Научная статья на тему 'Оздоровительный эффект на занятиях плаванием со студентами специальной медицинской группы'

Оздоровительный эффект на занятиях плаванием со студентами специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
545
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПЛАВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / EXERCISE / HEALTH / SWIMMING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курганова Екатерина Николаевна

Особое средство физического воспитания плавание. Использование плавания со студентами специальных медицинских групп, дает выраженный оздоровительный и профилактический эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курганова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH EFFECTS IN SWIMMING STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Special physical education swimming. The use of swimming students of special medical groups provides strong curative and preventive effect.

Текст научной работы на тему «Оздоровительный эффект на занятиях плаванием со студентами специальной медицинской группы»

УДК 796.012.61

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

HEALTH EFFECTS IN SWIMMING STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Курганова Екатерина Николаевна старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Kurganova Ekaterina Nikolaevna senior lecturer of the department «Applied physical culture.»

Orel State University named after I. S. Turgenev,

Orel, Russia

Аннотация. Особое средство физического воспитания - плавание. Использование плавания со студентами специальных медицинских групп, дает выраженный оздоровительный и профилактический эффект.

Abstract. Special physical education - swimming. The use of swimming students of special medical groups provides strong curative and preventive effect.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические упражнения, здоровье, плавание.

Keywords: physical education, exercise, health, swimming.

Многообразие характера и степени отклонений в состоянии здоровья студентов специальной медицинской группы, требует иного подхода в планировании учебного процесса и конкретизации задач физического воспитания. На первом плане - сохранение и укрепление здоровья студентов, обучение их жизненно важным двигательным умениям и навыкам, содействие правильному всестороннему физическому развитию, подготовка к профессиональной деятельности, формирование установок на здоровый образ жизни.

Поэтому проблема поиска наиболее эффективных подходов физического воспитания и оздоровления студентов специальных медицинских групп, обеспечивающих восстановление нарушенных функций организма, повышение умственной и физической работоспособности в условиях учебной деятельности, в высшем учебном заведении является чрезвычайно актуальной.

Основная и решающая роль должна принадлежать средствам физической культуры [1].

Практическая реализация физической культуры может осуществляться в рамках всех общепринятых в вузах форм физического воспитания.

При планировании учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы преподаватель учитывает реальные возможности вуза, его учебно-материальную базу [2].

Уникальным средством физического воспитания является плавание, практически не имеющее противопоказаний.

Плавание - малонагрузочный вид двигательной деятельности, задействует максимальное количество мышц и мышечных групп, стимулирует функциональное развитие всех систем организма, профилактику и лечение различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, улучшает осанку. Это особенно актуально для студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, ведь именно в этих системах организма у них отмечается наибольший процент заболеваний.

Плавание - эффективное средство укрепления здоровья. Оно благотворно влияет на все системы органов, способствует закаливанию организма. Занятия носят оздоровительно-профилактический характер и включают обучение и совершенствование техники плавания.

Также при плавании возможно использование большого разнообразия движений и упражнений, что практически позволяет исключить однообразие учебных занятий (Е. Г. Михальченко, Е. Ю. Внукова, 2015). Это необходимо для большей физической активности студентов, так как пагубно сказывается гиподинамия на студента.

Гиподинамия замедляет процесс выздоровления, снижает адаптационные возможности, ухудшает процессы обмена веществ и запаса энергии в организме и т.д. Только систематические занятия физкультурой могут служить профилактическим фактором, нормализовать функциональное состояние организма студента, способствовать его выздоровлению.

Нельзя не отметить, что при общем позитивном отношении студентов, имеющих проблемы со здоровьем, к физическим упражнениям около 50% из них отрицательно относятся к занятиям физической культурой. Такое отношение определяется, прежде всего, плохой организацией занятий (36%), однообразием учебного материала (30%), невнимательным отношением педагога по физической культуре (18%) и т.д. [3].

Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки.

В настоящее время в состоянии здоровья студенчества наблюдается резкое ухудшение. Так, отклонения в состоянии опорно-двигательной системы составляют 69%, сердечно-сосудистой - 56%, пищеварительной — 56%. На сегодняшний день объективно установлено увеличение числа студентов с врожденными и приобретенными патологиями и отнесенными по этой причине к контингенту специальных медицинских групп

На основании исследования [4], с целью определения эффективности занятий плаванием со студентами специальных медицинских групп была сформирована контрольная группа студенток девушек, где занимались по традиционной программе. Занятия проходили 2 раза в неделю, и их основу составляли физические упражнения с минимальной нагрузкой и экспериментальная группа, занятия которой проходили в бассейне, два раза

в неделю по 45 минут. Использовались различные упражнения с элементами аэробики, упражнения для развития физических качеств, плавание различными спортивными стилями и т.д.

Для более качественного и рационального использования средств при построении занятий по плаванию учитывались следующие приемы:

1) выбор исходных положений; 2) подбор физических упражнений по анатомическому признаку; 3) повторяемость, темп и ритм движений; 4) амплитуда движений; 5) точность выполнения движений; 6) простота и сложность движений; 7) степень усилия при выполнении физических упражнений; 8) использование дыхательных упражнений; 9) эмоциональный фактор.

В ходе проведенного исследования у занимающихся студентов произошли достоверные изменения ^<0,05) в показателях, характеризующих мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма.

Следует отметить достоверные изменение в обеих группах таких показателей, как жизненная емкость легких ^=2,61, р<0,05), масса тела ^=2,83, р<0,05), частота сердечных сокращений в покое ^=2,57, р<0,05), после нагрузки ^=2,61, р<0,05) и в период восстановления ^=2,80; р<0,05).

Жизненный индекс в экспериментальной группе по сравнению с началом эксперимента повысился на 23,41%. Это подтверждается показателями экскурсии грудной клетки (в экспериментальной группе - 6,34, в контрольной -5,17). Индекс Кеттле в экспериментальной группе снизился до 0,383, следовательно, масса тела за время эксперимента пришла в норму.

При оценке уровня функционального состояния наблюдаются значительные изменения в показателях физической работоспособности (экспериментальная группа - ИР=5,52, контрольная группа -8,77) и в адаптационных возможностях организма (экспериментальная группа - АП=1,84, контрольная группа - 2,19).

Особо значимые различия между студентами контрольной и экспериментальной групп наблюдаются в показателях массы тела ^=2,79, р<0,05), жизненной емкости легких ^=2,84, р<0,05), частоты сердечных сокращений в покое ^=2,59, р<0,05) и после нагрузки ^=3,03, р<0,05), а также в период восстановления ^=2,95, р<0,05).

Вышесказанное подтверждает эффективность предложенных занятий в бассейне, так как данные показатели экспериментальной группы значительно отличаются от аналогичных показателей контрольной.

Таким образом, проведение занятий по плаванию со студентами с отклонениями в состоянии здоровья носит более выраженный оздоровительный эффект, чем общепринятые учебно-оздоровительные занятия, применяемые в настоящее время в вузах [4].

Литература

1. Погадаев М. Е. Физическая культура. Оздоровительная физическая культура студентов специальных медицинских групп : учебное пособие / М. Е. Погадаев, Ю. А. Поскрякова. - Уфа: Уфимская государственная академия

экономики и сервиса. 2009. - 152 с.

2. Круглий, А. В. Организация и методика проведения занятий по плаванию со студентами специального медицинского отделения [Текст] : метод. указания / А. В. Круглий, И. А. Прилюдько. - Ухта : УГТУ, 2012. - 35 с.

3. Судакова, Ю. Е. Внедрение оздоровительных методик в учебные занятия студентов специальной медицинской группы / Ю. Е. Судакова, О. В. Пархаева, Е. С. Каменек, М. В. Яценко // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2-1 (82). - С. 26-29.

4. Иванов, К. В. Эффективность занятий плаванием со студентами специальной медицинской группы / К. В. Иванов // Вестник спортивной науки: Образование, спортивная наука. -2009.- №1. - С. 56-58.

References

1. Pogadaev M. E., Poskryakova J. A. Fizicheskaya kul'tura. Ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura studentov spetsial'nykh meditsinskikh grupp [Physical culture. Wellness physical education students of special medical groups]. Ufa, Ufa state Academy of Economics and service Publ., 2009, 152 p.

2. Krugliy A. V., Prilyud'ko I. A. Organizatsiya i metodika provedeniya zanyatiy po plavaniyu so studentami spetsial'nogo meditsinskogo otdeleniya [Organization and methods of conducting classes in swimming with students of special medical Department]. Ukhta, USTU Publ., 2012, 35 p.

3. Sudakov Yu. E., Parhaeva O. V., Kaminek E. S., Yatsenko M. V. Vnedrenie ozdorovitel'nykh metodik v uchebnye zanyatiya studentov spetsial'noy meditsinskoy gruppy [Implementation of Wellness techniques in the training of students of special medical group]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - News of Altai state University, 2014, no. 2-1 (82), pp. 26-29.

4. Ivanov K. Effektivnost' zanyatiy plavaniem so studentami spetsial'noy meditsinskoy gruppy [The Effectiveness of swimming students of special medical group]. Vestnik sportivnoy nauki: Obrazovanie, sportivnaya nauka - Bulletin of sports science, Education, sports science, 2009, no. 1, pp. 56-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.