УДК 796.01
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВУЗАХ
Гилев Гэннадий Андреевич доктор педагогических наук, профессор ЗРФК РФ, ПР ВПО РФ, МС СССР, профессор кафедры «Физическое воспитание» Московский педагогический государственный университет
г. Москва, Россия
Плешаков Александр Александрович заведующий кафедрой «Физическое воспитание» Московский государственный машиностроительный университет
г. Москва, Россия
Плешаков А.А. соискатель
Московский педагогический государственный университет Московский государственный машиностроительный университет
г. Москва, Россия
HYSICAL CULTURE AND SPORT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Gilev Gennady Andreyevich doctor of pedagogical sciences, professor ZRFK RF PR VPO RF, MS USSR, professor of the department «Physical education»
Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia
Pleshakov Alexander Aleksandrovich Head of the department «(Physical education» Moscow state machine-building university, Moscow, Russia
Pleshakov Alexander Aleksandrovich
applicant
Moscow pedagogical state university Moscow state machine-building university, Moscow, Russia
Аннотация. Показана необходимость внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого студента не только для повышения уровня их здоровья, но и в целом оздоровления нации и в психофизическом, и в социально-экономическом плане. Совокупность государственных и общественных организаций в деле развития студенческого спорта неотвратимое явление сегодняшнего дня.
Summary. Need of introduction of physical culture and sport in everyday life of each student not only for increase of level of their health, but also in general improvement of the nation both in psychophysical, and is shown in the social and economic plan. The
combination of state and public organizations in the development of student sport inevitable phenomenon of today
Ключевые слова. Физическая культура, спорт, здоровье, студенты. Keywords. Physical culture, sport, health, students.
Введение. В России конец ХХ и начало XXI века связаны с коренными изменениями социально-политической формации общества, развитии новых социально-экономических отношений. Реформы, осуществлявшиеся в стране в достаточно короткий промежуток времени, привели к трансформации целого ряда социальных структур, институтов, норм, жизненных ценностей и установок людей. Среди многих факторов, способствующих высокой заболеваемости и смертности населения, отмечают низкую долю национального дохода, выделяемого на образование, физическую культуру и спорт. Это обостренно отразилось на физическом, психическом и нравственном здоровье людей, их благополучии.
Низкий уровень физической подготовленности населения на сегодняшний день, являющийся одним из основных признанных показателей, характеризующих уровень состояния здоровья, следует рассматривать, прежде всего, с позиции отклонения в физическом развитии у детей дошкольного возраста, учащихся и студенческой молодежи.
Наблюдающееся с 2007 года по настоящее время резкое снижение числа абитуриентов не только негативно отражается на качестве образования (нет конкуренции, нет прогресса), но и повлечет за собой в недалеком будущем кризис в численности трудоспособного населения. Следовательно, мы с особой бережностью и вниманием должны отнестись к нынешним и будущим студентам -элиты нашей молодежи. Низкий уровень их здоровья неизбежно скажется на снижении эффективности их труда, повлечет за собой кризисные ситуации в стране и в экономическом, и социальном плане, явится усугубляющим фактором демографических кризисов в последующих потомствах.
Методы и организация исследования. Результаты исследования получены на основе проведенного анализа литературных источников, опроса студентов и преподавателей кафедр физического воспитания, отчетов вузов смотров-конкурсов на лучшую постановку учебной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы г. Москвы, законодательных документов и нормативных актов РФ по социально-управленческим и правовым проблемам, теории и практике физической культуры и спорта.
Результаты и их обсуждение. Здоровье подрастающего поколения в целом характеризует резерв человеческого ресурса на ближайшую и отдаленную перспективу. Результаты Всероссийской диспансеризации школьников показали, что только около 15-20 % (в зависимости от регионов) детей здоровы, имеют основную медицинскую группу. При этом все, начиная от Президента РФ единодушны во мнении, что данная реальность является следствием снижения их физической подготовленности. Давно известно, теоретически доказано и подтверждено практикой: отсутствие оптимальной двигательной активности является одной из главных причин заболеваемости и препятствием в освоении
учебного материала [1, с. 6 и др.]. Не уделяя должного внимания физическому воспитанию учащейся молодежи, мы не только наносим ущерб их здоровью, но и лишаем их полноценного умственного, аналитического и в целом интеллектуального развития.
Сложившаяся негативная ситуация со здоровье и физической подготовленностью студентов Российской Федерации, масштабность этой проблемы требует кардинальных решений. Главным стержнем этих решений является создание условий работы кафедр физического воспитания в вузах, при которых уровень физической подготовленности, а, следовательно, уровень состояния здоровья за время учебы повышался бы у всех студентов. Согласно отчетам вузов, принявших участие в смотрах-конкурсах, на лучшую постановку учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах г. Москвы, ежегодно проводимым с 2006 по настоящее время, уровень физической подготовленности за время прохождения курса физического воспитания в среднем повышают только около 18 % студентов [2, с. 103]. Это означает, что у 82% студентов в период учебы состояние здоровья ухудшается. Государственный образовательный стандарт, определяющий объем аудиторных (обязательных) часов на дисциплину «Физическая культура» в порядке вещей в недалеком прошлом игнорировался многочисленными вузами. Особого внимания заслуживает неудовлетворительная по площадям и оборудованию спортивная база вузов.
Масштабы иррационального физического воспитания подрастающего поколения, которые наблюдаются сейчас, в частности в высшем образовании настолько критичны, что несовместимы с понятием полноценного воспитания здорового, физически подготовленного, творчески активного специалиста и будущего долгожителя. Россия по продолжительности жизни, уровню инвестиций в науку, образование, массовую физическую культуру, студенческий спорт и многим другим показателям, связанных с воспитанием подрастающего поколения, не в Европе и даже не в Азии, а скорее в Африке, отсталость которой объясняется эксплуатацией ее народа колонизаторами.
В то же время в высших учебных заведениях, где физическое воспитание студентов поставлено на должный уровень, где широкий охват имеет физкультурно-массовая и спортивная работа вне сетки учебного расписания, где практикуются и контролируются в дополнение к аудиторной физической нагрузке самостоятельные занятия, подавляющая часть студентов подготовительной и специальной медицинских групп успешно реабилитируются и переходят в когорту практически здоровых людей. Именно студенты этих вузов, как правило, входят в состав сборных команд по видам спорта, защищающих спортивную честь нашей страны на Всемирных студенческих играх и других спортивных форумах международного масштаба.
Внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, прямой путь не только повышения уровня их здоровья, но и в целом оздоровления нации и в психофизическом, и в социально-экономическом плане. Данный постулат многократно доказан практикой жизни людей. Те из них, кто в студенческие годы приобщился к регулярным занятиям физической культурой или спортом, на всю жизнь сохраняют здоровье, творческое долголетие, бодрость духа, высокую трудоспособность, всегда на передовых рубежах в любой сфере деятельности.
Объем недельной двигательной активности студентов не должен быть менее 8 часов. Поэтому дополнительно к объему аудиторных занятий физической культурой, определяемым Федеральным государственным образовательным стандартом 4 часа в неделю, необходимо внедрение самостоятельных занятий под руководством и контролем преподавателей кафедр физического воспитания.
Возможность спортивного совершенствования, направленной на достижение наивысшего результата в избранном виде двигательной деятельности, является ведущей мотивацией в студенческой среде. В то же время учебная нагрузка преподавателей кафедры физического воспитания, определяемая МИНОБРНАУКИ РФ, не предусматривает проведение учебно-тренировочных занятий с повышенным объемом часов со студентами-спортсменами. Чтобы часть студентов занималась в группах спортивного совершенствования, кафедры физического воспитания, как правило, в ущерб качеству проведения занятий и в нарушение техники безопасности вынуждены проводить аудиторные занятия с увеличенным количеством студентов, чтобы выкроить часы для студентов, занимающихся спортом в объеме от 6 и более часов в неделю. А в результате физическая подготовленность основной массы студентов за время учебы не повышается, а значительно снижается. Внедрение в практику развития студенческого спорта совокупных государственных и общественных форм деятельности позволит в большем объеме привлечь к занятиям спотом студенческую молодежь. Возрождение спортивных клубов, как общественных организаций, так и юридических подразделений вузов повсеместно одобряется студентами. Их популярность обосновывается возможностью удовлетворения интересов и потребностей молодежи в совершенствовании их спортивного мастерства.
Одним чрезвычайно важном аспектом в физическом воспитании студентов является аттестация их в каждом семестре. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 3-го поколения по физической культуре в части аттестации студентов трактуется в вузах неоднозначно. Большинство руководителей вузов, понимая огрехи средней школы в вопросах внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт школьника, считают, что отсутствие аттестации в каждом семестре приведет к дальнейшему практическому отчуждению студентов от физической культуры и спорта. Тогда как 2 зачетные единицы по физической культуре (ФГОС) трактуются в большинстве случаев как 2 зачета за период освоения дисциплины. Данное обстоятельство должно быть разъяснено приказом МИНОБРНАУКИ РФ. Как показывает практика, дифференцированный зачет в каждом семестре служит большим положительным аргументом в деле физического воспитания не только студентов, стремящихся учиться на хорошо и отлично, но и мотивирующим обстоятельством для повышения физической подготовленности всех студентов.
Резюме. Студенческая молодежь России должна стать мощной силой, определяющей и реализующей перспективу развития страны. Именно она несет потенциал созидания, направленного на обеспечение социального и экономического прогресса державы. Но эту свою миссию молодежь будет способна выполнить в полной мере лишь при соответствующей действенной политике государства, направленной на развитие физической подготовленности, повышение спортивных результатов при массовом внедрении физической культуры и спорта в повседневную жизнь студентов. На этой основе достижение каждым студентом
высокого уровня функциональных возможностей, т.е. его здоровья и вместе с этим профессиональных знаний и умений становится реальным. Совокупность государственных и общественных организаций в деле развития студенческого спорта неотвратимое явление сегодняшнего дня.
,_£
ЙГ
Список литературы
K-S
1. Гилев Г. А. Как повысить эффективность физподготовки / Г. А. Гилев // Вузовский Вестник. Российская информационно-аналитическая газета. - 2015. -№ 23 (239).- С. 6.
2. Гилев Г. А. Физическая и функциональная подготовленность студентов специальной и основной медицинских групп / Г. А. Гилев, С. К. Романовский // Культура физическая и здоровье. -2015. - № 2 (53). - С. 103-107.
_û
References
1. Gilev G. A. How to increase efficiency of physical training / G. A. Gilev // The High school Messenger. Russian information and analytical newspaper. - 2015. - No. 23 (239).
- P. 6.
2. Gilev G. A. Physical and functional fitness of students of special and main medical groups / G. A. Gilev, S. K. Romanovsky // Physical culture and health.-2015. - No. 2 (53).
- P. 103-107.