УДК 796.011.3
О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, мастер спорта, Александр Александрович Плешаков, заведующий кафедрой, Сергей Викторович Румянцев, старший преподаватель, Московский политехнический университет (МПУ), Москва
Аннотация
В статье утверждается необходимость улучшение процесса физического воспитания студентов. Приводится пример нерационального построения учебно-тренировочного процесса. На первый курс университета поступают студенты, большинство из которых имеют слабую физическую подготовку и патологические отклонения в состоянии здоровья. В процессе обучения далеко не многие студенты приобретают мотивацию к занятиям физической культуры и спортом.
Ключевые слова: студенты, объём физической нагрузки, здоровье, учебный процесс.
UPON NECESSITY OF MODERNIZATION OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Gennady Andreevich Gilev, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of physical culture of the Russian Federation, Master of Sports, Alexander Aleksandrovich Pleshakov, the department chairman, Sergey Viktorovich Rumyantsev, the senior teacher, Moscow Polytechnical University, Moscow
Annotation
The article states the need in improvement of the process of physical training of students. The example of the irrational educational and training process planning is given. The first course of the university are entered by the students, the majority of whom have weak physical training and pathological deviations in the state of health. In the course of training not so many students gain motivation to occupations of physical culture and sport.
Keywords: students, volume of physical activity, health, educational process.
Физическое воспитание считается одной из главных моделей существования и развития человека. Однако само понятие о физической культуре и спорте и их связующих не в должной мере воспринимается студентами, как одно из основных средств функционального и физического развития организма и всестороннего формирования личности. Современное молодое поколение не чувствует биологической потребности в занятиях физической культурой и спортом. Общество перешло в новую эру технологических решений любого вопроса. Для человека испокон веков основой его здоровья и состояния в целом как психологического, так и физиологического являлись физические нагрузки, в которых он нуждался ежедневно на протяжении всей жизни. Отсутствие эффективного физического воспитания в образовательных учреждениях, действенной широкой пропаганды к занятиям физической культурой и спортом, к ведению здорового образа жизни приводят к отсутствию мотивации у молодых людей к осознанному физическому и функциональному развитию своего организма, что в целом негативно отражается на состоянии их здоровья. Нельзя назвать положительным то обстоятельство, что на первый курс университетов поступают студенты, большинство из которых имеют слабую физическую подготовку, а у многих и патологические отклонения в состоянии здоровья. К тому же в стенах высшего учебного заведения далеко не многие приобретают интерес к своей физической подготовке. Следствием недостаточности двигательной активности студентов является не только ухудшение их физической подготовленности, но и воспри-
ятие теоретического учебного материала [1, 4 и др.].
Данная проблема отношения молодежи к физической культуре и спорту, видимо, кроется не только в недостаточности объема физической нагрузки в вузе, но и в физическом воспитании в семье, организации уроков физкультуры в образовательных учреждениях, в частности средней школе.
Надо отметить, что в университете студент, который не занимается спортом, как правило, не может даже немного улучшить свою физическую подготовку за счет учебных занятий по физической культуре, поскольку для этого не хватает объема часов.
В нашем вузе студент может выбрать одну из спортивных секций. Но проблема от этого не исчезает, потому что объем занятий не увеличивается. К тому же студенты часто выбирают секцию не по интересу, а по месту проведения занятий, как близко к дому или месту учебы (корпуса университета находятся в разных районах г. Москвы) эти занятия проводятся.
Так, например, студентов привлекает баскетбол. Поэтому они записались в секцию баскетбола. Из опроса этих студентов выясняется, что преподаватель дает им специальные упражнения, развивающие ловкость, координацию, силу и скорость, так и упражнения непосредственно связанные с техникой игры. Но некоторым студентам из их группы достаточно трудно выполнять эти задания, у многих большой провал в физической подготовке. Ребят пытаются научить играть в баскетбол, когда некоторые даже не владеют не только элементарными приемами игры, но и техникой передвижения по баскетбольной площадке.
Студенты в большинстве своем глубоко убеждены в необходимости и важности физического воспитания учащейся молодежи, качество которого по их мнению во многом определяется организацией физического воспитания на государственном уровне, преподавательским кадровым составом дошкольных, школьных и высших учебных заведений, пониманием и приобщением родителей своих детей к физической культуре и спорту. В то же время, физическая культура, по их убеждению, явится эффективным средством укрепления здоровья, всестороннего формирования личности студента только в том случае, если учебно-тренировочные занятия по кафедре физического воспитания станут сознательно необходимыми и любимыми для каждого студента.
Ведущей мотивацией повышения двигательной активности в студенческой среде является возможность спортивного совершенствования, направленная на достижение наивысшего результата в том или ином виде спорта [4 и др.]. Но для повышения спортивного мастерства, развития физических качеств и функциональных возможностей студента, по аналогии с детско-юношескими спортивными школами, необходим объем занятий 6-8 часов в неделю. Тогда как государственная программа для студентов высших учебных заведений предусматривает лишь 4 часа в неделю, причем только в 8 месяцах годового цикла. На этой основе достижение каждым студентом высокого уровня физической подготовленности и функциональных возможностей, т.е. его здоровья не представляется реальным [2 и др.].
Вышеизложенное позволяет говорить о необходимости повышения эффективности физического воспитания подрастающего поколения, в частности студенческой молодежи. Для этого необходимо не только строительство больших и малых спортивных объектов, площадок, полей, которые были бы максимально доступными для людей различных слоев общества и возрастов, но и пересмотра программного обеспечения физического воспитания в сторону увеличения объема занятий по предмету «Физическая культура». В этом случае следует ожидать увеличение массовости занятий физической культурой и спортом, а в целом оздоровление страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гилев, Г.А. Зависимость распределения и устойчивости внимания от уровня физической подготовленности / Г.А. Гилев, С. В. Романовский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 72-75.
2. Гилев, Г.А. О назревшем реформировании физического воспитания в образовательных учреждениях / Г.А. Гилев, A.M. Каткова, А.А. Плешаков // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 6368.
3. Дартау, Л.А. Управление здоровьем студентов в образовательно-воспитательной среде вуза / Л.А. Дартау // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 4. - С. 85-89.
4. Физическое воспитание студентов должно стать фундаментом их здоровья на всю последующую жизнь / Г.А. Гилев, М.А.Комлев, Н.Е. Максимов, Ю.И. Чернов // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 1 (56). - С. 43-45.
REFERENCES
1. Gilev, G.A. and Romanovsky, S.V. (2015), "Dependence of distribution and stability of attention on the level of physical fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 72-75.
2. Gilev, G.A., Katkova, A.M. and Pleshakov, A.A. (2016), "About the imminent reforming of physical training in educational institutions", Science and school, No. 5, pp. 63-68.
3. Dartau, L.A. (2010), "Management of the health of students in educational environment of the University", Health saving education, No. 4, pp. 85-89.
4. Gilev, G.A., Komlev, M. A., Maximov, N. E., Chernov, Yu. I. (2016), "Physical training of students has to become the base of their health throughout all subsequent life", Physical culture and health, No. 1 (56), pp. 43-45.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2017
УДК 371.71
СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАНДАРТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ У СТУДЕНТОВ МЫШЕЧНО-ДЕГИСТИВНОГО ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Олег Александрович Козлятников, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань
Аннотация
В статье представлены результаты исследования физической подготовленности студентов Астраханского государственного медицинского университета. Как правило, физическая подготовленность характеризуется рядом факторов, одним из которых является конституциональный тип человека. Целью исследования было установить зависимость между уровнем физической подготовленности студентов мышечно-дегистивного типа телосложения и показателями стандартных функциональных проб. Рациональное использование физических нагрузок для развития основных физических качеств с учетом индивидуальных конституциональных особенностей и медицинским контролем позволит повысить уровень физической подготовленности, а также определить оптимальный вид двигательной активности для самостоятельных занятий. Учет начальной физической подготовленности и конституционального типа занимающихся, а также методически грамотно составленный план учебно-тренировочных занятий позволит развить физические качества, повысить резервные возможности организма, обеспечить долгосрочную адаптацию к физическим нагрузкам различной направленности.
Ключевые слова: студенты мышечно-дегистивного типа телосложения, физическая нагрузка, развитие физических качеств.