УДК 378.14:796.011
СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань,
Ольга Сергеевна Южикова, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный технический университет, Астрахань
Аннотация
Фонд оценочных средств по физической культуре в медицинском вузе является частью нормативного обеспечения системы оценки качества освоения студентами основной профессиональной образовательной программы высшего медицинского образования. Профессионально ориентированный фонд оценочных средств по предмету «Физическая культура» в медицинском вузе позволит не только оценивать степень физической подготовленности студентов, но и определять динамику освоения уровней сформированности навыков профилактики заболеваний средствами физической культуры и спорта.
Ключевые слова: фонд оценочных средств, физическая культура в медицинском университете, профилактика заболеваний.
CONTENTS OF FUND OF ASSESSMENT TOOLS FOR PHYSICAL CULTURE IN
MEDICAL UNIVERSITIES
Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman, Astrakhan State Medical University, Astrakhan,
Olga Sergeevna Yuzhikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Technical University, Astrakhan
Annotation
The fund of the evaluation means for physical culture in a medical Institution is part of the normative support of the system for assessing the quality of students' mastery of the basic professional educational program in higher medical education. The professionally oriented fund of the evaluation tools for the subject "Physical Culture" in a medical university will allow not only to assess the degree of the physical preparedness of students, but also to determine the dynamics of mastering the levels of skills in the prevention of diseases through physical culture and sports.
Keywords: fund of valuation means, physical culture in the medical university, prevention of diseases.
ВВЕДЕНИЕ
Работа врачей должна быть ориентирована таким образом, чтобы профилактические мероприятия средствами физической культуры и спорта были составной частью лечебной работы [4]. Ряд исследователей [2, 3, 5] считают, что физическую культуру нельзя рассматривать в отрыве от социально-профессиональной компетенции в целом. Задача образовательного процесса учреждения ВО в условиях компетентного и деятельного подходов - реализация такой деятельности студентов - будущих специалистов высшего звена в образовательной среде вуза, которая бы привела к формированию требуемого комплекса компетенций [1]. Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности являются одним из методологических подходов в подготовки будущего врача. Успешность решения учебных задач по физической культуре студентов медицинского вуза во многом определяется эффективностью использования средств физической культуры, направленных на формирование знаний умений и навыков, обеспечивающих профилактику заболеваний у различного контингента [4]. Умение назначить оптимальный двигательный режим с учетом
заболевания пациента и его психоэмоционального состояния, - это одна из приоритетных компетенций будущего врача. Исследователи [6, 7, 8, 9, 10] отмечают, что развитие деза-даптационных реакций организма очень часто наблюдаются при нерациональном структурировании физической нагрузки по объему и интенсивности. В связи с этим, фонд оценочных средств освоения программы по предмету «Физическая культура» медицинского вуза, должен содержать объективные тесты, предусматривающие оценку знаний и умений по вопросам выбора индивидуальных оздоровительных программ для пациентов с учетом начальной физической подготовки и имеющихся заболеваний.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В комплексном исследовании освоения программы ФГОС 3 принимали участие 324 (115 юношей и 209 девушек) студента основной медицинской группы 1-6 курсов Астраханского Государственного медицинского университета. Были проанализированы данные ежегодных медицинских осмотров, функциональных проб, результаты контрольных нормативов, физической и теоретической подготовленности студентов на основании данных балльно-рейтинговой системы оценки освоения программы по физической культуре в соответствии с учебными планами и учебными программами университета. Исследования проводились с использованием следующих средств: программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2007 с макрос-дополнением XLSTAT -Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа Statistica 10 (StatSoftInc. США). Исследования проводились на базе Астраханского государственного медицинского университета в 2013 - 2017 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основании научных исследований нами были определены критерии, характеризующие различные уровни физической подготовленности, освоения способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, а также готовность к работе в коллективе. Оценка уровня освоения учебной программы по дисциплине проводилась по пяти показателям: физическая подготовленность, возможность применения средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, назначение оптимального двигательного режима с учетом патологий, определение объема и интенсивности физической нагрузки без развития стресс реакций для организма, коммуникативные способности при работе в команде.
- физическая подготовка определялась по результатам контрольных нормативов балльно-рейтинговой оценки физической подготовленности и функциональных проб;
- возможность применения средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний; оценивалось умением правильно составить рекомендации применения режима двигательной активности в зависимости от состояния здоровья, заболеваний, имеющихся в анамнезе, физической подготовленности, профессии и психоэмоционального состояния;
- назначение оптимального двигательного режима с учетом патологий; оценивалось умением составить поэтапный, индивидуально структурированный план оздоровительных занятий в зависимости от возраста, пола и имеющегося заболевания;
- определение объема и интенсивности физической нагрузки без развития стресс реакций для организма; оценивалось умением определять резервные возможности организма человека, прогнозировать риски развития стресс - реакций сердечно - сосудистой и дыхательной систем на не структурированную по объему и интенсивности физическую нагрузку, знание закономерностей изменения морфофункционального состояния органов и систем под воздействием физической нагрузки;
- коммуникативные способности при работе в команде определялись умением выполнять комплексные методико-практические задания в учебных группах; оценивалось
коммуникативное умение решать поставленные задачи единым коллективом, в котором каждый студент отвечал за определенное направление.
У студентов 5-6 курсов Астраханского ГМУ выявлено следующее освоение учебной программы по дисциплине «Физическая культура»: в разделе физической подготовленности у 28,2% (р < 0,05), фиксировался недостаточный уровень развития физических качеств, средний уровень наблюдался у 49,7% (р < 0,05) студентов, которые имели удовлетворительную физическую подготовку и у 22,1 % (р < 0,05) студентов, регистрировался высокий уровень физической подготовленности (рисунок 1).
высокий уровень физ.
--подготовленности 22,1%
-удовлетворительный уровень
физ. подготовленности 49,7%
--недостаточный уровень физ.
подготовленности 28,2%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рисунок 1 - Уровень физической подготовленности студентов 5-6 курсов
По мере повышения уровня физической подготовленности отмечается увеличение доли студентов, которые успешно смогли составить рекомендации применения средств физической культуры и спорта в профилактики заболеваний, а также правильно составить план физкультурно-оздоровительных занятий с учетом имеющихся заболеваний в анамнезе. С определением адекватной физической нагрузки для различных групп населения с учетом имеющихся патологий, студенты с низким уровнем физической подготовленности допускали неточности в рекомендациях по выбору оздоровительных видов физической культуры с учетом имеющихся патологий 26,4% (р < 0,05) доминировали в этом разделе студенты с высоким и среднем уровнем развития физических качеств 62% (р < 0,05) и только у отдельных студентов, имеющих высокие баллы по физической подготовленности 2,4% (р < 0,05), и у студентов со среднем уровнем физической подготовленности 9,2% (р < 0,05) вопросы раздела вызвали существенные затруднения в ответах (рисунок 2).
высокий уровень оздоровительных __умений и навыков 26,40%
средний уровень оздоровительных умений и навыков 62,00%
низкий уровень оздоровительных умений и навыков 11,60%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рисунок 2 - Показатели уровня сформированности умений использовать средства физической культуры в профилактике заболеваний
В заключительном разделе фонда оценочных средств - определение умения работы в команде 39,6% (р < 0,05) студентов с высоким и среднем уровнем физической подготовленности, проявили высокий уровень взаимосвязи коммуникативных умения работы в коллективе, в решении поставленных задач, 48% (р < 0,05) показали достоверную взаимосвязь между уровнем физической работоспособности и умением работать в коллективе и только у 12,4% (р < 0,05) студентов с низкими показателями физической подготовленности возникли затруднения коммуникативного характера при выполнении коллективных заданий. В данном структурировании контингентов студентов гендерных особенностей не наблюдалось.
ВЫВОДЫ
Таким образом фонд оценочных средств по предмету «Физическая культура» в медицинских вузах должен иметь комплексный характер, содержание которого, должно отражать в специфику медицинского вуза, направленной на системную оценку физической подготовленности, морфо функционального развития, освоения умений и навыков применения средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, знаний возможных стресс - реакций организма на неадекватную физическую нагрузку, возможности назначения структурированного двигательного режима при различных хронических заболеваниях, а также наличие коммуникативных умений работать в коллективе. Отличительной особенностью фонда оценочных средств для медицинских вузов можно считать применение вопросов методико-практического и теоретического разделов, определяющих уровень освоения навыков профилактики заболеваний средствами физической культуры и спорта, позволяющим повысить квалификационные характеристики будущих специалистов медицинского профиля. Коммуникативные умения в выборе оздоровительных технологий для пациентов в практической работе врача, должны быть индивидуально ориентированы на повышение резервных возможностей организма пациентов, а также иметь навыки принятия альтернативных решений в практике применения средств физической культуры как реабилитационной составляющей. Включение в фонд оценочных средств ФГОС 3 ВО профессионально ориентированных критериев оценки умений использовать средства физической культуры и спорта для профилактики заболеваний с учетом резервных возможностей организма человека, позволит определять динамику сформированности навыков владения оздоровительными технологиями для различных групп населения. При проведении оценки умения назначать пациентам индивидуально структурированный двигательный режим в соответствии с имеющейся патологией, особое внимание необходимо уделять не только умению определять уровень начальной физической подготовки и возможные риски дезадаптационных реакций на физическую нагрузку, но и умению квалифицированно определять индивидуальный объем и интенсивность оздоровительных занятий с учетом возрастных морфо-функциональных изменений сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Следовательно, предлагаемый оценочный материал по освоению учебной дисциплины «Физическая культура» в медицинских вузах в соответствии с ФГОС 3 ВО позволит комплексно определять не только показатели физической подготовленности, но и уровень знаний и умений будущих врачей в применении средств физической культуры и спорта в целях профилактики заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зуев, С.Н. Уровни функционального состояния студентов / С.Н. Зуев, А.И. Рахматов, В.А. Галкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149) - С. 101-104.
2. Инновационные подходы в высших военных учебных заведениях / В.Л. Пашута, Т.И. Вихрук, Е.Н. Курьянович, А. А. Грешных // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 2. - С. 11-12.
3. Мальцев, А. А. Модель формирования социальной компетенции студентов, обучающихся по направлению физическая культура / А. А. Мальцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 88-91.
4. Мандриков, В.Б. Технология оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов : монография / В.Б. Мандриков. - Волгоград : [б.и.], 2001. - 322 с.
5. Педагогическая модель формирования физической культуры личности студентов / А.В. Пахомов, Е.В. Андрияшенко, А.С. Матвеев, Д.А. Романов, Л.А. Матвеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 113-116.
6. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 115-118.
7. Рассогласование ритмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при максимальных физических нагрузках / В.Р. Горст, Н.А. Горст, М.В. Полукова, А.Б. Багамаева, Л.В. Шебеко,
М.И. Лобанова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - № 2. - С. 242-244.
8. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214-217.
9. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.
10. Чичкова, М.А. Возможности адаптации сердечно - сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Астраханский медицинский журнал. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 64-71.
REFERENCES
1. Zuev, S.N., Rakhmatov, A.I. and Galkin, V.A. (2017), "Levels a functional condition of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 101-104.
2. Pashuta, V.L., Vikhruk, TI., Kuryanovich, E.N. and Greshnykx, A.A. (2016), "Innovative approaches in the highest military educational institutions", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 11-12.
3. Maltsev, A.A. (2015), "Model of formation of social competence of the students studying in the direction physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 88-91.
4. Mandrikov, V.B. (2001), Technology of optimization of health, physical training and education of students of medical schools: Monograph, Volgograd.
5. Pakhomov, A.V., Andriyaschenko, E.V., Matveev, A.S., Romanov, D.A. and Matveeva, L.A. (2014), "Pedagogical model of formation of physical culture of the identity of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 113-116.
6. Petina E.Sh. (2015), "Sports interests and motive tendency of students of medical school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.
7. Gorst, V.R., Gorst, N.A., Polukova, M.V., Bagamayeva, A.B., Shebeko, L.V. and Lobanova, M.I. (2011), "The mismatch of rhythms is warm - vascular and respiratory systems at the maximum physical activities", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 42 - 244.
8. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.
9. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.
10. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2016), "Possibilities of adaptation it is warm - vascular system to physical activities at persons with limited acoustical opportunities", Astrakhan medical journal, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2018
УДК 796.011.3
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ирина Викторовна Стародубцева, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет (ТюмГУ),
г. Тюмень
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению эффективности использования современных информационных технологий в мониторинговых исследованиях состояния здоровья дошкольников, а также