Научная статья на тему 'Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов железнодорожного вуза'

Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов железнодорожного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1600
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL PREPARATION / DYNAMICS / GENERAL ENDURANCE / POWER ENDURANCE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кокшаров Андрей Валериевич, Мироненко Егор Николаевич

В статье представлены результаты исследования динамики показателей физического развития и физической подготовленности к профессиональной деятельности студентов железнодорожного вуза с 1-го по 4-й курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кокшаров Андрей Валериевич, Мироненко Егор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of indicators of physical development and physical fitness of high school students train

This article discusses the research results of dynamics of physical development and preparation for professional activity of universities train students.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов железнодорожного вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

тов. т.е. возможность перемещения результатов тестирования от одного цвета в другой может зависеть от одного-двух вопросов.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы. Нами разработана «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (СПУМС), применение которой позволит достаточно быстро осуществлять прогнозирование возможных причин преждевременного ухода юных спортсменов на различных этапах спортивной карьеры от 14 до 25 лет. Тренер, работающий со спортсменами этого возраста, получает общие рекомендации, применение которых позволит повысить качество учебно-тренировочного процесса и будет способствовать сохранению спортивной карьеры его учеников. В результате апробации программного обеспечения среди группы спортсменов-подводников плавания в ластах нами выявлено: в «красной» зоне («красная подзона», стремящаяся к желтому) находится один спортсмен, и это говорит, что данный атлет 14 лет, имеющий 1-й взрослый разряд, с большой вероятностью в ближайшее время завершит свою спортивную карьеру. Один спортсмен находится в «зеленой зоне» — это девушка 18 лет, мастер спорта, все компоненты спортивной карьеры которой не препятствуют дальнейшему успешному продолжению. У остальных 22-х спортсменов — «желтый цвет» светофора. Разработанное дополне-

ние в виде цветовых подзон покажет реальную подробную картину о состоянии спортивной карьеры каждого спортсмена на данный момент времени, как в отельных блоках, так и в общем тестировании.

Библиографический список

1. Буссман, Габи. Факторы, влияющие на уход из спорта юных спортсменов / Габи Буссман // Спортивная наука в зарубежных странах / Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта // М. : Советский спорт. — 2006. — № 2. — С. 60 — 66.

ДЕРГАЧ Елена Абрамовна, старший преподаватель кафедры физической культура.

СБРОДОВ Иван Геннадьевич, старший преподаватель кафедры физической культура. СОКОЛОВСКИЙ Артур Владимирович, ассистент кафедры «Системы искусственного интеллекта» Института космических и информационных технологий.

Адрес для переписки: dergach_l@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2013 г.

© Е. А. Дергач, И. Г. Сбродов, А. В. Соколовский

УДК 79б.ои.12 А. в. КОКШАРОВ

Е. Н. МИРОНЕНКО

Омский государственный университет путей сообщения

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА

В статье представлены результаты исследования динамики показателей физического развития и физической подготовленности к профессиональной деятельности студентов железнодорожного вуза с 1-го по 4-й курс.

Ключевые слова: динамика показателей, физическое развитие, общая выносливость, силовая выносливость, студенты.

Определение уровня развития физического качества или функции является первым шагом в обосновании процесса его совершенствования, а величина и направленность изменения его уровня показывает эффективность учебного процесса в вузе и является основанием для его коррекции [1].

Целью нашего исследования является изучение динамики показателей физического развития и физической подготовленности студентов вуза с 1-го по 4-й курс.

В исследовании приняли участие 400 юношей — студентов 1—4 курсов всех факультетов ОмГУПС основной медицинской группы очной формы обу-

чения. Тестирование проходило в 2011/12 учебном году в два этапа. На первом этапе были измерены антропометрические показатели (длина тела, масса тела, ЖЕЛ), проведены функциональные пробы (проба Штанге, проба Генчи, PWC 170, ЧСС), по результатам измерений рассчитаны показатели: жизненный индекс, весоростовой индекс, должная ЖЕЛ, индекс Скибински, относительная PWC 170, МПК, относительная МПК [2]. На этом же этапе было проведено тестирование уровня развития основных физических качеств (выносливости, скоростно-силовых способностей, силы, быстроты и гибкости), с использованием стандартных тестов,

Динамика показателей физического развития студентов ^±0)

Показатель 1 курс (п = 100) 2 курс (п = 100) 3 курс (п = 100) 4 курс (п = 100) Ро 1 — 4 курс

Возраст, лет 18,4 ± 0,7 19,3 ± 0,7 20,2 ± 0,8 21,3 ± 0,8 < 0,001

Длина тела, см 178,9 ± 5,7 179,1 ± 5,8 183 ± 5,4 180,1 ± 6,4 > 0,05

Масса тела, кг 69,2 ± 8,7 70,1 ± 11 72,2 ± 11,6 69,8 ± 8,3 > 0,05

масса/длина, г/см 386 ± 42,9 391 ± 53,3 394 ± 54,6 387 ± 40 > 0,05

ЖЕЛ, мл 4453 ± 488 4200 ± 582 4520 ± 485 4470 ± 570 > 0,05

ЖЕЛ/кг, мл/кг 64 ± 7 61 ± 7,6 63 ± 9,9 64 ± 7 > 0,05

ЖЕЛ/ЖЕЛдолж., % 97 ± 9,5 92 ± 11,3 97 ± 10,3 98 ± 10,7 > 0,05

Таблица 2

Динамика показателей функционального состояния кардио-респираторной системы студентов ^±0)

Показатель 1 курс (п=100) 2 курс (п=100) 3 курс (п=100) 4 курс (п=100) Ро 1 — 4 курс

Проба Штанге, с 65 ± 9,5 67 ± 8,4 55 ± 13,2 59 ± 10,6 < 0,001

Проба Генчи, с 39 ± 8 38 ± 6,5 28 ± 4,8 27 ± 5,5 < 0,001

ЧСС покоя, уд/мин 74 ± 7,5 74 ± 9,4 79 ± 9,2 77 ± 9,7 < 0,05

ЧСС через 3мин, уд/мин 97 ± 13,8 95 ± 13,9 105 ± 10,5 102 ± 15,8 < 0,05

ЧСС через 5мин, уд/мин 84 ± 12,4 82 ± 11,6 90 ± 10,9 86 ± 15,4 > 0,05

Индекс Скибински 39 ± 8,7 39 ± 8,2 32 ± 10,2 35 ± 9 < 0,01

РШС 170, кгм/мин 1104 ± 196 1117 ± 235 1109 ± 176 1045 ± 160 < 0,05

РШС 170/кг, кгм/мин/кг 16 ± 2,1 16 ± 2,4 15.4 ± 1,8 15 ± 1,6 < 0,001

МПК, мл/мин 3117 ± 334 3138 ± 399 3125 ± 299 3017 ± 272 < 0,05

МПК/кг, мл/мин/кг 45 ± 4,1 45 ± 4,6 43 ± 4,3 44 ± 3,4 > 0,05

предусмотренных учебной программой вуза. Для оценки выносливости применялся тест — бег 2000 м, для оценки скоростно-силовых качеств — прыжок в длину с места, для оценки силовой выносливости — подтягивание на перекладине, для оценки быстроты — бег 100 м, гибкость оценивалась по тесту — «наклон вперёд».

Итоги первого этапа тестирования уровня физического развития и физической подготовленности студентов позволяют сделать несколько заключений. Показатели длины и массы тела, а также весоростовой индекс обследованных студентов находится на среднем уровне и соответствуют возрастной норме (табл. 1). Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) соответствует норме для здоровых людей по величине соотношения с должной ЖЕЛ. Относительная ЖЕЛ у студентов 1—4 курсов находится на среднем уровне.

Показатели пробы Штанге и пробы Генчи имеют отрицательную динамику от выше среднего уровня на 1—2 курсах до среднего уровня на 3 — 4 курсах, различия между 1-м и 4-м курсом статистически достоверны (табл. 2).

Это свидетельствует о снижении способности к выполнению упражнений в анаэробном режиме. Показатели ЧСС имеют значения, находящиеся у верхней границы нормы для здоровых людей и продолжают достоверно увеличиваться с 1-го по 4-й курс, что также говорит об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Индекс Скибински, оценивающий возмож-

ности кардио-респираторной системы, достоверно снижается после второго курса, хотя и продолжает находиться в диапазоне, соответствующем среднему уровню. Показатели PWC 170, характеризующие физическую работоспособность, у студентов 4-го курса достоверно ниже, чем у студентов 1-го курса. Средние значения относительной PWC 170 соответствуют уровню ниже среднего и имею отрицательную динамику, достоверно различаясь у студентов 1-го и 4-го курса. Значения МПК находятся на нижней границе нормы и достоверно ниже у студентов 4-го курса по сравнению с 1-м курсом. Показатели относительного МПК на 1 — 2 курсах имеют средние значения, а на 3 — 4 курсах чуть ниже среднего, хотя различия статистически недостоверны. Таким образом, функциональное состояние студентов 3 — 4 курсов заметно ухудшается. Очевидно, это является следствием чрезмерной учебной нагрузки и гиподинамии, на фоне уменьшения числа занятий по физической культуре.

Снижение функции кардио-респираторной системы подтверждают результаты в беге на 2000 метров, имея уровень «ниже среднего» на 1 курсе, на 2 курсе они становятся низкими, а на 3 — 4 курсах продолжают достоверно снижаться (табл. 3). Результаты в тесте прыжок в длину с места находятся на среднем уровне у студентов 1—4 курсов, различия показателей между курсами недостоверны. В тесте поднимания ног в упоре на тренажёре показатели студентов всех четырёх курсов без динамики и соответствуют уровню выше среднего. Результаты

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

Динамика показателей физической подготовленности студентов ^±0)

Показатель 1 курс (п=100) 2 курс (п=100) 3 курс (п=100) 4 курс (п=100) Ро 1—4 курс

Бег 2000 м, с 545 ± 37,7 570 ± 64,2 572 ± 47 580 ± 44,1 < 0,001

Прыжок в длину, см 238 ± 17,1 235 ± 17,3 236 ± 16,5 237 ± 16,8 > 0,05

Поднимание ног в упоре, кол-во 27 ± 5,5 28 ± 5,6 26 ± 5,8 27 ± 5,5 > 0,05

Подтягивание, кол-во 12 ± 4,7 11 ± 4,8 10 ± 4,3 9 ± 4,5 < 0,001

Бег 100 м, с 13,8 ± 0,9 13,8 ± 1 14 ± 0,9 13,9 ± 0,9 > 0,05

Наклон вперёд, бал. 3,4 ± 1,6 3,2 ± 1,8 3,1 ± 1,6 2,9 ± 1,6 < 0,05

Таблица 4

Состав и характеристики тестовых испытаний для определения уровня развития силовой выносливости

Наименование теста, единица измерения Тестируемое качество или функция Методические указания

«Упор присев — упор лёжа», за 1 мин, кол-во повторений Комплексный тест уровня динамической силовой выносливости Из и. п. стойка руки вверх — упор присев — упор лёжа — упор присев — и. п.

Сгибание — разгибание рук в упоре лёжа («отжимание»), кол-во повторений Динамическая силовая выносливость мышц плечевого пояса Сгибание рук до горизонтального положения плеча

Упор лёжа на согнутых руках. Удержание положения, с Статическая выносливость мышц разгибателей рук, плечевого пояса, туловища Плечи параллельны полу, туловище и ноги образуют одну линию

«Присед на одной ноге». Удержание положения, с Статическая силовая выносливость мышц ног и туловища Присед на одной ноге, вторая вперёд, руки вдоль туловища, спиной к стене. Лопатки и поясница прижаты к стене, опорная нога на полной стопе; угол между туловищем и бедром, бедром и голенью опорной ноги 90°

Вис на согнутых руках. Удержание позы, с Статическая выносливость мышц сгибателей рук, плечевого пояса Угол в локтевом суставе 90°, хватом сверху на ширине плеч

«Вис углом». Удержание позы, с Статическая силовая выносливость мышц брюшного пресса, плечевого пояса Тест выполняется на гимнастической стенке, угол 60° — 90°

Таблица 5

Динамика показателей силовой выносливости студентов

Наименование теста 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Ро 1—4 курс

«Упор присев — упор лёжа», кол. 25 ± 3,4 24 ± 2,5 23 ± 3,1 23 ± 1,9 < 0,001

Отжимание в упоре лёжа, кол. 38 ± 6,2 35 ± 6,8 32 ± 7,1 29 ± 8,2 < 0,001

Упор лёжа на согнут. руках, с 51 ± 10,1 52 ± 8,4 56 ± 9,3 56 ± 10,8 < 0,001

Вис на согнутых руках, с 44 ± 8,2 42 ± 8,1 42 ± 8,2 47 ± 8,5 < 0,05

«Присед на одной», с 27 ± 5,7 26 ± 3,4 25 ± 4,8 27 ± 4,4 > 0,05

«Вис углом», с 20 ± 4,1 20 ± 3,9 21 ± 3,7 20 ± 3,8 > 0,05

студентов 1-го курса в подтягивании на перекладине имеют уровень выше среднего, у 2 — 4 курсов средний уровень, различия показателей 1-го и 4-го курсов статистически достоверны. В беге на 100 метров показатели студентов всех курсов соответствуют среднему уровню, достоверно не различаясь. Результаты тестирования гибкости показали отрицательную динамику, показатели 1-го и 4-го курсов достоверно различаются, но соответствуют среднему уровню у студентов всех курсов.

Таким образом, по результатам первого этапа исследования видно, что показатели, характеризующие функциональное состояние кардио-респи-раторной системы, такие как проба Штанге, проба Генчи, индекс Скибински, PWC 170/кг, МПК, имеют отрицательную динамику, а ЧСС покоя и ЧСС через 3 мин после нагрузки повышаются в течение всего

процесса обучения в вузе. Это говорит о снижении физической работоспособности и ухудшении кардиоваскулярного аспекта здоровья студентов. В то же время тестирование общей выносливости в беге на 2000 м показывает низкий уровень развития этого качества и отрицательную динамику его показателей на протяжении всего процесса обучения в вузе. Показатели силы и силовой выносливости в тесте «подтягивание на перекладине», имея уровень выше среднего у студентов 1-го курса, значительно снижаются к 4-му курсу до нижней границы среднего уровня.

Проведённое нами профессиографическое исследование выявило высокую значимость уровня развития общей и силовой выносливости для успешной профессиональной деятельности специалистов железнодорожной отрасли [3], поэтому, учитывая

результаты первого этапа исследования, на втором этапе было проведено дополнительное тестирование уровня развития силовой выносливости студентов. Для этого была разработана батарея тестов, состоящая из следующих контрольных упражнений: «упор присев — упор лёжа», «отжимание», «упор лёжа на согнутых руках», «присед на одной ноге», «вис на согнутых руках», «вис углом» (табл. 4). Данные тесты отражают степень развития динамической и статической выносливости, проявляемой в основных профессиональных действиях инженеров следующих специальностей: «Электроснабжение железных дорог», «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», «Вагоны», «Электрический транспорт железных дорог».

Показатели в тестах «упор присев — упор лёжа» и «отжимание» имеют отрицательную динамику в течение всего процесса обучения в вузе, достоверно различаясь у студентов 1-го и 4-го курсов, что свидетельствует о снижении уровня динамической силовой выносливости. Время удержания положения «упор лёжа на согнутых руках» и «вис на согнутых « достоверно увеличивается с 1-го по 4-й курс, а результаты в тестах «присед на одной» и «удержание угла в висе» достоверно не различаются у студентов 1-го и 4-го курсов (табл. 5).

Таким образом, у обследованных студентов наблюдается рост показателей статической силовой выносливости мышц плечевого пояса и стабильный уровень статической силовой выносливости мышц туловища и ног, на фоне снижения показателей динамической силовой выносливости в комплексном тесте «упор присев — упор лёжа» и «отжимании». Стабильность и некоторый рост показателей статической силовой выносливости, по всей видимости, связан с возрастными изменениями опорно-двигательного аппарата и нейрогуморальной регуляции, происходящими в студенческом возрасте. А снижение показателей динамической силовой выносливости является следствием снижения двигательной активности студентов и чрезмерной учебной нагрузки.

По результатам проведённого нами исследования можно сделать следующие выводы:

1. Обследованные студенты 1—4 курсов имеют средний уровень физического развития.

2. Многие показатели, характеризующие функциональное состояние кардио-респираторной системы, такие как проба Штанге, проба Генчи, индекс Скибински, PWC 170/кг, МПК, находятся на среднем и ниже среднего уровне и имеют отрицательную динамику в течение всего процесса обучения в вузе. Это говорит о снижении физической работоспособности и ухудшении кардиоваскулярного аспекта здоровья студентов. Показатели ЧСС имеют завышенные значения и продолжают увеличиваться с 1-го по 4-й курс, что также говорит об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

3. Тестирование общей выносливости в беге на 2000 м показывает низкий уровень развития этого качества и отрицательную динамику его показателей на протяжении всего процесса обучения в вузе. Наши наблюдения показывают, что результаты в беге на 2000 м отражают не только уровень физической подготовленности, но и зависят от технической подготовленности студентов, степени их мотивированности к выполнению этого теста, уровня проявления волевых качеств и т. п. Показатели силовой выносливости в тестах «подтягивание на перекладине», «отжимание» и «упор присев — упор лёжа» имея уровень выше среднего у студентов 1-го курса значительно снижаются к 4-му курсу до среднего уровня. При этом уровень развития статической силовой выносливости мышц туловища и ног не изменяется, а мышц плечевого пояса имеет положительную динамику.

4. Учитывая высокую профессиональную значимость уровня развития общей и силовой выносливости для успешной профессиональной деятельности будущих специалистов железнодорожной отрасли, низкий уровень и отрицательную динамику показателей в тестах на выносливость, а также взаимосвязь уровня выносливости с эффективностью деятельности важнейших функциональных систем организма, необходимо разработать эффективную методику развития общей и силовой выносливости студентов железнодорожного вуза.

Библиографический список

1. Козлов, И. С. Развитие общей выносливости в процессе физического воспитания девушек-студенток : дис. ...канд. пед. наук / И. С. Козлов. — Майкоп, 2009. — 134 с.

2. Детская спортивная медицина : рук. для врачей / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. — М., 1991. — С. 259 — 280.

3. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров железнодорожного транспорта / А. В. Кокшаров [и др.] ; под общей ред. проф. О. И. Кирикова // Педагогика: семья — школа — общество : моногр. Кн. 22. — Воронеж : ВГПУ, 2010. — С. 173— 188.

КОКШАРОВ Андрей Валериевич, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

МИРОНЕНКО Егор Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: ak2nite@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2013 г.

© А. В. Кокшаров, Е. Н. Мироненко

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.