Литература
[1]. Агирова С.Х., Керефова З.В. Акмеологические аспекты профессионального развития личности студента в вузе // Акмеология: Спец. выпуск - 2014. - № 1-2. - С. 21-22.
[2]. Апанасенко Г.Л., Волков В.В. К проблеме распределения студентов на медицинские группы для занятий физическими упражнениями // Теория и практика физкультуры. - 1985. - № 10. - С. 45-47.
[3]. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995.
- № 4. - С. 2-8.
[4]. Бауаев К.К. Акмеологические аспекты становления профессиональной компетентности педагога //. - Акмеология: Спец. выпуск.
- 2014. - № 1-2. - С. 90-92.
[5]. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие для техникумов // - М.: Высшая школа, 1986.
- 255 с.
[6]. БодалевН.А. О задачах и направлениях современных акмеологи-ческих исследований // Акмеология. 2013. - № 3. - С. 85-90.
[7]. Виленская Т.Е., Кудаев Э.А. Принципы формирования и организации физического воспитания в специальных медицинских группах // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 1. - С. 21-26.
[8]. Дергач А.А., Гагарин А.В., Степанова Л.А. Акмеология: наука, практика, образование // Акмеология: Спец. выпуск. - 2014. -№ 3-4. - С. 22-27.
[9]. Дуранов М.Е., Чернецкий Ю.М. Общая педагогика. Курс лекций для студентов факультета физической культуры и спорта // Челябинск: Изд-во ЮУрГУ - 1999. -186 с.
[10]. Журавлева А.И. Лечебная физкультура и спортивная медицина вчера и сегодня // Лечебная физкультура и спортивная медицина. -2012. - № 4. - С. 5-12.
[11]. Ивановский Б.А. Здоровье и физическое развитие студенчества и задачи его физического воспитания // - Теория и практика физической культуры. - 1928. - № 6. - С. 11-26.
[12]. Иванов И.Л., Разумовский Е.А..К проблеме формирования концепции спортивной медицины, лечебной и адаптивной физической культуры // ЛФК и массаж. - 2003. - № 5. - С. 17-20.
[13]. Игнатьев В.Е.. Физическое воспитание // М. - 1925. - 126 с.
[14]. Кирьянова Л.А., Переверзева И.Л., Ушников А.И. Оздоровительные технологии проведения занятий в специальном медицинском отделении // Ульяновск: УлГПУ. - 2012. - 85 с.
[15]. Кудаев Э.А. Медико-биологические направления совершенствования физического воспитания студентов нефизкультурных вузов -Дисс. канд. мед. наук. - Краснодар. - 2004. - 203 с.
[16]. КостюкЮ.А. Акмеологические аспекты организации образовательного процесса высших учебных заведений // Акмеология: Спец. выпуск. - 2014. - № 1-2. - С. 115-116.
[17]. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. // М: Физкультура и спорт. 1951. - 408 с.
[18]. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека // - М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с.
[19]. Макаров В.Н. Современные проблемы педагогики физического воспитания: В материалах Всероссийского форума «Молодые ученые - 2011» // М.: Физическая культура, 2011. - С. 258-260.
[20]. Мисюков В.В. Организация физического воспитания в специальных медицинских группах: В материалах Всероссийского форума «Молодые ученые - 2011» // М.: Физическая культура, 2011. -С. 175-176.
[21]. МихалюкЕ.Л. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2013. - № 9. - С. 36-42.
[22]. Околелова В.А. Содержание и методы формирования здорового образа жизни студентов: учебное пособие // - Самара: ПГСГА, 2011. - С. 51-63.
[23]. Сайганова Е.Г. Акмеологические подходы к физической культуре в вузах // Акмеология: Спец. выпуск. - 2014. - № 3-4. - С. 154—157.
[24]. Педагогические и медицинские основы физической культуры в вузах. Ташкент. 1990 г., «Медицина» - 715 с.
[25]. «Физическая культура и здоровье». М.: 2001. - 352 с.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HEI (HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION) OF PHYSICAL EDUCATION (PE) FOR STUDENTS OF SPECIFIC GROUP.
Larissa V. Surkova - senior teacher, Physical Education and Health Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), pr. Vernadskogo, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: sd.surkov@mail.ru
Abstract
Topicality in correction of purposes and making fundamental changes in traditional models of academic pedagogical process of PE is worded. Description of classification of RANEPA students to specific medical group of therapeutic exercise (TE) is given. Basic tasks of PE in a TE group and building exercises in this group are worded. Emphasis of separate student's exercises and medical-pedagogical supervision is pronounced. Requirements for students who engage in TE groups and teachers who teach classes are worded. Necessity of development new pedagogical models and innovation that would contribute to reformation of PE in HEI is marked. Keywords: therapeutic exercise (TE), Physical Education (PE), specific medical groups, medical-pedagogical supervision, educational process, autoregulation, personal health, pedagogical acmeology.
УДК 159.99
АКТУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО
НАСТАВНИЧЕСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЕ
Тажахметова Асель Таировна - магистр очной формы обучения, кафедра акмеология и психология профессиональной деятельности, Академия РАНХиГС; пр. Вернадского 84, Москва, Россия, 117198; e-mail 88899922@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена нравственному наставничеству на государственной службе, способам взаимодействия наставника-руководителя и молодого сотрудника, только принятого на государственную службу. Показано как нравственное наставничество влияет на деятельность всего государственного органа, а также актуальность раскрытия этой проблемы в современной России на основе принятых законов и законодательных актов, способствующих укреплению нравственного наставничества на государственной службе.
Ключевые слова: наставник, нравственное наставничество, институт наставничества на государственной службе, государственная служба, авторитет, молодой сотрудник.
Введение
Добродетель найти трудно, требуется и наставник и руководитель; а порокам живо выучиваются без всякого учителя. Сенека.
В законодательных актах России последних лет отмечается необходимость усиления морально-правового влияния на поведение государственных служащих. Так, в Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» впервые с момента существования демократического государства в качестве одной из основных программы включается задача «... законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих.» [1].
В связи с этим Президентом РФ поставлена задача создать институт наставничества госслужащих в Указе от 7 мая 2012 г.№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [2].
Непременными условиями формирования высокой нравственной культуры современного наставника являются: социальная востребованность тех нравственных качеств, которые необходимы наставнику, и наличие механизма противодействия; проявлениям авторитаризма и неэтичности во взаимоотношениях с подопечными; постоянное этическое образование как неотъемлемая составляющая профессионального образования и повышения квалификации сотрудников на государственной службе; самообразование и самовоспитание как способ формирования социально востребованных нравственных качеств; «прозрачность» и открытость наставника в вопросах не только его доходов, но и поступков и действий, поддающихся моральной оценке, корреляции и воздействию; наличие четких критериев нравственной оценки и практическое использование их в процедурах отбора, расстановки и карьерного продвижения [3с.366].
С учетом профессиональных потребностей молодого сотрудника можно выделить следующие роли руководителей-наставников.
«Проводник». Обеспечит подопечному знакомство с системой данного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений организации, рассказать о государственно-общественном управлении. Наставник поможет молодому сотруднику осознать свое место в системе организации, будет осуществлять пошаговое руководство его профессиональной деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого специалиста составляет более 80%.
«Защитник интересов». Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого сотрудника атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет сотрудника от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных мероприятиях. Вклад наставника в профессиональное становление молодого специалиста составляет 60-80%.
«Кумир». Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого специалиста. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации профессиональной деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого специалиста составляет 40-60%.
«Консультант». За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого специалиста составляет 30-40%.
«Контролер». В организованной таким образом наставнической поддержке молодой специалист самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов [4 с. 45].
Способы воздействия на коллектив или отдельных людей с целью улучшения их нравственных характеристик многообразны: организационно-распорядительные методы предусматривают разработку и утверждение правил поведения, этических норм, этического кодекса, присяги, создание этических комиссий. социально-психологические методы предполагают моральное стимулирование, создание нормального морально-психологического климата, развитие у сотрудников потребности работать в соответствии с этическими принципами. методы воспитания побуждают работника к определенным действиям (убеждение и побуждение), оценивают его деятельность и поступки (поощрение и порицание), обеспечивая формирование у работников моральных качеств, необходимых для эффективного осуществления своих функций и гармоничного взаимодействия с коллегами в процессе работы [5 с.223].
Личный авторитет наставника может покоиться только на фундаменте высокой нравственной культуры в единстве трех ее компонентов: культуры нравственного сознания, предполагающей наличие таких личностных качеств, как честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность; культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, гражданам, окружающим, к самому себе; культуры поведения как воплощения нравственных убеждений и установок в конкретных поступках, в определенных формах этикета, включающих знание правил поведения, умения и ими пользоваться в конкретной ситуации и навыки, доводящие исполнение до автоматизма.
Нравственное наставничество на государственной службе осуществляется в формах организационно-распорядительного, административного, психологического, воспитательного воздействия, в целях обеспечения оптимальной реализации человеческого капитала как важнейшего фактора эффективного функционирования организации, одного из важнейших направлений социальной политики государства.
Требования к содержанию и уровню нравственной культуры специалиста в наставничестве определяются объемом и содержанием функциональных обязанностей, одними из условий успешного выполнения которых являются сформированное нормативное сознание, наличие глубоких этических знаний, убежденность в необходимости повышать уровень этичности молодых сотрудников и совершенствоваться самому, постоянное развитие не только профессиональных, но и личностных качеств, необходимых на всех этапах наставничества как составной части практической реализации кадровой политики на государственной службе.
Литература
[1]. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Указ Президента РФ от 12.08.2002.
[2]. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника Федеральной миграционной службы». Приказ ФМС РФ от 25.02.2011 № 42
[3]. Административная этика: Учебное пос. / Под ред. В.Л. Романова. - М.: РАГС, 1999. - 366с.
[4]. Антоненко В.В. Наставничество: Рек.библиогр.указ. М.: Книга, 1983. - 45 с.
[5]. Нравственные основы государственной службы России: уч. пос. / Под ред. В.М. Соколова. - М.: РАГС, 2003. - 223с.
THE RELEVANCE OF MORAL MENTORING CIVIL SERVICE
Tazhahmetova Asel Tairovna - Master full-time students, the Department of Psychology and Psychology of professional activity, the Academy RANHiGS; pr. Vernadskogo 84, Moscow, Russia, 117198; e-mail 88899922@mail.ru
Abstract
The article is devoted to the moral mentoring in the public service, ways of interaction between teacher-director and a young officer, only admitted to the public service. It is shown as a moral mentoring influences the activity of all state authority, as well as the relevance of the disclosure of this problem in modern Russia on the basis of the adopted laws and regulations that promote moral mentoring in the public service.
Tags: mentor, moral mentoring, mentoring in the public service, public service, the credibility of the young officer.
УДК 159.9.
ПСИХОГЕННОЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Терёхина Тамара Вениаминовна (Краснодар, Россия) кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии, Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере.
Аннотация
Статья посвящена ранней диагностике проявлений школьной дезадаптации. Формированию девиантного поведения у подростков и комплексу мер по профилактике.
Ключевые слова: психогенное патологическое формирование личности, школьная дезадаптация, девиантное поведение.
Педагоги образовательных школ с большим опытом практической работы практической работы с горечью отмечают, что каждый год в школу приходит всё большее количество учащихся с проблемами в развитии и поведении.
В чём причина увеличения числа детей с проблемами в развитии и поведении и какие необходимые коррекционные и профилактические мероприятия необходимо предпринимать?
Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни - следствие поражения нервной системы различного происхождения. Вредные факторы, действующие на мозг в различные периоды внутриутробного развития и после рождения ребенка, т.е. в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. На первом году жизни интенсивно формируются двигательные навыки, закладываются основы психической деятельности. Любое патологическое воздействие на мозг и организм ребенка в это время нарушает