Научная статья на тему 'Формирование действенной политики физического воспитания студенческой молодежи'

Формирование действенной политики физического воспитания студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / НАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / PHYSICAL TRAINING / STUDENTS / HEALTH / NATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Борисова Ирина Владимировна, Каткова Анастасия Михайловна, Румянцева Светлана Владимировна

В работе обосновывается необходимость совершенствования процесса физического воспитания молодежи. Предлагается ряд организационных мер по улучшению физической подготовки студентов, в частности, введение самостоятельных занятий по заданию и с контролем преподавателя, дифференцированных семестровых зачетов, создание спортивных клубов в каждом университете. Показано, что внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, прямой путь не только к повышению уровня их здоровья, но и в целом к оздоровлению нации в психофизическом и социально-экономическом плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилев Геннадий Андреевич, Борисова Ирина Владимировна, Каткова Анастасия Михайловна, Румянцева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the effective policy of physical training of students

The article substantiates the necessity of improving the process of physical training of students. The article presents a series of organizational measures to improve the physical training of students, in particular, the introduction of training for self-study assignment and with the supervision of the teachers, differentiated semester credits, creation of sports clubs in every university. It is shown that the introduction of physical culture and sport in everyday life of each student, as it is demanded by physiological laws of the developing organism, is a direct way not only to the increasing of the level of their health, but also to general improvement of the nation both in psychophysical and socio-economic terms.

Текст научной работы на тему «Формирование действенной политики физического воспитания студенческой молодежи»

1УДК 779.061.3 ББК 75.1

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Г. А. Гилев, И. В. Борисова, А. М. Каткова, С. В. Румянцева

Аннотация. В работе обосновывается необходимость совершенствования процесса физического воспитания молодежи. Предлагается ряд организационных мер по улучшению физической подготовки студентов, в частности, введение самостоятельных занятий по заданию и с контролем преподавателя, дифференцированных семестровых зачетов, создание спортивных клубов в каждом университете. Показано, что внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, - прямой путь не только к повышению уровня их здоровья, но и в целом к оздоровлению нации в психофизическом и социально-экономическом плане.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, здоровье, нация, развитие.

FORMATION OF THE EFFECTIVE POLICY OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

G. A. Gilev, I. V. Borisova, A. M. Katkova, S. V. Rumyantseva

Abstract. The article substantiates the necessity of improving the process of physical training of students. The article presents a series of organizational measures to improve the physical training of students, in particular, the introduction of training for self-study assignment and with the supervision of the teachers, differentiated semester credits, creation of sports clubs in every university. It is shown that the introduction of physical culture and sport in everyday life of each student, as it is demanded by physiological laws of the developing organism, is a direct way not only to the increasing of the level of their health, but also to general improvement of the nation both in psychophysical and socio-economic terms.

Keywords: physical training, students, health, nation, development.

Введение. Физическое воспитание подрастающего поколения определяет резерв социального и экономического ресурса страны на ближайшую и отдаленную перспективу. Если придерживаться этой точки зрения, то реальность сегодняшнего дня вызывает сомнение в правомерности ведения процесса физического воспитания подрастающего поколения. Так, результаты Всероссийской диспансеризации выпускников средней школы показали, что только около 15% детей практически здоровы, имеют основную медицинскую группу. Основной же контингент оканчивающих школьное образование зачислены в подготовительную или специальную медицинские группы, то есть имеют неудовлетворительную физическую подготовку или патологические и хронические отклонения в состоянии здоровья соответствен-

но. Данная реальность, по мнению специалистов, является следствием снижения объема физической подготовки учащихся [1].

Снижение числа абитуриентов, наблюдающееся на протяжении нескольких лет, не только влечет за собой снижение качества образования, но и неизменно отразится в будущем на численности трудоспособного населения. Поэтому мы с большим вниманием должны отнестись к физическому воспитанию студентов. Низкий уровень их здоровья неизбежно отразится на снижении эффективности труда, может повлечь за собой кризисные ситуации в стране в экономическом и социальном плане [3].

Методы и организация исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных источников по теме исследования. Изучение результатов педагогиче-

ской деятельности (контрольные, проверочные и самостоятельные работы, тесты), обобщение педагогического опыта (анализ реального состояния практики); опросные методы (беседы, анкетирование); педагогические наблюдения.

Результаты и их обсуждение. Масштабность сложившейся ситуации со здоровьем и физической подготовленностью студентов требует кардинальных решений. Необходимость создания условий, при которых уровень физической подготовленности в период обучения в вузе повышался бы у подавляющего большинства студентов, - животрепещущая задача сегодняшнего дня. Согласно отчетам вузов, принявших участие в смотрах-конкурсах на лучшую постановку учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах г. Москвы, ежегодно проводимым с 2006 г., уровень физической подготовленности за время прохождения курса физического воспитания в среднем повышают только около 12% студентов [2]. Одной из главных причин низкой положительной динамики физической подготовленности студентов за время их обучения в вузе является недостаточно ответственное соблюдение Государственного образовательного стандарта по предмету «Физическая культура». Объем аудиторных (обязательных) часов не выполняется во многих вузах, в частности г. Москвы. При этом наполняемость учебных групп подчас превышает в 2-3 раза нормативные показатели [3; 4, с. 12 и др.].

На сегодняшний день не вызывает сомнения то обстоятельство, что для достижения развивающего эффекта в физической и функциональной подготовленности молодых людей объем недельной двигательной активности не должен быть менее 8 ч. Именно поэтому во всех спортивных организациях, перед которыми стоит задача повышения физических, функциональных возможностей занимающихся и их спортивного результата, объем двигательной активности в недельном цикле у занимающихся юношеского возраста планируется в пределах данного временного отрезка. В вузовской системе физического воспитания доказана целесообразность дополнительно к объему аудиторных занятий физической культурой, определяемым Федеральным государственным образовательным стандартом 4 ч в неделю, внедрение самостоятельных занятий под руководством и контролем преподавателей кафедр физического воспитания [2].

Возможность спортивного совершенствования, направленного на достижение наивысшего результата в избранном виде двигательной деятельности, является ведущей мотивацией в студенческой среде [3; 5]. В то же время учебная нагрузка преподавателей кафедр физического воспитания, определяемая Минобрнауки РФ, не предусматривает проведение учебно-тренировочных занятий с повышенным объемом часов со студентами-спортсменами. Чтобы часть студентов занималась в группах спортивного совершенствования, кафедры физического воспитания, как правило, в ущерб качеству проведения занятий и в нарушение техники безопасности вынуждены проводить аудиторные занятия с увеличенным количеством студентов, чтобы выкроить часы для студентов, занимающихся спортом, в объеме от 6 и более часов в неделю. А в результате физическая подготовленность основной массы студентов за время учебы не повышается, а значительно снижается [1; 6].

Как показывает практика, внедрение в физическое воспитание студентов в условиях вуза совокупности государственных и общественных форм физкультурно-спортивной деятельности позволяет привлечь значительно больше к занятиям спортом студенческую молодежь. К тому же возрождение спортивных клубов в структуре общественных организаций или юридических подразделений вузов повсеместно одобряется студентами. Их популярность в студенческой среде обосновывается возможностью удовлетворения интересов и потребностей молодежи в совершенствовании их спортивного мастерства, повышения уровня здоровья, а также в реабилитационных целях ликвидации имеющихся заболеваний. В то же время спортивные клубы, обеспечивая тренировочный процесс в избранном студентом виде спорта, группах общей физической подготовки или лечебной физической культуры, должны являться одной из форм продолжения формирования всесторонней физической, теоретической и методико-практической подготовленности студента, осуществляемой преподавателями кафедры физического воспитания. Данное положение, на наш взгляд, является ключевым, поскольку, как показывает практика, отделение спортивного клуба от кафедры физического воспитания нередко приводит к двум самостоятельным подразделениям вуза, рационально не контактирующим между

собой, что в конечном итоге не способствует полноценному формированию физической культуры личности студента. Тогда как одним из главных посылов совместной работы кафедры физического воспитания и спортивного клуба вуза является увеличение объема физической нагрузки студента, необходимого для повышения функциональных и физических кондиций развивающегося в юношеские годы организма.

Одним чрезвычайно важным аспектом в физическом воспитании студентов является вопрос оценивания результативности их двигательной деятельности, методических знаний и методико-практических умений. Большинство руководителей вузов, понимая сложности средней школы в вопросах внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт школьника, считают, что отсутствие аттестации в каждом семестре приведет к дальнейшему практическому отчуждению студентов от физической культуры и спорта. Тогда как 2 зачетные единицы по физической культуре (ФГОС) нередко трактуются как 2 зачета за период освоения дисциплины. Это, надо признать, является усугубляющим фактором в развитии физической культуры и спорта в студенческой среде.

Как показывают результаты проведенных исследований и практика работы преподавателей кафедр физического воспитания, дифференцированный зачет в каждом семестре служит большим положительным аргументом в вопросах физического воспитания не только студентов, стремящихся учиться на «хорошо» и «отлично», но и мотивирующим обстоятельством для повышения физической подготовленности всех студентов. Внедрение дифференцированного зачета в каждом семестре обучения студентов по предмету «Физическая культура» является одним из значимых факторов повышения уровня физической подготовленности, а следовательно, и здоровья учащихся [2; 3].

Резюме. Студенческая молодежь составляет основу созидательной силы, направленной на обеспечение социального и экономического прогресса страны. Эту миссию она способна будет выполнить в полной мере лишь при соответствующей действенной политике государства, направленной на развитие физической подготовленности, повышение спортивных результатов при массовом внедрении физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого студента. Катастрофиче-

ская реальность, когда на первом курсе вузов начинают обучаться студенты, среди которых лишь пятая часть, по данным Минздрава, имеет основную медицинскую группу (практически здорова), а за период обучения в высшей школе около 80% студентов ухудшают свою физическую подготовленность (по данным смотров-конкурсов вузов г. Москвы), может остаться лишь в памяти людей как один из примеров недостаточного внимания к физическому воспитанию подрастающего поколения, если, в частности, в условиях вуза обеспечить двигательную активность студентов не менее 8 часов в неделю, каждый семестр проводить мониторинг физической подготовленности с проставлением дифференцированного зачета с учетом уровня положительного мониторинга. Для этого наряду с учебно-методическими занятиями по учебному расписанию необходимо в рамках государственной политики обеспечить учебно-тренировочные, оздоровительные и лечебные занятия в спортивных клубах или самостоятельные занятия под консультативным руководством и контролем преподавателей на кафедрах физического воспитания. На этой основе достижение каждым студентом высокого уровня физической подготовленности, функциональных возможностей, а следовательно, укрепление его здоровья становится реальным.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гилев Г. А. К вопросу государственного учебного стандарта по физической культуре высшего профессионального образования // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы: Всерос. науч.-практ. конф. - Казань: Стар, 2007. - С. 8-10.

2. Гилев Г. А., Каткова А. М., Плешаков А. А. О назревшем реформировании физического воспитания в образовательных учреждениях // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 63-67.

3. Физическое воспитание студентов должно стать фундаментом их здоровья на всю последующую жизнь / Г. А. Гилев, М. А. Комлев, Н. Е. Максимов, Ю. И. Чернов // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 1 (56). - С. 43-44.

4. Давиденко Д. Н., Щедрин Ю. Н., Щеголев В. А. Здоровье и образ жизни студентов: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005.

5. Уваров В. А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обо-

роне»: история и современность // Материалы VIII междунар. науч. семинара «Фундаментальные исследования и иннова-ции-2014». - Йошкар-Ола, 2014. - C. 189.

6. Якимович В. С., Егоричева Е. В. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи с дефицитом массы тела // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лес-гафта. - 2012. - №» 5 (87). - 2012. - С. 173-177.

REFERENCES

1. Gilev G. A. K voprosu gosudarstvennogo uchebnogo standarta po fizicheskoi kulture vys-shego professional'nogo obrazovaniya. Proble-my i perspektivy fizicheskogo vospitaniya i stu-dencheskogo sporta v usloviyakh modernizatsii vysshei shkoly. In: All-Russian Scientific-Practical Conference. Kazan: Star, 2007. Pp. 8-10.

2. Gilev G. A., Katkova A. M., Pleshakov A. A. O nazrevshem reformirovanii fizicheskogo vospi-

taniya v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh. Nauka i shkola. 2016, No. 5, pp. 63-67.

3. Gilev G. A., Komlev M. A., Maksimov N. E., Chernov Yu. I. Fiziheskoe vospitanie studentov dolzhno stat fundamentom ikh zdorovya na vsyu posleduyuchshuyu zhuzn. Kultura fiziches-kaya i zdorovye. 2016. No. 1 (56), pp. 43-44.

4. Davidenko D. N. Shchedrin Yu. N., Shchegolev V. A. Zdorovye I obraz zhizni studentov: ucheb. posobie. St. Petersburg: SpbGY ITMO, 2005.

5. Uvarov V. A. Vserossiiskii fizkulturno-sportivnyi kompleks "Gotov k trudu i oborone": istoriya i sovremennost. In: Materialy VIII mezhdunar. Nauch. seminara "Fundamentalnye issledovani-ya i innovatsii-2014". Ioshkar-Ola, 2014, p. 189.

6. Yakimovich V. S., Egoricheva E. V. Vzai-mosvyaz pokazateley zdorovya i fizicheskoy podgotovlennosti studencheskoy molodezhi s defitsitom massy tela. Uch. zap. un-ta im. P. F. Lesgaft. 2012, No. 5 (87), pp. 173-177.

Гилев Геннадий Андреевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета E-mail: gilev@mail.msiu.ru

Gilev Gennady A., ScD in Education, Professor, Sports disciplines and methods of their teaching Department, Institute of physical culture, sports and health, Moscow State University of Education E-mail: gilev@mail.msiu.ru

Борисова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Московского государственного областного университета E-mail: mmbmosa@yandex.ru

Borisova Irina V., PhD in Education, Associate professor, Physical training Department, Moscow State Regional University

E-mail: mmbmosa@yandex.ru

Каткова Анастасия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета E-mail: am.katkova@mpgu.edu

Katkova Anastasiya M., PhD in Education, Associate professor, Sports disciplines and methods of their teaching Department, Institute of physical culture, sports and health, Moscow State University of Education E-mail: am.katkova@mpgu.edu

Румянцева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Московского политехнического университета E-mail: 88_sveta_88@mail.ru

Rumyantseva Svetlana V., Senior lecturer, Physical training Department, Moscow polytechnic university E-mail: 88_sveta_88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.