Научная статья на тему 'Лечебная физическая культура как средство решения здоровьесберегающих задач студентов специальных медицинских групп'

Лечебная физическая культура как средство решения здоровьесберегающих задач студентов специальных медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
525
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАГРУЗКА / ОРГАНИЗМ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / DISEASE / HEALTH / MEDICAL PHYSICAL CULTURE / LOAD / ORGANISM / PHYSICAL EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильина Светлана Александровна, Мостовая Татьяна Николаевна

В статье представлено обоснование целесообразности создания специальных медицинских групп в вузах, для занятий физической культурой со студентами с нарушениями здоровья. Применение средств лечебной физической культуры позволяет решить разнообразные задачи восстановление и укрепления здоровья студентов, повысить их интерес к занятиям в специальных медицинских группах. Мотивация к занятиям физической культурой поможет сформировать навыки целевого использования соответствующих средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, а так же эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильина Светлана Александровна, Мостовая Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF SOLVING THE HEALTH CHALLENGES OF STUDENTS SPECIAL MEDICAL GROUPS

The article presents the rationale for the creation of special medical groups in universities for physical education with students with disabilities. Application of means of medical physical culture allows to solve various problems of restoration and strengthening of health of students, to increase their interest in occupations in special medical groups. Motivation to physical training will help to form skills of target use of the corresponding means of physical training for preservation and strengthening of health, and also effective preparation for future professional activity.

Текст научной работы на тему «Лечебная физическая культура как средство решения здоровьесберегающих задач студентов специальных медицинских групп»

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ЗАДАЧ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF SOLVING THE HEALTH CHALLENGES OF STUDENTS SPECIAL MEDICAL GROUPS

Ильина Светлана Александровна

старший преподаватель кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Ilina Svetlana Alexandrovna senior lecturer department applied physical culture Orel state University named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра прикладной физической культуры Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Mostovaya Tatiana Nikolaevna candidate of pedagogical sciences, associate professor

applied physical culture Orel state University named after i. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье представлено обоснование целесообразности создания специальных медицинских групп в вузах, для занятий физической культурой со студентами с нарушениями здоровья. Применение средств лечебной физической культуры позволяет решить разнообразные задачи восстановление и укрепления здоровья студентов, повысить их интерес к занятиям в специальных медицинских группах. Мотивация к занятиям физической культурой поможет сформировать навыки целевого использования соответствующих средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, а так же эффективной подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Annotation. The article presents the rationale for the creation of special medical groups in universities for physical education with students with disabilities. Application of means of medical physical culture allows to solve various problems of restoration and strengthening of health of students, to increase their interest in occupations in special medical groups. Motivation to physical training will help to form skills of target use of the corresponding means of physical training for preservation and

strengthening of health, and also effective preparation for future professional activity.

Ключевые слова: заболевание, здоровье, лечебная физическая культура, нагрузка, организм, физические упражнения.

Key words: disease, health, medical physical culture, load, organism, physical exercises.

В связи с приоритетными направлениями государственной политики, ориентированной на укрепление здоровья населения России и формирование здорового образа жизни, значительно возрастает роль совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях. С этой целью во всех образовательных учреждениях страны необходимо создавать условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов, учитывать их индивидуальные способности и состояние здоровья.

Современное общество озабочено укреплением здоровья молодежи, процент которой в структуре населения страны очень значителен. Существует большое количество факторов, определяющих состояние здоровья и образ жизни студенческой молодежи. Таковыми являются внешняя среда, национальная принадлежность, проживание в определенном государстве, наследственность и т.д. Многообразие факторов обуславливает потребность в выделении из их числа наиболее значимых, а также в разработке и применении универсальных механизмов оценки их значимости. Проблема укрепления здоровья студентов приобрела особую актуальность. В последнее десятилетие состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи значительно ухудшилось. При этом существующая система здравоохранения ориентирована в большей степени на лечение болезней и часто оказывается непродуктивной. В этой ситуации возрастает роль профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни, эффективных систем сохранения и укрепления здоровья. Основной причиной создавшегося положения, по мнению многих исследователей, является ухудшение экологии, неправильная организация распорядка дня, низкий уровень санитарно-гигиенической культуры, а также дефицит двигательной активности. Все это также обусловлено несовершенством действующих программ по физическому воспитанию и недостаточным уровнем культуры. Особенно актуально эта проблема стоит для студентов с отклонением в состоянии здоровья, отнесенных к специальным медицинским группам. Эта категория людей не может заниматься в основной группе, а также справляться с ежедневными физическими нагрузками.

Для решения таких задач огромное значение приобретает лечебная физическая культура, а также разработка методических комплексов для студентов специальных медицинских групп. Существующие противоречия между постоянно растущими требованиями к здоровью, физической подготовке студентов и отсутствием мотивации к практическим занятиям заставляют искать более эффективные средства и методы лечебной физической культуры. Создать положительную мотивацию для систематических занятий в рамках учебного процесса могут новые технологии и формы организации занятий по лечебной

физической культуре. Для этого в рамках высших учебных заведений разрабатываются и апробируются методики занятий в специальных медицинских группах для обеспечения студентов необходимым уровнем двигательной активности и формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой. Преподавателями планируются блоки учебных занятий, изучаются составы групп, студенты разбиваются на подгруппы в зависимости от характера заболеваний.

Студенты с ослабленным здоровьем являются наиболее уязвимой частью населения. Использование средств лечебной физической культуры поможет им сохранить и укрепить здоровье, подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Для этого на методико-практических занятиях используются комплексы специальных физических упражнений, разработанных для конкретных заболеваний.

Специальные медицинские группы были сформированы на базе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. В неё входили студенты с различными заболеваниями. Анализ отдельных показателей гемодинамики студентов с диагнозом вегетососудистая дистония, до и после регулярных занятий в течение двух месяцев подтверждает повышение таких показателей, как систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД), и снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС). При этом показателе артериального давления до начала занятий находились ниже нормы по сравнению с морфофункциональными константами данного возраста.

У студентов, прошедших тестирование, было выявлено, что средняя частота сердечных сокращений в специальных медицинских группах составляет 87,8 уд/мин. В основной группе - 81,5 уд/мин. Систолическое и диастолическое артериальное давление у спец. группы - 96,7 / 47,4 мл. рт. ст., а у основной -98,3 / 53,6 мл. рт. ст.. Высокая эффективность занятий в специальной группе будет достигаться при правильным подборе методических приемов, применительно к разным заболеваниям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты специальных медицинских групп приобретали специальную физическую подготовку, улучшили свою физическое развитие и в результате были переведены в подготовительную учебную группу

Интенсивность и объем нагрузки, интервалы отдыха подбирались так, чтобы частота сердечных сокращений в каждом задании достигала бы допустимого максимума. Этим максимумом для студентов специально медицинских групп является частота сердечных сокращений (считать по частоте пульса) 150-170 уд.в 1 мин. После отдыха (1-2 мин.) частота сердечных сокращений не должна превышать 120-140 уд. в 1 мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120 уд. в 1 мин., отдых следует продлить до 3-4-х мин., а следующую нагрузку рекомендуется снизить. Основными методами развития силы у студентов специально медицинских групп являются метод повторных усилий, а также метод динамических усилий. Метод статических усилий применять не рекомендуется. Развития силы у студентов с миопией и гипертонической болезнью нужно начинать постепенно, когда у них будут в значительной степени уже развиты такие качества, как выносливость, гибкость,

ловкость и быстрота. Можно в специальных медицинских группах, в зависимости от заболевания, применять различные прыжковые упражнения с места и с разбега, метание мячей, игровые упражнения в сочетании с обще-развивающими, подтягивание, отжимание. При развитии силы у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, необходим строгий, дифференцированный подход в выборе величины усилий, объема и темпа движений, продолжительности отдыха. Максимальные величины ЧСС при силовых упражнениях не должны превышать 130-150 уд. в 1 мин. Нужно соблюдать осторожность в силовых упражнениях при заболеваниях сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, миопии (близорукости). Нагрузка должна чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание

Занятия физической культурой в специальных группах проводятся при заболеваниях: сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, суставов, органов зрения, нарушении осанки, артериальной гипертонии (гипертоническая болезнь) и т.д.

Для студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке или в сквере, то есть физкультура в сочетании с закаливанием. Занятие строится таким образом, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, а также их сочетание, катание на коньках, дыхательные упражнения, лыжные прогулки). В зимнее время необходимо следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Но должны исключаться упражнения с задержкой дыхания.

В процессе занятий должен происходить контроль над дыханием, пульсом, цветом кожи, а также общим состоянием студента. Очень важно закаливание и утренняя гимнастика.

Функциональные нарушения осанки - это мышечный дисбаланс. Он связан с функциональными изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) по причине гиподинамии. Нарушение осанки проявляется в уменьшении или увеличении физиологической кривизны позвоночного столба.

Для устранения дефектов осанки и ее нормальной работы необходимы ежедневные занятия физкультурой (упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, плавание, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Должны быть исключены упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие необходимо включать подвижные игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде, а также упражнения на координацию, равновесие и ряд общеразвивающих упражнений для мышц спины, живота, ягодиц. Большое место следует уделять плаванию. При регулярных занятиях (3-5 раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки. Сколиоз - это прогрессирующее заболевание позвоночника, которое характеризуется его искривлением. Деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важнейших задач лечебной физкультуры -

приостановление прогрессирования болезни.

Таким образом, применение методов и средств лечебной физической культуры со студентами 1-3 курсов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, должно достигать положительных результатов. Они связаны с правильным подбором комплексов упражнений лечебной физической культуры, систематическим применением их в процессе обязательных и самостоятельных занятий, укреплением здоровья студентов, приостановлением прогрессирования заболеваний. При соблюдении ряда условий, грамотном подходе и правильной организации занятий лечебная физкультура оказывает общеукрепляющее, оздоровительное воздействие, увеличивает физическую работоспособность, усиливает кровообращение, восстанавливает подвижность суставов, укрепляет связки, улучшает функции сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, вырабатывает устойчивость организма к болезням. Каждый орган выполняет свою функцию, поэтому нужно уделять внимание и поддерживать в тонусе весь организм. Для нормального функционирования организма как системы необходима нагрузка, в случае болезни строго дозированная.

Литература

1. Белая Н. А. Лечебная физкультура и массаж : учебно-метод. пособие для медицинских работников / Н. А. Белая. — М. : Советский спорт, 2001. — 272 с.

2. Бубновский С. М. Природа разумного тела. Все о позвоночнике и суставах / С. М. Бубновский. - М. : Эксмо, 2012. - 510 с.

3. Влияние лечебной физкультуры на организм человека // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки : электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М. : «МЦНО». 2014 - № 11(17) / [Электронный ресурс] - Режим доступа: ЬПр$://паиМогит. ги/агсИ1уе/ММЕ_паиге/11 (17J.pdf

4. Грец Г. Н. Основы валеологии : учебное пособие / Г. Н. Грец; под общ. ред. д.м.н., проф. И. И. Бахраха, д.б.н, доц. Т. М. Брук. - 2-е изд., перераб. и доп. -Смоленск: СГИФК, 2001. -153 с.

5. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) : учеб.для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Дубровский. 2-е изд., - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - 608 с.

6. Дудрова Е. В. Научное обоснование совершенствования организации лечебно-профилактической помощи студентам с болезнями органов дыхания в ВУЗах : автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.02.03 / Екатерина Витальевна Дудрова. - М, 2010. - 26 с.

7. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура : пособие по ЛФК / В. А. Епифанов. - М. : Просвещение, 2011. -139 с.

8. Калинина Л. Н. Физическая культура студентов специальной медицинской группы в вузе : учеб. пособие /Л. Н. Калинина, Н. М. Сапрутько, Л. А. Бартновская. -Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т., 2011. - 90 с.

9. Капилевич Л. В. Организация занятий лечебной физической культурой с освобожденными от физического воспитания студентами / Л. В. Капилевич, В. Л. Солтанова, К. В. Давлетьярова // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 7. - С. 29-32.

10. Миронов С. В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания : дис. ... канд. мед. наук: 14.02.03/С. В. Миронов. —М, 2014. —181 с.

11. Судакова Ю. Е. Внедрение оздоровительных методик в учебные занятия студентов специальной медицинской группы / Ю. Е. Судакова, О. В. Пархаева, Е. С. Каменек, М. В. Яценко // Известия Алтайского государственного университета. — 2014. — № 2-1 (82). — С. 26-29.

References

1. Belaya N. A. Lechebnaya fizkul'tura i massazh [Physical Therapy and massage]. Moscow, Soviet sport PubI, 2001, 272p.

2. Bubnovskij S. M. Priroda razumnogo tela. Vse o pozvonochnike i sustavah [The Nature of the intelligent body. All about the spine and joints]. Moscow, Eksmo Publ., 2012, 510 p.

3. [influence of physical therapy on the human body]. Molodezhnyj nauchnyj forum: Estestvennye i medicinskie nauki : ehlektr. sb. st. po materialam XViii stud. mezhdunar. zaochnoj nauch.-prakt. konf [Youth scientific forum: Natural and medical Sciences: electr. collection of articles on materials of the XViii stud. international. correspondence science. -prakt. Conf.]. Moscow, MCNO Publ, 2014, no. 11 117). Available at: https://nauchforum. ru/archive/MNF_nature/11 (17).pdf

4. Grec G. N. Osnovy valeologii [Basics valeology]. 2nd ed. Smolensk, SHEFC Publ., 2001,153p.

5. Dubrovsky V. i. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura (kinezoterapiya) [Therapeutic physical training (kinesttherapy)]. 2nd ed. Moscow, VLADOS Publ., 2001, 608p.

6. Dudrova E. V. Nauchnoe obosnovanie sovershenstvovaniya organizacii lechebno-profilakticheskoj pomoshchi studentam s boleznyami organov dyhaniya v VUZah : avtoref. dis. ... kand. med. nauk [Scientific substantiation of improving the organization of medical and preventive care for students with respiratory diseases in Universities. Cand. sci. diss.]. Moscow, 2010, 26p.

7. Epifanov V. A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura [Medical physical culture]. Moscow, Education Publ., 2011,139p.

8. Kalinina L. N., Saprut'ko N. M., Bartnovskaya L. A. Fizicheskaya kul'tura studentov special'noj medicinskoj gruppy v vuze [Physical culture of students of special medical group at the University]. Krasnoyarsk, Krasnoyar. GOS.Agrar.Univ. of illinois Publ., 2011, 90p.

9. Kapilevich L. V., Soltanova V. L., Davlet'yarova K. V. Organizaciya zanyatij lechebnoj fizicheskoj kul'turoj s osvobozhdennymi ot fizicheskogo vospitaniya studentami [Organization of studies in a medical physical culture exempt from physical education students]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2008, no. 7, pp. 29-32.

10. Mironov S. V. Sostoyanie zdorov'ya rossijskih i inostrannyh studentov medicinskogo vuza i puti uluchsheniya ih medicinskogo obsluzhivaniya . Dis. kand. med. nauk [State of health of Russian and foreign students of medical University and ways to improve their health care. Cand. sci. diss.]. Moscow, 2014, 181 p.

11. Sudakova Yu. E, Parhaeva O. V., Kamenek E. S., Yacenko M. V. Vnedrenie ozdorovitel'nyh metodik v uchebnye zanyatiya studentov special'noj medicinskoj gruppy [implementation of Wellness techniques in the training of students of special medical group], izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta - News of Altai state University, 2014, no. 2-1 (82), pp. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.