ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.А. ГИЛЕВ, А.И. ПОПКОВ,
Московский государственный индустриальный университет
Аннотация
Изучено влияние самостоятельных дополнительных занятий физическими упражнениями, подобранных с учетом заболевания студента и соблюдения дидактических принципов физической культуры, на результат занятий оздоровительной физической культурой студентов специальной медицинской группы. Объем занятий - около 2-х ч в неделю вне сетки учебного расписания. Систематическое выполнение физических упражнений, подобранных с учетом отклонений в состоянии здоровья с постепенным волнообразным увеличением нагрузки при соблюдении дидактических принципов физической культуры, существенно повышает эффективность физической реабилитации в сравнении с выполнением программного материала по физической культуре для высших учебных заведений.
Ключевые слова: физическая реабилитация, студенты, здоровье, нагрузка.
Abstract
Influence of self-organized rehabilitation training taking into consideration illness and training principles in special medical group students has been studied. Training volume is about 2 hours a week, out of the educational schedule. Systematically done physical exercises, specially sorted out and organized, taking into account deviations in physical state with gradual wavy increase in load according to the didactic principles of physical education, make rehabilitation of more effective in comparison with standard physical training programmed for higher educational institutions.
Key words: physical rehabilitation, students, health, load.
Введение
Здоровье студентов - социально значимая ценность общества, важнейшее условие успешной реализации профессиональных знаний, мастерства, творческой активности и работоспособности будущих специалистов. Настораживает тот факт, что во многих вузах уровень физической подготовленности студентов от курса к курсу падает. Так, по данным смотров-конкурсов на лучшую организацию учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проведенных Департаментом физической культуры и спорта Правительства Москвы совместно с Советом ректоров Москвы и Московской области, средний показатель положительного мониторинга физической подготовленности студентов московских вузов за последние 6 лет не поднимался выше 38%.
Российская система здравоохранения ориентирована, как известно, на больных людей. Вместе с тем, по данным Министерства здравоохранения, за время учебы наблюдается ухудшение здоровья со стороны зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др. органов и систем организма. В результате большое количество студентов по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе (СМГ). Эти безрадостные факты констатируют, что система здравоохранения в нынешнем виде объективно неспособна радикально улучшить состояние здоровья студентов. Необходима новая, адекватная сложившимся социальноэкономическим условиям стратегия охраны и улучшения здоровья обучающейся молодежи. Высшие учебные заведения (вузы) по своему статусу имеют материальное, законодательное и кадровое обеспечение для активного
ФНЦ ВНИИФК
52
Оздоровление населения
внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнь студентов и проведения реабилитационных мероприятий в случае наличия отклонений в состоянии здоровья.
Причины имеющих место негативных явлений, связанных со здоровьем подрастающего поколения, следует искать в организации и проведении процесса физического воспитания. Особую тревогу вызывают студенты СМГ, число которых в отдельных вузах превышает 50%. Несмотря на приказ Министерства здравоохранения № 297 (2003 г.), предписывающий врачам разрабатывать индивидуальные программы оздоровления, назначать необходимые оздоровительные и реабилитационные процедуры, включая лечебную физическую культуру (ЛФК), на кафедры физического воспитания обрушивается вал врачебных справок о полном освобождении студентов от практических занятий по физической культуре. В отдельных вузах количество таких студентов превышает 20-процентный рубеж, т.е. каждый пятый студент в соответствии с заключениями врачей вынужден пребывать в состоянии гиподинамии, неизменно ведущей к риску приобретения новых заболеваний.
Общеизвестно, что физическая активность, регламентированная в соответствии с принципами физической культуры, важнейшее условие эффективного построения процесса реабилитации [1, 2, 3 и др.].
Цель исследования - обоснование самостоятельных дополнительных занятий физическими упражнениями, подобранных с учетом заболевания студента и соблюдения дидактических принципов физической культуры.
Методы и организация исследования
Анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных источников по теме исследования. Изучение результатов педагогической деятельности (контрольные, проверочные и самостоятельные работы, тесты); обобщение педагогического опыта (анализ реального состояния практики); опросные методы (беседы, анкетирование); педагогические наблюдения; тестирование; педагогический эксперимент; методы математикостатистической обработки результатов.
В процессе физической реабилитации студентам экспериментальной группы (ЭГ) предъявлялись следующие требования: написание и защита реферата, в котором студент, имеющий какое-либо отклонение в состоянии здоровья, перечислял бы возможные причины возникновения болезни в целом по диагнозу, физиологические негативные изменения в организме, наблюдающиеся при данном заболевании; с помощью литературных источников подбирал бы физические упражнения ЛФК и методы их выполнения при данном отклонении в состоянии здоровья с раскрытием дидактических принципов физической культуры, а также выполнял полный объем аудиторных часов по предмету «Физическая культура» в соответствии с учебным расписанием; осуществлял самостоятельные занятия объемом в среднем около 2-х ч в неделю с постепенным волнообразным повы-
шением нагрузки, согласованные с преподавателем при разработке, ведении и ежемесячной практической защите дневника самоконтроля, который содержал 6-8 контрольных упражнений, доступных занимающемуся, с обязательным ежемесячным улучшением их результативности; проходил повторное семестровое медицинское освидетельствование с оценкой динамики состояния здоровья.
Со студентами СМГ, входящими в состав контрольной группы (КГ), проводились занятия в соответствии с учебным расписанием. Использовались реабилитационные мероприятия в соответствии с примерной программой по физической культуре для высших учебных заведений, утвержденной Минобрнауки. Педагогический эксперимент проводился на протяжении 3-х лет, начиная с 2008/09 по 2010/11 учебный год.
Результаты и их обсуждение
В результате целенаправленной работы индивидуальной направленности с учетом диагноза и состояния физической подготовленности каждого, в тесном контакте с врачебным персоналом здравпункта университета 68% студентов ЭГ, поступивших на 1-й курс, в период прохождения курса по дисциплине «Физическая культура» переведены по данным медицинских заключений в подготовительную или основную медицинские группы.
Характерной особенностью реабилитационного процесса студентов ЭГ явилось применение физических упражнений, которые в своей совокупности ставили занимающегося в условия активного участия в лечебновосстановительном процессе. Как показали наши наблюдения, активное участие студентов в реабилитационном процессе способствует мобилизации резервных факторов организма. Упражнения ЛФК и самостоятельные занятия в соответствии с дневником самоконтроля послужили для студентов ЭГ не только для улучшения состояния здоровья, восстановления пораженной системы, но и средством оздоровления всего организма, повышения его адаптационных возможностей. Наглядным доказательством этого положения являются достоверные положительные изменения показателей физической подготовленности и функциональных возможностей в начале и по завершении педагогического эксперимента, представленные в таблице. Как видно из таблицы, у испытуемых студенток КГ, судя по средним данным, зафиксированы положительные сдвиги только в отдельных показателях физической подготовленности и функциональных возможностей по завершении педагогического эксперимента. Однако эти положительные изменения оказались недостоверными или малодостоверными. За 3 учебных года проведения педагогического эксперимента лишь 8% студентов КГ по заключению врачебного контроля переведены в подготовительную группу. В основном это были студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья в результате полученных травм до поступления в университет.
ФНЦ ВНИИФК
Оздоровление населения
53
Показатели функционального состояния и параметры физической подготовленности студентов КГ и ЭГ до начала и по завершении педагогического эксперимента (Х ± 6, доверительная вероятность 0,85)
Показатели и контрольные упражнения Группы испытуемых
КГ (53 чел.) ЭГ (49 чел)
до начала по завер. до начала по завер.
Процентное соотношение жира к костно-мышечной ткани(%) 24,6±0,8 25,2±1,3 24,8±1,1 21,4±0,9
Проба Руффье (индекс сердечной деятельности) (усл. ед.) 16,8±1,7 16,3±1,4 16,2±1,9 8,3±1,2
Относительный уровень физической работоспособности PWC170 (кгм/мин) 1,36±0,08 1,41±0,12 1,39±0,11 1,8±0,17
Проба Штанге (с) 38,4±2,3 43,2±2,5 39,3±2,6 48,8±2,1
Наклон вперед (см) 3,2±0,9 5,6±1,3 2,8±1,2 8,3±1,9
Сгибание-разгибание рук с опорой на колени (раз) 8,4±1,7 12,6±2,2 8,7±1, 9 18,2±2,6
Опускание ног вправо, влево (маятник), лежа на спине, руки в стороны (раз) 7,5±1,6 12,3±1,8 7,3±1,9 18,5±2,1
Выпрыгивание из низкого приседа у шведской стенки (раз) 11,3±1,7 14,2±1,4 11,8±1,9 18,6±2,4
Подъем туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз) 17,4±3,2 25,6±2,5 18,2±2,7 35,8±3,4
Бег на месте, высоко поднимая бедро, 180 ш/мин (с) 13,6±2,3 19±2,4 13,9±2,1 35,3±3,2
Оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко (баллы) - 0,6±0,04 1,6±0,03 -0,7±0,06 6,2±1,3
Резюме
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что в достижении успеха в физической реабилитации студентов СМГ в системе высшего профессионального образования главенствующее значение приобретают самостоятельные занятия физическими упражнениями, подобранные с учетом заболевания и систематически выполняемые с постепенным волнообразным увеличением нагрузки при активном участии в лечебновосстановительном процессе индивидуума. Реаби-
1. Гилев Г.А. Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие / Г.А. Гилев. - М.: МГИУ, 2007. - 376 с.
2. Дартау Л.А. Управление здоровьем студентов в образовательно-воспитательной среде вуза / Л.А. Дартау // Здоровьесберегающее образование. - 2010. -№ 4. - С. 85-89.
литационные занятия в рамках учебного расписания в совокупности с самостоятельными дополнительными занятиями в объеме около 2 ч в неделю способствуют развитию процессов приспособления организма к физическим нагрузкам, повышают уровень функциональных возможностей, физической подготовленности и здоровья.
Занятия по предмету «Физическая культура» для студентов СМГ в объеме 4-х ч в неделю в рамках учебного процесса высшего профессионального образования не имеют должного реабилитационного эффекта.
3. Поздеева Л.В. Совершенствование физического воспитания студентов вузов / Л.В. Поздеева // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5 - С. 110-112.
References
1. Gilev G.A. Physical training in higher education institution: manual / G.A. Gilev. - M.: MGIU, 2007. - 376 p.
2. Dartau L.A. Management of health of students in the higher education institution / L.A. Dartau // Health saving education. - 2010. - № 4. - P. 85-89.
3. Pozdeeva L.V. Improvement of physical training of students of higher education institutions / L.V. Pozdeeva // Higher education today. - 2008 . - № 5. - P. 110-112.
ФНЦ ВНИИФК