САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ПОВЫШЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
INDEPENDENT SCHOOLS IN IMPROVING THE HEALTH EFFICIENCY OF THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH FACIAL HEALTH
Максимова Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт управления — филиал
г. Орёл, Россия
MaksimovaElenaNikolaevna
сandidate of pedagogical sciences associate professor of the department of physical education Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management
Orel, Russia
Аннотация. Процесс физического воспитания в специальной медицинской группе в вузе имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность. Одним из основных требований в работе со студентами, имеющими ослабленное здоровье, является индивидуальный подход в использовании средств физической культуры. Недельная индивидуальная программа самостоятельных занятий может быть использована в работе с такими студентами. Она предусматривает в зависимости от уровня физического состояния 2-4 разовые дополнительные занятия с выполнением упражнений общеукрепляющего характера и ежедневного выполнения комплекса лечебной гимнастики.
Abstract: The process of physical education in a special medical group at the university has a corrective and health-preventive orientation. One of the main requirements in working with students with weakened health is an individual approach in the use of physical culture facilities. Weekly individual self-study program can be used to work with such students. It provides, depending on the level of physical condition, 2-4 one-time additional exercises with the performance of exercises fortifying nature and daily performance of a complex of therapeutic exercises.
Ключевые слова: студенты, лечебная физическая культура, двигательная активность, здоровье.
Keywords: students, medical physical culture, physical activity, health.
Для современной системы обучения в вузе характерны высокая интенсивность учебного процесса, информационная насыщенность. Много времени студенты проводят в аудиториях, библиотеках, компьютерных классах. Значительного времени и усидчивости требует подготовка к учебным занятиям дома, выполнение курсовых работ и т.д. Многие студенты после длительного пребывания в статическом положении жалуются на головную боль, разбитость, вялость, сонливость, повышенную утомляемость.
Сведение к минимуму двигательной активности, а тем более, её исключение в результате доминирования напряжённого умственного труда и наличия тех или иных хронических заболеваний, так или иначе, неизбежно оборачивается для студента ущербом, ухудшает работу всех органов и систем, делает его менее устойчивым к отрицательным влияниям внешней среды.
Многолетний опыт работы и проведение исследований позволяют утверждать, что студенты специальной медицинской группы имеют низкий уровень физического состояния практически по всем показателям, чаще болеют, дольше адаптируются к новым условиям. Часто студенты этого учебного отделения отрицательно относятся к физической культуре. Причиной этого, как показывают опросы, часто является отсутствие теоретических и методико-практических знаний по физической культуре, отсутствие знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм человека.
Процесс физического воспитания в специальной медицинской группе в вузе имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность. При его реализации необходим индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений, вызванных временными или постоянными патологическими факторами.
Целью физического воспитания в специальном учебном отделении в вузе является: завершение формирования морфофункциональных систем организма студента, улучшение его основных жизненно важных двигательных умений и навыков, сохранение и укрепление здоровья, поддержание физической и умственной работоспособности на оптимальном уровне, развитие интереса и привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, приобретение знаний и умений здорового стиля жизни.
Основной задачей теоретического раздела физического воспитания в вузе является формирование знаний методики физического воспитания, физиологических особенностей организма человека, лечебной, адаптивной физической культуры, физической рекреации, новейших оздоровительных программ, валеологии и методов самоконтроля за собственным состоянием организма. Повышение теоретических знаний студентов приведёт к лучшей внутренней мотивации и обдуманности как обязательных учебных, так и самостоятельных занятий.
В вузе имеется целый ряд специфических особенностей, затрудняющих студенту выполнение учебной программы по предмету физическая культура. К ним относятся отсутствие непрерывности и круглогодичности процесса физического воспитания, в периоды сессий, практики и каникул студенты, как правило, не занимаются физической культурой, недостаточная физическая
подготовленность, неоднородность студентов по физическим показателям, двигательным умениям и навыкам, недостаточное количество учебных часов, отводимое на физическое воспитание студентов.
Исходя из этого, становится актуальным поиск вне учебных средств повышения двигательной активности студентов специальных медицинских групп. Одним из путей преодоления выше перечисленных особенностей и повышения оздоровительной эффективности процесса физического воспитания являются самостоятельные занятия физическими упражнениями [2,5]. Самостоятельные занятия позволяют увеличить недельную двигательную активность до минимального рекомендуемого специалистами объёма 6 - 8 часов в неделю.
Важная роль в достижении оптимального уровня работоспособности, эмоциональной уравновешенности принадлежит систематической адекватной возможностям организма двигательной активности, то есть использованию упражнений, направленных на развитие и сохранение физических качеств, улучшение психофизиологических процессов и работоспособности в целом [1].
Ряд исследований указывают на позитивное влияние физической нагрузки на психоэмоциональное состояние человека и связывают его с происходящими в центральной нервной системе биохимическими изменениями [4]. Исходя из этого, мышечную нагрузку можно рассматривать как эффективное средство для снятия психоэмоционального напряжения, которое является одним из следствий умственного труда, а также для борьбы с депрессией. Воздействуя на биологическую сферу, различные виды двигательной активности неизбежно оказывают влияние на интеллектуальную и духовную сферу личности студента.
Одним из основных требований оздоровительной тренировки или занятий лечебно-профилактической направленности, для студентов имеющих отклонения в состоянии здоровья является индивидуальный подход в использовании средств физической культуры, определении их объёма, интенсивности и т.д. Принцип индивидуализации заключается в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям и здоровью студентов. Реализуя этот принцип в практике массовой физической культуры, специалисты предлагают различные методы рационального использования физических упражнений. Мы предлагаем для самостоятельных занятий студентам, имеющим те или иные хронические заболевания, недельные индивидуальные программы занятий физическими упражнениями с оздоровительно-профилактической направленностью на основе определения уровня физического состояния и учета абсолютных и относительных противопоказаний при имеющемся заболевании. При разработке методики определения уровня физического состояния студента и последующего составления для него индивидуальной программы для самостоятельных занятий физическими упражнениями мы исходили, с одной стороны, из необходимости изучения комплекса двигательных способностей и показателей, отражающих функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. С другой стороны, мы стремились использовать такие тесты и показатели, которые были бы доступны для выполнения всеми студентами и при этом в возможно короткое время. В основу технологии определения уровня физического состояния был положен метод экспресс-контроля [3].
При определении уровня физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов и составления персональных программ используется калькулятор, сумматор и дозатор. Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функционального состояния и возможностей сердечно-сосудистой системы и физической подготовленности студентов по бальной системе и включает 11 показателей тестов: пол, возраст, рост и масса тела, артериальное (систолическое и диастолическое) давление, пульс в покое и после функциональной пробы, быстрота (реакция на движущийся предмет), динамическая сила, скоростная и скоростно-силовая выносливость. После суммирования по всем показателям баллов физическое состояние студентов оценивается как: низкое - менее 40 баллов, ниже среднего - 41-75 баллов, среднее - 76-135 баллов, выше среднего - 136-225 баллов, высокое - более 225 баллов. Программируются занятия с помощью сумматора и дозатора. Сумматор предназначен для определения недельного объёма двигательной активности в очках в зависимости от пола, возраста и физического состояния. При определении недельного задания в очках с помощью дозатора осуществляется выбор характера упражнений, их интенсивность и объём.
Недельная индивидуальная программа самостоятельных занятий для студентов с ослабленным здоровьем предусматривает в зависимости от уровня физического состояния 2-4 разовые дополнительные занятия с выполнением упражнений общеукрепляющего характера и ежедневного выполнения комплекса лечебной гимнастики. Продолжительность каждого занятия 30-40 минут, ЧСС при выполнении комплексов 100-120 уд/мин, при дозированной ходьбе, чередовании ходьбы и бега, оздоровительном беге 130-150 уд/мин.
Для оценки эффективности и внесения корректив в программу самостоятельных занятий лечебно-профилактической и общеукрепляющей направленности следует проводить повторное определение уровня физического состояния по нашим наблюдениям через каждые 6-8 недель.
Во время проведения самостоятельных занятий по выполнению индивидуальной физической нагрузки студентам специальной медицинской группы необходимо вести самонаблюдение за состоянием здоровья -самоконтроль. Для проведения самоконтроля студентам рекомендовано ведение дневника самоконтроля. Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены, помогает преподавателю оценивать и корректировать нагрузку, поддерживает обратную связь системы студент - преподаватель.
Использование выше описанных программ позволяет соблюдать принцип индивидуально-дифференцированного подхода в работе со студентами специальной медицинской группы.
Тесты, используемые, для контроля уровня физического состояния доступны для самостоятельного выполнения студентами и не требуют больших временных затрат.
Наблюдения показывают, что выполнение индивидуальных программ самостоятельных занятий физическими упражнениями студентами специальной медицинской группы, разработанных с учётом их физического состояния, а так же характером заболевания, даёт положительный эффект.
Литература
1. Бальсевич В. К.., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев : Здоров'я, 1987. 224с.
2. Готовцев П. И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом . М. : Физкультура и спорт, 1984. 32 с.
3. Душанин С. А., Пирогова Е. А., Иващенко Л. Я. Самоконтроль физического состояния. Киев : Здоров'я, 1980.
4. Кун. Д. Основы психологии. СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. С. 494-499
5. Синяков А. Ф. Самоконтроль при занятиях массовыми формами физической культуры и спорта -.методические рекомендации для студентов. М., 1984. 58с.
References
1. Bal'sevich V. K, Zaporozhanov V. A. Fizicheskaya aktivnost' cheloveka [Physical activity of a person]. Kiev, Zdorob'ya Publ, 1987, 224p.
2. Gotovcev P. I., Dubrovskij V. i. Samokontrol' pri zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj i sportom [Self-control during physical education and sports]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ, 1984, 32p.
3. Dushanin S. A., Pirogova E. A., ivashchenko L. YA. Samokontrol' fizicheskogo sostoyaniya [Self-control of physical condition]. Kiev, Zdorob'ya Publ., 1980.
4. Kun. D. Osnovy psihologii [Fundamentals of Psychology]. St. Petersburg, Prime — Evroznak Publ., 2002, pp. 494-499.
5. Sinyakov A. F. Samokontrol'pri zanyatiyah massovymi formami fizicheskoj kul'tury i sporta [Self-control when practicing mass forms of physical culture and sports] . Moscow, 1984, 58p.