Научная статья на тему 'Совершенствование коммуникативных качеств обучающихся в процессе исследовательской работы в музее истории техникума'

Совершенствование коммуникативных качеств обучающихся в процессе исследовательской работы в музее истории техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование коммуникативных качеств обучающихся в процессе исследовательской работы в музее истории техникума»

исследовательская деятельность

востребованного на современном рынке труда профессионала. Формирование и развитие коммуникативных компетенций не заканчивается с окончанием среднего профессионального образования, оно продолжается на протяжении всей жизни человека и профессионального роста специалиста.

1. Боцманова Н. В. Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования // Теория и практика образования в

современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г Санкт-Петербург, декабрь 2014 г). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 283-286.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эйдос. — 2007. — URL: http:www.eidos.ru.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. — 2002. — URL: http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm.

4. Чуб Е. В. Компетентностный подход в образовании. Современные технологии обучения, ориентированного на действие. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2009. — 66 с.

совершенствование коммуникативных качеств

обучающихся в процессе исследовательской работы в музее истории техникума

С. В. Мажирина, преподаватель, руководитель музея техникума ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

В федеральном государственном образовательном стандарте одним из требований к подготовленности выпускников закономерно выступает «владение нормативной культурой речевого общения на родном и иностранном языках в бытовой, научной и производственной сферах» [1].

В связи с этим вспоминаются слова М. М. Бахтина о том, что «язык, слово — это почти все в человеческой жизни» [2]. Интересный парадокс: социальный запрос на сформи-рованность коммуникативной компетентности в обществе растет, а уровень культуры в этом направлении у студентов заметно отстает. Поэтому в профессиональном образовании важное место занимает совершенствование коммуникативных качеств в процессе формирования личности студента.

Позволю напомнить определение понятия коммуникации И. О. Хуторского: «Коммуникация — это специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс пе-

Жить — значит участвовать в диалоге.

М. М. Бахтин

редачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю» [3].

Может ли помочь в совершенствовании коммуникативных качеств обучающихся музей истории образовательного учреждения? Опыт показывает — безусловно. Для этого необходимо, чтобы музей стал социокультурным пространством, способным вобрать в себя сферу внеурочной деятельности, которая по своей сути очень разнообразна: это не только музейные уроки, заседания кружков, работа клубов, творческих мастерских, проведение экскурсий, но и серьезная исследовательская деятельность студентов. Есть глубокая уверенность, что в таком социокультурном пространстве возможна результативная и эффективная работа по разным воспитательно-образовательным направлениям. В музее истории Кемеровского коммунально-строительного техникума работа по совершенствованию коммуникативных качеств обучающихся успешно осуществляется в процессе исследовательской деятельности в рамках студенческого клуба «Поиск». Исследовательская деятельность подрастающего поколения входит в число приоритетных направлений, определяющих современную политику государства.

Направления исследовательской деятельности клуба «Поиск» в 2015-2016 гг.:

- основные проблемы молодежи;

- история развития и становления специальностей нашего техникума;

- поисковая работа по ветеранам;

- знаменитые выпускники техникума;

- В. И. Заузелков — наша гордость.

Для того чтобы деятельность обучающихся стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании обучающегося. На заседаниях члены клуба знакомятся со структурой исследовательской работы, требованиями к ее оформлению, особенностями научного стиля, методами проведения самостоятельного исследования через тесты, анкеты-опросники, учатся основам научного исследования.

Исследовательская работа студента состоит из следующих этапов:

1. Предварительный этап:

- формулировка темы исследования;

- выбор методов исследования.

2. Проведение исследования, написание работы:

- сбор информации по теме;

- анализ и систематизация материала;

- обобщение и формулирование выводов исследования;

- оформление результатов исследования в виде связного, логически продуманного текста.

3. Представление результатов исследования:

- составление тезисов для публичной презентации результатов исследования;

- публичное выступление перед оппонентами с соблюдением регламента.

Совершенствование коммуникативных качеств возможно на всех этапах исследовательской работы студентов, но особенно активно происходит в процессе публичной презентации, во время которой студент сталкивается с другими взглядами на проблему, и это, по нашему мнению, один из весомых стимулов к совершенствованию коммуникативных качеств обучающихся, так как возникает необходимость доказать свою точку зрения, отвечать на вопросы, порой очень сложные и неожиданные. Соблюдать правила ведения дискуссии перед широкой аудиторией также непросто.

Общение, являющееся одной из важных потребностей человека, представляет собой очень сложный процесс, тем более если речь идет о деловом, профессиональном общении, вызванном необходимостью установления и разви-

исследовательская деятельность -

тия контактов с другими людьми в совместной деятельности. С точки зрения психологии общение состоит из составляющих: коммуникации — обмена информацией, интеракции — выработки стратегии поведения, перцепции — восприятия и понимания другого участника общения. Все эти навыки отрабатываются в процессе защиты результатов исследования.

Анализируя работы обучающихся, можно утверждать, что исследовательская деятельность наиболее полно вобрала в себя не только исследовательское сотрудничество (с преподавателем, студентами, информантами), но и умение излагать материал в устной и письменной формах, в процессе чего тренируется логика, вырабатываются навыки корректного (с позиций лингвистических и социокультурных норм) ведения спора.

Члены клуба с удовольствием занимаются творчеством, основанным на исследовательской работе, потому что знают, что лучшие работы станут частью музейной экспозиции и ребята-экскурсоводы будут использовать этот бесценный материал, рассказывая о славных страницах истории нашего техникума.

В состав клуба входят в основном студенты гуманитарных специальностей, но в перспективе наша цель — сделать музей центром культурного, нравственного и эстетического развития обучающихся всех специальностей. Уже сейчас ребята приносят в клуб свои стихи, песни, художественные работы, занимаются исследовательской и поисковой работой, принимают участие в научно-практических конференциях, проводят самостоятельно экскурсии по музею для студентов других групп, дарят музею свои работы. Следует отметить, что в процессе творчества приходит важнейшее понимание того, что правдивая реальность более гармонична, чем придуманное и искусственное, поэтому важная особенность исследовательских работ членов клуба — это высокая степень достоверности фактов и событий.

Эффективность проделанной работы очевидна. Члены клуба «Поиск» более коммуникабельны, умеют работать в группе, умеют представить себя, ответственны, умеют распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. Несомненно, стоит отметить и рост количества призовых мест, которые занимают студенты на научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня.

Овладение исследовательскими методами, совершающееся в социокультурной среде музея истории техникума, мы рассматриваем как одно

- исследовательская деятельность

из перспективных средств совершенствования коммуникативного потенциала личности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования с внесением изменений в соответствии с приказом Минобразования России от 29 декабря 2014 г. № 1645.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Берштейн и

Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.

3. Библия парадоксов. Парадокс — это истина, поставленная на голову, чтобы на нее обратили внимание: Афоризмы и мысли выдающихся людей/ авт.-сост. В. Н. Зубков. — М.: АСТ: Астрель: Хранитель. 2008. — 475 с.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. — 2002. — 23 апреля. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm .

изучение истории края и генеалогии семьи как средство совершенствования

коммуникативной компетенции обучающихся

Т. С. Калугина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Одной из наиболее важных задач на современном этапе развития образования является формирование коммуникативной компетенции. Овладение коммуникативной компетентностью — необходимое условие формирования социально активной личности. Важной формой формирования коммуникативной компетенции является учебно-исследовательская деятельность обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности [1].

Коммуникативная компетенция включает в себя языковой, социокультурный, учебно-познавательный компоненты. В процессе учебно-исследовательской работы происходит совершенствование всех составляющих коммуникативной компетенции.

Примером формирования коммуникативной компетенции на учебных дисциплинах «История» и «Обществознание» могут служить проекты «Мое генеалогическое древо», «Мой прадед — герой Великой Отечественной войны» и «Моя малая родина».

Проект «Мое генеалогическое древо» выполняется в рамках учебно-исследователь-

ской деятельности студентов по теме «Семья». Представляет собой мини-исследование, во время работы над которым ведущую роль играют самостоятельность студентов, их активность, инициативность, увлеченность и умение результативно выстраивать общение с информантами. При подготовке генеалогического древа обучающиеся формируют представления о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную кровную и духовную связь. Студенты знакомятся с новыми фактами из истории семьи, выявляют отличительные черты рода (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий, таланты, предрасположенности и т. д.).

Практическим результатом работы над составлением генеалогического древа является презентация, которая может проходить в форме конференции, где студенты выступают в роли специалистов в области генеалогии. Участники делают сообщения о своей семье, обмениваются мнениями, определяют, кому удалось собрать больше информации об истории своего рода (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации). Живой обмен идеями, мнениями, взглядами дает студентам возможность познакомиться с различными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.