ЛИТЕРАТУРА
1. Гилев, Г.А. Зависимость распределения и устойчивости внимания от уровня физической подготовленности / Г.А. Гилев, С. В. Романовский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 72-75.
2. Гилев, Г.А. О назревшем реформировании физического воспитания в образовательных учреждениях / Г.А. Гилев, A.M. Каткова, А.А. Плешаков // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 6368.
3. Дартау, Л.А. Управление здоровьем студентов в образовательно-воспитательной среде вуза / Л.А. Дартау // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 4. - С. 85-89.
4. Физическое воспитание студентов должно стать фундаментом их здоровья на всю последующую жизнь / Г.А. Гилев, М.А.Комлев, Н.Е. Максимов, Ю.И. Чернов // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 1 (56). - С. 43-45.
REFERENCES
1. Gilev, G.A. and Romanovsky, S.V. (2015), "Dependence of distribution and stability of attention on the level of physical fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 72-75.
2. Gilev, G.A., Katkova, A.M. and Pleshakov, A.A. (2016), "About the imminent reforming of physical training in educational institutions", Science and school, No. 5, pp. 63-68.
3. Dartau, L.A. (2010), "Management of the health of students in educational environment of the University", Health saving education, No. 4, pp. 85-89.
4. Gilev, G.A., Komlev, M. A., Maximov, N. E., Chernov, Yu. I. (2016), "Physical training of students has to become the base of their health throughout all subsequent life", Physical culture and health, No. 1 (56), pp. 43-45.
Контактная информация: gilev@mail.msiu.ru
Статья поступила в редакцию 29.06.2017
УДК 371.71
СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАНДАРТНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ У СТУДЕНТОВ МЫШЕЧНО-ДЕГИСТИВНОГО ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Олег Александрович Козлятников, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань
Аннотация
В статье представлены результаты исследования физической подготовленности студентов Астраханского государственного медицинского университета. Как правило, физическая подготовленность характеризуется рядом факторов, одним из которых является конституциональный тип человека. Целью исследования было установить зависимость между уровнем физической подготовленности студентов мышечно-дегистивного типа телосложения и показателями стандартных функциональных проб. Рациональное использование физических нагрузок для развития основных физических качеств с учетом индивидуальных конституциональных особенностей и медицинским контролем позволит повысить уровень физической подготовленности, а также определить оптимальный вид двигательной активности для самостоятельных занятий. Учет начальной физической подготовленности и конституционального типа занимающихся, а также методически грамотно составленный план учебно-тренировочных занятий позволит развить физические качества, повысить резервные возможности организма, обеспечить долгосрочную адаптацию к физическим нагрузкам различной направленности.
Ключевые слова: студенты мышечно-дегистивного типа телосложения, физическая нагрузка, развитие физических качеств.
STRUCTURE OF CORRELATION OF LEVEL OF PHYSICAL FITNESS AND INDICATORS OF STANDARD FUNCTIONAL TESTS AT STUDENTS OF MUSCULAR-DIGISTIVE TYPE OF CONSTITUTION
Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman,
Oleg Aleksandrovich Kozlyatnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Medical University, Astrakhan
Annotation
Results of the research of physical fitness of students of the Astrakhan state medical university are presented in article. As a rule, physical fitness is characterized by a number of factors, one of which is the constitutional type of the person. The research objective was to establish dependence between the level of the students' physical fitness of the muscular-digestive type of constitution and indicators of the standard functional tests. Rational use of physical activities for development of the main physical qualities taking into account the specific constitutional features and medical control will allow to increase the level of physical fitness, and also to define the optimum type of physical activity for independent occupations. The accounting of initial physical fitness and the constitutional type of the engaged, and also methodically and competently made plan for the educational and training occupations will allow to develop physical qualities, to raise reserve opportunities of an organism, to provide long-term adaptation to physical activities of various orientation.
Keywords: students' muscular-digestive type of constitution, physical activity, development of physical qualities.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие уровень физической подготовленности у студентов 1-х курсов продолжает снижаться, у 93% абитуриентов определяется нарушение приспособительных функций организма, выраженных в нарушении адаптационных реакций [1]. Одним из основных показателей адекватности физических нагрузок являются данные электрокардиографии (ЭКГ). От работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем зависит оптимизация процессов адаптации человека к постоянно меняющимся условиям внешней среды [4]. Высокоинтенсивные тренировки на фоне недостаточной физической подготовленности занимающихся, в ряде случаев, могут привести к органическим изменениям сердечно-сосудистой системы [6]. Кардиологический контроль позволяет выявить изменения электрической активности миокарда, свидетельствующие о возможном развитии процесса дезадаптации [2]. В условиях групповых занятий с контингентом с разной физической подготовленностью возникают риски снижения резервных возможностей организма у менее подготовленных студентов [5]. Что требует контроля и коррекции объема и интенсивности тренировочных упражнений [7]. При использовании технологии, направленной на повышение физических возможностей для дегистивного сомато-типа 20% времени учебного занятия необходимо уделять выносливости [1]. Однако, неадекватная физическая нагрузка может привести к стресс-реакции и срыву адаптационных возможностей занимающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 42 студента, подготовительной медицинской группы мышечно-дегистивного типа телосложения (17 юношей и 25 девушек) в возрасте от 17 до 20 лет. Были проанализированы данные: стандартные функциональные пробы, антропометрические и клинические данные, показатели электрокардиографии. Проведены функциональные пробы с кардиографическим контролем. Исследования проводились с использованием следующих средств: электрокардиограф Cardiovit AT-101 3-канальный («Schiller», Швейцария), программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2007 с макрос-дополнением XLSTAT -Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа Statistica10 (StatSoftlnc., США). Исследования проводились
на базе Астраханского государственного медицинского университета.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате исследования было выявлено, что у студентов (юноши и девушки) мышечно-дегистивного типа, занимающихся физической культурой в группах, отмечались низкие показатели в скоростно-силовой подготовке и выносливости. У юношей мышечно-дегистивного соматотипа доминировали, в большей степени, собственно силовые способности, а у девушек координационные. Среди показателей гемодинамики сердечно-сосудистой системы у юношей частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое имела склонность к тахикардии и составила 84±10ударов в минуту. Показатели артериального давления были в пределах 130/80±10/5 мм.рт.ст., что характеризуется склонностью к повышенному АД. У девушек ЧСС в покое составляла 80±5 ударов в минуту, АД 133/85±10/5 мм.рт.ст. Проведение стандартных функциональных проб показало, что у 61,9% обследуемых выявлен гипертонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки, что выражалось в чрезмерном повышении артериального давления и частоты сердечных сокращений. У студентов данного типа телосложения результаты 6-минутного бега не коррелировали с результатами бега на 100 метров и прыжками в длину с места. Значимость физической подготовленности в собственно-силовых показателях (юноши - подтягивание на перекладине, девушки - разгибание рук в упоре лежа, на гимнастической скамейке) и показателей гемодинамики ССС не показали выраженных взаимосвязей. Юноши и девушки мышечно-дегистивного типа телосложения имели специфические взаимосвязи между функциональными пробами и показателями гемодинамики ССС в период восстановления, что характеризовалось более поздним временем восстановления показателей АД и ЧСС по сравнению со студентами нормостени-ческого типа телосложения. Данная закономерность наблюдалась в основном у студентов имеющих избыточную массу тела. Характерной особенностью данной группы студентов является низкий процент самостоятельно занимающихся в секциях по видам спорта, только 11,7% юношей в течение учебного года, посещали спортивный тренажерный зал, среди девушек только одна студентка посещала группу оздоровительного плавания, в тоже время 80% девушек эпизодически прибегали к использованию различных диет и биологически активных добавок, предполагающих снижение веса.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенных исследований показали, что результативность показателей выносливости и скоростно-силовой физической подготовленности у студентов мышечно-дегистивного типа телосложения имеют низкие показатели, что обусловлено недостаточной физической подготовленностью, а в некоторых случаях избыточной массой тела студентов. Данные стандартных функциональных проб позволили определить резервные возможности организма для эффективного планирования интенсивности учебно-тренировочных занятий, а также оценки потенциальных возможностей студентов. По нашему мнению, полученные результаты позволяют заключить, что направленность развития физических качеств у студентов на занятиях по предмету «Физическая культура» должны учитывать конституциональный тип телосложения и данные педагогического и врачебного контроля на разных уровнях физической подготовленности в двигательных заданиях учебной программы. Педагогические наблюдения и текущий медицинский контроль позволили нам рекомендовать студентам мышечно-дегистивного типа телосложения применять в двигательных заданиях регламентированную компенсаторную зону интенсивности (ЧСС до 130 ударов в минуту) - медленный продолжительный бег (для студентов с избыточной массой тела ходьба) в виде интервального метода упражнений на выносливость, подвижные и спортивные игры, плавание вольным стилем без учета времени. Применение формата первой тренировочной зоны (ЧСС от 130 до 150 ударов в ми-
нуту) нагрузки в виде повторно-интервального метода выполнения учебно-тренировочных заданий для данного контингента может быть целесообразным, только при условии снижения степени напряженности функциональных систем во время выполнения стандартных тестов на скоростно-силовую подготовку и выносливость, также учета данных врачебного контроля, который позволит исключить развитие патологических изменений в сердечно-сосудистой и дыхательной систем под воздействием физической нагрузки повышенной интенсивности. Силовую подготовку для студентов юношей мы-шечно-дегистивного типа телосложения можно проводить на силовых тренажерах с заданным вектором нагрузки, исключая нагрузки субмаксимальной и максимальной мощности. Для девушек целесообразно рекомендовать дополнительные занятия в секциях фитнесс - аэробики, плавании, йоге и других видах физической активности, исключая при этом динамические воздействия на опорно-двигательный аппарат и возможностью контроля ЧСС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жуков, О.В. Индивидуализация физической подготовки школьников 14-17 лет на основе учета телосложения / О.В. Жуков, С.П. Левушкин // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 6 (часть 3). - С. 18-23.
2. Значение показателей электрокардиограмм в мониторинге процесса постпрофессиональной адаптации экс спортсменов с учетом тендерных и возрастных характеристик / В.В. Скворцов, И.В. Федотова, И.В. Бочаров, А.Ю. Беликова // Успехи современной науки. - 2016. - Т 5. - № 12. - С. 56-59.
3. Кусекова, Р.Ф. Особенности преподавания физкультуры в вузе / Р.Ф. Кусекова, А.Б. Лопатина // Успехи современной науки. - 2016. - № 12. - Т. 1. - С. 38-40.
4. Рассогласование ритмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при максимальных физических нагрузках / В.Р. Горст, Н.А. Горст, М.В. Полукова, А.Б. Багамаева, Л.В. Шебеко, М.И. Лобанова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - № 2. - С. 242- 244.
5. Резник, С.Д. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности : учебное пособие / С. Д. Резник, О. А. Вдовина. - М. : Инфра-М., 2013. - 360 с.
6. Светличкина, А.А. Феномен укороченного интервала PQ как фактор риска при занятиях физической культурой и спортом / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 171-175.
7. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.
REFERENCES
1. Zhukov, O.V. and Levushkin, S.P. (2007), "Individualization of the physical preparation of schoolchildren aged 14-17 on the basis of the constitution of the body", Modern problems of science and education, No. 6 (part 3), pp. 18-23.
2. Skvortsov, V.V., Fedotova, I.V., Bocharov, I.V. and Belikova, A.Yu. (2016), "Meaning of electrocardiogram indicators in monitoring the process of post-professional adaptation of ex-sportsmen taking into account gender and age characteristics", Progress in modern science, Vol. 5, No. 12, pp. 5659.
3. Kusekova, RF. and Lopatina, A.B. (2016), "Peculiarities of teaching physical education in the university", Successes of modern science, No. 12, Vol. 1, pp. 38-40.
4. Gorst, V.R., Gorst, N.A., Polukova, M.V., Bagamaeva, A.B. Shebeko, L.V. and Lobanova, M.I. (2011), "Mismatch of rhythms of cardiovascular and respiratory systems with maximum physical exertion", Astrakhan Medical Journal, No. 2, pp. 242-244.
5. Reznik, S.D. and Vdovina, O.A., (2013), Teacher of the University: technology and organization of activities: tutorial, Infra-M, Moscow.
6. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), "The phenomenon of the shortened PQ interval as a risk factor in physical education and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 171-175.
7. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, AA, Chichkova, MA. and Kovaleva, N.A. (2016), "Syn-
drome of early repolarization of the ventricles in professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.
Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 27.06.2017
УДК 37.02
МОДЕЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Евгений Владимирович Дорошенко, преподаватель, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск
Аннотация
В статье изложено обоснование и разработка структурно-функциональной модели развития гуманитарной культуры курсантов военного института войск национальной гвардии РФ. Уточнены понятия «моделирование», «модель», используемые в исследовании развития гуманитарной культуры курсантов. С использованием методологии системно-деятельностного подхода, модель рассмотрена в качестве совокупности различных структурных компонентов, единиц, связей и функциональных отношений.
Автором описаны педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ключевые слова: гуманитарная культура курсантов, модель, принципы, этапы развития, педагогические условия, педагогического процесс.
MODEL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN CULTURE AMONG CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Evgeny Vladimirovich Doroshenko, the teacher, Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the Troops of the National Guards of the Russian Federation, Novosibirsk city
Annotation
The article outlines the rationale and development of the structural and functional model for the development of the humanitarian culture of cadets of the military institute of the troops of the national guard of the Russian Federation. The notions "modeling", "model", used in the study of the development of humanitarian culture of cadets have been clarified. Using the methodology of the system-activity approach, the model is considered as a set of different structural components, units, relationships and functional relationships.
The author describes the pedagogical conditions for the development of humanitarian culture of cadets of the military institute of the troops of the national guard of the Russian Federation.
Keywords: humanitarian culture of cadets, model, principles, stages of development, pedagogical conditions, pedagogical process.
Указом Президента Российской Федерации создана Федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации, основу которой составили внутренние войска МВД России [5].
В связи с этим возникла объективная необходимость в многоплановой, гармоничной подготовке курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации, которая будет отвечать новой структуре и задачам войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВНГ РФ). Теория и практика развития гуманитарной культуры курсантов призваны повышать качество воспитательной работы с подчинен-