Научная статья на тему 'Роль лечебной физкультуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся'

Роль лечебной физкультуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
269
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / YOUTH / HEALTH / PHYSICAL CULTURE / SPORT / MEDICAL PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зверева Анастасия Сергеевна, Андреенко Татьяна Александровна, Хомутова Елена Васильевна

В данной статье излагается суть и польза занятий лечебной физической культурой для обучающейся молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зверева Анастасия Сергеевна, Андреенко Татьяна Александровна, Хомутова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MEDICAL PHISICAL CULTURE IN PRESERVATION AND STRENGTHENING OF THE HEALTH OF STUDENTS

This article describes the essence and benefits of the medical physical culture for students.

Текст научной работы на тему «Роль лечебной физкультуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся»

РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

THE ROLE OF THE MEDICAL PHISICAL CULTURE IN PRESERVATION AND STRENGTHENING OF THE HEALTH OF STUDENTS

Зверева Анастасия Сергеевна

студент

институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Zvereva Anastasia Sergeevna

student

Institute of Russian language and Literature Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Андреенко Татьяна Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Andreenko Tatiana Alexandrovna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

department ""Physical Education"" Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Хомутова Елена Васильевна

старший преподаватель кафедра «(Физическая культура»> Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Homutova Elena Vasilyevna senior lecturer of the department «<Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье излагается суть и польза занятий лечебной физической культурой для обучающейся молодежи.

Abstract. This article describes the essence and benefits of the medical physical culture for students.

Ключевые слова: молодежь,здоровье, физическая культура, спорт, лечебная физическая культура.

Keywords: youth, health, physical culture, sport, medical physical culture.

Проблема здоровья человека была актуальной во все времена и остается актуальной по сей день не только среди студентов, но и среди всех возрастных групп. Современные условия жизни оказывают огромное влияние на физическую активность молодежи, что проявляется в снижении их физического развития [Сысоев, 2003].

Физическая культура и спорт играют важную роль в жизни современного человека. Они способствуют воспитанию социально-активной молодежи, развитию двигательных и интеллектуальных способностей, сохранению и укреплению здоровья, формированию культуры здорового образа жизни. Занятия физической культурой и спортом располагают большими оздоровительными, воспитательными и образовательными возможностями.

Но, к сожалению, в последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья обучающихся. На сегодняшний день статистика заболеваемости среди населения нашей страны, в том числе и среди студентов, неуклонно растет.

По материалам исследований М.Н. Алиева ежегодно в вузы поступают более 30% молодежи, отнесенной по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Эта категория студентов имеет значительные отклонения в состоянии здоровья и низкий уровень физической и функциональной подготовленности. По многим физическим показателям здоровья нынешнее молодое поколение уступает своим сверстникам предыдущих лет. При оценке физического состояния у юношей и девушек 17-18 лет, поступивших в вузы, в группе «здоровых» оказалось 6-8 %, а лиц, нуждающихся в постоянном медицинском контроле — 30-31% [Алиев, 1999].

Ввиду данного факта от учебных заведений требуется совершенствование технологий в сфере физкультурно-оздоровительных работ [Воронцов, 1990].

Перед руководителями специальных медицинских групп студентов также встают определенные задачи, к которым можно отнести улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание устойчивой потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой [Мазина, 2014].

Разработка современных социально-педагогических и оздоровительно-профилактических программ и технологий, которые способствуют укреплению и поддержанию здоровья молодежи и ликвидации барьеров, препятствующих использованию молодыми людьми потенциальных возможностей своего организма, является важнейшей задачей профилактической медицины и современной оздоровительной педагогики.

В настоящее время рост числа студентов, направляемых для занятий физической культурой в специальные медицинские группы, определяет складывающуюся тенденцию к расширению средств и методов лечебно-профилактического характера для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности занимающихся в этих группах, предупреждения последствий патологического процесса.

Именно эти задачи и решает одно из направлений спортивной медицины

— лечебная физическая культура (ЛФК).

Лечебная физическая культура — это метод лечения, который состоит в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе такого метода лежит использование основной биологической функции организма -движения [Мазина, 2014].

Программа занятий лечебной физкультурой строится так, чтобы принести пользу учащемуся. Преподаватель выступает в качестве врача, а не только как тренер. Обычно занятия лечебной физкультурой назначают на время, что является реабилитационным периодом. Если наблюдается прогресс в улучшении качества здоровья, то студента постепенно, поэтапно переводят в основную

группу [Мазина, 2014].

Лечебная физическая культура играет не только профилактическую, но и воспитательную роль. Применение ЛФК воспитывает у молодежи сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает обучающимся гигиенические навыки, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы и оказывает многие другие положительные факторы на улучшение здоровья организма человека.

Применение метода лечебной физической культуры, как и у многих других методов, существует ряд отличительных особенности. Одной из таких особенностей является использование физических упражнений, которые вовлекают в ответную реакцию все структуры организма и избирательно оказывают положительное влияние на его различные функции. Регулярная дозированная тренировка физическими упражнениями стимулирует, тренирует и приспосабливает отдельные системы и в целом организм человека к возрастающим физическим нагрузкам, в конечном итоге приводит к функциональной адаптации занимающегося.

Следует сказать, что еще одной наиболее характерной особенностью ЛФК является процесс дозированной тренировки занимающихся физическими упражнениями. Такая тренировка пронизывает весь ход лечебного применения физических упражнений, усиливая терапевтический эффект [Детков, 2008].

Программа тренировок ЛФК строится так, чтобы принести пользу учащемуся. Поэтому во время занятий лечебной физической культурой необходимо придерживаться следующих принципов:

• Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма;

• Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;

• Регулярность воздействия, так как только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма;

• Длительность применения физических упражнений, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма занимающихся возможно лишь при условии длительного повторения упражнений;

• Нарастание физической нагрузки в процессе занятий;

• Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15 % упражнений обновляются, а 85-90 % повторяются);

• Умеренность воздействия физических упражнений, т.е. умеренная, но более продолжительная или фазовая физическая нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная;

• Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями — физические упражнения чередуются с отдыхом;

Под воздействием физических упражнений выравнивается течение основных нервных процессов. Физическая тренировка оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ. Регулярные физические упражнения повышают иммунобиологические свойства организма, ферментную активность и устойчивость к заболеваниям [Бальсевич, 1995].

Физкультура и спорт, без сомнений, являются составными частями культуры общества и человека. Укрепление культа физической культуры в общественном сознании имело постепенный характер, и на сегодняшний день спортивные тренировки рассматриваются в качестве мощного средства воспитания личности, подготовки человека к жизни, а также спорт рассматривается как средство укрепления и поддержания человеческого здоровья.

Но поскольку состояние здоровья определенного числа обучающихся на сегодняшний день не является благополучным, и студенты не могут в полной мере реализовывать свои физические способности на занятиях физической культуры в учебных заведениях, ЛФК - отличный способ поддерживать свое здоровье в должной форме.

Необходимо помнить, что оздоровительный эффект от физических упражнений будет только тогда, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности, объёму и в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

Литература

1. Алиев М. Н, Аксенов В. П. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем. Тула, 1999.

2. Бальсевич В. К. Физическая культура, молодежь и современность // Теория и практика физической культуры/. 1995. №5.

3. Воронцов Б. Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж: ВГУ, 1990.

4. Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры/ для студентов с ослаблены/ здоровьем. — СПб. : СПбГУИТМО, 2008.

5. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина : учебник. — М. : Медицина, 1999.

6. Мазина Д. И., Егоры/чева Е. В., Чернышёва И. В. Лечебная физическая культура в вузах //Международны/й журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2.

7. Сы/соев В. В. Формирование у студентов непрофильных педагогических специальностей потребности в физическом самосовершенствовании : дис. канд. пед. наук. /Владимир Валерьевич Сы/соев. Брянск, 2003. 195 с.

119/132

References

1. Aliev M. N, Aksenov V. P. Fizicheskoe vospitanie studentov s oslablennym zdorov'em [Physical education of students with impaired health]. Tula, 1999.

2. Bal'sevich V. K. Fizicheskaya kul'tura, molodezh' i sovremennost' [Physical culture, youth and modernity]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1995, no. 5.

3. Voroncov B. N. Razumnye potrebnosti lichnosti: sushchnost', kriterii, puti formirovaniya [Reasonable needs of the individual: the nature, criteria, ways of formation]. Voronezh, VSU Pub., 1990.

4. Detkov Yu. l., Platonova A. V., Zefirova E. V. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury dlya studentov s oslableny zdorov'em [Theory and practice of physical culture for students with poor health]. St. Petersburg, SPBSUITMO Pub., 2008.

5. Epifanov V. A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sportivnaya medicina [Medical physical culture and sports medicine]. Moscow, Medicina Publ., 1999.

6. Mazina D. I., Egorycheva E. V., CHernyshyova I. V. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura v vuzah [Therapeutic physical culture in higher education institutions]. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya - International journal of experimental education, 2014, no. 7-2.

7. Sysoev V. V. Formirovanie u studentov neprofil'nyh pedagogicheskih special'nostej potrebnosti v fizicheskom samosovershenstvovanii. Dis. kand. ped. nauk [Formation of non-core students of pedagogical specialties need for physical self-improvement. Dis. cand. ped. sci. diss.]. Bryansk, 2003, 195p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.