Научная статья на тему 'Технология применения средств лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе'

Технология применения средств лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1129
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФИЛАКТИКА / НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL THERAPY / PROPHYLAXIS / DISTURBANCES OF A POSTURE / SPECIAL MEDICAL GROUP / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / CORRECTIVE EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цеева Нана Ахмедовна, Заболотний Анатолий Геннадьевич, Золотцева Елена Викторовна, Ельникова Ольга Олеговна, Ушхо Юрий Дамирович

Обосновывается целесообразность использования средств лечебной физической культуры, направленных на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих профилактику и коррекцию нарушений осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата, устранение имеющихся отклонений в состоянии здоровья студенток специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цеева Нана Ахмедовна, Заболотний Анатолий Геннадьевич, Золотцева Елена Викторовна, Ельникова Ольга Олеговна, Ушхо Юрий Дамирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of using agents of physiotherapy exercises at disturbances of musculoskeletal system at physical training lessons in special medical group

The expediency is proved of use of the agents of physiotherapy exercises aimed at the harmonious development of a musculoskeletal system, providing prophylaxis and correction of disturbances of a posture, strengthening the muscular-copular device and elimination of the available deviations in the state of health of female students of special medical group.

Текст научной работы на тему «Технология применения средств лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе»

УДК 615.825:616.7 ББК 53.541.1 Т 38

Цеева Н.А.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: nanatseeva@mail.ru Заболотний А.Г.

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания, директор центра «Здоровье» Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: Zabolotniy-tol1 @yandex.ru

Золотцева Е.В.

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983 Ельникова О.О.

Старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983, e-mail: elnikova_bastet@mail.ru Ушхо Ю.Д.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета, Майкоп, тел. (8772) 593983

Технология применения средств лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе

(Рецензирована)

Аннотация. Обосновывается целесообразность использования средств лечебной физической культуры, направленных на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих профилактику и коррекцию нарушений осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата, устранение имеющихся отклонений в состоянии здоровья студенток специальной медицинской группы.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, профилактика, нарушения осанки, специальная медицинская группа, опорно-двигательный аппарат, корригирующие упражнения.

Tseeva N.A.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: nanatseeva@mail.ru Zabolotniy A.G.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Physical Education Department, Director of the Health Centre, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, e-mail: Zabolotniy-tol1@yandex.ru Zolotseva E.V.

Senior Lecturer of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983 Elnikova O.O.

Senior Lecturer of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983, email: elnikova_bastet@mail.ru

Ushkho Yu.D.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, Adyghe State University, Maikop, ph. (8772) 593983

Technology of using agents of physiotherapy exercises at disturbances of musculoskeletal system at physical training lessons in special medical group

Abstract. The expediency is proved of use of the agents of physiotherapy exercises aimed at the harmonious development of a musculoskeletal system, providing prophylaxis and correction of disturbances of a posture, strengthening the muscular-copular device and elimination of the available deviations in the state of health offemale students of special medical group.

Keywords: physical therapy , prophylaxis, disturbances of a posture, special medical group, musculoskeletal system, corrective exercises.

Введение. По данным медицинского осмотра, ежегодно увеличивается число студентов с различными отклонениями в здоровье, имеющими заболевания органов и систем, в том числе патологий опорно-двигательного аппарата (ОДА). Многие из них имеют различного рода нарушения осанки, чаще всего - приобретенные в школьные годы боковое искривление позвоночника (сколиозы), связанные с длительным однообразным положением тела во время умственной деятельности, неудовлетворительными гигиеническими условиями, вызванные

недостатками в организации учебного процесса, снижением двигательной активности на протяжении всего периода обучения и плохим физическим развитием организма.

Таких студентов по результатам медицинского осмотра направляют в специальную медицинскую группу (СМГ) и заниматься в группах лечебной физической культуры (ЛФК). При работе с такими студентами особое внимание необходимо уделять учету индивидуальных особенностей, подбирать наиболее целесообразный вид физической активности и формы занятий лечебной физической культурой, в первую очередь определяя показания и противопоказания к выполнению тех или иных упражнений.

Правильно подобранные, специальные и корригирующие упражнения в соответствии с уровнем физического развития и физической подготовленности студентов положительно влияют на позвоночник, оказывают корригирующее воздействие на деформацию, укрепляя мышцы туловища, и тем самым способствуют формированию хорошей осанки [1, 2].

Цель работы: определить и обосновать эффективность влияния средств ЛФК, способствующих нормализации опорно-двигательного аппарата студенток, занимающихся в специальных медицинских группах.

Методы исследования

1. Разработаны и применены индивидуальные комплексы упражнений по ЛФК с учетом функциональных отклонений в организме при конкретном заболевании, наблюдаемом у студента. В лечебных целях для оказания корригирующего действия разработаны и применены специальные корригирующие упражнения, направленные на нормализацию опорно-двигательного аппарата.

2. Тестирование проводилось в процессе констатирующего и формирующего эксперимента для измерения и оценки показателей физической подготовленности и функциональных возможностей обследуемых студентов.

Использовались такие тесты, как:

- определение силовых способностей мышц спины - поднимание ног в висе на гимнастической стенке до горизонтали (количество раз);

- определение силовых способностей мышц брюшного пресса - поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз);

- определение силовых способностей мышц плечевого пояса и рук - количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (отжимание);

- определение силовых способностей мышц ног - прыжки в длину с места (см);

- уровень развития гибкости (см);

- оценка скоростных способностей - бег 60 метров с высокого старта.

На основании полученных данных рассчитывался весоростовой индекс Кетле и сравнивался с должными показателями.

В результате анализа научно-методической литературы установлено, что дыхательные упражнения при различных нарушениях опорно-двигательного аппарата повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки. С этой целью во все части занятия включались специальные дыхательные упражнения [3].

3. Наблюдения за реакцией организма занимающихся студентов проводились в течение учебного года в ответ на физические нагрузки.

Организация и методика исследования

Исследование проводилось на кафедре физического воспитания Адыгейского государственного университета. В исследовании приняло участие 50 студенток, имеющих различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Для оценки эффективности разработанной программы были сформированы две группы студенток: экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли 24 студентки с нарушениями осанки, которые занимались по специально разработанной программе, а по общепринятой программе в контрольной группе занимались 26 студенток, имеющих различные заболевания опорно-двигательного аппарата [4].

Со всеми студентками проводилась беседа о значимости осанки, ее назначении для жизненно важных систем организма и для здоровья в целом. Занимающимся студенткам рекомендовалось выполнять упражнения по мере их физических и психических возможностей, при необходимости упрощая исходные или конечные положения, а также расслабляться во время выполнения упражнений.

В ходе эксперимента использовались упражнения преимущественно малой и средней интенсивности, применялись упражнения, направленные на коррекцию нарушений осанки, и упражнения, способствующие укреплению костно-мышечной системы, оценивались правильность выполнений упражнений и формирование навыка правильной осанки.

Занятия проводились под музыку, использовались различные движения, гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки и другие средства.

Первоначально 30-40% от общего времени занятия проводились в положении сидя, лежа и в упоре стоя на коленях. Это диктуется необходимостью не только вовлечения в работу всех мышц, но и разгрузки опорно-двигательного аппарата при его патологии.

Из-за патологических отклонений в опорно-двигательном аппарате студенток в содержание первых занятий не включались упражнения на скорость, быстроту, прыжки, а также подскоки, резкие движения и движения с большой амплитудой туловищем и конечностями.

Такие упражнения для туловища, как наклоны в стороны, круговые движения, разгибания в вертикальном положении, выполнялись без рывков и в медленном темпе. Наклоны вперед выполнялись при фиксированной спине за счет движений в тазобедренных суставах.

Комплекс корригирующих упражнений включался во все части занятия и был разработан таким образом, чтобы их сложность и дозировка прогрессивно возрастали от занятия к занятию.

Использовались упражнения, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки; упражнения на укрепление мышц спины, мышц брюшного пресса, мышц боковой поверхности туловища, симметричные и асимметричные упражнения.

Продолжительность выполнения упражнений варьировалась в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся студентов.

Выявлялись субъективные ощущения сложности выполнения корригирующих упражнений, давались необходимые рекомендации для дальнейших занятий, корректировалась нагрузка в зависимости от индивидуальных возможностей организма занимающихся студенток.

Систематичное использование корригирующих упражнений на занятиях со студентками являлось основным методическим правилом.

Примеры комплексов опубликованы в печати [3].

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты нашего исследования показали, что разработанные и примененные комплексы специальных корригирующих упражнений положительно влияют на нормализацию опорно-двигательного аппарата, улучшается координация движений, укрепляется костно-мышечная система и тем самим улучшается осанка.

Так, были выявлены достоверные различия (Р<0,05) между показателями силовой выносливости мышц туловища у студентов экспериментальной группы, которые занимались по специально разработанной программе, и студентов, которые занимались по общепринятой программе в контрольной группе [5].

Улучшились показатели физической подготовленности, данные, характеризующие уровень развития гибкости в экспериментальной группе, достоверно возросли с 9,02±2,1 до 15,8±2,4 см (Р<0,05), а в контрольной - с 10,8±4,2 до 13,8±2,4 см (Р>0,05).

Если до начала эксперимента студентки экспериментальной группы сгибали-разгибали руки в упоре лежа в среднем 7,0±1,7 раз, то по окончании - 14,5±1,2 раза (Р<0,01), в контрольной соответственно - 7,1±1,5 и 11,3±2,0 раза (Р>0,05).

Результаты в скоростно-силовом тесте существенно возросли в группе студенток, занимавшихся по разработанной методике.

В прыжках в длину с места эти данные увеличились с 135,6±4,3 до 152,0±3,6 см и с 21,1±1,9 до 25,5±1,5 см (Р<0,05).

В контрольной группе эти показатели возросли незначительно (с 138,5±5,0 до 148,2±6,3 см, Р>0,05 и с 19,8±3,1 до 21,2±2,9 см, Р>0,05).

Результаты в беге на 60 м с высокого старта в экспериментальной группе улучшились с 12,5±0,3 до 11,5±0,1 с (Р<0,01), а в контрольной - с 12,9±0,3 до 12,1±0,3 с (Р>0,05).

У студенток контрольной группы также произошло увеличение исследуемых показателей физической подготовленности, но не столь значительно, как в экспериментальной группе. Принципиального изменения формы позвоночника при выполнении указанных двигательных заданий в зависимости от степени заболевания, а также от формы искривления не наблюдается.

Выводы

1. Проведенное исследование показывает, что в занятиях со студентками СМГ, имеющими нарушения осанки, основным средством коррекции являются физические упражнения, направленные на укрепление костно-мышечной системы, упражнения, направленные на улучшение координации движений, на воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Целесообразно применение статических и динамических упражнений, способствующих коррекции деформации позвоночника, дыхательных упражнений, способствующих повышению функциональной тренированности организма и общему укреплению здоровья.

2. Установлено, что разработанная методика улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата. Показатели силовой выносливости мышц туловища у студентов экспериментальной группы, которые занимались по специально разработанной программе, достоверно (Р<0,05) выше, чем в контрольной. В частности:

- показатели силовой выносливости мышцы плечевого пояса и рук у студентов экспериментальной группы составляют 7,5%, а у студентов контрольной группы - 4,0% (Р>0,05);

- показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса у студентов экспериментальной группы составили - 4,5%, а у студентов контрольной группы - 3,0% (Р>0,05);

- уровень развития гибкости у студентов экспериментальной группы составляет 6,6%, а у студентов контрольной группы - 3,0% (Р>0,05).

3. При проведении занятий со студентами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные на придание студенту правильной осанки, на нормализацию функций опорно-двигательного аппарата, по профилактике контрактур.

4. Полученные в результате исследования данные свидетельствуют, что при разработке индивидуальных коррекционно-профилактических мероприятий необходимо учитывать как вид нарушения осанки, так и функциональное состояние опорно-двигательного аппарата.

Примечания:

1. Остеохондроз позвоночника: причины появления, способы предупреждения и методика ЛФК: учеб.-метод. пособие / Н.А. Цеева [и др.]. Майкоп: Изд-во АГУ, 2005. 40 с.

2. Цеева Н.А., Хакунова М.М., Исаков О.И. Методика проведения занятий по физической культуре со студентами, отнесенными по состоянию здоровья в группу ЛФК: учеб.-метод. пособие. Майкоп, 2014. 47 с.

3. Апанасенко Г.Л., Епифанов В.А., Лубух К.Д. Врачебный контроль // Лечебная физкультура и врачебный контроль / под ред. В.А. Епифанова, Г.А. Апанасенко. М., 1990. С. 10-66.

4. Цеева Н.А., Чермит З.К. Коррекция нарушений осанки и плоскостопия у студентов специальных медицинских групп посредством лечебной физической культуры: учеб.-метод. пособие. Майкоп, 2010. 42 с.

5. Цеева Н.А. Формирование базовой физической культуры личности студенток на занятиях в специальных медицинских группах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2009. 24 с.

References:

1. Spinal osteochondrosis: causes, methods of prevention and the technique of exercise therapy: a manual / N.A. Tseeva [et al.]. Maikop: ASU Publishing House, 2005. 40 pp.

2. Tseeva N.A., Khakunova M.M., Isakov O.I. Methods of organizing physical culture classes with students, classified for health in the physical therapy group: a manual. Maikop, 2014. 47 pp.

3. Apanasenko G.L., Epifanov V.A., Lubukh K.D. Medical control // Therapeutic Physical Training and Medical Control / ed. by V.A. Epifanov, G.A. Apanasenko. M., 1990. P. 10-66.

4. Tseeva N.A., Chermit Z.K. Correction of posture and flat feet of students of special medical groups through medical physical training: a manual. Maikop, 2010. 42 pp.

5. Tseeva N.A. Formation of the basic personal physical culture of female students in the course of medical gymnastics: diss. abstract for the cand. of pedagogy degree. Maikop, 2009. 24 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.