Научная статья на тему 'Особенности обучения студенток с нейроциркуляторной дистонией на занятиях по физической культуре'

Особенности обучения студенток с нейроциркуляторной дистонией на занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНАЯ ДИСТОНИЯ / ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ / NEUROCIRCULATORY DYSTONIA / PROGRAM OF OCCUPATIONS / EXPERIMENT / HEALTH TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Демченская Людмила Григорьевна, Дутова Ирина Викторовна

Рассмотрены вопросы индивидуализации обучения студенток с нейроциркуляторной дистонией на занятиях по физической культуре. Раскрыта программа занятий для экспериментальной группы, состоящая из базового (обязательного) компонента и вариативного (основанного на использовании индивидуальных программ занятий физическими упражнениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Вера Валерьевна, Демченская Людмила Григорьевна, Дутова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENT TRAINING WITHNEUROCIRCULATORYDYSTONIA AT SESSIONS ON PHYSICAL CULTURE

Questions of individualization of training of students with neurocirculatory dystonia in physical education classes are considered. An activity program for the experimental group consisting of a basic (mandatory) component and a variational one (based on the use of individual exercise programs) is disclosed.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения студенток с нейроциркуляторной дистонией на занятиях по физической культуре»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011:378

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОК С НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНОЙ ДИСТОНИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В.В. Борисова, Л.Г. Демченская, И.В. Дутова

Рассмотрены вопросы индивидуализации обучения студенток с нейроциркуляторной дистонией на занятиях по физической культуре. Раскрыта программа занятий для экспериментальной группы, состоящая из базового (обязательного) компонента и вариативного (основанного на использовании индивидуальных программ занятий физическими упражнениями).

Ключевые слова: нейроциркуляторная дистония, программа занятий, эксперимент, оздоровительные методики.

Студенческая молодёжь представляет собой социальную группу с характерными особыми условиями деятельности, которая находится в зоне воздействия многих неблагоприятных факторов. В этот период жизни наблюдается изменение социального положения и прежнего стереотипа поведения, осмысления, организации образовательной деятельности.

Снижение показателей здоровья студентов, по словам многих авторов, в последние десятилетия получило устойчивый характер. Число студентов с отклонениями в состоянии здоровья увеличилось с 10 до 25 %, а в некоторых высших учебных заведениях страны до - 40 % студентов, поступивших на первый курс [2, 5].

К основным факторам риска, влияющим на ухудшение состояния здоровья студентов в ходе обучения можно отнести: продолжительную гиподинамию, высокое психоэмоциональное перенапряжение, нерационально подобранное питание, перенапряжение мышц, обеспечивающих рабочую позу, а также условия жизни и окружающая обстановка. Студенты, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья, которые относятся к специальной медицинской группе, особенно подвержены влиянию указанных факторов [3, 4].

Проводимые исследования показывают, что процесс обучения в высшем учебном заведении связан с уменьшением физической активности за счёт того, что увеличиваются затраты времени на образовательную деятельность. Дефицит физической активности, естественно, ведет к

снижению физической работоспособности студентов [5].

Движения в любой форме всегда действуют как оздоровительно-развивающий фактор - этим объясняется высокая эффективность большинства различных методик, форм обучения и проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в комбинации со специальными физическими упражнениями [7].

Существующая программа по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы содержит средства оздоровительной физической культуры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, профилактику и коррекцию существующих отклонений в состоянии здоровья. Однако практика применения этой программы в учебном процессе в вузе показывает, что большинство упражнений, которые содержатся в ней, не распределены и не систематизированы относительно конкретных заболеваний студентов и, прежде всего, сердечнососудистых патологий. Анализ научной литературы подтверждает недостаточное исследование проблемы индивидуализации, оздоровительной и рекреационной ценности физических упражнений для студентов с нарушениями вегетативного статуса, в особенности нейроциркуляторной дистонии [2, 3, 6, 7].

Рост количества функциональных заболеваний, отмеченных среди студентов, свидетельствует о регрессии регуляторных функций организма, нехватки адаптационных резервов для противодействия физическим нагрузкам и нервно-психическим напряжениям.

Проведение и организация занятий по физической культуре в специальной медицинской группе всегда представляет сложность, так как возникает необходимость объединить студентов, отличающихся по полу, физической подготовленности, функциональности организма и характеру заболевания. Многие авторы полагают, что в занятиях со студентами специальной медицинской группы лучше применить нозологический принцип подразделения на группы, поскольку это позволит сохранять и реализовывать индивидуальный подход к студентам с различными отклонениями в состоянии здоровья [1, 2, 5].

Анализ литературы подтверждает недостаточное исследование проблемы оздоровительной значимости физических упражнений для студентов с нарушениями вегетососудистого статуса, в особенности с вегето-сосудистой дистонией, а существующая программа занятий по физическому воспитанию в высшем учебном заведении не учитывает индивидуальные проявления вегетососудистой дистонии студентов специальной медицинской группы [1, 6, 7].

Таким образом, наблюдается определенное противоречие в осуществлении процесса физического воспитания со студентами специальной медицинской группы, которое заключается в том, что количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, с каждым годом увеличивается - это с одной стороны,

с другой стороны - методическое обоснование и обеспечение процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы не соответствует сложившейся тенденции снижения здоровья учащейся молодежи.

Опираясь на противоречия, была определена проблема исследования: каково должно быть содержание программы по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы, учитывающей возраст, пол, нозологический статус и показатели физической подготовленности данного контингента занимающихся.

В связи с выявленным противоречием сформулирована актуальность исследования: эффективность процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы не может осуществляться без использования в учебном процессе комплексных физических упражнений разной направленности, с учетом индивидуальных особенностей организма и отклонений в состоянии здоровья.

Цель исследования - разработка и теоретическое обоснование индивидуального подхода к занятиям физическими упражнениями со студентами специальной медицинской группы в зависимости от проявлений вегетососудистой дистонии.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что включение в процесс занятий по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы комплексной программы, учитывающей индивидуальные особенности организма и рациональное дозирование нагрузок, будет способствовать улучшению состояния здоровья, сердечнососудистой системы, двигательной подготовленности и физической работоспособности данного контингента занимающихся.

Программа, разработанная на этой основе, позволит индивидуализировать процесс физического воспитания студентов специальной медицинской группы в рамках учебных занятий.

Наше исследование проводилось на 26 студентках специальной медицинской группы 2-го курса 2015 года поступления разных направлений подготовки ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Возраст обследуемых 18-19 лет.

Программа для экспериментальной группы состояла из базового (обязательного) компонента и вариативного (основанного на использовании индивидуальных программ занятий физическими упражнениями) и проводилась поэтапно [1, 5].

На первом этапе (сентябрь) организационно-диагностическом была определена специально-медицинская группа, которая формировалась после результатов медицинского осмотра в начале первого семестра, в котором принимали участие терапевт, хирург, невропатолог, окулист, отоларинголог, стоматолог. Студентки, входящие в данную группу, имели заболевание - нейроциркуляторная дистония.

Организационные меры экспериментальной части работы содержали набор соответствующих воздействий на условия учебной деятельности и

активного отдыха, которые позволяли решать вопросы, направленные на оптимизацию и индивидуализацию образовательного процесса по физическому воспитанию студенток.

Данные условия обеспечили ритмичную организацию учебного процесса, рациональное чередование умственных и физических нагрузок [3-6]. В связи с чем основной задачей этого этапа работы являлось структурирование режима и расписания учебного процесса на учебный год.

На втором этапе (октябрь - ноябрь) медико-педагогическом предполагалось формирование у студенток устойчивого интереса и потребности в занятиях физической культурой путем включения в учебный процесс по физической культуре инновационных оздоровительных методик.

На этом этапе студенткам предлагались комплексы оздоровительных упражнений экспериментальной методики, которые включались в содержание занятий по физической культуре и были обязательными для всех. Целью такого комплексного применения экспериментальных упражнений было выявление индивидуальной заинтересованности студенток в том или ином виде двигательной активности (путём беседы), а также определение влияния данных упражнений на организм занимающихся. Для оценки эффективности и внесения корректив в индивидуальную программу занятий лечебно-профилактической и общеукрепляющей направленности уровень физического состояния студенток определялся через каждые 6-8 недель педагогического процесса.

Под оздоровительными методиками мы понимаем: физические упражнения, способствующие улучшению психоэмоционального, функционального состояния организма, повышению физических кондиций человека. При определении данного понятия мы, прежде всего, в основу положили принцип функционального подхода, то есть избирательно-направленного (адресного) воздействия с целью повышения оздоровительного и развивающего эффекта, с учетом уровня психического и физического здоровья человека, а также заболевания.

Основу экспериментальных оздоровительных методик составила методика аутогенной тренировки, далее следовали упражнения шиацу -пальцевые надавливания, система оздоровления Кацудзо Ниши -своеобразные настрои на здоровье, которые чередовались с исцеляющими настроями Ф.Н. Сытина, дыхательной гимнастикой, стретчингом. Кроме того, во время занятий для улучшения самочувствия и положительного эмоционального настроя использовался метод ароматерапии. Нами использовались гармонизирующие и стимулирующие смеси.

На третьем этапе (декабрь-июнь) индивидуализации с учётом установленного физического состояния, имеющегося заболевания, и личного интереса в определённом виде двигательной активности разрабатывались индивидуальные программы занятий на недельный цикл. Каждая программа состояла из двух занятий в рамках учебного расписания и двух дополнительно самостоятельных в рамках свободного времени. В

индивидуальных программах комплексно использовались упражнения общеукрепляющего характера (55-60 %) и специальной направленности (комплексы лечебной гимнастики, аутогенной тренировки, стретчинг-гимнастики и др. - 45-40 %).

В период экзаменационной сессии и каникул студенты занимались самостоятельно по индивидуальным программам физической рекреации и двигательной реабилитации.

Таким образом, включение в процесс занятий по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы комплексной программы, учитывающей индивидуальные особенности организма и рациональное дозирование нагрузок, способствует улучшению состояния здоровья, сердечно-сосудистой системы, двигательной подготовленности и физической работоспособности данного контингента занимающихся.

Список литературы

1. Актуализация антропологического образования специалистов в сфере физической культуры и спорта в современном обществе / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 33-34.

2. Алекперова А.К., Дмитриева Н.Г., Пунченок И.А. Организация и формы работы по физическому воспитанию студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Вопросы физического воспитания студентов. 1983. С. 3-19.

3. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни. Екатеринбург, 1999. 410 с.

4. Белякова Р.Н., Тимошенков В.В., Тимошенкова А.Н. Дифференциальная программа оздоровления студентов специальных медицинских групп средствами физической культуры: метод. рекомендации. Минск, 2001. 79 с.

5. Семенов Л.А., Шлыков П.В. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ // Теория и практика физической культуры. 2005. № 1. С. 43-46.

6. Сосудистый тонус и регулярные физические нагрузки / А.Д. Викулов [и др.] // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 5. С. 127-133.

7. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 38-42.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,

Демченская Людмила Григорьевна, канд. пед. наук, доц., L02081967@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,

Дутова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, доц., petyaa71@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FEATURES OF STUDENT TRAINING WITH NEUROCIRCULATORY DYSTONIA AT SESSIONS ON PHYSICAL CULTURE

V.V. Borisova, I.V. Dutova, L.G. Demchenskaya

Questions of individualization of training of students with neurocirculatory dystonia in physical education classes are considered. An activity program for the experimental group consisting of a basic (mandatory) component and a variational one (based on the use of individual exercise programs) is disclosed.

Key words: neurocirculatory dystonia, program of occupations, experiment, health techniques.

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Demchenskaya Lyudmila Grigoryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, L02081967@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Dutova Irina Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, petyaa71@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.06:378.172

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО И ЕГО РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

В.И. Веселов, А.С. Воронович, Н.М. Синютин

Представлены результаты работы по комплексу ГТО в Тульском филиале Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Приведены данные человеческого опроса, отражения мотивации студентов к выполнению нормативов комплекса. Указаны основные факторы, отрицательно выполняющие на процесс подготовки к выполнению нормативов. Приведена калькуляция расходов на непосредственную подготовку на платной основе. Даны конкретные предложения по оптимизации работы по данному направлению в вузе.

Ключевые слова: фестиваль, ГТО, данные социального опроса, динамика результатов, выполнение нормативов комплекса, материальные затраты на подготовку к выполнению нормативов ГТО.

Динамика жизни современного человека вынуждает его более ответственно относиться к своему физическому и психическому здоровью и совершенствованию. Во времена СССР для подготовки всесторонне развитых и физически совершенных людей была принята инициатива комсомола в создании комплекса физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях. Комплекс ГТО - «Готов к труду и обороне» успешно выполнял свою функцию по спортивному воспитанию молодежи. С распадом Советского Союза комплекс ГТО упразднен, однако его основная идея, направленная на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.