«Уральский государственный университет физической культуры», 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: bev@yandex.ru
Коломиец Ольга Ивановна - кандидат биологических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, дом 1, e-mail: Kolomiec_o@mail.ru
DOI 10.14526/02_2018_331 УДК: 612.766.1:616.12 - 073.97
ФАКТОРЫ ТРАВМАТИЗМА И НАРУШЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНО-АДАПТИВНОГО СТАТУСА У ЗАНИМАЮЩИХСЯ КРОССФИТОМ
12 2 2 Доронцев А.В. , Зинчук Н.А. , Рыбникова О.Л. , Федорова Т.А.
1ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет», Россия, г. Астрахань, aleksandr.doroncev@rambler.ru 2ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия, г. Астрахань, niva-zinchuk@mail.ru, oljafishtrade@rambler.ru,19fedorova19@mail.ru
Аннотация. Анализ данных обследования 62 студентов (мужчины) Астраханского ГМУ и Астраханского госуниверситета в возрасте 18-23 лет, занимающихся кроссфитом, показал, что развитие дезадаптационных реакций на тренировочную нагрузку чаще всего происходит при выполнении тяжелоатлетических упражнений, а также в беге на средние дистанции с контролем времени. Определение начального уровня общей физической и спортивно-технической подготовленности, а также резервных возможностей кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата позволит снизить риски срыва регуляторно-адаптивного статуса студентов на учебно-тренировочных занятиях кроссфитом. Материалы. В работе представлены исследования развития стресс-реакций студентов Астраханского ГМУ и Астраханского госуниверситета, занимающихся кроссфитом. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, анализ клинических данных, показателей электрокардиографии, стандартных функциональных проб, результатов контрольных нормативов, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Исследования проводились с целью снизить риски развития дезадаптационных реакций организма у студентов, занимающихся кроссфитом, на основании анализа алгоритма учебно-тренировочных занятий, результатов медицинского, педагогического контроля, функциональных проб и контрольных нормативов. Заключение. Данные результатов исследования дают основание считать, что объем, интенсивность физической нагрузки, а также выполнение сложно координационных упражнений должны соответствовать уровню физической и спортивно-технической подготовленности занимающихся. Регулярный врачебный и педагогический контроль позволит выявить развитие патологических изменений, своевременно скорректировать учебно-тренировочную нагрузку или отстранить от тренировочных занятий с назначением профильного медицинского обследования.
Ключевые слова: кроссфит, студенты, резервные возможности организма, дезадаптационные реакции.
Для цитирования: Доронцев А.В., Зинчук Н.А., Рыбникова О.Л., Федорова Т.А. Факторы травматизма и нарушения регуляторно - адаптивного статуса у занимающихся кроссфитом. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 237-242. DOI 10.14526/02_2018_331
FACTORS OF TRAUMATISM AND REGULATORY-ADAPTIVE STATUS DISORDER AMONG PEOPLE GOING IN FOR CROSSFIT
1 * 2 * 2 2 Dorontsev A. V. , Zinchuk N.A. , Rybnikova O.L. , Fedorova T. A.
1Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Astrakhan State Medical University", Russia, Astrakhan, aleksandr.doroncev@rambler.ru Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Astrakhan State University", Russia, Astrakhan, niva-zinchuk@mail.ru, oljafishtrade@rambler.ru, 19fedorova19@mail.ru
Annotation. The research results among 62 male students (18-23 years old) of Astrakhan State Medical University and Astrakhan State University, who go in for crossfit, showed that disadaptation reactions development as a result of the training loads more often happens during weightlifting exercises fulfillment and also during average distances running with time control. The initial level of general physical and sports-technical readiness and also reserve capacities of cardiorespiratory system and locomotor apparatus determination will help to decrease the risks of students' regulatory-adaptive status disruption during educational-training crossfit lessons. Materials. The work presents stress-reactions study among students of Astrakhan State Medical University and Astrakhan State University, who go in for crossfit. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, clinical information, electrocardiography indices, standard functional tests, results of control normatives analysis, testing, methods of mathematical statistics. Results. The research was held in order to decrease the risks of disadaptation reactions development among students, who go in for crossfit, on the basis of algorithm analysis of educational-training activity, the results of medical, pedagogical control, functional tests and control normatives. Conclusion shows that physical load volume, intensity and difficult coordinating exercises fulfillment should correspond with the level of physical and sports-technical readiness of those, who train. Regular medical and pedagogical control will help to reveal pathological changes development, timely correct educational-training load or suspend from the trainings with a profile medical examination prescription.
Keywords: crossfit, students, spare capacities of an organism, disadaptation reactions. For citations: Dorontsev A.V., Zinchuk N.A., Rybnikova O.L., Fedorova T.A. Factors of traumatism and regulatory-adaptive status disorder among people going in for crossfit. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogico-Phycological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2018; 13(2): 237-242. DOI 10.14526/02_2018_331
ВВЕДЕНИЕ
Кроссфит - комплекс упражнений, отличающихся высокой интенсивностью, регулярной сменой упражнений, включающий в себя составляющие тяжелой и легкой атлетики, бодибилдинга, пауэрлифтинга, фитнеса, классической гимнастики, гиревого спорта [3]. Многие исследователи [4,5,6,7,8,9], высказывают мнение, что между показателями
физического развития, физической подготовленности и
уровнем адаптационных возможностей прослеживается выраженная зависимость. В то же время тренировочная и соревновательная деятельность
параллельно с учебными нагрузками предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям
организма. Несоответствие интенсивности
физической нагрузки адаптивным возможностям организма может вызвать целый ряд изменений в функциональных системах гомеостатического уровня, изменить регуляторно-адаптивный статус организма, предопределяя настоящий и дальнейший ход адаптации [2]. В связи с этим мы проводили анализ травматизма и рисков развития декомпенсации регуляторно-адаптивного статуса
организма на тренировочную нагрузку у студентов Астраханского ГМУ и Астраханского госуниверситета,
занимающихся кроссфитом.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Организация исследования. Нами было проведено обследование 62 студентов (мужчины) основной
медицинской группы Астраханского ГМУ и Астраханского государственного университета в возрасте 18-23 лет, которые занимались в секциях кроссфит в 2016/17 учебном году. В течение исследования 12 студентов по различным причинам прекратили занятия в группах. В процессе исследования были проанализированы клинические данные, показатели электрокардиографии, стандартных
функциональных проб, результаты контрольных нормативов. В исследовании использовались следующие средства: фитнес-треккеры GarminVivosmart HR, электрокардиограф CardiovitAT-101 3-канальный («Schiller», Швейцария), программа для работы с электронными таблицами MicrosoftExcel 2007 с макрос-дополнением XLSTAT-Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа Statistica10 (StatSoftInc., США). Исследования проводились на базах Астраханского государственного медицинского
университета и Астраханского
государственного университета.
Результаты исследования. По данным исследования, развитие дезадаптационных реакций наблюдалось у более 40% занимающихся кроссфитом в первый месяц учебно-тренировочных занятий. Изменение регуляторной
функций организма регистрировалось в основном при выполнении темповых тяжелоатлетических сложно
координационных упражнений (рывок и толчок штанги), бега на 1000 метров с контролем времени и элементов спортивной гимнастики на снарядах. При выполнении элементов вольных упражнений, бега на короткие дистанции (60-100 метров), челночного бега 3х10, а также упражнений на спортивных тренажерах развитие дезадаптационных реакций было менее выраженно. Анализ развития стресс-реакций на учебно тренировочную нагрузку показал, что доминирующим фактором
дезадаптационных реакций в беге на 1000 метров был синдром вегето-сосудистой дистонии (ВСД) - 19,35%, который проявлялся головной болью, слабым головокружением, бледностью
кожных покровов и общим дискомфортом, ЧСС 180±10 уд.мин., АД 140/90 ±10 мм.рт.ст., затем следовали нарушение ритма дыхания -11,20%,спазмы мышц - 4,83%, в основном икроножной; гипогликемия и стресс-реакция неясной этиологии - 3,22%. Выполнение сложно координационных тяжелоатлетических упражнений (рывок и толчок с контролем времени) сопровождалось синдромом ВСД у 19,35% занимающихся, ЧСС 196 ±10 уд.мин., АД 137/90 ± 10 мм.рт.ст.; были выявлены также перенапряжения мышц спины -29,03%; травма коленного сустава в виде частичного нарушения целостности медиальных связок была выявлена у одного занимающегося, частичный разрыв отдельных волокон локтевой
коллатеральной связки с сохранением ее общей непрерывности был зафиксирован также у одного занимающегося. Выполнение упражнений на параллельных брусьях в большинстве случаев (14,50%)
сопровождалось поверхностным
повреждением кожных покровов в виде ссадин и потертостей с повреждением мелких кровеносных сосудов. В одном случае при соскоке с брусьев была выявлена травма голеностопного сустава, которая характеризовалась разрывом отдельных волокон таранно-малоберцовой связки без утраты стабильности (рисунок 1). Результаты исследования позволили установить, что развитие стресс-реакций на физическую нагрузку наблюдалось у подавляющего большинства студентов (42,7±10%) в первые месяцы занятий, что свидетельствует о невысоком уровне физической подготовленности, а также о
недостаточном методическом обеспечении учебно-тренировочного процесса. В дальнейшем, после 3 месяцев занятий, уровень нарушения регуляторных функций существенно снижался, что являлось результатом адаптации к тренировочной нагрузке.
Синдром ВСД Спазм мышц Нарушение ритма дыхания Гипогликемия и стресс неясной..
Синдром ВСД Перенапряжение мышц спины Травма опорно - двигательного аппарата Поверхностные повреждения кожных. Травма опорно - двигательного аппарата
14,51%
4,83%
11,20%%
3,22%
19,35%
3,22%
14,50%
3,22%
10
20
Бег 1000 м
29,03%
■ Темповые т/атлетические упражнения
30
40
0
Рисунок 1 - Структура травм и нарушения регуляторно-адаптационного статуса у
занимающихся кроссфитом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенные исследования показывают, что развитие дезадаптационных реакций и травматизм опорно-двигательного аппарата у студентов. занимающихся кроссфитом, наблюдается в основном при выполнении темповых, сложно координационных тяжелоатлетических упражнений, в беге на средние дистанции и при выполнении элементов спортивной гимнастики на спортивных снарядах. Необходимо отметить, что восстановление
регуляторно-адаптивного статуса в беге на средние дистанции у занимающихся наблюдалось после трех месяцев занятий, тогда как выполнение рывка и толчка штанги в силовом блоке тренировки сопровождалось декомпрессирующими
факторами в течение всего времени исследования. Проявление стресс-реакций сердечно-сосудистой и дыхательной систем в беге на короткие дистанции, а также в блоке упражнений на координацию и на спортивных тренажерах имели слабо выраженные проявления. Основным фактором возникновения стресс-реакций организма на учебно-тренировочную нагрузку, по нашему мнению, можно считать низкий уровень общей и спортивно-технической подготовленности занимающихся
кроссфитом, а также недостаточное методическое обеспечение, которое не в полной мере позволяет индивидуально планировать объем и интенсивность физической нагрузки.
Практические рекомендации.
1. Анализ частоты регистрируемых стресс-реакций организма на бег 1000 метров с контролем времени дает основание считать, что включение данного легкоатлетического упражнения в систему тренировочного занятия кроссфитом должно быть регламентировано с учетом фактической физической подготовленности занимающегося, показателей функциональных проб, результатов врачебного и педагогического контроля.
2. Включение темповых тяжелоатлетических упражнений в систему тренировок кроссфит в первые 6 месяцев может быть рекомендовано только раздельными элементами, позволяющими сформировать начальную технику выполнения упражнений.
3. Индивидуальный педагогический и текущий медицинский контроль на занятиях кроссфитом не только позволит обеспечить снижение риска развития дезадаптационных реакций организма, но и повысит эффективность развития основных физических качеств.
4. Для предупреждения травм при выполнении элементов спортивной гимнастики, особенно на гимнастических снарядах, необходимо детально изучить технику выполнения травмоопасных упражнений с соответствующей страховкой и самостраховкой. Анализ антропометрических данных занимающихся позволит тренеру-инструктору определить целесообразность выполнения элементов спортивной гимнастики на спортивных снарядах.
Список литературы
1. Горст В.Р., Горст Н.А., Полукова М.В., Багамаева А.Б., Шебеко Л.В., Лобанова М.И. Рассогласование ритмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при максимальных физических нагрузках. Астраханский медицинский журнал. 2011; 2: 242-244.
2. Гречишкина С.С. Влияние спортивных физических нагрузок на регуляторно-адаптивные возможности кардио-респираторной системы организма студентов : автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.03.01 / Гречишкина Светлана Станиславовна. - М., 2012. - 30 с.
3. Зиамбетов В.Ю., Астраханкина Ю.С. Кроссфит как способ повышения эффективности
физической подготовки студентов вуза. Молодой ученый. 2016; 7: 1061-1063.
4. Назаренко Л.Д., Валкина О.Н., Касаткина Н.М. Условия успешной адаптации к тренировочной и соревновательной деятельности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 35-46. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/935.html. DOI 10/14526/01_2018_281.
5. Светличкина А.А., Доронцев А.В. Морфофункциональные изменения сердечнососудистой системы у спортсменов, занимающихся греблей на байдарках и каноэ. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2016; 11(141): 168-172.
6. Светличкина А.А., Козлятников О.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2016; 3(133): 214-217.
7. Чичков М.Ю., Светличкина А. А., Чичкова М.А., Ковалева Н.А. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов. Современные проблемы науки и образования. 2016; 5: 81.
8. Чичкова М.А., Светличкина А.А. Возможности адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями. Астраханский медицинский журнал. 2016; 11(4): 64-71.
9. Чичкова М.А., Светличкина А.А. Особенности ремоделирования сердечнососудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы). Здоровье и образование в XXI веке. 2017; 19(6): 38-41.
10. Гранкин Н.А., Кузнецова З.М. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов. Педагогико - психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(3): 37-46. URL: http://www.journal-science.org/ru/article/835.html. DOI 10.14526/03_2017_232.
11. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Gorst V.R., Gorst N.A., Polukova M.V., Bagamaeva A.B., Shebeko L.V., Lobanova L.I. Rhythms dissonance of cardiovascular and respiratory systems in case of maximum physical loads. Astrakhanskij medicinskij zhurnal = Astrakhan medical magazine. 2011; 2: 242-244 [In Russ., In Engl.].
2. Grechishkina S.S. Sports physical loads influence on regulatory-adaptive abilities of cardio-respiratory system of students' organism. Candidate's thesis. Moscow; 2012: 30. [In Russ.].
3. Ziambetov V.Y., Astrakhankina Y.S. Crossfit as the way of higher educational establishment students' physical training effectiveness increase. Molodoj uchenyj. 2016; 7: 1061-1063 [In Russ.].
4. Nazarenko L.D., Valkina O.N., Kasatkina N.M. Conditions of successful adaptation to training and competitive activity. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2018; 13(1): 35-46. URL: http://www.iournal-
science.org/ru/article/935.html._DOI
10/14526/01 2018 281 [In Russ., In Engl.].
5. Svetlichkina A.A., Dorontsev A.V. Morphofunctional changes of cardiovascular system among sportsmen, who go in for rowing and canoeing. Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; 11(141): 168-172 [In Russ.].
6. Svetlichkina A.A., Kozlyatnikov O.A. Physical loads intensity planning on the basis of electrocardiography study of highly-qualified sportsmen and Astrakhan State Medical University students. Uchenye zapiski Universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; 3(133): 214-217 [In Russ.].
7. Chichkov M.Y., Sveltlichkina A.A., Chichkova M.A., Kovaleva N.A. Syndrome of early heart ventricles repolarization among professional
Подано: 12.04.2018
sportsmen. Sovremennye problemy nauki I obrazovaniya =Modern problems of science and education. 2016; 5: 81 [In Russ., In Engl.].
8. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A. Opportunities of cardiovascular system adaptation to physical loads among people with limited auditory capabilities. Astrakhanskij medicinskij zhurnal = Astrakhan Medical magazine. 2016; 11(4): 64-71 [In Russ., In Engl.].
9. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A. Peculiarities of cardiovascular system remodeling among people with limited auditory capabilities as a response to physical loads (literature review). Zdorov'e I obrazovanie v XXI veke. 2017; 19(6): 38-41 [In Russ.].
10. Grankin N.A., Kuznetsova Z.M. The indices of functional state and spare capacities of cadets' organism. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2017; 12(3): 37-46. URL: http://www..journal-science.org/en/article/835.html. DOI 10.14526 / 03_2017_232 [In Russ., In Engl.].
11. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Доронцев Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет», 424000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: aleksandr. doroncev@.rambler. ru
Зинчук Нина Аркадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой АФК и спортивных игр, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 414028, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 31/17, e-mail: niva-zinchukamail.ru Рыбникова Ольга Леонидовна - доцент кафедры физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 414028, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 31/17, е-mail: oliafishtradea rambler. ru
Федорова Татьяна Александровна - кандидат филологических наук, заведующая кафедрой физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 414028, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 31/17, е-mail: 19fedorova19amail.ru