ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
К.В. ИВАНОВ,
Московский государственный областной университет
Аннотация
Образ жизни современного человека характеризуется снижением его двигательной активности. Двигательная активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественная потребность человека на всех этапах жизни, в том числе и в период обучения в вузе. Особый вид физических упражнений - плавание и его разновидности: свободное, с элементами, с имитацией спортивных стилей. Использование плавания как средства оздоровления на занятиях обусловлено прежде всего уменьшением тяжести тела человека в воде на 9/10 под действием выталкивающей подъемной силы воды. Привлечение к занятиям плаванием студентов с отклонениями в состоянии здоровья носит выраженный оздоровительный
эффект.
Abstract
The way of life of modern students is characteristic the decline of his motive activity. Motive activity -one of necessary terms of life, having not only biological but also social value. It is examined as a natural necessity of man on all of the stages of life.
The special type of physical exercises is swimming, with the imitation of sporting styles. Use of swimming as facilities of making healthy on employments are conditioned foremost diminishing of weight of body of man in water on 9/10 under the action of pushing carrying capacity of water. Bringing in to employments swimming of students with rejections in a state of health carries the expressed health effect.
Ключевые слова: здоровье, студенты, плавание, двигательная активность.
В настоящее время в состоянии здоровья студенчества наблюдается резкое ухудшение. Так, отклонения в состоянии опорно-двигательной системы составляют 69%, центральная нервной - 61%, сердечно-сосудистой - 56% и пищеварительной - 56%.
Учебная, научная, методическая работа студента относится к категории умственной, так как в процессе учебного дня перерабатывается значительный объем информации. Такой вид деятельности в системе обучения «человек - человек» на протяжении длительного времени обусловливает, во-первых, возникновение у молодежи нервно-эмоциональных состояний с большим удельным весом отрицательных эмоций. Во-вторых, основная рабочая поза студента - сидя за партой или столом - малоподвижная, без значительных мышечных напряжений. Отмеченные особенности учебной деятельности студентов обусловливают развитие утомления.
Учебный день в вузе составляет 6-8 ч. Время, затрачиваемое на самоподготовку, колеблется в среднем 3-4 ч, в период сессии возрастает до 7-8 ч.
Таким образом, если трудовым законодательством определен регламентированный рабочий день в 7-8 ч, то сумма учебного времени студентов составляет в среднем 9-10 ч в день. Это очень значительная психофизиологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.
Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособно-
сти, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки.
Анализ уровня физического состояния первокурсников в течение 2003-2007 гг. показал, что количество студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, увеличилось с 14,8 до 33,7%, а освобожденных -с 3,7 до 5,1% (р <0,05) (рис.1).
□ 2004 □ 2005 □ 2006
Рис. 1. Распределение студентов первых курсов вузов г. Москвы по медицинским группам (п = 368)
Примечания: 1 - основная группа; 2- подготовительная группа; 3 - специальная группа; 4 - освобожденные.
1
Данные факты обусловлены образом жизни современного человека, прежде всего, снижением его двигательной активности.
Двигательная активность человека - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.
Особый вид физических упражнений - плавание: свободное, с элементами облегчения (ластами, пенопластовыми и пластмассовыми дисками, плотиками, надувными резиновыми предметами), с имитацией спортивных стилей (кроль, брасс и др.). Использование плавания как средства оздоровления на учебнотренировочных занятиях обусловлено прежде всего уменьшением тяжести веса тела человека в воде на 9/10 под действием выталкивающей подъемной силы воды, что приводит к комфортности выполняемой нагрузки.
Цель проводимого исследования - установление эффективности методики проведения занятий плаванием со студентами специальных медицинских групп.
Для определения степени влияния занятий плаванием на оздоровление студентов 17-19 лет, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, было изучено их физическое состояние (физическое развитие, функциональная подготовленность).
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью педагогического наблюдения, антропометрии, методов индексов, методов функциональной диагностики.
Для студентов с отклонениями в состоянии здоровья занятия по физической культуре имеют весьма важное значение. Обычно они проводятся в специаль-
ных группах. Основную массу этих групп составляют студенты, страдающие заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В лечении таких больных применяются разнообразные средства и методы, но особое место в восстановлении их здоровья и повышении общей работоспособности занимает физическое воспитание.
Распространенная в настоящее время в высших учебных заведениях методика физического воспитания утомительна для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Студентам 1 курса специальных медицинских групп было предложены вместо традиционных занятий 2-разовые занятия в бассейне. Из желающих заниматься плаванием была сформирована экспериментальная группа (п = 22 девушки).
Занятия плаванием со студентами состояли из трех частей: вводной, основной и заключительной. Полный цикл включал четыре основных раздела, отражающих общие и частные особенности разрабатываемой методики. Нагрузки строились по возрастающему принципу. В первой половине занятий увеличение и уменьшение нагрузки выражены меньше, чем во второй. В течение первой четверти занятия нагрузка возрастает, а на протяжении последней четверти - снижается. На основную часть занятия приходится 50% всего времени (рис. 2).
Для более правильного использования средств плавания при построении методики учитывались следующие приемы: 1) выбор исходных положений; 2) подбор физических упражнений по анатомическому признаку; 3) повторяемость, темп и ритм движений; 4) амплитуда движений; 5) точность выполнения движений; 6) простота и сложность движений; 7) степень усилия при выполнении физических упражнений; 8) использование дыхательных упражнений; 9) эмоциональный фактор.
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
123456
10 15 20 15 15 15
1256
24 32 18 16
0
20
40
60
80
100
Рис. 2. Модели занятий со студентками контрольной и экспериментальной групп:
1 - общеразвивающие упражнения; 2 - упражнения для развития физических качеств; 3 - свободное плавание; 4 - плавание спортивными способами; 5 - отдых; 6 - подвижные игры
сд
1
С целью определения эффективности занятий плаванием со студентами специальных медицинских групп была сформирована контрольная группа (п = 23 девушки), где занимались по традиционной программе (занятия проходили 2 раза в неделю, и их основу составляли физические упражнения с минимальной нагрузкой).
В ходе проведенного исследования у занимающихся студентов произошли достоверные изменения (р<0,05) в показателях, характеризующих мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма.
Следует отметить достоверные изменение в обеих группах таких показателей, как жизненная емкость легких (1=2,61, р<0,05), масса тела (1=2,83, р<0,05), частота сердечных сокращений в покое (1=2,57, р<0,05), после нагрузки (1=2,61, р<0,05) и в период восстановления (1=2,80; р<0,05). Жизненный индекс в экспериментальной группе по сравнению с началом эксперимента повысился на 23,41%. Это подтверждается показателями экскурсии грудной клетки (в экспериментальной группе - 6,34, в контрольной - 5,17). Индекс Кеттле в экспериментальной группе снизился до
0,383, следовательно, масса тела за время эксперимента пришла в норму. При оценке уровня функционального состояния наблюдаются значительные изменения
в показателях физической работоспособности (экспериментальная группа - ИР=5,52, контрольная группа -8,77) и в адаптационных возможностях организма (экспериментальная группа - АП=1,84, контрольная группа - 2,19).
Вышесказанное подтверждает эффективность предложенной методики, так как рассмотренные показатели экспериментальной группы значительно отличаются от аналогичных показателей контрольной.
Особо значимые различия между студентами контрольной и экспериментальной групп наблюдаются в показателях массы тела (1=2,79, р<0,05), жизненной емкости легких (1=2,84, р<0,05), частоты сердечных сокращений в покое (1=2,59, р<0,05) и после нагрузки (1=3,03, р<0,05), а также в период восстановления (1=2,95, р<0,05).
Таким образом, проведение занятий плаванием у студентов с отклонениями в состоянии здоровья носит более выраженный оздоровительный эффект, чем общепринятые учебно-оздоровительные занятия, применяемые в настоящее время в вузах.
Литература
1. Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 4. - С. 65-67
1аа)