Научная статья на тему 'Функциональные нарушения коленных суставов студентов, занимающихся в специальных медицинских группах'

Функциональные нарушения коленных суставов студентов, занимающихся в специальных медицинских группах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА / КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / СТУДЕНТЫ / КОЛЕННЫЙ СУСТАВ / PHYSIOTHERAPEUTIC EXERCISES / BONE AND MUSCULAR SYSTEM / MUSCULOSKELETAL DEVICE / STUDENTS / KNEE JOINT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цеева Нана Ахмедовна, Заболотний Анатолий Геннадиевич, Корохова Нафсет Асхадовна, Шепель Светлана Петровна, Мирза Мурат Юнусович

Рассмотрены нарушения костно-мышечного механизма работы коленного сустава, представлены результаты исследования состояния коленных суставов (наличие щелчков и хруста) у студентов специальной медицинской группы. Обоснована направленность использования средств лечебной физкультуры для восстановления двигательной активности и нормализации нарушенных функций в коленных суставах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цеева Нана Ахмедовна, Заболотний Анатолий Геннадиевич, Корохова Нафсет Асхадовна, Шепель Светлана Петровна, Мирза Мурат Юнусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional violations of knee joints at students engaged in special medical groups

In this study,violations of the bone and muscular mechanism of work of a knee joint are considered. Results of a research of a condition of knee joints (existence of clicks and a crunch) at students of special medical group are presented. A substantiation is given of use of means of physiotherapeutic exercises to restore physical activity and normalize the broken functions in knee joints.

Текст научной работы на тему «Функциональные нарушения коленных суставов студентов, занимающихся в специальных медицинских группах»

УДК 796.01:616.728.3-053.7 ББК 75.0 Ф 94

Цеева Нана Ахмедовна

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: nanatseeva@mail.ru Заболотний Анатолий Геннадиевич

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, директор центра «Здоровье» Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: Zabolotniy-tol1 @yandex.ru

Корохова Нафсет Асхадовна

Кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой безопасности жизнедеятельности института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Майкоп, e-mail: nafisetkorohova@mail.ru Шепель Светлана Петровна

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания экономического ВУЗа (РЭУ им. Г.В. Плеханова), Москва, e-mail: yoga-s@mail.ru Мирза Мурат Юнусович

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983

Функциональные нарушения коленных суставов студентов, занимающихся в специальных медицинских группах

(Рецензирована)

Аннотация. Рассмотрены нарушения костно-мышечного механизма работы коленного сустава, представлены результаты исследования состояния коленных суставов (наличие щелчков и хруста) у студентов специальной медицинской группы. Обоснована направленность использования средств лечебной физкультуры для восстановления двигательной активности и нормализации нарушенных функций в коленных суставах.

Ключевые слова: лечебная физкультура, костно-мышечная система, опорно-двигательный аппарат, студенты, коленный сустав.

Tseeva Nana Akhmedovna

Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: nanatseeva@mail.ru Zabolotniy Anatoliy Gennadievich

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Physical Education Department, Director of the Health Center, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: Zabolotniy-tol1@yandex.ru Korokhova Nafset Askhadovna

Candidate of Sociology, Associate Professor, Head of Department of Life Safety of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University, Maikop, e-mail: nafisetkorohova@mail.ru

Shepel Svetlana Petrovna

Associate Professor, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department of G.V. Plekhanov Russian Economic University, Moscow, e-mail: yoga-s@mail.ru

Mirza Murat Yunusovich

Senior Lecturer of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983

Functional violations of knee joints at students engaged in special medical groups

Abstract. In this study,violations of the bone and muscular mechanism of work of a knee joint are considered. Results of a research of a condition of knee joints (existence of clicks and a crunch) at students of special medical group are presented. A substantiation is given of use of means of physiotherapeutic exercises to restore physical activity and normalize the broken functions in knee joints.

Keywords: physiotherapeutic exercises, bone and muscular system, musculoskeletal device, students, knee joint.

Введение

Общая динамика болезней опорно-двигательного аппарата (ОДА), согласно официальной статистике, последние десятилетия прогрессирует. При этом проблема нарушения функций коленного сустава занимает в этой статистике одну из ведущих позиций. Среди причин, приводящих к распространению заболеваний суставов, ведущую роль занимает малоподвижный образ жизни. Это связано со снижением необходимости перемещаться в поиске ин-

формации (все стало доступно с помощью Интернета). Сегодняшняя молодежь мало двигается, большую часть времени проводит в положении сидя с согнутыми, а то и скрещенными ногами за техническими устройствами, что является небезопасным для суставов ног и всего опорно-двигательного аппарата. Являясь анатомически уязвимым, опорно-двигательный аппарат легко повреждается при перенапряжении и подвержен различным воспалительным заболеваниям и дегенеративным изменениям [1, 2].

Настораживает проявление данных негативных процессов среди студенческой молодежи, поэтому важно как можно раньше установить признаки патологических изменений и перенапряжений тканей, образующих коленный сустав.

Обязательным компонентом в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппа-ратаявляется лечебная физкультура, в основе которой лежат физические упражнения, направленные на нормализацию нарушенных функций, стимуляцию механизмов естественного восстановления сустава, предупреждение развития атрофий и дегенеративных изменений коленного сустава.

Цель исследования: установить нарушения функционального состояния коленных суставов студентов специальных медицинских групп и обосновать целесообразность введения в учебные занятия специальных комплексов лечебной физической культуры (ЛФК).

Организация и методика исследования

Исследование проводилось на кафедре физического воспитания Адыгейского государственного университета, в котором участвовали 128 студенток в возрасте от 18 до 22 лет. Все испытуемые по состоянию здоровья на основании медицинского заключения относились к специальной медицинской группе и занимались в группах ЛФК.

В основе занятий по ЛФК лежат физические упражнения, направленные на:

- нормализацию нарушенных функций коленного сустава;

- повышение эластичности связочного аппарата колена;

- укрепление мышечных групп бедра и голени, участвующих в процессе двигательной активности коленного сустава;

- нормализацию кровообращения, в результате чего улучшается обмен веществ, восстанавливаются клетки хрящевой ткани;

- стимуляцию механизмов естественного восстановления сустава.

Со всеми студентами проводилась беседа о необходимости и полезности ежедневной двигательной активности и значимости правильной техники выполнения упражнений для профилактики заболеваний коленных суставов, ее назначении для жизненно важных систем организма и для здоровья в целом.

Занимающимся студентам рекомендовалось выполнять упражнения по мере их физических возможностей, при необходимости упрощая исходные или конечные положения, а также расслабляться во время выполнения упражнений.

Комплекс специальных корригирующих упражнений включался во все части занятия и был разработан таким образом, чтобы их сложность и дозировка постепенно возрастали от занятия к занятию:

- комплекс упражнений, направленный на профилактику и укрепление коленных суставов;

- комплекс со специальными подводящими упражнениями для обучения правильной технике приседаний;

- комплекс упражнений, направленных на нормализацию функции коленных суставов и опорно-двигательного аппарата в целом;

- комплекс упражнений, направленных на растягивание связок и мышц коленных суставов;

- комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц ног передней и задней поверхностей бедра, больших и средних ягодичных мышц.

Регулярное выполнение специальных комплексов упражнений улучшает кровообращение и питание в больном суставе, снижает мышечный тонус, восстанавливает гибкость, увеличивает объем движений в суставе, уменьшает боль и тем самим оказывает положительное воздействие на опорно-двигательный аппарат и на весь организм в целом [3].

Результаты исследования и их обсуждение

На начальном этапе исследования провели анкетирование и опрос. Опросник включал вопросы, позволяющие субъективно определить состояние коленных суставов занимающихся студентов:

- наличие болей в коленных суставах;

- наличие болезненных или дискомфортных состояний в коленных суставах;

- щелчки, потрескивания в суставах при выполнении первых приседаний.

Также выявлялась двигательная активность студентов в виде занятий различными видами спорта самостоятельно, так как в группах занимались студенты со спортивными травмами коленных суставов.

Визуальная диагностика проводилась на основе выполнения упражнения «приседание».

Оценивались такие параметры, как:

- недостаточное сгибание в коленях - невозможность сесть глубже;

- чрезмерное выдвижение таза назад;

- скручивание в пояснице;

- наличие болей и дискомфорта в коленях во время приседаний;

- появление хруста (треска) при выполнении первых приседаний.

Тестовые упражнения и движения подразумевали выполнение пассивных и активных движений (сгибание-разгибание в коленных суставах в положении лежа), пальпация скольжения надколенника [4, 5].

Как показывают результаты опроса, наличие болей в коленных суставах испытывают 36,7%, при этом наличие болезненных или дискомфортных состояний отмечают 41,4%, а при выполнении первых приседаний щелчки в суставах отмечают еще больше, 76,6% занимающихся студентов. Из общего числа исследованных студентов 20,3% в прошлом имели травмы ног, самостоятельно занимались физической культурой (спортом) в школьный период лишь 13,2% респондентов.

Учитывая, что из-за ограничения двигательной активности и длительного щадящего режима у данной категории студентов снижены адаптационные способности, то при незначительном перенапряжении в виде легких физических нагрузок на занятиях физической культурой нетренированные суставы легко повреждаются и подвержены различным травмам.

При выполнении тестового упражнения «приседания» у студентов наблюдались разные нарушения в опорно-двигательном аппарате:

а) невозможность сесть глубже (недостаточное сгибание в коленях);

б) чрезмерное выдвижение таза в стороны и назад;

в) нарушение физиологических изгибов позвоночника;

г) наличие болей и дискомфорта в области коленных суставов;

д) появление хруста (треска) при выполнении первых приседаний.

Аналогичное исследование было проведено на учебных занятиях по физическому воспитанию со студентами экономического ВУЗа (РЭУ им. Г.В. Плеханова), где приняли участие 43 студента (на занятиях одновременно занимаются студенты основной, подготовительной и специальной медицинской групп). По данным проведенного исследования, как отмечают авторы, 16% опрошенных студентов испытывают боли в коленных суставах, при этом о наличии дискомфорта упоминают 30%. Щелчки, хруст при движениях отмечают почти половина испытуемых - 46,5%, а звуковые эффекты в приседаниях - 80% респондентов [6].

Мы сравнили наши результаты с данными ответами опроса студентов экономического ВУЗа и пришли к выводу, что выявление функциональных нарушений в коленных суставах в ходе занятий у студентов является необходимым. Это позволяет применить дифференцированный подход к проведению занятий и подбору физических упражнений, направленных на нормализацию нарушенных функций сустава, предупреждению развития патологического процесса и в целом приспосабливает организм к возрастающим физическим нагрузкам.

Выводы

1. Проведенное исследование показывает, что выявление функциональных нарушений в коленных суставах в процессе занятий позволяет применить дифференцированный подход

и эффективно подобрать нагрузку, направленную на нормализацию нарушенных функций сустава и предупреждению развития атрофий и дегенеративных изменений.

2. В ходе исследования установлено, что 36,7% исследованных студентов испытывали боли в коленных суставах, наличие болезненных или дискомфортных состояний у 41,4%, щелчки при выполнении первых приседаний отмечают 76,6%, травмы ног у 20,3% исследованных студентов.

3. При проведении занятий со студентами, имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате, важны профилактические мероприятия, направленные на нормализацию нарушенных функций связочного аппарата колена и хрящевой ткани, стимуляцию механизмов естественного восстановления коленного сустава, укреплению мышечных групп бедра и голени и на профилактику контрактур.

4. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют, что при разработке индивидуальных коррекционно-профилактических мероприятий необходимо учитывать характер и тяжесть травмы, стадию патологического процесса, физическое состояние и физическую подготовку студентов, двигательные и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Рекомендации

1. Необходимость информационно-образовательных бесед о важности двигательного режима в профилактике заболеваний ОДА.

2. Обучение комплексу упражнений, способствующему профилактике заболеваний коленных суставов.

3. Обучение правильной технике выполнения как тренировочных упражнений, так и тестовых.

4. Применение в учебно-тренировочных занятиях комплексов специальных подводящих упражнений, направленных на подготовку к безопасному выполнению тестовых заданий.

5. Укрепление мышц ног передней и задней поверхностей бедра, больших и средних ягодичных мышц как основных стабилизаторов коленного сустава.

Примечания:

1. Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. Вып. 6. С. 28-33.

2. Иванова Г. Д. Патологические состояния опорно-двигательного аппарата у студентов и их профилактика // Концепт. 2014. № 08 (август). Гос. рег. Эл. № ФС 77-49965.

3. Чермит К.Д., Шаханова А.В., Хасанова Н.Н. Физиологические аспекты адаптации детей и подростков к различным образовательным и физкультурно-оздоровительным технологиям // Валеоло-гия. 2003. № 4. С. 9-11.

4. Цеева Н.А., Хакунова М.М., Исаков О.И. Методика проведения занятий по физической культуре со студентами, отнесенными по состоянию здоровья в группу ЛФК: учеб.-метод. пособие. Майкоп, 2014. 47 с.

5. Технология применения средств лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе / Н.А. Цеева, А.Г. За-болотний [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Естественно-математические и технические науки. 2017. Вып. 4 (211). С. 136-139. иКЬ: http://vestnik.adygnet.ru

6. Шепель С.П., Макаренкова Т.И., Внукова Е.Ю. Особенности занятий со студентами СМГ в рамках учебных занятий // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 1. С. 107-114.

References:

1. Gorelov A.A., Rumba O.G., Kondakov V.L. Analysis of health indicators of students of a special medical group // Scientific Problems of Humanitarian Studies. 2008. Iss. 6. P. 28-33.

2. Ivanova G.D. Pathological conditions of the muscu-loskeletal system of students and their prevention // Concept. 2014. No. 08 (August). State reg. el. No. FS 77-49965.

3. Chermit K.D., Shakhanova A.V., Khasanova N.N. Physiological aspects of the adaptation of children and adolescents to various educational and physical culture and health technologies // Valeology. 2003. No. 4. P. 9-11.

4. Tseeva N.A., Khakunova M.M., Isakov O.I. Methods of of organizing physical culture classes with students classified for health in the physical therapy group: a manual. Maikop, 2014. 47 pp.

5. Technology of using agents of physiotherapy exercises at disturbances of musculoskeletal system at physical training lessons in special medical group / N.A. Tseeva, A.G. Zabolotny [et al.] // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Natural-Mathematical and Technical Sciences. 2017. Iss. 4 (211). P. 136139. URL: http://vestnik.adygnet.ru

6. Shepel S.P., Makarenkova T.I., Vnukova E.Yu. Features of classes with students of SMG in the framework of training sessions // News of Tula State University. Physical education. Sport. 2018. No. 1. P. 107-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.