Научная статья на тему 'Игровая обучающая ситуация на бинарном уроке как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся'

Игровая обучающая ситуация на бинарном уроке как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровая обучающая ситуация на бинарном уроке как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся»

в сборнике «Как жить на свете не любя». Решили написать сценарий и поставить спектакль. Получили высокую оценку поэтов, авторов сборника, приглашенных в качестве зрителей и участников спектакля. Вместе с поэтами Борисом Бурмисгро-вым и Александром Катковым обсудили сценарий к 70-летию Победы и провели вечер в ЦДЛ.

А с каким волнением шли на творческий вечер поздравить с юбилейной датой Бориса Ва-

сильевича Бурмистрова. Ребята подготовили литературную композицию на стихи поэта и представили ее в виде спектакля.

Высокое назначение поэзии — пробуждать в людях чувство любви к ближнему, умение сострадать, понять и прийти на помощь, воспитывать патриотические чувства к своему народу, к своей Родине. Этому великому делу и посвящается наша совместная с поэтами работа.

ИГРОВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ НА БИНАРНОМ УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

А. Ю. Бородкина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

В связи с новыми условиями развития общества меняется подход к образованию в целом и языковому образованию в частности. Иностранный язык становится средством межкультурной и профессиональной коммуникации. Знание иностранного языка — это уже не удел немногих узких специалистов, это требование к любому профессионалу. Поэтому при обучении английскому языку ставится цель не только обеспечить студентов определенным уровнем знаний, но и развивать умения, навыки общения на иностранном языке, формировать готовность к саморазвитию и самообразованию в профессиональной сфере.

Таким образом, основная цепь изучения иностранного языка в современном мире — это формирование коммуникативной компетенции, то есть изучение иностранного языка как средства межличностного общения.

«Коммуникативная компетенция — это способность решать средствами иностранного языка актуальные для обучающихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фазами языка и речи для реализации целей общения» [1]. Главными компонентами коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) навыки, которые включают в себя говорение, чтение, аудирование, письмо. Совершенствовать эти навыки можно как с помощью традиционных методов (работа с текстом, письменные упражнения, разговорная речь — диалогическая, монологическая), так и с помощью организации игровых обучающих ситуаций. Это

не только активизирует работу обучающихся на аудиторных занятиях, но и значительно облегчает формирование коммуникативной компетенции. Такие занятия способствуют творческому и профессиональному развитию обучающихся, так как в ходе игровых ситуаций формируются и профессиональные компетенции специалиста [2].

Обучающиеся становятся активными участниками общения, пытаются решить реальные и профессиональные задачи. На уроках обучающимся предлагаются ситуации и даются задания, которые позволяют им применять на практике накопленный лексический, грамматический материал, а также совершенствовать коммуникативные и профессиональные навыки.

Игровые ситуации на уроках иностранного языка могут варьироваться в зависимости от темы, цепи урока, уровня подготовки обучающихся.

Например, обучающиеся первого курса проводят опрос и описывают увлечения и хобби однокурсников; студенты 2-го курса рекламируют свою специальность (это может быть представление рекламного буклета, презентации, рекламного ролика на иностранном языке); на 3-м курсе в рамках изучения раздела «Деловой английский» студенты пробуют себя в роли работодателей или соискателей на вакантную долж-

66

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №2 (53) 2017

носгь. Игровые ситуации на четвертом курсе основаны на решении производственных проблем в сфере будущей профессиональной деятельности, поэтому возникает необходимость преподавателю иностранного языка сотрудничать с преподавателями профессиональных дисциплин. Одним из вариантов такого сотрудничества может стать бинарный урок.

В Кемеровском коммунально-строительном техникуме преподаватели иностранного языка и профессиональных дисциплин активно взаимодействуют. Для развития устойчивого интереса обучающихся к специальности и формированию готовности к будущей профессиональной деятельности разработаны самостоятельные задания с опорой на материалы профессионального модуля; задания на иностранном языке для прохождения учебной практики; проведен бинарный урок по теме «Электронный теодолит: устройство, поверка, измерение горизонтальных углов» (специальность «земельно-имуществен-ные отношения»), в рамках которого студенты выполняли практическую работу с теодолитом, пользуясь инструкцией на иностранном языке. Со студентами 4-го курса специальности «са-

дово-парковое и ландшафтное строительство» был проведен бинарный урок на тему «Элементы строительства и дизайна ландшафтного объекта», на котором обучающимся нужно было понять задание на иностранном языке, в соответствии с ним выполнить макет ландшафтного объекта и представить его на английском языке.

Организация игровых обучающих ситуаций на бинарных уроках не только способствует развитию коммуникативных умений обучающихся в изучении иностранного языка, но и, как показал опыт, является эффективным способом формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.

1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. // http://methodologicaLterms.academic.ru/659/KOMMy-НИКАТИВНАЯ_КОМПЕТЕНЦИЯ.

2. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 349-351.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Н. С. Захарова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности, т. е. профессионально-коммуникативная компетентность — основное требование работодателей к выпускникам профессиональных образовательных организаций.

В связи с этим перед педагогическим коллективом стоит задача организации условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования, в том числе и освоение наиболее трудной коммуникативной компетенции ОК 6 «Работать в коллективе и коман-

де, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами».

Одной из трудностей профессионального образования является то, что студенты недостаточно активны в учебном процессе и не всегда способны самостоятель-но организовывать собственную учебную деятельность. Между тем хорошо известна истина, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельного добывания знаний. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое раз-

<гОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №2 (53) 2017

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.