Научная статья на тему 'Физическая культура в вузе для студентов с ослабленным здоровьем'

Физическая культура в вузе для студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
868
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ЗАБОЛЕВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рязанова Е.А.

Для занятий физической культурой студенты с ослабленным здоровьем распределены на специальные медицинские подгруппы. У большинства участников исследования оказались заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата, а также часто встречались лица, с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы. В статье представлена организация двигательной активности на занятиях со студентами специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рязанова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES FOR STUDENTS WITH HEALTH DISORDERS

For physical education students in delicate health distributed on special medical groups. The majority of study participants were diseases and injuries of the musculoskeletal system, as well as frequently met persons with diseases of cardiovascular, respiratory and central nervous system. The article presents the Organization of motor activity in the classroom with the students of the special medical group.

Текст научной работы на тему «Физическая культура в вузе для студентов с ослабленным здоровьем»

Abstract: .Article is devoted to a research of emotional burning out of teachers. The interrelation between individual style of pedagogical activity and burning out of teachers is presented and analyzed.

Keywords: burning out, individual style of activity, pedagogical activity.

УДК376.23

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Рязанова Е.А., старший преподаватель

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация: Для занятий физической культурой студенты с ослабленным здоровьем распределены на специальные медицинские подгруппы. У большинства участников исследования оказались заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата, а также часто встречались лица, с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы. В статье представлена организация двигательной активности на занятиях со студентами специальной медицинской группы.

Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, заболевания, физические упражнения.

Известно, что правильно организованная двигательная активность -важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Это тем более справедливо по отношению к студентам, так как организованная двигательная активность помогает сохранить здоровье и служит ключевым фактором организации их досуга. Это во многом определяет их сопротивляемость к негативным средовым и социальным воздействиям. Это позволяет рассматривать двигательную активность в качестве одного из существенных факторов сохранения и укрепления здоровья сегодняшней молодежи [3, с. 6].

Цель настоящего исследования - изучение особенностей распределения студентов на специальные медицинские подгруппы и определение форм и средств физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств». Участниками исследования явились студенты I, II и III курсов с ослабленным здоровьем, посещающие физическую культуру. Их число в вузе в период сентября и октября 2016 г. составило 150 человек.

Так, в специальную медицинскую группу зачисляются студенты с различными отклонениями в состоянии здоровья. На основании диагноза заболеваний и функциональных возможностей организма они были распределены по подгруппам: «А», «Б» и «В». Из числа студентов I, II и III курсов лиц с ослабленным здоровьем выявлено 150 человек. Изучения распределения всех участников исследования на специальные медицинские подгруппы показало, что большинство студентов - 48 и 33% соответственно-относятся к специальным медицинским подгруппам «В» и «А» (табл.1).

Таблица 1. Распределение студентов с ослабленным здоровьем в специальной медицинской группе

Специальная медицинская группа (подгруппы) «А» «Б» «В» «А и В» «Б и В»

Количество студентов с ослабленным здоровьем (%) 33,3 14,7 48 3,3 0,7

Важно отметить, что подгруппа «В» включает студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: остаточными явлениями паралича, парезов, после перенесения травм верхних и нижних конечностей, с остаточными явления костного туберкулеза, деформацией грудной клетки, сколиозами.

Подгруппа «А» формировалась из студентов с заболеваниями сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной системы. Так, здесь оказалось 33,3% молодых людей (табл. 1). Эти студенты имеют такие заболевания, как: пороки сердца, малые аномалии сердца, синдром вегетативной дистонии по смешанному типу, артериальная гипертензия, анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др.), хронический бронхит, астма бронхиальная, аллергический ринит, хронические болезни миндалин и аденоидов, хронический фарингит, носовые кровотечения, хронический отит, отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха, в том числе кохлеарный неврит, потеря слуха неутонченная (в том числе глухота на оба уха), нарушения вестибулярной функции, психические расстройства и расстройства поведения, фобические тревожные расстройства, неврастения, мигрень, расстройства вегетативной (автономной) нервной системы, гидроцефалия, детский церебральный паралич, полиневропатии.

В подгруппу «Б» распределены 14% студентов из числа всех участников исследования. Это студенты, у которых имеются заболевания органов пищеварения (язвенная болезнь, хронический гастрит, колит, холецистит), печени, эндокринной и мочеполовой системы. В эту же подгруппу вошли лица со средней и высокой степенью миопии, амблиопия, малые аномалии почек, инфекция мочевыводящих путей, цистит, хронические болезни женских тазовых органов, недостаточность питания (дефицит массы тела, избыток массы тела, низкий рост, ожирение 1-2 степени, инсулинзависимый сахарный

диабет (1-2 типа), атонический дерматит, псориаз, функциональные расстройства желудка, функциональные кишечные нарушения, хронический гастрит (табл. 1).

Также в процессе исследования распределения обучающихся по подгруппам образовались смешенные подгруппы «А и В» (3,3%), «Б и В» (0,7%). У этих студентов имелись заболевания, относящиеся по диагнозам состояния здоровья к разным специальным медицинским подгруппам (табл.1).

Кроме этого, изучено распределение по каждому из курсов обучения с учетом каждой специальной медицинской подгруппы (табл. 2).

Таблица 2. Распределение участников исследования по специальным медицинским подгруппам

Специальная медицинская группа (подгруппы) «А» «Б» «В» «А и В» «Б и В»

Количество студентов с ослабленным здоровьем (%)

I курс, п = 46 чел. 41,3 21,7 34,8 2,2 0

II курс, п = 52 чел. 30,7 13,5 48,1 1,7 0

III курс, п = 52 чел. 28,8 9,6 59,6 0 1,9

Исследование показало, что студентов, относящихся к группе «А и Б» больше на первом курсе (41,3 и 21,7% соответственно). Студенты с заболеваниями, относящиеся к специальной медицинской подгруппе «В», чаще встречаются на II и III курсах, соответственно 48,1 и 59,6%.

Обращает на себя внимание, что при переходе с курса на курс - от первого ко второму и особенно к третьему году обучения - в вузе количество студентов, имеющих заболевания по подгруппе «В», стабильно увеличивается (табл. 2). К этой подгруппе относят лиц с нарушением осанки, с заболеваниями: кифоз, лордоз, сколиоз, юношеский остеохондроз, уплощение стоп, плоскостопие, вальгусная деформация стопы, врожденные и рахитические деформации грудной клетки, дорсопатии (в том числе спондилопатии), врожденные деформации позвоночника, деформации голени, бедра, юношеский (ювенильный) артрит, юношеский ревматоидный артрит, поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей [3, с. 18].

Незначительное количество человек распределилось в смешенную подгруппу «А и В» - это 2,2 и 1,7% на I и II курсах. А в подгруппе «Б и В» оказались студенты III курса (1,9%) (табл. 2).

Распределение студентов на специальные медицинские подгруппы стало определяющим в организации учебного процесса физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем. На первом этапе в специальную медицинскую группу вошли студенты из разных академических групп, разного возраста и

пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физической культурой в основной группе. Комплектование специальных медицинских групп проводилось на основе учета состояния здоровья по данным медицинского обследования текущего года. Были оформлены индивидуальные карты на студентов, занимающихся в специальной медицинской группе. В карте отражены диагноз, рекомендации и дозировка физической культуры, индивидуальные комплексы упражнений, а также возможность оценить каждому студенту свое состояние физической готовности на начало и конец года по 5-балльной шкале с использованием экспресс-тестирования. Студент может определить свою физическую готовность на начало года и оценить влияние физических упражнений на его здоровье по истечении учебного года.

Проведение занятий по физической культуре со студентами в специальных медицинских группах позволяет избежать методических и педагогических ошибок, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние студентов и их адаптацию к нагрузкам.

Практический учебный материал (физические упражнения) для данной категории студентов разрабатывался с учетом показаний и противопоказаний. Физические упражнения имели корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность. При его реализации учитывали индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности занимающегося, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными патологическими факторами. Правильно составленные комплексы физических упражнений в зависимости от заболевания являются биологическим стимулятором, усиливая защитные реакции организма; оказывают трофическое и компенсаторное действие на организм студента [1, с. 24].

На занятиях использовали упражнения, ограничивающие нагрузку на скорость, силу и выносливость. В зависимости от заболеваний включали следующие виды упражнений: ходьба, бег в сочетании с ходьбой, так как ходьба и бег имеют огромное значение в нормализации обменных процессов и кардиореспираторной системы. В основном в осенний и весенний период, когда занятия проходят в парке, дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию, а при нарушениях осанки (сколиозах), что наиболее часто встречается у студентов, включали упражнения на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание крепкого мышечного корсета), выработку навыка правильной осанки. Исключали упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя. В конце занятия, в оставшиеся 20 минут, проводили тренинги и интеллектуальные игры, которые являются хорошим средством физического развития, нормализации эмоционального состояния, совершенствования координации движений и сплочения коллектива.

Включая игры в занятия физкультуры, можно значительно снизить нагрузку за счет эмоционального фактора, а если их проводить в парке на свежем воздухе, то эффективность возрастает еще и за счет закаливающего и эмоционального факторов [2, с. 57].

Заключение. В результате проведенного исследования выявлено большинство студентов, относящихся к специальным медицинским подгруппам «В» и «А». К третьему году обучения в вузе количество студентов, имеющих заболевания по подгруппе «В», стабильно увеличивалось. Участники исследования чаще имели заболевания, которые связанны с нарушением осанки, кифоз, лордоз, сколиоз, юношеский остеохондроз, уплощение стоп, плоскостопие, вальгусная деформация стопы, врожденные и рахитические деформации грудной клетки, дорсопатии (в том числе спондилопатии) врожденные деформации позвоночника, деформации голени, бедра, юношеский (ювенильный) артрит, юношеский ревматоидный артрит, поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей. Проведение занятий по физической культуре со студентами в специальных медицинских группах позволяет избежать методических и педагогических ошибок, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние студентов и их адаптацию к нагрузкам. Практический учебный материал (физические упражнения) для данной категории студентов разрабатывался с учетом показаний и противопоказаний. Физические упражнения имели корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность и проводились с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности и состояния здоровья.

Библиографический список

1. Детков Ю.Л., Платонова В.А., Зефирова Е.В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем. СПб: СПбГУИТМО, 2008. 96 с.

2. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л.Б. Кофмана; авт.-сост. Г.И. Погадаев. М.: Физическая культура и спорт, 1998. 172 с.

3. Физкультурно-оздоровительная работа в школе в условиях ФГОС: Методическое пособие / авт.-сост.: Н.А. Склянова, Е.Б. Лейтан, О.В. Зайцева. Новосибирск: МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр», 2014. 164 с. (Здоровьесберегающее образование).

PHYSICAL CULTURE IN UNIVERSITIES FOR STUDENTS WITH

HEALTH DISORDERS

Ryazanova E.A., Senior Lecturer

Novosibirsk State University Architecture, Design and Arts

Abstract: For physical education students in delicate health distributed on special medical groups. The majority of study participants were diseases and injuries of the musculoskeletal system, as well as frequently met persons with diseases of cardiovascular, respiratory and central nervous system. The article presents the Organization of motor activity in the classroom with the students of the special medical group.

Keywords: students, special medical group, disease prevention and health improvement and corrective exercise.

УДК 159.9

МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРЫ ГОТОВНОСТИ К ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хайбуллина Д.Р., кандидат педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация: Данная статья освещает проблемы интерпретации понятий «готовность» и «мотивация», а также содержит анализ мотивационно-потребностной структуры физкультурной деятельности.

Ключевые слова: готовность, структура готовности к деятельности, мотивационно-потребностная структура деятельности.

Многомерность понятия «готовность к деятельности» и отсутствие в научной среде единой трактовки данного термина не позволяет создать единую прикладную систему готовности к физкультурной деятельности.

При определении данного понятия ученые сходятся во мнении, что это психическое состояние, выполняющее функцию регулятивного механизма. Ф. Гогунов описывает готовность как «предупредительное состояние» [1, с. 144]; Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко понимают готовность как некое состояние, сопутствующее успешному выполнению деятельности [2, с. 92]. В структуре готовности к деятельности можно выделить, помимо личностных конструктов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.