УДК 338.001.36 ББК 65.051 © Н. С. Ермакова Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10028
Н. С. Ермакова
СЕКТОР МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОМСКОГО РЕГИОНА:
СОСТОЯНИЕ И ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ
В экономическом развитии России роль малого и среднего предпринимательства (МСП) является одной из наиболее значимых. В этой связи в рамках государственной политики управления осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса, в результате которой к 2030 году планируется увеличить долю занятых в данном секторе до 35%. Пристальное внимание со стороны государства к сектору МСП и впечатляющий размер средств, выделяемый на его поддержку, не оставляют сомнений в приоритетности для экономики России данного направления.
В настоящее время Федеральным законом №-209 ФЗ определены критерии МСП и предусмотрены такие формы поддержки, как финансовые, имущественные, консультационные, образовательные, информационные и др. Обеспечение сектора МСП поддержкой осуществляется в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», при содействии имеющейся региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
На основе данных Федеральной службы государственной статистики и Единого реестра малого и среднего предпринимательства автором проведена оценка состояния сектора МСП Омского региона, определены характерные для него тенденции, систематизированы формы его поддержки и определены предоставляющие их организации. В статье также представлены данные о финансовой поддержке рассматриваемого сектора за ряд лет, описан имеющийся опыт имиджевой поддержки предпринимательской деятельности. Автором подчеркивается, что меры поддержки следует реализовывать в постоянном взаимодействии друг с другом, а также проводить мониторинг эффективности и востребованности отдельных форм поддержки среди предпринимателей.
Ключевые слова: предпринимательство, регион, сектор малого и среднего предпринимательства, поддержка субъектов предпринимательства.
качестве одного из приоритетных
В направлений государственной
политики РФ выступает поддержка малого и среднего
предпринимательства (МСП).
Пристальное внимание к сектору МСП обусловлено его важной ролью в социально-экономическом развитии России. Как отмечено в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»:
«Малый и средний бизнес является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности» [12]. Кроме того, МСП выступает источником долгосрочного экономического роста и развития, обеспечивает здоровую конкуренцию, создание новых производств, насыщение рынка товарами и услугами, является гарантом повышения уровня жизни населения и социальной стабильности в обществе (рисунок 1).
П С
р о
окт
е еС
Развитие конкуренции
Насыщение рынка
Расширение перечня товаров и услуг
Освоение новых видов деятельности
Увеличение налоговых платежей в бюджет
Создание новых рабочих мест
Развитие производств
Рост уровня занятости населения
Стабильное
социально-
экономическое
развитие
Повышение
уровня жизни
населения
Рис. 1 Роль сектора МСП в экономике
Поддержка МПС приобретает комплексный характер, и реализуется с помощью нового элемента управления - национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
при содействии Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализуемых мер поддержки планируется, что к 2024 г. доля МСП в ВВП составит 32 % [11], а доля занятых в секторе в 2030 г. возрастет до
35% [12]. На реализацию запланированных мер только в 2020 г. выделено финансовое обеспечение в размере 904 млн. руб. [10].
Достижение запланированных показателей -процесс длительный и сложный. Это обусловлено как сложившимся фактическим состоянием сектора МСП, так и низким уровнем предпринимательских намерений среди непредпринимателей [16]. Таким образом, стимулирование предпринимательской активности должно происходить с использованием разных форм и быть направлено как на поддержку уже действующих субъектов предпринимательства, так и на стимулирования предпринимательской инициативы среди непредпринимателей.
Поддержка субъектов МСП осуществляется на основании Федерального закона РФ № 209-ФЗ, согласно которому предприниматели имеют право на получение финансовой, имущественной,
консультационной и иной поддержки [1]. Помимо этого, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счет средств собственных бюджетов вправе оказывать и иные формы поддержки, учитывающие региональные особенности и потребности субъектов МСП.
Сектор МСП Омского региона также имеет особенности, тенденция развития, инфраструктуру поддержки. В первую очередь следует отметить наметившуюся в 2019 г тенденцию к снижению количества субъектов МСП региона (рисунок 2).
71000 70000 69000 68000 67000 66000 65000 64000 63000
69905
68964
68429
65510
2017
2020
2018 2019
Год
Рис. 2 Динамика количества субъектов МСП в Омском регионе (на начало года) [4]
По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства на начало 2020 г количество субъектов МСП по сравнению с 2017 г снизилось на 5% (или 3454 предприятия) и составляло 65510 предприятий. Такая тенденция характерна и для регионов СФО в целом. В связи с этим принятие в 2019 г. к реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и его детализация в региональных проектах, а также утверждение муниципальной программы г. Омска, направленной на поддержку предпринимательства, является для региона актуальным и своевременным.
В составе сектора МСП можно выделить средние, малые и микропредприятия (таблица 1). На протяжении рассматриваемого периода доля малых и микропредприятий составляла не менее 99%, на микропредприятия при этом приходилось не менее 95%. Доля средних предприятий мало изменялась и в структуре МСП не превышала 0,28%. Для сектора МСП России характерна та же структура. Так, доля малых предприятий составляет 99% всех предприятий сектора МСП, а доля микропредприятий в составе МСП около 96% [4].
Таблица 1
Структура сектора МСП Омского региона [13]
Категория предприятия 2017 г 2018 г 2019 г 2020 г Изменение
Ед. Доля,% Ед. Доля,% Ед. Доля,% Ед. Доля,% Ед. Доля,%
Среднее 161 0,23 194 0,28 189 0,28 155 0,23 -6 0
Малое 3086 4,47 3082 4,41 2891 4,22 2667 4,07 -419 -0,4
Микропредприятие 65717 95,3 66629 95,31 65349 95,5 62688 95,7 -3029 0,4
Всего: 68964 100 69905 100 68429 100 65510 100 -3454 -
Несмотря на общее снижение количества МСП в регионе ежегодно создаются новые предприятия (рисунок 3). Доля вновь созданных микропредприятий в общем их количестве в 2017 году составляла 21,5% с последующим ее снижением к 2020 году до 19,2%. , что соответствует основным тенденциям того же периода, характерным для СФО в целом. Тем не менее, среди всех микропредприятий Омского региона около пятой части приходится на вновь созданные, и составляет не менее 12 000 предприятий ежегодно.
100
90
80
70
60
ОС 50
40
30
20
10
0
21,5 20,00 20,3 19,20
2017 г 2018 г 2019 г 2020 г
□ Микропредприятия □ Вновь созданные микропредприятия
Рис. 3 Доля вновь созданных предприятий в общем числе микропредприятий Омского региона
Социально-экономическая роль сектора МСП определяется показателями занятости населения. Поэтому в развитии сектора МСП таится огромный потенциал обеспечения экономического роста региона. Характеристика основных показателей деятельности МСП Омского региона представлена в таблице 2.
Таблица 2
Общая характеристика субъектов МСП Омского региона [13]
Показатель 2017 г 2018 г 2019 г 2020 г Абс. изменение
Численность работников на начало года всего, чел.: в т.ч. малые 192488 99777 195735 92439 190520 85428 176988 80789 -15 500 -18 988
микропредприятия 73432 79178 83061 79813 6 381
средние 19279 24118 22031 16386 -2893
Удельный вес занятых в МСП в общей занятости населения, %: в т.ч. малые 20,1 10,4 20,5 9,7 20,2 9,0 18,8 8,6 - 1,3 - 1,8
микропредприятия 7,7 8,3 8,9 8,5 0,8
средние 2,0 2,5 2,3 1,7 -0,3
Распределение занятых по сектору МСП, %: малые 100 51,8 100 47,2 100 44,8 100 45,6 -6,2
микропредприятия 38,2 40,5 43,6 45,1 6,9
средние 10,0 12,3 11,6 9,3 -0,7
Несмотря на снижение общего количества микропредприятий, только в данной категории предприятий не произошло снижения численности
занятых работников. Так, для микропредприятий характерно увеличение численности занятых работников на 6381 чел. Это обусловило постепенное
увеличение удельного веса занятых в микропредприятиях в структуре общей занятости населения. Доля работников, занятых в малых и микропредприятиях в 2020 году практически сравнялась и составила около 45%. Доля занятых, приходящаяся на средние предприятия за весь рассматриваемый период не превышала 12,3%.
В целом, доля занятых работников в секторе МСП снижалась и составила на начало 2020 г. лишь 18,8%, что значительно ниже показателей развитых стран, где доля МСП в общей численности занятых составляет не менее 45%, каждое второе из вновь созданных рабочих мест приходится на малые предприятия. Средние предприятия в наибольшем количестве представлены в таких видах экономической деятельности, как торговля и ремонт (42,1%), обрабатывающие производства (17,9%) и сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (14,4%). Малые предприятия, в первую очередь, ориентированы на сферу торговли и ремонта (23,2%), обрабатывающие производства (15,2%) и строительство (14,1%). Особенностью малых предприятий является более равномерное распределение по видам экономической деятельности. Микропредприятия представлены в большей степени в сферах торговли и ремонта
(33,5%), строительства (14,1%) и профессиональной, научной и технической деятельности (9,2%) [13]. Такое распределение предприятий по видам экономической деятельности является характерным для российского сектора МСП в целом. Таким образом, предприятия сектора МСП представлены во всех сферах, однако основным видом экономической деятельности для них является торговля и ремонт, на которую приходится практически половина средних, треть микро- и почти четверть малых предприятий.
Подводя итог, можно отметить, что именно микропредприятия обеспечивают расширение сектора МСП и рост занятости населения Омского региона, являются важным налогоплательщиком - на них приходилось более половины налоговых поступлений сектора МСП в региональный бюджет в 2019 г. (7,8 млрд руб.) [14].
Поддержка сектора МСП Омского региона (включая областной центр - г. Омск) осуществляется в различных формах на основании муниципальной программы города Омска «Повышение инвестиционной привлекательности города Омска», а также ряда региональных проектов, реализуемых в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (рисунок 4).
Муниципальная программа города Омска «Повышение инвестиционной привлекательности города Омска»: подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства, формирование конкурентной среды и
улучшение инвестиционного климата на территории города Омска» ______*___________
Формы поддержки
Финансовая Имуществен- Консультацио Информацион Имиджевая
ная нная ная
Малое и среднее предпринимательство
Формы поддержки
Региональные проекты: 1. 2.
Финансовая Создание Консультацио Информацион Имиджевая
среды нная ная
3.
4.
РП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» РП «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» РП «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» РП «Популяризация предпринимательства»
Рис. 4 Формы поддержки сектора МСП и ожидаемые результаты [7,
Большая часть предприятий сектора МСП Омского региона территориально размещается в областном центре - г. Омске. Рассмотрим подробнее имеющиеся у них возможности получения поддержки (таблица 3).
Таблица 3
Формы и содержание поддержки субъектов МСП *_
Формы поддержки Содержание Организации инфраструктуры поддержки
Финансовая Возмещение затрат субъектам МСП: связанных с уплатой процентов по кредитам, на приобретение основных средств, на выставочно -ярмарочные мероприятия, на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. Грант субъектам малого предпринимательства Администрация г. Омска
Гарантийное поручительство перед кредитными организациями Региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства
Имущественная Передача во владение муниципального имущества на возмездной основе с правом выкупа Администрация г. Омска
Предоставление офисных помещений Региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства
Предоставление офисных помещений инновационным МСП Омский региональный бизнес-инкубатор
Консультационная Финансовое, патентно-лицензионное, юридическое сопровождение деятельности, консультирование Центр поддержки предпринимательства регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства
Консультационные услуги, проведение горячих телефонных линий, работа с обращениями предпринимателей КУ «Центр поддержки предпринимательства»
Оказание консультационных услуг Омский региональный бизнес-инкубатор
Информационная Предоставление информации на официальном сайте Функционирование электронных инвестиционных площадок Коллективные стенды инвестиционных проектов для участия в межрегиональных и международных выставках и форумах Администрация г. Омска
Размещение информации, нормативно-правовых документов на официальном сайте. Издание печатных информационных буклетов. Содействие поиску партнеров КУ «Центр поддержки предпринимательства»
Информационное сопровождение деятельности. Интернет-ресурс «Административным барьерам - Нет!» Центр поддержки предпринимательства регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства
Проведение международных форумов социальных предпринимателей и инвесторов Центр инноваций социальной сферы
Образовательная Проведение семинаров, региональных форумов, круглых столов, конференций по вопросам предпринимательской деятельности. Организация и реализация специальных программ обучения Центр поддержки предпринимательства Омского регионального фонда поддержки и развития предпринимательства; КУ «Центр поддержки предпринимательства». Омский региональный бизнес-инкубатор.
Омская школа социального предпринимательства Центр инноваций социальной сферы
Имиджевая Конкурс «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса (лучший предприниматель)». Выставки «Омская марка», «Инновации года». Администрация г. Омска
Формы поддержки Содержание Организации инфраструктуры поддержки
Поддержка в области закупок Размещение заказов у субъектов МП Федеральный портал гос закупок
* таблица составлена на основе источников [2, 3, 6, 7, 9, 15]
Финансовая поддержка предоставляется субъектам МСП в виде субсидий и грантов на конкурсной основе (таблица 4). Субсидии возмещают затраты субъектов МСП по установленным видам расходов. Гранты предоставляются в целях стимулирования физических лиц к осуществлению предпринимательской деятельности и повышения активности действующих субъектов малого бизнеса [2].
Сумма средств, выделяемых на субсидии в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилась по всем пунктам, кроме «Возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным
субъектами МСП в кредитных организациях», при этом максимальный размер средств был предоставлен в качестве субсидии на «Возмещение затрат субъектам МСП на приобретение основных средств» - 1 638 044, 6 руб. Сумма, полученная в качестве грантов субъектами малого предпринимательства, в 2019 г. превысила 3,5 млн. руб.
Таким образом, финансовая поддержка по выделенным направлениям возмещения затрат, а также гранты на стимулирование
предпринимательской активности среди
предпринимателей являются востребованными.
Таблица 4
Финансовая поддержка субъектов МСП на те ритории города Омска [2]
Вид поддержки 2017 г 2018 г 2019 г
Возмещение затрат:
связанных с уплатой процентов по кредитам 1461594,61 305218,26 706755,06
на приобретение основных средств 2378905,39 2851227,88 1638044,6
на выставочно -ярмарочные мероприятия 200000 574981,06 399 000
на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста 259500 568572,8 493500
Гранты 1590000 4260063,86 3527890
Для поддержки субъектов МСП в регионе создана соответствующая инфраструктура, включающая КУ «Центр поддержки предпринимательства», БУ «Омский региональный бизнес-инкубатор», Региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, Центр социальных инноваций, Фонд микрофинансирования и др.
Интересен опыт региона в области имиджевой поддержки МСП, не предусмотренной Федеральным законом № 209-ФЗ. В рамках этого направления ежегодно организуется конкурс «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса (лучший предприниматель)» [6]. С 2006г. проводятся Выставки «Омская марка» и «Инновации года», позволяющие стимулировать предпринимательскую активность, а также привлечь покупателей и найти партнеров.
Таким образом, предусмотренные региональными проектами и муниципальной программой «Повышение инвестиционной привлекательности города Омска», и запущенные к настоящему времени меры направлены на решение задачи обеспечения сбалансированного, устойчивого и инклюзивного экономического роста путем поддержки и развития сектора МСП Омского региона. В тоже время осуществляемые сегодня меры следует реализовывать в постоянном взаимодействии друг с другом, обеспечивая обратную связь относительно эффективности и
особой востребованности отдельных форм поддержки среди предпринимателей в сложившихся региональных условиях. Иначе говоря, необходима разработка целостной системы мониторинга эффективности, которая позволяла бы не просто интегрировать информацию о количестве оказанных консультационных услуг, выданных грантах и др., и затраченных на это средствах, а являлась бы основой для принятия решений о дальнейшей политике в области конкретных форм поддержки, их возможной адресности и улучшения условий предоставления.
Однако вопрос о том, какие перспективы ожидают сектор МСП в сложившейся в последнее время в мире и в России, крайне сложной для малого и среднего предпринимательства ситуации, остается открытым.
В сегодняшних условиях требуется дополнительный комплекс нестандартных мер «быстрого реагирования», учитывающих
индивидуальные ситуации, в которой оказываются предприятия, и позволяющих не только нивелировать влияние ухудшения экономической ситуации в отношении ведения предпринимательской деятельности, но и предотвратить массовые банкротства предприятий.
В качестве мер такого реагирования ФСН России приостанавливает выездные налоговые проверки, переносит сроки сдачи отчетности, приостанавливает меры взыскания, урегулирования
отсрочки банкротства, переносит сроки предоставления декларации по налогу на имущество
[14].
В рамках мер государственной поддержки бизнеса МСП Банк, дочерний банк Корпорации МСП, с 1 апреля 2020 г. выдает беспроцентные кредиты субъектам МСП на выплату заработной платы сотрудникам [5].
Очевидно, что этих мер недостаточно и требуется принятие взвешенных эффективных решений на основе комплексной всесторонней и объективной оценки сложившейся в регионе ситуации. Однако с уверенность можно сказать, что нагрузка на региональный бюджет возрастет, поскольку будут востребованы дополнительные меры поддержки, и, в частности, усиление их финансовой направленности.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 52144/, свободный.
2. Администрация г. Омска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.admomsk.ru/web/guest/main, свободный.
3. БУ Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор» [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.omrbi.ru/, свободный.
4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html, свободный.
5. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/about/, свободный.
6. КУ «Центр поддержки предпринимательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omskcpp.ru/, свободный.
7. Муниципальная программа города Омска «Повышение инвестиционной привлекательности города Омска» (Постановление Администрации г. Омска от 22.04.2019 № 327-п). [Электронный ресурс]. -https://www.admomsk.ru/web/guest/progress/budget/open/programs/invest свободный.
8. Омская губерния. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mec.omskportal.ru/oiv/mec/etc/NationalProjects/SmallBusiness, свободный.
9. Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fond-omsk.ru/o-fonde.html, свободный.
10. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/, свободный.
11. Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308166/, свободный.
12. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/, свободный.
13. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omsk.gks.ru, свободный.
14. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. nalo g. ru/rn77/business-support-2020/, свободный.
15. Центр инноваций социальной сферы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cissinfo.ru/, свободный.
16. GEM/ Global Entrepreneurship Monitor [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gemconsortium.org/file/open?fileId=50213, свободный.
References
1. Federalnyi zakon №209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiiskoi Federatsii» [Federal law No. 209-FZ «Оп the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation»] []- Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
2. Administratsiya g. Omska [The city administration of Omsk]. - Rezhim dostupa: https://www.admomsk.ru/web/guest/main
3. BU Omskoi oblasti «Omskii oblastnoi biznes-ikubator» [Omsk regional business incubator]. - Rezhim dostupa: https://www.omrbi.ru/
4. Edinyi reestr subektov malogo i srednego predprinmatelstva [Unified register of small and medium-sized businesses]. - Rezhim dostupa: https://rmsp.nalog.ru/index.html
5. Korporatsiya razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva [Corporation for the development of small and medium-sized businesses]. - Rezhim dostupa: : https://corpmsp.ru/about/
6. KU Tsentr podderzhki predprinimatelstva [Business support center]. - Rezhim dostupa: http://www.omskcpp.ru/
7. Munistipalnaya programma g. Omska «Povyshenie investitsionnoi privlecatelnosti goroda Omska» [Omsk municipal program « Increasing the investment attractiveness of the city of Omsk»] (Postanovlenie Administrastii goroda Omska ot 22.04.2019 № 327-p ).
8. Omskaya guberniya [Omsk province]. - Rezhim dostupa: http://mec.omskportal.ru/oiv/mec/etc/NationalProjects/SmallBusiness
9. Omskii regionalnyi fond podderzhki i razvitiya malogo predprinimatelstva [Omsk regional Fund for support and development of small business]. - Rezhim dostupa: http://www.fond-omsk.ru/o-fonde.html
10 Pasport natsionalnogo proecta «Maloe i srednee predprinimatelstvo i podderzhka individualnoi predprini-matelskoi inistiativy» [Passport of the national project «Small and medium-sized businesses and support for individual business initiatives»] (utv. prezidiumom Soveta pri Prezedente RF po strategicheskomu razvitiuy i nastionalnym pro-ectam, protocol ot 24.12.2018 № 16). - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319208/
11. Prognoz sotsialno-economicheskogo razvitiya RF na period do 2024 goda [Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2024] (razrabotan Mineconomrazvitiya Rossii). - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308166/
12. Strategiay razvitiay malogo I srednego predprinimatelstva v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to 2030] (utverzhdena Rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 02.06.2016 N 1083-r. (red. ot 30.03.2018)). - Rezhim dostupa: https ://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/
13. Territorialnyi organ Federalnoy sluzhny gosudarstvennoi statistiki po Omskoi oblasti [Territorial body of the Federal state statistics service for the Omsk region]. - Rezhim dostupa: http://omsk.gks.ru.
14. Federalnaya nalogovaya sluzhba Rossii [Federal tax service of Russia]. - Rezhim dostupa: https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/
15. Tsentr innovatsii sotsialnoi sfery [Center for social innovation]. - Rezhim dostupa: http://cissinfo.ru/
16. GEM/ Global Entrepreneurship Monitor. - Rezhim dostupa: https://www.gemconsortium.org/file/open?fileId=50213
SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE OMSK REGION: STATE AND FORMS OF
SUPPORT
Natalya S. Ermakova
Associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. In the economic development of Russia, the role of small and medium-sized enterprises (SMEs) is one of the most significant. In this regard, the state policy of the Department supports small and medium-sized businesses, as a result of which it is planned to increase the share of employees in this sector to 35% by 2030. The government's close attention to the SME sector and the impressive amount of funds allocated to support it leave no doubt that this area is a priority for the Russian economy.
Currently, Federal law no. -209 FZ defines the criteria for SMEs and provides for such forms of support as financial, property, consulting, educational, informational, etc. Providing support to the SME sector is carried out within the framework of the National project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative", with the assistance of the existing regional infrastructure for supporting entrepreneurship.
Based on data from the Federal state statistics service and the Unified register of small and medium-sized businesses, the author assessed the state of the SME sector in the Omsk region, identified its characteristic trends, systematized the forms of its support and identified the organizations that provide them. The article also presents data on financial support for the sector in question for a number of years, describes the existing experience of image support for business activities. The author emphasizes that support measures should be implemented in constant interaction with each other, as well as monitor the effectiveness and demand for certain forms of support among entrepreneurs.
Key words: Entrepreneurship, region, small and medium-sized business sector, regional projects, support for business entities.
Сведения об авторе:
Ермакова Наталья Сергеевна - к.э.н., доцент факультета очного обучения АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116. Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, 196, корп. 1), e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2020 г.