оздоровительным фитнесом студенток, проживающих в Северных регионах, что позволяет рекомендовать данную адаптированную
педагогическую оздоровительную систему для других регионов страны.
Список литературы
1. Быховская И.М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997.
2. Исаев А.А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002. 512 с.
3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е издание. М.: Изд. центр «Академия», 2010. 272 с.
Василистова Татьяна Викторовна, канд. пед. наук, leontyeva72@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский государственный технологический университет
DESIGN FITNESS TECHNOLOGY IN PHYSICAL EDUCATION COLLEGE STUDENTS
LIVING IN THE NORTHERN REGIONS
T.V. Vasilistova
The theoretical rationale and content of the variable part filling methodical software physical education college students living in the Northern regions. Experimentally proved the effectiveness of the author fitness technology in pedagogical experiment.
Key words: design, fitness technology, physical education students, adverse climatic and geographical conditions.
Vasilistova Tatiana Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, leontyeva72@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian State Technological University
УДК 796.011
АНАЛИЗ ПОСЕЩАЕМОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Ю.Л. Веневцева, Е.О. Кашмина, М.В. Байбурина
Использование средств плавания на занятиях физическим воспитанием в вузе у студентов специальной медицинской группы показало выраженный закаливающий и оздоровительный эффект, а также улучшение показателей посещаемости занятий.
Ключевые слова: учебная посещаемость, студенты специальной медицинской группы, оздоровительно-лечебное плавание, физическое воспитание в вузе.
Учебная посещаемость, под которой понимается система присутствия студентов на занятиях в целях усвоения образовательной программы, всегда является важной проблемой образовательного процесса в вузе. Учебная посещаемость относится к числу тех категорий, которые, с одной стороны, служат объектом управления образовательным процессом, с другой - во многом предопределяют образованность и воспитанность учащейся молодежи.
Посещение учебных занятий - одна из обязанностей учащихся. Недобросовестное ее выполнение сопряжено с рядом проблем самих учащихся, образовательного учреждения и общества, причем эта связь взаимно обратная.
Известно [1], что увеличивается год от года доля студентов, пропускающих занятия по болезни.
Увеличение заболеваемости в студенческом возрасте отмечают многие авторы, занимающиеся изучением здоровья учащейся молодежи [2, 3]. Выявлено, что рост заболеваемости студентов происходит на фоне заметного снижения общего уровня физического развития, что снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем, ограничивает их производственную и общественную деятельность. У студентов адаптация к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения. На этом фоне большое значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья и повышения физической работоспособности, увеличения функциональных возможностей организма будущих квалифицированных специалистов [2].
Обучение в вузе относится к категории умственного труда и отличается рядом особенностей, определяется процессом обучения, заключается в усвоении все возрастающего объема учебного материала, в накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы. Структура и условия учебной деятельности по сравнению со школьной усложняются: повышаются информационные нагрузки, усиливается
гиподинамия, усложняются межличностные отношения [3].
Во время обучения в вузе студенты подвергаются воздействию ряда как неспецифических (климатогеографических, экологических), так и специфических факторов (возрастных, физиологических и психологических воздействий, эмоциональных перегрузок, малоподвижного образа жизни). Адаптация к комплексу новых факторов сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособленных систем организма. Постоянное умственное, физическое и психоэмоциональное напряжение, а также нарушение режима труда, питания, наличие вредных привычек, часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний у студентов [4].
В условиях современной гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом организованные занятия физической культурой и спортом способствуют изменению целого ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей человеческого организма. В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности будущего выпускника к профессиональной деятельности.
Современная физическая культура полностью выполняет социальные и биологические функции по оптимизации физического состояния студенческой молодежи, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Освоение информации об укреплении и формировании здоровья, приобщение к здоровому стилю жизни, по мнению авторов [5], наиболее успешно осуществляется при активной включенности в систематические занятия физической культурой и спортом, способствующие формированию устойчивого интереса к собственному познанию и самосовершенствованию.
Известно [6], что водная среда оказывает уникальное воздействие на организм находящегося в ней человека. Выталкивающая сила ослабляет гравитационное притяжение, что уменьшает вес тела, позволяет снять нагрузку с опорно-двигательного аппарата.
Г идростатическое давление воды на венозные сосуды, ритмическое сокращение больших групп мышц, усиленное присасывающее действие диафрагмы, отсутствие статического напряжения облегчает приток венозной крови к сердцу, существенно повышается циркуляция крови, что способствует уменьшению застойных явлений во внутренних органах и активизации обмена веществ. Также стимулируется деятельность кроветворных органов, повышается количество лейкоцитов в крови -защитная функция крови увеличивается [6].
Оздоровительный эффект занятий плаванием (гидрокинезотерапия) заключается в повышении уровня функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды [7].
Водная гимнастика эффективно применяется для людей с ослабленным здоровьем [8].
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой
доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность [9].
Для выявления оздоровительного и закаливающего эффекта от занятий плаванием на базе Тульского государственного университета правели статистический и качественный анализ посещаемости занятий по физическому воспитанию среди студентов специальной медицинской группы. У 39 студентов специальной медицинской группы на протяжении двух лет обучения оценивали частоту и продолжительность пропусков занятий по болезни. Контрольную группу (КГ) составили 18 юношей, занимающихся в зале, в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 21 юноша, занимающихся плаванием.
Статистический и качественный анализ посещаемости показал, что большинство студентов специальной медицинской группы относится к вопросу посещаемости добросовестно, поскольку отсутствие на занятиях напрямую влияет на успеваемость, физическую и техническую подготовленность и на уменьшение восстановительного эффекта сниженных функций организма.
Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что к концу педагогического эксперимента у студентов, занимающихся плаванием, достоверно улучшились показатели частоты заболеваемости (ОРВИ, ОРЗ), тогда как у студентов контрольной группы произошло незначительное снижение.
Таблица 1
Динамика частоты пропусков занятий по болезни в течение педагогического эксперимента (М±т)
Продолжительность эксперимента КГ (п= 18) ЭГ (п= 21)
1 семестр 0,8±0,1 0,9±0,3*
2 семестр 0,7±0,2 0,4±0,1
3 семестр 0,7±0,2 0,4±0,2
4 семестр 0,6±0,1 0,3±0,2*
Примечание: * - достоверность различий при Р<0,05
В таблице 2 отражены статистические данные продолжительности пропусков занятий по болезни. У студентов КГ отмечалось сезонное снижение продолжительности заболеваемости в весенних семестрах. У юношей ЭГ также наблюдалась сезонная динамика показателя продолжительности заболеваемости и его достоверное улучшение к концу педагогического эксперимента.
Таблица 2
Динамика продолжительности пропусков занятий по болезни в течение педагогического эксперимента (М±т)
Продолжительность эксперимента КГ (п= 18) ЭГ (п= 21)
1 семестр 7,7±1,9 8,6±1,8*
2 семестр 6,8±2,3 5,7±2,1
3 семестр 7,7±1,2 4,6±1,9
4 семестр 5,0±1,2 4,4±1,1*
Примечание: * - достоверность различий при Р<0,05
Таким образом, на основе статистического и качественного анализа посещаемости занятий по физическому воспитанию у студентов специальной медицинской группы наблюдалась сезонная динамика показателей продолжительности заболеваемости: снижение весеннем
семестре. Кроме того, выявлен выраженный закаливающий и оздоровительный эффект от занятий плаванием: у студентов ЭГ
достоверно снизились частота и продолжительность простудных заболеваний.
Список литературы
1. Миселимян Т.Л. Мониторинг посещаемости учебных занятий как средство управления образовательным процессом: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 24 с.
2. Койносов П.Г., Толстикова Н.В., Койносов А.П. Морфофункциональная характеристика организма студентов в условиях применения спортивно-оздоровительных технологий // Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни: мат. всерос. конф. Тюмень, 2005. С. 192-194.
3. Шилько В.Г. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий // Теория и практика физической культуры. 2007. №3. С. 2-8.
4. Кабанов С.А., Гаттаров Р.У. Оценочная деятельность в проблеме двигательной активности и здоровья человека XXI века // Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Тюмень, 2005. С. 70-73.
5. Трещева О.Л., Карпеев А.Г. Спорт и здоровье: проблемы и пути их разрешения // Дети и олимпийское движение: тез. докл. и сообщений межд. науч. симпозиума. Тюмень, 1997. С. 94-96.
6. Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье. М.: ФиС, 1988. 318 с.
7. Викулов А.Д. Плавание: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 368 с.
8. Едешко Е.И., Садовская Т.Н. Комплексная система физического воспитания студентов специальных медицинских групп по нозологическим типам заболеваний: учеб.-метод. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 140 с.
9. Шувалов Ю.Н. Субъективное отношение студентов к включению психической регуляции в учебный процесс: тез. докл. XI Всесоюз. науч.-практ. конф. психологов спорта. Минск, 1990. С. 96-98.
Веневцева Юлия Львовна, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой, ulvenevtseva@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, преп., kkashmina@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Байбурина Мария Валерьевна, преп., mashOk@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ANALYSIS OF ATTENDANCE OF CLASSES IN PHYSICAL TRAINING BY STUDENTS
OF SPECIAL MEDICAL GROUP
Y.L. Venevtsevа, E.O. Kashmina, M.V. Bayburina
Use of means of swimming on occupations by physical training higher education institution at students of special medical group, showed the expressed tempering and improving effect, and also improvement of indicators of attendance of occupations.
Key words: educational attendance, students of special medical group, improving and medical swimming, physical training in higher education institution.
Venevtseva Yulia Lvovna, doctor of medical sciences, professor, head of the department, Russia. Tula, Tula state University,
Bayburina Maria Valerievna., teacher, mashOk@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, teacher kkashmina@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University