Научная статья на тему 'Структура тренировочного процесса на факультативных занятиях по каратэ-до в вузе'

Структура тренировочного процесса на факультативных занятиях по каратэ-до в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / GENERAL PHYSICAL TRAINING / СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / SPEED-STRENGTH TRAINING / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / HEART RATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опейкин Максим Вячеславович

В статье описана структура факультативных тренировочных занятий по каратэ-до, так как физическая подготовка студентов высших учебных заведений средствами каратэ-до и связанные с этим вопросы влияния их на развитие физических качеств до настоящего времени все еще изучены недостаточно хорошо. Недостаточно разработан методологический подход к проведению и организации занятий средствами каратэ-до, учитывающими индивидуальные особенности развития моторики занимающегося. Предполагалось, что организация факультативных занятий и внедрение специальной методики физической подготовки на основе средств каратэ-до в учебный процесс студентов позволит повысить эффективность совершенствования уровня физической подготовленности студентов. Проведены исследования пульсовой стоимости средств тренировки, начальное и конечное тестирование уровня физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the training process for elective classes in karate-do at the university

The article describes the structure of the optional training sessions on Karatedo, as physical preparation of students of higher educational institutions by means of Karatedo and related questions of their influence on the development of physical qualities to date is still not well understood. Insufficiently developed methodological approach and organization of Karatedo training tools that take into account the individual characteristics of motor development during the course. It was assumed that the organization of extracurricular activities and special methods of physical training on the basis of funds Karatedo in the learning process of students will increase the efficiency improvement of the level of physical fitness of students. The investigations of the pulse value of the funds workout initial and final testing of physical fitness of students.

Текст научной работы на тему «Структура тренировочного процесса на факультативных занятиях по каратэ-до в вузе»

СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО КАРАТЭ-ДО В ВУЗЕ

М.В. ОПЕЙКИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В статье описана структура факультативных тренировочных занятий по каратэ-до, так как физическая подготовка студентов высших учебных заведений средствами каратэ-до и связанные с этим вопросы влияния их на развитие физических качеств до настоящего времени все еще изучены недостаточно хорошо. Недостаточно разработан методологический подход к проведению и организации занятий средствами каратэ-до, учитывающими индивидуальные особенности развития моторики занимающегося. Предполагалось, что организация факультативных занятий и внедрение специальной методики физической подготовки на основе средств каратэ-до в учебный процесс студентов позволит повысить эффективность совершенствования уровня физической подготовленности студентов. Проведены исследования пульсовой стоимости средств тренировки, начальное и конечное тестирование уровня физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: общая физическая подготовка, скоростно-силовая подготовка, частота сердечных

сокращений.

Abstract

The article describes the structure of the optional training sessions on Karatedo, as physical preparation of students of higher educational institutions by means of Karatedo and related questions of their influence on the development of physical qualities to date is still not well understood. Insufficiently developed methodological approach and organization of Karatedo training tools that take into account the individual characteristics of motor development during the course. It was assumed that the organization of extracurricular activities and special methods of physical training on the basis of funds Karatedo in the learning process of students will increase the efficiency improvement of the level of physical fitness of students. The investigations of the pulse value of the funds workout initial and final testing of physical fitness of students.

Key words: general physical training, speed-strength training, heart rate.

С целью изучения уровня физической подготовленности нами было проведено исследование студентов, выразивших желание заниматься каратэ-до. Следует отметить, что студенты, участвующие в эксперименте, ранее не занимались каратэ и не имели спортивных разрядов. Для удобства проведения тестирования мы объединили студентов по весо-ростовому признаку, воспользовавшись индексом Кетле, где вес в граммах делится на рост в сантиметрах. Причем из общего количества студентов первого курса в возрасте 17-18 лет, желающих заниматься каратэ-до, для тестирования были отобраны 20 девушек и 28 юношей, однотипных по весо-ростовому признаку (Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г, 1976).

Построение тренировочного процесса контрольной и экспериментальной групп не отличалось по объему тренировочной работы. Однако по составу средств и методов организации тренировочных занятий подготовка студентов экспериментальной группы значительно отличалась от занятий в контрольной группе.

С целью определения рациональной структуры средств и методов построения тренировочного процесса средствами каратэ-до были проведены исследования физиологической мощности тренировочных средств. В этих случаях использовались телеметрические спорт-тестеры Polar Team System, что позволяло оценить пульсовую стоимость всей выполненной работы. Использование данных пульсометрии позволило на основе индивиду-

альной адаптации студентов к нагрузкам каждого тренировочного средства и динамике восстановительных процессов сформировать рациональную для данной группы студентов структуру построения тренировочного процесса средствами каратэ-до. Структура средств и их физиологическая мощность по данным пульсометрии представлена в табл. 1.

Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике, в I семестре на комплекс общей физической подготовки отводилось 45% времени основной части каждого тренировочного занятия. Основная задача - подготовка организма к нагрузкам, что лучше всего решать на базе общей выносливости. Комплексу упражнений по общефизической подготовке (ОФП) посвящаются три занятия в неделю. Интервал между тренировками должен обеспечивать полное восстановление организма к следующей тренировке.

Студентам предлагалась тренировочная нагрузка следующей интенсивности: в подготовительной части занятия около 30% упражнений выполнялось при ЧСС до 130 уд./мин, в основной части - 20%, в заключительной - до 80%. В аэробной зоне интенсивности (131-150 уд./мин) предлагали физическую нагрузку в следующем соотношении: 40, 60 и 20% соответственно, в смешанной зоне (151-180 уд./мин) - 30, 20 и 0% соответственно в конце подготовительной части занятия показатель ЧСС был на уровне 92-98 уд./мин.

Таблица 1

Средства физического воспитания студентов на занятиях по каратэ-до

Вид деятельности Частота пульса (уд./мин) (Х±о) Время (мин) Время отдыха (мин) до ЧСС 120-125 уд./мин

Построение, медитация 77,7±6,2 5 -

Ходьба / бег с заданиями 111,4±7,4/159±5,6 12-15 3.30

ОРУ на быстроту 141,8±8,9 15 3.10

Комплекс по ОФП 168,4±8,8 30 5

Комплекс по ССП 175,8±4,8 50 5

Базовая техника (Кихон) 160,5±8,4 25 4.30

Комбинации (Рэндзоку-вадза) 138,5±3,7 15-20 4

Работа в парах и на «лапах» 168,4±8,9 40 5

Ката (технические комплексы) 149±11,6 30 3.30

Классификационная программа (с 10 по 1 кю) 137,6±11,5 25-30 3

Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление 110±6,6 5-10 -

Продолжительность основной части занятия в I и II семестре составляла 60 мин. Мы предположили, что использование нашей методики даст положительные результаты не только в освоении техники каратэ-до, но и повысит уровень физической подготовленности студентов. Поэтому в I семестре в основную часть каждого занятия был включен комплекс общей физической подготовки, в котором все упражнения с 1-го по 7-е выполнялись в виде круговой тренировки, сначала выполнялись отжимания, затем упражнение на пресс и т.д., при условии трехразового выполнения каждого круга. Круговая тренировка включала следующие упражнения:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) 3x25 раз, для девушек в упоре стоя на коленях 3x15 - 20 раз.

2. Поднимание ног из положения лежа на спине, руки за головой (25, 20, 15 раз - максимально быстро).

3. Подтягивания на перекладине средним, узким или широким хватом руками сверху и снизу (в 2/3 индивидуальных возможностей) - для юношей.

4. Приседания на двух ногах (25, 20, 15 раз - максимально быстро.

5. а) поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки за головой (25, 20, 15 раз - максимально быстро) - для девушек;

б) подъем ног до прямого угла в висе на гимнастической стене, по 10-15 раз 3 серии - для юношей.

6. Многократные прыжки через препятствия (легкоатлетические барьеры) - 7-10 прыжков.

7. Передвижение в различных боевых стойках каратэ вперед-назад или вправо-влево на два, три или четыре шага. Выполнять ритмично, в чередовании с подскоками

на месте на одной ноге с подниманием согнутой в колене ноги к груди и через сторону к плечу, в одной серии по 10-20 раз подряд, в одной тренировке 2 серии. Отдых между подходами составляет 30-45 с, а между сериями - 2-3 мин, общее время выполнения комплекса - 30 мин. ЧСС при выполнении комплекса упражнений ОФП - 150-168 уд./мин.

Во II семестре общая физическая и техническая подготовка проводилась на 1-м занятии недельного цикла, в двух последующих занятиях недельного цикла применялся комплекс скоростно-силовых упражнений в парах (45% времени основной части), при выполнении комплекса по скоростно-силовой подготовке (ССП) в парах ЧСС равнялась 160-175 уд./мин. Остальное время посвящалось технико-тактической подготовке, где 20% упражнений от всей технической части занятия выполнялись при ЧСС до 130 уд./мин, в аэробной зоне интенсивности (131-150 уд./мин) - 50%, в смешанной зоне (151-180 уд./мин) - 30% соответственно.

Заключительная часть занятия включала комплексы упражнений на расслабление мышечных групп, активно участвовавших в работе, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц позвоночного столба. Последним уделялось до 50% времени заключительной части занятия. Наиболее активно здесь использовались висы на перекладине, наклонной скамье, всевозможные растяжки, упражнения на развитие гибкости с помощью партнера и др. В этой части занятия, в отличие от предыдущих, упражнения выполнялись в замедленном темпе, с максимальной амплитудой, а нередко и с небольшой задержкой в конечной точке траектории движения. ЧСС в заключительной части урока была близка к исходной и составляла от 90 до 110 уд./мин.

Комплексный анализ полученного материала позволяет заключить, что для улучшения здоровья студентов необходим надлежащий контроль за динамикой пульсовой стоимости мышечных напряжений на учебно-тренировочных занятиях. Далее по результатам материалов целесообразно оказывать занимающимся студентам консультативную помощь по вопросам восстановления функционального состояния и работоспособности. Из сказанного следует, что совершенствование здоровья студентов должно носить комплексный характер. Необходимо обучать их выполнять физические нагрузки в различных зонах интенсивности, направленных на повышение возможностей организма.

Для создания фундамента специальной подготовки необходимо в сравнительно большом объеме со средней интенсивностью применять специальные упражнения по совершенствованию технико-тактических навыков и развитию специализированных физических качеств. Нагрузки должны быть такими, чтобы студент мог полностью отдохнуть и восстановиться к следующей тренировке.

К комплексу упражнений общефизической подготовки (21,1%) во II семестре добавляются специальная физическая подготовка (18,1%), однако используется много упражнений в парах, работа на снарядах (40,5%), что повышает интенсивность тренировок. Особое внимание уделяется развитию специальных физических качеств и двигательных навыков.

Примерная схема построения недельного цикла выглядит следующим образом:

Понедельник - разминка и ОРУ, ССП, ТТП;

Вторник - активный отдых, спортивные игры;

Среда - разминка и ОРУ, ТТП, ОФП;

Четверг - активный отдых;

Пятница - разминка и ОРУ, ССП, ТТП;

Суббота - активный отдых, кросс;

Воскресенье - отдых.

Самые высокие нагрузки приходятся на понедельник и пятницу. Тренировки по ОФП в среду носят поддерживающий характер и состоят из равномерного бега средней интенсивности или спортивных игр средней интенсивности. Тренировки по ССП направлены на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости.

Подобный режим в основных чертах может сохраняться на протяжении всего периода. Лишь во второй половине следует повысить интенсивность упражнений на снарядах и с партнером с целью улучшения специальной выносливости. ОФП частично направлена на восстановление организма после напряженных нагрузок.

В контрольной группе занятия проводились с использованием средств и методов традиционного каратэ, в которых основное время работы отводилось на специальную техническую подготовку (общая и специальная физическая подготовка - 23%, технико-тактическая подготовка - 60% и стрейчинг - 13% от общего объема тренировочной работы). Эффективность эксперимента оценивалась по результатам тестов, полученных в конце учебного года (табл. 2).

Можно отметить, что систематические факультативные занятия спортивной дисциплиной каратэ-до в нефизкультурных вузах способствуют значительному повышению физической и, в свою очередь, технико-тактической подготовленности студентов.

Таблица 2

Уровень физической подготовленности студентов в конце педагогического эксперимента (п = 48)

Контрольные тесты Пол Контрольная группа Экспериментальная группа t P

(Х±о) Балл (Х±о) Балл

1. Бег (4x15 м, с) Юн. 13,1±0,5 3 12,4±0,8 4 2,24 < 0,05

Дев. 15,5±0,4 3 14,8±1,1 4 1,80 < 0,05

2. Упражнение на пресс (раз) Юн. 20±5,2 3 24±6,5 4 3,47 < 0,05

Дев. 27±6,1 1 45±4,7 3 2,74 < 0,05

3. Отжимания (кол-во раз) Юн. 40±12,6 4 52±11,6 5 3,22 < 0,01

Дев. 19±2,3 4 30±2,7 5 2,15 < 0,05

4. Прыжок в длину (см) Юн. 236±0,1 3 240±0,1 4 2,08 < 0,05

Дев. 171±0,04 3 180±0,1 4 2,57 < 0,05

5. Подтягивания (раз) Юн. 11±4,8 3 13±1,3 4 2,22 < 0,05

Литература

1. Винокуров Ю.И. Особенности проведения занятий со студентами первого курса средствами атлетической гимнастики с учетом их конституции, двигательной моторики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2004. - 22 с.

2. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высш. шк., 1985. - 268 с.

3. Куликова О.А. Влияние психофизических упражнений ушу на работоспособность студенток I—II кур-

сов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2004. - 25 с.

4. Моисеев С.Е. Методические основы обучения в контактном каратэ: дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГАФК, 1997. - 178 с.

5. Опейкин М.В. Физическая подготовка студентов нефизкультурных вузов средствами традиционного каратэ-до: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2008. - 23 с.

References

1. Vinokurov Y.I. Features of employment with the first-year students means of athletic gymnastics in accordance with their constitutions, the propulsion motor: author. dis. ... Cand. ped. nauk. - Tula, 2004. - 22 p.

2. Gurevich I.A. Circuit Training in the development of physical qualities. - 3rd ed., Rev. and add. - Minsk: Executive. wk., 1985. - 268 p.

3. Kulikova O.A. Influence of psychophysical exercises Wushu performance of students I— II courses: Author. dis. ... Cand. ped. nauk. - Ulan-Ude, 2004. - 25 p.

4. Moiseev S.E. Methodical bases of training in the contact karate: dis. ... Cand. ped. Sciences. - M.: RGAFK, 1997. - 178 p.

5. Opeykin M.V. Physical training of students of not sports high schools by means of traditional karate-do: abstract. dis. ... Cand. ped. nauk. - Moscow, 2008. - 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.