Научная статья на тему 'О назревшем реформировании физического воспитания в образовательных учреждениях'

О назревшем реформировании физического воспитания в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ЗДОРОВЬЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ШКОЛЬНИКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / АТТЕСТАЦИЯ УСПЕВАЕМОСТИ / POSITIVE MONITORING OF PHYSICAL PREPAREDNESS / HEALTH OF RISING GENERATION / STUDENTS / SCHOOLCHILDREN / INDEPENDENT STUDIES / PROGRESS CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Каткова Анастасия Михайловна, Плешаков Александр Александрович

Настоящая статья посвящена анализу состояния физической подготовленности и здоровья учащихся средней школы и студентов высших учебных заведений России. На примере работы кафедры физического воспитания высшего учебного заведения обоснована целесообразность пересмотра организационных и методических основ проведения занятий со студентами по предмету «Физическая культура». Предложены базисные мероприятия реформирования физического воспитания в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Каткова Анастасия Михайловна, Плешаков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Imminent Reforming of Physical Training in Educational Institutions

The article is devoted to the analysis of the state of physical fitness and health of high school students and students of Russian higher educational institutions. On the example of work of department of physical education of higher educational establishment expedience of revision of organizational and methodical bases of lead through of reading is grounded with students in “Physical culture”. The base measures of reformation of physical education are offered in higher educational establishments

Текст научной работы на тему «О назревшем реформировании физического воспитания в образовательных учреждениях»

1УДК 796.078 ББК 74.267.5я73

О НАЗРЕВШЕМ РЕФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Г. А. Гилев, А. М. Каткова, А. А. Плешаков

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу состояния физической подготовленности и здоровья учащихся средней школы и студентов высших учебных заведений России. На примере работы кафедры физического воспитания высшего учебного заведения обоснована целесообразность пересмотра организационных и методических основ проведения занятий со студентами по предмету «Физическая культура». Предложены базисные мероприятия реформирования физического воспитания в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: положительный мониторинг физической подготовленности, здоровье подрастающего поколения, студенты, школьники, самостоятельные занятия, аттестация успеваемости.

TO THE IMMINENT REFORMING OF PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

G. A. Gilev, A. M. Katkova, A. A. Pleshakov

Abstract. The article is devoted to the analysis of the state of physical fitness and health of high school students and students of Russian higher educational institutions. On the example of work of department of physical education of higher educational establishment expedience of revision of organizational and methodical bases of lead through of reading is grounded with students in "Physical culture". The base measures of reformation of physical education are offered in higher educational establishments

Keywords: positive monitoring of physical preparedness, health of rising generation, students, schoolchildren, independent studies, progress certification.

Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья населения является одной из приоритетных задач государства. Однако в последние годы все чаще приходится сталкиваться с мнением о физической деградации подрастающего поколения. Действительность позволяет констатировать неизменную тенденцию снижения уровня состояния здоровья подрастающего поколения, начиная с ясельного возраста и до окончания вуза. По данным РАМН, подавляющая часть выпускников средней школы имеет слабую физическую подготовленность, из них от 20 до 35% и более в зависимости от региона РФ - с диагнозом приобретенного заболевания. Практически здоровых (основная медицинская группа) школьников - в среднем менее 25%.

У студентов количество патологических отклонений в состоянии здоровья (специальная

медицинская группа) за время обучения в вузе возрастает, тогда как количество студентов, отчасти восстановивших уровень состояния здоровья в результате успешной физической реабилитации, переведенных в подготовительную медицинскую группу за период обучения, в среднем не превышает 2% [1, с. 51-53]. При этом перевод студентов специальной медицинской группы (далее - СМГ) в подготовительную или основную медицинские группы не только не рассматривается главным стержнем в занятиях по физической культуре в вузах, но и попросту отсутствует как в примерной программе по физической культуре для высших учебных заведений, так и в методических пособиях для занятий со студентами СМГ. Данное обстоятельство, на наш взгляд, во многом определяет чрезвычайно низкий процент восстановления здоровья студентов СМГ в процессе занятий физической культурой в условиях вуза.

Положительная динамика физической под-готовленностистудентов за время их обучения в вузе в среднем наблюдается не более чем у 20% обучающихся в высших учебных заведениях [2, с.103-107]. Следовательно, порядка 80% студентов снижают свои физические кондиции. Это непосредственно отражается на их низком уровне здоровья, отставании психофизического развития организма от паспортного возраста. Нормативы комплекса ГТО 1985 г. в отдельных видах испытаний не выполняют свыше 90% студентов [3, с. 9-13].

Эти, на наш взгляд, вопиющие обстоятельства следует отнести к недостаточному вниманию к физическому воспитанию молодого поколения.

Давно стало аксиомой: хорошая физическая подготовленность в студенческие годы -залог не только здоровья и успешного освоения учебного материала, но и в дальнейшем высокопроизводительного умственного и физического труда, радости жизни, рождения здоровых детей, долголетия и сопутствующих этому многих позитивных явлений. Казалось бы, нет человека, который отвергает данное положение.

Отсутствие должного физического воспитания у подрастающего поколения в стратегическом плане несет угрозу экономическому развитию и, как следствие, национальной безопасности страны, неизбежно приводит к высокой заболеваемости, низкому уровню рождаемости и преждевременной смерти. Это печальная действительность сегодняшнего дня. Физическая подготовленность, а с ней и здоровье молодежи не только социально значимая категория, но и важнейшее условие успешной реализации профессиональных знаний, мастерства, творческой активности и работоспособности будущих специалистов.

На повестку дня остро встает вопрос о реформировании физического воспитания в образовательных учреждениях, в частности работы кафедр физического воспитания в вузах, чтобы уровень развития физических качеств и связанная с этим развитием функциональная перестройка организма являлись фундамен-томздоровья на всю последующую жизнь. Другая, исключительно важная прерогатива работы кафедр физического воспитания - форми-

рование у студентов морально-волевых качеств - целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, выносливости и других психологических характеристик, определяя в целом уровень их работоспособности на долгие годы. Исходя их этих позиций, неоспорима и исключительно высока роль кафедр физического воспитания вузов в деле подготовки студентов к профессиональному труду и формирования здорового не только нынешнего, но и будущего поколения.

Государство вкладывает огромные средства в физическую культуру в системе вузовского образования. Однако положительный эффект в развитии физических качеств и повышении резервных возможностей организма студентов оставляет желать лучшего. Масштабы иррационального физического воспитания студентов настолько критичны, что несовместимы с понятием полноценного воспитания здорового, физически подготовленного, творчески активного специалиста и будущего долгожителя.

Основными причинами неудовлетворительной организации физического воспитания студентов является недостаточный программный объем двигательной активности, отсутствие должного контроля (зачетов, экзамена), а также почти повсеместное нарушение нормативной организации проведения занятий по физической культуре со студентами в условиях вуза.

Академические занятия по физической культуре, проводимые в рамках учебного расписания в объеме 2-4 а. ч в неделю (400 ч за период обучения) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по физической культуре для студентов вузов, явно не достаточны для развития физических и функциональных возможностей организма человека в студенческом возрасте. К тому же совместное проведение занятий со студентами основной (физическая подготовленность выше среднего) и подготовительной (низкие физические и функциональные показатели) медицинских групп, следуя нормативным документам Мин-обрнауки, далеко не рационально как для одних, так и для других.

В подавляющем большинстве вузов формирование учебных групп происходит по количе-

ству студентов, превышающему в два раза и более нормативный уровень. Это, называя вещи своими именами, является халатностью со стороны руководства вуза. Следует не забывать о том, что преподаватель физического воспитания в уголовном порядке отвечает за жизнь и здоровье занимающихся. Да и о каком качестве проведения занятий в этом случае можно говорить? Нередки случаи формирования учебных групп без учета гендерного признака.

К сожалению, ни один нормативный документ Минобрнауки РФ не предусматривает введение домашних заданий по предмету «Физическая культура», тогда как результаты исследований, подтвержденные практикой вузов, где физическое воспитание студентов поставлено на должный высокий уровень, научно обосновывают целесообразность проведения-учебно-тренировочных занятий со студентами для повышения их физической подготовленности и функциональных возможностей в объеме не менее 8 ч в неделю.

Фактически преподаватели кафедр физического воспитания сталкиваются в подавляющем большинстве случаев с отсутствием у студентов желания вести здоровый образ жизни с позиций развития своих физических и функциональных возможностей.

Наличие в настоящее время двух зачетных единиц в период обучения в вузе по предмету «Физическая культура» далеко не всегда служит студентам мотивирующим фактором для регулярных занятий физической культурой и спортом, а для преподавателей кафедр физического воспитания - скорее дискриминацией предмета в имидже его оздоровительной и социальной ценности, значимости в профессиональном образовании.

Введение с 1 сентября 2015 г. Федерального государственного учебного стандарта 3+, в котором предусмотрено на 1-м курсе в 1-м семестре проведение 36 ч лекционных занятий и 36 ч семинарских занятий, которые в отдельных случаях руководством вуза заменяются на самостоятельные занятия, отвергается не только преподавателями кафедр физического воспитания, но и самими студентами.

На основе нашего опыта проведения занятий со студентами и результатов анализа представленных материалов проведения учебно-

тренировочных занятий со студентами на кафедрах физического воспитания, занимающих передовые позиции в ежегодно проводимых смотрах-конкурсах на лучшую организацию учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы вузов г. Москвы (инициатива Департамента физической культуры и спорта Москвы) на базе кафедры физического воспитания Московского государственного индустриального университета в период с 2012/13 по 2014/15 учебный год был проведен педагогический эксперимент, условия которого предусматривали:

• раздельное проведение занятий со студентами основной и подготовительной медицинских групп;

• введение самостоятельных (домашних) занятий видами физических упражнений или спорта объемом 4-6 ч в неделю под руководством (выдача тренировочных заданий) и систематическим контролем (каждые 2 недели) со стороны преподавателей кафедры физического воспитания;

• проведение аттестации по системе дифференцированных зачетов в каждом семестре с учетом средней величины оценочных баллов обязательных (программных) контрольных (тестовых) упражнений для студентов основной медицинской группы. При этом положительная оценка проставлялась при повышении результативности выполнения контрольных упражнений или тестовых показателей. Студенты подготовительной медицинской группы оценивались по положительному мониторингу физической подготовленности. Для реализации последнего положения были разработаны дифференцированные оценочные таблицы по каждому обязательному (программному) тесту или контрольному упражнению. Студенты специального медицинского отделения оценивались с учетом положительного мониторинга в физических упражнениях (6-8), отрицательно не влияющих на заболевание и в которых студент может улучшать свою результативность. Виды упражнений разрабатывались самим студентом и согласовывались с преподавателем;

• для студентов основной медицинской группы проведение занятий с преимущественной направленностью по видам спорта. Преимущественная направленность занятий со сту-

дентами подготовительной медицинской группы в основном обеспечивала переход их в основную медицинскую группу. Для студентов специальной медицинской группы занятия проводились с акцентом на использование соответствующих средств лечебной физической культуры при данном заболевании при систематическом контроле и оценке состояния здоровья (не реже 1 раза в семестр) со стороны медицинских работников;

• объем аудиторных часов по физической культуре вносится в расписание с 1-го по 6-й семестры;

• проведение итоговой аттестации в форме экзамена. При этом общая (включающая теоретические, методико-практические знания и двигательные возможности) экзаменационная оценка и дифференцированная оценка за каждый семестр обучения не превышала оценку за выполнение практических контрольных (тестовых) нормативов.

Практическая реализация этих положений в работе кафедры физического воспитания в период и по завершении педагогического эксперимента позволила:

1) увеличить число занимающихся студентов в секциях по видам спорта с 15 до 27%;

2) из числа студентов подготовительной медицинской группы 82% по заключению врачей переведены в основную медицинскую группу, то есть стали практически здоровыми людьми;

3) повысить положительный мониторинг физической подготовленности студентов с 1-го по 6-й семестр до уровня 93%;

4) 68% студентов специальной медицинской группы по заключению медицинских работников переведены в подготовительную или основную медицинские группы.

Выводы

1. Полученные данные позволяют обосновано говорить о возможности ликвидации негативных явлений в образовательном и воспитательном процессе студентов по предмету «Физическая культура», фактически не затрачивая дополнительных материальных ресурсов.

2. Выявлена целесообразность:

• раздельного проведения занятий со студентами основной и подготовительной медицинских групп;

• введения самостоятельных (домашних) занятий видами физических упражнений или спорта объемом 4-6 часов в неделю;

• аттестации студентов по системе дифференцированных зачетов в каждом семестре и итогового экзамена в 6-м семестре;

• проведения занятий с преимущественной направленностью по видам спорта для студентов основной медицинской группы;

• использования средств и методов общей физической подготовки для студентов подготовительной медицинской группы;

• выполнения физических упражнений преимущественно из арсенала средств лечебной физической культуры в соответствии с диагнозом данного заболевания для студентов специальной медицинской группы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гилев, Г. А. Реабилитация студентов специальной медицинской группы в условиях высшего профессионального образования [Текст] / Г. А. Гилев, А. И. Попков // Вестник спортивной науки: ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. -2014. -№ 1. - С. 51-53.

2. Гилев, Г. А. Физическая и функциональная подготовленность студентов специальной и основной медицинских групп [Текст] / Г. А. Гилев, С. К. Романовский // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 2 (53). - С. 103-107.

3. Уваров, В. А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: история и современность [Текст] / В. А. Уваров // Материалы VIII международного научного семинара «Фундаментальные исследования и инновации-2014», Йошкар-Ола, 7-12 июля 2014: сб. ст. - Йошкар-Ола, 2014.- C. 9-13.

REFERENCES

1. Gilev G. A., Popkov A. I. Reabilitatsiya studen-tov spetsialnoy meditsinskoy gruppy v uslovi-yakh vysshego professionalnogo obrazovaniya. Vestnik sportivnoy nauki: FGBUFNTs VNIIFK. 2014, No. 1, pp. 51-53.

2. Gilev G. A., Romanovskiy S. K. Fizicheskaya i funktsionalnaya podgotovlennost studentov spetsialnoy i osnovnoy meditsinskikh grupp. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2015, No. 2 (53), pp. 103-107.

3. UvarovV. A. Vserossiyskiy fizkulturno-sport-ivnyy kompleks "Gotov k trudu i oborone": is-toriya i sovremennost. In: Materialy VIII mezh-dunarodnogo nauchnogo seminara "Funda-

mentalnye issledovaniya i innovatsii-2014", Yoshkar-Ola, 7-12 July 2014: sb. st. Yoshkar-Ola, 2014. Pp. 9-13.

Гилев Геннадий Андреевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета e-mail: gilev@mail.msiu.ru

Gilev Gennady A., ScD in Education, Professor, Sports disciplines and their teaching methods Department, Institute of physical culture, sport and health , Moscow State University of Education e-mail: gilev@mail.msiu.ru

Каткова Анастасия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета e-mail: am.katkova@mpgu.edu

Katkova Anastasiya M., ScD in Education, associate professor, Sports disciplines and their teaching methods Department, Institute of physical culture, sport and health, Moscow State University of Education e-mail: am.katkova@mpgu.edu

Плешаков Александр Александрович, доцент кафедры физического воспитания Московского государственного машиностроительного университета e-mail: kfvum@mail.ru

Pleshakov Alexander A., Associate Professor, Physical education Department, Moscow State Machine-building University

e-mail: kfvum@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.