УДК 615.825
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ МИОПИИ У СТУДЕНТОВ THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING FOR MYOPIA IN STUDENTS
Богословская Дарья Сергеевна
студент
факультет "Математика, информатика и физика" Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия BogoslovskayaDaryaSergeevna
student
faculty ""Mathematics, computer science and physics"" Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Ткачева Елена Георгиевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Tkacheva Elena Georgievna candidate of pedagogical sciences, associate professor
department «<Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние лечебной физической культуры при миопии у студентов.
Abstract. This article discusses the impact of therapeutic physical training in myopia in students.
Ключевые слова: физическая культура, миопия, близорукость, гимнастика.
Keywords: physical culture, myopia, myopia, gymnastics.
Для восприятия информации о состоянии окружающего нас внешнего мира служат сложные и совершенные нервные приборы - органы чувств. К ним относится и орган зрения - глаза. Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря зрению. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии [3, с. 277].
Данная тема очень актуальна за счет того, что миопия - самая распространенная аномалия рефракции, при которой нарушаются зрительные функции, заболеванием страдает каждый шестой человек. Преимущественно,
этой болезнью страдают студенты, потому что, большую часть своего времени они проводят за компьютером выполняя работы, происходит огромная нагрузка на глаза [2, с. 207].
Комплекс физических упражнений играет главную роль в развитии миопии и ее прогрессировании, именно занятия спортом способствуют улучшению здоровья всего тела и активизируют его функции, благодаря чему укрепляется склеральная оболочка глаза и увеличивается работоспособность цилиарной мышцы. Ведущее место в системе физического воспитания студентов занимают занятия, секции физической культуры. Профилактика включает комплекс оздоровительных мер медицинского, педагогического, педагогического характера: физические упражнения, рациональное питание, режим дня, в том числе и учебных нагрузок, чередование физических активности и отдыха. Основные задачи ЛФК при близорукости: улучшение кровоснабжения в тканях глаза; тренировка глазодвигательных мышц; активизация функций дыхательной и сердечно сосудистой систем; повышение общей работоспособности студентов; профилактика нарушений осанки; общее укрепление организма [1, с. 86].
Близорукость, миопия (от греч. «мио» - щуриться и «опис» - взгляд, зрение) -один из недостатков рефракции (рефракция - преломляющая сила оптической системы глаза; измеряется условной единицей - диоптрией.) глаза, в результате чего люди, подверженные этому заболеванию, плохо видят отдалённые предметы. Близорукость чаще всего развивается в школьные годы, во время учёбы. Она связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии, особенно при недостаточном или неправильном освещении и в плохих гигиенических условиях. За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло [3, с. 117].
Когда вы почувствуете, что ваше зрение ухудшается, то надо немедленно принять определенные меры (возможно, пересмотреть свой режим). В противном случае болезнь будет прогрессировать, произойдет значительная потеря зрения.
Стало известно, что миопия - занимает одно из первых мест, перечини распространенных заболеваний для студентов как России, так и других стран. С переходом студента на старший курс прослеживается прогрессирование близорукости. Молодым людям рекомендовано заниматься лечебной физкультурой для того чтобы укрепить свое здоровье, для большего физического развития организма и для профилактики.
Данные особенные физические упражнения, которые приведены ниже, надо выполнять не менее 3-4 раз в неделю, дабы добиться результата улучшения зрения и чтобы болезнь не прогрессировала.
1. Исходное положение - сидя. Крепко зажмурив глаза на 3-5 сек., а затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.
2. И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.
3. И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторять 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком
расстоянии.
4. И.п. - стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
6. И.п. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 - 12 раз.
7. И.п. - сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4-6 раз).
Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза проводится по методу, называемому «метка на стекле». При выполнении упражнения «метка на стекле» занимающийся в очках становится у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На этом стекле, на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3-5 мм. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, пациент намечает какой-либо предмет для фиксации, затем поочерёдно переводит взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение проводится два раза в день в течение 25-30 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин., последующие два дня - 5 мин., а в остальные дни - 7 мин.
Затем чтобы разобраться, какие оставляют о гимнастике для глаз при близорукости отзывы, нами были проанализированы сообщения пользователей на крупнейших посвященных плохому зрению форумах Рунета (рис.1). Все оставленные пользователями сообщения условно разделены на следующие категории:
1) гимнастика помогает;
2) гимнастика для глаз при близорукости помогает, но слабо;
3) помогает остановить ухудшение зрения;
4) пустая трата времени;
5) только начал пробовать.
В общем случае получилось добиться следующих результатов:
Рис. 1. Опрос пользователей 88/132
Как мы видим по диаграмме, больше 40% пользователей форумов утверждает, что гимнастика для глаз при близорукости помогает им улучшить зрение. В то же время практически везде отмечалось, что на положительный результат не стоит рассчитывать раньше 3-12 месяцев, а также при нерегулярном выполнении упражнений.
Бросилось в глаза, что почти нет отзывов, где люди говорят о полном восстановлении близорукости. Добиться единицы, в основном, получилось у тех, кто имел зрение не ниже -1.0.
К нашему большому удивлению, о бесполезности гимнастики для глаз для улучшения зрения говорит только 19 % комментаторов. Многие из них делали упражнения не больше месяца и, не увидев результатов, отказались от тренировок.
Порядка 12% участников форумов уверено, что упражнения помогают, но не слишком эффективны. Распространены улучшения зрения на пол диоптрии.
Из приведенной статистики напрашивается закономерный вывод, что гимнастика для глаз при близорукости почти в половине случае помогает людям улучшить зрение и остановить его падение. Мы считаем, что стоит попробовать делать упражнения. В любом случае мы ничего не теряем
Литература
1. Бахнова Т. В. Реабилитация слабовидящих детей средствами физической культуры // Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры : материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург : ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2015. С. 19-27.
2. Губанцева И. Б. Физическая подготовка студенток с ослабленным здоровьем на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /И. Б. Губанцева. Тула, 1999. 207с.
3. Замашнюк Е. В. Организационно-педагогическое обеспечение зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности детей с амблиопией и косоглазием : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. В. Замашнюк. СПб., 2005. 277 с.
References
1. Bakhnova T. V. [Rehabilitation of visually impaired children by means of physical culture]. Sovremennye tendencii razvitiya fizicheskoj kul'tury, sporta i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern tendencies of development of physical culture, sports and adaptive physical culture: materials of the international scientific and practical conference]. St. Petersburg, Leningrad state University named after him. Pushkin Publ., pp. 19-27. (In Russian).
2. Gubantseva I. B. Fizicheskaya podgotovka studentok s oslablennym zdorov'em na osnove ucheta ozdorovitel'noj ehffektivnosti nagruzok. Diss. kand.ped. nauk [Physical training of students with weakened health on the basis of the account of improving efficiency of loadings. Dis. cand.ped. sci.]. Tula, 1999., 207p.
3. Zamashnyuk E. V. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie zritel'noj perceptivnoj gotovnosti k uchebnoj deyatel'nosti detej s ambliopiej i kosoglaziem. Diss. kand.ped. nauk [Organizational and pedagogical provision of visual perceptual readiness for the learning activities of children with amblyopia and strabismus. Diss. cand.ped. sci.].St. Petersburg, 2005, 277p.