Научная статья на тему 'Организация учебного процесса физического воспитания в вузе для студентов специальной группы'

Организация учебного процесса физического воспитания в вузе для студентов специальной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION (PE) / THERAPEUTIC EXERCISE (TE) / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / SPECIfiC MEDICAL GROUPS / ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / MEDICAL-PEDAGOGICAL SUPERVISION / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ / PERSONAL HEALTH / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL ACMEOLOGY / AUTOREGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суркова Лариса Валерьевна

Сформулирована актуальность коррекции целей и внесения принципиальных изменений в традиционные модели вузовского педагогического процесса физического воспитания. Дано описание комплектации студентов РАНХи ГС в специальную медицинскую группу лечебной физической культуры (ЛФК). Сформулированы основные задачи физического воспитания в группе ЛФК и построение занятий в этой группе. Подчеркнуто особое значение самостоятельных занятий студентов и врачебно-педагогического контроля. Сформулированы требования к студентам, занимающимся в группах ЛФК и к преподавателям, ведущим занятия. Отмечено необходимость разработки новых педагогических моделей и инноваций, которые способствовали бы реформированию физического воспитания в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суркова Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HEI (HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION) OF PHYSICAL EDUCATION (PE) FOR STUDENTS OF SPECIFIC GROUP

Topicality in correction of purposes and making fundamental changes in traditional models of academic pedagogical process of PE is worded. Description of classification of RANEPA students to specifi c medical group of therapeutic exercise (TE) is given. Basic tasks of PE in a TE group and building exercises in this group are worded. Emphasis of separate student’s exercises and medical-pedagogical supervision is pronounced. Requirements for students who engage in TE groups and teachers who teach classes are worded. Necessity of development new pedagogical models and innovation that would contribute to reformation of PE in HEI is marked.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса физического воспитания в вузе для студентов специальной группы»

и реализуют в жизни как незначимые такие ценности как «власть» и «традиция». Привлекает внимание факт, что студенты в качестве индивидуальных приоритетов не придают значения ценности «безопасность», т.е. для студентов в жизни не важна безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя. Сравнительное исследование степени согласованности ценностей у других групп (старших поколений), что является предметом отдельного анализа, показало абсолютную приоритетность ценности «безопасность» у них как в нормативных ценностях, так и ценностях - индивидуальных приоритетах, что, на наш взгляд, является закономерным для граждан страны, прошедшей череду войн в своей истории. Кроме того, настораживает, что ценность «традиция», или уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи находится в списке ценностей-целей на одном из последних мест (7-е) после ценности «гедонизм», и субъективно не значима в жизни для студентов (10-е ранговое место).

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Студенты - будущие педагоги демонстрируют значительное расхождение между нормативными ценностями - целями и ценностями - индивидуальными приоритетами, что говорит о том, что они не руководствуются в своей обыденной жизни ценностями, которые, с их точки зрения, в принципе, являются социальной нормой. Это может свидетельствовать с одной стороны, о возрастном, незавершенном процессе интериоризации ценностей, с другой стороны, гипотетически, о наличии объективных препятствий (группового давления, следования образцам поведения и других причин), являющихся следствием влияния культурных процессов. В пользу последних говорит сравнение степени рассогласования ценностей студентов со старшими поколенными группами. Не останавливаясь подробно на анализе данных, подчеркнем, что для старших групп (родителей и прародителей) так же свойственно значительное рассогласование ценностей. Такие результаты могут говорить о тенденциях, в целом свойственных культуре.

Рассогласование ценностных ориентаций студентов - будущих педагогов может в значительной степени осложнить основную профессиональную задачу педагога - включение подрастающего поколения в систему ценностей развивающегося социума.

Литература

[1].Карандашев В. Н. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь, 2004.

[2].Степанова Г.С. Отражение этнокультурных установок учителей в самосознании старшеклассников //Акмеология. № 3. 2011. С. 203-206.

SUBSTANTIVE ASPECTS OF DISAGREEMENT OF VALUE SYSTEMS OF FUTURE TEACHERS

Stepanova Galina Semenovna (the city of Voronezh, Russia) - Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of Department of General and Pedagogical Psychology; Voronezh State Pedagogical University, 394024, Voronezh, Lenina street, building 86, [email protected].

Abstract

The articles deals with the problem of disagreement or discrepancy of values declared and realized in behavior. The differences in the content of values-targets and values-individual priorities of students of the pedagogical institution of higher education are analyzed. The importance of this peculiarity for social adaptation and future professional activity is emphasized. A hypothesis of connection of value disagreement with cultural specifics is formulated. Key words: normative values, values-individual priorities, value disagreement.

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Суркова Лариса Валерьевна - старший преподаватель, кафедра физического воспитания и здоровья Российской академии

народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ, пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606. e-mail: [email protected]

Аннотация

Сформулирована актуальность коррекции целей и внесения принципиальных изменений в традиционные модели вузовского педагогического процесса физического воспитания. Дано описание комплектации студентов РАНХи ГС в специальную медицинскую группу лечебной физической культуры (ЛФК). Сформулированы основные задачи физического воспитания в группе ЛФК и построение занятий в этой группе. Подчеркнуто особое значение самостоятельных занятий студентов и врачебно-педагогического контроля. Сформулированы требования к студентам, занимающимся в группах ЛФК и к преподавателям, ведущим занятия. Отмечено необходимость разработки новых педагогических моделей и инноваций, которые способствовали бы реформированию физического воспитания в вузах.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, физическое воспитание, специальные медицинские группы, врачебно-педаго-гический контроль, учебный процесс, саморегуляция, личностное здоровье, педагогическая акмеология.

Гуманизация современного общества потребовала обращения к человеку как мере всех вещей, к его нравственного самоопределению и индивидуальному действию. Такой подход к развитию общества влечет за собой внесение принципиальных изменений в традиционные модели вузовского педагогического процесса, существенную коррекцию целей физического воспитания, ориентированного на выполнение социального заказа на подготовку физически здорового специалиста способного к саморегуляции здорового образа жизни [9; 18; 25].

В современных условиях (технического прогресса общественного производства, изменения характера труда и жизненной среды человека) функционирования общества, когда за счет возросшей сложности учебных программ в средней школе и в высших учебных заведениях, а также повсеместной машинизации и компьютеризации существенно снижается двигательная активность всех слоев населения физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средства профилактики заболеваний, восстановление нарушенных функций, как средства оптимизации физического состояния организма, сохранения и укрепления здоровья [3; 24].

За последние 2-3 десятилетия у студентов резко возросла интенсификация умственного труда на фоне заметного снижения двигательной активности, что привело к ослаблению их физического статуса. Противостоять информационной перегрузке, которой подвергается каждый студент, может только оптимальная физическая нагрузка. На сегодняшний день ни у кого из специалистов не вызывает сомнения действенная роль двигательной активности, как одного из естественных факторов, способствующих укреплению здоровья, расширению адаптационных резервов организма, восстановлению иммунологического статуса и т.д. [15; 22; 24].

Только правильно организованный учебный процесс физического воспитания студентов обеспечивает расширение физиологических резервов организма и делает его более устойчивым и выносливым как к эмоционально-информационным перегрузкам, так и к внешним неблагоприятным условиям среды.

Вопрос о физическом воспитании студентов в свое время был поставлен профессоров Б.А. Ивановским - видным отечественным специалистом в области лечебной физической культуры. В статье «Здоровье и физическое развитие студенчества и задачи его физического воспитания», опубликованной в журнале «Теория и практика физкультуры» (№ 6 за 1928 г.) он поставил вопрос о том, что «Физкультура в вузах должна быть введена как обязательный предмет и найти свое отражение в учебных планах...», говорил о задачах физкультуры в вузах, о необходимости организации кафедр физического воспитания, о руководителях (преподавателях) физвоспитания в вузах [11, с. 19].

Здесь же впервые был поставлен вопрос о группах для занятий физическими упражнениями. Б.А. Ивановский писал: «На основании данных врачебного обследования, перед началом занятий должен проводиться первоначальный отбор студентов в группы для занятий физическими упражнениями

Название группы Медицинская характеристика группы Допускаемая физическая нагрузка

1. Основная Лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом развитии и физической подготовленности Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме; сдача контрольных норм, занятия в одной из спортивных секций; участие в соревнованиях

2. Подготовительная Лица без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований.

3. Специальная Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующего ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы Занятия по специальным учебным программам

и устанавливаются показания и противопоказания к ним. Первоначальный отбор, как общее правило, должен разделить всех обследуемых на 3 группы: 1) допущенных к физическим упражнениям без ограничений, 2) допущенных с ограничениями или с назначением специальных (коррегирующих) упражнений и 3) не допущенных к физическим упражнениям». И далее он добавляет: «.. .в третью группу - не допущенных - должны попадать студенты лишь в исключительных случаях, с выраженными физическими недостатками и болезнями. Нужно помнить, что чем больше мы изучаем влияние физических упражнений, чем лучше научаемся подбирать их и дозировать, тем меньше и меньше становится область противопоказаний к ним» [11, с. 20-21].

В сегодняшних программах для вузов рекомендовано в рабочих программах кафедр физического воспитания распределять студентов на основную, подготовительную и специальные группы (табл. 1) [2, с. 46; 17, с. 27; 25, с. 218].

На кафедре «Физическое воспитание и здоровье» Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ (РАНХ и ГС) распределение студентов по группам проводится на 1-ом курсе в начале учебного года при прохождении первичного медицинского осмотра. В случае необходимости, студент может быть отправлен на дополнительную консультацию к определенному специалисту-медику. Первичный медицинский осмотр включает в себя оценку: общего состояния здоровья (в том числе на основании общего и спортивного анамнеза и справки по форме 086); физического развития; реакций организма на функциональные пробы. На основании заключения медосмотра студенты делятся на группы. В зависимости от группы подбираются формы и структура занятий.

Обследование физической подготовленности студентов первого курса, принятых в Академию за период 2010-2014 гг., включая данные медицинских показаний по форме 086, свидетельствует, что из 85% практически здоровых юношей и девушек к основной группе относится около 55% и к подготовительной - около 30%. До 15% составляют студенты специальной группы, характеризующиеся, как низким уровнем физической подготовленности, так и наличием различных хронических заболеваний. Из них порядка 6-7% имеют освобождение от занятий физическими упражнениями в связи с различными медицинскими показаниями.

В таблице 2 представлены наблюдаемые нами наиболее распространенные заболевания разной степени, характерные для студентов разных групп (табл. 2).

В специальной группе выделена группа лечебной физической культуры (ЛФК), которая комплектуются с учетом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма. В этой группе занятия проводятся по специальным программам, составленным врачом и преподавателем физического воспитания.

В группу ЛФК направляются для занятий студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья. Занимающиеся в группе ЛФК, как правило, подразделяются на следующие подгруппы:

- с сердечно-сосудистой патологией и заболеваниями дыхательной системы;

Таблица 2.

№№ п\п Заболевания Количественный показатель в%

1. Опорно-двигательный аппарат: -плоскостопие; -посттравматическое состояние; -сколиоз разной степени; -артроз; -остеохондроз 36

2. Сердечно-сосудистые: -вегето-сосудистая дистония; -гипертензия; -пороки сердца; -пролапс митрального клапана 28

3. Внутренние органы: - ЛОР заболевания; -болезни почек; -желудочно-кишечные 18

4. Органы дыхания: -бронхиальная астма; - ЛОР заболевания 10

5. Глазные болезни: -астигматизм; -миопия 8

- с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями печени и желчных путей, с ожирением и другими нарушениями эндокринной системы;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, плоскостопие, сколиозы);

- с почечными заболеваниями.

Основными задачами физического воспитания в группе ЛФК являются: укрепление здоровья; содействие правильному формированию и закаливанию организма; устранение функциональных отклонений и недостатков физического развития; ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний; развитие компенсаторных функций; воспитание привычки и потребности, интереса к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Сохранение здоровья обучающихся как ценность и условие повышения качества образования, профессиональную ориентацию на творческое саморазвитие, профессиональную компетентность можно рассматривать в качестве акмеологического подхода к процессу становления личности [1]. Занятия в группе ЛФК носят выраженную компенсаторную (профилактическую, реабилитационную, оздоровительную) направленность. Используются комплексы физических упражнений, выполняемых преимущественно в аэробном режиме, а также различные оздоровительные методики совершенствования жизненно важных умений и навыков, с учетом индивидуального характера нарушений в состоянии здоровья, особенностей адаптационных механизмов студентов [5; 7; 14].

Занятия студентов Академии в группе ЛФК строятся следующим образом:

-с учетом степени заболевания и различных адаптационных возможностей к физическим нагрузкам используется личностно-ориентированный индивидуальный подход, включающий выбор исходных положений, амплитуды движений, количества повторов;

-занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 45-50 мин в часы физического воспитания в группе не более 12 человек. В процессе занятий проводятся беседы, лекции. С целью создания доверительных отношений делается акцент на небольших успехах в личностных программах физических упражнений;

-совместно с медицинским персоналом в процессе занятий проводятся контрольные измерения антропометрических показателей и функционального состояния (АД, ЧСС при нагрузке, восстановления);

-соотношение общеразвивающих упражнений и дыхательных 4:1 и 3:1 соответственно щадящему режиму. При выполнении упражнений используют резиновые, теннисные мячи, фитболы, гимнастические палки, легкие гантели;

-подготовительная часть занятий использует ходьбу в медленном темпе с акцентом на упражнения мышц голени, стоп (ходьба на носках, пятках, скрестный шаг). В процессе используются движения мышц верхних конечностей, начиная с дистальных отделов (вращения в запястьях - локтевых-плечевых суставах);

-в основной части занятия упражнения выполняют в положении сидя и лежа с использованием предметов, при этом за-действуются все мышечные группы по принципу рассеивания;

-наряду с занятиями в фитнес-зале с использованием кар-диотренажеров, фитболов, различных легких отягощений и приспособлений хорошо зарекомендовали себя занятия в бассейне с элементами плавательной подготовки и акваа-эробики. Сама водная среда облегчает выполнение сложных телодвижений, легче переносят нагрузку суставы. Гимнастика в воде стимулирует кровообращение за счет массажного эффекта. Вода укрепляет нервную систему, закаливает, расслабляет, снимает напряжение и стресс. Рекомендуется заниматься 2-4 раза в неделю по 30-45 минут. Для достижения необходимого эффекта от лечебного плавания целесообразно увеличить частоту занятий, вплоть до каждодневных.

Важное место в учебном процессе отводится теоретической части, которая, по своей сути способствует решению образовательной задачи физического воспитания. Занятия по теоретическому разделу программы проводятся в виде бесед и лекций, на которых особое внимание уделяется влияние физических упражнений на организм при различных отклонений в состоянии здоровья, профилактики заболеваний и травматизма, вопросам гигиены, врачебно-педагогического контроля и самоконтроля режиму умственного труда. На каждом занятии преподаватель объясняет какими средствами физической культуры можно решить те или иные задачи по физическому совершенствованию организма с учетом индивидуальных возможностей и способностей организма. В этих мини лекциях педагог раскрывает механизмы воздействия различных физических упражнений на организм, знакомит с правилами построения оздоровительных занятий, с основами само-и взаимоконтроля и другими моментами, знание которых делает студентов активными участниками учебного процесса. «Студент за время обучения в вузе должен познать историческую и общекультурную ценность физической культуры, ее значение для личности и общества, освоить принципы и правила рационального использования ее ценностей» [23, с. 155]. Физкультурная образованность студента обеспечивается освоением единого комплекса систематизированных знаний, охватывающих философские и социальные, естественнонаучные, психолого-педагогические и механические вопросы, связанные с физической культурой, которые и создают предпосылки к сознательному физическому совершенствованию и организации здорового образа жизни.

Большое значение в учебном процессе имеют дополнительные самостоятельные занятия. В работе со студентами группы ЛФК нельзя допускать длительных перерывов в занятиях, так как это снижает полученный эффект тренированности, ведет к утрате приобретенных навыков, ослаблению организма. Поэтому преподаватель составляет планы самостоятельных индивидуальных занятий для студентов и контролирует их выполнение. В домашнее задание включаются как общеукрепляющие упражнения, дозированный бег, ходьба

на лыжах, катание на коньках, плавание и т.д., так и специальные упражнения ЛФК.

Особое значение для правильной организации учебного процесса имеет систематический врачебно-педагогический контроль [10; 17; 21; 25], который включает в себя:

-углубленный контроль исходных данных физической подготовленности и физической работоспособности студентов при поступлении в ВУЗ;

-текущий контроль в процессе каждого занятия; -поэтапный контроль в конце каждого семестра; -итоговый углубленный контроль в конце прохождения всей программы.

Исходя из того, что физическое воспитание является педагогическим процессом, к студентам, занимающими в группе ЛФК и преподавателям, ведущим занятия, предъявляются определенные требования. К студентам:

-обязательное регулярное посещение учебных занятий; -выполнение требований, предъявляемых программой по физическому воспитанию;

-обязательное выполнение самостоятельных заданий, предлагаемых преподавателем в течение учебного года;

-обязательное прохождение первичного и повторных врачебных осмотров в установленные сроки. К преподавателям:

-иметь широкий кругозор, высокую квалификацию, необходимые знания по физиологии, анатомии, биологии и общим основам медицинской науки;

-знать механизмы воздействия физических упражнений на организм человека;

-обладать глубокими знаниями методики преподавания физического воспитания;

-владеть элементами врачебно-педагогического контроля и обучить студентов вести самоконтроль.

Профессионализм педагога становится важнейшим условием реализации комплексных задач всестороннего развития личности подрастающего поколения. Выбранная педагогом стратегия общения со студентами может либо способствовать их акмеологическому росту, либо наоборот создавать препятствия на пути развития [4, с. 34].

Таким образом, опыт работы со студентами группы ЛФК показывает, что при правильной организации учебного процесса по физическому воспитанию заболеваемость студентов снижается, повышается их умственная и физическая работоспособность, физическое развитие и физическая подготовленность, а у части студентов удается, в определенной мере, скоррегировать некоторые отклонения в состоянии здоровья и ликвидировать остаточные явления после перенесенных заболеваний [16, с. 115].

По мере устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, ликвидации остаточных явлений после болезни, по мере закаливания и укрепления организма, повышения физической работоспособности студенты, занимающиеся в группе ЛФК, после повторного ежегодного или дополнительного медосмотра на основании заключения врача могут быть переведены в подготовительную или основную группу.

Следует отметить, что уровень знаний многих преподавателей физической культуры ВУЗов недостаточен для работы с лицами, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья. Для работы в специальном учебном отделении, особенно в группах ЛФК необходимо привлекать самых опытных и грамотных преподавателей, а ещё лучше, по мнению некоторых специалистов, имеющих как физкультурное, так и медицинское образование. Современной системе знаний о физическом воспитании присуще противоречие между пониманием необходимости освоения студентами ценности физической культуры и недостаточной разработанностью средств, форм и методов социально-педагогического воздействия, обеспечивающих успешность этого процесса. Поэтому необходима разработка новых педагогических моделей и других инноваций, которые способствовали бы преобразованиям и реформированию физического воспитания в вузах [4; 9; 15; 19; 24].

Литература

[1]. Агирова С.Х., Керефова З.В. Акмеологические аспекты профессионального развития личности студента в вузе // Акмеология: Спец. выпуск - 2014. - № 1-2. - С. 21-22.

[2]. Апанасенко Г.Л., Волков В.В. К проблеме распределения студентов на медицинские группы для занятий физическими упражнениями // Теория и практика физкультуры. - 1985. - № 10. - С. 45-47.

[3]. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995.

- № 4. - С. 2-8.

[4]. Бауаев К.К. Акмеологические аспекты становления профессиональной компетентности педагога //. - Акмеология: Спец. выпуск.

- 2014. - № 1-2. - С. 90-92.

[5]. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие для техникумов // - М.: Высшая школа, 1986.

- 255 с.

[6]. БодалевН.А. О задачах и направлениях современных акмеологи-ческих исследований // Акмеология. 2013. - № 3. - С. 85-90.

[7]. Виленская Т.Е., Кудаев Э.А. Принципы формирования и организации физического воспитания в специальных медицинских группах // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 1. - С. 21-26.

[8]. Дергач А.А., Гагарин А.В., Степанова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология: Спец. выпуск. - 2014. -№ 3-4. - С. 22-27.

[9]. Дуранов М.Е., Чернецкий Ю.М. Общая педагогика. Курс лекций для студентов факультета физической культуры и спорта // Челябинск: Изд-во ЮУрГУ - 1999. -186 с.

[10]. Журавлева А.И. Лечебная физкультура и спортивная медицина вчера и сегодня // Лечебная физкультура и спортивная медицина. -2012. - № 4. - С. 5-12.

[11]. Ивановский Б.А. Здоровье и физическое развитие студенчества и задачи его физического воспитания // - Теория и практика физической культуры. - 1928. - № 6. - С. 11-26.

[12]. Иванов И.Л., Разумовский Е.А..К проблеме формирования концепции спортивной медицины, лечебной и адаптивной физической культуры // ЛФК и массаж. - 2003. - № 5. - С. 17-20.

[13]. Игнатьев В.Е.. Физическое воспитание // М. - 1925. - 126 с.

[14]. Кирьянова Л.А., Переверзева И.Л., Ушников А.И. Оздоровительные технологии проведения занятий в специальном медицинском отделении // Ульяновск: УлГПУ. - 2012. - 85 с.

[15]. Кудаев Э.А. Медико-биологические направления совершенствования физического воспитания студентов нефизкультурных вузов -Дисс. канд. мед. наук. - Краснодар. - 2004. - 203 с.

[16]. КостюкЮ.А. Акмеологические аспекты организации образовательного процесса высших учебных заведений // Акмеология: Спец. выпуск. - 2014. - № 1-2. - С. 115-116.

[17]. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. // М: Физкультура и спорт. 1951. - 408 с.

[18]. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека // - М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с.

[19]. Макаров В.Н. Современные проблемы педагогики физического воспитания: В материалах Всероссийского форума «Молодые ученые - 2011» // М.: Физическая культура, 2011. - С. 258-260.

[20]. Мисюков В.В. Организация физического воспитания в специальных медицинских группах: В материалах Всероссийского форума «Молодые ученые - 2011» // М.: Физическая культура, 2011. -С. 175-176.

[21]. МихалюкЕ.Л. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2013. - № 9. - С. 36-42.

[22]. Околелова В.А. Содержание и методы формирования здорового образа жизни студентов: учебное пособие // - Самара: ПГСГА, 2011. - С. 51-63.

[23]. Сайганова Е.Г. Акмеологические подходы к физической культуре в вузах // Акмеология: Спец. выпуск. - 2014. - № 3-4. - С. 154—157.

[24]. Педагогические и медицинские основы физической культуры в вузах. Ташкент. 1990 г., «Медицина» - 715 с.

[25]. «Физическая культура и здоровье». М.: 2001. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HEI (HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION) OF PHYSICAL EDUCATION (PE) FOR STUDENTS OF SPECIFIC GROUP.

Larissa V. Surkova - senior teacher, Physical Education and Health Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), pr. Vernadskogo, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: [email protected]

Abstract

Topicality in correction of purposes and making fundamental changes in traditional models of academic pedagogical process of PE is worded. Description of classification of RANEPA students to specific medical group of therapeutic exercise (TE) is given. Basic tasks of PE in a TE group and building exercises in this group are worded. Emphasis of separate student's exercises and medical-pedagogical supervision is pronounced. Requirements for students who engage in TE groups and teachers who teach classes are worded. Necessity of development new pedagogical models and innovation that would contribute to reformation of PE in HEI is marked. Keywords: therapeutic exercise (TE), Physical Education (PE), specific medical groups, medical-pedagogical supervision, educational process, autoregulation, personal health, pedagogical acmeology.

УДК 159.99

АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО

НАСТАВНИЧЕСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЕ

Тажахметова Асель Таировна - магистр очной формы обучения, кафедра акмеология и психология профессиональной деятельности, Академия РАНХиГС; пр. Вернадского 84, Москва, Россия, 117198; e-mail [email protected]

Аннотация

Статья посвящена нравственному наставничеству на государственной службе, способам взаимодействия наставника-руководителя и молодого сотрудника, только принятого на государственную службу. Показано как нравственное наставничество влияет на деятельность всего государственного органа, а также актуальность раскрытия этой проблемы в современной России на основе принятых законов и законодательных актов, способствующих укреплению нравственного наставничества на государственной службе.

Ключевые слова: наставник, нравственное наставничество, институт наставничества на государственной службе, государственная служба, авторитет, молодой сотрудник.

Введение

Добродетель найти трудно, требуется и наставник и руководитель; а порокам живо выучиваются без всякого учителя. Сенека.

В законодательных актах России последних лет отмечается необходимость усиления морально-правового влияния на поведение государственных служащих. Так, в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» впервые с момента существования демократического государства в качестве одной из основных программы включается задача «... законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих.» [1].

В связи с этим Президентом РФ поставлена задача создать институт наставничества госслужащих в Указе от 7 мая 2012 г.№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [2].

Непременными условиями формирования высокой нравственной культуры современного наставника являются: социальная востребованность тех нравственных качеств, которые необходимы наставнику, и наличие механизма противодействия; проявлениям авторитаризма и неэтичности во взаимоотношениях с подопечными; постоянное этическое образование как неотъемлемая составляющая профессионального образования и повышения квалификации сотрудников на государственной службе; самообразование и самовоспитание как способ формирования социально востребованных нравственных качеств; «прозрачность» и открытость наставника в вопросах не только его доходов, но и поступков и действий, поддающихся моральной оценке, корреляции и воздействию; наличие четких критериев нравственной оценки и практическое использование их в процедурах отбора, расстановки и карьерного продвижения [3с.366].

С учетом профессиональных потребностей молодого сотрудника можно выделить следующие роли руководителей-наставников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.