Научная статья на тему 'Применение IT-технологий в проведении занятий студенческих групп лечебной физической культуры и специальных медицинских групп'

Применение IT-технологий в проведении занятий студенческих групп лечебной физической культуры и специальных медицинских групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
182
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛФК / СМГ / вуз / студенты / фитнес-трекеры / здоровье / exercise therapy / SMG / university / students / fitness trackers / health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салахова Наталья Олеговна

Занятия студентов в группах леченой физической культуры (ЛФК) или специальных медицинских группах (СМГ) вопрос актуальный для всех вузов. По нашим прибли-зительным данным только 30% занимаются в основной группе, тогда как процент занимаю-щихся в группах ЛФК-СМГ доходит до 40. Эффективность занятий и методик по которым они проводятся высоко оценивается не только преподавателями, но и самими студентами, отмечающими улучшение здоровья, работоспособности и, следовательно, успеваемости. Но, как известно, студенческие годы проходят быстро и попадая во взрослую жизнь, многие по-лезные навыки приобретённые в группах ЛФК-СМГ забываются. Можно ли сделать так, чтобы навыки и опыт приобретённые на занятиях в вузе стали началом здорового образа жизни? Да. В статьей автор попытался кратко изложить как можно улучшить и облегчить занятия в том числе ЛФК-СМГ используя современные IT-технологии на занятиях и привле-кая «умные устройства» к контролю над здоровьем на всех этапах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салахова Наталья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF IT-TECHNOLOGIES IN CARRYING OUT THE STUDIES OF STUDENT GROUPS OF MEDICAL PHYSICAL CULTURE AND SPECIAL MEDICAL GROUPS

Classes of students in the groups of treated physical culture (LFK) or special medi-cal groups (SMG) is a relevant issue for all universities. According to our approximate data, only 30% are engaged in the main group, while the percentage of students in the LFK-SMG groups reach-es 40. The effectiveness of the classes and methods by which they are conducted is highly appreciated not only by the teachers, but also by the students themselves, who note the improvement in health, working capacity and therefore academic performance. But, as you know, the student years pass quickly and getting into adulthood, many useful skills acquired in the LFK-SMG groups are forgotten. Is it possible to make the skills and experience acquired in the university classes the beginning of a healthy lifestyle? Yes. In the article we tried to summarize how you can improve and facilitate classes, including LFK-SMG, using modern IT technologies in the classroom and involving “smart devices” in health control at all stages of life.

Текст научной работы на тему «Применение IT-технологий в проведении занятий студенческих групп лечебной физической культуры и специальных медицинских групп»

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ 1Т-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Салахова Н.О.

natalia.diz@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Занятия студентов в группах леченой физической культуры (ЛФК) или специальных медицинских группах (СМГ) вопрос актуальный для всех вузов. По нашим приблизительным данным только 30% занимаются в основной группе, тогда как процент занимающихся в группах ЛФК-СМГ доходит до 40. Эффективность занятий и методик по которым они проводятся высоко оценивается не только преподавателями, но и самими студентами, отмечающими улучшение здоровья, работоспособности и, следовательно, успеваемости. Но, как известно, студенческие годы проходят быстро и попадая во взрослую жизнь, многие полезные навыки приобретённые в группах ЛФК-СМГ забываются. Можно ли сделать так, чтобы навыки и опыт приобретённые на занятиях в вузе стали началом здорового образа жизни? Да. В статьей автор попытался кратко изложить как можно улучшить и облегчить занятия в том числе ЛФК-СМГ используя современные 1Т-технологии на занятиях и привлекая «умные устройства» к контролю над здоровьем на всех этапах жизнедеятельности.

Ключевые слова: ЛФК, СМГ, вуз, студенты, фитнес-трекеры, здоровье.

Проблемы сохранения здоровья и своевременное прохождение реабилитации всегда стояли перед человеком и обществом как приоритетные и злободневные. В последнее время, начания с начала XX века решение этих проблем было поставлено на научный уровень и, соотвественно, улучшились результаты. Например, вопрос о физическом воспитании студентов был поднят профессором Б.А. Ивановским - отечественным специалистом в области лечебной физической культуры прошлого века [1]. Основная задача, стоящая перед преподавателем физическиой культуры, заключается в постоянном повышении квалификации, быть современным и оперативно реагировать на все достижения современной реабилитационной медицины [2; 3], новинки 1Т-индустрии в области индивидуального отслеживания состояния здоровья при использовании под надлежащим контролем могут оказать терапевтический эффект и вызвать дополнительный интрес к поддержания здорового образа жизни [4]. Человек видит результаты и на подсознательном уровени стремится их улучшить. Учителю физкультуры следует обращать внимание не только на узкопрофессиональные аспекты педагогики [5-7], но и видеть ближашие направления развития это науки в целом [8-11].

За последнее десятилетие, в связи с изменениями образа жизни и условий труда существенно изменилась физическая активность в обществе. В первую очередь это коснулось молодёжи. Стремление к максимальному комфорту во всех сферах жизнедеятельности не всегда является благом и должно быть чем-то компенсировано. Хотелось бы отметить, что, несмотря на улучшение медицины, питания, доступность информации о здоровом образе жизни количество «здоровых» далеко от идеала. Таким образом, возникает потребность в формировании специальных групп для занятия физкультурой для всех возрастных категорий. Остановимся на студентах.

Студенческий возраст сам по себе является одним из наиболее активных периодов в жизни человека и, это один из определяющих этапов его здоровья. Не секрет, что большинство будущих болезней закладывается именно

Казанский вестник молодых ученых

в этот период. Медицина способна диагностировать уже в этот период как наличие, так и склонность к тем или иным отклонениям в физическом развитии студента. Это огромный плюс, но что с ним делать дальше? Физическая активность может быть как положительной, так и отрицательной. В качестве первой - туристические походы, занятия в спортивных секциях, индивидуальные занятия в многочисленных фитнес центрах. Наиболее яркими примерами второго типа активности - отрицательной, являются различные новомодные увлечения экстримом, чаще всего кратковременные, они вызваны, прежде всего, возрастными особенностями личности. В случае, если у студента имеются какие-либо медицинские ограничения, то и положительная активность представляет угрозу не просто здоровью, но и жизни. Выход из этой ситуации был найден ещё в глубокой древности, уже тогда наши предки использовали физические упражнения как средство реабилитации и оздоровления. Проходили века, менялись условия жизни, но принцип и подход оставались преждним. Этому способствовал явный терапевтический эффект физических упражнений, доступность, минимализм.

В настоящее время, с учетом прогресса, в работе групп ЛФК-СМГ были объединены усилия медицины и преподавателей физкультуры в учебных, и не только, заведениях. Необходимость очевидна, так деятельность направлена прежде всего на реабилитацию лиц с ограниченными физическими возможностями, которым противопоказаны занятия в обычных группах или же они просто опасны для них. В группах ЛФК-СМГ студент может рассчитывать на понимание и поддержку преподавателя, адекватную физическую нагрузку, главной целью которой является не достижение каких-либо особых результатов, а поддержание здоровья. Под опытным руководством студент учится оценивать состояние своего организма, подбирать оптимальную нагрузку, выбирать те или иные упражнения направленные на компенсационное развитие ослабленных функций.

Если рассматривать ЛФК-СМГ группу в идеальном варианте, то необходим индивидуальный подход и контроль к каждому отдельному участнику. В действительности это очень трудно обеспечить и приходится выбирать общий средний алгоритм проведения занятий, порой забывая о контроле за самочувствием студентов. Человек может просто увлечься и потерять контроль, что при чрезмерной нагрузке приведёт к негативным последствиям.

Здесь могут помочь новинки /Г-технологий. Рассмотрим, к примеру, фитнес браслеты, второе название фитнес-трекеры. Данные приборы доступны, не имеют каких-либо ограничений, не мешают выполнять практически любые виды упражнений. Функциональные особенности эти смарт устройств и доступные опции зависят, прежде всего, от стоимости. Минимальный и максимальный функционал устройств очень широк.

Фитнес-трекер - общее название фитнес устройств и программ, которые показывают физическую активность, различные физические параметры организма (частоту пульса, например), диету, биоритмы и многое другое. Существует множество видов таких устройств (например, ОР8-трекеры, специальные женские трекеры и многие другие). Условно можно разделить трекеры на предназначенные для контроля здоровья как в быту, так и при выполнении физических упражнений: утренняя зарядка, пробежка, плавание, велосипед, лыжи, занятия в зале. Практически все трекеры этого типа имеют следующий набор функции: подсчет шагов, время сна с указанием фаз активности, часы, секундомер, подсчёт пульса, всё чаще устанавливается будиль-

39

Педагогические науки

ник. Этот минимум уже позволяет контролировать самочувствие, но ещё более важно то, что у человека появляется желание уделять своему здоровью больше внимания когда он видит как изменяются его результаты в различных ситуациях. Например, студенты, имеющие сердечно-сосудистые заболевания или склонные к ним могут наглядно, по частоте пульса, увидеть как та, или иная физическая или эмоциональная нагрузка отражается на их здоровье. Это позволяет контролировать себя во многих ситуациях и предотвратить работу организма в экстремальных условиях. Избегать срывов, что в конечном итоге окажет положительное влияние на общее самочувстие.

Максимальные опции фитнес-трекера на сегодняшний день трудно оценить, так как изменения в этой отрасли носят даже не прогнозируемый, а прорывной характер. Из доступных функций к минимальному набору добавляются следующие: измерение давления, показания температуры воздуха, освещение, диет-контроль (диета, контроль за калорийностью питания), звонки и СМС-уведомления, контроль за состоянием настроения, доступ к публикациям изображений в социальных сетях, GPS, идентификация жестов, информационный обмен с трекерами той же марки.

Немаловажным плюсом является возможность синхронизации устройств со смартфоном. Это позволяет сохранять в памяти устройства большие объемы данных за длительные периоды время. Зная эти показатели, вы всегда сможете сравнить результаты, проанализировать и сделать выводы о том, как улучшить своё здоровье.

Таким образом, к основным плюсам фитнес-трекеров стоит отнести следующие: устройства позволяют снизить риск госпитализации; уменьшают вероятность травмы; помогают предупредить развитие болезни; позволяют, в том числе и удаленно, мониторить состояние здоровья 24/7 [12].

Учитывая тягу современной молодежи ко всякого рода гаджетам, было бы правильно использовать возможности фитнес-трекеров работать с социальными сетями как напрямую, так и посредством смартфонов. Преподаватель предлагает студентам, занимающимся в группах ЛФК, поддерживать контакт в социальных сетях или мессенджерах, создав там группы по обмену опытом, отвечая на вопросы, проводя консультации. Там же можно размещать как индивидуальные, так и групповые планы занятий, полезные ссылки, что избавит студентов от опасности выбора в интернете материалов и методик тренировки просто не компетентного автора.

Необходимо использовать все имеющиеся возможности при занятиях с группами ЛФК в вузе и прежде всего с применением устройств поддерживающих современные /Г-технологии. Это могут быть спортивные тренажеры, специальные медицинские тренажеры. Организовывать курсы повышения квалификации где изучаются современные подходы к оздоровительным и реабилитационным занятиям привлекая к работе не только медицинских работников, спортивных врачей, специалистов в области инклюзивной медицины и педагогики, IT-разработчиков, что бы им были понятны и видны масштабы проблемы. Данный подход позволит преподавателям физкультуры иметь всегда актуальную информацию о возможностях и перспективах работы в группах ЛФК-СМГ, что, безусловно, скажется на здоровье, а значит и успеваемости студентов.

Уже на этапе поступления в вуз будущие студенты проходят медицинские обследования и на этом этапе принимается решение в какой группе они

Казанский вестник молодых ученых

будут заниматься физкультурой. В общей, для условно здоровых, или в группах где будут заниматься лица с временными или постоянными ограничениями в плане физической активности обусловленные состоянием здоровья. В теоретической части занятий в группах ЛФК-СМГ было бы правильным рассказывать о новых /Г-устройствах, позволяющих контролировать самочувствие, предупреждающих пользователя о тех или иных отклонениях происходящих с ним во время занятий, пользоваться полученной информацией. Учитывая тягу молодых людей ко всему новому, в том числе и источникам информации, в нашем случае это фитнес-трекеры, можно предположить, что повысится посещаемость занятий и, при правильном подходе, можно ждать улучшение состояния здоровья. Не секрет, что многие молодые люди имеющие какие-либо ограничения стараются быть закрытыми от остальных, комплексуют без повода, у части из них занижена самооценка, так как он не видит результата тех или иных действий направленных на улучшение своего здоровья. Наглядные результаты, отраженные на дисплее гаджета, позволят более объективно оценивать ситуацию, что, безусловно, скажется и на самооценке, в том числе и состояния здоровья. А при участии опытного преподавателя в виде консультаций и помощи в понимании тех или иных изменений происходящих в организме вызовет и терапевтический эффект.

Здесь рассмотрен только один, мельчайший эпизод как можно и нужно использовать «умные устройст» на занятиях студентов в группах ЛФК-СМГ. Наличие подобных устройст у молодых людей не только следящих за своим здоровьем не обсуждается. Минимальным набором функций обладают практически все смартфоны, приложения для работы доступны бесплатно. Нужно научить пользоваться, вызвать интерес, показать, что «модные игрушки» могут не только развлекать, но и поддерживать здоровье. Жизнь не стоит на месте и открывающиеся горизонты доступны, прежде всего, тем, кто умеет пользоваться настоящим. Ведь цель, которая стоит перед группами ЛФК-СМГ, помочь студентам, прежде всего с ограниченными возможностями здоровья, научиться управлять своим состоянием не обращая внимания на ограничения, а зачастую используя их себе во благо.

Литература

1. Ивановский Б.А. Здоровье и физическое развитие студенчества и задачи его физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1928. № 6. С. 11-26.

2. Айдаров, В.И. Формирование здорового образа жизни методом проэктно-развивающего подхода в учреждениях системы ВПО // Международный конгресс практиков инклюзивного образования: итоговые материалы / Под ред. Н.М. Прусс. - Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. С. 25-28.

3. Айдаров В.И., Никонова В.Г., Хайбуллина С.З. Формирование мотивации здорового образа жизни у студентов в системе высшего образования // Здоровьеформирующее образование: опыт, прогнозы, проблемы: материалы X Международной научно-практической конференции. Казань: Отечество, 2007. С. 453-455.

4. https://medgadgets.ru/shop/katalog/healthy.html

5. Агирова С.Х., Керефова З.В. Акмеологические аспекты профессионального развития личности студента в вузе // Акмеология: Спец. Выпуск. 2014. № 1-2. С. 21-22.

6. Апанасенко Г.Л., Волков В.В. К проблеме распределения студентов на медицинские группы для занятий физическими упражнениями // Теория и практика физкультуры. 1985. № 10. С. 45-47.

7. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-8.

8. F. Mukhametzyanova, E. Korjova, A. Gaysina. Subject characteristics of teachers' personality and work efficiency//turkish online journal of design art and communication. 2017. Vol.7, Is. P. 854--858.

Педагогические науки

9. Mukhametzyanova F., Khairutdinov R., Orazov D., Yarullina A., Gaysina A. Pedagogical facilitation in the development of the subject potential of future masters // Revista San Gregorio. 2017. Vol., Is.20. 124-130.

10. Khairutdinov R., Safin R., Korchagin E., Mukhametzyanova F., Fakhrutdinova A., Ni-kishina S. The Content of Educational Programs in Technical Universities: Quality of Applying the Modern Professional Standards (2019). International Journal of Instruction, 12(1), January 2019. Vol.12, No.1 pp 357-370http://www.e-iji.net/dosyalar/iji_2019_1_24.pdf

11. .Khairutdinov R., Antropova T., Golland O., Mukhametzyanova F., Yarullina A., Kari-mova L. Comparative perspectives on innovative development of russian economy: Influence of sustainable factors?//Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21, Is.3. https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-

85051579454&origin=inward&txGid=63d8341fccd8ea2f36ec67c7f0ac461( CKonyc)

12. https://mhealthcongress.ru/ru/article/nosimie-ustroystva-v-meditsine-sovremennie-gadgeti-dlya-zdorovya-95183 © M-Health Congress.

APPLICATION OF IT-TECHNOLOGIES IN CARRYING OUT THE STUDIES OF STUDENT GROUPS OF MEDICAL PHYSICAL CULTURE AND SPECIAL MEDICAL

GROUPS

Salakhova N.

natalia.diz@mail.ru

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. Classes of students in the groups of treated physical culture (LFK) or special medical groups (SMG) is a relevant issue for all universities. According to our approximate data, only 30% are engaged in the main group, while the percentage of students in the LFK-SMG groups reaches 40. The effectiveness of the classes and methods by which they are conducted is highly appreciated not only by the teachers, but also by the students themselves, who note the improvement in health, working capacity and therefore academic performance. But, as you know, the student years pass quickly and getting into adulthood, many useful skills acquired in the LFK-SMG groups are forgotten. Is it possible to make the skills and experience acquired in the university classes the beginning of a healthy lifestyle? Yes. In the article we tried to summarize how you can improve and facilitate classes, including LFK-SMG, using modern IT technologies in the classroom and involving "smart devices " in health control at all stages of life.

Keywords: exercise therapy, SMG, university, students, fitness trackers, health.

Сведения об авторе

Салахова Наталья Олеговна, учитель физической культуры, высшей квалификационной категории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Общеобразовательная школа-интернат «1Т-лицей», г. Казань, Россия. natalia.diz@mail.ru

Author of the publication

Natalya Salakhova, physical education teacher of the highest qualification category, Kazan Federal University, General boarding school "IT Lyceum", Kazan, Russia. natalia.diz@mail.ru

Дата поступления 15.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.