УДК 796.01:378 ББК 75.0 М 86
Цеева Нана Ахмедовна
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Заболотний Анатолий Геннадиевич
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, директор центра «Здоровье» Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Золотцева Елена Викторовна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Чунтыжева Зарет Исмаиловна
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государ-ственногоуниверситета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Тхакумачева Юлия Борисовна
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: [email protected]
Мотивы физкультурно-оздоровительной деятельности студентов специальной медицинской группы
(Рецензирована)
Аннотация. Дан анализ материалов опросов студентов на предмет отношения к занятиям физическими упражнениями и к двигательной активности в условиях специальных медицинских групп (СМГ) и к самостоятельной физкультурной деятельности. Выявлены интересы, потребности, мотивы студентов, занимающихся в группах лечебной физической культуры, и их отношение к образу жизни и здоровью в целом.
Ключевые слова: лечебная физическая культура, студенты, физическое здоровье, специальная медицинская группа, мотивация.
Tseeva Nana Akhmedovna
Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Zabolotniy Anatoliy Gennadievich
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Physical Education Department, Director of the Health Center, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Zolotseva Elena Viktorovna
Senior Lecturer of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Chuntyzheva Zaret Ismailovna
Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected] Tkhakumacheva Yuliya Borisovna
Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: [email protected]
Motives of sports and health improving activity of students of special medical group
Abstract. The paper provides the analysis of materials of students' polls regarding the attitude to occupations by physical exercises and physical activity in special medical groups (SMG) and to independent sports activity. Interests, requirements, motives of the students who are engaged in groups of medical physical culture and their attitude to a way of life and health as a whole are revealed.
Keywords: medical physical culture, students, physical health, special medical group, motivation.
Введение
Известно, что состояние физического здоровья студентов ВУЗов из года в год ухудшается. По оценкам специалистов, в настоящее время до 90% абитуриентов, поступающих в ВУЗы, уже имеют различные отклонения в здоровье и хронические заболевания, у 31% абитуриентов выявлено по две, а иногда и по три патологии, 40% из них нуждаются в занятиях
лечебной физической культуой (ЛФК) [1, 2].
Одна из причин ухудшения здоровья у учащейся молодежи связана с тем, что с повышением требований к учебной деятельности снижается объем двигательной активности, а с поступлением в ВУЗ меняется образ жизни, характер питания, увеличиваются психоэмоциональные перегрузки. Все это влечет за собой целый ряд отклонений в состоянии здоровья, способствует прогрессированию имеющегося заболевания и ухудшению состояния здоровья в целом. Особенно остро эта проблема стоит для студентов с отклонением в состоянии здоровья, имеющих хронические заболевания и низкий уровень физического развития [3].
В Адыгейском государственном университете в начале каждого учебного года, по данным медицинского обследования, студенты, имеющие различную степень нарушений функций организма, хронические заболевания или слабое физическое развитие, направляются в специальную медицинскую группу (около 35,5-40,5%) от общего количества студентов. Из них 19,8-22% студентов занимаются в группах ЛФК [4].
Занятия проводятся с учетом индивидуального здоровья и направлены на улучшение физического развития и подготовленности, на коррекцию приобретенных нарушений, предупреждение обострений заболевания, восстановление здоровья и трудоспособности занимающихся в этих группах.
Цель исследования: изучить интересы, потребности и мотивы занимающихся физическими упражнениями студентов специальных медицинских групп.
Организация и методика проведения исследования
Исследование проводилось на кафедре физического воспитания Адыгейского государственного университета, в котором приняли участие 126 студентов в возрасте от 18 до 24 лет. Все испытуемые по состоянию здоровья на основании медицинского заключения относились к СМГ и занимались в группах ЛФК.
Анкета включала следующие вопросы: занимались ли в школе физической культурой, в какой медицинской группе, или занимались самостоятельно физическими упражнениями (не считая академических часов по учебному расписанию); часто ли болеют простудными заболеваниями, соблюдают ли зрительный режим при работе за компьютером; имеют ли вредные привычки; с желанием или по необходимости посещают занятия по лечебной физической культуре; считают ли они, что приобретенные знания, навыки, умения в занятиях по лечебной физической культуре пригодятся им в дальнейшей жизни для сохранения и поддержания здоровья.
Результаты исследования и обсуждения
Известно, что студенты специальных медицинских групп из-за слабого физического здоровья и хронических заболеваний освобождались от занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе, в результате чего они не постигают базовых ценностей физической культуры, не имеют практических навыков техники выполнения даже самых простых упражнений. Это подтверждается проведенным опросом.
Ответ на вопрос «Занимались ли в школе физической культурой, если нет, то в какой медицинской группе?» показал, что только 21,4% студентов занимались до поступления в ВУЗ в основной группе, 25,4% занимались в специальной медицинской группе, 28,5% были полностью освобождены от уроков физического воспитания в общеобразовательной школе и нигде не занимались (табл. 1).
Из всех опрошенных 53,2% респондентов болеют простудными заболеваниями более двух раз в год, 20,6% болеют 3 раза в год, 25,4% болеют 4 раза в год.
Большая часть студентов, 47,6%, проводят за компьютером до двух часов в день, 42,9% - от двух до шести часов в день, 10% - все свободное время. При работе за компьютером лишь 38% студентов соблюдают зрительный режим, иногда соблюдают - 50,1% студентов.
Данные по вопросу о самостоятельных занятиях физическими упражнениями (не считая академических часов по учебному расписанию) представлены в таблице 2.
Выяснилось, что (24,6%) студенток не занимаются физическими упражнениями самостоятельно, почти половина испытуемых занимается от случая к случаю 1-2 раза в неделю (45,2%) (табл. 2).
Таблица 1
Данные по вопросу о занятиях физической культурой в школе Основной, т.к. не было специальной (3,9790) Подготовительной (17,469 о) Основной (21,439 о) Специальной (25,409 о) Был освобождён(28,579о)
0,00% 5,009о 10,00% 15,009о 20,00% 25,00% 30,00%
Таблица 2
Данные по вопросу о самостоятельных занятиях физическими упражнениями
5 раз и больше(6,359о)
3-4раза (23,81%)
1-2раза (45,249о)
Не занимаюсь (24,60%)
0,00% 5,009о 10,009о15,009о20,009о25,009о30,009о35,009о40,009о45,009о50,009о
То, что студенты специальных медицинских групп игнорируют занятия физическими упражнениями, является тревожным фактом, если принять во внимание, что физическая культура является наиболее действенным «лекарством» от имеющихся у них заболеваний. Как известно, регулярные, дозированные физические нагрузки способствуют нормализации двигательных процессов, помогают восстановить сниженные функции организма.
Большинство студентов знают неблагоприятное воздействие вредных привычек на организм, поэтому сознательно ведут здоровый образ жизни (84,9%).
На вопрос «Что может Вас заставить не бросать занятия физической культурой?» участники опроса ответили:
- желание сохранить здоровье на протяжении всей жизни (71,4%);
- желание иметь полноценную семью и здоровых детей (39,7%);
- приобретение дополнительной уверенности в себе (27%) (табл. 3).
Таблица 3
Данные по вопросу о мотивации занятиями физической культурой Желание быть похожим на других (4,76%) Приобретение дополнительной уверенности в себе (27%) Желание иметь полноценную семью и здоровых детей (39,7%) Желание сохранить здоровье на протяжении всей жизни (71,4%)
0,00°о 10X)0,\.20.üi>,.)i0.00o.:.4ü 00(Ч.?0.0(Ро60лК),^Г(>л)й,\.80.0(>,1:.
Данные по вопросу, с желанием или по необходимости посещают студенты занятия по лечебной физической культуре, представлены в таблице 4. Выяснилось, что только малая часть занимающихся студентов ходят на занятия, чтобы получить зачет (9,5%), основная (84,9%) - посещают занятия с большим желанием, что подтверждается журналом посещаемости занятий (студенты пропускают занятия только по уважительной причине).
На вопрос считают ли они, что знания по лечебной физической культуре пригодятся им в дальнейшей жизни для сохранения и поддержания здоровья, однозначно положительно ответили (92,8%) студентов (табл. 5).
Таблица 4
Данные по вопросу об отношении студентов к занятиям физической культурой С желанием (см. ниже) (84,929 о)
По необходимости, чтобы получить зачёт (9,529 о)
Стараюсь всячески избегать
0% 10% 209о 30% 409о 509о 60% 70% 80% 90%
Таблица 5
Данные по вопросу о роли занятий физической культурой
Да (92,86° о) Нет (0.79%) Не знаю (3,97%)
0,00% 10,00°о 20,00°о 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00°о100,00°о
Выводы
Из проведенного исследования получены следующие результаты:
1. Известно, что студенты специальных медицинских групп из-за слабого физического здоровья и хронических заболеваний освобождаются от занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе. Поступление в высшее учебное заведение выпускника общеобразовательной школы, не овладевшего ценностями физической культуры на уровне, соответствующем этапу онтогенеза, приводит к необходимости одновременного устранения пробелов и реализации задач высшего общего образования в области физической культуры в условиях продолжающегося ограничения его двигательных возможностей. Современная система школьного образования оказывает негативное воздействие на физическое здоровье учащихся, что проявляется в росте количества учащихся, переведенных в специальные медицинские группы. Как видно из опроса, только 21,4% студентов занимались до поступления в ВУЗ в основной группе, 25,4% студентов занимались в специальных медицинских группах, 28,5% были полностью освобождены от уроков физического воспитания и нигде не занимались.
2. Большинство студентов знают неблагоприятные воздействия вредных привычек на организм, поэтому сознательно ведут здоровый образ жизни (84,9%) и понимают, что занятия физической культурой помогут им сохранить здоровье на протяжении всей жизни.
3. Результаты исследования данной проблемы свидетельствуют, что систематические и методически правильно организованные занятия совершенствуют адаптацию организма к физическим нагрузкам. Овладение студентами методами использования ценностей физической культуры для формирования и совершенствования своего физического, духовного и социального здоровья должно стать целью образовательной системы ВУЗа.
Примечания:
1. Осетрина Д.А., Семенова В.В. Причины ухудшения состояния здоровья студентов // Молодой ученый. 2017. № 13. С. 649-651.
2. Чермит К. Д. Университетская среда и здоровье участников образовательного процесса // Высшее образование в России. 2011. № 2. 60 с.
3. Чермит К.Д., Шаханова А.В., Хасанова Н.Н. Физиологические аспекты адаптации детей и подростков к различным образовательным и физкультурно-оздоровительным технологиям // Валеоло-гия. 2003. № 4. С. 9-11.
4. Цеева Н.А. Методика проведения занятий по физической культуре со студентами, отнесенными по состоянию здоровья в группу ЛФК: учеб.-метод. пособие. Майкоп, 2014. 47 с.
References:
1. Osetrina D.A., Semyonova V.V. Reasons for students' health deterioration // The Young Scientist. 2017. No. 13. P. 649-651.
2. Chermit K.D. University environment and health of participants of the educational process // Higher Education in Russia. 2011. No. 2. 60 pp.
3. Chermit K.D., Shakhanova A.V., Khasanova N.N. Physiological aspects of the adaptation of children and adolescents to various educational and physical culture and health technologies // Valeology. 2003. No. 4. P. 9-11.
4. Tseeva N.A. Methods of organizing physical culture classes with students classified for health in the physical therapy group: a manual. Maikop, 2014. 47 pp.