Научная статья на тему 'Организация физического воспитания школьников в специальных медицинских группах'

Организация физического воспитания школьников в специальных медицинских группах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
734
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL CULTURE / PEDAGOGICAL AND MEDICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зинчук Н. А., Ермолина Н. В., Доронцев А. В.

Педагогический анализ результатов работы специальных медицинских групп в школах Астраханской области позволил определить существенные различия в методике и формах организации учебного процесса по физической культуре, а также педагогического и врачебного контроля. Материалы: в работе представлены исследования форм и методов проведения занятий физической культурой в среднеобразовательных школах Астраханской области, в специальных медицинских группах «А» и «Б». Определение уровня дифференцированной физической нагрузки для учащихся имеющих патологические изменения в состоянии здоровья. Методы исследования: анализ результатов ежегодных и текущих медицинских осмотров, функциональных проб, клинические данные лечебно профилактических учреждений (ЛПУ), данные педагогического контроля. Результат: Исследование проводилось с целью определить результативность проведения занятий в среднеобразовательных школах по физической культуре в специальных медицинских группах. Данные результатов исследования дают основание, что адекватный подбор педагогических средств, а также дифференцирование учебных групп по заболеваниям, будет способствовать оптимизации физического состояния и здоровья школьников. Рациональная организация практических занятий позволит индивидуально в зависимости от патологии использовать средства физической культуры в оздоровительных и реабилитационных целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зинчук Н. А., Ермолина Н. В., Доронцев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical analysis of special medical groups results in the Astrakhan region schools allowed us to determine substantial differences in the methods and forms of educational process on physical education organization, as well as pedagogical and medical control. Material. The paper presents a research of carrying out physical education lessons forms and methods in the Astrakhan region secondary schools, in special medical groups "A" and "B". Determination of differentiated physical activity level for schoolchildren with pathological changes in health status is presented. Research methods. Analysis of the annual and ongoing medical examinations results, functional tests, clinical data of health care institutions (MH), pedagogical control. Results. The research was conducted to determine the effectiveness of physical education lessons in secondary schools special medical groups. These results justify that an adequate selection of pedagogical methods, as well as educational groups differentiation on the disease, will help to optimize the schoolchildren physical condition and health. Rational organization of lessons will allow to use individually means of physical education in health and rehabilitation purposes depending on the pathology.

Текст научной работы на тему «Организация физического воспитания школьников в специальных медицинских группах»

Подано: 01.04.2017 Принято: 03.04.2017

Беззубое Антон - аспирант, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д. 32 к. 4, г. Москва, Россия, 117303

Беляев Василий Степанович - доктор биологических наук, профессор, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303 Черногоров Дмитрий Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта, ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», Балаклавский проспект, д.32 к.4, г. Москва, Россия, 117303, e-mail: chernogorovnikolaCcürambler, ru

Для цитирования: Беззубов A.A., Беляев B.C., Черногоров Д.Н. Эффективность средств тяжелой атлетики при развитии силовых способностей у детей 9-11 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Т. 12. - №2. - С. 81-92.

DOI 10.14526/01 2017 209 УДК: 615.825:616 - 053.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ

H.A. Зинчук - кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Ермолина - кандидат педагогических наук, доцент Астраханский государственный университет, ул. Татищева, 20А г. Астрахань, Россия, 414056 A.B. Доронцев - кандидат педагогических наук, доцент

Астраханский государственный медицинский университет, ул. Бакинская 121, г. Астрахань, Россия, 414000

E-mail: aleksandr.doroncevCä),rambler.ru

Аннотация. Педагогический анализ результатов работы специальных медицинских групп в школах Астраханской области позволил определить существенные различия в методике и формах организации учебного процесса по физической культуре, а также педагогического и врачебного контроля. Материалы: в работе представлены исследования форм и методов проведения занятий физической культурой в среднеобразовательных школах Астраханской области, в специальных медицинских группах «А» и «Б». Определение уровня дифференцированной физической нагрузки для учащихся имеющих патологические изменения в состоянии здоровья. Методы исследования: анализ результатов ежегодных и текущих медицинских осмотров, функциональных проб, клинические данные лечебно профилактических учреждений (ЛПУ), данные педагогического контроля. Результат: Исследование проводилось с целью определить результативность проведения занятий в среднеобразовательных школах по физической культуре в специальных медицинских группах. Данные результатов исследования дают основание, что адекватный подбор педагогических

средств, а также дифференцирование учебных групп по заболеваниям, будет способствовать оптимизации физического состояния и здоровья школьников. Рациональная организация практических занятий позволит индивидуально в зависимости от патологии использовать средства физической культуры в оздоровительных и реабилитационных целях. Ключевые слова: специальные медицинские группы, физическая культура, педагогический и врачебный контроль.

THE ORGANIZATION OF SCHOOLCHILDREN PHYSICAL TRAINING IN SPECIAL

MEDICAL GROUPS

Nina A. Zinchuk - candidate of pedagogical sciences, associate professor Nataliy V. Yermolina - candidate of pedagogical sciences, associate professor

Astrakhan State University, 20 A, Taticheva str., Astrakhan, 414056, Russia Alexsandr V. Dorontsev - candidate of pedagogical, associate professor Astrakhan State Medical University, 121, Bakinskaya St., Astrakhan, 414000, Russia

E-m ail: aleksandr. doroncevCa),rambler. ru

Annotation. Pedagogical analysis of special medical groups results in the Astrakhan region schools allowed us to determine substantial differences in the methods and forms of educational process on physical education organization, as well as pedagogical and medical control. Material. The paper presents a research of carrying out physical education lessons forms and methods in the Astrakhan region secondary schools, in special medical groups "A" and "B". Determination of differentiated physical activity level for schoolchildren with pathological changes in health status is presented. Research methods. Analysis of the annual and ongoing medical examinations results, functional tests, clinical data of health care institutions (MH), pedagogical control. Results. The research was conducted to determine the effectiveness of physical education lessons in secondary schools special medical groups. These results justify that an adequate selection of pedagogical methods, as well as educational groups differentiation on the disease, will help to optimize the schoolchildren physical condition and health. Rational organization of lessons will allow to use individually means of physical education in health and rehabilitation purposes depending on the pathology. Keywords, special medical group, physical culture, pedagogical and medical control.

Введение

По данным Астраханского комитета государственной статистики

заболеваемость в регионе среди школьников за последние пять лет резко возросла. Общая заболеваемость выросла на 23%, инфекционные заболевания - на 53%, новообразования - на 84%, болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ - на 20%, болезни нервной системы

- на 40%, болезни системы кровообращения

- на 32%, болезни органов дыхания - на 20%, болезни органов пищеварения - на 43%, болезни костно-мышечной системы -на 24%, болезни мочеполовой системы - на

63% [10]. (рис.№ 2). В тоже время многие специалисты считаю, что адекватная физическая нагрузка позволяет увеличить резервные возможности организма [1,2,4,5,6,7,8,9]. Увеличение

адаптационных возможностей организма к возрастающей физической нагрузки позволяет улучшить активацию тканевого обмена и окислительно восстановительных процессов [3]. Таким образом, проблема физического воспитания детей с хроническими заболеваниями не только не теряет своей актуальности, а наоборот, в последние годы становится все значимее. Организация исследования

В исследовании принимали учащиеся 10 школ Астраханской области в 2014 - 2016 г.г., школы определялись случайной выборкой. В ходе работы были проанализированы: функциональные

пробы, методика проведения практических занятий специальных медицинских групп «А» и «Б», данные регулярных медицинских осмотров. Исследования проводились с использованием программы для работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2007 с макрос-дополнением XLSTAT -Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа Statistical0 (Stat Softlnc. США). Исследования проводились на базах средне образовательных школ Астраханской области.

Результаты исследования

В результате исследования, было определено, что в большинстве школ (более 80%) в занятия с контингентом специальных медицинских групп проводятся учителем физической культуры и во многих случаях эти занятия совмещаются с основной и подготовительными группами. В других школах уроки проходят на базе оздоровительных центров, в кабинетах лечебной физической культуры (ЛФК) при поликлиниках, занятия физкультуры в этих случаях проводят методист или врач ЛФК. Кроме того, было выявлено, что в 20% школ отсутствовала система физического воспитания ослабленных детей, в 70 % школ занятия в СМ Г вели учителя физической культуры и только в 10 % школ занятия проводил врач ЛФК в оборудованных зал а.х (рис. № 1 ). Практически во всех школах распределение учащихся в учебные медицинские группы происходит по результатам ежегодного медицинского осмотра или по заключению лечебно - профилактического учреждения (ЛПУ), коррекция медицинской группы в течении учебного года фиксировалась достаточно редко. Дети, отнесенные к специальной медицинской группе «Б» в 72% школ, были освобождены от практических занятий и фиксировалось

только их присутствие на уроке. Контроль за показателями гемодинамики сердечно -сосудистой системы на занятиях СМ Г «А», велся эпизодически в основном при выполнении упражнений на общую выносливость. В подавляющем

большинстве занятия СМ Г «А» совмещалось с занятиями основной и подготовительной медицинских групп, что затрудняло вести индивидуальный контроль объема и интенсивности физической нагрузки для учащихся соответствующих медицинских групп. Дифференцированно структурированный учебный материал практических занятий в соответствии с имеющейся патологией у детей используется в большинстве случаев достаточно формально, что обусловлено рядом факторов, основными из которых, по нашему мнению, считаются: недостаточная квалификация учителей физической культуры, а также совмещенность учебно практических занятий ОМ Г и СМ Г.

В 93% случаев из - за риска развития дезадаптационных реакций у учащихся СМ Г «Б» при выполнении двигательных заданий, учителя

физкультуры освобождают учащихся старших классов от практических занятий и освоение предмета ограничивается теоретическим разделом в виде заданий по написанию реферата, а в младших и средних классах занятия физкультурой сводиться только к присутствию на уроках.

70 60 50 40 30 20 10 0

□ учитель ФК ■ метод. Лфк

□ не ведется

Рисунок 1. Соотношение организационных форм физического воспитания в СМ Г

школ Астраханской области

100 80 60 40 20

шЛАт

$< II

£ $ $ i £ £ р ®

s ? | i 5 S

X О S О; Ol

sr У S

£ £

£ $ i ö i i

о

I

I

"« *« "> Ifl

7 /

□ 2015 ■ 2010

Рисунок 2. Рост заболеваемости учащихся средней школы Астраханской области

Выводы

Таким образом, проведенные исследования показывают, что занятия в специальных медицинских группах, в средних образовательных школах в подавляющем большинстве проводятся формально, индивидуально структурированный учебно методический материал используется не в полном объеме. Совмещение основных и специальных медицинских групп на занятиях физической культуры не позволяет дифференцированно

контролировать интенсивность

выполнения двигательных действий у детей с различными патологиями. Риски развития дезадаптационых реакций на

физическую нагрузку у учащихся отнесенных к специальной медицинской группе «Б» приводят к ситуации, когда аттестация по предмету проводится, в основном по присутствию на занятиях.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что совмещение занятий основной и специальной медицинских групп на практических занятиях не решает вопросы оздоровительного и реабилитационного характера при использовании средств физической культуры, для детей, имеющих отклонения в здоровье. Раздельные занятия ОМГ и СМ Г, а также индивидуальный педагогический и текущий врачебный

контроль позволит своевременно корректировать патологические состояния детей средствами физической культуры, повышая резервных возможностей организма.

Литература

1.Батырев Э.М., Доронцев A.B. /Оценка сформированное™ навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза// Научно -теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта 2009 № 12 (58) -С. 13-17.

2.Доронцев A.B. /Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта//. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. ВГАФК. Волгоград 2006 г.

3.Морозова О.В., Ярошинская А.П., Янкевич И.Е„ Ермолина Н.В., Зинчук H.A. Адаптивная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата/ Учебно-методическое пособие. - Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2016. - 112 с.

4.Светличкина A.A. /Анализ параметров сердечно- сосудистой системы у спортсменов ДЮСШ Астраханской области, занимающихся греблей на байдарках и каноэ// Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.2016. № 12 (126). С. 85-86.

5.Таова А.Х. /Особенности лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания// Успехи современной науки и образования. 2016. № 9. Т. 1. С 96-99.

б.Чичкова М.А., Светличкина A.A., Ковалева H.A., /Электрокардиографический синдром ранней реполяризации желудочков как прогностический критерий аритмий сердца у профессиональных спортсменов// Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1(5). С. 83-86.

7.Чичкова М.А., Светличкина A.A. / Возможности адаптации сердечно - сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями// Астраханский медицинский журнал. 2016.Т. 11№4. С.64-71.

8.Чичкова М.А., Светличкина A.A., / Особенности ремоделирования сердечно -сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы). Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017.Т..19.№6.С. 38-41.

9.Янкевич И.Е„ Зинчук H.A., Доронцев A.B. /Психофизиологическая адаптация к спортивной деятельности слабослышащих футболистов// Астраханский медицинский журнал 2013. Т 8. № 1. С 326-329.

10.Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб./Росстат. - М„ 3-46 2016.- 174 с.

11. Кузнецова, З.М. О зарубежной истории физического воспитания / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.-2008.-Т. 3. -№1.-С. 1-14. Режим доступа: http://www.iom'nal-science.org/ru/aiticle/429.html

12. Титов, С.В. Повышение уровня физической подготовленности студентов в специальных медицинских группах средствами атлетической гимнастики / С.В. Титов, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Т. 4. - №4. - С. 125130. Режим доступа: http: //www. i о urnal -science.org/ru/magazine/40.html.

13. Michelle Kelly Irving, Cyrille Detoierre, Matthias Richter. Call for рареш: Life соише influence and cancer risk. International Journal of Public Health. 21 March 2017. (SCOPUS)

14. Martijn van Hasselt Ph.D., Nancy McCall Sc.D., Vince Keyes M.A., Suzanne G. Wensky Ph.D., Kevin W. Smith M.A. Total Cost of Care Lower among Medicare Fee-for-Service Beneficiaries Receiving Care from Patient-Centered Medical Homes. Health services research. 2014, DOT: 10.1111/1475-6773.12217. (SCOPUS)

References

1. Batyrev E. M„ Dorontsev A.V. Assessment of those skills for disease prevention by means of physical culture and sports among students of medical University. [Scientific - theoretical journal of scientific notes University of P. F. Lesgaft], 2009, no 12 (58), pp. 13-17. (in Russian).

2. Dorontsev A.V. The Formation of future doctors in the skills of disease prevention by means of physical culture and sport. The Candidates thesis. VGAFK, Volgograd, 2006. (in Russian).

3. Morozova О. V., Yaroshinskaya A. P., Yankevich Т. E„ Ermolina N. L, Zinchuk N. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura pri namsheniyah oporno-dvigatel'nogo apparata [Adaptive physical culture in disorders of the locomotor apparatus], Astrakhan, Publisher Sorokin Roman Vasilyevich, 2016, 112 p. (in Russian).

4. Svetlichkina A. A. Analysis of athletes cardiovascular system parameters in Astrakhan region DYUSSH involved in rowing and canoe. Zhurnctl nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov [Journal of scientific publications graduate and doctoral students], 2016, no 12 (126), pp. 85-86. (in Russian).

5. Taova A. H. Features of medical physical culture at respiratory system diseases. Uspehi sovremeimoj nauki i obrazovaniya [Successes of modern science and education], 2016, no 9, Vol. 1, pp. 96-99. (in Russian).

6. Chichkova M. A., Svetlichkina A. A., Kovaleva N. A. Electrocardiographic syndrome of early repolarization of the ventricles as a prognostic criterion

of professional athletes cardiac arrhythmias. Innovacionnye tehnologii v nauke i obrazovanii [Innovative technologies in science and education], 2016, no 1-1(5), pp. 83-86. (in Russian).

7. Chichkova M. A., Svetlichkina A. A. Cardiovascular system adaptation possibilities to physical activity of individuals with limited hearing possibilities. Astrahanskij medicinskij zhurnal [Astrakhan medical journal], 2016, Vol. 11, no 4, pp. 6471. (in Russian).

8. Chichkova M. A., Svetlichkina A. A. Characteristics of cardiovascular system remodeling of people with limited hearing possibilities in response to physical activity (a literature review). Zhurnal nauchnyh statej :Zdorov'e i ohrazovanie v 21 veke" [Journal of scientific articles Health and education in the XXI century], 2017, Vol. 19, no 6, pp. 38-41. (in Russian).

9. Yankcvich E. I., Zinchuk N. A. Dorontscv A.V. Psycho-Physiological adaptation to sports activities of hard hearing players. Astrahanskij medicinskij zhurnal [Astrakhan medical journal], 2013, Vol. 8, no 1, pp. 326 - 329. (in Russian).

10. Zdravohranenie v Rossii [Health care in Russia]. 2015, Rosstat, M., 174 p. (in Russian).

11. Kuznctsova Z.M., Simakov Yu.P. About foreign history of physical education. Pedagogiko-

Подано: 20.04.2017 Принято: 24.04.2017

psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tuiy i sporta [Pcdagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3, no 1, pp. 1-14. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/429.html.

12. Titov C.V., Kuznctsova Z.M. Increasing the level of special medical groups schoolchildren physical preparedness by means of athletic gymnastics. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tuiy i sporta [Pcdagogico-pshycological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2009, Vol. 4, no 4, pp. 125130. Available at: http: //www. i o urna 1 -science .org/ru/magazine/40 .html.

13. Michelle Kelly Irving, Cyrille Delpierre, Matthias Richter. Call for papas: Life course influence and canccr risk International Journal of Public Health. 21 March 2017. (SCOPUS)

14. Martijn van Hasselt Ph.D., Nancy McCall Sc.D., Vincc Kcycs M.A., Suzanne G. Wcnsky Ph.D., Kevin W. Smith M.A. Total Cost of Care Lower among Medicare Fcc-for-Scrvicc Beneficiaries Receiving Care from Patient-Centered Medical Homes. Health services research, 2014, DOI: 10.1111/1475-6773.12217. (SCOPUS)

Зинчук Нина Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой АФК и спортивные игры, Астраханский государственный университет, ул. Татищева, 31/17 Астрахань, Россия, 414028

Ермолина Наталия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, ул. Коммунистическая, 18/20, Астрахань Россия, 414011 Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой физической культуры, Астраханский государственный медицинский университет, ул. Юбилейная, 36, Астрахань, Россия, 414136

Для цитирования: Зинчук H.A., Ермолина Н.В., Доронцев A.B. Организация физического воспитания школьников в специальных медицинских группах // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 92-97.

Б0110.14526/01 2017 210 УДК 796:316.628

УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Ю.А. Пушкарская - преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ»,

пр. Калинина 11, Пятигорск, Россия, 357532

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.