УДК 796.01:612 ББК 75.0 Ц 37
Цеева H.A.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Заболотний А.Г.
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, директор центра «Здоровье» Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: Za-bolotniy-toll @yandex. ru Чунтыжева З.И.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Ушхо Ю.Д.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Тхакумачева Ю.Б.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected]
Ценностные ориентации студентов высших учебных заведений в области физической культуры, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
(Рецензирована)
Аннотация. В целях получения необходимых сведений о ценностных ориентациях студенток специальных медицинских групп проведен анкетный опрос, отражающий отношение испытуемых к занятиям лечебной физической культурой и физическому воспитанию в целом. Проанализировано отношение студенток к занятиям по физическому воспитанию в условиях специальных медицинских групп методами наблюдения и анкетирования. Выделены основные группы целей и приоритетные мотивы студенток специальных медицинских групп в занятиях по лечебной физической культуре. Выявлено значение формирования ценностной ориентации на укрепление и сохранение здоровья и отношение к внеучебной физкультурной деятельности.
Ключевые слова: лечебная физическая культура, специальная медицинская группа, физическое здоровье, ценностные ориентации.
Tseeva N.A.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Zabolotniy A.G.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Physical Education Department, Director of the «Health» Centre, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Chuntyzheva Z.I.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Ushkho Yu.D.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Tkhakumacheva Yu.B.
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected]
Value orientations of students of higher education institutions in the field of physical culture, referred for health reasons to special medical group
Abstract To obtain necessary data on value orientation of student girls of special medical groups, we conducted a questionnaire survey reflecting the attitude of examinees to occupations of medical physical culture and physical training in general.
Keywords: medical physical culture, special medical group, physical health, value orientations.
Введение
Укрепление и сохранение здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи, а также профилактика заболеваний на сегодняшний день являются важными задачами, которые решаются с помощью лечебной физической культуры (ЛФК). Применение средств и методов лечебной физической культуры в практике занятий со студентами специальных медицинских групп (СМГ) тесно связано с государственным и научным развитием системы физического воспитания, так как физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важным фактором коррекции здоровья.
На данный момент следует отметить, что интенсификация образовательного процесса, гиподинамия, отсутствие режима питания, отдыха и др. факторов приводит к росту числа патологических заболеваний в среде студенческой молодежи. Таких студентов направляют для занятий физической культурой по состоянию здоровья в специальные медицинские группы, где используются средства и методы лечебно-профилактического характера для восстановления здоровья и работоспособности занимающихся в этих группах [1-4].
Формирование групп, содержание и продолжительность занятий должны зависеть от характера заболевания, его течения и частоты обострений; и комплектовать группы необходимо именно с этим учетом этого и в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся студентов. При этом физическая нагрузка не должна быть легкой, так как в таком случае физические упражнения не будут оказывать лечебно-тренирующего воздействия. Но и чрезмерная нагрузка может вызвать утомление и нанести значительный вред всему восстановительному процессу [5, 6]. Систематически и методически правильно организованные занятия лечебной физической культурой способствуют восстановлению и сохранению здоровья студентов, занимающихся в этих группах, предупреждению последствий патологического процесса и приспосабливают организм к возрастающим физическим нагрузкам. Ведущим методическим принципом построения процесса занятий в специальной медицинской группе является принцип индивидуальности [7-9]. Однако его практическая реализация только на основе данных медицинского осмотра без учета мотивационно-ценностной сферы не позволяет достичь желаемого эффекта.
Обсуждение результатов исследования
В целях получения необходимых сведений о контингенте студенток специальных медицинских групп, уровне физической подготовленности, отношении к занятиям лечебной физической культурой и физическому воспитанию в целом, нами проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 120 студенток Адыгейского государственного университета в возрасте 17-22 лет. Все испытуемые по состоянию здоровья на основании медицинского заключения относятся к специальной медицинской группе и занимаются в группах ЛФК. Студенты должны были ответить на 25 интересующих нас вопросов анкеты.
В результате анкетного опроса выявили, что только 30,8% студентов занимались до поступления в ВУЗ в основной группе, 35,9% студентов занимались в специальных медицинских группах, 25,8% студентов были полностью освобождены от уроков физического воспитания в общеобразовательной школе и нигде не занимались.
В таблице 1 приводятся результаты исследования, характеризующие опыт занятий физическими упражнениями студенток специальных медицинских групп, занимающихся в группах ЛФК.
Наиболее распространенными патологиями, встречающимися у студенток, занимающихся в группах ЛФК, являются заболевания опорно-двигательного аппарата
(28,3%), к часто встречающимся заболеваниям относятся заболевания сердечнососудистой системы (24,2%), органа зрения (22,5%), нервной системы (11,7%). Это подтверждается результатами первоначального углубленного медицинского осмотра.
Таблица 1
Опыт занятий физическими упражнениями студенток специальных медицинских групп, занимающихся в группах ЛФК (п=120)
Вопросы анкеты и варианты ответов Количество (120) %
1. Занимались ли Вы в школе физической культурой, в какой группе, самостоятельно (вне школы) спортом или просто физическими упражнениями?
1) Да (в основной группе). 37 30,8
2) Да (в специальной). 43 35,9
3) Нет (освобождение). 31 25,8
4) Физическими упражнениями (вне школы). 9 7,5
2. Как Вы оцениваете состояние своего физического здоровья?
1) Отличное. 2 1,7
2) Хорошее. 51 42,5
3) Удовлетворительное. 60 50
4) Неудовлетворительное. 7 5,8
3. Как Вы оцениваете уровень своей физической подготовленности?
1) Отличный. 3 2,5
2) Хороший. 43 35,8
3) Удовлетворительный. 58 48,3
4) Неудовлетворительный. 16 13,3
4. Верите ли Вы в то, что систематические занятия физическими упражнениями могут оказать положительное влияние на Ваше здоровье?
1) Да. 113 94,2
2) Нет. - -
3) Не знаю. 7 5,8
5. Убеждались ли Вы на своем личном опыте в пользе занятий физическими упражнениями для Вашего здоровья?
1) Да. 102 85
2) Нет. 7 5,8
3) Не знаю. 11 9,2
6. Что для Вас важнее: здоровье или профессиональная ка рьера, успешность в жизни?
1) Здоровье. 63 52,5
2) Скорее здоровье, чем карьера и успех. 26 21,7
3) Карьера и успех. 9 7,5
4) Скорее карьера и успех, чем здоровье. 1 0,8
5) Не знаю. 21 17,5
7. Можно ли суверенностью сказать, что Вы бережно относитесь к своему здоровью?
1) Да. 39 32,5
2) Нет. 66 55
3) Не знаю. 15 12,5
8. Сколько раз в неделю в среднем Вы занимаетесь физическими упражнениями индивидуально или в составе какой-либо организованной группы (не считая академических часов по учебному расписанию)?
1)5 раз и больше. 9 7,5
2) 3-4 раза. 35 29,2
3) 1-2 раза. 59 49,2
4) Не занимаюсь. 17 14.2
9. Переживаете ли Вы чувство удовлетворения непосредственно от физических упражнений («радость движения») независимо от достигаемых результатов?
1) Да. 86 71,7
2) Нет. 14 11,7
3) Не знаю. 20 16,7
Согласно медицинскому обследованию все эти студентки были отнесены к специальной медицинской группе, хотя около 30% из них в школе занимались в основной группе. Объясняется это недостаточной постановкой врачебно-медицинского контроля среди учащейся молодежи. Именно поэтому студентки необъективно оценивают состояние своего физического здоровья, считая его хорошим (35,8%), удовлетворительным (48,3%), неудовлетворительным (13,3%). Лишь 2,5% оценивают свое здоровье как отличное.
Наряду с этим подавляющее большинство студенток - более 94,2% - относятся к физическим упражнениям как к действенным средствам укрепления и сохранения здоровья. 85% приходит к таким заключениям исходя из собственного опыта. Только небольшая доля испытуемых, 5,8%, полагает, что занятия физическими упражнениями не могут существенно повлиять на здоровье человека или оказывают на него несущественное воздействие.
Ответы на вопрос: «Что для Вас важнее, здоровье или профессиональная карьера, успешность в жизни?» - отражают отношение студенток к здоровью как к ценности. Как видно, для 52,5% здоровье является более приоритетным, и всего 7,5% делают однозначный выбор в пользу деловой карьеры.
Осознавая высокую оздоровительную значимость физических упражнений, только 32,5% испытуемых бережно относятся к своему здоровью, 55% отличаются небрежным отношением к сохранению и укреплению здоровья, 12,5% затрудняются ответить. Это свидетельствует о том, что осознание, понимание и переживание значимости здоровья как ценности для части испытуемых не воплощается в практических действиях и поступках.
Обращает внимание, что 14,2% студенток не занимаются физическими упражнениями самостоятельно, почти половина испытуемых занимается от случая к случаю -1-2 раза в неделю (49,2%). То, что большая часть студенток не занимаются физическими упражнениями, является тревожным фактом, учитывая, что они является наиболее действенным «лекарством» от имеющихся у них заболеваний.
В качестве основной причины отказа от занятий физическими упражнениями значительная часть испытуемых (62,5%) называет недостаточность свободного времени, 35,8% не могут удержаться от «соблазна» поваляться на диване, регулярно занимаются лишь 0,8%.
В таблице 2 приводятся результаты исследования, характеризующие отношение студенток к учебным занятиям по лечебной физической культуре.
Занятиями по ЛФК удовлетворены 97,5% студенток, посещая учебные занятия по ЛФК, 90,8% приобрели творческий опыт рационального использования физических упражнений для восстановления и укрепления здоровья, улучшения телосложения, физического совершенствования.
Если занятия по ЛФК были бы не обязательными для посещения, то 69,2% все равно посещали бы по возможности все занятия, 5% не посещали бы. Если бы предложили на выбор написать реферат вместо того, чтобы посещать учебные занятия по ЛФК, то 72,5% не согласились бы, а 15% студентов согласились бы с этим предложением. Наибольшее количество студентов - 78,3% - ставят перед собой цель укрепить и сохранить здоровье, 27,5% - научиться извлекать из каждого занятия что-то полезное для себя. Самоконтроль своих действий на занятиях всегда осуществляют 46,7% опрошенных, иногда - 25%. На вопрос, какие задания больше всего нравятся, мнения респондентов разделились примерно одинаково, но менять ничего бы не стали 99,2%; 0,8% увеличили бы нагрузку.
Таблица 2
Отношение студенток к учебным занятиям по лечебной физической культуре (и= 120)
Вопросы анкеты и варианты ответов п %
Удовлетворены ли Вы тем, как проводятся учебные занятия по ЛФК?
1) Да. 117 97,5
2) Нет. 1 0,8
3) И да, и нет. 2 1,7
Можете ли Вы сказать о себе, что, посещая учебные занятия по ЛФК, приобрели творческий опыт рационального использования физических упражнений для укрепления здоровья, улучшения телосложения, физического совершенствования?
1) Да. 109 90,8
2) Нет. 3 2,5
3) Не знаю. 8 6,7
Если занятия по ЛФК были бы не обязательными для посещения, то Вы:
1) Все равно посещали бы по возможности все занятия. 83 69,2
2) Посещали бы изредка, когда появлялось желание подвигаться. 31 25,8
3) Не посещали бы. 6 5
Если бы Вам предложили на выбор написать реферат вместо того, чтобы посещать учебные занятия по ЛФК, то Вы:
1) Согласились с этим предложением. 18 15
2) Не согласились. 87 72,5
3) Не смогли бы ответить однозначно. 15 12,5
Выводы
Подводя итоги исследования студенток, занимающихся в группах ЛФК при традиционных подходах к физическому воспитанию, можно отметить, что:
• поступление в высшее учебное заведение выпускника общеобразовательной школы, не овладевшего ценностями физической культуры на уровне, соответствующем этапу онтогенеза, приводит к необходимости одновременного устранения пробелов и реализации задач высшего образования в области физической культуры в условиях продолжающегося ограничения его двигательных возможностей. Современная система школьного образования оказывает негативное воздействие на физическое здоровье, что проявляется в росте количества учащихся, переведенных в специальные медицинские группы;
• в результате двигательной депривации вследствие болезни в школьном возрасте происходит снижение биологической (недостаточный уровень физической подготовленности, снижение физической работоспособности и т.п.) и социальной (недопонимание ценностей физической культуры, незнание способов применения физических упражнений и т.п.) составляющих адаптационных возможностей;
• большинство студенток считает, что их здоровье и физическая подготовленность находятся на удовлетворительном и неудовлетворительном уровнях, при этом для каждой второй студентки здоровье является более высокой ценностью, чем профессиональная карьера;
• более 94% студенток относятся к физическим упражнениям как к действенным средствам укрепления и сохранения здоровья, при этом осознание, понимание и переживание значимости здоровья как ценности для части испытуемых не воплощается в практических действиях и поступках;
• подавляющее большинство студенток не занимаются физическими упражнениями самостоятельно, хотя отмечают, что им нравится проводить свободное время в занятиях физическими упражнениями; в качестве основной причины отказа от занятий приводится недостаточность свободного времени;
• одним из ведущих мотивов занятия физическими упражнениями выступает переживание чувства удовлетворения от двигательной активности, «радость движения»;
• большинство студенток не имеют опыта занятий физическими упражнениями и не проявляют интереса к расширению и углублению своих знаний. От преподавателя зависит восприятие студентами физических упражнений, в первую очередь, не как физической нагрузки, а как оздоровительного средства и осознание необходимости регулярных занятий, направленных на поддержание высокой работоспособности и укрепление функциональных возможностей организма.
Примечания:
1. Алекперова А.К., Дмитриева Н.Г, Пученок И.А. Организация и формы работы по физическому воспитанию студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Вопросы физического воспитания студентов. Л.: ЛГГШ, 1999. С. 3-19.
2. Алиев М.Н., Аксенов В.П. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем. Тула, 1999.189 с.
3. Демин А.К., Демина И.А. Как нам защитить здоровье новых поколений детей, подростков и молодежи — стратегическое достижение России // Образование в области здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: материалы Всерос. форума по политике в области общественного здоровья. М., 2006. С. 6-22.
4. Цеева H.A. Формирование базовой физической культуры личности студенток на занятиях в специальных медицинских группах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2009.24 с.
5. Белобородова В.В. Организация и методика проведения занятий со студентами в группах ЛФК. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. 39 с.
6. Кагггелин А.Ф. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. М.: Медицина, 1995.400 с.
7. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики: метод, пособие / Перм. гос. пед. ун-т; сост. Н.Р. Горбунов. Пермь, 1998. 36 с.
8. Щепотов М.М., Садовский В.В., Вдовин М.В. Методические подходы к проведению занятий со студентами по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах: учеб. пособие. Пенза: Пензенская ГАС А. 1999. 87 с.
9. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. 2003. № 6. С. 178-185.
References:
1. Alekperova A.K., Dmitrieva N.G., Puchenok I.A. The organization and forms of work in the physical education of students having health deviations // Problems of Students' Physical Education. L.: LGGSh, 1999. P. 3-19.
2. Aliev M.N., Aksenov V.P. Physical education of students with impaired health. Tula, 1999. 189 pp.
3. Demin A.K., Demin I.A. How to protect the health of new generations of children, teenagers and young people - the strategic achievement of Russia // Education in the field of health among children, teenagers and young people in Russia: proceedings of the Russia Forum in the policy in the field of public health. M., 2006, P. 6-22.
4. Tseeva N.A., Tseeva N.A., Ushkho T.A. Formation of the basic physical training of female students at lessons in special medical groups: diss, abstract for the cand. of pedagogy degree. Maikop, 2009.24 pp.
5. Beloborodova V.V. Organization and methods of conducting classes with students in the physical therapy groups. Maikop: ASU Publishing House, 2004. 39 pp.
6. Kaptelin A.F. Physical therapy in the system of medical rehabilitation. M.: Medicine, 1995. 400 pp.
7. Medical physical culture. Exemplary complexes of exercises of medical gymnastics: a manual / Perm State Ped. Univ.; comp. by N.R. Gorbunov. Perm, 1998. 36 pp.
8. Shchepotov M.M., Sadovskiy V.V., Vdovin M.V. Methodological approaches to conducting classes of physical therapy with students in special medical groups: a manual. Penza: Penza GASA. 1999. 87 pp.
9. Korolev S.L. The value orientation of modern youth // Philosophy of Education. 2003. No. 6. P. 178-185.