knowledge management. Journal of Business Research. 63(7), 763-771.
32. Donate MJ, Guadamillas F. The effect of organizational culture on knowledge management practices and innovation. Journal of Knowledge and Process Management 2010; 17(2):18-28.
33. Zheng, W., Yang, B., & McLean, G. N. (2010). Linking organizational culture, structure, strategy, and organizational effectiveness: Mediating role of knowledge management. Journal of Business Research. 63(7), 763-771.
34. Kuznetsova Z. M., Mustakimova A. A., Simakov, Yu. p. Sports the Indians of pre-Columbian Mesoamerica. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-
Submitted: 30.10.2017 Received: 03.11.2017
biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2012, no 3(24). pp. 74-80.
35. Mugalimova N. N., Kuznetsova Z. M. Characteristics of drug prevention by means of physical culture and sports. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2012, no 3(24), pp. 89-95
36. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)
Authors information:
Vahid Bakhshalipour - Sama Technical and Vocational Training College, Islamic Azad university, Lahijan Branch, Siyahkal, Iran
Bisotoon Azizi - Department of Physical Education, Piranshahr Branch, Islamic Azad University, Piranshahr Iran
Siavash Khodaparast Sareshkeh - Department of Physical Education and Sport Science, Lahijan Branch, Islamic Azad University, Guilan, Lahijan, Iran, E-mail: [email protected]
For citations: Vahid Bakhshalipour, Bisotoon Azizi, Siavash Khodaparast Sareshkeh The relationship between organizational culture and knowledge management in high school physical education teachers of education in Guilan Province, The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Pshycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports), 2017, Vol. 12, No. 4, pp. 53-63. DOI 10/14526/04_2017_264.
DOI 10/14526/04_2017_266 УДК: 796.071:616 - 053.81
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ГАНДБОЛОМ В ВУЗЕ
О.В. Морозова - кандидат педагогических наук Н.А. Зинчук - кандидат педагогических наук, доцент Астраханский государственный университет, ул. Татищева, 20 а, Астрахань, Россия, 414056 А.В. Доронцев - кандидат педагогических наук, доцент Астраханский государственный медицинский университет,
ул. Бакинская 121, Астрахань, Россия, 414000
E—mail: [email protected]
Аннотация. Гандбол является одним из самых популярных и массовых игровых видов спорта на территории Астраханской области. Регулярно в регионе проводятся матчи с участием команд суперлиги, матчи европейского и мирового уровня, которые являются социально-значимыми событиями для региона. В связи с этим приобщение студентов к этому виду спорта является достаточно актуальным. Активное внедрение гандбола в практику физического воспитания студенческой молодежи позволит повысить их физическую подготовленность, а также развивать коммуникативные умения социализации студентов. Материал. Исследования проводились в академических группах студентов, отнесенных по результатам врачебного осмотра к основной медицинской группе, с целью разработать концептуальную программу привлечения студентов к занятиям гандболом и экспериментально обосновать эффективность ее применения. Методы исследования: обзор и обобщение научной литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, результаты медицинского осмотра, контрольных нормативов, анализ результатов соревнований. Результат. Разработана и апробирована концептуальная программа привлечения студентов к занятиям гандболом, экспериментально подтверждена эффективность ее применения. Заключение. Рекомендовать кафедрам физической культуры высших учебных заведений применение разработанной концепции привлечения студентов основной медицинской группы к занятиям видами спорта на основе результативности проведенного формирующего педагогического эксперимента по использованию гандбола в вузе.
Ключевые слова: гандбол, студенты вуза, учебно-тренировочные занятия, педагогический эксперимент.
The Effectiveness Of Conceptual Program Of Involving Students Into Handball At A Higher
Educational Establishment
Olga V. Morozova — Candidate of Pedagogics Nina A. Zinchuk - Candidate of Pedagogics, Associate Professor Astrakhan State University, Tatishchev str. 20 a, Astrakhan, Russia 414056
Alexsandr V. Dorontsev - Candidate of Pedagogics, Associate Professor Astrakhan State Medical University, Bakinskaya str.121,Astrakhan, Russia 414000.
E—mail: [email protected]
Annotation. Handball is one of the most popular and mass kinds of sport games on the territory of Astrakhan region. Regular matches are held in the region with the teams of superleague, European and World level matches, which are socially important events for the region. In this connection involving students into this kind of sport is urgent enough. An active introduction of handball into the practice of physical upbringing of students will help to increase their physical readiness and also develop communicative skills of their socialization. Material. The research works were held in the academic groups of students, who formed the main medical group, in order to create a conceptual program of involving students into handball and experimentally substantiate the effectiveness of its use. Research methods: scientific literature review and summarizing, pedagogical observation, pedagogical experiment, the results of medical check-up, control normatives, the results of competitions analysis. Results. A conceptual program of involving students into handball is created and tested, the effectiveness of its use is experimentally proved. Conclusion. To recommend physical
64
culture departments of higher educational establishments using the conception of involving students of the main medical group into the kinds of sport on the basis of the held forming pedagogical experiment effectiveness using handball at a higher educational establishment. Keywords: handball, students of higher educational establishment, educational-training lessons, pedagogical experiment
Введение. Регулярные занятия спортом
здорового образа жизни, повышении ее качества [2]. Адекватные физические нагрузки играют важную роль в формировании функциональных резервов организма [6,7,8,9].В последнее время гандбол стал достаточно популярным среди студенческой молодежи видом спорта [3]. Эксперты определяют гандбол как вид спорта, позволяющий развивать все основные физические качества спортсмена - выносливость, силу, скорость, гибкость, координацию [2]. Командные игры позволяют студентам овладевать коммуникативными навыками работы в коллективе [4].В настоящее время многие факты говорят о необходимости дальнейшего повышения эффективности образовательного процесса по физической культуре в вузах, управление которым традиционно сводится к
администрированию [1]. В практической деятельности акцент делается на выполнение нормативно-базовой части учебной программы без учёта мотивов и потребностей студентов в различных видах двигательной активности [5].Однако эффективное использование средств гандбола в процессе физического воспитания студентов вузов сдерживается недостаточной методической базой для организации и проведения занятий.
Методы и организация исследования
В педагогическом эксперименте принимали участие 60 студентов основной медицинской группы в возрасте 18-20 лет. С целью изучения проблемы использования гандбола в программе занятий по физической культуре в вузе применялись следующие методы: анализ и обобщение научно-методической
литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, результаты
имеют важное значение в формировании
медицинского контроля, заключение практикующих тренеров по гандболу.
В ходе исследования использовали следующие средства: программы для работы с электронными таблицами MicrosoftExcel 2007 с макрос дополнением XLSTAT - Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа Statistical (StatSoftInc.,США). Исследования проводились на базах Астраханского государственного
университета и Астраханского
государственного медицинского
университета.
Результаты исследования и их обсуждение
Для поддержания активного интереса студентов к занятиям гандболом в рамках формирующего эксперимента нами апробирована концептуальная программа, которая построена на использовании результатов работы спортивных клубов и гандбольного фан-клуба «Астраханочка» и которая, согласно гипотезе исследования, обеспечивает эффективность процесса привлечения студентов к занятиям гандболом.
Основной особенностью
экспериментальной программы являлась её направленность на создание условий:
- для развития концептуально обоснованного системного подхода к привлечению студенческой молодежи к занятиям гандболом;
- для развития сети лидеров, организующих и проводящих работу по пропаганде и привлечению студентов к занятиям гандболом;
- для повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов и формирования стойкого интереса к гандболу.
Формирование программы
привлечения студентов к занятиям гандболом осуществлялось поэтапно.
Первый, информационно-
мотивационный, этап предполагал формирование и стимулирование интереса студентов первого-пятого курсов к спортивной игре гандбол. Реализация данного этапа проходила через обращение к волонтерскому движению и осуществлялась по следующей схеме: создание фан-клуба гандбольной команды «Астраханочка» - разработка положения о фан-клубе - разработка плана работы -утверждение членов и кураторов фан-клуба.
На этом этапе предусматривалось посещение соревнований по гандболу различного уровня и масштаба: туры суперлиги, туры высшей лиги, туры команд-дублеров, тур «Студенческой лиги СГР», соревнований команд мастеров и ветеранов, соревнований в рамках праздника «День гандбола».
Предусматривается также проведение «круглых столов», встреч с олимпийскими чемпионами и ведущими игроками гандбольных команд Астраханской области.
Посещение соревнований разного уровня - это необходимая форма ознакомления студентов с сущностью спортивной игры гандбол как явления объективной реальности, формирования умений наблюдать и выделять особенности и специфику данной игры, сравнивать, сопоставлять и анализировать увиденное.
На данном этапе студенты столкнулись со значительными
затруднениями в знании правил соревнований по гандболу, правил судейства и истории развития гандбола в Астрахани.
Отсутствие необходимых
теоретических знаний предопределило внедрение второго этапа программы. На данном этапе предусматривалось активное включение студентов в овладение знаниями, техническими приемами игры гандбол и дальнейшее повышение их
физической подготовленности.
Содержание учебного материала было сконструировано через призму работы спортивных клубов «Гандбол».
Программа спортивного клуба «Гандбол» предполагает работу со студентами 1-4-го курсов Астраханского государственного университета.
В процессе внедрения программы проводится работа, как со студентами, так и с преподавателями физической культуры.
Выделяются группы студентов и преподавателей для проведения дальнейшей работы:
-группа лидеров — студенты для проведения занятий в спортивных клубах;
-группа менторов — преподаватели физической культуры для курирования работы лидеров в спортивных клубах.
Эти группы проходят специальную подготовку.
Программа работы спортивного клуба «Гандбол» осуществляется в следующем порядке.
Первым этапом внедрения программы является работа с лидерами и менторами, призванными в дальнейшем активно сотрудничать в проведении программы спортивных клубов «Гандбол». С этой целью проводится цикл занятий по обучению лидеров и менторов работе по программе спортивного клуба «Гандбол».
Второй этап - работа лидеров и менторов со студентами в спортивном клубе «Гандбол» в течение 32-часового цикла 2 раза в неделю.
Третий этап - в начале и в конце программы предусматривается проведение тестирования для анализа и подведения итогов работы.
Содержание программы включает три раздела, ориентированных на реализацию поставленных задач:
- образовательный, направленный на получение знаний в области истории гандбола, правил и судейства соревнований по гандболу. Реализация данного раздела осуществляется в процессе теоретических и практических занятий;
- физический, направленный на совершенствование двигательных умений и навыков игры и развитие физических качеств. Реализация данного раздела осуществляется в процессе практических занятий и соревнований;
- функциональный, направленный на укрепление здоровья занимающихся.
Учебно-тренировочный процесс складывается из теоретического курса и практических занятий. На теоретических занятиях сообщаются сведения о сущности и значении вида спорта на современном этапе, приводятся данные об истории возникновения и развития гандбола, характеризуются основы техники и тактики игры, раскрывается методика начального обучения гандболу.
На практических занятиях студенты овладевают техникой и тактикой гандбола, совершенствуют физическую и технико-тактическую подготовленность,
овладевают необходимыми
профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками и совершенствуют их.
Результативность разработанной концептуальной программы привлечения студентов к занятиям гандболом определялась по динамике изменений в уровнях технической и функциональной подготовленности студентов к занятиям гандболом, а также по динамике уровня теоретических знаний о спортивной игре гандбол.
Диагностика сформированности уровня знаний о спортивной игре гандбол проводилась с помощью ответов на вопросы. Анализ результатов ответов на констатирующем этапе исследования позволил получить следующие данные: высокий уровень- 0 студентов, средний уровень - 5 человек, низкий - 15 человек, очень низкий - 40 человек.
На заключительном этапе педагогического эксперимента данный опрос был проведен повторно. Его результаты показали, что 7 и 20 человек находятся на высоком и среднем уровне знаний соответственно. На низком уровне оказалось 23 студента, а количество студентов на очень низком сократилось до 10 человек (рисунок 1).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
о. низкии
низкии
средней
высокии
I конст.экс Н форм.экс.
Рисунок 1 - Динамика изменений в уровнях теоретических знаний о спортивной игре
гандбол
Необходимо отметить, что положительная динамика в уровнях теоретических знаний о спортивной игре гандбол наблюдается у студентов, находящихся на очень низком уровне. Так, в количественном эквиваленте это выглядит как 40:10, т.е. на констатирующем этапе на очень низком уровне находилось 66% занимающихся, а после формирующего эксперимента осталось всего 16%. Значительные изменения наблюдаются в количественном отношении у студентов низкого уровня готовности (15:23), т.е. прирост оставил 53% процента. Относительно среднего уровня отмечается резкое увеличение с 5 до 20 студентов, увеличение в четыре раза; как позитивный результат формирующего эксперимента можно констатировать наличие высокого уровня 7 человек (12%).
Перед началом эксперимента мы определили исходный уровень функциональной подготовленности студентов по оценке результатов пробы Летунова. Такие же измерения были проведены после формирующего эксперимента.
Таблица1 - Результаты функциональной подготовленности студентов (по оценке _ результатов пробы Летунова)_
Уровни реакции Количество человек
до после
Нормотонический 10 40
Гипертонический 7 0
Гипотонический 22 12
Дистонический 16 6
Ступенчатый подъем максимального АД 5 2
Как видно из таблицы1, в начале эксперимента наибольше количество участников - 45 человек (75%) -находились на гипертоническом, гипотоническом и дистоническом уровне реакции. Реакции такого рода характеризуются незначительным
повышением максимального АД в ответ на нагрузку и снижением минимального АД, что свидетельствует о недостаточности адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке. У 5 студентов (8,3%) наблюдалась реакция со ступенчатым подъемом максимального АД. Этот тип реакции свидетельствует об ухудшении функционального состояния организма и служит показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение. Лишь у 10 человек (16,7%) наблюдается нормотонический тип реакции на пробу. Важным критерием нормотонической реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя, что свидетельствует о достаточной
тренированности.
Измерения в конце эксперимента позволили установить, что показатели уровня функциональной подготовленности продемонстрировали положительную динамику, т.е. можно отметить, что в результате занятий в спортивном клубе у 67% студентов отмечается
нормотонический тип реакции на физическую нагрузку. На гипертоническом уровне функциональной
подготовленности, который
характеризуется незначительным
повышением максимального АД в ответ на нагрузку и снижением минимального АД, свидетельствующим о недостаточности приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке, не осталось ни одного студента.
Одним из показателей готовности студентов заниматься гандболом является их физическая и специальная подготовленность. Перед началом эксперимента мы протестировали студентов и определили их исходный уровень специальной подготовленности. По результатам бросковой подготовки
выявлено, что на начальном этапе 75% студентов (45 чел.) справились с поставленной задачей на низком уровне, 10 человек выполнили задание на среднем уровне, что соответствует 16,6% тестируемых.
Необходимо отметить, что на очень низком уровне оказалось 4 человека (6,7 %), а на высоком - один человек(1,7%).
После проведенного формирующего эксперимента в исследуемой группе
произошли существенные изменения показателей специальной
подготовленности (таблица 2): 44 студента уложились в норматив высокого и среднего уровня, что составило 73% студентов, норматив низкого уровня показали 23% исследуемых студентов, на очень низком уровне осталось 2 человека, однако средний показатель их результативности увеличился с 2 точных бросков до 4.
Таблица 2 - Результаты специальной подготовленности участников эксперимента
Название испытания Высокий Средний Низкий Очень низкий
до после до после до после до после
Броски мяча на точность 1 22 10 22 45 14 4 2
Передача мяча в цель 10 21 16 14 16 17 18 8
Бег 30 м с ведением мяча 5 15 10 25 28 10 17 10
Проследим динамику специальной подготовленности на примере результатов высокого уровня. Как свидетельствуют полученные результаты, положительную динамику получили все содержательные составляющие специальной
подготовленности высокого уровня. Практически в 22 раза возросло количество студентов, способных выполнять упражнения на точность попадания с результатом высокого уровня. Чуть ниже результат передачи мяча в цель - он увеличился в 2раза, а результат ведение мяча на дистанции 30 метров - в три раза.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что результаты формирующего эксперимента, где проверялось влияние концептуальной программы на привлечение студентов к занятиям гандболом, показали целостность и достаточность процесса формирования готовности студентов к занятиям гандболом.
Анализ результативности
формирующего эксперимента,
проведенный по динамике изменений в
уровнях технической и функциональной подготовленности студентов к занятиям гандболом, а также по динамике уровня теоретических знаний о спортивной игре гандбол, продемонстрировал более высокий уровень знаний, двигательных умений и функциональной
подготовленности студентов по отношению к начальным показателям.
Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоения знаний, умений и навыков, ценностей. Экспериментальная программа разрабатывалась для использования в спортивном клубе «Гандбол», но, несмотря на это, основные принципы, положения можно с успехом применять в других игровых видах спорта. Достаточно внести некоторые изменения и дополнения, обусловленные спецификой и особенностями планирующегося к использованию вида спорта.
Литература
1.Бабичев, В. В. Самостоятельные занятия оздоровительной физической культурой: учебное
пособие / В. В. Бабичев, О. Ю. Блохина, Н. А. Зинчук, О. В.Морозова, И. А. Орлова, С. Ю. Попов. -Астрахань: Изд-во Астраханский ГМУ2015. - 160с.
2. Лихачев, О.Е. Физическое воспитание студентов: традиции, направления развития / О.Е.Лихачев, В.Н. Смирнов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2014. - №1 (107). - С.125-129.
3. Матвеев, В. С. Педагогическая технология формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов / В. С. Матвеев, А. А. Свирид, Л. А. Матвеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 9094.
4. Петина, Э. Ш. Мониторинг развития физических качеств у студентов Астраханского государственного медицинского университета / Э. Ш. Петина, О. А. Козлятников, О. В. Морозова // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - № 3. г.Самара, 2016.-С.84-86.
5. Спирин, В.К. Физическое воспитание на основе вида спорта - новый вектор организации физической активности детей, подростков, молодежи / В.К. Спирин [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 5. - С. 19-22.
6. Светличкина, А. А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214217.
7. Чичкова, М. А. Возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями / М. А. Чичкова, А. А. Светличкина// Астраханский медицинский журнал.
- 2016.- Т. 11. -№ 4. - С.64-71.
8.Чичков, М.Ю. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М. Ю. Чисков, А. А. Светличкина, М. А. Чичкова, Н. А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.
9.Чичкова, М. А. Особенности ремоделирования сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) / М. А. Чичкова, А. А. Светличкина // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке.
- 2017. - Т. 19. - № 6. - С. 38-41.
10. Афтимичук О.Е., Кузнецова З.М. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки [Электронный ресурс] / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и
медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №2. - С. 2838. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/157. html. DOI 10.14526/01_1111_04
11. Кузнецова З.М., Симаков Ю.П. Развитие физической культуры и спорта в постсоветский период [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Том 3. - №3. - С. 88-95. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/479. html.
12. Hendrik Schmitz, Matthias Westphal. Informal care and long-term labor market outcomes. Zhurnal ekonomiki zdorov'ya [Journal of health economics]. 2017, Vol. 56, pp. 1-18.https://doi.org/10.1016/j.jhealeco.2017.09.002 (Scopus)
13. Jagannath M. Muzumdar, Nicholas L. Pantaleo. Comics as a Medium for Providing Information on Adult Immunizations. Zhurnal svyazi sdorov'ya [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 10, pp. 783-791. http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1355418 (Scopus)
References
1. Babichev V. V., Blokhina O.Y., Zinchuk N.A., Morozova O.V., Orlova I.A., Popov S.Y. Samostoyatel'nye zanyatiya ozdorovitel'noj fizicheskoj jul'turoj: uchebnoe posobie [Independent lessons of health-improving physical culture:educational manual]. Astrakhan : Astrakhan State University publishing house, 2015, 160 p. (in Russian).
2. LikhachevO. E., Smirnov V.N. Physical upbringing of students: traditions, development directions / O. E. Likhachev, V. N. Smirnov. Uchenye zapiski P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2014, No. 1 (107), pp. 125-129. (in Russian).
3. Matveev V. S., Svirid A.A., Matveeva L.A. Pedagogical technology of motivational-axiological component formation of students' personality physical culture. Uchenye zapiski P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2014, No. 11 (117), pp. 9094. (in Russian).
4. Petina E. S., Kozlyatnikov O.A., Morozova O.V. Monitoring of physical qualities development among students of Astrakhan State Medical University. Aktual'nye voprosy psihologii, pedagogiki I obrazovaniya: Sbornik nauchnyh trudov v ramkah Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The urgent questions of psychology, pedagogics and education: Collection of scientific works in terms of the International scientific-practical conference]. No. 3, Samara, 2016, pp. 84-86. (in Russian).
5. Spirin V. K. Physical upbringing on the basis of a kind of sport as a new vector of physical activity of children, teen-agers and young people organization.
Teoriya I praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture]. 2013, No. 5, pp. 19-22. (in Russian).
6. Svetlichkina A. A., Kozlyatnikov O.A. Physical loads intensity planning on the basis of electrocardiography of highly-qualified sportsmen and students of Astrakhan Medical University. Uchenye zapiski P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2016, No. 3 (133), pp. 214-217. (in Russian).
7. Chichkova M. A., Svetlichkina A.A. The opportunities of cardiovascular system adaptation to physical loads among people with restricted auralabilities. Astrahanskij medicinskij zhurnal [Astrakhan Medical journal]. 2016, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71. (in Russian).
8. Chichkov M. Y., Svetlichkina A.A., Chirkova M.A., Kovaleva N.A. The syndrome of early repolarization of ventricles among professional sportsmen. Aktual'nye problemy nauki I obrazovaniya [Urgent problems of science and education]. 2016, No. 5, pp. 81. (in Russian).
9. Chichkova M. A., Svetlichkina A.A. The peculiarities of cardiovascular system remodeling among people with restricted auralabilities as the reaction to physical loads (literature review). Zhurnal nauchnyh statej zdorov'e I obrazovanie v XXI veke [Scientific articles journal Health and education in the XXI century]. 2017, Vol.19, No. 6, pp. 38-41. (in Russian).
Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017
10. Aftimichuk O. E., Kuznetsova Z. M. the Significance of rhythm in the system of vocational educational and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskij kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2015, Vol. 10, no 2, pp. 28-38. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/157. html. DOI 10.14526/01_1111_04
11. Kuznetsova Z. M., Simakov, Yu. P. Development of physical culture and sports in postsovetskii period. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskij kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2008, Vol. 3, no 3, pp. 88-95. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/479. html.
12. Hendrik Schmitz, Matthias Westphal. Informal care and long-term labor market outcomes. Zhurnal ekonomiki zdorov'ya [Journal of health economics]. 2017, Vol. 56, pp. 1-18.https://doi.org/10.1016/j.jhealeco.2017.09.002 (Scopus)
13. Jagannath M. Muzumdar, Nicholas L. Pantaleo. Comics as a Medium for Providing Information on Adult Immunizations. Zhurnal svyazi sdorov'ya [Journal of health communication]. 2017, Vol. 22, No. 10, pp. 783-791. http://dx.doi.org/10.1080/10810730.2017.1355418 (Scopus)
Морозова Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр и АФК, Астраханский государственный университет, ул. 2-я Зеленгинская корпус 3, дом 3, кв.51, Астрахань, Россия 414004.
Зинчук Нина Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой спортивных игр и АФК, Астраханский государственный университет, ул. Татищева 31/17 Астрахань, Россия, 414028.
Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры, Астраханский государственный медицинский университет, ул. Юбилейная, 36, Астрахань, Россия, 414136, E-mail: aleksandr.doroncevarambler.ru
Для цитирования: Морозова О.В., Зинчук Н.А., Доронцев А.В. Эффективность концептуальной программы привлечения студентов к занятиям гандболом в вузе // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 63-71. DOI 10/14526/04 2017 266.