Научная статья на тему 'О тенденциях развития малого и среднего предпринимательства и мерах государственной поддержки в Свердловской области'

О тенденциях развития малого и среднего предпринимательства и мерах государственной поддержки в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ / ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / STATISTICAL DATA / NATIONAL RATING / PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP / MEASURES OF PUBLIC SUPPORT / INFRASTRUCTURE FOR SUPPORTING ENTREPRENEURSHIP / MECHANISMS FOR IMPROVING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таскина Дарья Александровна

Целью данной работы является анализ состояния сектора малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, выявление проблем, ограничивающих развитие предпринимательства в регионе, а также анализ мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Для достижения поставленной цели в статье использовался метод статистического анализа и метод теоретического анализа. Автором проанализированы основные статистические показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, представленные на сайтах Росстата и Федеральной налоговой службы. Проведен системный анализ нормативно-правовой базы по вопросу государственной поддержи предпринимательства в регионе. Изучена работа институтов, входящих в инфраструктуру поддержки предпринимательства на территории Свердловской области. В результате данной работы автором был определен уровень развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и представлены основные тенденции его развития, оценена эффективность государственной политики по поддержке предпринимательства и выявлены проблемы, ограничивающие его развитие. Ряд положений статьи заключает в себе элемент научной новизны. Определены возможности информационных систем для поддержки бизнеса в Свердловской области. Сформулированы практические механизмы улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таскина Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT TRENDS IN SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AND STATE SUPPORT MEASURES IN THE SVERDLOVSK REGION

The purpose of this paper is to analyze the situation in the small and medium-sized business sector in the Sverdlovsk region, identify problems that become an obstacle for the development of entrepreneurship in the region, and analyze measures of public support for small and medium-sized businesses. In the furtherance of this goal, the article uses the statistical analysis method and the method of theoretical analysis. The author analyzes the main statistical indicators of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region, introduced on the websites of FSSS and the Federal Tax Service. A systematic analysis of the legal framework on the issue of state support for entrepreneurship in the region was carried out. The work of the institutes that are part of the business support infrastructure in the territory of the Sverdlovsk region is studied. As a result of this work, the author determined the level of development of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region and introduced the main trends in its development, evaluated the effectiveness of public policy to support entrepreneurship and identified the problems that limit its development. A number of provisions of the article contain an element of scientific novelty. The possibilities of information systems for business support in the Sverdlovsk region are defined. Practical mechanisms for improving the business environment in the region are formulated.

Текст научной работы на тему «О тенденциях развития малого и среднего предпринимательства и мерах государственной поддержки в Свердловской области»

О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК: 338.242(470.54)

ББК: 65.290.31(2Рос-4Све)

DOI: 10.22394/2304-3369-2020-2-229-242

ГРНТИ: 23.21 Код ВАК: 22.00.03; 23.00.02

Д.А. Таскина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:

Целью данной работы является анализ состояния сектора малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, выявление проблем, ограничивающих развитие предпринимательства в регионе, а также анализ мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленной цели в статье использовался метод статистического анализа и метод теоретического анализа. Автором проанализированы основные статистические показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, представленные на сайтах Росстата и Федеральной налоговой службы. Проведен системный анализ нормативно-правовой базы по вопросу государственной поддержи предпринимательства в регионе. Изучена работа институтов, входящих в инфраструктуру поддержки предпринимательства на территории Свердловской области.

В результате данной работы автором был определен уровень развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и представлены основные тенденции его развития, оценена эффективность государственной политики по поддержке предпринимательства и выявлены проблемы, ограничивающие его развитие.

Ряд положений статьи заключает в себе элемент научной новизны. Определены возможности информационных систем для поддержки бизнеса в Свердловской области. Сформулированы практические механизмы улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в регионе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое и среднее предпринимательство, статистические данные, национальный рейтинг, проблемы предпринимательства, меры государственной поддержки, инфраструктура поддержки предпринимательства, механизмы улучшения условий.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Дарья Александровна Таскина, Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

623418, Россия, г. Каменск-Уральский, ул. Кирова, 51, 6, [email protected] ^

СТЗ

Д

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Таскина Д.А. О тенденциях развития малого и среднего предприниматель- § ства и мерах государственной поддержки в Свердловской области // Вопросы управления. 2020.

№ 2 (63). С. 229-242.

©

Сектор малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) играет важную роль в развитии любой территории, обеспечивая развитие экономики, наполняя потребительский рынок необходимыми для общества товарами и услугами, обеспечивая занятость населения.

Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике, по данным Росстата за 2017 год, составляет лишь 21,9 % [1], в то время как в развитых странах более 50 %. В Свердловской области данный показатель выше общероссийского - в сфере малого и среднего бизнеса занято более 28 % экономически активного населения [2].

Рассмотрим показатели развития МСП в Свердловской области путем анализа основных статистических показателей, представленных на сайтах Росстата и Федеральной налоговой службы. По развитию предпринимательства Свердловская область является одним из передовых регионов Российской Федерации. Представленные в таблице 1 данные показывают, что Свердловская область входит в десятку регионов Российской Федерации с наибольшим числом малых и средних предприятий и занимает пятую позицию по количеству МСП, уступая лишь городам федерального значения: Москве и Санкт-Петербургу, а также Московской области и Краснодарскому краю. Число занятых в сегменте МСП с учетом индивидуальных предпринимателей составляет более 638 тысяч человек.

Как следует из мировой практики, средний бизнес аккумулирует наибольшие трудовые и финансовые ресурсы, вносит более существенный вклад в инвестиционное развитие страны. Проанализируем основные показатели деятельности средних предприятий в Свердловской области (табл. 2) и сравним их с показателями малых и микропредприятий региона за период 2016-2018 годов (табл. 3). Ста-

тистические данные свидетельствуют о том, что сектор среднего бизнеса в Свердловской области развит слабо.

Количество средних предприятий меньше, чем малых и микропредприятий. За 2017 год по сравнению с данными 2016 года произошло снижение количества средних предприятий на 600 единиц и уменьшение оборота более чем на 2 млрд рублей.

Среди предприятий малого бизнеса микропредприятия занимают лидирующие позиции по количеству предприятий и средней численности работников. Малые предприятия показывают стабильный рост оборота за период 2016-2018 годов. Общий оборот малых предприятий в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 51,9 %. Причем произошло увеличение как по отгрузке товара собственного производства и выполнению работ собственными силами, так и по продаже товаров несобственного производства. Общий оборот микропредприятий в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличился незначительно.

Основные показатели деятельности малых предприятий Свердловской области по видам экономической деятельности за 2018 год приведены в таблице 4.

Таблица 1 - Субъекты Российской Федерации с наибольшим числом МСП

Наименование Кол-во МСП, ед. Абс.

субъекта РФ на на при-

10.01.18 10.01.19 рост

г. Москва 800 332 793 383 -6 949

г. Санкт-Петербург 359 672 369 354 9 682

Московская обл. 319 378 337 272 17 894

Краснодарский край 281 417 282 016 599

Свердловская обл. 204 324 202 653 -1671

Ростовская обл. 177 409 177 454 45

Респ. Татарстан 157 366 159 254 1888

Новосибирская обл. 146 959 146 975 16

Челябинская обл. 146 553 145 780 -773

Самарская обл. 129 967 134 263 4 296

Таблица 2 - Субъекты Российской Федерации с наибольшим числом МСП

Показатель 2016 г. 2017 г. Абсолютный прирост

Количество предприятий, ед. 1735 1 135 -600

Оборот предприятий, всего, тыс. руб. 218 877 535,4 216 763 374,7 -2 114 160,7

Таблица 3 - Основные показатели деятельности малых и микропредприятий в Свердловской области за 2016-2018 годы

Показатель Малые предприятия Микропредприятия

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Количество предприя- 4 601 8 789 8 045 103 506 95 496 89 273

тий, ед.

Средняя численность 134262 241 699 189 840 257 355 231107 220 063

работников, чел.

Оборот предприятий, 530 316 254,6 792 589 000,0 805 590 333,0 669 890 449,5 615 506 734,5 670 081 116,9

всего, тыс. руб.

в том числе:

- отгружено това- 193 105 370,5 327 582 690,0 336 346 803,0 247 724 003,4 273 190 745,3 278 625 124,7

ров собственного про-

изводства, выполнено

работ и услуг собст-

венными силами

- продано товаров 337210 884,1 465 006 310 469 243 530 422166 446,1 342 315 989,2 391455 992,2

не собственного про-

изводства

Инвестиции в основ- 7172 405,6 10271867,0 7 089 798,0 6 888 342,8 6 491046,7 8 381777,3

ной капитал (в части

новых и приобретен-

ных по импорту ос-

новных средств), тыс.

руб.

Таблица 4 - Основные показатели деятельности малых предприятий Свердловской области по видам экономической деятельности за 2018 год

Показатель Число малых Среднесписочная Оборот,

предприятий численность работ- млрд руб.

на 01.01.2019, ников (без внешних

ед. совместителей), тыс. чел.

1 2 3 4

Всего, 8045 172,6 805,6

в том числе:

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбовод- 122 4,8 5,9

ство

добыча полезных ископаемых 35 1,3 2,0

обрабатывающие производства 1168 36,0 112,7

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кон- 71 2,4 9,4

диционирование воздуха

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утили- 86 2,3 3,8

зации отходов, деятельности по ликвидации загрязнении

строительство 838 16,1 70,8

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных 2816 45,2 466,3

средств и мотоциклов

транспортировка и хранение, 422 6,0 38,4

из них деятельность почтовой связи и курьерская деятель- 19 0,0 0,0

ность

деятельность гостиниц и предприятий общественного пи- 367 9,5 11,7

тания

деятельность в области информации и связи 217 5,0 6,0

деятельность финансовая и страховая 61 1,0 —

деятельность по операциям с недвижимым имуществом 610 13,0 32,4

деятельность профессиональная, научная и техническая, 425 7,8 18,7

из них научные исследования и разработки 30 0,2 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4

деятельность административная и сопутствующие дополни- 518 14,1 13,9

тельные услуги

образование 6 0,2 0,3

деятельность в области здравоохранения и социальных 170 5,7 8,5

услуг

деятельность в области культуры, спорта, организации досу- 33 0,7 1,5

га и развлечений

предоставление прочих видов услуг 80 1,5 3,3

Как видно из представленных данных, основную долю малых предприятий составляют предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, обрабатывающих производств и строительства. Их удельный вес в общем количестве предприятий составляет 35 %, 14,6 % и 10,5 % соответственно. Суммарный оборот указанных предприятий в общем обороте составляет 649,8 млрд рублей или 80,7 %.

Основные тенденции развития МСП закреплены в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года [2]. К 2035 году планируется существенное развитие малого и среднего бизнеса на территории региона, в том числе выполнение следующих целевых показателей:

1) увеличение доли субъектов МСП до 40 %;

2) увеличение оборота продукции субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) до 7 200,0 млрд руб.;

3) увеличение доли занятых граждан в сфере малого и среднего бизнеса от общего числа занятых граждан в Свердловской области до 42 %;

4) увеличение количества МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения до 63 единиц;

5) увеличение доли экспорта субъектов МСП в несырьевом экспорте до 13 %.

Статистические данные показывают результативность функционирования сектора МСП, что является следствием осуществляемой в регионе государственной политики в сфере поддержки предпринимательства.

Следует отметить, что государственная поддержка субъектов МСП осуществляется в Российской Федерации в нескольких формах. К. А. Левченко и В. Ю. Епанчинцев выделяют следующие виды: финансовую, имуществен-

ную, информационно-консультационную, инфраструктурную и организационную. Кроме этого, субъектам МСП предоставляется «упрощенная система налогового учета, упрощенные правила ведения бухгалтерской отчетности и составления статистической отчетности» [3, с. 13]. Авторами подчеркивается необходимость оказания особого внимания кредитованию малого бизнеса, а также работе региональных гарантийных фондов.

Н. И. Морозко рассматривает в качестве стимулирующего фактора развития малого бизнеса государственную поддержку предпринимательства «посредством создания региональных центров поддержки малого бизнеса на базе существующих структур в целях оказания широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга» [4, с. 66]. Данная позиция поддерживается и Т. А. Валеевым. Кроме этого, автором акцентируется внимание на различных формах организаций, входящих в инфраструктуру, в том числе развитие техно- и агропромышленных парков, бизнес-инкубаторов, фондов и агентств [5].

О. Н. Валькович, Б. Р. Такахо в качестве мер поддержки развития субъектов МСП подчеркивают важность предоставления свободного доступа субъектам МСП к объектам инфраструктуры, оптимизацию системы налогообложения и поощрение развития инновационного малого и среднего бизнеса [6].

Региональные особенности мер государственной поддержки, проблемы, оказывающие отрицательное влияние на развитие малого бизнеса в различных регионах, анализируют А. А. Анненкова, М. С. Филичева, К. А. Алексеева, Е. А. Колесниченко, Я. Ю. Радюкова, С. Е. Дронов и другие [7, 8, 9, 10, 11].

Следует отметить, что при осуществлении различных мер государственной поддержки важно анализировать эффективность прово-

димых мероприятий. Основные подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, использование интегральных критериев оценки подробно рассматривает в своей работе Н. В. Быкова [12].

Несомненно, каждый субъект Российской Федерации имеет свои особенности и проблемы, поэтому очень важно, чтобы региональные власти умело использовали различные формы государственной поддержки МСП и создавали условия для развития предпринимательства в регионе.

Наглядным показателем оценки усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса является позиция региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Свердловская область в Национальном рейтинге занимала следующие позиции: в 2015 году - 48 место, в 2016 году - 35 место, в 2017 году - 33 место, в 2018 году - 20 место среди 85 регионов страны [13].

По результатам Национального рейтинга с целью продолжения и усиления работы по совершенствованию условий ведения бизнеса в Свердловской области, Правительством Свердловской области был разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по повышению позиций Свердловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее - «дорожная карта») [14].

Следует подчеркнуть, что в Свердловской области оказывается всесторонняя поддержка субъектам МСП. Законодательная база включает следующие основные нормативные акты:

1) Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [15];

2) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [16];

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполне-

нию контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» [17];

4) Приказ Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67 «Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [18];

5) Закон Свердловской области от 04.02.2008 № 10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» [19];

6) Закон Свердловской области от 21.12.2015 № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы» [20];

7) Постановление Правительства Свердловской области от 17.11.2014 № 1002-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года"» [21];

8) Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 № 515-ПП «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года» [2];

9) Постановление Правительства Свердловской области от 15.08.2019 № 535-ПП «Об утверждении Инвестиционной стратегии Свердловской области до 2035 года» [22].

Государственная поддержка субъектам МСП в Свердловской области предоставляется в рамках подпрограммы «Импульс для предпринимательства» государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». В настоящее время наблюдается рост финансирования мероприятий по развитию МСП. В 2019 году на поддержку МСП Свердловской области планируется направить 1,14 млрд рублей, в том

числе из средств федерального бюджета 1,057 млрд рублей. Это в 10 раз больше, чем в 2018 г.

На территории Свердловской области функционирует развитая инфраструктура поддержки МСП, которая включает в себя: Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, Свердловский венчурный фонд, Свердловский фонд инвестиций, муниципальные фонды поддержки предпринимательства.

Основными направлениями работы Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства являются финансовые инструменты поддержки начинающих и действующих предпринимателей; формирование территориальной инфраструктуры, обеспечивающей доступность поддержки по всей территории Свердловской области; обучение и консультирование предпринимателей.

Главное назначение бизнес-инкубаторов -оказание первоначальной помощи малым предприятиям и начинающим предпринимателям путем предоставления помещений на условияхльготной аренды и информирования о предпринимательской деятельности.

На территории Свердловской области образованы и функционируют десять бизнес-инкубаторов: Асбестовский, Верхнесалдин-ский, Производственный городского округа Заречный, Карпинский, Краснотурьин-ский, Новоуральский, Невьянский, Режев-ской, Екатеринбургский, Свердловский областной (расположен в Екатеринбурге).

Свердловский венчурный фонд осуществляет содействие развитию МСП в научно-технической деятельности Свердловской области. Средства Свердловского венчурного фонда предоставляются как вклад в уставный капитал хозяйствующего субъекта и (или) в виде инвестиционного займа, с предоставлением отсрочки погашения.

Свердловский фонд инвестиций осуществляет содействие реализации в регионе инвестиционных проектов МСП. Фонд инвестирует проекты действующих компаний по расширению бизнеса в сфере производства преимущественно по следующим направлениям: машиностроение, металлургия, химические технологии, электроника и приборостроение, информационные технологии, медици-

на, фармакология, лесопромышленный комплекс и экология.

В настоящее время действуют 47 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, которые осуществляют содействие малому и среднему бизнесу на территории муниципальных образований.

Также следует отметить информационную поддержку, которая предоставляется предпринимателям. В настоящее время в Свердловской области функционируют следующие информационные системы:

1. Портал малого и среднего бизнеса Свердловской области - информационная система, которая объединяет все инструменты поддержки предпринимателей в Свердловской области (http://66msp.ru/).

Возможности:

1. Информация об актуальных инструментах поддержки для разных групп предпринимателей: для начинающих и действующих бизнесменов, стартапов, экспортеров, промышленников и сельхозпроизводителей.

2. Поиск ближайших фондов поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов в городах Свердловской области.

3. Инвестплощадки на карте. Есть возможность подобрать недвижимость для инвестиций и развития бизнеса.

4. Библиотека полезных видео и статей: как выбрать режим налогообложения, как заключить международные сделки, как презентовать товар и так далее.

5. Новости и анонсы мероприятий.

6. Интерактивные сервисы.

7. Юридические консультации онлайн.

8. Контакты по защите прав предпринимателей.

9. Истории успеха уральских бизнесменов.

2. Информационная система «Бизнес-Навигатор» - федеральный ресурс для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес (http://smbn.ru).

Возможности:

1. Выбор направления бизнеса. На портале можно посмотреть, какой вид бизнеса актуален на данный момент в конкретном городе, какие для этого необходимы инвестиции и документы.

2. Расчет примерного бизнес-плана.

3. Информация об инструментах поддержки, льготных кредитах и поручительствах по банковским гарантиям.

4. Аренда помещений для бизнеса.

5. Планы закупок всех крупнейших компаний с государственным участием.

6. Пошаговые инструкции по подготовке к проверкам контролирующих органов.

7. База франшиз и готового бизнеса.

8. Более 900 готовых решений для бизнеса от оптовых предпринимателей, коучей, финансистов и HR-специалистов.

3. Информационная система «Деловая среда» - всероссийская платформа, разработанная ПАО Сбербанк совместно с Министерством экономического развития РФ (http://dasreda.ru).

Возможности:

1. Обучающие статьи, аудиокниги и видео: основы управления компанией, юридические аспекты, работа с персоналом и другое.

2. Услуги и сервисы для предпринимателей на любой стадии (от открытия дела до выхода из бизнеса).

3. Анонсы очных мероприятий, вебинаров.

4. Пошаговые инструкции для начинающих предпринимателей, которые разработаны опытными бизнесменами.

5. Азы финансовой грамотности.

6. Разбор законов и норма в сфере предпринимательства.

4. Информационная система «ТАСС-Бизнес» - федеральный портал для проверки контрагентов, поиска партнеров, клиентов и поставщиков (http://tassbiz.ru).

Возможности:

1. Проверка благонадежности контрагентов. Можно отслеживать изменения по интересующему контрагенту, в также скачать справку.

2. Размещение и поиск объявлений о продаже товаров и услуг, в том числе спецпредложений от партнеров портала.

3. Поиск контактов и анализ цен.

4. Информация об инструментах поддержки бизнеса.

5. Аналитика по темам: занятость, уровень жизни, компании, обороты, кредитование, сравнение отраслей, сравнение регионов, статистика потребления.

5. Информационная система «Личный кабинет» Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства - система предназначена для удобной работы с инструментами фонда (http://sofp.ru).

1. Запись на консультацию в удобное для клиента время.

2. Сдача отчетности по договору предоставления господдержки без необходимости приезжать в фонд.

3. Запись на семинары, форумы, конференции фонда.

4. Возможность задать вопросы через функцию «Вопросы-ответы».

5. Оформление заявки на инструменты господдержки: займы до 5 млн. рублей, льготные займы на инвестиционные цели «РЕИН-ВЕСТ», консультации, бизнес-миссии, обучение по международной деятельности, участие в информационных мероприятиях (семинарах, форумах, мастер-классах).

Кроме этого, в Свердловской области действует система рационального налогообложения. В настоящее время предоставляются 54 льготы для налогоплательщиков. Основную долю составляют стимулирующие налоговые льготы, которые направлены на привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала. Налоговые льготы позволяют существенно экономить затраты субъектам среднего и малого бизнеса.

На территории Свердловской области эффективно ведется деятельность по защите прав предпринимателей. Свою работу осуществляет Уполномоченный по защите прав предпринимателей, должность которого была учреждена Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 132-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области» [23]. Уполномоченный выступает гарантом государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, соблюдения указанных прав органами власти, их должностными лицами.

Кроме Уполномоченного, на территории Свердловской области осуществляет свою работу Свердловское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства

«ОПОРА РОССИИ» (далее - Свердловское отделение). Деятельность Свердловского отделения направлена на решение острых актуальных вопросов, с которыми сталкиваются предприниматели в повседневной практике ведения бизнеса: получение государственной поддержки, правовая защита, привлечение финансирования, налаживание деловых связей внутри предпринимательского сообщества и многие другие [24]. Результатом деятельности Свердловского отделения является прямая и косвенная поддержка МСП в регионе.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии МСП в Свердловской области, существует ряд проблем, ограничивающих его развитие:

1) несовершенство отдельных законодательных актов, ущемляющих конституционные права граждан на квалифицированную юридическую помощь, свободу предпринимательской деятельности;

2) наличие территориальных, отраслевых и структурных диспропорций, мешающих развитию МСП;

3) недостаток собственных ресурсов у субъектов МСП и затрудненный доступ к источникам финансирования;

4) проблемы взаимоотношений предпринимателей с контрольно-надзорными органами, наличие жалоб предпринимателей на действия данных органов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) наличие недобросовестной конкуренции и нелегальной деятельности среди субъектов предпринимательства;

6) недостаточная юридическая и финансовая грамотность предпринимателей;

7) низкая информированность предпринимателей о ресурсах;

8) проблемы со сбытом продукции, в том числе с нахождением рынков сбыта;

9) недостаточное развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

К основным механизмам улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в Свердловской области можно отнести:

1) улучшение имиджа и пропаганда предпринимательской деятельности;

2) снижение административных барьеров для создания, развития и прекращения мало-

го бизнеса, в том числе упрощение процедуры регистрации субъектов МСП и сдачи отчетности, снижение количества проверок контролирующими органами;

3) утверждение налоговых льгот субъектам МСП в приоритетных для экономики страны отраслях, а также предоставление налоговых льгот инвесторам, осуществляющим вложения в малые и средние предприятия;

4) усовершенствование программы «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей, в том числе, кроме права пользования нулевой налоговой ставкой в течение первых двух лет, на третий год работы целесообразно ввести послабления в виде уплаты 25 % от обычной ставки налога, на четвертый год -50 %, на пятый - 75 %, и с шестого года вводить полную налоговую ставку;

5) направление налоговых поступлений от субъектов МСП в региональные и местные бюджеты с целью заинтересованности региона (муниципалитета) в поддержке и развитии малых и средних предприятий на своей территории;

6) обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу в размере до 20 %;

7) проведение политики поощрения муниципалитетов к реализации местных программ поддержки малого и среднего бизнеса;

8) увеличение объемов государственных гарантий (и размера гарантийного покрытия) по инвестиционным кредитам малого и среднего бизнеса до 70 % от суммы кредита;

9) развитие программы льготного кредитования для субъектов МСП, в том числе снижение в первый год ставки по кредиту до уровня 2/3 ставки рефинансирования, установленной Банком России; предоставление льготных займов для предпринимателей из приоритетных социальных групп (пенсионеров, женщин, инвалидов, безработных);

10) расширение доступа к покупке и аренде имущества на льготных условиях;

11) увеличение в 1,5-2 раза объемов финансовой поддержки, оказываемой Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства в виде поручительств по банковским гарантиям и займов;

12) развитие цифровых платформ поддержки предпринимательства, создание региональных интернет-порталов;

13) создание страниц в соцсетяхдля обсуждения актуальных вопросов и поддержки молодежного предпринимательства;

14) модернизация системы поддержки экспортеров;

15) развитие программ бесплатного обучения, консультирования, мастер-классов для повышения финансовой и юридической грамотности предпринимателей.

Таким образом, Свердловская область является регионом, где активно развивается МСП. На сегодняшний день регион занимает пятое место по количеству предпринимателей в Российской Федерации и входит в Топ-20 в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. Наиболее активно развиваются малые и микропредприятия следующих видов экономической деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, обрабатывающие производства и строительство.

В Свердловской области эффективно функционирует система государственной поддержки субъектов МСП, сформирована необходимая правовая база, инфраструктура содей-

ствию малому и среднему бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, консультационного и иного содействия развитию субъектов МСП, действуют механизмы защиты предпринимателей. Планируется дальнейшее активное развитие малого и среднего бизнеса на территории региона. Поставлена задача к 2035 году увеличить долю субъектов МСП до 40 %, а долю занятых граждан в данном бизнесе - до 42 %.

Для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности на территории Свердловской области необходимо оказывать всестороннюю финансовую поддержку вновь создаваемым и действующим субъектам МСП; создавать благоприятные налоговые режимы для развития МСП; развивать цифровые платформы поддержки предпринимательства; проводить мероприятия по повышению юридической и финансовой грамотности предпринимателей; развивать систему общественных организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП; стремиться к созданию комфортных условий для повышения занятости населения в малом бизнесе и увеличения доли МСП в ВВП страны и ВРП Свердловской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте [электронный ресурс] // Росстат. URL: http://www.gks.ru/w ps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistic s/accounts/ (дата обращения: 07.11.2019).

2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года: Постановление Правительства Свердловской области от 6 августа 2019 г. № 515-ПП [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://ww w.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

3.Левченко К.А., Епанчинцев В.Ю. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. № 1. С. 13.

4. Морозко Н.И. Факторы стимулирования деловой активности малого бизнеса // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 3 (том 11). С. 64-70.

5. Валеев Т.А. Основные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник Нижегородской правовой академии. 2018. № 15. С. 60-61.

6. Валькович О.Н., Такахо Б.Р. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2018. № 16. С. 16-21.

7. Анненкова А.А., Филичева М.С. Государственная поддержка малого предпринимательства: региональные тренды // Фундаментальные исследования. 2019. № 4. С. 19-25.

8. Алексеева К.А. Система государственной поддержки малого предпринимательства в регионе (на примере Саратовской области) // Актуальные проблемы и современные тенденции социально-экономического развития региона и страны: сборник научных трудов по ито-

гам Международной научно-практической конференции. Саратов. 2018. С. 48-49.

9. Колесниченко Е.А., РадюковаЯ.Ю., Дронов С.Е. Совершенствование мер государственной поддержки предпринимательства на региональном уровне // Бюллетень науки и практики. 2018. № 10. С.341-350.

10. Сапожникас И.Д. Механизмы и инструменты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. №5. С. 175-182.

11. Щеглов В.Ю., Скворцов А.О. Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. 2018. № 1. С. 31-36.

12. Быкова Н.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург. 2018.

13. Инвестиционный скачок: Свердловская область взлетела в топ-20 регионов России по инвестклимату [электронный ресурс] // URL: ht tps://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fww w.oblgazeta.ru%2Feconomics%2F38323%2F&d=1 (дата обращения: 07.11.2019).

14. План мероприятий («дорожная карта») по повышению позиций Свердловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2018-2020 годы [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://mir.midural. ru/sites/default/files/files/dk_ot_ 13.12.2017_no_0 1-01-5915.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

15. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 2 августа 2019 г.) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.r u/ (дата обращения: 20.12.2019).

16. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р (в ред. от 30 марта 2018 г.) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

17. Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1466 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant .ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

18. Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: Приказ Минэкономразвития России от 14 февраля 2018 г. № 67 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

19. О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области: Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. № 10-ОЗ (в ред. от 17 октября 2018 г.) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

20. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы: Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 151-ОЗ (в ред. от 22 марта 2018 г.) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

21. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года»: Постановление Правительства Свердловской области от 17 ноября 2014 г. № 1002-ПП (в ред. от 27 сентября 2019 г.) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

22. Об утверждении Инвестиционной стратегии Свердловской области до 2035 года: Постановление Правительства Свердловской области от 15 августа 2019 г. № 535-ПП [электронный ре-

сурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://ww w.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

23. Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области: Закон Свердловской области от 19 декабря 2013 г. № 132-03 (в ред. от 21.12.2015) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://ww w.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2019).

24. Положение о региональном и местном отделении Общероссийской общественной орга-

низации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»: Решение Президиума Правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», протокол заседания № 3 от 15 ноября 2002 г. (в ред. от 05.02.2010 г.) [электронный ресурс] // Опора России. URL: ht tp://opora66.ru/wp-content/uploads/2018/1 1 / ПОЛОЖЕНИЕ - о - региональном - и - местном -отделении^Г (дата обращения: 20.12.2019).

ON THE DEVELOPMENT TRENDS IN SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AND STATE SUPPORT MEASURES IN THE SVERDLOVSK REGION

D.A. Taskina

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Ekaterinburg, Russia

ABSTRACT:

The purpose of this paper is to analyze the situation in the small and medium-sized business sector in the Sverdlovsk region, identify problems that become an obstacle for the development of entrepreneurship in the region, and analyze measures of public support for small and medium-sized businesses.

In the furtherance of this goal, the article uses the statistical analysis method and the method of theoretical analysis. The author analyzes the main statistical indicators of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region, introduced on the websites of FSSS and the Federal Tax Service. A systematic analysis of the legal framework on the issue of state support for entrepreneurship in the region was carried out. The work of the institutes that are part of the business support infrastructure in the territory of the Sverdlovsk region is studied.

As a result of this work, the author determined the level of development of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region and introduced the main trends in its development, evaluated the effectiveness of public policy to support entrepreneurship and identified the problems that limit its development.

A number of provisions of the article contain an element of scientific novelty. The possibilities of information systems for business support in the Sverdlovsk region are defined. Practical mechanisms for improving the business environment in the region are formulated.

KEYWORDS: small and medium-sized businesses, statistical data, national rating, problems of entrepreneurship, measures of public support, infrastructure for supporting entrepreneurship, mechanisms for improving conditions.

AUTHORS' INFORMATION:

Daria A. Taskina, Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

51, 6, Kirov Str., Kamensk-Uralsky, 623418, Russia, [email protected]

FOR CITATION: Taskina D.A. On the development trends in small and medium-sized businesses and state support measures in the Sverdlovsk region // Management issues. 2020. № 2 (63). P. 229-242.

REFERENCES

1. The share of small and medium enterprises in the gross domestic product [e-resource] // FSSS. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect /rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accoun ts/ (date of reference: 07.11.2019). [Dolya malogo i srednego predprinimatel'stva v valovom vnutren-nem produkte [elektronnyy resurs] // Rosstat. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosst at_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (data obrashcheniya: 07.11.2019).] - (InRus.)

2. Approval of the strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region for the period up to 2035: Resolution of the Government of the Sverdlovsk region of August 6, 2019 No. 515-PP [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consulta nt.ru/ (date of reference: 20.12.2019). [Ob utverzh-denii Strategii razvitiya malogo i srednego pred-prinimatel'stva v Sverdlovskoy oblasti na period do 2035 goda: Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 6 avgusta 2019 g. № 515-PP [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] -(InRus.)

3. Levchenko K.A., Epanchintsev VYu. Public support of small and medium-sized businesses in the Russian Federation // Electronic scientific and methodological journal of Omsk State University. 2018. No. 1. P. 13. [Levchenko K.A., Epanchintsev VYu. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federa-tsii // Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU. 2018. № 1. S. 13.] - (In Rus.)

4. Morozko N.I. Factors of stimulating business activity of small businesses // Economy. Taxes. Right. 2018. No. 3 (volume 11). Pp. 64-70. [Morozko N.I. Faktory stimulirovaniya delovoy aktivnosti malogo biznesa // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2018. № 3 (tom 11). S. 64-70.] - (In Rus.)

5. Valeyev T.A. Basic area of public support for small and medium-sized businesses // Bulletin of the Nizhny Novgorod Law Academy. 2018. No. 15. Pp. 60-61. [Valeev T.A. Osnovnye napravleniya go-sudarstvennoy podderzhki sub'ektov malogo i sred-nego predprinimatel'stva // Vestnik Nizhegorod-skoy pravovoy akademii. 2018. № 15. S. 60-61.] -(InRus.)

6. Valkovich O.N., Takaho B.R. Public support

for small and medium-sized businesses in Russia // Current problems and prospects of economic development: Russian and foreign experience. 2018. No. 16, Pp. 16-21. [Val'kovich O.N., Takakho B.R. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii // Aktual'nye prob-lemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt. 2018. № 16. S. 16-21.] - (In Rus.)

7. Annenkova A.A., Filicheva M.S. Public support of small business: regional trends // Fundamental research. 2019. No. 4. Pp. 19-25. [Annenkova A.A., Filicheva M.S. Gosudarstvennaya podderzhka malo-go predprinimatel'stva: regional'nye trendy // Fun-damental'nye issledovaniya. 2019. № 4. S. 19-25.] -(InRus.)

8. Alekseyeva K.A. System of public support of small business in the region (by the example of the Saratov region) // Topical issues and modern trends of socio-economic development of the region and the country: sourcebook of research papers on the results of the International Research to Practice Conference. Saratov. 2018. Pp. 48-49. [Alekseeva K.A. Sistema gosudarstvennoy podder-zhki malogo predprinimatel'stva v regione (na pri-mere Saratovskoy oblasti) // Aktual'nye problemy i sovremennye tendentsii sotsial'no-ekonomiches-kogo razvitiya regiona i strany: sbornik nauchnykh trudov po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii. Saratov. 2018. S. 48-49.] -(InRus.)

9. Kolesnichenko E.A., Radyukova Ya.Yu., Dro-nov S.E. Improvement of measures of public support of entrepreneurship at the regional level // Bulletin of science and practice. 2018. No. 10. Pp. 341350. [Kolesnichenko E.A., Radyukova Ya.Yu., Dro-nov S.E. Sovershenstvovanie mer gosudarstvennoy podderzhki predprinimatel'stva na regional'nom urovne // Byulleten' nauki i praktiki. 2018. № 10. S. 341-350.] - (InRus.)

10. Sapozhnikas I.D. Mechanisms and tools of public support for small and medium-sized businesses in Saint Petersburg // Proceedings of the Saint Petersburg State University of Economics. 2018. No. 5. Pp. 175-182. [Sapozhnikas I.D. Mekhanizmy i instrumenty gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Sankt-Peterburge // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo

ekonomicheskogo universiteta. 2018. № 5. S. 175182.] - (In Rus.)

11. Shcheglov VYu., Skvortsov A.O. Problems of public support of small business in Russia // News of higher educational institutions. Volga region. Economics. 2018. No. 1. Pp. 31-36. [Shcheglov VYu., Skvortsov A.O. Problemy gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel'stva v Rossii // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Ekonomicheskie nauki. 2018. № 1. S. 3136.] - (In Rus.)

12. Bykova N.V. Evaluation of the effectiveness of public support for small business: Thesis for the Candidate's Degree (Economics). Saint Petersburg, 2018. [Bykova N.V. Otsenka effektivnosti gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinima-tel'stva: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. 2018.] - (In Rus.)

13. Investment upswing: Sverdlovsk region soared into the top 20 regions of Russia in terms of investment climate [e-resource] // URL: https: //yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.ob lgazeta.ru%2Feconomics%2F38323%2F&d=1 (date of reference: 07.11.2019). [Investitsionnyy skachok: Sverdlovskaya oblast' vzletela v top-20 regionov Rossii po investklimatu [elektronnyy resurs] // URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2F www.oblgazeta.ru%2Feconomics%2F38323%2F&d = 1 (data obrashcheniya: 07.11.2019).] - (In Rus.)

14. Action plan ("Road map") to improve the position of the Sverdlovsk region in the National rating of the investment climate among the subjects of the Russian Federation for 2018-2020 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://mir.midural.ru/s ites/default/files/files/dk_ot_ 13.12.2017_no_01-01-5915.pdf (date of reference: 20.12.2019). [Plan mero-priyatiy («dorozhnaya karta») po povysheniyu po-zitsiy Sverdlovskoy oblasti v Natsional'nom reytinge sostoyaniya investitsionnogo klimata v sub'ektakh Rossiyskoy Federatsii na 2018-2020 gody [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://mi r.midural.ru/sites/default/files/files/dk_ot_13. 12.2017_no_01-01-5915.pdf (data obrashcheniya: 20.12.2019).] - (In Rus.)

15. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Federal Law No. 209-FL dated July 24, 2007 (as revised August 2, 2019) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 20.12.2019). [O razvitii malogo i srednego pred-prinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ (v red. ot

2 avgusta 2019 g.) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] - (In Rus.)

16. On the approval of the development strategy of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030 (along with the "Plan of measures (Road map) for implementation of the Strategy of development of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period till 2030"): Order of the Government of the Russian Federation No. 1083-R dated June 2, 2016 (as amended) from March 30,2018) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.r u/ (date of reference: 20.12.2019). [Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda (vmeste s «Planom meropriyatiy («dorozh-noy kartoy») po realizatsii Strategii razvitiya malo-go i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Fe-deratsii na period do 2030 goda»): Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 2 iyunya 2016 g. № 1083-r (v red. ot 30 marta 2018 g.) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] -(In Rus.)

17. On the approval of standard terms of contracts providing for the involvement of subcontractors, co-executors from among small business entities, socially oriented non-profit organizations in the execution of contracts: Resolution of the Government of the Russian Federation dated December 23, 2016 No. 1466 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 20.12.2019). [Ob utverzhdenii tipovykh usloviy kontraktov, predusmatrivayushchikh privlechenie k ispolneniyu kontraktov subpodryadchikov, sois-polniteley iz chisla sub'ektov malogo predprini-matel'stva, sotsial'no orientirovannykh nekommer-cheskikh organizatsiy: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 23 dekabrya 2016 g. № 1466 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] - (In Rus.)

18. On the approval of requirements to the implementation of subjects of the Russian Federation, budgets of which are provided with subsidies for public support of small and medium enterprises, including peasant (farmer) economy and the implementation of measures to support youth entrepreneurship, and requirements to the organizations forming support infrastructure for the subjects of small and average business: the Order of the Ministry of Economic Development of Rus-

sia dated 14 February 2018 No. 67 [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.cons ultant.ru/ (date of reference: 20.12.2019). [Ob utverzhdenii trebovaniy k realizatsii meropriyatiy sub'ektami Rossiyskoy Federatsii, byudzhetam ko-torykh predostavlyayutsya subsidii na gosudarstven-nuyu podderzhku malogo i srednego predprinima-tel'stva, vklyuchaya krest'yanskie (fermerskie) kho-zyaystva, a takzhe na realizatsiyu meropriyatiy po podderzhke molodezhnogo predprinimatel'stva, i trebovaniy k organizatsiyam, obrazuyushchim in-frastrukturu podderzhki sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva: Prikaz Minekonomrazvi-tiya Rossii ot 14 fevralya 2018 g. № 67 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] -(In Rus.)

19. On the development of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region: the Law of the Sverdlovsk region dated February 4, 2008 No. 10-RL (as amended on October 17, 2018) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 20.12.2019). [O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Sverdlovskoy oblasti: Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 4 fevralya 2008 g. № 10-OZ (v red. ot 17 oktyabrya 2018 g.) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] -(In Rus.)

20. On the strategy of social and economic development of the Sverdlovsk region for 2016-2030: Law of the Sverdlovsk region of December 21, 2015 No. 151-RL (as revised March 22, 2018) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http: //ww w.consultant.ru/ (date of reference: 20.12.2019). [O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na 2016-2030 gody: Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 21 dekabrya 2015 g. № 151-OZ (v red. ot 22 marta 2018 g.) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http: //www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] -(In Rus.)

21. On approval of the state program of the Sverdlovsk region "Increasing the investment attractiveness of the Sverdlovsk region up to 2024": Resolution of the Government of the Sverdlovsk region dated November 17, 2014 No. 1002-PP (as amended by from September 27, 2019) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant .ru/ (date of reference: 20.12.2019). [Ob utverzh-denii gosudarstvennoy programmy Sverdlovskoy

oblasti «Povyshenie investitsionnoy privlekatel'nosti Sverdlovskoy oblasti do 2024 goda»: Postanovle-nie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 17 noyabrya 2014 g. № 1002-PP (v red. ot 27 sentyabrya 2019 g.) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] - (In Rus.)

22. Approval of the Investment strategy of the Sverdlovsk region up to 2035: Resolution of the Government of the Sverdlovsk region of August 15, 2019 No. 535-PP [e-resource] // RLS Consultant-Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 20.12.2019). [Ob utverzhdenii Investitsi-onnoy strategii Sverdlovskoy oblasti do 2035 goda: Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 15 avgusta 2019 g. № 535-PP [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant .ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] - (In Rus.)

23. On the Commissioner for the protection of the rights of entrepreneurs in the Sverdlovsk region: Law of the Sverdlovsk region dated December 19, 2013 No. 132-RL (as revised December 21, 2015) [e-resource] // RLS ConsultantPlus. URL: ht tp://www.consultant.ru/ (date of reference: 20.12.2019). [Ob Upolnomochennom po zashchite pravpredprinimateleyv Sverdlovskoy oblasti: Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 19 dekabrya 2013 g. № 132-OZ (v red. ot 21.12.2015) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.12.2019).] - (In Rus.)

24. The provision on regional and local branch of the Russian public organization of small and average business "SUPPORT of RUSSIA": Decision of the Presidium of the all-Russian public organization of small and medium entrepreneurship "SUPPORT of RUSSIA", minutes of meeting No. 3 dated November 15, 2002 (as amended by from 05.02.2010) [e-resource] // Support of Russia. URL: http://opora6 6.ru/wp-content/uploads/2018/11/REGULATI ONS-on-regional-and-local-branch.pdf (date of reference: 20.12.2019). [Polozhenie o regional'nom i mestnom otdelenii Obshcherossiyskoy obshches-tvennoy organizatsii malogo i srednego predprini-matel'stva «OPORA ROSSII»: Reshenie Prezidiu-ma Pravleniya Obshcherossiyskoy obshchestvennoy organizatsii malogo i srednego predprinimatel'stva «OPORA ROSSII», protokol zasedaniya № 3 ot 15 noyabrya 2002 g. (v red. ot 05.02.2010 g.) [elektronnyy resurs] // Opora Rossii. URL: http://opora6 6.ru/wp-content/uploads/2018/11/POLOZhENIE-o-regional'nom-i-mestnom-otdelenii.pdf (data obrashcheniya: 20.12.2019).] - (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.