Научная статья на тему 'Роль коммуникативных компетенций в процессе формирования современного специалиста'

Роль коммуникативных компетенций в процессе формирования современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникативных компетенций в процессе формирования современного специалиста»

исследовательская деятельность

нашего контингента. Деятельность по повышению коммуникативной культуры в рамках реализации требований ФГОС в данном направлении может быть успешной только в одном случае — если образовательно-воспитательный процесс будет строиться целенаправленно, если от практики разрозненных мероприятий мы перейдем к целенаправленному планированию и построению воспитательного и образовательного про-

екта, когда все мероприятия будут нанизываться на единый стержень — формирование коммуникативной культуры как части культуры специалиста и человека.

1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. — URL: http://government.ru/docs/15965/.

роль коммуникативных компетенций в процессе

ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕцИАЛИСТА

Н. В. Ардашева, кандидат педагогических наук, старший методист ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

В настоящее время изменения социально-экономических условий диктуют необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Развитие производства требует от специалиста не только углубления профессиональных знаний и умений, но и развития профессионально и социально важных качеств. Возрастают требования к качеству выполняемой работы, функциональным и социальным способностям специалиста, к квалификации работника в целом. Исходя из этого, обеспечение высокого качества подготовки специалистов среднего профессионального образования в процессе реализации компетентност-ного подхода является одной из самых актуальных научно-теоретических и практических проблем [1, с. 283].

По мнению И. А. Зимней, компетентностный подход заключается в формировании у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную самореализацию в профессии и обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2].

Таким образом, компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки личности и специалиста. В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование современной модели специалиста среднего профессионального образования.

В современной ком-петентностной модели специалиста среднего профессионального образования определяются следующие компетенции: общие (универсальные, ключевые, «надпрофессио-нальные») и профессиональные (предметно-специализирован-ные).

Обратимся к классификации общих, ключевых компетенций, предложенных А. В. Хуторским. Ученый выделяет семь ключевых компетенций: 1) ценностно-смысловые компетенции; 2) общекультурные компетенции; 3) учебно-познавательные компетенции; 4) информационные компетенции; 5) коммуникативные компетенции; 6) социально-трудовые компетенции; 7) компетенции личностного самосовершенствования [3].

Таким образом, на основании предложенной А. В. Хуторским классификации общих, ключевых компетенций коммуникативная компетенция — это общая, ключевая компетенция, определяющая владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, знакомство с различными социальными ролями.

При наличии сформированных коммуникативных компетенций обучающиеся осуществляют взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, обладают сформированными умениями ее отыскивать,

преобразовывать и передавать, выполняют различные социальные роли в группе и коллективе, умеют применять телекоммуникационные технологии для получения результата (электронная почта, Интернет).

Коммуникативные компетенции специалиста складывается из двух составляющих — общих и специальных коммуникативных компетенций. У тех обучающихся, чья профессиональная деятельность не связана с организацией и осуществлением коммуникации, в процессе обучения осуществляется формирование общих коммуникативных компетенций. Общие коммуникативные компетенции являются частью социализации личности. Они характеризуют способность повседневных практик информационного взаимодействия как в бытовой, так и в профессиональной сфере. В профессиональной сфере деловое общение подразумевает «межличностную зону профессиональной коммуникации» [1, с. 14], процесс социального взаимодействия, направленный на организацию и оптимизацию производственной, научной, коммерческой деятельности. Деловое общение рассматривается нами во взаимодействии таких регистров, как техника ведения беседы, телефонное общение в деловых целях, деловая корреспонденция, деловая документация и контракты, деловая встреча, презентация, техника ведения переговоров и средства массовой информации, ориентированные на деловой мир профессиональной сферы специалиста.

Профессиональным коммуникаторам (педагоги, медицинские работники, юристы (правоведы и т. д.), помимо общих, необходимы еще и специальные коммуникативные компетенции. Последние представляют собой своеобразный высокий уровень коммуникативных знаний, умений и навыков, которые необходимы коммуникатору для выполнения профессиональных функций. Профессиональное общение будущего специалиста основывается на языке той профессиональной сферы деятельности, в которой будет работать специалист. Специальные коммуникативные компетенции требуют специальной подготовки.

Формирование специальных коммуникативных компетенций мы рассмотрим на примере специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», подготовка специалистов которой осуществляется в нашем техникуме. Юрист (базовой подготовки) должен обладать коммуникативными компетенциями: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребите-

лями (ОК 6), соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения (ОК 11), осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК 1.2), консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты (ПК 1.6). Представленные профессиональные коммуникативные компетенции способствуют качественному выполнению служебных, профессиональных обязанностей. Специалист сможет успешно решать коммуникативные задачи, которые будут возникать в процессе его работы (устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными категориями граждан, уметь внимательно слушать, доходчиво и понятно объяснять, структурировать и объективно оценивать полученную информацию, обладать способностью располагать к себе людей). Кроме того, необходимо знание социальных норм, позволяющих специалисту ориентироваться в ситуации коммуникативного взаимодействия. И если выделенные нами общие компетенции возможно формировать и развивать в процессе аудиторных занятий и внеаудиторной деятельности обучающихся на учебных дисциплинах общеобразовательного, общепрофессионального, профессионального цикла, профессиональных модулях, то для формирования профессиональных компетенций необходимо организовать практическое взаимодействие, погружение обучающихся в реальную профессиональную деятельность, в которой требуется выход из нестандартных ситуаций, решение производственных проблем.

Таким образом, в процессе формирования современного специалиста среднего профессионального образования коммуникативная компетенция может являться как общей, так и специальной (профессиональной компетенцией). Это связано прежде всего со специальностью, по которой осуществляется профессиональная подготовка обучающегося. Более углубленное формирование коммуникативной компетенции осуществляется как при изучении профессионального цикла, так и в процессе практической деятельности обучающегося. Являясь ключевой (общей), коммуникативная компетенция закладывает ту основу, пласт знаний, умений обучающихся, которые будут способствовать формированию профессиональных компетенций специалиста.

Коммуникативные компетенции имеют важное значение как в процессе развития личности будущего специалиста, так и в становлении

востребованного на современном рынке труда профессионала. Формирование и развитие коммуникативных компетенций не заканчивается с окончанием среднего профессионального образования, оно продолжается на протяжении всей жизни человека и профессионального роста специалиста.

1. Боцманова Н. В. Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования // Теория и практика образования в

современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург, декабрь 2014 г). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 283-286.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эйдос. — 2007. — URL: http:www.eidos.ru.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. — 2002. — URL: http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm.

4. Чуб Е. В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. — 66 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНыХ КАЧЕСТВ

обучающихся в процессе исследовательской работы в музее истории техникума

С. В. Мажирина, преподаватель, руководитель музея техникума ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

В федеральном государственном образовательном стандарте одним из требований к подготовленности выпускников закономерно выступает «владение нормативной культурой речевого общения на родном и иностранном языках в бытовой, научной и производственной сферах» [1].

В связи с этим вспоминаются слова М. М. Бахтина о том, что «язык, слово — это почти все в человеческой жизни» [2]. Интересный парадокс: социальный запрос на сформи-рованность коммуникативной компетентности в обществе растет, а уровень культуры в этом направлении у студентов заметно отстает. Поэтому в профессиональном образовании важное место занимает совершенствование коммуникативных качеств в процессе формирования личности студента.

Позволю напомнить определение понятия коммуникации И. О. Хуторского: «Коммуникация — это специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс пе-

Жить — значит участвовать в диалоге.

М. М. Бахтин

редачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю» [3].

Может ли помочь в совершенствовании коммуникативных качеств обучающихся музей истории образовательного учреждения? Опыт показывает — безусловно. Для этого необходимо, чтобы музей стал социокультурным пространством, способным вобрать в себя сферу внеурочной деятельности, которая по своей сути очень разнообразна: это не только музейные уроки, заседания кружков, работа клубов, творческих мастерских, проведение экскурсий, но и серьезная исследовательская деятельность студентов. Есть глубокая уверенность, что в таком социокультурном пространстве возможна результативная и эффективная работа по разным воспитательно-образовательным направлениям. В музее истории Кемеровского коммунально-строительного техникума работа по совершенствованию коммуникативных качеств обучающихся успешно осуществляется в процессе исследовательской деятельности в рамках студенческого клуба «Поиск». Исследовательская деятельность подрастающего поколения входит в число приоритетных направлений, определяющих современную политику государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.