ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СЕКЦИИ КАРАТЭ-ДО
М.В. ОПЕЙКИН, ВНИИФК
Аннотация
Значительная часть студентов, поступивших в вуз, имеет слабое физическое развитие. Проведено тестирование физической подготовленности студентов первого курса, пришедших в секцию каратэ. Предполагалось, что применение системы спортивной подготовки традиционного каратэ позволит повысить уровень физической подготовленности студентов нефизкультурных
вузов.
Abstract
The significant part of the students who have acted in high school has weak physical development. It has been decided to lead testing of physical readiness of students of the first rate which has come to section karate. It was supposed, that application of system of sports preparation traditional karate will allow to raise a level of physical readiness of students not sports high schools.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовленность, физические качества, тестирование.
В исследованиях современных ученых проблемы российской молодежи в сфере физической культуры и спорта поставлены весьма остро. Ученые находят неудовлетворительным двигательный режим учащихся, их отношение к физической культуре и спорту. По свидетельству многих специалистов (В.В. Пономарев, 1997; Т.К. Тихонова, 2000; В.А. Коваленко, 2002), значительная часть студентов, поступивших в вуз, имеет низкий уровень физической подготовленности. Особо значимым является тот факт, что среди студенческой молодежи велик процент имеющих неудовлетворительное состояние здоровья, ослабленное физическое развитие, избыточную массу тела, предрасположенность к частым заболеваниям (В.В. Михайлов, В.Б. Гаптов, М.М. Рыжак, 1996; В.В. Пономарева, 1997; П.А. Рожков, 2001).
Цель исследования - повысить уровень физической подготовки студентов нефизкультурных вузов.
Гипотеза. Было составлено предположение о том, что применение системы спортивной подготовки традиционного каратэ позволит повысить уровень физической подготовленности студентов нефизкультурных вузов.
С целью изучения динамики физической подготовленности нами было проведено исследование студентов первого курса, выразивших желание заниматься в секции каратэ. Мы предположили, что использование нашей методики даст положительные результаты не только в освоении техники каратэ-до, но и повысит уровень физической подготовленности студентов. Поэтому в основную часть каждого занятия была включена методика физической подготовки, в которой все упражнения с 1 по 7 выполнялись в виде круговой тренировки: сначала выполнялись отжимания - 30 раз, затем упражнение на пресс - 35 раз, потом подтягивания и т.д. при условии четырехразового выполнения каждого круга. Круговая тренировка включала следующие упражнения:
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) 30 раз х 4.
2. Поднимание ног из положения лежа на спине, руки за головой (35, 30, 25, 15 раз, максимально быстро).
3. Подтягивания на перекладине средним, узким или широким хватом руками сверху и снизу (в 2/3 индивидуальных возможностей).
4. Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки за головой (35, 30, 25, 15 раз, максимально быстро).
5. Подъем ног к перекладине, по 10-15 раз, 4 серии.
6. Многократные прыжки через препятствия (легкоатлетические барьеры) - 7-10 прыжков.
7. Передвижение в различных боевых стойках каратэ вперед-назад или вправо-влево на два, три или четыре шага. Выполнять ритмично, в чередовании с подскоками на месте на одной ноге с подниманием согнутой в колене ноги к груди и через сторону к плечу, в одной серии по 10-20 раз подряд, в одной тренировке - 2 серии.
Исследование проводилось с сентября 2005 г. по апрель 2006 г. В начале исследования была сформирована группа из студентов 1-го курса, ранее не занимавшихся каратэ-до. Всего было отобрано 14 юношей и 10 девушек. Занятия проводились 3 раза в неделю. С сентября по декабрь на общую физическую подготовку отводилось по 30 мин от основной части каждого занятия. С декабря по апрель сопряженная физическая и техническая подготовка проводилась в 2-х занятиях в неделю, остальное время отводилось на технико-тактическую подготовку.
Для оценки уровня физической подготовленности студентов и определения ее динамики под воздействием предложенной методики организации тренировочных занятий проводилось специальное тестирование физической подготовленности, включающее в себя следующие упражнения:
- челночный бег 4х15 м;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (макс. кол-во раз);
- прыжок в длину с места;
- количество подъемов ног из положения виса на шведской стенке (макс. кол-во раз) - для мужчин;
- количество подъемов туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленном суставе, руки за головой - для женщин;
- подтягивания (макс. кол-во раз) - для мужчин.
В ходе исследования тестирование проводилось на этапе формирования группы, в которую вошли юноши и девушки первого курса обучения. Контрольные тесты выполнялись так же, в конце I, II семестров (табл. 1).
По результатам исходного тестирования можно отметить, что при сравнении с должными нормами комп-
Подводя итоги годичного эксперимента по сопряженной физической и технической подготовке студентов в таком сложном виде единоборств, как каратэ, можно отметить, что результаты освоения техники каратэ также оказались достаточно эффективными. По результатам экспертной оценки, в технике выполнения обязательной программы каратэ 89% студентов экспериментальной группы получили положительные оценки. Положительная динамика была получена и в проведенных соревновательных поединках. В 186 соревновательных поединках из 209 студенты экспериментальной группы одержали убедительные победы.
Как утверждают многие исследователи в области спортивной подготовки, фактор скоростно-силовой подготовленности является одним из важнейших в подготовке единоборцев. С целью тестирования скоростно-силовых качеств нами применялась информационно-методическая система тестирования и анализа «COMBAT», которая позволяет оценить кондиционный уровень мышечных групп (разработчик системы -
О.В. Жбанков, 1998).
Комплекс, применяемый для тестирования спортсменов, специализирующихся в видах единоборств, содержит 13 упражнений:
лексной оценки физической подготовленности студентов, например, у юношей из пяти показателей в двух (челночный бег и подтягивания) результаты среднего уровня, в трех (упражнении на пресс, отжимания, прыжок в длину) - ниже среднего.
У девушек из четырех показателей в двух (челночный бег и отжимания) результаты среднего уровня и ниже среднего в прыжке в длину и упражнении на пресс.
Динамика повторных тестирований по семестрам свидетельствует о статистически достоверных изменениях уровня физической подготовленности студентов. У юношей из пяти показателей в четырех (челночный бег, подтягивания, прыжок в длину и отжимания) результаты стали выше среднего уровня (р<0,01), в упражнении на пресс - среднего уровня (р<0,01). У девушек в четырех упражнениях результаты выше среднего уровня (р<0,01).
1. И. п. - стойка руки вперед, приседания.
2. Бег на месте с высоким подниманием бедра.
3. Разгибание рук в упоре лежа.
4. И. п. - о. с. 1 - упор присев, 2 - упор лежа, 3 - упор присев, 4 - и. п.
5. И. п. - лежа на груди. Прогибания в пояснице с одновременным подниманием кистей и стоп.
6. И. п. - упор лежа. Отталкивания кистями от пола.
7. И. п. - выпад на левой ноге. Выпрыгивания со сменой положения ног в безопорной фазе и возвращение в и. п.
8. И. п. - лежа на спине, упор кистями у плеч, ноги согнуты в коленях. Поднимание в «мост» и возвращение в и. п.
9. И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поднимание в сед - равновесие с касанием кистями стоп.
10. И. п. - выпад на правой ноге. Выпрыгивания со сменой положения ног в безопорной фазе и возвращение в и. п.
11. И. п. - группировка лежа на спине, руки на коленях. Перекат со спины на пятки.
12. И. п. - стойка руки в стороны. Вращения прямыми руками вперед-назад (диаметр примерно 0,5 м, изменение направления вращения через 10 циклов).
Таблица 1
Динамика уровня физической подготовленности студентов
№ пп Контрольные показатели Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
21.09.05 21.09.05 07.12.05 07.12.05 05.04.06 05.04.06
Статистические показатели (Х ср.±«)
1. Челночный бег (4x15 м, с) 13,6± 0,6 16,02±1,6 13,3±0,6 15,7±1,8 12,5±0,8 14,8±1,6
2. Упр-е на пресс (кол-во раз) 17±4,3 28±7,0 20±5,4 33±8,1 24±6,2 45 ±7,0
3. Отжимания (кол-во раз) 34±8,1 24±9,2 37±11,7 26±10,1 52±11,2 30±3,5
4. Прыжок в длину (см) 223±0,1 160±0,2 230±0,1 166±0,1 240±0,1 180±0,2
5. Подтягивания (кол-во раз) 10±1,9 - 11±2,4 - 13±1,4 -
Таблица 2
Тестирование скоростно-силовой подготовленности студентов (Х±ст)
Дата Упражнения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Девушки до 60 кг
14.12.2005 13,6±1,1 22±2,7 О© 5,8±1,6 14,2±1,5 17±3,9 17,2±7,3 7±2,5 10 ±2,2 17,6±7,6 8,4±2,1 31,6±2,3 8,2 ±2,5
12.04.2006 5 сТ £ 3 14± 2 6,6±1,1 ©7 5© ©8 3© 21 21±6,1 8,8±1,3 о-і 2, ,9 5, <Й 8“ ,5 9 38±2,1 11,4±2,3
Юноши до 65 кг
14.12.2005 15,4±0,5 10, 5 2 17±4,4 7±0,7 16±2,9 27±10,7 23±1,4 8,8±1,6 8,8±1,5 ,0 6, 2, 2 ,5 9 34,4±6,8 10,2±3,6
12.04.2006 17±0,7 27±2,2 20,2±3,6 8±0,7 ©6 £ 7 ©4 5© Я 6© 3 ©5 5© 2 10,4±1,1 11±0,7 23,8±3,2 10±0,7 37,4±4,0 12,6±2,1
Юноши до 75 кг
14.12.2005 16,2±1,1 26,4±2,1 19±4,2 8±1,2 17,4±2,3 26,6±6,8 22±2,7 8,6±2,6 10,8±2,4 ,6 2, £ 8, 7,8±1,1 35,4±5,4 11,2±3,1
12.04.2006 17,8±1,1 3 2 © То ©4 4© £ 8“ 9±0,7 ©4 4© Д 9 ©5 6© 3© 3 24±2,4 10±2,7 ,5 12 ,6 2, 4 21 ,5 1 8, 39,6±5,4 13,4±3,6
Юноши св.75 кг
14.12.2005 16,8±0,8 28±4,6 ©8 0© Д 9 7,6±1,1 15,8±3,3 ©3 6© £ 9© 2 ©8 2© 4 21 8,8 ±1,9 12,8±3,2 17,4±4,6 8,6±1,7 34,8±3,1 12,4±2,1
12.04.2006 1 ОС ©8 5© £ 2 ©8 0© 4 21 8,2±0,8 20±2,3 34±2,9 22±2,5 10±1,9 о-і 2, 4 3 20,2±3,3 9,2±0,8 40,4±6,4 14,2±2,6
13. И. п. - о. с. Выпрыгивания вверх с разведением прямых ног в стороны и касанием кистями стоп.
Тест проводится в режиме: 15 с нагрузка + 15 с отдых, т.е. каждое упражнение выполняется в течение 15 с, после чего следует пауза отдыха такой же продолжительности. Перед испытуемым ставится задача - добиться максимально возможного количества повторений в каждом нагрузочном отрезке. Результаты тестирования представлены в табл. 2.
Для повышения скоростно-силовых качеств в структуру тренировочного процесса был включен комплекс упражнений специальной скоростно-силовой направленности в парах, который проводился с декабря по апрель. Упражнения проводились два раза в неделю.
По результатам скоростно-силовой подготовленности, полученным в конце II семестра, можно отметить
повышение показателей в 9 упражнениях у девушек, у юношей - в 8 упражнениях из 13, в основном на мышцы ног, мышцы верхних конечностей и чуть меньше - на мышцы спины.
При выполнении элементов каратэ совершенствуются функции всех органов человека, происходит всестороннее и гармоническое развитие морфофункциональных систем организма. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов. Это обеспечивает прогресс и развитие физических и других качеств. Следовательно, с помощью каратэ-до наряду с другими видами спорта можно успешно решать задачи общего физического развития и разносторонне совершенствовать двигательные способности человека.