в сборнике «Как жить на свете не любя». Решили написать сценарий и поставить спектакль. Получили высокую оценку поэтов, авторов сборника, приглашенных в качестве зрителей и участников спектакля. Вместе с поэтами Борисом Бурмисгро-вым и Александром Катковым обсудили сценарий к 70-летию Победы и провели вечер в ЦДЛ.
А с каким волнением шли на творческий вечер поздравить с юбилейной датой Бориса Ва-
сильевича Бурмистрова. Ребята подготовили литературную композицию на стихи поэта и представили ее в виде спектакля.
Высокое назначение поэзии — пробуждать в людях чувство любви к ближнему, умение сострадать, понять и прийти на помощь, воспитывать патриотические чувства к своему народу, к своей Родине. Этому великому делу и посвящается наша совместная с поэтами работа.
ИГРОВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ НА БИНАРНОМ УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
А. Ю. Бородкина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
В связи с новыми условиями развития общества меняется подход к образованию в целом и языковому образованию в частности. Иностранный язык становится средством межкультурной и профессиональной коммуникации. Знание иностранного языка — это уже не удел немногих узких специалистов, это требование к любому профессионалу. Поэтому при обучении английскому языку ставится цель не только обеспечить студентов определенным уровнем знаний, но и развивать умения, навыки общения на иностранном языке, формировать готовность к саморазвитию и самообразованию в профессиональной сфере.
Таким образом, основная цепь изучения иностранного языка в современном мире — это формирование коммуникативной компетенции, то есть изучение иностранного языка как средства межличностного общения.
«Коммуникативная компетенция — это способность решать средствами иностранного языка актуальные для обучающихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фазами языка и речи для реализации целей общения» [1]. Главными компонентами коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) навыки, которые включают в себя говорение, чтение, аудирование, письмо. Совершенствовать эти навыки можно как с помощью традиционных методов (работа с текстом, письменные упражнения, разговорная речь — диалогическая, монологическая), так и с помощью организации игровых обучающих ситуаций. Это
не только активизирует работу обучающихся на аудиторных занятиях, но и значительно облегчает формирование коммуникативной компетенции. Такие занятия способствуют творческому и профессиональному развитию обучающихся, так как в ходе игровых ситуаций формируются и профессиональные компетенции специалиста [2].
Обучающиеся становятся активными участниками общения, пытаются решить реальные и профессиональные задачи. На уроках обучающимся предлагаются ситуации и даются задания, которые позволяют им применять на практике накопленный лексический, грамматический материал, а также совершенствовать коммуникативные и профессиональные навыки.
Игровые ситуации на уроках иностранного языка могут варьироваться в зависимости от темы, цепи урока, уровня подготовки обучающихся.
Например, обучающиеся первого курса проводят опрос и описывают увлечения и хобби однокурсников; студенты 2-го курса рекламируют свою специальность (это может быть представление рекламного буклета, презентации, рекламного ролика на иностранном языке); на 3-м курсе в рамках изучения раздела «Деловой английский» студенты пробуют себя в роли работодателей или соискателей на вакантную долж-
66
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №2 (53) 2017
носгь. Игровые ситуации на четвертом курсе основаны на решении производственных проблем в сфере будущей профессиональной деятельности, поэтому возникает необходимость преподавателю иностранного языка сотрудничать с преподавателями профессиональных дисциплин. Одним из вариантов такого сотрудничества может стать бинарный урок.
В Кемеровском коммунально-строительном техникуме преподаватели иностранного языка и профессиональных дисциплин активно взаимодействуют. Для развития устойчивого интереса обучающихся к специальности и формированию готовности к будущей профессиональной деятельности разработаны самостоятельные задания с опорой на материалы профессионального модуля; задания на иностранном языке для прохождения учебной практики; проведен бинарный урок по теме «Электронный теодолит: устройство, поверка, измерение горизонтальных углов» (специальность «земельно-имуществен-ные отношения»), в рамках которого студенты выполняли практическую работу с теодолитом, пользуясь инструкцией на иностранном языке. Со студентами 4-го курса специальности «са-
дово-парковое и ландшафтное строительство» был проведен бинарный урок на тему «Элементы строительства и дизайна ландшафтного объекта», на котором обучающимся нужно было понять задание на иностранном языке, в соответствии с ним выполнить макет ландшафтного объекта и представить его на английском языке.
Организация игровых обучающих ситуаций на бинарных уроках не только способствует развитию коммуникативных умений обучающихся в изучении иностранного языка, но и, как показал опыт, является эффективным способом формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.
1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. // http://methodologicaLterms.academic.ru/659/KOMMy-НИКАТИВНАЯ_КОМПЕТЕНЦИЯ.
2. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 349-351.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Н. С. Захарова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности, т. е. профессионально-коммуникативная компетентность — основное требование работодателей к выпускникам профессиональных образовательных организаций.
В связи с этим перед педагогическим коллективом стоит задача организации условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования, в том числе и освоение наиболее трудной коммуникативной компетенции ОК 6 «Работать в коллективе и коман-
де, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами».
Одной из трудностей профессионального образования является то, что студенты недостаточно активны в учебном процессе и не всегда способны самостоятель-но организовывать собственную учебную деятельность. Между тем хорошо известна истина, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельного добывания знаний. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое раз-
<гОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №2 (53) 2017
67