационная деятельность, эффективность._

PUDEYAN LYUBOV OVAGEMOVNA

senior Lecturer of the Department "Accounting, Analysis and Audit" of the Don State Technical University, e-mail: [email protected]

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL IN THE

ECONOMIC SPACE THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION

Abstract. The purpose of the work. The purpose of the work is to study the key aspects of the development of innovative potential in the economic space of the region on the example of the Rostov region, to identify the essence and factors of innovative potential, principles and methods of assessing the innovative potential of the region. To assess the innovative potential and activities of public authorities in the field of investor support in the region. The method or methodology of the work. In the process of writing the article, the author used general scientific and special methods: a systematic approach, induction and deduction, logical thinking techniques, statistical and economic method, comparative legal, as well as methods of graphical analysis for systemati-zation and visualization of information. Results. As a result of the analysis, two directions were developed to increase the innovative attractiveness of the Rostov region: Improving support for small and medium-sized businesses (including microenterprises) in the field of microfinance for innovative startups by expanding access to microfinance for innovative startups and expanding development opportunities for small and medium-sized businesses (including microenterprises) receiving microfinance. The introduction of the digital platform "Strategy of the Russian Federation in the Rostov region", which will allow entrepreneurs to get all the necessary information about public services and engage in their registration using remote technologies. Implementation of the digital platform "Strategy of the Russian Federation" in the Rostov region. The platform will allow to unite business, government, investors in a single information field, which will significantly increase the transparency of the activities of state authorities in the regulatory environment and reduce the costs of entrepreneurs for the implementation of their activities in the framework of obtaining various permits, paperwork, reporting, etc. The results of the conducted research can be used by the Government of the Rostov region in the formation of the innovative development management system of the Rostov region. Conclusions. Recommendations for improving the directions of increasing the innovative attractiveness of the Rostov region are proposed, and the author also suggests directions for improving the innovative potential in the economic space of the region based on the results of a study of theoretical and applied experience and the problems of domestic technology transfer with the participation of start-up companies of the Southern Federal District.

Keywords: investments of the Southern Federal District, innovations, regions, the Southern Federal District, the Rostov region, innovative potential, innovative activity, innovative activity, effi-

Введение. Как демонстрирует практика мирового развития, основой повышения конкурентоспособности, а как следствие - и темпов экономического роста, как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельных регионов, выступает активизация инвестиционных процессов в экономической системе. В Южном федеральном округе сформирован огромный научный потенциал для развития сферы высоких технологий [12, с. 9]. Инвестиции являются основным драйвером инновационного и информационного развития в экономическом пространстве региона развития территории, так как именно они обеспечивают приток капитала, трудовых ресурсов, инноваций в регион. Инновационная привлекательность региона показывает степень готовности инвесторов вкладывать свои финансовые, трудовые, интеллектуальные ресурсы в развитие региона.

Инвестиции - это драйвер развития экономики, который позволяет региональным экономикам приобрести новые конкурентные преимущества и привлечь дополнительные источники финансирования в свое развитие [15, с. 56].

Субъектам РФ важно поддерживать средний уровень инновационной привлекательности для инвесторов, так как именно это может ускорить процесс развития и модернизации экономики региона [5, с. 58].

Проблемное поле исследования обусловлено наличием слабых мест в реализуемой государством политике по повышению инновационных и информационных возможностей Ростовской области.

Методы. В процессе написания статьи автором были использованы общенаучные и специальные методы: системный подход, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод, сравнительно-правовой, а также методы графического ана-

лиза для систематизации и визуализации информации.

Результаты. Лидером в ЮФО по развитию национальной технологической инициативы названа в 2020 году Ростовская область.

Ростовская область - одна из лидеров по количеству «точек кипения» в стране, тысячи посещений - и это не для проформы. Формат востребован у бизнеса, инноваторов, стартаперов, вузов. Это новый образ жизни, новый образ общения и философия выработки идей [18, с. 79]. Возможности «точек кипения» позволили провести в этом году региональный этап форума «Сильные идеи для нового времени». Ростовская область вошла в топ-10 регионов России по активности, представив на форум 439 идей [2]. В области создано шесть центров «Мой бизнес», открыто шесть пространств коллективной работы - «точки кипения». В регионе сформировано форсайт-движение. Эта системная работа начата еще в 2017 году с проведения первой форсайт-сессии, которая стала отправной точкой для организации целого движения, куда вошли самые инициативные, амбициозные представители общественных организаций, бизнеса, вузов и госинститутов. Развитию инноваций также способствует сеть центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), «Кванториумов», открыт «1Т-Куб» [3]. За последние пять лет, благодаря Фонду содействия инновациям, платформе НТИ, АСИ, донские инновационные компании получили порядка 700 млн рублей грантов. В период пандемии оправдали себя сохранение всех форм господдержки бизнеса и новые налоговые преференции [2].

В регионе активно развивается ветроэнергетика, причем комплектующие делаются здесь благодаря компаниям Роснано, Росатом и ведущим вузам области. Новое направление - солнечная энергетика [14].

Ростовская область предоставляет широкий спектр мер государственной поддержки инвесторов, которые реализуются совместно с Министерством инвестиций и развития (рисунок 1). По инициативе губернатора в регионе создан Южный НОЦ мирового уровня «Цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса», который займется разработкой прорывных технологических решений в сфере умного АПК и сельхозмашиностроения.

V. Г

Меры гйсу;|арственнон гшллсржыг инвесторов и Ргстовскон обллсгн

Фтшансовая поддержка' гралты: еуСмшш,

■аЛмы. льгота!* К|Ч-лггы; Поручни" II транши №

КрсШГГпМ.

ли шит па льготных, тсловнзп: меры полдерлн . пя ыовнкзродов

Налоговые льгот: налоговые льготы рсзмлгнгам ТОСЭР

и: ОЭЗ:

инвестиционный налоговый крелнт: льготы по налогу ш прноыль орган] гатит:

льготы по налога на имущество

ilMvukMnoFnr.il) подлержка'

■ льготные арендные ставки:

* прслэстамстни.' кде^ьных

участков rilhilU.Mf.-H »Я ТОрГОв,

* ннупистншн тшгржы корпорашш МСП.

о;нашг шиш

11нфорМ лШ Н>Н НО-КОК) 1Ы аш П'ННл* НОХКрВДй:

нньлииросет^б Но 1|р][ишшу "О:1НОГ0

сп*;

консультации понопросам ра1В1тт прелпринимателы: ко1"т леетельноспи консультации по »опросам роявпшя

'ксппрта.

Рис. 1. Меры государственной поддержки инвесторов в Ростовской области.

В целом Ростовская область позиционируется как инновационно-ориентированный, перспективный регион с высоким научно-образовательным, кадровым и техническим потенциалом, что определяет условия для развития рынков НТИ и сквозных цифровых технологий [1, с. 13].

Государственная поддержка инвесторов в Ростовской области носит комплексный характер: помимо предоставления финансовой помощи в форме субсидий, льготных кредитов и налоговых льгот, Правительство региона оказывает значительную информационно -консультационную поддержку.

Для инновационного развития в ЮФО необходима взвешенная и эффективная государственная поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере и в области венчурного инвестирования по следующим направлениям:

- создание системы гарантий и страхования инвестиций;

- ведение государственного реестра структур, работающих в сфере венчурного инвестирования;

- организация системы подготовки кадров менеджеров инноваций;

- обеспечение гарантий прав компаний на интеллектуальную собственность;

- разработка эффективного механизма в порядке образования и использования средств венчурного фонда;

- разработка нормативно-правовой базы, которая бы регламентировала правовые отношения в сфере инвестирования;

- разработка методологии оценки рыночных перспектив коммерциализации научно-технической продукции в рамках реализации инновационных стартапов.

Перспективным направлением развития стартап-проектов ЮФО можно определить создание условий для формирования среды предприимчивости как основы для развития стартапов. В университетах это может происходить путем формирования учебных программ, создания междисциплинарных проектных групп (в которую входят и студенты технических и гуманитарных специальностей), по которым будут закреплены менторы и целью которой будет формирование и разработка бизнес-идей [5, с. 56].

Прежде всего надо начинать с возрождения технических наук для создания возможностей появления когорты нового поколения инженеров, механиков, радиотехников, дизайнеров, специалистов по энергетике. Именно они основывают технологические стартапы на основе инновационных решений, основанных на принципах глобального мышления, науки, а также создадут основу для модернизации экономики.

Вторым шагом должно стать создание и реализация государственной Программы поддержки российских технологических стартапов и смежных программ, что обеспечит синергетиче-ский эффект. Необходимы не «клише» успешных программ, а репродукция лучшего мирового опыта с учетом особенностей национального менталитета и исторического опыта, что позволит создать действенный инструмент развития инновационного предпринимательства. Не менее важна государственная поддержка участия российских инноваторов в программе, где преимущество в финансировании отдается проектам, ориентированным на промышленность и решение общественных проблем: нанотехнологии, новые материалы, биотехнологии, новые производственные процессы, космос. Это требует создание государственных (или финансируемых государством) сервисных центров по предоставлению соответствующих услуг.

Возможным направлением инновационным развитием Ростовской области может стать совершенствование государственной поддержки субъектов МСП (включая микропредприятия) в сфере микрофинансирования инновационных стартапов [8].

Микрофинансирование позволяет предприятиям получить заемные средства на финансирование текущей деятельности или реализацию небольших проектов. Инструмент микрофинансирования инновационных стартапов может быть особенно эффективен в период действия ограничительных мер, введенных из-за пандемии Covid-19, и после их отмены, так как он позволяет предприятиям взять небольшой объем средств для финансирования операционной деятельности без большого перечня документов и в краткие сроки [10]. Кроме этого, предлагается не использовать высокую ставку процента при микрофинансировании субъектов МСП, чтобы не создавать дополнительной финансовой нагрузки.

Предлагается реализовать два направления совершенствования государственной поддержки субъектов МСП в сфере микрофинансирования инновационных стартапов:

- расширение доступа предприятий малого и среднего бизнеса (в том числе микропредпри-

Рис. 2. Мероприятия по расширению доступа малого и среднего бизнеса к получению микрофинансирования инновационных стартапов в Ростовской области.

Согласно результатам Национального рейтинга состояния.

Расширение доступа к микрофинансированию позволит в значительной степени поддержать малый и средний бизнес (включая микропредприятия) в период общего ухудшения макроэкономической ситуации и повысить инвестиционную привлекательность Ростовской области для предпринимателей.

Расширение возможностей для малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия), получающих микрофинансирование, подразумевает реализацию следующих мер:

- увеличение максимального срока предоставления кредитов (до 3 лет);

- увеличение объема микрофинансирования инновационных стартапов (до 3 млн рублей);

- разработка кредитных продуктов, которые учитывают специфику деятельности микропредприятий и малых предприятий (например, дифференциация процентных ставок в зависимости от сферы деятельности);

- предоставление возможности реструктуризации задолженности в случае возникновения просроченной задолженности.

В настоящее время существует множество возможностей расширения перечня применяемых дистанционных технологий для субъектов малого и среднего предпринимательства в ре-гуляторной среде [15, с. 46].

Для расширения данных возможностей на территории Ростовской области и снижения издержек предпринимателей предлагается внедрить в полной мере проект интернет-платформы Стратегия РФ - портал взаимодействия бизнеса, власти и общества.

Возможности платформы Стратегия РФ для всех заинтересованных лиц представлены в таблице 1.

В результате проведенного анализа было разработано два направления повышения инновационной привлекательности Ростовской области:

1. Совершенствование поддержки малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) в сфере микрофинансирования инновационных стартапов путем расширения доступа к получению микрофинансирования инновационных стартапов и расширения возможностей развития для предприятий малого и среднего бизнеса (в том числе микропредприятий), получающих микрофинансирование.

2. Внедрение цифровой платформы Стратегия РФ в Ростовской области, которая позволит предпринимателям получать всю необходимую информацию о госуслугах и заниматься их

оформлением при помощи дистанционных технологий.

Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию поддержки малого и среднего бизнеса в сфере микрофинансирования инновационных стартапов. По данным на 2020 год, на территории Ростовской области функционирует 193 555 предприятий малого и среднего бизнеса [9, 136]. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса играет важную роль не только с точки зрения социально-экономического развития региона, но и с точки зрения его инновационной привлекательности. Наличие отработанных и эффективных инструментов поддержки стимулирует развитие уже существующих предприятий в регионе и значительно упрощает выход на рынок новых малых и средних организаций.

Отдельные пользователи платформы Предприятия-пользователи платформы Органы государственной власти

Зарегистрированный (идентифицированный) пользователь имеет доступ к полной информации, размещенной на портале. Он может принимать участие в голосованиях, высказывать свою позицию по предложениям и инициативам от органов власти, бизнеса и других пользователей. Зарегистрированные предприятия имеют возможность оформлять всю необходимую документацию по принципу «одного окна», получать консультации по получению разрешений на тот или иной вид деятельности, оформлять документы, разрешения и сертификацию. Портал является инструментом доведения инициатив, проектов, организации опросов для устойчивого развития всех населенных пунктов, субъектов и страны в целом. Портал также позволяет осуществлять онлайн-мониторинг выполнения планов по комплексному развитию Ростовской области, автоматизированный контроль показателей прогноза.

Совершенствование микрофинансирования инновационных стартапов субъектов МСП окажет благоприятное влияние на инвестиционную привлекательность региона ввиду следующих причин:

- микрофинансирование может стать основным инструментом помощи предприятиям, пострадавшим от введения ограничительных мер из-за пандемии Covid-19, который обеспечит им восполнение оборотных средств и, следовательно, быстрое восстановление докризисных показателей деятельности;

- упрощение системы микрофинансирования инновационных стартапов может стать стимулом развития инновационной деятельности: зачастую для разработки инноваций «локального» характера в первое время необходим небольшой объем инвестиций (до 3 миллионов рублей), в особенности если речь идет о сфере обслуживания, услуг или ГГ-разработок;

- снижение порога получения микрофинансирования инновационных стартапов позволит поддержать уровень розничной торговли на необходимом уровне и обеспечит оборот средств внутри региона, что в целом крайне благоприятно отразится на инновационной привлекательности Ростовской области, так как деловая активность в регионе играет важную роль при оценке инновационного и информационного потенциала;

- большую часть в структуре МСП занимают микропредприятия, т. е. именно они характеризуют состояние предпринимательской среды в регионе: предоставление им доступа к микрофинансированию в значительной степени простимулирует их развитие, и в перспективе микропредприятия могут стать малыми предприятиями, создавая большее количество рабочих мест и привлекая все больший объем инвестиций в Ростовскую область;

- наличие такого инструмента поддержки со стороны органов государственной власти может повысить лояльность инвесторов к Правительству Ростовской области, что способствует притоку инвестиций в регион и может снизить инвестиционные риски.

Таким образом, поддержка МСП даже в сфере микрофинансирования инновационных стар-тапов может оказать благоприятное влияние на инвестиционную привлекательность Ростовской области. В рамках национального рейтинга состояния инвестиционного климата повысятся следующие показатели:

- количество субъектов малого предпринимательства;

- количество средних предприятий;

- суммарный оборот (выручка) от реализации товаров субъектов малого предпринимательства;

Региональные проблемы преобразования экономики, № 5, 2021

среднегодовая численность занятых в экономике; количество средних предприятий;

- среднесписочная численность работников, занятых в субъектах малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;

- объем микрокредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства.

Внедрение цифровой платформы «Стратегия РФ» в Ростовской области. Платформа позволит объединить бизнес, власть, инвесторов на едином информационном поле, что в значительной степени повысит прозрачность деятельности органов государственной власти в регулятор-ной среде и снизит издержки предпринимателей на реализацию своей деятельности в рамках получения различных разрешений, оформления документов, отчетности и т. д.

Обсуждение. На основе результатов исследования теоретического и прикладного опыта и проблематики отечественного трансферта технологий с участием стартап-компаний ЮФО предложены такие направления его совершенствования: установление четких правил формирования расходов как в налоговом, так и в бухгалтерском учете по разным методикам, что будет способствовать правомерному использованию инвестиционного налогового кредита; совершенствование механизмов регулирования рынка интеллектуальных продуктов, передачи на коммерческих условиях субъектом хозяйствования; введение стимулирования противозатратного механизма формирования расходов при расчете налога на прибыль, что сдерживает внедрение налоговых инновационных регуляторов.

Основным результатом реализации данного направления является снижение административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и повышение прозрачности деятельности органов государственной власти. Оба эти фактора оказывают колоссальное положительное влияние на инвестиционную привлекательность региона [12, с. 9]. Кроме этого, запуск такой платформы значительно ускорит период поиска информации предпринимателями, обработки заявлений, заявок на получение разрешений, субсидий, а также снизит барьеры сотрудничества государства с частным бизнесом, что может послужить драйвером реализации совместных проектов.

В рамках национального рейтинга состояния инвестиционного климата повысятся следующие показатели:

- уровень развития государственно-частного партнерства в Ростовской области;

- доля многофункциональных центров, территориально обособленных структурных подразделений и привлекаемых организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в которых обеспечивается предоставление специализированных услуг для предпринимателей;

- общая стоимость заключенных контрактов и договоров для обеспечения муниципальных нужд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- общая стоимость заключенных контрактов и договоров для обеспечения нужд Российской Федерации.

Проблема

Мероприятие

Ожидаемый эффект

1. Недостаточный уровень поддержки МСП со стороны органов государственной власти

Совершенствование поддержки малого и среднего бизнеса в сфере микрофинансирования инновационных стартапов:

расширение доступа к получению микрофинансирования инновационных стартапов предприятиям МСП; расширение возможностей развития для МСП, получающих микрофинансирование.

повышение лояльности инвесторов к правительству Ростовской области;

повышение деловой активности предпринимателей в Ростовской области;

стимулирование развития предпринимательской и инновационной деятельности в Ростовской области; повышение позиции Ростовской области в Национальном рейтинге инвестиционного климата и в других рейтингах инновационной привлекательности.

2. Низкая эффективность деятельности органов местного самоуправления в регуляторной среде для бизнеса

Внедрение цифровой платформы «Стратегия РФ» в Ростовской обла-

снижение административных барьеров ведения предпринимательской деятельности в Ростовской области; повышение прозрачности деятельности органов государственной в рамках предоставления предпринимателям услуг и их поддержки;

повышение эффективности сотрудничества государства и бизнеса;

повышение инновационной привлекательности Ростовской области для инвесторов.

Малое и среднее предпринимательство является основным драйвером повышения инновационной привлекательности в Ростовской области. В случае реализации данных мероприятий можно ожидать повышение позиции Ростовской области в рейтингах инновационной привлекательности и общее увеличение инвестиционной активности в регионе.

Заключение (или выводы). Реализация инвестиционной стратегии регионов ЮФО -сложная задача, представляющая собой не просто совокупность мер по разрешению текущих проблем, а многоплановый комплекс взаимоувязанных и взаимообусловленных действий. По итогам проведенного анализа были предложены следующие мероприятия:

1. Совершенствование поддержки малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) в сфере микрофинансирования инновационных стартапов путем расширения доступа к получению микрофинансирования инновационных стартапов и расширения возможностей развития для предприятий малого и среднего бизнеса (в том числе микропредприятий), получающих микрофинансирование.

2. Внедрение цифровой платформы Стратегия РФ в Ростовской области, которая позволит предпринимателям получать всю необходимую информацию о госуслугах и заниматься их оформлением при помощи дистанционных технологий.

По итогам реализации мероприятий ожидается:

- повышение лояльности инвесторов к правительству Ростовской области;

- повышение деловой активности инновационных предпринимателей в Ростовской области;

- стимулирование развития предпринимательской и инновационной деятельности в Ростовской области;

- повышение позиции Ростовской области в Национальном рейтинге инвестиционного климата и в других рейтингах инновационной привлекательности;

- снижение административных барьеров ведения предпринимательской деятельности в Ростовской области;

- повышение прозрачности деятельности органов государственной службы в рамках предоставления предпринимателям услуг и их поддержки;

Литература

1. Александров Г. А. Формирование инвестиционно-привлекательного климата региона: концепция, диагностика, инновации. -М.: Экономика, 2019. - 302 с.

2. Инвестиционный портал регионов России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.investinregions.ru/ (дата обращения: 12 03.2021), свободный. - Загл. с экрана.

3. Инвестиционный портал Ростовской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1aeckzdgwj.xn--p1ai/ru/ (дата обращения: 14 03.2021), свободный. - Загл. с экрана.

4. Казначеева М. Г., Иванова Н. Е. Роль формирования инновационного потенциала в региональном кластерном развитии // Актуальные научные исследования. Материалы национальной конференции. -2018. - С. 81-85.

5. Кайль О. Н. Кластерные взаимодействия в экономических системах мезоуровня как фактор инновационного развития регионов: монография / О. Н. Кайль, И. А. Павлова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. - Томск: Изд-во ТУСУРа, 2019. - 88.

6. Комилов С. Д. Формирование инновационного потенциала как условие индустриально-инновационного развития национальной экономики // Проблемы современной экономики. - 2019. - № 2 (70). - С. 157-160.

7. Костровец Л. Б., Осадчий А. В. Инновационный потенциал как основа развития региона // Менеджер. - 2017. - № 1 (79). - С. 3-7.

8. Крылова А. В., Замуруева Н. А. Характеристика инновационного потенциала региона как основы формирования и развития инновационной инфраструктуры //Вестник ОрелГИЭТ. - 2020. - № 2 (52). -С. 119-122.

9. Кушнаренко Т. В., Пудеян Л. О. Роль единой информационно-цифровой платформы в организации взаимодействий в инновационной инфраструктуре региона // Цифровая экосистема экономики. Сборник статей по итогам VIIМеждународной научно-практической видеоконференции. Ростов-на-Дону, 2020. - С. 135-140.

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: 23 http://www.gks.ru (дата обращения: 08 03.2021), свободный. - Загл. с экрана.

11. Пирогова Е. В. Формирование инновационных кластеров как механизм развития инновационного потенциала региона // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 5 (40). - С. 380-385.

12. Ровинская Н. Ю. Развитие инноваций путем интеграции стартап проектов // Технологический аудит и резервы производства. - 2016. - № 2(27). - Т. 1. - С. 8-14.

13. Роль единой информационно-цифровой платформы в организации взаимодействий в инновационной инфраструктуре региона

14. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902301126, свободный. -Загл. с экрана.

15. Суховей А. Ф. Инновационная составляющая социально-экономического развития региона: [монография] / А. Ф. Суховей, И. М. Голова; Российская академия наук, Уральское отделение, Институт экономики. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2019. - 214 с.

16. Титов Д. Д. Инновационный потенциал. Оценка инновационного потенциала региона // Стратегия устойчивого развития регионов России. -2015. - № 29. - С. 44-49.

17. Фаттахов А. Ю. Формирование и управление системой коммуникации как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона: автореферат дис. канд. Экон. наук: 08.00.05. Москва, 2018. - 22 с.

18. Цукерблат Д. М. Патентная активность субъектов инновационной сферы региона = Regional innovation area subjects'patentactivity /Д. М. Цукерблат // Труды ГПНТБ СО РАН: научно-практический журнал. - 2019. - № 2 (2). - С. 35-39.

19. Kuchnarenko T., Pudeiyan L. Mechanisms for the modernization of regions having agricultural specialization in the imperatives of the digital economy // E3S Web of Conferences. 13. Сер. «13th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGRO-MASH 2020» 2020. P. 13021.

20. Ridel L. N., Dubrovskaya T. V. On the formation of a management system for the development of innovative potential // Components of Scientific and Technological Progress. 2020. No. 10 (52). P. 28-30.

References:

1. Aleksandrov G. A. Formirovanie investicionno-privlekatel'nogo klimata regiona: koncepciya, diagnostika, innovacii. -M.: Ekonomika, 2019. - 302 s.

2. Investicionnyj portal regionov Rossii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.investinregions.ru/ (data obrashcheniya: 12 03.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

3. Investicionnyj portal Rostovskoj oblasti. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--b1aeckzdgwj.xn--p1ai/ru/ (data obrashcheniya: 14 03.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

4. Kaznacheeva M. G., Ivanova N. E. Rol' formirovaniya innovacionnogo potenciala v regional'nom klaster-nom razvitii //Aktual'nye nauchnye issledovaniya. Materialy nacional'noj konferencii. - 2018. - S. 81-85.

5. Kajl' O. N. Klasternye vzaimodejstviya v ekonomicheskih sistemah mezourovnya kak faktor innovacionnogo razvitiya regionov: monografiya / O. N. Kajl', I. A. Pavlova; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Ros-sijskoj Federacii, Tomskij gosudarstvennyj universitet sistem upravleniya i radioelektroniki. - Tomsk: Izd-vo TUSURa, 2019. - 88.

6. Komilov S. D. Formirovanie innovacionnogo potenciala kak uslovie industrial'no-innovacionnogo razvitiya nacional'noj ekonomiki //Problemy sovremennoj ekonomiki. - 2019. - № 2 (70). - S. 157-160.

7. Kostrovec L. B., Osadchij A. V. Innovacionnyj potential kak osnova razvitiya regiona // Menedzher. -2017. - № 1 (79). - S. 3-7.

8. Krylova A. V., Zamurueva N. A. Harakteristika innovacionnogo potenciala regiona kak osnovy formirovaniya i razvitiya innovacionnoj infrastruktury // Vestnik OrelGIET. - 2020. - № 2 (52). - S. 119-122.

9. Kushnarenko T. V., Pudeyan L. O. Rol' edinoj informacionno-cifrovojplatformy v organizacii vzaimodejstvij v innovacionnoj infrastrukture regiona // Cifrovaya ekosistema ekonomiki. Sbornik statej po itogam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj videokonferencii. Rostov-na-Donu, 2020. - S. 135-140.

10. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki URL: 23 http://www.gks.ru (data obrashcheniya: 08 03.2021), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

11. Pirogova E. V. Formirovanie innovacionnyh klasterov kak mekhanizm razvitiya innovacionnogo potenciala regiona // Vestnik Akademii znanij. - 2020. - № 5 (40). - S. 380-385.

12. Rovinskaya N. YU. Razvitie innovacij putem integracii startap proektov // Tekhnologicheskij audit i rezervy proizvodstva. - 2016. - № 2(27). - T. 1. - S. 8-14.

13. Rol' edinoj informacionno-cifrovoj platformy v organizacii vzaimodejstvij v innovacionnoj infrastrukture regiona

14. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya YUzhnogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/902301126, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.

15. Suhovej A. F. Innovacionnaya sostavlyayushchaya social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: [monografiya] / A. F. Suhovej, I. M. Golova; Rossijskaya akademiya nauk, Ural'skoe otdelenie, Institut ekonomiki. - Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2019. - 214 s.

16. Titov D. D. Innovacionnyj potential. Ocenka innovacionnogo potenciala regiona // Strategiya ustojchivogo razvitiya regionov Rossii. -2015. - № 29. - S. 44-49.

17. Fattahov A. YU. Formirovanie i upravlenie sistemoj kommunikacii kak faktor povysheniya investicionnoj privlekatel'nosti regiona: avtoreferat dis. kand. Ekon. nauk: 08.00.05. Moskva, 2018. - 22 s.

18. Cukerblat D. M. Patentnaya aktivnost' subUktov innovacionnoj sfery regiona = Regional innovation area subjects' patentactivity / D. M. Cukerblat // Trudy GPNTB SO RAN: nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2019. -№ 2 (2). - S. 35-39.

19. Kuchnarenko T., Pudeiyan L. Mechanisms for the modernization of regions having agricultural specialization in the imperatives of the digital economy // E3S Web of Conferences. 13. Ser. «13th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2020» 2020. P. 13021.

20. Ridel L. N., Dubrovskaya T. V. On the formation of a management system for the development of innovative potential // Components of Scientific and Technological Progress. 2020. No. 10 (52). P. 28-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.