ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
MEDICAL-PEDAGOGICAL OBSERVATIONS IN THE PROCESS OF PHYSICAL
EDUCATION OF STUDENTS
Максимова Елена Николаевна кандидат педагогических наук доцент кафедры «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт
управления - филиал г. Орёл, Россия Maksimova Elena Nikolaevna Ph.D., Associate Professor of the Department of «Physical education» Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Central Russian Institute of Management
Orel, Russia
Алексеенков Андрей Евгеньевич кандидат технических наук доцент кафедры «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт
управления - филиал г.Орёл, Россия Alekseyenkov Andrey Evgenievich Ph.D., Associate Professor of the Department of «Physical education» Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Central Russian Institute of Management
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации, содержания и задачи врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания студентов.
Abstract. The article deals with the organization, content and tasks of medical and pedagogical control in the process of physical education of students.
Ключевы/е слова: здоровье, студенты, физическая физическая нагрузка, врачебный контроль, педагогические наблюдения.
Keywords: health, students, physical exercise, medical supervision, pedagogical observations.
Специалисты физической культуры и спорта, врачи имеют самое непосредственное отношение к решению задач по повышению и укреплению здоровья обучающихся. При этом не всегда представляется возможность выделить, так сказать в чистом виде, воздействие физической культуры на организм обучающегося. Вместе с тем, в ряде случаев возникает необходимость проследить воздействие на организм студента конкретных занятий по физической культуре с целью повышения эффективности занятий.
Известно, что реакция человеческого организма на физические нагрузки может быть чрезвычайно разнообразной. Она зависит от состояния здоровья, уровня тренированности, характера нагрузки и тяжести нагрузки. Кроме этого, ответная реакция на нагрузку обусловлена целым рядом факторов, непосредственно не связанных, казалось бы, с самой по себе физической нагрузкой. Так, психологи отмечают несомненную зависимость реакции на нагрузку от эмоционального фона, на котором она выполняется: добровольно с желанием или по принуждению без желания; с элементами соревнования или без таковых; с чувством полезности и необходимости выполняемой работы или бесполезности и бессмысленности ее; с элеменатми риска и опасности или без них; соревнование с более сильными, равными или более слабыми соперниками и т.д.
В значительной мере ответная реакция на физическую нагрузку зависит от условий окружающей среды, таких, как метеорологическая обстановка, санитарно-гигиенические условия в местах занятий, состояние среды, одежды и обуви, инвентаря и т.п.
Таким образом, ответная реакция на физическую нагрузку является интегральной, производной от воздействия на организм всех факторов в момент нагрузки.
Совершенно ясно, что когда реакция на нагрузку изучается во время обследования в кабинете врача с помощью функциональных проб, смоделировав весь комплекс условий, характерных для конкретного, скажем, учебного занятия по физической культуре невозможно. Поэтому, при всей ценности функциональных проб для оценки функционального состояния организма, они не дают полного представления о реакции организма человека на физические нагрузки, встречающиеся ему в процессе учебного занятия. Вот именно поэтому возникает необходимость изучения состояния занимающихся непосредственно во время занятий.
Идея изучения состояния организма в процессе конкретной деятельности принадлежит физиологам, изучающим физиологию труда.
В спортивной медицине изучение реакции организма на тренировочные нагрузки впервые началась в нашей стране и наиболее полно было разработано сектором врачебного контроля ЦНИИФК под руководством профессора С.П.Летунова. Такая форма медицинского контроля за спортивной тренировкой получила название "врачебно-педагогический контроль в процессе тренировки". Впоследствии врачебно-педагогический контроль широко внедрился в практику медицинского контроля за физкультурой.
Основной формой медицинского контроля за физической нагрузкой во время занятия, являются врачебно-педагогические наблюдения. Врачебно-педагогические наблюдения - это исследования, проводимые совместно врачом
и преподавателем по физической культуре (тренером) непосредственно на занятиях с целью оценки воздействия на организм занимающихся тренировочных нагрузок и управления на основании этого учебно-тренировочным процессом.
Основными задачами врачебно-педагогических наблюдений являются:
1) Ознакомление с условиями, организацией и методикой проведения занятий и соревнований.
Эта задача может рассматриваться с двух позиций. С точки зрения преподавателя по физической культуре, оценка условий организации и методики проведения занятий - это прежде всего педагогическая оценка занятия, куда входит точное соблюдение утвержденного занятия, правильный выбор упражнений и их последовательности, необходимое количество повторений, соблюдение педагогических принципов обучения, плотность занятия, достижение поставленных за на занятие задач и т.д.
Оценка методики проведения занятия врачом производится всегда с медицинских позиций. Врач, оценивая методику проведения занятий решает, какое воздействие оказывает на занимающихся те или иные достоинства или недостатки в методике занятия.
Так, например, плохая дисциплина, неправильный подбор упражнений, чрезмерно большая или малая плотность занятия, неправильное распределение нагрузки по частям занятия могут повлечь за собой травмы, перенапряжение, или наоборот, недостаточное воздействие нагрузки на организм занимающихся.
Наиболее же полно методика проведения занятия может быть оценена при комплексном использовании педагогических и медицинских критериев, т.е. в том случае, когда занятие оценивают совместно специалист по физической культуре и врач.
2) Определение соответствия физической нагрузки возможностям занимающихся (их физическому развитию, состоянию здоровья, физической подготовленности.
Известно, что положительный эффект занятий физическими упражнениями проявляется только в том случае, если нагрузка на занятии соответствует возможностям занимающихся. Как превышение этих возможностей, так и неполное их использование снижает эффективность занятий по физической культуре. В первом случае возникает опасность перенапряжения, перетренировки, травм. У занимающихся может также возникнуть негативное отношение к физической культуре. Во втором случае недостаточные нагрузки, чрезмерно легкие физические упражнения не способствуют повышению тренированности и, выработке качеств двигательной деятельности и, наконец, выработке необходимых морально-волевых качеств, т.к. в этом случае занимающимся не приходится прилагать усилий для преодоления утомления для овладения новыми сложными двигательными координациями, преодолевать чувство страха при выполнении упражнений, связанных с определенным риском и т.д.
Возможности занимающихся выполнять те или иные физические упражнения, переносить те или иные физические нагрузки зависят от ряда факторов. Среди них следует отметить:
- уровень физической подготовленности занимающихся;
- их физическое развитие;
- состояние здоровья.
Для того, чтобы грамотно, с высокой эффективностью проводить занятия преподаватель по физической культуре должен достаточно точно знать состояние этих трех показателей у каждого из занимающихся в своей группе и не только знать, но и уметь так строить занятия, чтобы подбор упражнений и нагрузка на организм соответствовали возможностям занимающихся.
Задачу определения соответствия физической нагрузки возможностям занимающихся можно решить успешно при соблюдении двух условий. Первое из них - знание физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности каждого занимающегося. Система медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья позволяет не только медикам, но и преподавателю по физической культуре следить за динамикой изменения этих показателей у занимающихся. То же можно сказать и об уровне физической подготовленности.
Второе условие заключается в том, что решить вопрос о соответствии нагрузки возможностям занимающихся можно только при непосредственном наблюдении на занятиях, при выполнении ими реальных нагрузок занятия.
Педагогический анализ занятия в этом случае может показать соответствие нагрузки физической подготовленности занимающихся, т.е. определить соответствие предъявляемой нагрузки и используемых упражнений уровню физического развития, развития качеств двигательной деятельности и доступному уровню двигательных координаций. Разумеется, это в лучшей степени может сделать специалист по физической культуре.
Ответ на вопрос о соответствии физической нагрузки состоянию здоровья занимающихся способен дать лишь медицинский анализ занятия. Изучая с помощью медицинских методов исследования реакцию организма занимающихся на предъявляемые в процессе занятия нагрузки можно получить данные о величине физиологических сдвигов в организме, их характере, выявить неблагоприятные реакции вообще на нагрузку или отдельные упражнения, применяемые на занятии, определить распределение нагрузки по частям занятия, проследить процессы восстановления после окончания занятия.
Дальнейшее сопоставление данных педагогического и медицинского наблюдения занятия, совместный их анализ врачом и преподавателем по физической культуре позволит не только правильно и объективно решить вопрос о соответствии физической нагрузки возможностям занимающихся, но и принять своевременно и оперативно меры к устранению отмеченных недостатков не только в обследованной группе здоровья, но и в других группах, если эти недостатки типичны.
Совершенно очевидно, что эта задача врачебно-педагогического контроля может быть решена наиболее полноценно лишь при совместной работе преподавателя по физической культуре и врача.
1) Уточнение данных о состоянии здоровья и переносимости физических нагрузок для отдельных студентов.
Если предыдущие задачи преследуют, так сказать, преимущественно общие цели, то при решении данной задачи внимание преподавателя по физической
культуре и врача бывает направлено на отдельных студентов. Когда это бывает? Чаще всего в тех случаях, когда имеют место те или иные отклонения в состоянии здоровья занимающихся.
Выше уже упоминалось, что обследование в условиях врачебного кабинета не в полной мере может выявить функциональную приспособляемость организма человека к физическим нагрузкам. Нарушение функций органов и систем, в частности дыхания и кровообращения, может быть достаточно хорошо компенсированным в условиях покоя или при небольших физических нагрузках типа функциональных проб. Скрытую недостаточность функции в этом случае можно выявить только при более значительных физических нагрузках, которые занимающийся испытывает на занятиях по физической подготовке, да еще и при воздействии прочих факторов внешней среды.
Таким образом, врачебно-педагогические наблюдения могут способствовать диагностике скрытой недостаточности функции различных органов и систем. В других случаях врачебно-педагогические наблюдения помогут уточнить диагноз заболевания, выявить степень нарушения функции того или иного органа или системы. Все это помогает врачу более точно определить двигательный режим больного, установить необходимые лечебно-педагогические мероприятия, направленные на скорейшее выздоровление. В институте имеется определенное количество студентов, страдающих хроническими заболеваниями. Они не являются препятствием для учебы, но в определенной мере могут снижать их физическую работоспособность. Естественно, что занятия по физической культуре должны для них индивидуализироваться с учетом характера заболевания, что невозможно сделать без наблюдения за ними в процессе занятий.
Наконец, в институте имеются студенты, перенесшие острые заболевания и находящиеся в периоде выздоровления. Занятия по физической культуре для них являются прекрасным средством восстановления их здоровья и работоспособности и должны проводиться с учетом их состояния. Наблюдение за ними в процессе занятий позволяет врачу проследить за ходом их восстановления и уточнить их двигательный режим, назначить другие лечебно-профилактические мероприятия.
Таким образом, данная задача врачебно-педагогических наблюдений имеет, казалось бы, чисто врачебную направленность, однако, при ее разрешении возникает целый ряд педагогических вопросов, связанных в основном с индивидуализацией режима физической активности для обучающихся, перенесших те или иные заболевания.
Важной задачей врачебно-педагогических наблюдений является контроль за соблюдением мер по предупреждению травматизма на занятиях и соревнованиях. Нет нужды доказывать, что объективно оценить качество мероприятий по профилактике травм и умение преподавателя вести занятия можно только при наблюдении конкретных занятий. Во всей полноте оценить меры по профилактике спортивных травм на занятии возможно только при совместном наблюдении специалиста по физической культуре и врача, т.к. предупреждение травм включает в себя и педагогические аспекты (правильная страховка, подбор подводящих и подготовительных упражнений, подготовка материальной базы занятия и т.д.) и методические (учет здоровья
и состояния занимающихся, дозировка и распределение нагрузки и т.п.).
Не менее важной задачей наблюдений является контроль за санитарно-гигиеническими условиями проведения занятий по физической подготовке и спорту. Известно, что факторы внешней среды, в которой проводится то или иное занятие, могут оказывать прямое воздействие на организм занимающихся. Так, например, метеорологические условия, в которых проводятся занятия, могут способствовать повышению эффективности и благоприятному воздействию на здоровье, но могут способствовать и нарушению здоровья, снижению эффективности занятий в том случае, если преподаватель не вносит в методику проведения занятия необходимых корректив.
Точно так же благоустройство спортивного сооружения, чистота и порядок в нем, соответствие освещения, отопления, вентиляции санитарно-гигиенических норм, соответствие численности занимающихся, размерам и пропускной способности спортивного сооружения являются факторами, способствующими повышению эффективности физической подготовки, в то время, как нарушение санитарно-гигиенических требований и норм может быть причиной снижения эффективности занятий, а то и травматизма.
Немалое значение, как известно, имеет исправность и состояние снарядов, спортивного инвентаря, соответствие одежды и обуви занимающихся видами физической подготовки, не только для успешного овладения учебным материалом занятия, но и для сохранения здоровья военнослужащих.
Периодическое санитарно-гигиеническое обследование спортивных сооружений, которое проводит врач перед началом летнего и зимнего периода обучения, конечно же не решает вопроса о систематическом санитарно-гигиеническом контроле за спортивными сооружениями, одеждой и обувью занимающихся. Поэтому включение в объем медико-педагогического контроля оценки санитарно-гигиенических условий проведения занятий является одной из форм повседневного контроля за физической культурой.
Роль врача в процессе физического воспитания, спортивной тренировки чрезвычайно важная, которая заключается в участии в управлении этим процессом и его рационализации. Врач участвует в комплектовании групп занимающихся, планировании и коррекции тренировочного процесса, организации восстановительных мероприятий, в проведении воспитательной и санитарно-просветительной работы и др.
Хороший контакт медицинских работников с наблюдаемыми лицами, руководителями занятий возможен в первую очередь в результате высоких их профессиональных качеств, в стремлении и способности создания нормального психологического климата, как в самом коллективе наблюдаемых лиц, так и в отношениях их с руководителями занятий, формирования чувства взаимного доверия, что в конечном итоге принесет только положительные результаты.
Разносторонняя врачебно-педагогическая оценка занятий позволяет выявить не только недостатки, присущие какому-то одному преподавателю на каком-то одном конкретном занятии. В силу того, что методическая подготовленность большинства руководителей занятий примерно одинакова,
врачебно-педагогическое наблюдение позволяет вывить типичные для многих недостатки, что позволяет на основании выборочного посещения занятий и анализа результатов врачебно-педагогического контроля сделать выводы, справедливые для большинства занятий, и разрабатывать мероприятия, направленные на повышение качества занятий. В этом должен быть заинтересован любой преподаватель по физической культуре.
Вместе с тем, анализ результатов врачебно-педагогических наблюдений позволяет и врачу улучшить качество лечебно-профилактической работы, осуществлять контроль за состоянием здоровья занимающихся, разрабатывать мероприятия по его укреплению.
Таким образом, врачебно-педагогические наблюдения являются неотъемлемой частью физического воспитания студентов конечной целью которых является разработка практических мероприятий по усилению оздоровительной направленности, улучшению организации и методики проведения занятий по физической культуре.
Литература
1. Дубровский В. И. Спортивная медицина : учебник для студентов вузов / В. И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 1998.
2. Макарова Г. А. Спортивная медицина : учебник / Г. А. Макарова.-М.: Советский спорт, 2004.-480 с.
3. Чоговадзе А. В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте : учеб. пособие для мед. ин-тов / А. В. Чоговадзе, М. М. Круглый. - Москва: Медицина, 1977. - 175 с.
4. Физическая культура студента / Под редакцией В. И. Ильинича.-М.: Гардарики, 2003. - 448 с.
References
1. Dubrovsky V. I. Sportivnaya meditsina [Sports medicine]. Moscow, VLADOS Publ., 1998.
2. Makarova G. A. Sportivnaya meditsina [Sports medicine]. Moscow, Soviet sport Publ., 2004, 480 p.
3. Chogovadze A. V., Kruglyy M. M. Vrachebnyy kontrol' v fizicheskom vospitanii i sporte [Medical control in physical education and sport]. Moscow, Medicine, 1977, 175 p.
4. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of the student]. Ed. by V. I. Il'inich. Moscow, Gardariki, 2003, 448 p.