Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2017
УДК 796.011.3
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ У ПЕРВОКУРСНИКОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань
Аннотация
Анализ динамики уровня здоровья студентов Астраханского государственного медицинского университета показывает, что количество студентов, отнесенных по результатам медицинского осмотра к подготовительной и специальной медицинской группам, за последние 20 лет существенно выросло. Значительное снижение большинства показателей физического развития и физической подготовленности наблюдается с конца 90 годов прошлого столетия и продолжается в настоящее время. Возросло количество случаев развития дезадаптационных реакций у студентов основной медицинской группы на студенческих соревнованиях по видам спорта. Расширение секционной работы групп спортивного совершенствования, ориентирование студентов на самостоятельные занятия оздоровительными видами спорта, а также текущий медицинский контроль, позволит повысить функциональные резервы студентов без срыва адаптационных возможностей.
Ключевые слова: физическая подготовленность студентов, студенческий спорт, медицинский контроль.
PARAMETERS OF PHYSICAL READINESS AND LEVEL OF FUNCTIONAL RESERVES AT FIRST-YEAR STUDENTS OF ASTRAKHAN STATE MEDICAL
UNIVERSITY
Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman, Astrakhan State Medical University, Astrakhan
Annotation
The analysis of dynamics of level of health of students of the Astrakhan state medical university shows that the number of the students carried to the preparatory and special medical groups following the results of medical examination for the last 20 years has significantly grown up. Considerable decrease in the majority of indicators of physical development and physical fitness is observed since the end of 90 years of last century and continues until now. The quantity of cases of development the disadaptation of reactions at the students of the main medical group at student's sports competitions has increased. Expansion of the work in the groups of sports improvement, orientation of the students on independent occupations by improving sports, and also the current medical control will allow raising the functional reserves of the students without failure of adaptation opportunities.
Keywords: physical fitness of students, student's sport, medical control.
ВВЕДЕНИЕ
Неадекватная физическая нагрузка, при занятиях видами спорта может привести к снижению резервных возможностей организма [5, 4, 6, 7, 8]. Исследования указывают, на опасность высокоинтенсивных нагрузок особенно при большом объеме т.к. могут привести к образованию вегетососудистого рефлекса с длительным спазмом сосудов головного мозга [3]. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы в процессе обучения дает возможность спрогнозировать уровень функциональной готовности и узнать, как справится организм с поставленной задачей. Кроме того, показатели ее состояния могут послужить и основным критерием при выборе физических нагрузок [1]. Осо-
бый интерес в этой связи представляют анализ состояния здоровья студентов и оценка основных тенденций преморбидных состояний и патологий, а также выявление взаимосвязей прикладной физической подготовки (ПФП) студентов различных групп здоровья с учетом основных физиологических характеристик [2]. Поэтому индивидуально структурированная физическая нагрузка на занятиях по физической культуре и текущий врачебный контроль позволит избежать срыва адаптационных возможностей и повысить физическую подготовленность студентов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами было проведено обследование 715 студентов 1 курсов основной медицинской группы Астраханского государственного медицинского университета в возрасте 1719 лет, занимающихся физической культурой в рамках действующего Федерального Государственного Образовательного Стандарта третьего поколения (ФГОСВО 3) т.е. 2-х часовые занятия каждую неделю на 1-6 курсах. Нами были проанализированы результаты ежегодных медицинских осмотров, функциональных проб, показатели зачетных нормативов, анкетирования, а также результаты соревнований по видам спорта. Исследование проводилось на базе Астраханского государственного медицинского университета в 2011-2016 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выраженной закономерностью последних десятилетий является изменение показателей физического развития и физической подготовленности студентов Астраханского ГМУ, некоторая стабилизация развития основных физических качеств студентов в 20092011 годах, в последующие годы сменилась тенденцией существенного ухудшения показателей. Особенно изменилась начальная физическая подготовленность студентов 1 курсов, по материалам тестирования 2011-2016 гг. недостаточная физическая подготовленность выявлялась у 51,7±10% юношей и 56,4±10% девушек (обобщённые средние показатели тестирования). Изменилась структура функционального состояния первокурсников, проведение стандартных функциональных проб показало, что нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы (ССС) на физическую нагрузку имеет некоторую тенденцию к снижению (> 4,9%), в тоже время гипертонический тип ССС показал определенный рост (< 3,1%), гипотонический тип ССС составил (< 1,8%) соответственно. Заметно увеличилось количество студентов, имеющих недостаточный двигательный опыт в спортивный играх, особенно это проявляется в баскетболе и волейболе. За период исследования произошли изменения в количественном составе физкультурных групп по результатам медицинского осмотра: доля студентов основной медицинской группы продолжает снижаться и в 2016 году составила 36,0%, соответственно увеличилось количество студентов в подготовительной группе -18,54%, специальной группе «А» - 29,71% и «Б» - 15,75%. В анализируемом периоде произошли существенные изменения в уровне физической подготовленности, так низкий уровень развития выносливости был определен у 43,1% студентов, скоростно силовых показателей у 38,9% и собственно силовых у 28,7%, что привело к увеличению риска развития дезадаптационных реакций на физическую нагрузку на занятиях по физической культуре, а также на массовых спортивных мероприятиях.
Результаты исследования позволили установить выраженную тенденцию развития стрессовых реакций на зачетных нормативах в беге1000 метров (юноши) наблюдалось увеличение на 18,0%, 500 метров (девушки) увеличение на 15,1%. У юношей в целом так же прослеживается тенденция развития негативных реакций в беге на 3000 метров (< 11,7%), у девушек при контрольных нормативах в беге на 2000 метров развитие стрессовых реакций составило (<10,1%). Анализ развития стресс-реакций на соревнованиях по бегу на средние дистанции выявил рассогласование работы сердечно сосудистой и дыха-
тельных систем: в 2011 году - 1% на 100 человек участников соревнований в беге на 1000 и 500 метров юноши и девушки соответственно, в 2012 - 2%, в 2013 - 4%, в 2014 -4%, в 2015 и 2016 гг. - 2%. Снижение случаев развития срыва адаптации регуляторных систем организма на соревнованиях в последние годы обусловлен дополнительным педагогическим и врачебным контролем участников соревнований, который позволил определить функциональные резервы и психоэмоциональную готовность студентов к соревновательной деятельности.
ВЫВОД
Таким образом, проведенные исследования показывают, что снижение функциональных возможностей и физической подготовленности студентов первокурсников создает определенные риски возникновения дезадаптационных реакций на занятиях физической культурой, а также при сдаче контрольных нормативов и участии в массовых спортивных мероприятиях. Увеличение количества студентов с недостаточной физической подготовленностью ставит перед педагогическим коллективом кафедры физической культуры задачи индивидуального структурирования объема и интенсивности физической нагрузки на занятиях, а также проведение дополнительного врачебного контроля функционального состояния участников соревнований по видам спорта. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в последнее время наряду с ростом заболеваемости студентов первокурсников, не в должной мере присутствует преемственность физического воспитания между среднеобразовательной школой и высшими учебными заведениям. Использование современных оздоровительных двигательных технологий и тщательный врачебный контроль, позволит избежать срыва адаптационных возможностей у студентов занимающихся физической культурой в рамках вузовской программа, так и у участников студенческих соревнований по видам спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - 265 с.
2. Гайнуллин, Р.А. Интегративная оценка психофизиологического потенциала студентов с дифференциацией их по группам здоровья / Р.А. Гайнуллин, Н.В. Меньшикова, А.П. Исаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 44-51.
3. Линькова, Н.А. Определение уровня физической нагрузки для студентов с нарушением кровообращения в сосудах головного мозга / Н.А. Линькова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 137-142.
4. Пармузина, Ю.В. Роль занятий фитнесом в воспитании студенческой молодежи / Ю.В. Пармузина, И.А. Кирпикова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - № 3 (17). - С. 36-40.
5. Рассогласование ритмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при максимальных физических нагрузках / В.Р. Горст, Н.А. Горст, М.В. Полукова, А.Б. Багамаева, Л.В. Шебеко, М.И. Лобанова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - № 2. - С. 242-244.
6. Светличкина, А.А. Феномен укороченного интервала PQ как фактор риска при занятиях физической культурой и спортом / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 171-175.
7. Светличкина, А.А. Регуляторно-адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы у занимающихся силовым троеборьем / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2017. - № 1 (19). - С. 123-128.
8. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.
REFERENCES
1. Bayevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (1997), Score of adaptation opportunities of an organism and risk of development of diseases, Medicine, Moscow.
2. Gaynullin, R.A., Menshikova, N.V. and Isaev, A.P. (2014), "Integrative assessment of psychophysiological potential of students with their differentiation on groups of health", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 44-51.
3. Linkova, N.A. (2016), "Determination of level of physical activity for students with violation of blood circulation in brain vessels", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 137-142.
4. Parmuzina, Yu.V. and Kirpikova, I.A. (2016), "Role of fitness classes in education of student's youth", Physical training and a sports training, No. 3 (17), pp. 36-40.
5. Gorst, V.R., Gorst, N.A., Polukova, M.V., Bagamaeva, A.B., Shebeko, L.V., Lobanova, M.I. (2011), "Mismatch of rhythms of cardiovascular and respiratory systems at the maximum physical activities", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 242-244.
6. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), "Phenomenon of the shortened PQ interval as risk factor at occupations of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 171-175.
7. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A. V. (2017), "Regulatory and adaptive changes of cardiovascular system at engaged in power triathlon", Physical training and sports training, No. 1 (19), pp. 123-128.
8. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A. A., Chichkova, M.A., Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2017
УДК 796.011.3
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАМПУСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Александр Викторович Петров, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), г. Владивосток
Аннотация
В статье дается педагогическое обоснование организационных действий в процессе проектирования и реализации привлекательной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, на примере кампуса Дальневосточного федерального университета. Показана содержательная модель физкультурно-спортивной среды вуза основанная на взаимосвязи таких компонентов как «субъекты», «содержательно-технологический», «информационно-коммуникативный» и «пространственно-предметный» компоненты. Дается описание этапов организационной реализации данной модели.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная среда, учащиеся ВУЗа, компоненты среды, организационные действия.
ATTRACTIVE PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY ENVIRONMENT MODEL
IMPLEMENTATION RELATED TO FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, department chair, Yury Eduardovich Gudkov, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Aleksandr Viktorovich Petrov, the senior lecturer, Far Eastern Federal University, Vladivostok
Annotation
The article aims at substantiation of the organizational actions in the process of design and implementation of the attractive model of the physical education environment of the Far Eastern Federal University Campus taken as an example. The model of physical education and sports university environment